Огни рампы
«Огни рампы» (англ. Limelight ) — художественный фильм Чарли Чаплина, лирическая трагикомедия, вышедшая на экраны в 1952 году.
После приёма фильма «Месье Верду» Чаплин начал задумываться о том, что он утратил любовь зрителя. Он задумал снять фильм о конце карьеры артиста — нечто совершенно противоположное циничному «Месье Верду». Чаплин думал, что снимает свой последний фильм. Работа над фильмом началась 12 ноября 1951 года. 19 ноября начались съёмки. Хотя действие фильма происходит в Лондоне, фильм снимался в США, в основном в студии Чаплина. Премьера фильма состоялась 16 октября 1952 года в Лондоне.
В 1953 году лента была номинирована на «Оскар» в категории «Лучшая оригинальная драматическая запись», но только спустя 20 лет получила эту награду, что является абсолютным рекордом.
Содержание
Сюжет
Действие фильма начинается весной 1914 года. Старый безработный клоун Кальверо (Чаплин) спасает от самоубийства балерину Терри (Клер Блум), которая решила отравиться газом из-за того, что её парализовало и она больше не может танцевать. Кальверо вызывает врача, который говорит, что недомогание Терри носит нервический характер и девушка может восстановиться. Кальверо начинает ухаживать за ней, делится с ней жизненным опытом и заражает своим оптимизмом. В итоге Терри снова начинает ходить, а затем и танцевать. Кальверо помогает ей вернуться на сцену. Между тем дела у старого клоуна становятся всё хуже — он получает ангажемент в провинциальной антрепризе, но публика принимает его плохо. У Кальверо начинается трудный период, когда ему самому уже нужна помощь, и теперь уже Терри помогает ему не пасть духом окончательно.
Терри влюбляется в Кальверо и хочет выйти за него замуж. Старый клоун считает это глупостью и блажью; чтобы дать Терри одуматься, он уходит из дома и зарабатывает на жизнь, играя с уличным оркестром возле ресторанов. Однако вскоре клоуна находят старые друзья, которые дают ему роль в том же спектакле, где главную роль исполняет Терри. Балерина успела познакомиться с молодым и очень успешным композитором Невиллом, они полюбили друг друга, и теперь у Кальверо нет повода избегать встреч с девушкой.
Опытный театральный промоутер, который помнит Кальверо в годы его популярности, устраивают клоуну бенефис. Кальверо выступает перед публикой со своими классическими номерами и одним новым — вместе со своим старым другом (Бастер Китон). В финале номера Кальверо падает в оркестровую яму, в барабан. В этот момент у Кальверо происходит инфаркт.
Начинается номер Терри. Кальверо просит вынести его в боковые кулисы, чтобы посмотреть её танец, и умирает на сцене.
В ролях
- Чарльз Чаплин — Кальверо
- Клер Блум — Терри
- Найджел Брюс — Постант
- Бастер Китон — партнёр Кальверо
- Сидней Эрл Чаплин — Невилл
- Норман Ллойд — Бодалинк
- Андре Эглевский — танцор
- Мелисса Хэйден — балерина
- Марджори Беннетт — миссис Олсоп
Награды и номинации
- 1953 — премия BAFTA самому многообещающему новому исполнителю (Клер Блум)
- 1953 — номинация на премию BAFTA за лучший фильм
- 1953 — премия «Серебряная лента» Итальянского национального синдиката киножурналистов за лучший зарубежный фильм (Чарльз Чаплин)
- 1953 — премия «Оскар» за лучшую оригинальную драматическую запись (Чарльз Чаплин, Рэй Раш, Ларри Расселл)
Интересные факты
Фильм был запрещён к показу в США до 1972 года. В 1952 году Чаплин выехал в Европу для продвижения фильма «Огни рампы». В это время иммиграционные службы США аннулировали его въездную визу в США. Прокат фильма в США был запрещён.
В автобиографии Чаплин писал, что в США фильм смотрели по ночам в частных домах. Радиостанции часто транслировали музыку из фильма, не называя её автора.
«Огни рампы» во многом автобиографичный фильм Чаплина. Действие происходит в 1914 году, когда Чаплин снял свой первый фильм.
Чаплин показывает дни своей молодости, когда он работал артистом мюзик-холла в Лондоне и жил в пансионах. Показаны сцены в приёмных театральных агентов: «Для вас сегодня ничего нет. И для вас ничего нет. И для всех вас сегодня ничего нет». Отец Чаплина, так же как Кальверо, страдал алкоголизмом и умер в возрасте 37 лет. Но прототипом Кальверо был комик Фрэнк Тинней, а не отец Чаплина. В автобиографии Чаплин писал:
Я снова увидел его на сцене несколько лет спустя и был потрясён: муза комедии покинула его. Тинней был так неловок на сцене — я не мог поверить, что это тот же актёр. Именно эта перемена в нём подала мне впоследствии идею «Огней рампы». Мне хотелось понять, каким образом Тинней мог потерять живость и уверенность в себе. В «Огнях рампы» причиной была старость. Кальверо постарел, стал чаще заглядывать себе в душу, глубже ощущать своё человеческое достоинство, и это разлучило его с публикой — пропала лёгкость непосредственного общения.
Кальверо выступает на сцене в костюме, аналогичном костюму Бродяги Чаплина. Любовь Терри к Кальверо напоминает отношения Уны О’Нил и Чаплина.
В фильме Чаплин снял практически всех своих родственников. Сын Сидней Чаплин снялся в роли музыканта Невилла. Другой сын — Чарльз Чаплин-младший — снялся в роли полицейского в пантониме. Дети — Джеральдина Чаплин, Майкл и Джозефина — в роли детей на улице. Получили роли даже сводный брат Уилер Драйден (Wheeler Dryden) (доктор) и жена Уна О’Нил.
Релиз
Фильм выпускался на VHS с конца 1970-х. В СССР в конце 1970-х и в 1980-е выпускался на VHS «Видеопрограммой Госкино СССР» и в России в 1990-е годы распространялся на VHS в авторских переводах. В США в 2002 году состоялась специальное юбилейное издание отреставрированного фильма к 50-летию его создания на DVD. В России была выпущена с закадровым переводом на VHS изданием «Видеоглобус» и DVD с русскими субтитрами и с закадровым переводом.
Ссылки
- «Огни рампы» (англ.) на сайте Internet Movie Database
- «Огни рампы» (англ.) на сайте allrovi
1910е | Двадцать минут любви (1914) • Настигнутый в кабаре (1914) • Застигнутый дождём (1914) • Деловой день (1914) • Её друг бандит (1914) • Семейная жизнь Мейбл (1914) • Веселящий газ (1914) • Реквизитор (1914) • Лицо на полу бара (1914) • Отпуск (1914) • Маскарадная маска (1914) • Его новая профессия (1914) • Транжиры (1914) • Новый привратник (1914) • Эти муки любви (1914) • Тесто и динамит (1914) • Нахальный джентльмен (1914) • Его музыкальная карьера (1914) • Его место для свиданий (1914) • Состоявшееся знакомство (1914) • Его доисторическое прошлое (1914) • Его новая работа (1915) • Ночь напролёт (1915) • Чемпион (1915) • Бегство в автомобиле (1915) • В парке (1915) • Бродяга (1915) • У моря (1915) • Работа (1915) • Женщина (1915) • Банк (1915) • Зашанхаенный (1915) • Вечер в мюзик-холле (1915) • Кармен (1915) • Полиция (1916) • Тройная неприятность (1916) • Контролёр универмага (1916) • Пожарный (1916) • Скиталец (1916) • В час ночи (1916) • Граф (1916) • Лавка ростовщика (1916) • За экраном (1916) • Скетинг-ринг (1916) • Тихая улица (1917) • Лечение (1917) • Иммигрант (1917) • Искатель приключений (1917) • Собачья жизнь (1918) • Облигация (1918) • На плечо! (1918) • Солнечная сторона (1919) • Удовольствия дня (1919) |
---|---|
1920е | Малыш (1921) • Праздный класс (1921) • День получки (1922) • Парижанка (1923) • Пилигрим (1923) • Золотая лихорадка (1925) • Цирк (1928) |
1930е | Огни большого города (1931) • Новые времена (1936) |
1940е | Великий диктатор (1940) • Месье Верду (1947) |
1950е | Огни рампы (1952) • Король в Нью-Йорке (1957) |
1960е | Графиня из Гонконга (1967) |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Огни рампы» в других словарях:
Огни рампы (фильм) — Огни рампы Limelight Жанр драма Комедия Режиссёр Чарльз Чаплин Клер Блум Продюсер Чарльз Чаплин … Википедия
Огни Рампы (фильм) — Огни рампы Limelight Жанр драма Комедия Режиссёр Чарльз Чаплин Клер Блум Продюсер Чарльз Чаплин … Википедия
Огни большого города — У этого термина существуют и другие значения, см. Огни большого города (значения). Огни большого города City Lights Жанр комедия … Википедия
Чаплин, Чарльз — Чарли Чаплин Charlie Chaplin Чаплин в образе «Маленького бродяги» … Википедия
Чаплин, Чарльз Спенсер — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр … Википедия
Чарлз Чаплин — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр … Википедия
Чалин, Чарльз — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр … Википедия
Чалин Чарльз — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр … Википедия
Чаплин, Чарлз — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр … Википедия
Чаплин, Чарли — Чарли Чаплин Charles Chaplin Чарли Чаплин в образе «Маленького бродяжки» Имя при рождении: Чарльз Спенсер Чаплин Дата рождения: 16 апр … Википедия
Источник
Театральный словарик: огни рампы
Как относиться к онлайн-трансляциям спектаклей каждый решает для себя сам. Одни рассматривают это как возможность увидеть лучшие театры мира, а другие категорически против: мол, без запаха кулис и огней рампы это нельзя назвать искусством. Что ж, понятная позиция, однако последним хочется задать вопрос: «а вы хоть знаете, что такое рампа?» Ответить на него, не заглядывая в Google, может далеко не каждый, и я даже записала наиболее интересные версии: «старинное название сцены», «находится в театре», «просто такое образное выражение». Впрочем, подобная неосведомлённость вполне простительна – в нашем ХХI веке увидеть настоящую рампу можно только в музее.
· Рампа – это плошка с маслом. В русском (да и не только русском) театре ХVIII-XIX века эти плошки расставляли прямо на авансцене. Масло горело ярко и долго – и огнями рамп освещалось представление. И когда артисты той далёкой эпохи хотели, чтобы в решающий момент действия зрители лучше рассмотрели ньюансы актёрской мимики, они не ждали, когда на них устремиться луч прожектора, а просто подходили к рампе.
· Огни рампы были небезопасны – нередко от них загорались декорации, одежда артистов, и эти эксцессы мешали ходу спектаклей. Поэтому, уже в 40-е годы XIX века в некоторых столичных театрах масляное освещение стали заменять газовым. Главным преимуществом газовых светильников было то, что ими можно было управлять на расстоянии, регулируя степень освещенности. И свет в театре впервые стал не просто отсутствием темноты, но сценическим эффектом.
· Однако, газовое освещение сцены имело и свои минусы. А именно – сопровождавший театральное действие специфический и довольно неприятный запах «светильного газа». Да и дорого было это удовольствие для небогатых провинциальных театров. Так что в русской глубинке освещение сцены огнями рампы практиковалось аж до 20-х годов ХХ века.
· Окончательно вытеснить огни рампы с авансцены смогло только электричество. В императорских театрах его начали использовать ещё в 80-90 годы XIX века, а повсеместно электрическое освещение сцены распространилось уже после революций, «согласно плану всеобщей электрофикации».
· В общем, и по сей день кажется, что ничего удобнее электрического освещения сцены придумать невозможно. Хотя, кто знает… Возможно лет через двести театралы ХХIII века будут задаваться вопросом, «софит – это просто образное выражение или что-то, что находится в театре?
Источник
Огней рампы что это
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 273 287
- КНИГИ 641 559
- СЕРИИ 24 416
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 603 191
Чарльз Чаплин, Дэвид Робинсон
Огни рампы. Мир «Огней рампы» (сборник)
This book has been possible thanks to David Robinson, a British film critic and historian who worked in collaboration with Cineteca di Bologna (Chaplin Project) and the Chaplin Family
© David Robinson, The World of Limelight, 2014
Footlights by Charlie Chaplin, Calvero’s Story by Charlie Chaplin
© 2014 The Roy Export Company Establishment
Photographs from Limelight © Roy Export S.A.S.
Images and documents from the Chaplin Archives © and/or Property
of the Roy Export Company Establishment
© 2014 Edizioni Cineteca di Bologna
Published by arrangement with Marco Vigevani & Associati Agenzia Letteraria
© Т. Азаркович, перевод на русский язык, 2017
© А. Бондаренко, художественное оформление, макет, 2017
© ООО “Издательство АСТ”, 2017
В первую очередь, как всегда, я благодарен семье Чаплинов за предоставленный мне неограниченный доступ к ее неистощимым архивам.
Идея этой книги возникла у Кейт Гуйонварч из Чаплиновской ассоциации, и ее тут же поддержала Болонская синематека и ее директор Джанлука Фаринелли. Кейт Гуйонварч и Чечилия Ченчарелли, ответственные за Чаплиновский проект в Болонье, стали не просто организаторами, но и полноправными соавторами данной работы: мы втроем с большим удовольствием занимались подготовкой первой книги, материалы для которой взяты из созданного в Болонье. Лора Моррис всегда была не просто литературным агентом: за много лет сотрудничества она стала для меня одним из умнейших и вдохновляющих друзей.
Мне посчастливилось лично узнать трех человек, имевших непосредственное отношение к съемкам “Огней рампы”, и побеседовать с ними: это Уна Чаплин, Эжен Лурье и Джерри Эпстайн. Я благодарен многочисленным активным любителям творчества Чаплина, которые самостоятельно исследовали влияние мюзик-холлов на Чаплина и на “Огни рампы”, – особенно Барри Энтони, Элис Арцт, Кевину Браунлоу, Дейву Крампу, Брайони Диксону, Лайзе Хейвен, Оно Хироюки, Дэну Кеймину, Брюсу Лотону, Стиву Масса, Хуману Мерану, Гленну Митчеллу и Фрэнку Шайде. Бесценным источником послужила феноменальная работа А. Дж. Марриота “Чаплин, сцена за сценой”, где подробно описана театральная карьера Чаплина. Все мы в большом долгу у нескольких поколений хроникеров, рассказывавших историю мюзик-холла, и у тех журналистов и иллюстраторов XIX века, которые запечатлели картины театральной жизни. К тому времени, когда Чаплин решил увековечить в “Огнях рампы” уникальную традицию балетных постановок в театрах на Лестер-сквер, она была давно забыта. Но за последние два десятилетия этот эксцентричный период истории британского театра получил должное освещение благодаря заботливым стараниям Айвора Геста, Джейн Притчард и Александры Картер. Рассказ Джозефа Донохью о борьбе моралистов против возвращения театру “Эмпайр” лицензии в 1894 году очень важен для любого исследования, посвященного непростым взаимоотношениям искусства и общества в целом.
Большинство иллюстраций для этой книги взяты из Чаплиновского архива, но мы благодарны Андрею Яценко из Киева за разрешение опубликовать здесь две поразительные фотографии Нижинского из его коллекции. Некоторые фотографии взяты из моей коллекции.
Посвящается Клэр Блум
Второго августа 1952 года Чарльз Чаплин устроил предварительный показ своего нового фильма “Огни рампы” в кинотеатре при студии “Парамаунт” в Голливуде. Все 200 мест были заняты. Список приглашенных не сохранился, но очевидно, что на просмотр пришли люди, которых в ту беспокойную пору Чаплин по-прежнему считал друзьями. Среди них были Дэвид Селзник, Рональд Колман, Хамфри Богарт, миссис Кларк Гейбл (вдова Дугласа Фэрбенкса), а также знаменитости – “самая богатая девушка в мире” Дорис Дьюк, и судья Пекора – “бич Уолл-стрит”. Было там и “несколько пожилых дам и джентльменов, работавших с Чаплином еще с 1924 года, со времен «Золотой лихорадки»”. Чаплин галантно встречал гостей и отводил их в зал, а во время сеанса сидел в аппаратной за пультом. Когда фильм закончился, зрители вскочили с мест, и раздались восторженные крики: “Браво!” Чаплин стал благодарить публику: “Я так боялся. Вы – первые люди, кто посмотрел этот фильм. Он шел два с половиной часа. Я не хочу вас больше задерживать. Но мне хочется сказать вам спасибо”. “И больше Чаплин не успел вымолвить ни слова”, – написал светский хроникер и кинопродюсер Сидни Скольски.
Какая-то женщина из публики вдруг закричала: “Нет! Нет! Это вам спасибо!”, а потом и другие зрители подхватили ее слова… Мне кажется, это и есть то главное чувство, которое вызывают “Огни рампы”. Неважно, что одним фильм просто понравился, а другим очень понравился. Эта разница не имеет никакого значения. Ясно, что это незаурядная картина, снятая незаурядным человеком. Этот фильм – уже важное событие в истории кино и человеческих чувств, и наверняка каждый, кто по-настоящему любит кино, скажет: “Спасибо”.
Никто из зрителей, оказавшихся в тот день в зале, не мог бы подумать, что присутствует при прощании Чаплина с Голливудом. Через шесть недель он собирался отправиться в Европу – и даже не подозревал, что навсегда покинет свой дом, свою киностудию и ту страну, с которой за четыре десятилетия он сроднился.
Скольски писал репортаж сразу же после просмотра, но уже уловил уникальное качество “Огней рампы” – отметил, что это “важное событие в истории кино и человеческих чувств”. И не только. В силу обстоятельств личной жизни Чаплина и в силу той общественной изоляции, в которой он оказался в эпоху американской холодной войны (как раз в ту пору, когда он вновь сделался счастливым семьянином), все три года, что Чаплин вынашивал этот фильм, он предавался глубокому самоанализу. Он вернулся к своим давним любимым идеям, отложенным на целое десятилетие из-за работы над более срочными темами (пока мир раздирала настоящая, а затем и холодная война) – над фильмами “Великий диктатор” и “Месье Верду”. Местом действия ему хотелось сделать Лондон и мюзик-холлы тех лет, когда он сам совершал первые шаги в профессиональной карьере. Это была сказочная пора, когда он наконец позабыл о лишениях детства и начал постепенно открывать в себе огромный дар смешить и очаровывать публику. Но, заглядывая в прошлое, Чаплин разворошил и другие воспоминания – о мучительной неуверенности в себе, которая преследовала необразованного, неотесанного юношу, окунувшегося в мир успеха. Он сравнивал свой путь со злополучной судьбой собственных родителей: когда-то они выходили на сцену мюзик-холлов с такими же радужными надеждами молодости, а потом их подкосили болезни и алкоголизм. Это заставило Чаплина задуматься о природе их отношений и по-новому взглянуть на привычные семейные истории об измене и расставании. А уже мысли об этом возвращали его в Америку, к середине XX века, к собственному двусмысленному положению. С одной стороны, ему выпало необъяснимое и загадочное счастье – женитьба на женщине, которая была на 36 лет его моложе и которая рожала ему детей одного за другим. С другой стороны, его преследовал самый страшный кошмар артиста: он терял публику.
Само по себе это не удивительно. Любое творчество несет на себе отпечаток неповторимой личности художника, его опыта, его отношений с людьми, его воспоминаний. Правда, крутой взлет Чаплина от нищеты к богатству подарил ему чрезвычайно насыщенный жизненный опыт, каким мало кто может похвастаться. Но в данном случае и историк, и критик оказываются в совершенно особом положении. Когда мы пытаемся проследить историю создания какого-нибудь произведения искусства – будь то книга, картина, пьеса, фильм или музыкальное сочинение, – доступные нам свидетельства обычно ограничиваются самим этим произведением и сведениями о биографии его создателя. Между тем в случае Чаплина – пожалуй, другого такого примера и не найдешь – в нашем распоряжении имеются самые подробные и, что называется, из первых рук, записи, зафиксировавшие процесс творчества. Таким образом, можно стать свидетелем продолжительной работы, в результате которой огромное множество разрозненных идей и чувств переплавляется в двухчасовой кинофильм, предназначенный для публичного показа. Чаплин бережно сохранял идеи (один его соавтор говорил, что его ум “похож на чердак, куда складывается все подряд – вдруг когда-нибудь пригодится”). Он непрерывно что-нибудь записывал, хотя не всегда эти записи можно разобрать. Работая над очередным фильмом, он каждый день диктовал новые идеи своим долготерпеливым секретарям, которым приходилось мириться с постоянными поправками, зачеркиваниями, добавлениями и переделками.
Источник