- Поэтапный план открытия учебного центра
- Анализ рынка спроса и направления деятельности
- Варианты организации обучающего центра
- Поэтапный план открытия учебного центра
- Закупка мебели
- Подбор персонала
- Проведение маркетинговой компании
- Официальная регистрация деятельности
- Финансовый план
- Бизнес план учебного центра
- 1. Краткий инвестиционный меморандум
- 2. Описание бизнеса, продукта или услуги
- 3. Описание рынка сбыта
- 4. Продажи и маркетинг
- 5. План производства
- 6. Организационная структура
- 7. Финансовый план
Поэтапный план открытия учебного центра
Современный мир очень быстро развивается, наука не стоит на месте, а, значит, человеку необходимо постоянно обучаться чему-то новому. Работодатели ждут не просто хороших профессионалов в своем деле, но и тех людей, которые готовы развиваться и обучатся чему-то новому.
Самостоятельно учить что-то в интернете возможно, но для этого нужно приложить много усилий. Поэтому различные образовательные школы и курсы являются настоящим спасением для человека, который хочет получить новые знания, но не располагает достаточным количеством свободного времени для самообразования. Бизнес-план учебного центра может стать очень прибыльным делом, если поэтапно его реализовать. Далее в статье будут рассмотрены актуальные направления для учебных центров, этапы его создания и нюансы, с которыми может столкнуться начинающий предприниматель.
Анализ рынка спроса и направления деятельности
Бизнес-план образовательного центра предусматривает проведение анализа рынка. Прежде чем запускать такой проект, необходимо проверить наличие спроса на подобные услуги в определенном регионе, уровень конкуренции. Также стоит определить ориентировочную целевую аудиторию.
Стоит учесть, что современные компании в последнее время пытаются повысить стандарты и требования к квалификационному уровню сотрудников. Из-за этого, спрос на услуги учебных центров активно растет, а значит у такого бизнеса есть хорошие перспективы.
Основными клиентами могут стать, как юридические лица, так и физические. Среди юридических лиц будут организации, которые хотят повысить профессиональный уровень своих сотрудников. Частные лица – это люди трудоспособного возраста, которые хотят устроиться на работу или же сменить свою специальность. Также в категорию потенциальных клиентов могут войти подростки, которые хотят получить дополнительно профессиональное образование помимо того, которое они могут получить в школе.
Исходя из запросов целевой аудитории, можно определить спектр услуг для обучающего центра:
- проведение бизнес-тренингов;
- проведение семинаров;
- проведение групповых тренингов;
- проведение индивидуальных занятий;
- проведение разовых мастер-классов;
- проведение курсов профессиональной подготовки.
Одними из самых популярных вариантов являются курсы компьютерной, финансовой, юридической грамотности. Тематику для деятельности обучающего центра можно выбирать не только среди популярных запросов, но и с перспективой роста спроса в будущем. Например, можно смело открыть курсы подготовки специалистов по интернет-маркетингу, так как на такие кадры спрос на рынке трудоустройства активно растет.
Время для проведения курсов и тренингов можно выбирать любое. Поскольку в разных компаниях сейчас выставляют разные условия к рабочему графику, занятия можно ставить в утреннее, дневное, вечернее время, а также в выходные дни.
Стоит учесть, что у бизнеса с обучающим центром есть определенная сезонность. Спрос на подобные услуги будет расти ближе к осенне-зимнему периоду, и снижаться во время летних отпусков.
Варианты организации обучающего центра
Одним из важных пунктов бизнес-плана учебного центра является выбор формы для его реализации. Самыми распространенными вариантами являются следующие:
- создание посреднической площадки;
- открытие собственного профессионального центра;
- открытие сетевых учебных центров;
- открытие центра тренингов премиум класса.
Последний вариант рассчитан на конкретных заказчиков. Основной целью такого центра станет проведение тренингов популярным людьми, которые добились успеха в конкретной сфере деятельности. Так можно организовать «звездные» тренинги. Чтобы открывать подобный учебный центр, необходимо изначально выбрать конкретных клиентов. Так как данный сегмент услуг является несколько специфическим и не таким востребованным среди людей со средним уровнем дохода.
Сетевой вариант учебных центров подойдет для крупных заказчиков из категории среднего класса. Им можно преподносить стандартную информацию, но с подачи профессиональных преподавателей. Преимуществом для клиентов таких учебных центров является усредненная ценовая политика на услуги.
Открытие собственного профессионального центра предусматривает узкоспециализированную деятельность. Для такого варианта будет ограниченный круг клиентов и количество предоставляемых услуг. Чтобы выбрать направление деятельности для подобной организации, необходимо изучить специальности, которые пользуются популярностью в регионе.
Вариант с открытием посреднической площадки подходит тем, у кого нет большого капитала для развития собственного бизнеса. Задача владельца подобной организации найти тренера под определенную тему тренинга, который запрашивает заказчик. Поскольку множество потенциальных клиентов способны сами найти тренера напрямую, такой вариант бизнеса не будет особенно конкурентоспособным.
Поэтапный план открытия учебного центра
Бизнес-план образовательного центра предусматривает создание поэтапного плана действий, от момента создания проекта до его реализации. Основные этапы разработки и запуска такого проекта будут следующие моменты:
- разработка стратегического плана открытия образовательного центра;
- официальная регистрация предпринимательской деятельности и получение необходимых лицензий;
- поиск помещения;
- закупка оборудования;
- поиск персонала;
- проведение рекламной кампании;
- создание групп учеников;
- запуск тренингов.
Закупка мебели
Одним из важных этапов реализации бизнес-плана образовательного центра является закупка оборудования и обустройство офиса мебелью. Необходимо обустроить аудитории для обучающихся клиентов, сотрудников центра и приемной.
Для проведения лекций необходимо закупить такое оборудование:
- ноутбуки;
- проекторы;
- видеокамеры и штативы для них;
- принтеры, сканеры;
- маркеры и другую канцелярию.
Перечень оборудования может быть и другим, все будет зависеть от направления курсов, а также варианта их проведения и количества учащихся.
Подбор персонала
Важным пунктом в бизнес-плане учебного центра является подбор персонала. Тут необходимо искать сразу две категории сотрудников: преподаватели и администрация. Для преподавательского состава основным требованием станет наличие соответствующего уровня квалификации и документов, которые могут это подтвердить. Количество преподавателей будет зависеть от специфики деятельности центра, а также от ожидаемого количества учеников.
На должность администратора и менеджера по работе с клиентами необходимо подыскивать организованных и опрятных людей. Они станут представительским лицом центра.
Проведение маркетинговой компании
Одним из ключевых моментов для любого коммерческого проекта является проведение эффективной рекламной кампании. Бизнес-план учебного центра не исключение. Чтобы найти достаточное количество посетителей, нужно распространить информацию о центре среди большого круга людей. Для этого стоит использовать такие методы рекламы:
- разработка собственного сайта и его продвижение;
- реклама на тематических выставках и семинарах;
- рассылка рекламного предложения потенциальным учащимся;
- размещение рекламы посредством СМИ и других тематических сайтов.
Официальная регистрация деятельности
Любую коммерческую деятельность в России необходимо официально зарегистрировать. Владельцам учебных центров необходимо учитывать правила Федерального закона об образовании при открытии своей школы.
Для образовательного центра лучше всего выбирать организационно-правовую форму ООО. Для того, чтобы зарегистрировать такой формат ведения предпринимательской деятельности, необходимо собрать пакет следующих документов:
- устав, где будет прописан род деятельности организации;
- решение о создании ООО;
- документ, где будет прописана процедура назначения руководителя;
- протокол собрания;
- подтверждение создания уставного капитала;
- копии документов всех учредителей;
- квитанция об уплате государственной пошлины;
- заявление на регистрацию с указанным кодом ОКВЭД 85.41.
Для подобной сферы деятельности можно выбирать упрощенную систему налогового учета.
Финансовый план
Расчет стартовых инвестиций и ожидаемого дохода для учебного центра будет зависеть от рода его деятельности. В среднем, для подобной организации понадобиться приготовить стартовый капитал в размере 2 млн. руб. Срок окупаемости таких вложений, при нормальной посещаемости центра, составит около 2 лет. Цену на учебную программу необходимо установить в пределах от 300 до 700 долларов. Если говорить о корпоративном обучении, то в таком случае цены на пакет обучения могут составлять от 3 до 5 тыс. долларов.
Стартовые инвестиции должны покрыть такие расходы:
- аренда помещения – 100 тыс. руб./мес.;
- закупка оборудования – 40 тыс. руб.;
- закупка техники – 81 тыс. руб.;
- создание сайта – 92 тыс. руб.;
- реклама – 50 тыс. руб./мес.;
- зарплата сотрудникам – около 800 тыс. руб./мес.;
- налоги – 240 тыс. руб./мес.
Стоит учесть, что ежемесячные расходы будут покрываться за счет ежемесячной прибыли, а не стартового капитала. К ним также необходимо прибавить расходы на оплату коммунальных платежей и отдельно выделить резервный фонд на непредвиденные расходы в размере 100 тыс. руб.
Источник
Бизнес план учебного центра
Финансовая модель учебного центра
1. Краткий инвестиционный меморандум
В данном бизнес-плане рассмотрим открытие кинологического учебного центра.
Общая идея или концепция бизнеса по предоставлению образовательных услуг кинологическим центром строится на двух фундаментальных факторах:
Первый фактор связан с тем, что все больше владельцев собак, особенно породистых, предпочитают равняться на европейские стандарты ухода, содержания и обучения своих домашних питомцев. Т.е. отношения с собакой строятся не только на том, что она является членом семьи, а то и просто забавой, но и другом, помощником, охранником и т.п. Для таких владельцев важны не только хороший экстерьер, внешний ухоженный вид, но и была интеллектуально развита, обладала полезными навыками.
Второй фактор связан с тем что, несмотря на то, что Россия занимает второе место в мире по количеству содержащихся домашних животных, пока еще в стране очень слабо развита сеть клубов и центров, где можно пройти обучение со своим четвероногим другом, будь то английский бульдог или карликовый шпиц.
Также в пользу открытия центра кинологии работает и тот факт, что многие организации — коммерческие, государственные или общественные (общества инвалидов) испытывают определенный недостаток в хорошо подготовленных собаках для использования их в розыскной, охранной или другой подобной деятельности. Также тренированные собаки все больше необходимы для сопровождения инвалидов и других людей, которым нужна помощь профессионально подготовленного четвероного помощника.
Сумма первоначальных инвестиций — 358 000 руб
Средняя ежемесячная прибыль — 170 000 руб
Срок окупаемости — 4 месяц
Точка безубыточности — 2 месяцев
Рентабельность продаж — 75%
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Проект учебного центра по подготовке, как владельцев собак, так и самих животных к жизни в различных ситуациях, условиях, тренировка для выполнения определенных задач и выполнения функций.
В качестве учебной программы предусматривается два основных формата. Первый — базовый или начальный курс. Общая продолжительность 36 часов. Подразумевается режим занятий по 3 часа в день (1.5 часа теории и 1.5 часа практики) и 3 раза в неделю. В начальном курсе предусматривается пакет получения знаний и отработки навыков:
- Эффективное использование собаки в качестве помощника человека — в качестве сопровождения в людных местах, сторожевые функции, охрана помещений и собственности и т.п.
- Общая дрессировка.
- Отработка модели поведения в различных ситуациях, в том числе в условиях ночи, в лесу, на воде, в шумном городе, при стрельбе, при шуме транспорта и т.п.
- Выработка условных рефлексов на команды, подаваемые человеком
- Приучение к жизни рядом с человеком, построение отношений с незнакомыми людьми, в семье, отношения к детям
- Получение курсантами навыков оказания первой ветеринарной помощи, проведение вакцинаций, уход за больным и старым животным.
- Общие правила и рекомендации по содержанию животного, его гигиена
- Правила и требования по транспортировке собак в различных видах общественного транспорта, какие и как оформляются документы.
В основном курсе (объемом в 72 часа) кроме базовых знаний проводится обучение и подготовка собак применительно к конкретным задачам:
- для охраны частных владений
- для розыска людей, поиска вещей, предметов
- для спасательных мероприятий
- для сопровождения инвалидов. В первую очередь это касается людей, имеющих инвалидность по зрению, а также для сопровождения людей, страдающих рассеянным склерозом и могущих потерять память или ориентацию даже в знакомой местности.
Кроме этих основных навыков и знаний, получаемых в рамках учебного курса, могут даваться методики по подготовке собак к выставкам, к участию в соревнованиях по прикладным видам спорта.
В качестве расчетной цены базового курса в 36 часовом формате предусмотрена сумма в 25 −30 тысяч рублей.
В дополнение к обязательному образовательному стандарту, учебным центром можно проводить мастер-классы специалистов, приглашать экспертов кинологов по определенным направлениям дрессировки собак, проводить семинары и встречи со специалистами собаководами-заводчиками.
Сильные стороны проекта:
Слабые стороны проекта:
- относительно постоянный спрос на дрессировку собак со стороны частных и корпоративных клиентов
- большой выбор каналов по оказанию образовательных услуг;
- быстрая адаптация к быстро меняющемуся рынку обучению любителей-собаководов и дрессировки собак;
- индивидуальный подход к запросам клиентов по составу учебной программы
- конкуренция со стороны местных клубов собаководов.
- некачественная работа персонала
- риски, связанные с эпидемиологической обстановкой, эпизоотиями, имеющими прямое отношение к собакам.
Возможности проекта:
Угрозы проекта:
- расширения бизнеса за счет увеличения предоставляемых образовательных услуг для собаководов
- возможность работы с государственными организациями по подготовке кинологов и дрессировке собак
- возможность создания сопутствующих видов бизнеса, например гостиницы для собак, парикмахерских.
- Повышение цен образовательные услуги
- конкуренция со стороны клубов
- Повышение арендной платы / расторжение договора аренды;
- Снижение покупательной способности владельцев собак на образовательные услуги центра
3. Описание рынка сбыта
Для того чтобы провести качественный анализ рынка потенциальных клиентов образовательного кинологического центра, необходимо рассматривать статистику не только по конкретной местности, но и всей страны в целом.
Так, по данным Кинологической ассоциации РФ, Россия является второй в мире по количеству домашних питомцев после США. Всего в нашей стране насчитывается порядка 60 млн. животных (на 2017 год).
Из них кошек — 30 млн., 21 млн. собак, а остальное количество составляют рыбки, рептилии, грызуны и прочая мелкая домашняя живность.
При этом, только в одной Москве с пригородами, содержится в домах порядка 5 млн. собак и 2.5 млн. кошек. Примерно 35% семей в России имеют хотя бы одну собаку. При этом, согласно другой косвенной статистике — по корму для домашних животных, ежегодный прирост рынка корма составляет примерено 7-8% в год. В натуральном выражении — это 558 тысяч тонн или более 1 млрд. долларов в денежном выражении. Т.е. в масштабах страны рынок домашних питомцев, и в частности собак, просто впечатляет.
Если брать более локальный пример — город Новосибирск с 1.5 млн. населением, то по данным городской ветеринарной службы в городе содержится порядка 276 000 только собак крупных пород, стоящих на ветеринарном учете.
Большая часть владельцев собак может быть потенциальными клиентами центра. Даже если предположить, что рынок тренинга собак поделен между 2-3 клубами (даже для 100 тысячного города хороший клуб собаководства большая редкость). Все равно емкость рынка для центра составит не менее 1.5 тысяч владельцев.
Если в режиме непрерывного потока обучения (не более 30 человек в месяц) за год будет проходить подготовку максимум 300 владельцев собак, работы для центра хватит, как минимум, на 5 — 6 лет, чтобы охватить весь сегмент рынка. При этом не стоит забывать, что рынок имеет большой потенциал роста по мере предполагаемого увеличения численности населения страны и его благосостояния.
Основными группами потребителей образовательных услуг центра могут быть следующие категории потенциальных клиентов:
- Частные владельцы-собаководы, желающие получить некоторые навыки дрессировки и правильного ухода за своими питомцами. Как правило, это люди со средним семейным доходом не ниже 40 — 60 тысяч рублей на человека.
- Частные компании, у которых имеется потребность в охране собственности, сопровождения ценных грузов с помощью собак
- Государственные или муниципальные предприятия, службы, где предусматривается использование служебных собак.
- Спортивные клубы.
Также можно эффективно сотрудничать с ветеринарными лечебницами (для реабилитации собак после операций, продолжительного лечения), клубами, обществами инвалидов, детскими учреждениям, особенно и интернатами, с различными поисковыми отрядами, обществами ветеранов и т.п.
4. Продажи и маркетинг
Для того чтобы обеспечить наполнение учебного графика курсантами и таким образом иметь непрерывный образовательный процесс в течении всего года, имеет смысл предусмотреть следующий набор рекламных и маркетинговых мероприятий, учитывающих целевую аудиторию потенциальных клиентов учебного центра.
- Реклама через зоомагазины или их сети, в том числе и через интернет-магазины, торгующие товарами для животных.
- Распространение рекламного контента через социальные сети собаководов.
- В приютах для бездомных собак. Нередко граждане, берущие брошенных собак к себе домой, не всегда имеют соответствующий уровень подготовки и знаний того, как обращаться с такими животными. Тем более, получивших сильную психическую травму.
- Особый объект распространения рекламы — это ветеринарные клиники. Многие владельцы собак иногда просто не знают элементарных правил и методов оказания первой помощи своим питомцам, что приводит их потом к более тяжелым заболеваниям. Важно указать в рекламе, что центр имеет в своей программе обучения методики оказания первичной ветеринарной помощи собакам.
- Распространение рекламы через стандартные каналы — СМИ, печать, газеты и расклейка объявлений в жилых комплексах, в частном секторе.
Неплохим решением будет создать свой собственный сайт, где будет предоставлена полная информация о графике ученого процесса, его программе, методике обучения, а также здесь будущие курсанты могут ознакомиться с опытом тех, кто будет заниматься обучением их питомцев.
Стартовый рекламный бюджет будет составлять примерно 30 тысяч рублей на создание сайта и 20 тыс. руб. на первичное размещение рекламы по указанным каналам. Для поддержания постоянного рекламного фона воздействия на целевую аудиторию города, района потребуется ежемесячно тратить порядка 15 000 руб.
5. План производства
Деятельность кинологического центра, несмотря на то, что он не входит в систему государственного или иного профильного образования, подпадает под законодательные требования, регулирующие предоставление образовательных услуг на платной основе. В частности, основные нормативные требования содержаться в таких правовых актах, как:
- ФЗ — 273 «Об образовании в Российской Федерации»,
- № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»,
- «О некоммерческих организациях»,
- «О защите прав потребителей»,
- «Об автономных учреждениях»,
- Гражданским кодексом РФ.
Услуги, оказываемые кинологическим учебным центром, регулируюся Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». В частности, он устанавливает, что «платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счёт средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг» (ч. 1 ст. 101).
Таким образом, правовой статус центра, как образовательного учреждения, наиболее оптимальным будет рассматривать в формате НОУ — негосударственного образовательного учреждения. На основании этого правового статуса центр будет оказывать услуги своим клиентам на базе общего гражданского договора по предоставлению образовательных (консультационных) услуг на платной основе.
Кроме этого для организации центра потребуется пройти процедуру получения соответствующей лицензии по линии региональных министерств, департаментов образования области, края или республики. Для получения такой лицензии нужно будет представить следующие данные и документы:
1. Заявление с приложением образовательных программ и методических планов — УМК (учебный методический комплекс).
2. Полные сведения о помещении, оборудованном для проведения аудиторных занятий — площадь, расположение, наличие пожарной сигнализации, аварийных выходов и пр.
3. Списочный состав преподавателей (инструкторов) с указанием их профессиональной квалификации (в данном случае потребуется наличие квалификации по общефедеральному образовательному стандарту «Кинология»).
4. Сведения о среднем списочном составе учащихся — курсантов.
5.Основные сведения об учредителях, их паспортные данные, свидетельство о регистрации юридических лиц.
6. Документы на аренду помещения и участка для дрессировки, договоры, квитанции, расписки.
Наиболее оптимальным вариантом, с точки зрения организации бизнеса учебного кинологического центра, является учреждение НКО в формате НОУ и переход на упрощенную систему налогообложения в размере 6% от полученного дохода.
6. Организационная структура
Для полноценной организации и проведения учебного процесса небольшого учебного центра (с максимальным потоком курсантов не более 30 чел в месяц) может быть предусмотрено следующее штатное расписание.
Персонал
Кол-во
Зарплата на 1 сотрудника (руб.)
Зарплата Итого (руб.)
Управляющий кинологического учебного центра
Старший кинолог — инструктор
Ветеринарный врач (аутсорсинг)
Общий фонд ЗП руб.
120 000
Управляющий. Эта должностная позиция предусматривает организацию и ведение всего учебного и хозяйственного процесса, составление первичной документации, работа с клиентами, контроль режима работы персонала, взаимодействие с партнерами и контролирующими организациями. Также в обязанность управляющего входит управление рекламным бюджетом, взаимодействие с рекламодателями. На эту должность желательно брать претендента, имеющего некоторый опыт работы в профессиональных или средних профессиональных учебных заведениях. Т.е. знакомый не только с методологией учебного процесса, но и проведением практических мероприятий для его материально-технического обеспечения.
Старший инспектор—кинолог. Занимающий эту должность претендент в обязательном порядке обязан иметь квалификацию, предусмотренную соответствующим федеральным образовательным стандартом по дисциплине «Кинология». Такие специальности, как правило, получаются в ходе обучения в вузах и в профильных колледжах МВД, МЧС, ФТС и прочих ведомствах, где подразумевается использование служебных собак. Также такими специальностями могут обладать выпускники цирковых училищ, а также прошедшие подготовку в клубах собаководства. Основные обязанности инспектора — это проведение учебного процесса в виде теоретических и практических занятий на дрессировочной площадке центра. Подготовка учебных методических материалов, литературы, поддержание в порядке материально технической базы центра, ведение хозяйственного учета, производство ремонта.
3. Инспектор—кинолог — основные обязанности инспектора состоят в проведении практических занятий на дрессировочной площадке, проведение лекций в ходе теоритического курса обучения, помощь в поддержании в надлежащем состоянии материальной — технической базы центра.
Эту должность может занимать не имеющий профессиональной подготовки кинолога человек, но зато имеющий хороший практический опыт работы с собаками, в том числе знающий дрессуру, требования на выставках собак.
В дополнение к этому и управляющий, и ст. инспектор-кинолог имеют бонусную или премиальную систему оплаты. К основному окладу добавляется 2 — 3 % премии (соответственно) в случае выполнения плана набора курсантов на текущий график учебного процесса, а также выполнения норм по прибыли в соответствии с квартальными и годовыми планами.
Бухгалтерское сопровождение бизнеса осуществляется в формате аутсорсинга, также как и услуги ветеринара, которому вменено в обязанность осмотр собак приводимых курсантами на обучение, получение от него рекомендаций по уходу, амбулаторное лечение в случае необходимости.
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
7. Финансовый план
Для полноценного выполнения функций кинологического учебного центра требуется два основных элемента материального обеспечения. Это, в первую очередь, относится к учебному помещению (классу) и оборудованию дрессировочной площадки.
Помещение. Основное требование к помещению состоит в том, чтобы оно было удобное, как с точки зрения логистики клиентов, так и для проведения учебного процесса. Его площадь должна быть не менее 50 кв. м. Оптимальный вариант — площадь в 70 — 80 кв. м, из которых 20 кв. м приходится на кабинет управляющего с соответствующим офисным оборудованием и учебным классом, рассчитанным максимум на 15 человек. Классная комната помимо мебели (учебные столы, стулья) должна быть оборудована учебной доской, несложным медиа-оборудованием для показа учебных фильмов и видеоматериалов.
Что касается выбора места расположения кинологического учебного центра, то
- Оно должно быть доступно в транспортном отношении для клиентов. Наиболее оптимальным вариантом является размещение такого центра вблизи спальных районов, т.е. места наибольшей концентрации потенциальных клиентов. Желательно также, чтобы имелись поблизости парковые или лесопарковые зоны
- Помещение учебного класса должно располагаться рядом с площадкой для дрессировки собак, т.е. чтобы учебный процесс не прерывался на трату времени для проезда к месту практических занятий и дрессировки собак.
Дрессировочная площадка должна иметь эффективную площадь для проведения практических занятий не менее 300 — 400 кв. м. Для выполнения практических задач площадка должна иметь следующий состав оборудования:
- барьеры для прыжков собак;
- трамплины;
- небольшие полосы препятствий;
- лестницы;
- бумы;
- вышки для прыжков.
Также должны быть предусмотрены конструктивные элементы для дрессировки собак специального назначения, например, водная полоса препятствий, сторожевая будка, барьер для преодоления огненных препятствий, туннели и т.п.
Следует иметь в наличии игровые элементы, такие как специальные мячи, резиновые палочки, кольца, подвесные груши.
Большинство подобного оборудования вполне можно изготовить самостоятельно из подручныхсредств, а также приобрести в специализированных магазинах для собаководов, в клубах служебного собаководства или через интернет-магазины, в том числе и через прямой контакт с заводом-изготовителем
Детальный перечень оборудования разрабатывается применительно к тому составу собак, по которым будет проводиться основной курс обучения и дрессировка.
Наименование
оборудования
Кол-во
Цена одной шт.
Сумма (руб.)
Офисное оборудование для учебного класса и кабинета управляющего из расчета на 15 учебных мест +1 офисное рабочее место для управляющего
Источник