Как помочь студенту дойти до конца онлайн-курса?
Обучение студента можно представить в виде пути из точки «А» в точку «Б»: из точки, в которой он находится сейчас, к точке, где он освоил нужные навыки, получил знания и достиг поставленных целей. И этот путь редко бывает вот таким.
Чаще всего он вот такой.
Другими словами, там, где методист видит прямой путь от старта до результата, студент видит полосу препятствий. Чаще всего она состоит:
- из растерянности в начале пути: «непонятно, что делать и куда бежать»
- из спада мотивации в первой трети курса, когда воодушевление идет на спад и оказывается, что учиться трудно, домашние задания требуют времени, а повседневные дела никто не отменял
- из преодоления и понимания, что ответственность за результаты лежит на нем, а не на организаторе обучения.
И когда мы проектируем онлайн-курс, наша задача — предусмотреть все сложные моменты, с которыми столкнется студент. И продумать, как мы будем поддерживать его мотивацию на каждом из этапов обучения.
В этой статье я расскажу о модели мотивации SSDL и о том, как с ее помощью помочь студентам дойти до финала онлайн-курса.
Модель мотивации SSDL рассматривает 4 стадии мотивации, на которых оказывается студент во время обучения:
- зависимый
- заинтересованный
- вовлеченный
- самонаправленный.
Давайте подробнее рассмотрим, что происходит на каждом этапе.
Стадия 1. Зависимый
На этой стадии студент еще ничего не знает об обучении. Если студент выбирал обучение сам, его мотивация в этой точке высокая: он предвкушает начало курса и ждет, что ему будет интересно и полезно. Одновременно с этим:
- он не знает, какие препятствия ему предстоит пройти
- может находиться в эйфории и не осознавать, что обучение — это ответственный процесс, который потребует от него вложения времени и сил
- возможно, студент еще не сформулировал личную цель, которую он хочет достичь во время обучения.
В этой точке задача методиста поддержать мотивацию студента и дать ему максимум информации о том, как устроено обучение.
Вот что для этого можно сделать:
1) Провести вводный вебинар, на котором вы расскажете:
- сколько длится обучение
- из каких модулей состоит курс и почему их стоит проходить именно в этом порядке
- как устроена образовательная среда
- по каким дням проходят занятия
- сколько времени потребуется на выполнение домашних заданий и какую обратную связь студент на них получит
- куда писать в случае технических проблем, а куда — если есть вопросы по контенту
- где лежат материалы курса.
2) Предложить карту курса , к которой вы будете периодически возвращаться во время обучения, чтобы оценить, какой путь уже проделан и что еще нужно сделать.
3) Помочь сформулировать личную цель . Это может стать одним из первых заданий на курсе. Или же можно предложить студентам рабочую тетрадь с упражнениями и вопросами для саморефлексии.
Здесь важно помочь осознать ценность обучения и найти ответ на вопрос: «Почему мне важно пройти этот онлайн-курс?»
4) Научить учиться онлайн . Например, в курсах EdMarket есть дополнительное занятие, где мы рассказываем, как организовать себя, чтобы пройти онлайн-курс до конца, а не сдаться на полдороги.
5) Провести установочную встречу , где слушатели поделятся ожиданиями от курса, познакомятся друг с другом и с организаторами обучения.
Стадия 2. Заинтересованный
На этом этапе студент начал заниматься: слушать лекции, выполнять задания, читать дополнительные материалы.
В этот момент часто возникает когнитивное сопротивление: мозг сопротивляется изменениям и пытается переключиться на другие задачи. Происходит это потому, что любое обучение — это изменение, а следовательно стресс. Мозг же всеми правдами и неправдами старается уберечь нас от стресса.
Кроме того, учиться стало сложнее: работу никто не отменял, домашние требуют внимания, вышла новая серия любимого сериала.
Здесь очень важно поддержать мотивацию студента и его заинтересованность в обучении.
Вот что можно сделать:
1) Сформировать учебный контракт . Вы помогаете студенту сформулировать цель обучения, увидеть ценность этой цели. Показываете, что он уже сделал первые шаги, добился прогресса и начатое стоит продолжать.
2) Поддерживать активность в учебном чате. Вы можете:
- устраивать опросы и призывать делиться инсайтами об обучении
- писать мотивирующие посты и хвалить тех, кто, например, сдает работы в срок
- публиковать рейтинги студентов.
Здесь работает принцип социального доказательства. Студент видит, что другие сдают домашки, получают результаты, интересуются обучением. Значит и ему стоит приложить усилия.
3) Организуйте задания, где от студента потребуется проявить ответственность. Например, задания с peer2peer-проверкой, когда студенты проверяют задания друг друга. Такой формат помогает поддержать мотивацию: студент берет на себя обязательства перед другим учеником и не хочет его подвести.
4) Организуйте командную работу . Например, группа студентов может вместе работать над проектом. Такой формат хорошо сработает, если в командах вы четко распределите роли и у каждого из студентов будет своя зона ответственности.
5) Организуйте наставничество . Хорошо работает, например, на курсах иностранных языков.
6) Поддерживающая и быстрая обратная связь . Например, во время обучения в EdMarket студенты получают развернутую обратную связь на каждое домашнее задание. Проверяющие работы эксперты обязательно отмечают, что получилось хорошо, и советуют, что можно улучшить.
Студентам очень важна похвала и понимание, что он находится в безопасной среде, где его успехам радуются и где его поддержат.
Стадия 3. Вовлеченный
На этом этапе мотивация студента выравнивается. Он уже прошел половину или даже чуть больше курса, получил знания и первые навыки.
Задача методиста на этом этапе — помочь взять ответственность за результат на себя. Осознать, что он уже многое знает и может применять знания на практике.
Вот что для этого можно сделать:
- Предложить воркшопы и мастер-классы . А также другие форматы, где студент сможет потренироваться в безопасных условиях.
- Не давать готовое решение, а чаще задавать вопрос «Как бы вы поступили в той или иной ситуации?» Поощряйте поисковую активность студентов и их желание найти решение самостоятельно.
- Предлагать дополнительные материалы и задания со звездочкой . Дайте возможность желающим изучить тему на более глубоком, чем базовый, уровне.
Суть этих заданий в том, что вы показываете, что есть, куда расти.
- Организовать вебинар по разбору домашних работ , куда студенты смогут прийти со сложными вопросами, на которые не получается найти ответ самостоятельно.
Стадия 4. Самонаправленный
Эта стадия наступает в финале обучения или после него, когда студент сталкивается с «синдромом самозванца». Он заканчивает обучение, он многому научился, но боится, что не сможет применять знания на практике, иногда не осознает, какие навыки и компетенции приобрел.
Наша задача как методистов на этом этапе — помочь перейти из роли «я ученик» в роль «я эксперт и набираю опыт».
Вот что можно сделать:
- Организовать стажировки, если вы учите профессиям . Их студент может проходить во время и после обучения, чтобы получить первый практический опыт в новой профессии.
- Организовать карьерные консультации . На них студент вместе с экспертом определит карьерную траекторию и увидит, в каком направлении ему интересно развиваться.
- Акцентировать внимание на том, что студент получил от обучения . В некоторых сферах хорошо работает сравнение «до» и «после»: например, на онлайн-курсах по ЗОЖ. Или на курсах по фотографии, где студенты могут сделать снимки в начале и в конце и увидеть, как изменилась их техника.
- Защита дипломного проекта . Например, студенты курса «Методист онлайн-курсов» в EdMarket во время обучения создают свой проект онлайн-курса, а в финале представляют его жюри на онлайн-защите.
Во время подготовки диплома студент переосмысляет знания и навыки, полученные за время обучения. И убеждается, что все было не зря:)
В заключение скажу, что универсальной таблетки в онлайн-обучении не существует. Ищите свои форматы и методы поддержки мотивации, но учитывайте, на какой стадии ваш студент находится сейчас, и опирайтесь на свою целевую аудиторию.
И тогда в финале вы получите довольных студентов и восторженные отзывы. А это всегда приятно.
EdMarket готовит востребованных специалистов на курсе «Методист онлайн-курсов».
За 3 месяца обучения на курсе вы:
- создадите проект курса от идеи до программы и фрагмента занятия
- приобретете профессию с нуля
- пройдете стажировку в одной из образовательных компаний или поработаете над учебным проектом и получите проект в портфолио.
Источник
Обучение своему делу до результата
Заявленный результат соответствуют длительности курса и стоимости.
Если автор недорого трехдневного интенсива обещает, что вы настроите свою первую рекламную кампанию — это звучит адекватно.
Автор курса обещает значительный результат за минимальные деньги и время.
Если недельный курс стоит дешевле 1000–3000 ₽, а автор обещает, что вы освоите новую профессию, найдете клиентов и получите стабильный доход — скорее всего, это рекламная уловка.
Следующие пункты не обязательно указывают, что курс хорош, однако заметно снижают риски наткнуться на некачественную программу.
- Возможность вернуть деньги, если обучение не понравилось или не подошло. Такая гарантия — показатель этичности продавца. Она подтверждает, что он заботится о репутации, а не только стремится получить деньги.
Автор или куратор лично отвечает на вопросы. Перед покупкой и во время курса можно пообщаться с кем-то из спикеров и задать вопрос по курсу. Так вы сможете разобраться со сложными вопросами или техническими проблемами.
Курс уже «пережил» несколько потоков. Это показатель, что курс пользуется интересом аудитории. К тому же авторы часто дорабатывают и улучшают программу, исправляют ошибки пилотных запусков.
Я потратила на обучение не меньше 100 000 ₽, из них около 20% — впустую. Одни курсы оказались качественными, но слишком сложными для меня, другие решали не те задачи, которые мне нужны. Последние три года я не только оцениваю качество программы, но и отдельно проверяю, подойдет ли курс лично мне. Я больше не покупаю программы, которые можно «убрать на полку» до лучших времен.
Несколько советов, которые помогут убедиться, что курс точно вам подойдет, а также понять, когда на курсе стоит сэкономить, а когда — нет.
Начинайте с недорогих коротких программ или бесплатных стажировок, если только осваиваете профессию. Если сфера для вас совершенно новая — возможно, вы быстро остынете. Поэтому лучше начать с небольшого тест-драйва. На короткие курсы вы потратите небольшую сумму и сможете понять, действительно ли вам подходит выбранная профессия.
Вместо обучения, можно поискать другие варианты, как протестировать новое направление. Например, найти стажировку или несложную работу для людей без опыта.
Мой пример
Я люблю собак и пару лет назад хотела обучиться на кинолога. Полноценные курсы стоили 40 000 ₽. Перед обучением решила оценить, подойдет ли мне профессия. Посмотрела вакансии в своем городе и нашла школу дрессировки, которая нанимает людей без опыта. Сотрудник должен выгуливать и кормить животных, помогать действующим кинологам и параллельно учиться дрессировке. Зарплата стажера — 15 000 ₽ в месяц. Через три–четыре месяца успешной стажировки можно работать кинологом.
Благодаря удобному графику я смогла совмещать стажировку с основной работой. Однако за два месяца поняла, что работа с собаками мне не подходит и уволилась. В итоге я сэкономила 40 000 ₽ на обучении плюс немного заработала.
Покупайте большие дорогие программы, если хотите прогресса в новой сфере. «Большими» я называю курсы, которые длятся от 3 до 12 месяцев. Как правило, в их программу входит общение с куратором, обратная связь на домашние задания, много практической работы, иногда — стажировка. Обычно длительного курса достаточно, чтобы набрать опыт, наработать портфолио и претендовать на работу.
Многие большие курсы делятся на ступени: с нуля до продвинутого уровня. Оплачивать можно поэтапно или купить одну–две ступени.
Убедитесь, что результат от курса принесет то, что вам действительно нужно . Бывают курсы полезные в целом, но бесполезные для конкретного человека.
Мой пример
Прошлым летом я купила курс по ведению страницы во ВКонтакте для фрилансеров и самозанятых. Я думала, что это принесет мне новых клиентов. Однако я не учла, что работаю с крупными компаниями, а их представители чаще пользуются Facebook и Telegram. После обучения количество подписчиков и активность на моей странице действительно выросли, но никакой финансовой выгоды мне это не принесло.
Чтобы не попадать в такие ситуации, перед покупкой убедитесь, что заявленный результат курса действительно будет вам полезен.
Посмотрите, каких результатов добились предыдущие участники курса. В описание программы авторы обычно добавляют отзывы бывших учеников и дают ссылки на их профили в социальных сетях. Посмотрите, чем занимаются бывшие участники, действительно ли их проблемы и задачи схожи с вашими. А главное — обратите внимание на результаты, которых участники добились после обучения.
Можно написать сообщение бывшему ученику, спросите о впечатлениях и результатах от курса. Большинство людей рады поделиться мнением, а вы получите правдивую обратную связь.
Мой пример
Меня заинтересовал курс по продвижению сообщества ВКонтакте: у него была интересная программа и много положительных отзывов. Решила посмотреть, кто их оставил. Оказалось, что почти все участники курса продают услуги в «мягкой» нише: эзотерика, отношения — это совсем не мой профиль. Кроме того, я заметила, что почти никому в итоге не удалось раскрутить свое сообщество: у большинства — заброшенные группы с парой сотен участников. Решила, что похожий результат будет и у меня, поэтому отказалась от обучения.
Источник