- Окупаемость инвестиций в обучение персонала
- Как рассчитать рентабельность обучения персонала — 7 правил и кейс
- Что учесть, оценивая целесообразность вложений в обучение сотрудников
- Правило 1. Срок окупаемости обучения персонала ограничен 1-1,5 годами
- Правило 2. Срок подбора сотрудника зависит от его квалификации
- Правило 3. Пока сотрудник не принят, кто-то выполняет его работу
- Правило 4. Работа должна быть выполнена, даже если сотрудник еще не обучен
- Правило 5. Любое обучение стоит денег
- Правило 6. В период обучения сохраняется заработная плата и обеспечивается замещение обучаемого
- Правило 7. Недостаток квалификации со временем стремится к нулю
- Кейс на расчет рентабельности обучения персонала
- Расчет затрат при найме готового специалиста
- Расчет затрат при найме и обучении специалиста
- Подведение итогов кейса
- Вместо заключения
- Как рассчитать рентабельность обучения персонала — 7 правил
- Логика расчета
- Правило 1. Срок окупаемости обучения персонала ограничен 1-1,5 годами
- Правило 2. Срок подбора сотрудника зависит от его квалификации
- Правило 3. Пока сотрудник не принят, кто-то выполняет его работу
- Правило 4. Работа должна быть выполнена, даже если сотрудник еще не обучен
- Правило 5. Любое обучение стоит денег
- Правило 6. В период обучения сохраняется заработная плата и обеспечивается замещение обучаемого
- Правило 7. Недостаток квалификации со временем стремится к нулю
- Кейс на расчет рентабельности обучения персонала
- Расчет затрат при найме готового специалиста
- Расчет затрат при найме и обучении специалиста
- Подведение итогов кейса
- Вместо заключения
Окупаемость инвестиций в обучение персонала
За последние годы наблюдается растущее количество примеров лучших практик по анализу и оценке влияния обучения на финансовую эффективность; в конечном счете, это приводит к оценке окупаемости инвестиций (return on investment, ROI) в обучение персонала.
Впервые показатель эффективности обучения – модель Киркпатрика – была представлена и внедрена в компаниях в далеких 1950-х гг. и до сих пор используется во всем мире. Пятиуровневая модель оценки окупаемости вложений в персонал (которая преимущественно относится к обучению), описываемая применительно к рассматриваемому показателю, была разработана Джеком Филлипсом в стенах Института ROI и является расширенной четырехуровневой моделью Киркпатрика.
Использование подхода по оценке окупаемости для кадровых служб – отличный способ по началу процесса общения с бизнесом на языке бизнеса. Доверие к кадровым службам может быть усилено за счет демонстрации бизнес-эффекта от вложений в развитие персонала, поскольку ответственность за эти вложения лежит на кадровой службе. Кроме того, расходы на развитие персонала могут стать не просто затратами, а инвестициями.
Согласно Джеку Филлипсу, для сбора данных при расчете окупаемости инвестиций в обучение применяется несколько способов. Участники программы обучения опрашиваются на предмет удовлетворенности сразу после окончания программы, а затем через несколько недель проводится повторный опрос участников обучения и менеджеров с целью оценки изменений в поведении и эффективности. Затем вся полученная информация анализируется на предмет оказания программой обучения влияния на результаты, качество, стоимость, сроки и удовлетворенность клиента. Далее информация используется для оценки выгод по отношению к затратам.
Формула
В модели окупаемости Филлипса рассматриваются пять уровней:
1) реакция и планируемое действие;
2) изучение;
3) применение;
4) бизнес-воздействие;
5) окупаемость инвестиций.
Уровень 1. Реакция и запланированное действие.
На этом уровне оцениваются удовлетворенность участников и их реакция на программу обучения. Также анализируются планируемые действия, которые участники обучения собираются применить в своей работе.
Уровень 2. Изучение.
На этом уровне оценивается мнение участников относительно конкретности полученных знаний (обычно такое исследование проводится сразу по окончании программы обучения).
Уровень 3. Применение.
На третьем уровне собирается информация о степени успешности применения участниками знаний, полученных в ходе обучения. Проводится анализ изменений в поведении или в действиях. Обычно для таких целей используются анкеты и опросы.
Уровень 4. Бизнес-воздействие.
На этом уровне определяются фактические бизнес-результаты программы и анализируются происходящие изменения в поведении/ навыках персонала в денежном выражении. Обычно показателями этого уровня являются результаты, качество, стоимость, сроки и удовлетворенность клиентов.
Однако даже если программа обучения принесет измеримый бизнес-результат, может оказаться, что стоимость этой программы слишком высока.
Уровень 5. Окупаемость инвестиций.
На этом уровне вычисляется фактический ROI. Отметим, что расчет окупаемости обучения идентичен расчету окупаемости любой бизнес-инвестиции, где ROI традиционно определяется как прибыль, деленная на инвестиции:
ROI = (Выгоды – Затраты) / Затраты
Окупаемость инвестиций рассчитывается с использованием выгод и затрат. Коэффициент окупаемости (benefit/cost ratio, BCR) -это выгоды от программы обучения, деленные на затраты:
BCR = Выгоды от программы обучения / Затраты на программу обучения
Окупаемость инвестиций использует чистые выгоды, деленные на затраты. Чистые выгоды – это выгоды от программы обучения за вычетом затрат. Следовательно,
ROI,% = Чистые выгоды от программы обучения / Затраты на программу обучения * 100%
Коэффициент окупаемости и окупаемость инвестиций несут в себе в целом одинаковую информацию, но с разных точек зрения. В качестве примера представим, что программа обучения принесла выгоду в размере 581 000 рублей при затратах в 229 000 рублей Следовательно, коэффициент окупаемости равен:
BCR = 581 000 / 229 000 = 2.54 ( или 2,5 к 1)
Полученный результат означает, что на каждый рубль инвестиций получено 2,5 рубля выгод. В данном примере чистая выгода составляет 352 000 рублей (581 000 – 229 000). ROI будет равно:
ROI% = 352 000 / 229 000 *100% = 154%
Результат означает, что на каждый инвестированный в программу обучения рубль приходится 1,5 рубля. чистой выгоды.
Сбор и анализ данных для расчета рассматриваемого показателя являются весьма затратным и длительным процессом. Поэтому полный расчет рентабельности применяется в отношении ограниченного количества программ обучения – обычно наиболее дорогих и от которых ожидается существенный эффект.
Хотя почти всеми кадровыми службами проводится оценка удовлетворенности персонала, только немногие из них анализируют рентабельность инвестиций в обучение. Возможным объяснением этому факту служит то, что анализ рентабельности часто характеризуется как сложный и затратный процесс (что обычно соответствует действительности). Поэтому компании должны избирательно подходить к оценке рентабельности обучения персонала.
Источник
Как рассчитать рентабельность обучения персонала — 7 правил и кейс
Самый наглядный способ продемонстрировать эффективность стирального порошка Tide — сравнить его с «обычным стиральным порошком». А еще можно вымыть полголовы Head & Shoulders и обычным шампунем и визуально сравнить результаты.
Попробуем применить такой же подход к оценке рентабельности обучения персонала, сравнивая затраты компании на «готового» и «обучаемого» работника.
Забудьте пока про коэффициент возврата инвестиций в обучение (ROI) — для того чтобы понять, выгодно ли вкладываться в обучение, иногда достаточно здравого смысла и несложной математики.
Что учесть, оценивая целесообразность вложений в обучение сотрудников
В первую очередь — затраты компании при найме «готовых» специалистов, и затраты при найме сотрудников, которых планируется «доучивать» в процессе работы.
Вначале давайте договоримся о некоторых правилах, устанавливающих порядок расчета затрат на «готовых» и «обучаемых» сотрудников.
Правило 1. Срок окупаемости обучения персонала ограничен 1-1,5 годами
Исходная рыночная стоимость специалиста, квалификация которого требует от компании вложений в обучение, может быть ниже, чем квалификация «готового» специалиста.
Но стоит помнить о том, что невозможно запретить тому, кого компания обучила и помогла набраться опыта, переоценить свою рыночную стоимость по прошествии какого-то времени и потребовать повышения заработной платы до уровня «готового» специалиста.
Так что срок, за который «инвестиции в обучение сотрудника» должны окупиться, логично ограничить — 1-1,5 года.
Правило 2. Срок подбора сотрудника зависит от его квалификации
Сроки поиска «готового» специалиста и специалиста, которого планируется обучать, будут отличаться.
К примеру, «готового» мы можем искать три месяца, а «способного ученика» — месяц.
Соответственно, затраты на подбор (оплата труда рекрутера, расходы на публикации объявлений о найме и базы резюме) тоже будут отличаться и должны быть учтены в расчете рентабельности обучения.
Правило 3. Пока сотрудник не принят, кто-то выполняет его работу
Это значит, что к затратам на поиск и подбор можно отнести и сумму, которую мы платим тому, кто работает на вакантной должности.
Чем дольше ищем, тем выше наши затраты на замещение отсутствующего сотрудника.
Правило 4. Работа должна быть выполнена, даже если сотрудник еще не обучен
Мы можем нанять сотрудника, который, до того как будет обучен и наберется опыта, будет способен решить не более 60% порученных ему задач.
Нерешенные 40% задач нам все равно придется кому-то поручить.
И заплатить квалифицированному сотруднику за их решение тоже придется.
Это тоже плата за осознанное решение нанимателя нанять сотрудника, которого планируется дообучать в процессе работы.
Правило 5. Любое обучение стоит денег
Неважно, заплатили ли мы внешнему провайдеру за учебный курс, или на обучение сотрудника тратил свое рабочее время руководитель или наставник — любые затраты на обучение в расчете на обучение должны быть учтены.
Правило 6. В период обучения сохраняется заработная плата и обеспечивается замещение обучаемого
В подавляющем большинстве случаев за обучаемым сотрудником сохраняется заработная плата, даже если обучение проходит «с отрывом от производства».
Исходя из того, что мы не можем без нежелательных последствий освободить рабочее место, мы должны заплатить тому сотруднику, который будет замечать «учащегося».
Это тоже затраты, связанные с обучением.
Правило 7. Недостаток квалификации со временем стремится к нулю
Понятно, что 40% невыполняемой обучаемым сотрудником работы по мере накопления опыта, применения знаний и совершенствования навыков со временем превратятся в 0%.
Но это не произойдет мгновенно, до достижения стопроцентного КПД нужно обязательно учитывать затраты на выполнение тех 40-25-15-10-5%, которые он будет «недорабатывать».
Кейс на расчет рентабельности обучения персонала
Правила, мы определили, у нас есть возможность продемонстрировать их применение в рамках несложного кейса.
Предположим, что «рыночная стоимость» квалифицированного специалиста составляет 100 т. р., а «стоимость» специалиста, которого мы планируем обучить — 60 т. р.
Время поиска «квалифицированного» специалиста — 3 месяца, «неквалифицированного» — 1 месяц при ежемесячных затратах на подбор 10 т. р.
Рабочее место в период поиска сотрудника не пустует — за замещение отсутствующего сотрудника мы платим квалифицированному специалисту 100 т. р.
Срок, в рамках которого рассчитываем рентабельность — 1 год.
- Считаем, что по истечении года «обученный» и «готовый специалист» сравняются в размере заработной платы.
- Размер доплаты за выполнение объема работы, с которым не справляется обучаемый сотрудник, считаем по ставке квалифицированного специалиста, умножая ее на % «недоквалификации».
- Срок, в течение которого «обучаемый» сотрудник выйдет на 100% КПД — 6 месяцев. За это время его «недоработка» должна упасть с 40% до нуля.
- Обучение «с отрывом от производства» считаем как 100%-ное замещение обучаемого сотрудника.
Для сравнения готовим два вида расчета — расчет затрат при найме готового специалиста и расчет затрат при найме и обучении специалиста.
Расчет затрат при найме готового специалиста
- Подбор: 45 тысяч потратили на подбор специалиста, на который ушло три месяца.
- Замещение: 300 тысяч заплатили тому, кто работал, замещая отсутствующего сотрудника, пока велся поиск.
- Заработная плата за 12 месяцев: 1 миллион двести тысяч — годовой ФОТ.
- Итоговые затраты — 1545 т. р.
Расчет затрат при найме и обучении специалиста
- Подбор — за 1 месяц потратили 10 т. р.
- 100 тысяч заплатили тому, кто работал, замещая отсутствующего сотрудника, пока велся поиск.
- Заработная плата за 12 месяцев составила 720 т. р.
- Затраты на обучение — 50 т. р.
- Затраты на выполнение работы другим специалистом, пока обучаемый учился и приобретал опыт — 215 т. р.
Итого 1100 рублей.
Подведение итогов кейса
Решение обучать новых сотрудников позволило компании сэкономить за год 445 т. р., то есть 28% от затрат на найм и заработную плату квалифицированного специалиста при том, что абсолютная разница в размере заработной платы «готового» и «обучаемого» специалиста составляет 40% (100 т. р. и 60 т. р.).
Интересно, что, несмотря на то, что мы старались скрупулезно подсчитать все затраты на обеспечение процесса обучения и компенсации нехватки квалификации обучаемого сотрудника, экономия оказалась существенной.
Вместо заключения
Математика — штука упрямая.
Достаточно уменьшить разницу в зарплате «готового» и «обучаемого» специалиста до 20%, как экономия за счет обучения сократится до 13%, а сумма экономии составит за год 205 тысяч рублей.
Значит ли это, что обучать персонал может оказаться рискованно и невыгодно — не берусь утверждать.
Правила, которыми я объяснил применение в расчете тех или иных алгоритмов — не догмы. Никто не запретит вам пользоваться в ваших расчетах только частью из них или ввести новые.
Кроме того, на решение обучать сотрудников влияет не только экономический фактор, правила влияния которого на решение обучать сотрудника я описал в этой статье.
Зачастую другие факторы — фактор времени — отсутствие возможности ждать, пока «вырастет» квалифицированный работник и фактор риска — невозможность предсказать, станет ли ученик успешным профессионалом, имеют не меньшую значимость.
В этой статье я привел пример логики, которую можно использовать в решении управленческих задач.
Подходит ли она для ваших задач — разбирайтесь в каждом конкретном случае.
Источник
Как рассчитать рентабельность обучения персонала — 7 правил
Самый наглядный способ продемонстрировать эффективность стирального порошка Tide — сравнить его с «обычным стиральным порошком».
А еще можно вымыть полголовы Head & Shoulders и сравнить результат с действием обычного шампуня.
Выглядит убедительно и не требует предъявления результатов тестов и испытаний.
Попробуем применить такой же подход к оценке рентабельности обучения персонала.
Забудьте на время про коэффициент возврата инвестиций в обучение (ROI) — для того чтобы понять, выгодно ли вкладываться в обучение, иногда достаточно здравого смысла и несложной математики.
Логика расчета
Рентабельности обучения персонала достаточно проста.
Нужно сравнить затраты компании при найме «готовых» специалистов, и затраты при найме сотрудников, которых планируется «доучивать» в процессе работы.
Вначале давайте договоримся о некоторых правилах, устанавливающих порядок расчета затрат на «готовых» и «обучаемых» сотрудников.
Правило 1. Срок окупаемости обучения персонала ограничен 1-1,5 годами
Рыночная стоимость специалиста, квалификация которого требует от компании вложений в обучение, может быть ниже, чем квалификация «готового» специалиста.
Но никто не запретит тому, кого компания обучила и помогла набраться опыта, переоценить свою рыночную стоимость по прошествии какого-то времени и потребовать повышения заработной платы до уровня «готового» специалиста.
Так что срок, за который «инвестиции в обучение сотрудника» должны окупиться, ограничен — примерно год-полтора.
Правило 2. Срок подбора сотрудника зависит от его квалификации
Сроки поиска «готового» специалиста и специалиста, которого планируется обучать, будут отличаться.
К примеру, «готового» мы можем искать три месяца, а «обучаемого» — месяц.
Соответственно, затраты на подбор (оплата труда рекрутера, расходы на публикации объявлений о найме и базы резюме) тоже будут отличаться и должны быть учтены в расчете рентабельности обучения.
Правило 3. Пока сотрудник не принят, кто-то выполняет его работу
Это значит, что к затратам на поиск и подбор можно отнести и сумму, которую мы платим тому, кто работает на вакантной должности.
Чем дольше ищем, тем выше наши затраты на замещение отсутствующего сотрудника.
Правило 4. Работа должна быть выполнена, даже если сотрудник еще не обучен
Мы можем нанять сотрудника, который, до того как будет обучен и наберется опыта, будет способен решить не более 60% порученных ему задач.
Нерешенные 40% нам все равно придется кому-то поручить.
И заплатить квалифицированному сотруднику за их решение тоже придется.
Это тоже плата за осознанное решение нанимателя нанять сотрудника, которого планируется обучать в процессе работы.
Правило 5. Любое обучение стоит денег
Неважно, заплатили ли мы внешнему провайдеру за учебный курс, или на обучение сотрудника тратил свое рабочее время руководитель или наставник — затраты на обучение в расчете на обучение должны быть учтены.
Правило 6. В период обучения сохраняется заработная плата и обеспечивается замещение обучаемого
В подавляющем большинстве случаев за обучаемым сотрудником сохраняется заработная плата, даже если обучение проходит «с отрывом от производства».
Исходя из того, что мы не можем без нежелательных последствий освободить рабочее место, мы должны заплатить тому сотруднику, который будет замечать «учащегося».
Это тоже затраты, связанные с обучением.
Правило 7. Недостаток квалификации со временем стремится к нулю
Понятно, что 40% невыполняемой обучаемым сотрудником работы по мере накопления опыта, применения знаний и совершенствования навыков со временем превратятся в 0%.
Но до достижения стопроцентного КПД нужно обязательно учитывать затраты на выполнение тех 40-25-15-10-5%, которые он будет «недорабатывать».
Кейс на расчет рентабельности обучения персонала
Правила, мы определили, у нас есть возможность продемонстрировать их применение в рамках несложного показательного кейса.
Предположим, что «рыночная стоимость» квалифицированного специалиста составляет 100 т. р., а «стоимость» специалиста, которого мы планируем обучить — 60 т. р.
Время поиска «квалифицированного» специалиста — 3 месяца, «неквалифицированного» — 1 месяц при ежемесячных затратах на подбор 10 т. р.
Рабочее место в период поиска сотрудника не пустует — за замещение отсутствующего сотрудника мы платим квалифицированному специалисту 100 т. р.
Срок, в рамках которого рассчитываем рентабельность — 1 год.
Считаем, что по истечении года «обученный» и «готовый специалист» сравняются в размере заработной платы.
Размер доплаты за выполнение объема работы, с которым не справляется обучаемый сотрудник, считаем по ставке квалифицированного специалиста, умножая ее на % «недоквалификации».
Срок, в течение которого «обучаемый» сотрудник выйдет на 100% КПД — 6 месяцев. За это время его «недоработка» должна упасть с 40% до нуля.
Обучение «с отрывом от производства» считаем как 100%-ное замещение обучаемого сотрудника.
Для сравнения готовим два вида расчета — расчет затрат при найме готового специалиста и расчет затрат при найме и обучении специалиста.
Расчет затрат при найме готового специалиста
Подбор: 45 тысяч потратили на подбор специалиста, на который ушло три месяца.
Замещение: 300 тысяч заплатили тому, кто работал, замещая отсутствующего сотрудника, пока велся поиск.
Заработная плата за 12 месяцев: 1 миллион двести тысяч — годовой ФОТ.
Итоговые затраты — 1545 т. р.
Расчет затрат при найме и обучении специалиста
Подбор — за 1 месяц потратили 10 т. р.
100 тысяч заплатили тому, кто работал, замещая отсутствующего сотрудника, пока велся поиск.
Заработная плата за 12 месяцев составила 720 т. р.
Затраты на обучение — 50 т. р.
Затраты на выполнение работы другим специалистом, пока обучаемый учился и приобретал опыт — 215 т. р.
Итого 1100 рублей.
Подведение итогов кейса
Решение обучать новых сотрудников позволило компании сэкономить за год 445 т. р., то есть 28% от затрат на найм и заработную плату квалифицированного специалиста при том, что абсолютная разница в размере заработной платы «готового» и «обучаемого» специалиста составляет 40% (100 т. р. и 60 т. р.).
Интересно, что, несмотря на то, что мы старались скрупулезно подсчитать все затраты на обеспечение процесса обучения и компенсации нехватки квалификации обучаемого сотрудника, экономия оказалась существенной.
Вместо заключения
Математика — штука упрямая.
Достаточно уменьшить разницу в зарплате «готового» и «обучаемого» специалиста до 20%, как экономия за счет обучения сократится до 13%, а сумма экономии составит за год 205 тысяч рублей.
Значит ли это, что обучать персонал может оказаться рискованно и невыгодно — не берусь утверждать.
Правила, которыми я объяснил применение в расчете тех или иных алгоритмов — не догмы.
Никто не запретит вам пользоваться в ваших расчетах только частью из них или ввести новые.
Кроме того, на решение обучать сотрудников влияют не только те факторы, которые я описал в правилах
В этой статье я привел пример логики, которую можно использовать в решении управленческих задач.
Подходит ли она для ваших задач — разбирайтесь в каждом конкретном случае.
Источник