Логика практикум
Осуществите превращение следующих суждений
Все аспиранты бывшие студенты.
Это общеутвердительное суждение, которое превращается в общеотрицательное, путем перемены качества на противоположное. Следовательно, суждение принимает следующий вид:
Ни один аспирант не является не бывшим студентом.
Произведите обращение следующих суждений
Все адвокаты (S) юристы (P).
Это суждение общеутвердительное (А). Общеутвердительные суждения преобразуются в частноутвердительные (I) путем перестановки местами субъекта и предиката. В результате получаем:
Некоторые юристы – адвокаты.
Сделайте вывод путем противопоставления предикату из следующих суждений
Исходное суждение : Истинный ученый скромен (А).
Преобразованное суждение : Ни один нескромный человек не является истинным ученым (Е).
Определите вид суждений:
(1. Соединительное суждение; 2. Разделительное суждение;
3. Условное суждение; 4. Эквивалентное суждение)
1. «Если знаешь свое дело, то не страшны ни какие трудности»?
2. «Лишь при условии отличной успеваемости вы можете стать отличником учебы»?
3. «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям»?
4. «Свидетель может дать истинные или ложные показания»?
Определите распределение терминов в суждениях:
(1. S — распределен, Р — не распределен; 2. S и Р распределены; 3. Ни S ни Р не распределены; 4. S — не распределен, Р -распределен)
«Все студенты второго курса успешно сдали экзамены»
«Некоторые студенты второго курса не отличники»
«Ни один студент второго курса не является неуспевающим»
«-.Некоторые студенты второго курса сдали экзамены с оценкой «отлично»
К какому виду относится суждение:
(1. Суждение существования; 2. Единичное суждение; 3. Утвердительное суждение; 4. Атрибутивное суждение; 5. Общее суждение;
6. Суждение отношения; 7. Отрицательное суждение;
8. Частное суждение.)
1. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности»?
2. «Каждый из родителей старше своих детей»?
3. «Бытие определяет сознание»?
4. «Ихтиандр не мог не чувствовать одиночества» (А. Беляев)?
5. «Научная организация труда повышает его производительность»?
К какому виду относятся суждения:
(1. Суждение существования; 2. Единичное суждение;
3. Утвердительное суждение; 4. Атрибутивное суждение;
5. Общее суждение; 6. Суждение отношения;
7. Отрицательное суждение; 8. Частное суждение)
1. «В любой библиотеке есть книги, которые очень редко читают»?
2. «Все свидетели дали показания»?
3. «Некоторые студенты — спортсмены-разрядники»?
4 «Все планеты, кроме Меркурия, имеют орбиты больше земной»?
5 «От недостатка сна еще ни кто не умер»?
К какому виду суждений относится утверждение:
(1. Общеутвердительное; 2. Общеотрицательное;
3. Частноутвердительное; 4. Частноотрицательное)
1. «Добросовестный труд -источник благосостояния и могущества нашего народа»?
2. «Некоторые студенты этого курса — отличники учебы»?
3. «Некоторые решения суда не являются обвинительны-
4. «Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности»?
5. «Некоторые преступления — неумышленные»?
1. Это явно или неявно выраженная в суждении основная информация о процессах и явлениях
2. Это явно или неявно выраженная
1. Что означает модаль- в суждении дополнительная инфор-
мация о процессах и явлениях
Это явно или неявно выраженная
в суждении основная и дополнитель-
ная информация о процессах и явле-
2. К какому виду модально-
сти можно отнести сужде-
ние: «Я уверен, что он чест-
3. К какому виду модально-
сти можно отнести сужде-
ние: «Очевидно, автор «Сло-
2 Аксиологическая модальность
во о полку Игореве» был
участником битвы с кочев-
4. К какому виду модально-
сти можно отнести сужде-
ние: «Киев расположен
1. Какое суждение бу-
Все библиотеки являются научны-
дет истинным при ис-
Ни одна библиотека не является
Некоторые библиотеки не явля-
ются научными учреждениями
2. Какое суждение бу-
Ни одна книга не является руко-
дет ложным при ложно-
Некоторые книги рукописные
«Все книги — рукопис-
Некоторые книги — нерукописные
Ни одна промышленно развитая
3. Какое определение бу-
страна не применяет безотходные
дет истинным при лож-
Некоторые промышленно разви-
«Все промышленно раз-
тые страны применяют безотход-
витые страны применя-
ют безотходные техно-
Некоторые промышленно разви-
тые страны не применяют безот-
Ни одно суверенное государство не
4. Какое суждение бу-
является субъектом международных
дет ложным при истин-
Некоторые суверенные государ-
ства — субъекты международных
Некоторые суверенные государ-
ства не являются субъектами меж-
5. Какое суждение бу-
Все армии дислоцируются на про-
дет ложным при ложно-
Некоторые армии дислоцируются
«Ни одна армия не дис-
на профессиональной основе
лоцируется на професси-
Некоторые армии не дислоциру-
ются на профессиональной основе
5. ДЕДУКТИВНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
5.1. Непосредственные дедуктивные умозаключения
Сделайте новый вывод путем операции превращения
1. Все студенты нашей группы являются успевающими.
2. Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной.
3. Некоторые приговоры суда не являются обвинительными.
4. Некоторые жители нашего города верующие.
Сделайте новый вывод (если это возможно) путем операции обращения
5. Работники милиции принимают присягу.
6. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности.
7. Некоторые студенты второго курса не сдали зачет по иностранному языку.
8. Некоторые преподаватели — ученые.
Сделайте новый вывод путем противопоставления предикату
9. Березовая роща не является смешанным лесом.
10. Никто не любит бесчестья.
11. Профессора являются преподавателями.
12. Рентгеновские лучи являются невидимыми.
13. Некоторые млекопитающие живут в воде.
14. Некоторые знания не бесполезны.
15. Все действительно счастливые люди благодетельны.
16. Всякая живая ткань органическая.
17. Смертные не могут быть счастливы.
5.2. Простой категорический силлогизм
Можно ли следующее рассуждение считать дедуктивным умозаключением? Верно ли заключение в данном рассуждении?
18. Все молодые люди стремятся к успеху.
Некоторые молодые люди готовы добиваться успеха любой ценой, даже безнравственными и неправовыми способами. Значит, общество не гарантировано от нечестной конкуренции между молодыми людьми.
Определите посылки, заключение, больший, средний и меньший термины, большую и меньшую посылки, вид умозаключения в следующих примерах; изобразите круговыми схемами отношение между терминами
19. Все профессиональные композиторы имеют музыкальное образование, а Раймонд Паулс — профессиональный композитор. Значит, Раймонд Паулс имеет музыкальное образование.
20. Некоторые предприятия металлургической промышленности являются прокатными станами, потому что все прокатные станы являются предприятиями металлургической промышленности.
21. Некоторые газы являются инертными веществами, так как гелий — инертное вещество, а гелий — газ.
22. Все доходы граждан подлежат налогообложению. Взятки являются доходами. Значит, взятки подлежат налогообложению.
23. Все люди хотят, чтобы их понимали. Некоторые люди — женщины. Женщины созданы, чтобы их любили, а не понимали.
24. Если все студенты являются учащимися, значит, ни один неучащийся не является студентом.
25. Поскольку все непосредственные умозаключения содержат одну посылку, а силлогизм не относится к умозаключениям, содержащим одну посылку, то силлогизм не является непосредственным умозаключением.
26. В Москве, Варшаве, Бонне, Париже имеются телевизионные башни, а Москва, Варшава, Бонн, Париж — столицы государств. Значит, во всех столицах государств имеются телевизионные башни.
Выведите заключение из каждой пары посылок (если это не возможно, почему). (По Льюису Кэрроллу)
27. Картошка — не ананас. Все ананасы приятны на вкус.
28. Ни одна булавка не имеет честолюбивых намерений. Ни одна иголка — не булавка.
29. Все мои друзья простудились. Тому, кто простужен, нельзя петь.
30. Некоторые устрицы молчаливы. Молчаливые существа не очень-то забавны.
31. Ни один мост не сделан из сахара. Некоторые мосты очень красивы.
32. Ни одна кочерга не мягкая. Все подушки мягкие.
33. Все антилопы стройные. Стройные животные радуют глаз.
34. Некоторые дядюшки не отличаются щедростью. Все купцы щедры.
35. Ни один вор не честен. Некоторых нечестных людей удается уличить.
36. Все осы не общительны. Все щенки общительные.
37. Ни один старый скряга не весел. Некоторые старые скряги тощи.
38. Ни один скряга не щедр. Некоторые старики не щедры.
Проанализируйте силлогизмы и определите характер выводов
39. Все города — населенные пункты. Заславль тоже населенный пункт. Следовательно, Заславль — город.
40. Все металлы — химические элементы. Все металлы — вещества. Следовательно, все вещества — химические элементы.
41. Некоторые самолеты являются реактивными, а биплан «Ан- 2» является самолетом. Значит, биплан «Ан-2» — реактивный самолет.
42. Некоторые европейские страны — члены НАТО. Канада — не европейская страна. Следовательно, Канада не является членом НАТО.
Завершите силлогизм и проверьте его правильность
43. Все люди ошибаются, все короли – люди, следовательно…
44. Хулиганство – наказуемое деяние, так как все преступления
– наказуемые деяния, а хулиганство преступление.
45. Платина есть металл, а все металлы соединяются с кислородом, следовательно…
46. Ни одна рыба не кормит детенышей молоком, следовательно, кит не рыба.
47. Все тела при нагревании расширяются. Это тело расширяется, следовательно…
48. Все металлы являются веществами. Все металлы – химические элементы. Следовательно, все вещества являются химическими элементами.
49. Некоторые земноводные животные – млекопитающие. Все
млекопитающие – позвоночные. Следовательно…
50. Ярко красные цветы не имеют запаха. Этот цветок не имеет запаха. Следовательно…
51. Все люди имеют голову. Буратино не человек. Следовательно…
52. Все слова служат для выражения мысли. Все жесты служат для выражения мысли. Следовательно…
53. Волки едят ягнят. Это животное ест ягнят. Следовательно…
54. Позитрон – это элементарная частица. Позитрон имеет положительный.
55. Петров отличник, так как он усердно готовится к экзаменам.
56. Все, дающее жизненный опыт, полезно. Некоторые ошибки дают жизненный опыт. Следовательно…
57. Все газы упруги. Некоторые вещества не упруги. Следовательно…
58. Каждый честный человек прилежно занимается своим делом. Этот человек прилежно занимается своим делом. Следовательно…
59. Все птицы кладут яйца. Все птицы позвоночные. Следовательно…
60. Выдры живут в воде. Бобры не выдры. Следовательно…
61. Некоторые огорчения полезны. Все огорчения неприятны. Следовательно…
5.2.1. Правила простого категорического силлогизма
Укажите, нарушение каких правил построения силлогизмов привело к неверным заключениям в приводимом рассуждении?
62. Некоторые люди — предприниматели. Золушка не занималась предпринимательством. Значит, Золушка — не человек.
63. Некоторые фирмы разоряются из-за большого объема бракованной продукции. Некоторые фирмы отзывают свою бракованную продукцию. Некоторые фирмы разоряются, потому что отзывают свою бракованную продукцию.
64. «Что посеешь, то и пожнешь». «Дураков не сеют и не жнут. » «. дураки сами растут».
65. Всякий правильный силлогизм имеет три термина. Этот силлогизм имеет три термина. Следовательно, этот силлогизм правильный.
66. Некоторые элементарные частицы имеют отрицательный заряд. Некоторые элементарные частицы — электроны. Следовательно, все электроны имеют отрицательный заряд.
Пользуясь общими правилами категорического силлогизма, установите, какие из следующих модусов второй фигуры являются неправильными
Источник
Распределенность терминов в простом суждении 4 страница
1. К какому виду относятся суждения? | ||
1. | «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности». | a. Суждение существования; b. Единичное суждение; c. Утвердительное суждение; d. Атрибутивное суждение; e. Общее суждение; f. Суждение отношения; g. Отрицательное суждение; h. Частное суждение. |
2. | «Каждый из родителей старше своих детей». | a. Суждение существования; b. Единичное суждение; c. Утвердительное суждение; d. Атрибутивное суждение; e. Общее суждение; f. Суждение отношения; g. Отрицательное суждение; h. Частное суждение. |
3. | «Бытие определяет сознание» | a. Суждение существования; b. Единичное суждение; c. Утвердительное суждение; d. Атрибутивное суждение; e. Общее суждение; f. Суждение отношения; g. Отрицательное суждение; h. Частное суждение. |
4. | «Ихтиандр не мог не чувствовать одиночества». | a. Суждение существования; b. Единичное суждение; c. Утвердительное суждение; d. Атрибутивное суждение; e. Общее суждение; f. Суждение отношения; g. Отрицательное суждение; h. Частное суждение. |
5. | «Научная организация труда повышает его производительность». | a. Суждение существования; b. Единичное суждение; c. Утвердительное суждение; d. Атрибутивное суждение; e. Общее суждение; f. Суждение отношения; g. Отрицательное суждение; h. Частное суждение. |
6. | «В любой библиотеке есть книги, которые очень редко читают». | a. Суждение существования; b. Единичное суждение; c. Утвердительное суждение; d. Атрибутивное суждение; e. Общее суждение; f. Суждение отношения; g. Отрицательное суждение; h. Частное суждение. |
7. | «Все свидетели дали показания». | a. Суждение существования; b. Единичное суждение; c. Утвердительное суждение; d. Атрибутивное суждение; e. Общее суждение; f. Суждение отношения; g. Отрицательное суждение; h. Частное суждение. |
8. | «Некоторые студенты – спортсмены-разрядники». | a. Суждение существования; b. Единичное суждение; c. Утвердительное суждение; d. Атрибутивное суждение; e. Общее суждение; f. Суждение отношения; g. Отрицательное суждение; h. Частное суждение. |
9. | «Все планеты, кроме Меркурия, имеют орбиты больше земной». | a. Суждение существования; b. Единичное суждение; c. Утвердительное суждение; d. Атрибутивное суждение; e. Общее суждение; f. Суждение отношения; g. Отрицательное суждение; h. Частное суждение. |
10. | «От недостатка сна еще никто не умер». | a. Суждение существования; b. Единичное суждение; c. Утвердительное суждение; d. Атрибутивное суждение; e. Общее суждение; f. Суждение отношения; g. Отрицательное суждение; h. Частное суждение. |
1. К какому виду суждений относятся утверждения: | ||
1. | «Добросовестный труд – источник благосостояния и могущества нашего народа». | a. Общеутвердительное суждение; b. Общеотрицательное суждение; c. Частноутвердительное суждение; d. Частноотрицательное суждение. |
2. | «Некоторые студенты этого курса – отличники учебы». | a. Общеутвердительное суждение; b. Общеотрицательное суждение; c. Частноутвердительное суждение; d. Частноотрицательное суждение. |
3. | «Некоторые решения суда не являются обвинительными». | a. Общеутвердительное суждение; b. Общеотрицательное суждение; c. Частноутвердительное суждение; d. Частноотрицательное суждение. |
4. | «Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности». | a. Общеутвердительное суждение; b. Общеотрицательное суждение; c. Частноутвердительное суждение; d. Частноотрицательное суждение. |
5. | «Некоторые преступления – неумышленные». | a. Общеутвердительное суждение; b. Общеотрицательное суждение; c. Частноутвердительное суждение; d. Частноотрицательное суждение. |
1. Определите распределенность терминов в суждениях: | |||||
1. | «Все студенты второго курса успешно сдали экзамены». | a. S – распределен, P – не распределен; b. S и Р – распределены; c. Ни S, ни Р – не распределены; d. S – не распределен, Р – распределен. | |||
2. | «Некоторые студенты второго курса не отличники». | a. S – распределен, P – не распределен; b. S и Р – распределены; c. Ни S, ни Р – не распределены; d. S – не распределен, Р – распределен. | |||
3. | «Ни один студент второго курса не является неуспевающим». | a. S – распределен, P – не распределен; b. S и Р – распределены; c. Ни S, ни Р – не распределены; d. S – не распределен, Р – распределен. | |||
4. | «Некоторые студенты второго курса сдали экзамены с оценкой «отлично». | a. S – распределен, P – не распределен; b. S и Р – распределены; c. Ни S, ни Р – не распределены; d. S – не распределен, Р – распределен. | |||
| Виды сужд. | А | Е | I | О |
Термин | |||||
S | |||||
P |
1. К какому виду относятся следующие суждения: | ||
1. | «Если знаешь свое дело, то не страшны никакие трудности». | a. Соединительное суждение; b. Разделительное суждение; c. Условное суждение; d. Эквивалентное суждение. |
2. | «Лишь при условии отличной успеваемости Вы можете стать отличником учебы». | a. Соединительное суждение; b. Разделительное суждение; c. Условное суждение; d. Эквивалентное суждение. |
3. | «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям». | a. Соединительное суждение; b. Разделительное суждение; c. Условное суждение; d. Эквивалентное суждение. |
4. | «Свидетель может дать истинные или ложные показания». | a. Соединительное суждение; b. Разделительное суждение; c. Условное суждение; d. Эквивалентное суждение. |
5. | «Государство возникает там, тогда и поскольку, где, когда и постольку классовые противоречия не могут быть примирены». | a. Соединительное суждение; b. Разделительное суждение; c. Условное суждение; d. Эквивалентное суждение. |
1. Какое суждение будет истинным при истинности данного: «Некоторые библиотеке являются научными учреждениями»?
a. Все библиотеки являются научными учреждениями;
b. Ни одна библиотека не является научным учреждением;
c. Некоторые библиотеки не являются учреждениями.
2. Какое суждение будет ложным при ложности данного: «Все книги — рукописные»?
a. Ни одна книга не является рукописной;
b. Некоторые книги рукописные;
c. Некоторые книги – нерукописные.
3. Какое определение будет истинным при ложности следующего: «Все промышленно развитые страны применяют безотходные технологии»?
a. Ни одна промышленно развитая страна не применяет безотходные технологии;
b. Некоторые промышленно развитые страны применяют безотходные технологии;
c. Некоторые промышленно развитые страны не применяют безотходные технологии.
4. Какое суждение будет ложным при истинности следующего: «Каждое суверенное государство – субъект международных отношений»?
a. Ни одно суверенное государство не является субъектом международных отношений;
b. Некоторые суверенные государства – субъекты международных отношений;
c. Некоторые суверенные государства не являются субъектами международных отношений.
5. Какое суждение будет ложным при ложности следующего: «Ни одна армия не дислоцируется на профессиональной основе»?
a. Все армии дислоцируются на профессиональной основе;
b. Некоторые армии дислоцируются на профессиональной основе;
c. Некоторые армии не дислоцируются на профессиональной основе
1. Определите виды умозаключения по количеству посылок.
a. Дедуктивное, традуктивное и индуктивное умозаключение;
b. Простое и сложное умозаключение;
c. Непосредственное и опосредованное умозаключение.
2. Какое условие получения истинности вывода в умозаключении можно считать необходимым и первоочередным?
a. Необходимо учитывать все результаты предшествующего сознания;
b. Необходимо в процессе рассуждения соблюдать правила вывода;
c. Необходимо знать и умело применять логические законы.
3. Определите посылки категорического силлогизма.
a. Одно суждение разделительное, а другое – категорическое;
b. Одно суждение условное, а другое категорическое;
c. Оба суждения категорические.
4. Какое из представленных правил является общим правилом силлогизма?
a. Средний термин должен быть распределен хотя бы одной из посылок;
b. Средний термин должен быть распределен во всех посылках;
c. Средний термин должен быть распределен в одной из посылок и заключении.
5. Укажите правильное определение аксиомы категорического силлогизма.
a. Все, присущее целому классу предметов, не может быть распространено на любой предмет этого класса;
b. Все, присущее целому классу предметов распространяется на любой предмет этого класса;
c. Все, присущее целому классу, частично.
1. Выберите правильное определение терминов силлогизма:
a. Это понятия, входящие в заключение силлогизма;
b. Это понятия, входящие в состав силлогизма;
c. Это понятия, входящие в посылки и отсутствующие в заключении.
2. Какое определение большего, меньшего и среднего терминов является правильным?
a. Меньший термин – предикат, средний термин – субъект заключения, больший термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении;
b. Меньший термин – субъект, больший термин – предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении;
c. Больший термин – субъект, меньший термин – предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении.
3. Укажите верное определение правила терминов:
a. В силлогизме должно быть только три термина;
b. В силлогизме должно быть только два термина;
c. В силлогизме должно быть только четыре термина.
4. Укажите верное определение правила терминов:
a. Меньший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок;
b. Больший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок;
c. Средний термин должен быть распространен хотя бы в одной из посылок.
5. Укажите верное определение правила терминов:
a. Термин, не распределенный в посылке, может быть распределен в заключении;
b. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен и в заключении;
c. Термин, нераспределенный в посылке, может быть частично распределен в заключении.
1. Дайте правильное определение меньшего термина категорического силлогизма:
a. Понятие, которое в заключении является предикатом;
b. Понятие, которое в заключении является субъектом;
c. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении.
2. Дайте правильное определение большего термина категорического силлогизма:
a. Понятие, которое в заключении является предикатом;
b. Понятие, которое в заключении является субъектом;
c. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в заключении.
3. Какое логическое правило терминов нарушено в данных умозаключениях? | ||
1. | Все юристы приносят пользу государству Сидоров приносит пользу государству Сидоров – юрист | a. В силлогизме должно быть только три термина; b. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок; c. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. |
| Труд – основа жизни Учеба в университете – труд Учеба в университете – основа жизни | a. В силлогизме должно быть только три термина; b. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок; c. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. |
| Все учебники – полезны Все учебники – книги Все книги полезны | a. В силлогизме должно быть только три термина; b. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок; c. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. |
1. Укажите верное определение правила посылок:
a. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением;
b. Хотя бы одна из посылок должна быть отрицательным суждением;
c. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением.
2. Укажите верное определение правила посылок:
a. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то заключение сделать нельзя;
b. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным;
c. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то заключение может быть и положительным.
3. Укажите верное определение правила посылок:
a. Из двух частных посылок заключение сделать нельзя;
b. Из двух частных посылок заключение с необходимостью следует;
c. Из двух частных посылок заключение сделать можно.
4. Укажите верное определение правила посылок:
a. Если одна из посылок — частное суждение, то и заключение должно быть частным;
b. Если одна из посылок – частное суждение, то заключение должно быть общим;
c. Если одна из посылок – частное суждение, то заключение сделать невозможно.
5. Укажите, какое знание содержится в посылках:
a. Обосновывающее знание;
b. Выводное знание;
c. Исходное знание.
1. Что может служить посылкой?
2. Какому из правил посылок подчинено данные умозаключения?
| Некоторые пенсионеры – работающие Все работающие получают заработную плату Следовательно, некоторые получающие заработную плату являются пенсионерами | a. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого вывода; b. Из двух частных посылок нельзя сделать никакого вывода; c. Если одна из посылок отрицательная, то и вывод должен быть отрицательным; d. Если одна из посылок – частная, то и вывод должен быть частным. |
| Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на образование Михайлов – гражданин Российской Федерации Следовательно, Михайлов имеет право на образование | a. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого вывода; b. Из двух частных посылок нельзя сделать никакого вывода; c. Если одна из посылок отрицательная, то и вывод должен быть отрицательным; d. Если одна из посылок – частная, то и вывод должен быть частным. |
| Некоторые депутаты Государственной Думы – юристы Некоторые юристы – москвичи . (вывода нет) | a. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого вывода; b. Из двух частных посылок нельзя сделать никакого вывода; c. Если одна из посылок отрицательная, то и вывод должен быть отрицательным; d. Если одна из посылок – частная, то и вывод должен быть частным. |
| Всякое преступление есть правонарушение Моральный проступок не является правонарушением Следовательно, моральный проступок не есть правонарушение | a. Из двух отрицательных посылок нельзя сделать никакого вывода; b. Из двух частных посылок нельзя сделать никакого вывода; c. Если одна из посылок отрицательная, то и вывод должен быть отрицательным; d. Если одна из посылок – частная, то и вывод должен быть частным. |
1. По какой фигуре силлогизма построены данные умозаключения?
| Все юристы знают логику Зайцев не знает логику Следовательно, Зайцев не юрист | a. По 1-ой фигуре b. По 2-ой фигуре c. По 3-ей фигуре d. По 4-ой фигуре. |
| Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов преступления Осмотр места происшествия – следственное действие Некоторые следственные действия – обнаружение следов преступления | a. По 1-ой фигуре b. По 2-ой фигуре c. По 3-ей фигуре d. По 4-ой фигуре. |
| Мышление – психический процесс Психические процессы имеются у животных Следовательно, мышление имеется и у животных | a. По 1-ой фигуре b. По 2-ой фигуре c. По 3-ей фигуре d. По 4-ой фигуре. |
| Растрата – хозяйственное преступление Хозяйственное преступление – опасное деяние, предусмотренное УК, являются растратой Некоторые опасные деяния, предусмотренные УК, являются растратой | a. По 1-ой фигуре b. По 2-ой фигуре c. По 3-ей фигуре d. По 4-ой фигуре. |
2. Какая из фигур силлогизма наиболее распространенная его форма?
1. По какой фигуре силлогизма построены данные умозаключения?
| Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее Студент Петров изучал логику Следовательно, студент Петров знает логику | a. По 1-ой фигуре b. По 2-ой фигуре c. По 3-ей фигуре d. По 4-ой фигуре |
2. | Николаев – свидетель, а все свидетели дали правдивые показания | a. По 1-ой фигуре b. По 2-ой фигуре c. По 3-ей фигуре d. По 4-ой фигуре |
3. | Всякое преступление наказуемо в соответствии с действующим законодательством, следовательно, умышленное уклонение от уплаты налогов наказуемо в соответствии с действующим законодательством | a. По 1-ой фигуре b. По 2-ой фигуре c. По 3-ей фигуре d. По 4-ой фигуре |
4. | Павлов оштрафован, следовательно, он нарушил правила дорожного движения | a. По 1-ой фигуре b. По 2-ой фигуре c. По 3-ей фигуре d. По 4-ой фигуре |
5. | Петров обязан носить форму, потому что он работник таможенной службы | a. По 1-ой фигуре b. По 2-ой фигуре c. По 3-ей фигуре d. По 4-ой фигуре |
Определите вид индуктивного умозаключения и установите самостоятельность вывода:
«Свидетелями по делу гражданина Х. являются Л., К. и П. Во вторник были допрошены Л. и К., а на следующий день – П. Следовательно, допрошены все свидетели по делу Х.». | a. Полная индукция; b. Неполная популярная индукция; c. Неполная научная индукция. |
«Чижов вчера опоздал на занятия. Сегодня он тоже опоздал. Как видно, Чижов всегда и везде опаздывает». | a. Полная индукция; b. Неполная популярная индукция; c. Неполная научная индукция. |
«Вл. Соловьев, Н. Федоров, Н. Бердяев – русские философы – идеалисты. Следовательно, крупнейшие русские философы 19 века были идеалистами». | a. Полная индукция; b. Неполная популярная индукция; c. Неполная научная индукция. |
«На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости». | a. Полная индукция; b. Неполная популярная индукция; c. Неполная научная индукция. |
«Все студенты 2-ой учебной группы прибыли на практическое занятие по логике». | a. Полная индукция; b. Неполная популярная индукция; c. Неполная научная индукция. |
Какая ошибка допущена в данном утверждении?
«Студенты Соколов и Еремеев на занятиях сидят за одним столом. Значит, они дружат». | a. Поспешность обобщения; b. Обобщение без достаточного основания; c. Подмена причинной связи; d. Подмена условного безусловным. |
«Синичка в окно постучит – будет известие». | a. Поспешность обобщения; b. Обобщение без достаточного основания; c. Подмена причинной связи; d. Подмена условного безусловным. |
«Во время грозы всегда после вспышки молнии гремит гром и никогда не бывает наоборот. Значит, молния есть причина грома». | a. Поспешность обобщения; b. Обобщение без достаточного основания; c. Подмена причинной связи; d. Подмена условного безусловным. |
«Преподаватель, принимающий экзамен, был неудовлетворен ответами первых трех студентов и высказал суждение: «Ваша учебная группа плохо подготовилась к экзамену». | a. Поспешность обобщения; b. Обобщение без достаточного основания; c. Подмена причинной связи; d. Подмена условного безусловным. |
«Повышение зарплаты шахтерам, врачам и учителям повысило их уровень жизни. Следовательно, повышение зарплаты всех, кто занят физическим или умственным трудом, приведет к повышению их уровня жизни». | a. Поспешность обобщения; b. Обобщение без достаточного основания; c. Подмена причинной связи; d. Подмена условного безусловным. |
Какому методу научной индукции соответствует схема рассуждения? | ||
АВС . – а ВС . – не имеет а | a. Метод сходства; b. Метод различия; c. Соединенный метод сходства и различия; d. Метод сопутствующих изменений; e. Метод остатков. | |
АВС . – авс | a. Метод сходства; b. Метод различия; c. Соединенный метод сходства и различия; d. Метод сопутствующих изменений; e. Метод остатков. | |
АВС . – а | a. Метод сходства; b. Метод различия; c. Соединенный метод сходства и различия; d. Метод сопутствующих изменений; e. Метод остатков. | |
А1ВС . – а1 | a. Метод сходства; b. Метод различия; c. Соединенный метод сходства и различия; d. Метод сопутствующих изменений; e. Метод остатков. | |
АВС . – а | a. Метод сходства; b. Метод различия; c. Соединенный метод сходства и различия; d. Метод сопутствующих изменений; e. Метод остатков. |
1. Какое из перечисленных требований необходимо соблюдать в процессе индуктивного вывода?
a. Индуктивное обобщение должно вестись по несуществующим признакам;
Источник