- Зачем рассчитывать рентабельность
- Как рассчитывается рентабельность
- Виды показателей рентабельности
- Порог рентабельности
- Рентабельность активов (ROA)
- Рентабельность продаж (ROS)
- Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
- Рентабельность оборотных активов (RCA)
- Рентабельность капитала (ROE)
- Что такое отрицательная рентабельность
- Понятие и виды рентабельности
- Сущность отрицательной рентабельности
- Отрицательная рентабельность – это плохо
- Что подразумевают под отрицательной рентабельностью
- Причины возникновения
- Преодоление путём введения новых технологий
- Другие способы
- Заключение
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
Чтобы посчитать рентабельность ресурса «Молоко», делим прибыль на стоимость ресурса: 3 / 5 = 0,6 , или 60%.
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Рентабельность ресурса «Молоко» при производстве мороженого: 5 / 5 = 1 , или 100%.
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
- К активам — рентабельность активов (ROA).
- К выручке — рентабельность продаж (ROS).
- К основным средствам — рентабельность основных средств (ROFA).
- К вложенным деньгам — рентабельность инвестиций (ROI).
- К собственному капиталу — рентабельность собственного капитала (ROE).
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
ROA = П / ЦА × 100%,
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
ROFA = П / Цс × 100%,
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
RCA = П / Цо × 100%,
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Источник
Что такое отрицательная рентабельность
- Что такое отрицательная рентабельность
- Какой процент доходности считается приемлемым
- Расчет рентабельности продаж и ее анализ
Понятие и виды рентабельности
Рентабельность отражает способность компании контролировать издержки и отражает правильность и результативность выбранной ценовой политики. Также показатель часто применяется для оценки операционной эффективности компаний.
Расчет рентабельности часто проводят ежеквартально и ежегодно, отслеживая ее динамику по отношению к предыдущему периоду. Анализ рентабельности необходимо проводить для каждой группы производимых (продаваемых) товаров.
В экономическом анализе различают несколько разновидностей рентабельности, наиболее часто используются:
— рентабельность продаж – отражает эффективность финансовой деятельности организации, показывает, какая часть выручки компании проходится на прибыль;
Рентабельность производства = чистая прибыль от продаж (оказания услуг)/себестоимость*100%.
Рентабельность продаж = чистая прибыль/ выручка*100%.
— рентабельность производства — показывает, насколько результативно используется имущество предприятия.
Различают также рентабельность активов и производственных фондов (показатель отражает процент прибыли, заработанной на среднюю стоимость активов или производственных фондов), рентабельность капитала (показатель эффективности использования собственных средств компании или банка). При оценке инвестиционных проектов используется показатель рентабельность вложений — он рассчитывается как отношение чистой прибыли к стоимости первоначальных вложений.
Сущность отрицательной рентабельности
Отрицательная рентабельность — важный сигнал для руководства компании, она демонстрирует процент убыточности производства или продаж на каждый вложенный рубль в товар. Получается, что себестоимость продукции выше, чем прибыль от ее реализации, а цена недостаточно высока для покрытия всех издержек.
Чем выше будет показатель отрицательной рентабельности в абсолютном отношении, тем больше уровень цены отклоняется от своего эффективного равновесного значения.
Параметр отрицательной рентабельности носит демонстрационный характер и отражает неэффективность деятельности предприятия.
Также отрицательная рентабельность сигнализирует о том, что предприятие неэффективно распоряжается собственными активами.
Что касается рентабельности производства, то отрицательная рентабельность — свидетельство того, что сумма издержек на производство и реализацию продукции выше цены ее продажи.
Если показатели рентабельности компании демонстрируют минусовое значение, это служит поводом для повышения цен на продукцию либо для поиска путей сокращения ее себестоимости. Положительный эффект в данном случае может иметь также оптимизация ассортимента.
Для инвесторов отрицательная рентабельность продаж – это сигнал для вывода средств из проекта. Данный показатель свидетельствует о том, что капвложения начали работать в минус.
Источник
Отрицательная рентабельность – это плохо
Рентабельность является важным показателем для тех, кто задумывается об индивидуальном предпринимательстве или создании более серьезной организации и начинает учиться, узнавая про подводные камни в мире бизнеса. Но если рентабельность позитивна, то это хорошо, и такого предпринимателя должно волновать только одно: как сделать, чтобы она была ещё больше? В противном случае создаётся опасный прецедент, который в перспективе может привести к разорению и закрытию. Что делать, если показатели рентабельности отрицательные? Вот об такой рентабельности и будет вестись разговор в статье.
Что подразумевают под отрицательной рентабельностью
Для начала – что такое рентабельность? Под этим понимают значение в денежном выражении, которое возвращается с одной вложенной в предприятие денежной единицы. Если в предприятие вложили 1 000 000 рублей, а через год на руки получили 1 100 000 рублей, то говорят, что рентабельность составляет 10 процентов, или коэффициент рентабельности 1,1. Такие числа были приведены не зря: на территории Российской Федерации средняя рентабельность реального производства находится в отметке около 10 процентов. Отрицательное значение рентабельности является негативным явлением в делах любого бизнеса, однако при приложении достаточного количества усилий и ума её можно преодолеть.
Очень часто данное понятие путают с окупаемостью. Эту ошибку не нужно делать. Под окупаемостью подразумевают, за сколько времени будут возвращены все вложенные деньги, а рентабельность отвечает за то, сколько денег принесли вложенные суммы за определённый период.
Часто для простоты даже проводят аналогию на одном рубле. Вложил человек один рубль, а получил два. Значит, коэффициент рентабельности — два. Вложил человек рубль, а получил девяносто копеек, значит, отрицательная рентабельность 0,9.
Но мы ещё не полностью разобрались с терминологией. Что такое отрицательная рентабельность? Когда человек вложил в предприятие один миллион рублей, а назад получил всего восемьсот пятьдесят тысяч, то коэффициент рентабельности становится 0,85, и работающее предприятие имеет отрицательную рентабельность.
Причины возникновения
Когда может возникнуть отрицательная рентабельность? В случае если на складах предприятия залеживается огромное количество готовой продукции, которая не может быть реализована. Но так как она была изготовлена, на неё были потрачены материалы и работа людей, которые оплачиваются, поэтому общая прибыль предприятия делится на общую себестоимость всей изготовленной продукции. Или если продукция продаётся дешевле своей себестоимости, тоже возникает отрицательная рентабельность. Существует два основных способа её преодоления.
Преодоление путём введения новых технологий
Первоначально, чтобы увеличить продажу оставшейся продукции, следует подумать об удешевлении товара при одновременном увеличении качества. В этом наиболее эффективно помогают новые технические решения, применяемые как при изготовлении продукции, так и при улучшении её практических возможностей. Один из наиболее перспективных способов, если не самый перспективный: предложить продукт с полезным функционалом, который не сможет предоставить ни одна другая фирма-конкурент.
В целом важным является уменьшение себестоимости без потери качества. Это помогает выпускать качественную продукцию без риска для своей репутации. Даже более того, хорошие товары по низкой цене расходятся очень быстро, что позволяет проводить ценовые маневры на рынке, чтобы потеснить конкуренцию.
Другие способы
Преодолеть проблему конкуренции и отрицательной рентабельности можно и путём урезания социальных льгот, уменьшения заработных плат или перехода на нелегальную основу. Но следует помнить, что два первых варианта могут привести к забастовкам, недовольству среди работников и/или ухудшению качества исполняемой работы. Переход на нелегальное положение чреват штрафами со стороны государственных органов, а также юридической ответственностью для лиц, которые организовывали укрывание от налогообложения. Отрицательная рентабельность капитала такими методами не решается, так всего лишь оттягивается неизбежное – разорение предприятия. Поэтому прибегать к этим средствам категорически не рекомендуется.
Заключение
Отрицательная рентабельность является скверным положением, но его можно исправить, если приложить достаточно усилий. Первоначально следует сделать ставку на новые технологии и эффективность труда работников. Полезно будет, если компания сможет позволить себе небольшую научно-исследовательскую лабораторию, перед которой задача всегда будет стоять одна – наилучший товар по более низкой цене. И тогда репутация и качественная продукция сделают свое дело. Главное – не бояться смотреть вперед и двигаться в неизвестное с уверенностью в стабильном будущем компании.
Источник