- Routes to finance
- Лекция 8 Прямые иностранные инвестиции, их масштабы и влияние на экономику отдельных стран (Июнь 2021).
- Важность FDI
- Преимущества прямых иностранных инвестиций
- Недостатки прямых иностранных инвестиций
- Соглашения о свободной торговле и ПИИ
- Статистика прямых иностранных инвестиций
- Прямые Иностранные Инвестиции
- Invest.doc
Routes to finance
Лекция 8 Прямые иностранные инвестиции, их масштабы и влияние на экономику отдельных стран (Июнь 2021).
Определение: Прямые иностранные инвестиции — это когда физическое или юридическое лицо владеет 10 и более процентами капитала иностранной компании. По данным Международного валютного фонда, все последующие финансовые операции являются дополнительными прямыми инвестициями. Если инвестор владеет менее 10%, он считается дополнением к его или ее портфелю акций.
Право собственности на 10 процентов не дает инвестору контрольный пакет акций.
Это позволяет влиять на управление, операции и политику компании. По этой причине большинство правительств хотят отслеживать, кто инвестирует в предприятия своей страны. (Источник: «Определения прямых иностранных инвестиций: методологическая записка», Maitena Duce, Banco de Espana, 31 июля 2003 г.)
Важность FDI
Прямые иностранные инвестиции имеют решающее значение для развивающихся стран и стран с формирующимся рынком. Их компании нуждаются в финансировании и опыте сложных инвесторов для расширения своих международных продаж. В 2015 году они получили 43 процента от общего объема глобальных ПИИ. Развивающаяся Азия привлекала больше иностранных инвестиций, чем Европейский Союз или Соединенные Штаты.
Развитый мир также нуждается в трансграничных инвестициях, но по разным причинам. Большинство инвестиций этих стран осуществляется путем слияний и поглощений между зрелыми компаниями. Инвестиции этих глобальных корпораций были либо реструктурированы, либо переориентированы на основные виды бизнеса.
В 2015 году мировые ПИИ выросли на 38% до 1 доллара США. 76 трлн. Наблюдался всплеск трансграничных слияний и поглощений. После того как слияния и поглощения были вычтены из расчетов, ПИИ только набрали 15 процентов. (Источник: «Ежегодный отчет о прямых иностранных доходах 2016 года», ЮНКТАД, 24 июня 2016 года.)
В 2014 году ПИИ сократились на 16 процентов до 1 доллара США. 2 трлн.
Это необычное падение инвестиций в развитый мир сократилось на 28 процентов. Большая часть этого была единственным массовым отчуждением У. С.. В 2013 году ПИИ выросли на 9 процентов до 1 доллара США. 45 триллионов. (Источник: «Ежегодный отчет о прямых иностранных инвестиций в 2015 году», ЮНКТАД, 24 июня 2015 г.)
Преимущества прямых иностранных инвестиций
Иностранные прямые инвестиции приносят пользу глобальной экономике, а также инвесторам и получателям. Капитал идет на предприятия с лучшими перспективами роста в любой точке мира. Это потому, что инвесторы стремятся получить лучший доход с наименьшим риском. Этот мотив прибыли является слепым и не заботится о религии или политике.
Это дает хорошо управляемым предприятиям, независимо от расы, цвета кожи или вероисповедания, конкурентного преимущества. Это уменьшает последствия политики, кумовства и взяточничества. В результате, самые умные деньги вознаграждают лучшие предприятия во всем мире. Их товары и услуги идут на рынок быстрее, чем без неограниченных ПИИ.
Индивидуальные инвесторы получают дополнительные преимущества пониженного риска. ПИИ диверсифицируют свои запасы за пределами конкретной страны, промышленности или политической системы. Диверсификация всегда увеличивает доходность без увеличения риска.
Предприятия-получатели получают руководство «передовой практики», бухгалтерский учет или юридическое руководство от своих инвесторов.
Они могут включать в себя новейшие технологии, операционную практику и инструменты финансирования. Приняв эту практику, они повышают образ жизни своих сотрудников. Это повышает уровень жизни для большего количества людей в стране-получателе. ПИИ вознаграждают лучших компаний в любой стране. Это уменьшает влияние местных органов власти на них.
Страны-получатели видят, как растет их уровень жизни. Поскольку получающая компания выигрывает от инвестиций, она может платить более высокие налоги. К сожалению, некоторые страны компенсируют это преимущество, предлагая налоговые льготы для привлечения ПИИ.
Другим преимуществом ПИИ является то, что он компенсирует волатильность, создаваемую «горячими деньгами». Именно тогда краткосрочные кредиторы и валютные трейдеры создают пузырь активов. Они вкладывают много денег сразу, а затем продают свои инвестиции так же быстро.
Это может создать цикл бум-спад, который разрушает экономику и заканчивает политические режимы. Прямые иностранные инвестиции требуют больше времени для создания и имеют более постоянный след в стране. Для получения дополнительной информации см. Кризис Фонда LTCM.
Недостатки прямых иностранных инвестиций
Страны не должны допускать слишком много иностранной собственности компаний в стратегически важных отраслях. Это может снизить сравнительные преимущества страны.
Во-вторых, сложные иностранные инвесторы могут лишить бизнес своей ценности, не добавляя никаких. Они могут продавать нерентабельные части компании местным, менее искушенным инвесторам. Они могут использовать залоговое обеспечение компании для получения недорогих местных кредитов. Вместо того, чтобы реинвестировать его, они возвращают средства материнской компании. (Источник: «Насколько выгодны прямые иностранные инвестиции для развивающихся стран?» Журнал «Финансы и развитие», Международный валютный фонд, июнь 2001 года.)
Соглашения о свободной торговле и ПИИ
Торговые соглашения являются мощным способом для стран поощрять больше ПИИ. Прекрасным примером этого является НАФТА, крупнейшее в мире соглашение о свободной торговле. Это увеличило ПИИ между США, Канадой и Мексикой до 452 млрд. Долл. США к 2012 году. Более того, см. Преимущества NAFTA.
Статистика прямых иностранных инвестиций
Кто отслеживает статистику ПИИ? Почти все. Вот руководство к наиболее важным отчетам агентства.
Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию — ЮНКТАД публикует Глобальный монитор тенденций в области инвестиций. В нем обобщаются тенденции в области ПИИ во всем мире. Например, ЮНКТАД сообщила, что ПИИ установили рекорд в 2012 году в размере 1 долл. США. 5 трлн. Он превзошел этот рекорд в 2015 году.
- Организация экономического сотрудничества и развития — Данные статистики ПИИ публикуются ежеквартально для развитых стран в рамках ОЭСР.В нем сообщается о притоках и оттоках. Единственная статистика, которую она не фиксирует, — это те, которые находятся между самими развивающимися рынками.
- МВФ. В 2010 году МВФ опубликовал свое первое всемирное исследование позиций прямых иностранных инвестиций. Это ежегодное всемирное исследование доступно в виде онлайн-базы данных. Он охватывает инвестиционные позиции с 2009 года для 72 стран. МВФ собрал эту информацию с помощью Европейского центрального банка, Евростата, ОЭСР и ЮНКТАД.
- Бюро экономического анализа — это агентство сообщает о деятельности ПИИ иностранных филиалов компаний США. Он предоставляет финансовые и операционные данные этих филиалов. В нем говорится, какие компании США были приобретены или созданы иностранными компаниями. В нем также описывается, как компании США инвестировали за рубежом.
Источник
Прямые Иностранные Инвестиции
Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 20:53, доклад
Описание работы
Официальное определение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) было дано в Учебном пособии по Платежному Балансу: Пятый Выпуск (BPM5) (Вашингтон, Международный Валютный Фонд, 1993 г.)
Работа содержит 1 файл
Invest.doc
ЮНКТАД, Доклад Эксперта [1]
Повестка: Прямые Иностранные Инвестиции
«Важность прямых иностранных инвестиций в мировой экономике, в общем, и в ее развитии, в частности, отмечалась уже много раз. Проблемы и политика в отношении прямые иностранные инвестиции занимают верхние строчки повестки (ЮНКТАД)».
Генеральный Секретарь ЮНКТАД, 1997 г.
Не смотря на то, что эти слова были произнесены больше десяти лет назад на Второй сессии Комиссии по Развитию Инвестиций, Технологий и Предпринимательства, они остаются актуальными и сегодня, особенно в условиях мирового финансового и экономического кризиса.
I. Понятие Прямых Иностранных Инвестиций и ТНК.
Официальное определение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) было дано в Учебном пособии по Платежному Балансу: Пятый Выпуск (BPM5) (Вашингтон, Международный Валютный Фонд, 1993 г.)
Согласно BPM5, под ПИИ понимается инвестирование средств, совершенное с целью получать долговременный доход от предприятий, расположенных за пределами экономики инвестора. Кроме того, целью инвесторов ПИИ также является приобретение права голоса в управлении предприятием. Иностранное юридическое лиц или группа объединенных юридических лиц, которые инвестируют, называются «прямые инвесторы». Предприятия, зарегистрированные как корпорация или не имеющие статус корпорации, которые являются филиалом или отделением, получившим ПИИ, называется «прямое инвестируемое предприятие». Некоторая доля в собственном капитале предприятия обычно ассоциируется и с наличием права голоса в управлении компанией. Как отражено в BPM5, только инвестор, обладающий минимум 10 процентами собственных активов компании, может быть квалифицирован как «иностранный прямой инвестор». Только капитал, инвестируемый непосредственно прямым инвестором или через предприятия, связанные с инвестором, может быть определен как ПИИ. В качестве инвестируемого капитала прямыми инвесторами может выступать собственный капитал. Реинвестируемые доходы и предоставление долгосрочных и краткосрочных ссуд внутри компании (между головным и дочерним предприятиями).
Головное предприятие и его иностранные филиалы, имеющие или не имеющие статус корпорации, называются транснациональными корпорациями (ТНК). Головное предприятие – это предприятие, которое контролирует активы других юридических лиц, расположенных за пределами его страны, обычно с помощью определенной доли в собственном капитале дочерней компании (минимум 10%).
В современном мире ПИИ являются важным экономическим ресурсом и инструментом. ПИИ обладают потенциалом создавать рабочие места, повышать производительность, осуществлять обмен опытом и технологиями, увеличивать экспорт и играть существенную роль в долгосрочном экономическом развитии развивающихся стран. Больше, чем когда ни было, страны всех уровней развития стремятся увеличить потоки ПИИ для своего развития. Чтобы подчеркнуть значимость ПИИ в мировой экономической системе, приведем следующие факты:
— Иностранные филиалы примерно 64 000 ТНК создают 53 миллиона рабочих мест.
— ПИИ является крупнейшим источником внешнего финансирования развивающихся стран.
— Доля ПИИ, направленных в развивающиеся страны, составила около трети их ВВП, для сравнения, в 1980 г. она составляла 10%.
— Одна треть мировой торговли – это торговля, осуществляемая внутри фирм (между филиалами и головными компаниями).
II. Обзор комитетов, занимающихся вопросами ПИИ, и характеристика некоторых аспектов их деятельности.
В Октябре 1996 г. был создан Отдел по Развитию Инвестиций, Технологий и Предпринимательства (DITE) ЮНКТАД. Он объединил в себе бывший Центр ООН по Транснациональным Корпорациям (созданный в 1974 г.), бывший Центр ООН по Науке и технологиям, бывший Отдел ООН по Технологиям и бывшую программу по развитию предпринимательства. Конференция ООН по Торговле и Развитию (UNCTAD X) определила следующие сферы работы DITE: развитие инвестиций, технологий и предпринимательства. Кроме того, данному отделу были переданы полномочия по работе с портфельными инвестициями, банковским и страховыми секторами и микроэкономикой (финансы).
Главной задачей Отдела является продвижение поставленных целей развития в сферах его компетенции. В частности, DITE стремится:
- улучшить понимание развивающихся стран и стран с переходной экономикой в области выбора курса политики, касающейся международного инвестирования, технологи и интернационализации предпринимательства;
- укрепить их возможности создавать и проводить политику, мероприятия и активные программы в этих областях;
- способствовать пониманию возникающих проблем и вопросов, включая роль международных соглашений в привлечении и получении выгоды от ПИИ, совершенствовать технологические возможности и способствовать развитию предпринимательства в мировой экономике в условиях глобализации.
Важно отметить, что за период своей деятельности Отдел проделал колоссальный объем работ по выполнению поставленных задач и достижению своих целей. В то же время, главным показателем, все же, является не количество, а качество и эффективность. Это особенно значимо в отношении предоставляемой помощи развивающимся странам по их успешному выживанию и конкурентоспособному функционированию в условиях глобализации и ускоренного технологического прогресса.
Так, например, за период 2000-2004 г.г. DITE было:
— Организовано и проведено более 350 конференций, симпозиумов, собраний и семинаров, включая более 150 тренингов.
— Опубликовано более 350 изданий – книг, пособий, докладов, отчетов, буклетов и интернет изданий.
— Создано 18 веб-сайтов программ, координируемых DITE.
— Издано более 130 пресс релизов, информационных писем и электронных обзоров.
— Выполнено 350 консалтинговых, исследовательских и других миссий.
В качестве примера проделанной работы можно выделить следующие основные проекты:
- Издание четырех Отчетов по Мировым Инвестициям;
- Создание и обновление баз данных по ПИИ и ТНК;
- Выпуск серии Проблемы в Соглашениях по Международным Инвестициям. состоящая из 27 исследовательских работ и являющаяся важным источником для международного сотрудничества в этой сфере;
- Подготовка Обзора Политики в области Инвестиций с целью предоставления точной оценки и рекомендаций по привлечению ПИИ;
- Сотрудничество с Международной Палатой Коммерции по проведению программы Рекомендации по инвестированию и наращиванию Потенциала для Наименее Развитых Стран.
- Исследование роли ПИИ, информации и коммуникационных технологий в технологическом развитии.
- И многие другие (см. Отчеты о проделанной работе DITE за 2000 г, 2000-2004 гг., 2005 г. и 2006 г. )
Оценивая работу Комиссии по Инвестициям, Технологиям и Соответствующим Финансовым вопросам после Одиннадцатой конференции ООН по Торговле и Развитию в июне 2004 г. в Бразилии, можно также отметить активную деятельность в сферах ее компетенции. ЮНКТАД сохранил свою ведущую роль в анализе влияния ПИИ на принимающие страны и их развитие, и продолжила свое исследование данной проблемы. В 2007 г. была инициирована дискуссия по передаче передового опыта в области создания среды, способствующей развитию стран. Была запущена новая серия изданий по теме «Современные проблемы ПИИ и развития».
В результате проведенных исследований, секретариат выявил тенденцию возникновения потоков ПИИ из развивающихся стран и исследовал необходимые аспекты проводимой политики в этой сфере с целью получения реальной и долговременной выгоды, как для инвестирующих, так и для принимающих развитых стран. Особое внимание была уделено возрастающим объемам ПИИ в регионе «из Юга — на Юг».
ЮНКТАД также продолжил помогать странам-членам в оценке поведения их собственных ПИИ путем создания и систематизирования баз данных ПИИ и деятельности ТНК., а также предоставления технической поддержки для собирания статистических данных ПИИ и ТНК.
За рассматриваемый период были подготовлены одиннадцать обзоров по политике инвестирования таких стран как Колумбия, Марокко, Замбия, Алжир, Гана, Перу, Египет и некоторых других. ЮНКТАД также способствовала обмену опыта в этой сфере между данными странами.
По требованию Комиссии по Инвестициям, Технологиям и Соответствующим Финансовым вопросам секретариат создал финансовый механизм, позволяющий быстро и своевременно оказывать поддержку в проведении консультирований и проектов по наращиванию потенциала ПИИ, особенно в сферах политических режимов, бизнес регулирования, обзоров стратегий ПИИ, институциональных реформ и планов по продвижению ПИИ, в более 20 развивающихся странах. Были запущено несколько специализированных программ с целью поддержки и оказанию помощи также наименее развитым странам.
Важная работа была проделана и в области Международных Стандартов Бухгалтерского Учета и Финансовых Отчетов. Было опубликовано Руководство по Успешной Практике Отражения Управления Корпорацией, которое во многом способствовало продвижению передового опыта в сфере МСФО. В развивающихся странах было организовано несколько семинаров по развитию практических навыков ведения финансовых отчетов соответствующих мировым стандартам, также как и оказания услуг по консультированию.
ЮНКТАД продолжил свои исследования ключевых проблем международных соглашений в области инвестиций и систематизировал 27 своих исследовательских работ в три тома. Были также подготовлены дополнительные исследования для новой серии таких изданий. ЮНКТАД занял активную позицию по способствованию и помощи в проведении международных переговоров, тренингов и обмене опытом между странами по вопросам развития и улучшения международных инвестиционных соглашений.
Необходимо отметить, что данная сфера, касающаяся развития ПИИ, особенно актуальна сегодня. Оценка Развития Международных Соглашений стала ключевой темой на собрании экспертов по инвестированию с целью развития, проводимой Комиссии по Инвестициям, Технологиям и Развитию 10-12 Февраля 2009 года в Женеве. В рамках данного мероприятия исследовался вопрос о фрагментации и усложненной системы международных соглашений по инвестициям (IIA). Были подняты новые проблемы, оказывающие влияние на проведение переговоров по IIA, в частности, защита стратегических отраслей промышленности, экономический кризис и права инвесторов, и тот факт, что возрастает число развивающихся экономик, которые становятся инвесторами. Все это оказывает как положительно, так и отрицательно воздействие на развивающиеся страны. Хотя с одной стороны IIA’s могут быть важным политическим инструментом для увеличения привлекательности принимающей ПИИ страны, с другой стороны, эти соглашения не достаточно эффективны для привлечения новых инвестиционных потоков. Поэтому одним из главных вопросов является, как улучшить практическую привлекательность таких соглашений. Не менее важной проблемой, затронутой на собрании, была и проблема улучшения баланса общественных и частных интересов в области IIA’s и управления ответственностью инвесторов.
Таким образом, очевидно, что ЮНКТАД по средствам Комиссии по Инвестициям, Технологиям и Развитию активно и достаточно эффективно занимается решением проблем ПИИ и ТНК, продвижению передового опыта в этих сферах в развивающихся странах и улучшению общих условий использования данного экономического инструмента. Однако в условиях экономической нестабильности и возрастающей глобализации возникают все новые проблемы, требующие тщательного исследования и международных усилий по их решению.
III. Мировые тенденции и положении ПИИ в условиях экономического и финансового кризиса.
В условиях глобального финансового кризиса, с каждым днем набирающего свои обороты, ведущие эксперты все более обеспокоенные перспективами развития мировой экономики, особенно, в секторе международных инвестиций. Основываясь на официальных источниках ЮНКТАД и заключениях компетентных специалистов в этой области, рассмотрим текущую ситуацию потоков ПИИ и проанализируем возможные варианты ее изменения.
В течении 2003-2007 г.г. потоки ПИИ уверенно следовали положительной тенденции, чему во многом способствовали стабильный мировой экономический рост, проводимые реформы либерализации в области инвестирования и широкомасштабная стратегия интернационализации, внедряемая растущим числом транснациональных корпораций (ТНК). Это привело к исторически рекордному уровню потоков ПИИ, которые в 2007 г. достигли $ 1,8 миллиардов.
Однако уже в следующем году наметилась обратная тенденция. Сложившаяся финансовая нестабильность в США летом 2007 года оказалась первым предвестником глобального кризиса и привела к существенному ухудшению ситуации на рынке инвестиций. Уже в начале 2008 г. плохой инвестиционный климат негативно отразился на многих инвестиционных программах, затронув, в том числе, и ПИИ. Данные, доступные летом 2008 г., выявили спад в первом семестре 2008 г. как транснациональных поглощений и слияний (M&As), так и потоков ПИИ по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Несмотря на некоторые позитивные тенденции 2008 г., финансовый кризис снова обрушился на мировую экономику к концу года, начавшись с банкротства крупных финансовых фирм США, таких как Леман Бразес (Lehman brothers) и АИГ (AIG), и европейских финансовых организаций, таких как Фортис (Fortis), Дексия (Dexia), и ряда банков Исландии.
Стало очевидно, что такой крах был всего лишь подводной частью айсберга проблем, созревших в индустрии финансовых услуг, особенно в системе ее регулирования. Кризис, возрастая в своих масштабах и значимости, отразился небывалым беспорядком на финансовых рынках, нанося удар за ударом, как по развитым, так и по развивающимся экономикам. Ряд стран с еще развивающейся экономикой, например, Венгрия, Латвия, Украина и Исландия, обратились в Международный Валютный Фонд за поддержкой.
Источник