Общественная организация по защите окружающей среды как создать
Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002) предусматривает право граждан на создание общественных экологических объединений, которые наделяются более широкими правами, чем отдельные граждане.
Познакомимся с некоторыми их правами, которые перечислены в статье 12 Закона («Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды»). Эти объединения имеют право:
Крупнейшей международной общественной организацией, действующей в целях сохранения, исследования и восстановления окружающей среды, является Всемирный фонд дикой природы (2). Это независимая природоохранная организация с более чем 5 миллионами сторонников во всём мире, работающая в более чем 40 странах, поддерживающая около 1 300 природоохранных проектов. Миссия Всемирного фонда дикой природы заключается в предотвращении нарастающей деградации естественной среды планеты и достижении гармонии человека и природы. Его главная цель — сохранение биологического разнообразия Земли.
Одним из организуемых Всемирным фондом дикой природы международным событием является Час Земли. С 2007 г. он проводится в последнюю субботу марта и призывает всех — частных лиц, организации, школы, муниципальные образования, коммерческие учреждения — выключить свет и другие не жизненно важные электроприборы на один час, чтобы стимулировать интерес к проблеме изменения климата, объединение человечества вокруг проблемы сбережения энергии.
Сидней (Австралия) в «Час Земли» (нижнее фото)
Час Земли считается одним из самых массовых событий в истории человечества. Так, в 2012 году в нем приняли участие 150 стран и 6525 городов! Например, в Санкт-Петербург е были погашены подсветка телебашни, Петропавловской крепости,Военно-морского музея и Стрелки Васильевского острова. На Дворцовую площадь со свечами вышли около 1000 человек.
Участвовали ли Вы или Ваши знакомые когда-либо в Часе Земли?
В каких общественных экологических организациях наиболее успешно участвует Россия?
Одной из самых известных международных экологических организаций, активно работающих в разных странах мира, в том числе в нашей стране, является Гринпис(англ. Greenpeace — «зелёный мир»). «Гринпис» был основан в Канаде в 1971 году, его основная цель — добиться решения глобальных экологических проблем, в том числе путём привлечения к ним внимания общественности и властей. Посмотрите видео, в котором один из основателей и директор Гринпис обсуждают прошлое и настоящее организации. Видео 78.
Направления работ в Гринпис называются проектами. В российском отделении действуют 10 проектов (3).
Приведем в качестве примера одну из общественных российских организаций, под названием «Мусора. Больше. Нет.» (4).
Она представляет собой сеть инициативных групп с общими целями, принципами работы и технологиями. Видео 79.
Миссия организации — способствовать внедрению в России концепции Zero Waste (ноль потерь, ноль отходов). Сеть занимается развитием экологической культуры через проведение экологических акций по уборке мусора и посадке деревьев, участвует в экологических фестивалях и конференциях, продвигает принципы залоговой стоимости тары и раздельного сбора мусора.
Знаете ли Вы об общественных экологических организациях, работающих в Вашей местности? В интернете есть сайты с адресами многих экологических и природоохранных организаций в России — например (5), где можно ознакомиться с их программами, узнать про акции, возможности своего участия в них.
Принимали ли Вы участие в экологических акциях? Считаете ли такие акции полезными?
В целом, число общественных экологических организаций в России, по разным оценкам, колеблется от нескольких тысяч до десятков тысяч. Они составляют так называемый третий сектор — включающий структуры, которые не относятся ни к государственному сектору, ни к частному предпринимательству. Хотя эти данные приблизительны, они свидетельствуют о том, что экологическое движение можно считать фактом социальной жизни российского гражданского общества.
К сожалению, в период радикальных экономических реформ и далее активность экологического движения несколько снизилась, для населения более приоритетными стали экономические интересы
Авторы исследования общественных экологических организаций в Петербурге выделили семь основных направлений экологического движения “движение зеленых”, “движение ученых”, “образовательное движение”, “информационное движение”, “экополитическое движение”, “экофилософское” и “движение за альтернативный образ жизни”.
Отметим, что информационные сети общественных экологических организаций качественно отличны от традиционных печатных средств массовой информации (газеты и журналы). Они более оперативны, им присущи добровольность и открытость информации. Поступающая в сеть информация цензурируется минимально. Такая информационная открытость имеет двоякие последствия. С одной стороны, информационные потоки увеличиваются и скрыть информацию от ее потребителей становится невозможно. Информация распространяется по глобальным сетям. В связи с этим российское экодвижение становится частью транснационального. С другой стороны, качество информации зачастую недостаточно контролируется, поэтому возможны ошибки, которые могут иметь отрицательные последствия для экологического движения.
Говоря об экологическомобразовательном движении, надо отметить, что соответствующие общественные организации ориентированы в основном на обучение школьников. Что касается взрослого населения — их неформальное экологическое образование развито, к сожалению, недостаточно. В качестве положительного примера приведем работу направления «Природа и экология» в Высшей Народной школе СПб, которая уже на протяжении 15 лет организует в рамках этой тематики для своих слушателей лекции, семинары; занятия в экологических центрах и естественнонаучных музеях.
Мы также можем принимать активное участие в различных мероприятиях, организуемых совместно общественными экологическими организациями и государственными органами. Так, во многих городах России ежегодно проводятся дни защиты от экологической опасности.
Их целью является объединение общественных организаций, ученых, органов исполнительной и законодательной власти, образовательных учреждений, промышленных предприятий и бизнеса в решении вопросов экологической безопасности населения и территорий, ресурсосбережения, формирования экологической культуры всех слоев населения. В ходе недель проводятся конференции, семинары, круглые столы, конкурсы, посвященные проблемам охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, экологические субботники, рейды.
Экологический субботник
В разных городах России также ежегодно проводятся фестивали экологических фильмов.
Какие Вы знаете ежегодные общегородские эколого-просветительские мероприятия? Принимали ли Вы в них участие?
В Петербурге информацию о планируемых акциях можно получать, в частности, на экологическом портале Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Нет никаких сомнений в том, что экологические проблемы можно решить только общими усилиями всех людей. Именно участие в общественных экологических организациях и движениях — один из действенных способов изменения к лучшему нашей среды обитания и качества нашей жизни.
К сожалению, роль гражданского общества в России пока довольно скромна. В нашей стране гражданское, общественное участие зачастую представляет собой определенный вызов, в том числе на уровне культурной традиции. Однако это не означает, что в России не могут быть эффективными действия общественных экологических организаций несмотря на их недостаточную массовость и результативность на сегодняшний день. Участие в этих организациях несомненно будет способствовать как решению экологических проблем, так и развитию гражданского общества.
Источник
Общественные экологические объединения. Создание общественных экологических объединений — один изспособов реализации законных прав и интересов граждан
Создание общественных экологических объединений — один изспособов реализации законных прав и интересов граждан. Право граждан на объединение предусматривает:возможность образования на добровольной основе общественных объединений для защиты общих интересов и достижения поставленных целей;возможность вступить в общественные объединения, а также возможность воздержаться от такого шага;
• возможность беспрепятственного выхода из общественных объединений. Граждане вправе создавать по своему выбору общественные экологические объединения. Для этого им не требуется получать предварительное разрешение органов государственной власти и местного самоуправления. Возможность вступления в общественные объединения реализуется на условиях соблюдения норм уставов этих объединений.Регистрация создаваемых гражданами общественных экологических объединений осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях» от19.05.95 (в ред. от 25.07.2002). Закон не запрещает функционирование общественных объединений без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.Учредителями и членами общественного экологического объединения могут быть как физические, так и юридические лица. Организационно-правовые формы общественных экологических объединений:общественная организация;общественное движение;общественный фонд;общественное учреждение;орган общественной самодеятельности.
Устав общественного объединения должен предусматривать:название, цели объединения, его организационно-правовую форму;структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы объединения; территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов объединения;компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;• порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.Для государственной регистрации общественного объединения необходимо представить следующие документы:заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного объединения (при этом указывается место жительства каждого);устав общественного объединения в двух экземплярах;выписку из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащую сведения о создании объединения, об утверждении его устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов;сведения об учредителях;документ об уплате регистрационного сбора;документ о предоставлении юридического адреса общественному объединению;протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений.
Документы следует представить для государственной регистрации в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания. Изменения и дополнения в уставах общественных объединений необходимо зарегистрировать в том же порядке и в те же сроки, что предусмотрены для государственной регистрации общественных объединений.Заявление общественного объединения о его регистрации рассматривается органом, осуществляющим такую регистрацию, в месячный срок. По истечении этого срока орган обязан зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации общественного объединения. Во втором случае учредителям выдается письменный мотивированный отказ, который может быть обжалован в судебном порядке.В момент регистрации общественные объединения заносятся вЕдиный государственный реестр юридических лиц, открытый длявсеобщего ознакомления.Для осуществления уставных целей общественное экологическоеобъединениевправе‘. разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;оказывать содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;участвовать в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;обращаться в органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;организовывать и проводить слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;подавать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
Чернобыльская катастрофа с особой остротой поставила вопрос об экологической информации и доступе к ней граждан. Как реакция на эту общественную потребность, Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» гражданам было предоставлено право требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Позже Конституция РФ также закрепила право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Какую информацию о состоянии окружающей среды можно считать достоверной, полной и своевременной?
Достоверной является неискаженная (заведомо или по небрежности) экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции. Уровень достоверности зависит от уровня развития экологической и иной науки и техники и имеет тенденцию к возрастанию. При оценке достоверности информации могут учитываться реальные технические и иные возможности соответствующих государственных органов получить более достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления, юридическое лицо, общественное формирование и соответствующие должностные лица в силу их компетенции и предоставленных им полномочий.
Своевременной является информация, передаваемая лицу, обратившемуся за нею, в возможно короткие сроки с момента запроса, но не более срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. Согласно Федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12).
Обязанности общественного экологического объединения:соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать возможность для ознакомления с указанным отчетом;объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц;по запросу органа, регистрирующего общественные объединения, представлять решения руководящих органов и должностных лиц объединения, годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, желающим ознакомиться с деятельностью общественного объединения на предмет достижения уставных целей и соблюдения действующего законодательства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник