Опыт педагогической деятельности своей школы или учителя

Педагогический опыт работы учителя начальных классов.
статья на тему

В статье представлен опыт педагогической деятельности по теме «Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках».

Скачать:

Вложение Размер
opyt_raboty.doc 67 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №5 Тарасян М.А.

Тема инновационного педагогического опыта:

«Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках».

Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите представить вам свой педагогический опыт.

Я — учитель, первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Родители ребенка доверяют мне самое дорогое – своих детей. И моя обязанность – оправдать это доверие. Растут мои ученики. Им на смену приходят другие. Вместе с ними расту и я, постигая секреты педагогического мастерства.

В национальной образовательной инициативе «Наша Новая школа» подчеркивается, что сегодня важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни, и поэтому одной из основных задач в моей работе — активизация познавательной деятельности младших школьников.

Обозначенную проблему считаю актуальной и социально значимой, поскольку процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах его деятельности.

Таким образом, новизна моей работы в применении системы приемов, форм, практического содержания и психологических подходов , влияющих на развитие мотивационной потребности и познавательного интереса к обучению младших школьников.

Знаю, что и моих коллег сегодня интересует проблема «Активизация познавательной деятельности школьников», поэтому, имея собственные наработки в этом направлении, обобщаю и распространяю педагогический опыт среди своих коллег, демонстрируя открытые уроки, выступая на заседаниях методического объединения, педсоветах и семинарах.

Любой учитель знает, что заинтересовать младшего школьника учебной деятельностью не просто, но если интерес есть, то положительный результат будет обязательно.

Для меня принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

Я в своей работе использую следующие средства активизации познавательной деятельности, которые вы видите на слайде.

Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому стремлюсь организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Стараюсь как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока. Таким образом побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству» помогают мне нетрадиционные (нестандартные ) формы организации урока.

Я думаю, вы согласитесь со мной, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие, и поэтому каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам 2 класса даю неожиданное задание – 37 умножить на 5, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию. Действует таинственный механизм творчества. Каждый идет своим путем: одни начинают умножать с десятков, другие – с единиц, третьи используют сложение. Для детей внетабличное умножение – совершенно новый материал, поэтому у школьников проявляется самостоятельность в выборе действий. Далее я рассматриваю вместе с учениками разные способы решения. Ученики сами определяют, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направить и вести учеников в их поиске.

Особое внимание уделяю постановке вопросов. Ставлю вопросы так, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. Например: «Что вы можете сказать о числе 7?», «Расскажите все, что вы знаете об этой букве?», «Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе» и т.п. Я не задаю параметров мыслительной деятельности – ученики сами определяют все, что надо сказать о числе, букве, произведении. Я спокойно реагирую на ответы, не говорю сразу, прав или нет ученик, об этом должны сказать дети. Мои ученики приучены отвечать не мне, а классу, выражая свое мнение: «Я думаю…», «Я считаю…», «Я согласен с ним, но хочу добавить…», «Я не согласен с ним…». Такая работа сплачивает детский коллектив, развивает внимание и уважение к суждениям других учеников. Учащиеся способны свободно общаться, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Так мои дети приучаются жить и работать не «рядом», а «вместе».

Эффективными средствами развития интереса к учебному предмету являются занимательность , дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
  • задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
  • задачи со сказочным сюжетом.

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Ещё большую активность у учащихся наблюдаю при использовании интеллектуальных игр . Даю им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Как сделать учебный процесс более интересным? Где найти инструмент, отвечающий запросам современных школьников?

Знакомство с технологией проблемного диалога (идеи которого восходят ещё к Сократу и Руссо) стало для меня ключом к успешной работе. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ. Я не говорю детям слова «Неверно», «Неправильно», «Не думаешь», они заменяются личностно-значимыми и уважительными «Ты так думаешь, а кто думает иначе…». При этом я признаю право каждого ребёнка на самоценность, индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их в разнообразной и интересной для него деятельности, формируя тем самым регулятивные УУД.

Такая форма проведения урока формирует метапредметные умения, развивает исследовательские способности, способствует формированию коммуникативных качеств ребенка. А это все отвечает требованиям стандартов второго поколения. Так же могу с уверенностью заявить, что дети на таких уроках максимально усваивают новый материал, ибо невозможно не понять то, что ты открываешь сам.

В школьном методическом сборнике напечатаны разработанные мною уроки с использованием данной технологии.

В систему моей педагогической деятельности входит использование информационно-коммуникационных технологий, эл ектронных образовательных ресурсов, интернет ресурсов, различных мультимедийных приложений – это электронные приложения к учебникам, интерактивные таблицы. Авторские компьютерные презентации подготовлены мной по математике, русскому языку, окружающему миру, а так же для проведения внеклассных мероприятий.

Огромные возможности перед учителем открывает внедрение в учебный процесс программы для интерактивных досок. Возможности этой программы и педагогический творческий подход позволили мне самостоятельно составить дидактические игры, эффективно использовать их на различных этапах уроков для формирования познавательного интереса учащихся.

Приём использования инструмента «ширма» на интерактивной доске прост и любим детьми.

Для тренировки зрительной памяти, запоминания орфограмм есть « волшебное перо », с помощью которого запись исчезает через несколько секунд.

Так с прошлого года мой класс стал участником эксперимента по введению электронного журнала, поддерживаемого Министерством образования

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь: «НЕ НАВРЕДИ!»

Должна заметить, что эффективность использования ИКТ уже в 1 классе ощутимая. Меня радуют успехи моих учеников, их желание и готовность учиться, познавать, а это главное в обучении. Им интересно! А интерес – двигатель познания.

При работе над проектами мои ученики вместе обсуждают и формулируют цель работы, план действия и результат. Одной из форм представления выполненной работы является презентация в ходе научно- практической конференции «Шаг в будущее» для учащихся начальной школы.

Сейчас я работаю в 1 классе и мои исследователи еще очень маленькие, но они уже умеют сравнивать, находить факты, доказывать свою точку зрения и принимать точку зрения другого человека.

Для определения уровня познавательной активности учащихся проведена диагностика в начале и в конце 4 класса.

Сравнительный анализ показал рост познавательной активности школьников.

Но для меня все таки, как и для всех вас, самым главным показателем работы являются успехи учеников.

Различные приёмы и методы, используемые мною в своей работе, способствуют активизации познавательного интереса у школьников и получению высоких результатов обучения.

Мои ребята являются участниками и победителями многих школьных олимпиад и конкурсов .

Я горжусь своими учениками. Они вдохновляют меня работать над собой, идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

За годы своей педагогической деятельности определила для себя заповеди, по которым живу и работаю:

  • люби своих учеников;
  • помогай ребенку чувствовать себя уверенно;
  • найди самое лучшее, что есть в ученике, и постарайся развить.

Нет никакой профессии лучше, чем выбранная однажды мной профессия учитель.

Источник

Описание педагогического опыта работы
статья

Описание педагогического опыта работы

Скачать:

Вложение Размер
opisanie_opyta_raboty_trunina_m.v._-_2019_god.docx 97.15 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта работы

учителя начальных классов МОУ «Cредняя школа № 25» г. о. Саранск Труниной Марины Викторовны

Тема опыта: Активизация познавательной деятельности младших школьников.

Ученик – это не сосуд,

который надо заполнить, а
факел, который надо зажечь.

1. Актуальность и перспективность опыта

Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

Согласно стандартам второго поколения учитель должен развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия, создавать такие условия, которые позволят развивать у учащихся разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.

Современное общество поставило перед образованием ряд проблем. « Активизация познавательной деятельности учащихся» – одна из них. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.

2.Условия формирования опыта

На идею формирования педагогического опыта оказали влияние следующие факторы:

  • требования ФГОС НОО
  • изучение методической литературы
  • изучение опыта коллег
  • курсы повышения квалификации
  • участие в работе городских методических объединений

Данные последних лет показывают, что у значительной части учащихся, сегодня, наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления. Телевидение, радио, интернет привлекают детей в большей степени, чем современные учебники. Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие снижение грамотности и культуры учащихся, снижение мотивации учебной деятельности, что затрудняет успешное решение приоритетных задач, стоящих перед школой.

Это наталкивает на поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников.

Что должен делать учитель, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка? Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

3.Теоретическая база опыта

Проблема активизации познавательной деятельности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания.

Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили. Большое внимание проблеме активизации познавательной деятельности уделяют и современные отечественные педагоги и психологи.

«Школы, писал Ж.Пиаже, должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».

В научной литературе описаны условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших школьников.

Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной активности и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Изучив теоретические источники, пришла к выводу, что процесс обучения должен быть направлен на успех . Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню.

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4. Технология опыта

К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание». Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.

Изучив ряд источников, я определила следующие цели и задачи.

Цель моего опыта: решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

1) формировать положительную мотивацию учения;

2) обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка;

3) развивать личностный потенциал учащихся;

4) формировать умение самостоятельно добывать знания;

5) создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения , продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы, придать материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным.

Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным». Я, как и многие учителя, ищу способы, «оживляющие» уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока, применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество, креативность, современные технологии, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.

Я попытаюсь проанализировать то, что дало положительный результат, насколько эффективными оказались методы и приёмы, используемые мною для повышения уровня познавательной активности учащихся.

1. Анкетирование, наблюдение.
Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Для того, чтобы выявить уровень интереса у учащихся я провожу анкетирование детей и родителей на первом этапе обучения. Кроме анкет для исследования интересов я использую метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала; какие виды учебной деятельности наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов; при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность на уроке; каким предметам отдают приоритет. Это помогает мне наметить образовательный маршрут для своего подопечного. Ведь самая главная задача учителя, формирующего познавательную активность:

• быть внимательным к каждому ребенку;
• уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы;
• создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

2. Игровая деятельность.

Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Как показала многолетняя практика, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – нет «зевающих» на уроке.

Дидактические игры и другой занимательный материал (загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, головоломки) применяю на разных уроках. Это даёт положительный результат. Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.

3. Интеграция.
Важным методом активизации познавательной деятельности является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция помогает расширить тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей конечно же сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

На своих уроках я активно использую межпредметные связи. Так на уроках математики (при решении задач) обращаю внимание на правописание и лексическое значение тех или иных слов; или же даю интересные сведения из жизни животных и растений, предметов окружающего мира. Часто интегрирую уроки чтения и изобразительного искусства; применяю музыкальное сопровождение уроков, при этом ненавязчиво ввожу детей в мир классики и искусства. Всё это развивает познавательную активность, снижает утомление и напряжение на уроке.

4. Создание нестандартных ситуаций.

Развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения. Так наряду с традиционными формами обучения я провожу и нетрадиционные уроки.

Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. В своей практике часто использую такие приёмы, как урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний.

5. Парно-групповая работа.

Создать благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке помогают мне групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное; в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подход а в условиях массового обучения , где у каждого ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать на практике и представлять найденный совместно результат.

6. Проблемное обучение.

Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.
Проблемное обучение–решение поисковых задач, постановки перед учащимися задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, решение задач познавательного характера.

Задача учителя — учить думать, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать сопоставления и выводы. Я стараюсь придерживаться принципа: «Плохой учитель тот, который преподносит истину, хороший — учит её находить». На каждом уроке создаю какую-то трудность, проблему, которую дети решают в процессе урока.

7. Проблемно-модульная технология

Эта технология подразумевает самостоятельное достижение учащимся конкретных учебных целей в процессе работы с модулем во время урока. Учитель при этом выступает как организатор самостоятельной работы школьников, участник совместной исследовательской деятельности. Технология направлена на полное усвоение знаний каждым учеником. Самостоятельно достигаются конкретные учебно-познавательные цели в процессе работы с модулем, получая от учителя в письменной форме советы: где найти, как овладеть, как проверить. Изменяется форма общения учителя с обучающимися, оно происходит как посредством модулей, так и непосредственно с каждым индивидуально. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.

Успех применения модульного обучения зависит от качественного содержания в них учебных элементов, так как ученик работает в первую очередь с ним. Реализация обучения осуществляется через дифференциацию содержания и организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой. Отмечаются четкие действия каждого ученика, активность и самостоятельность действий, поиск проблем и выработка путей их решения.

8. Использование ИКТ.

Развитие познавательной активности учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Применение ИКТ позволяет:

  • повысить уровень мотивации учащихся;
  • повысить эффективность урока;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения;
  • использовать большое количество наглядного материала;
  • успешно осуществлять контроль знаний;
  • развивать поисковую деятельность, инициативность, творчество

В своей практике использую мультимедийные презентации для объясне ния новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации. ИКТ использую для проведения физминуток, музыкального сопровождения уроков, широко применяю во внеурочной деятельности.

Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету, развивает восприятие, память, внимание, мышление, воображение, даёт возможность учителю подготовить богатейший материал к уроку.

9. Исследовательская и проектная деятельность.
Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

Мои учащиеся с удовольствием включаются в проектную деятельность. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам ребята часто готовят сообщения, добывая информацию из различных источников (справочников, энциклопедий), подбирают картинки, наблюдают, расспрашивают родителей, вместе с ними готовят презентации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…».

Со своими исследовательскими работами дети выступают на ШНПК, где нередко становятся победителями и призёрами, принимают участие и на муниципальном уровне.

Такая деятельность формирует жизненный опыт, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет обеспечивать рост личности ребенка. Школа проектов – это школа будущего.

10. Внеурочная деятельность

Познавательная активность развивается не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе. Усилить интерес к предмету помогает внеурочная деятельность, кружковая работа, познавательные экскурсии, театрализованные представления, праздники, КВНы, викторины, конкурсы, олимпиады, что способствует развитию интеллекта, словарного запаса, творческих и художественных способностей каждого ученика, вносит в процесс обучения радость и удовлетворённость собой.

Все учащихся моего класса занимаются внеурочной и кружковой деятельностью, являются активными участниками творческих, интеллектуальных конкурсов, других внеклассных мероприятий.

5. Анализ результативности опыта.

Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика.

Усвоение программного материала составляет 100%. Качество знаний за последние два года постепенно растет: математика: 65%-71% ; русский язык: 63%-68% ; окружающий мир: 72%-79% ; чтение: 72%-80% (см.Приложение)

Неплохие результаты класс имеет на школьном и муниципальном уровне. Дети заняли призовые места в предметных олимпиадах, на конкурсе исследовательских работ, в творческих конкурсах; активными участниками являются в общешкольных мероприятиях (см. Приложение)

Ребята активно принимают участие в региональных, всероссийских и международных интеллектуальных и творческих конкурсах, где нередко становятся победителями и призёрами. (см. Приложение)

Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах урока и внеурочной деятельности, максимальное использование самостоятельности позволили мне обеспечить положительную динамику роста учащихся в интеллектуальном, личностном и социальном плане.

Я пришла к выводу, что решением проблемы является создание психолого-педагогических условий, в которых каждый обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я»

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Мне очень нравятся слова И. В. Метельского «Познавательная активность – это активная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности»

Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
  • дифференцировать объем домашних заданий;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

А трудность опыта в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1) Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

2) Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога , которому небезразлична судьба своих учеников.

В заключение мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую в работе семинаров и секций муниципального уровня, провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет.

Публикации размещены на сайтах:

1.Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.

2.Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии как фактор модернизации учебного заведения //СПО – 2004 — №6 – С.2
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2010.

4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 2011.
6 . Бордовская Н.В., Доринская Л.А., Костромина С.Н.Современные образовательные технологии/учебное пособие.-М.:Кнорус, 2012.- 432с.

7.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества//М.,2000

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.

9. Ратанова, Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. — 1990. — №5. — С. 81-88.

10. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М. Народное образование, 1998 г.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 53 с.

8. Наглядное приложение: конспект открытого урока (см. ниже)

видеозапись театрализованного представления «Печки-лавочки», достижения учащихся, положительная динамика качества знаний.

победы и призовые места — 28

победы и призовые места – 11

победы и призовые места — 1

победы и призовые места – 126

победы и призовые места – 39

Положительная динамика уровня качества знаний учащихся

Источник

Читайте также:  Отдел обуви свое дело
Оцените статью