Она мастер своего дела

Как стать мастером своего дела и что означает прав

Как стать мастером своего дела и что означает правило десяти тысяч часов.

Открываем словарь и смотрим значение слова мастер. Вот самое распространенное: специалист, профессионал достигший высокого искусства в своём деле. Дока, знаток, искусник и далее. Иначе говоря, следует овладеть специальностью и только после этого, оттачивая свои навыки, будет возможность перевоплотиться в мастера. В идеале надо: относиться к работе с ответственностью и старательностью. Тогда можно сказать, что мы делаем свою работу удовлетворительно или хорошо. И для многих людей, видимо, этого достаточно, но есть белые вороны, которым этого мало. Так как же становятся мастерами своего дела? Попытаемся порассуждать. Вот перед нами дворник. Не секрет, что есть дворник, который делает свою простую работу хорошо, а есть, наоборот, тот который делает её плохо. Разумеется, если дворник не подходит к своей деятельности с этими двумя требованиями (ответственность и старательность), то он, может умудриться такую, не требующую высокой квалификации работу, как уборка двора, сделать плохо и некачественно. Следовательно, обществу требуется. Нет! Общество нуждается в дворнике, который делает свою работу хорошо. Только тогда будет порядок, ну в плане отсутствия мусора во дворах, надо полагать. Правда, отсутствие мусора на улицах — это еще и вопрос культурного уровня жителей и чиновников, вопрос организации работы, но это не тема нашего сегодняшнего разговора и мы пока таковой крупный, неодносложный нюанс, деликатно опустим.

Далее предлагаю рассмотреть пример трудовой деятельности уважаемого, преклонных лет преподавателя в престижном институте. Данный преподаватель читает уже несколько лет лекции по теме: «Защита прав интеллектуальной собственности». Да, он научился делать свою работу соответственно требованиям, какие предъявляет к нему учебное заведение. Исходя из имеющихся у него регалий (удержим их в секрете), получается, что он пошел дальше нашего дворника и является уже специалистом в своей области. Но можем ли мы сказать о преподавателе, что он мастер своего дела? Проанализировав беседу с уважаемым лектором ( а это реальный, не выдуманный мною персонаж ), я выяснила: ему не знакомо слово «апроприация», не путать со словом «экспроприация», давно известным и понятным многим. Само слово «апроприация» и его значение он не знал. Что это? Дрейфующая льдина незаинтересованности? Почему у лектора хотя бы за те, несколько лет, что он читает лекции, не возникло желания расширить круг своих знаний? Или это отношение к делу «спустя рукава»? Отсутствие интереса к своей деятельности? А ведь в вопросе защиты интеллектуальной собственности мы можем сталкиваться с методами апроприации и должны разбираться в том, что есть что.

Напрашивается вывод: человек может механически, отработанно годами исполнять круг своих обязанностей хорошо, может даже быть специалистом или считаться таковым, но не всякий является мастером своего дела и искусным профессионалом. Так что мы видим? Окружающая нас масса людей занимается своей работой на разных уровнях, получает за нее заработную плату, премии и всякие поощрительные доплаты, но всего единицы из них—мастера своего дела. Почему? Мы хотим знать ответы на этот вопрос, ведь цель нашего разговора — задуматься, понять, «откопать», прояснить.

Пойдем далее и поговорим о таланте. Нет, не о наличии талантов у этих вышеперечисленных персонажей — дворника и преподавателя — мы их отпускаем. Просто задумаемся о таланте . Обязательно ли присутствие таланта у человека и в совокупности с ним большого интереса к своему занятию? Это ли те два первых и главных фактора на пути к становлению высокого мастерства? Попробуем разобраться и посмотрим,что нам говорят исследования в этой области. Оказывается, то, что мы называем талантом, — есть результат сложного переплетения способностей, благоприятных возможностей и случайно полученного преимущества. Получается, если белые(талантливые) вороны выигрывают благодаря особым возможностям, то подчиняются ли эти возможности какой-нибудь закономерности? Как выясняется, да. Это подтверждают последние выводы ученых и исследователей. Давайте же углубимся и узнаем, что означает правило 10 000 часов и к каким выводам пришли сегодня ученые.
Вот одно из заключений. Невролог Даниель Левитин пишет: «Из многочисленных исследований вырисовывается общая картина: о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. Кого ни возьми — композиторов, баскетболистов, писателей, конькобежцев, пианистов, шахматистов . и так далее — это число встречается с удивительной регулярностью. Десять тысяч часов — примерно три часа практики в день, или двадцать часов в неделю на протяжении десяти лет. Это, разумеется, не объясняет, почему одним людям занятия идут на пользу больше, чем другим. Но пока еще никому не встретился случай, когда высочайший уровень мастерства достигался бы за меньшее время. Складывается впечатление, что ровно столько времени требуется мозгу, чтобы усвоить всю необходимую информацию».
Теперь мы знаем мнение специалистов. Исходя из их заключений, выходит, что процесс обретения высокого мастерства долгий и требующий больших временных затрат.Так устроен мозг человека. Выходит, чем раньше мы «заболеем», каким-либо ремеслом, чем раньше мы определимся со своими пристрастиями и личными наклонностями, тем быстрее мы сможем наработать эти заветные 10 000 часов практики. Выходит, что если даже наш мозг и способен схватывать все на лету, то этого для достижения успеха все равно недостаточно.
Видимо, мы уже подобрались к первому, так сказать, наипервейшему секрету-ответу? Или нет? Думаю многие уже вспомнили сказку про Емелю, который нежился на печи, и у него то ведра сами на речку идут, то волшебный топор дрова колет. Практически каждый из нас может также припомнить свои тайные желания стать кошкой. Помните некогда высказанное: как хорошо быть кошкой, лежи себе да грейся на солнышке? Мы можем вспомнить, как жалобно просили у родителей разрешения не ходить сегодня в школу, по причине дождя. Как с большим удовольствием потом похихикивали над «дураками» — одноклассниками, попивая чаек с пирожными и сидя в теплой комнате своего дома. Так что? Что нам мешает стать гениями или мастерами высокого уровня?! С чем большинство из нас не желает расставаться и даже бережно культивирует в себе это отвратительное?! . Думаю, ответ давно прозвучал у каждого мысленно и мне не стоит повторяться.
Итак, для достижения мастерства нужны индивидуальные особенности, природный талант, высокая работоспособность и большая внутренняя заинтересованность человека заниматься именно выбранным делом. Иными словами — мощный внутренний механизм. Незаметно, по цепочке рассуждений мы пришли к старой истине: только упорный труд, только он самый. Но труд разумный, целенаправленный, просвещенный и глубокий. Само собой вытекает, что поверхностность, схватывание «вершков» — это яд, отрава, трясина, болото, и ее надо избегать во всем.
Быть может, сейчас пора спросить себя, в чем заключается моя природная одаренность, в каком деле я могу раскрыть свои способности и углубиться в них настолько, чтобы в последствии суметь стать мастером своего дела? Насколько я, именно я, обладаю уникальностью и индивидуальными, присущими только мне качествами? Наполнен ли я одержимостью в своей страсти к любимому делу?
Только пожалуйста, дорогой читатель, не захлопывай створки своего откровения, обращенного внутрь себя. Обрети ясность взгляда!
Обрети способность выполнить вполне определенную работу, которую всегда и каждому нужно выполнить в себе самом. Занимайся самовоспитанием и просвещением.
Ведь только после этого тебе и вправду откроется возможность стать великолепным мастером своего дела в любой области, той, которая лично тебе по душе.

Читайте также:  Как правильно планировать свою деятельность

• Заключения невролога Даниеля Левитина, взяты из в книги М. Гладуэлла «Гении и аутсайдеры», недавно выпущенной на русском языке издательством «Альпина Бизнес Букс».

Источник

Многослов 3, или Прочистите ваши уши: первая философская книга для подростков (32 стр.)

Если ты не на острове необитаемом живешь, значит, давал. И себе и другим. Значит, ты, как и любой из нас, по мере сил пытаешься быть мудрецом. Значит, ты, как и каждый из нас, становишься философом, когда пытаешься понять законы жизни.

Любовь к мудрости, то есть философия, – у нас в крови: не стараясь понять жизнь, прожить ее очень трудно.

Поэтому страшное слово «философия» просто обозначает занятие, которым все мы так или иначе занимаемся.

Я бы хотел, чтобы мои «Философские сказки» ты прочел с легкостью и интересом. Во всяком случае, я старался писать их не занудливо.

Может быть, прочитав их, ты перестанешь бояться слова «философия» и поймешь, что пофилософствовать – по жизни очень даже всем не помешает.

И еще я надеюсь, что, читая эти сказки, ты продолжишь думать про важное – это ведь довольно интересное занятие, правда?

А вот и не конец первой части!

Потому что, когда первая часть была уже закончена и я хотел было перейти к сказкам, мой сын Андрей – полноправный соавтор этой книги – сказал:

– Пап, а уже поздно просить тебя написать про мастерство? Вот, скажем, все говорят: «Моцарт – мастер». Но ведь есть такие люди, которым его музыка не нравится, для них он – тоже мастер?

Мне показалось, что вопрос очень интересный, а ответ на него может быть полезен не только моему сыну.

Читайте также:  Какого твое мнение своим ли делом они заняты

Вдогонку
про четыре шага к мастерству

В школе слово «мастер» употребляют крайне редко. Трудно себе представить, чтобы про какого-нибудь отличника на полном серьезе говорили: «Он – мастер учения…»

А вот взрослые люди употребляют его постоянно.

Мастер – это человек, который лучше всех, абсолютно профессионально, умеет делать свое дело.

Мастер – это имя существительное, но, образно говоря, это еще и определение. Называя человека мастером, мы определяем его как высокого профессионала.

И вот тут-то и возникает вопрос, хитро подсказанный моим сыном: а кто, собственно говоря, определяет это самое «лучше всех»?

Когда мне было столько лет, сколько тебе, бытовали такие выражения: «мастера советской литературы», «мастера советской живописи», «мастера советского театра»…

Владимира Высоцкого никогда не называли ни мастером поэзии, ни мастером театра, а многих из тех, кого так называли, сегодня уже и позабыли.

Может быть, ты удивишься, но во времена Александра Сергеевича Пушкина мастером прозы считался… Фаддей Булгарин – тот самый человек, который писал доносы на Пушкина (надо заметить, что «наше всё» отвечал ему весьма едкими эпиграммами). Однако факт остается фактом: Булгарин написал роман «Иван Выжигин», который называют первым российским бестселлером. Многие, в том числе и умные, интеллигентные люди, причисляли «Выжигина» к настоящей мастерской прозе. А, скажем, «Дубровский» или «Пиковая дама» Пушкина считались (да и до сих пор в определенных кругах считаются) эдакими безделицами, которые к мастерской литературе отношения не имеют.

Нy, и чего делать? Как определить, кто мастер, а кто – нет?

Приходится с печалью признать:

мастер – определение субъективное.

Конечно, есть профессионалы, которых большинство людей считают мастерами. Тот же Пушкин все-таки для подавляющего числа читателей мира является мастером. Или гонщик «Формулы-1» Михаэль Шумахер. Или актер Евгений Миронов. Или певец Иосиф Кобзон. В любом городе любители вкусно поесть покажут вам заведение, шеф-повар которого – подлинный мастер своего дела…

И Моцарта, конечно, тоже можно назвать мастером. Потому что даже те люди, которым не нравится его музыка, не могут не признать, что в своем деле он был подлинным профессионалом.

Мастера – то есть высокие профессионалы – существуют в любом деле.

Но не все люди единодушно готовы признать профессионала мастером. Всегда найдутся те, кто считает, что этот человек, конечно, хорошо делает свое дело, но все-таки он – не мастер.

А вот сам ты запросто можешь определить для самого себя: мастер ты или нет.

Согласись, что любому человеку важно знать, мастерски ли он делает свое дело. Если ты сам себя считаешь мастером – это вовсе не значит, что ты «самый профессиональный профессионал», это значит, что свое дело ты умеешь делать очень хорошо – мастерски.

И тут опять возникает этот противный вопрос: как понять, очень хорошо или не очень?

На него у меня имеется конкретный ответ.

На пути к овладению любым мастерством человек должен преодолеть четыре этапа.

Первый этап.Неосознанное неумение, или паника.

Представь себе, что ты хочешь стать мастером по варке борща. Вот втемяшилась тебе в голову такая идея… Очень хорошо.

Сварить борщ хочется, а как это сделать – абсолютно непонятно. Открываешь поваренную книгу, выясняешь, какие продукты необходимы для борща, покупаешь их… И понимаешь прекрасно (точнее – ужасно понимаешь), что сотворить из этого набора что-нибудь стоящее совершенно невозможно.

Читайте также:  Идея бизнеса для фрезерного станка

Вот она и паника.

Та же история случается, если ты, скажем, хочешь стать мастером в решении математических задач или, например, мастером в написании сочинений. Проблема перед тобой стоит, а как ее решать – совершенно неясно.

Тут главное – не сорваться, не запаниковать, а продолжать проблему решать.

Если проблему не решать, она и не решится. А если решать – решится обязательно.

И тогда ты придешь ко второму этапу – совершишь серьезный шаг к овладению мастерством.

Второй этап.Осознанное неумение.

Это когда ты уже не паникуешь, разбираешься, что необходимо делать, но тебе кажется, что у тебя это не получится никогда. Ты уже понимаешь, что раньше нужно складывать в кастрюлю: свеклу, мясо или картошку, но еще отчетливее осознаешь, что все равно ничего хорошего из этой затеи не получится.

Но смотри, сколько ты уже всего достиг! Если раньше ты вообще понятия не имел, что надо делать, то сейчас ты знаешь, что надо делать, но просто боишься, что у тебя не получится.

А если есть четкое понимание того, что необходимо делать, то паника исчезает!

Знаешь такую пословицу: «Глаза боятся, а руки делают»? Хорошая поговорка! Надо делать! Ты ведь знаешь – что именно.

У любого мастера никогда ничего не получается сразу.

Но если ты хочешь стать мастером, работай над решением своей проблемы.

И наградой тебе будет третий этап.

Третий этап.Осознанное умение.

Это когда ты уже понял, как надо варить борщ, но постоянно сверяешься с поваренной книгой. Там написано: «Возьмите пять картофелин», и ты отсчитываешь: раз, два… пять. Читаешь: «Полкилограмма мяса» и просишь взвесить в магазине ровно полкило…

В любом деле есть правила. На третьем этапе эти правила тобой руководят. Ты как бы их пленник. Сквозь пункты этих правил не может прорваться вдохновение – ничего страшного!

Может быть, ты не знаешь, но все тот же Пушкин учился в лицее писать стихи по правилам. Эти же правила изучали все его однокурсники, но не все стали мастерами…

Когда ты хорошо освоишь третий этап, ты вдруг заметишь, что начинаешь делать что-то по-своему, иногда и против правил, а получается хорошо.

Значит, ты дошел до четвертого этапа.

Четвертый этап.Неосознанное умение или мастерство.

Если твоя мама умеет варить борщ, то она не сверяется с поваренной книгой. Более того, она, может быть, нарушает какие-то инструкции, но борщ получается потрясающий!

Потому что ее умение неосознанно, она все делает автоматически, мастерски. Ее ведет не инструкция, а вот именно умение, мастерство.

И ты понимаешь: твоя мама – мастер по приготовлению борща. И мама понимает, что она – мастер. Кому-то из гостей борщ не понравился? Что ж поделать? Это дело их вкуса – на всех не угодишь.

Мне кажется, не надо стремиться к тому, чтобы тебя все называли мастером. Кто-то назовет, а кто-то нет… Причем тебя могут не называть мастером, например, просто из зависти – глупо ориентироваться на эти оценки.

Надо стремиться к тому, чтобы самому ощущать себя мастером, то есть уметь так вершить свое дело, чтобы оно доставляло тебе удовольствие и чтобы ты мог думать о результате, а не о правилах его выполнения.

Хочу еще раз заметить, потому что это важно: если ты решил стать мастером в каком-нибудь деле, у тебя получится обязательно, ведь если проблему решать – она решается!

А вот это уже точно конец первой части

Когда мой сын Андрей – соавтор и редактор – попросил написать вдогонку дополнительную главу про мастерство, я подумал: а ведь есть еще одно слово, про которое обязательно надо поговорить. И это будет вторая глава вдогонку. Правда, мы про это уже немного говорили в книге, но хотелось бы чуть-чуть поподробнее. Потому что – важно.

И на нем-то уж точно закончится первая часть, и начнется часть вторая – совсем другая, но, надеюсь, интересная.

Источник

Оцените статью