- Общение как ведущий вид деятельности подростка.
- ВОПРОС 17. Общение со сверстниками ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
- Ведущая деятельность подростка
- Интимно-личное общение подростков
- Значение общественно значимой деятельности в жизни подростка
- Проектная деятельность и социально-психологическое экспериментирование
Общение как ведущий вид деятельности подростка.
Для подросткового возраста характерным является приоритет детского сообщества над взрослым. Общение со сверстниками является ведущим видом деятельности в этом возрасте. В процессе общения усваиваются нормы морали, социального поведения, в нем создаются отношения равенства всех и уважения друг к другу.
Переориентация общения со взрослыми на общение со сверстниками осуществляется потому, что это:
— важный канал информации для подростков;
— специфический вид межличностных отношений, в процессе которых подростки приобретают навыки социального взаимодействия, формируются умения подчиняться коллективной дисциплине, вырабатываются коммуникативные навыки;
— специфический вид эмоционального контакта, в процессе которого осуществляется взаимопомощь, переживается чувство солидарности.
Для подростка характерными являются две важных противоположных потребности:
1) потребность быть одному, потребность территориальной автономии (приватизация);
2) потребность принадлежности к группе, быть в компании, быть таким, как все (аффилиация)[2].
Любой школьный класс дифференцируется на группы, в частности:
1) существует социальное деление;
2) складывается особая внутришкольная и внутри-классная иерархия, которая основывается на официальном статусе учеников;
3) происходит дифференциация авторитетов, статусов на основании неофициальных ценностей, принятых в ученической среде.
Соответственно, у школьников образуются три разных вида взаимоотношений:
· внешние, деловые контакты;
· товарищеские взаимоотношения, которые содействуют взаимообмену знаниями, умениями, навыками;
· дружеские связи, которые позволяют решать определенные вопросы эмоционально-личностного характера.
На первое место выходят товарищеские отношения. Взаимоотношения со сверстниками базируются на нормах равноправия. В группах подростков устанавливаются отношения лидерства.
К окончанию подросткового возраста появляется потребность иметь близкого друга. У девочек потребность в дружеских отношениях возникает на полтора — два года раньше, чем у мальчиков. Девочки более эмоциональные. Подростки чаще выбирают друзей своего возраста. В определении дружбы преобладают два мотива — требование взаимопомощи и верности и ожидание сочувствия и понимания со стороны друга.
Основная особенность подросткового возраста — перестройка взаимоотношений с взрослым, которая связана с появлением чувства взрослости. Одной из основных потребностей становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших. Это период эмансипации ребенка от родителей. Эмансипация может быть эмоциональной, поведенческой, нормативной. Родительский пример уже не воспринимается абсолютно и некритически, как в детстве.
Среди причин разногласий во взглядах между родителями и подростками наиболее важными являются:
· разница в опыте взрослых и подростков;
· отсутствие четких состояний перехода от детской зависимости к взрослой независимости и определенных правил, которые влияют на ослабление родительской власти, что обусловлено потребностями подростков в автономии.
Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Он характеризуется тем, что родители всегда объясняют мотивы своих требований и обсуждают их с подростками; власть родителей используется лишь по мере необходимости; ценится как послушание, так и независимость; родители устанавливают правила, но не считают себя безгрешными; они прислушиваются к мысли ребенка, но не ориентируются лишь на его желания.
Такие же проблемы возникают во взаимоотношениях подростков с учителями. В некоторых школах из-за внешности подростков возникает очень много конфликтных ситуаций с учителями. У подростков появляется осознанное желание нравиться противоположному полу, вести себя соответственно собственным требованиям. Если учитель делает замечания подростку по поводу его внешности в присутствии детей, то это приводит к конфликтной ситуации.
Еще одна проблема в общении со взрослым — это смысловой барьер. Он характеризуется тем, что ребенок будто не слышит, что говорит ему взрослый. Теряется воспитательное значение слова. Чтобы предотвратить образование смыслового барьера, не следует многократно повторять одни и те же требования, на которые подросток не реагирует. Необходимо, чтобы требование отвечало внутренней позиции ученика. Подростки выполняют все требования учителя, которые делают их в своих глазах более самостоятельными.
Учитель должен перейти на новый стиль общения с подростком, относиться к нему как к взрослому, передать подростку ответственность за свои поступки и предоставить свободу действий. Для этого важно установить дружеские взаимоотношения с подростком, строить общение на основе взаимного уважения.
Источник
ВОПРОС 17. Общение со сверстниками ведущий вид деятельности в подростковом возрасте.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Это объясняется рядом причин.
Во-первых, общение со сверстниками – это важный специфический канал информации; по нему подростки обсуждают то что не могут сообщить родителям.
Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповые игры, совместная деятельность вырабатывают навыки социального взаимодействия, умения соотносить личные интересы с общественными. Соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, служит ценной жизненной школой,
В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности облегчает подростку автономизацию от взрослых и дает чувство эмоционального благополучия.
Общаясь, подростки осваивают нормы социального поведения, морали, устанавливают отношения равенства и уважения друг к другу.
В отличие от общения со взрослыми, отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия.
В подростковом возрасте появляется два вида отношений: в начале этого периода – товарищеские, в конце – дружеские.
В старшем подростковом возрасте появляется три вида взаимоотношений:
· внешние – эпизодические «деловые» контакты, служащие для сиюминутного удовлетворения интересов и потребностей;
· товарищеские, способствующие взаимообмену знаниями, умениями и навыками;
· дружеские, позволяющие решать вопросы эмоционально-личностного характера.
Во второй половине подросткового возраста общение со сверстниками превращается в самостоятельный вид деятельности. Подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, хочет жить групповой жизнью. Проблемы, возникающие во взаимоотношениях со сверстниками, переживаются очень тяжело. Для привлечения к себе внимания сверстников подросток может пойти на все, даже на нарушение социальных норм или открытый конфликт со взрослыми.
Товарищеские отношения базируются на «кодексе товарищества», включающем в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь.
Успехи в среде сверстников в отрочестве ценятся более всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести.Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако, здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. В этом возрасте осуждаются такие качества, как эгоистичность, жадность, нарушение данного слова, измена товарищу, зазнайство, нежелание считаться с мнением других. Такое поведение в группе сверстников-подростков не только не приветствуется, но и отвергается. Подростку, продемонстрировавшему подобные качества, могут объявить бойкот, отказать в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо делах. Подростки жестко оценивают сверстников, которые в своем развитии еще не достигли уровня самоуважения, не имеют собственного мнения, не умеют отстаивать свои интересы.
В подростковой группе обязательно появляется лидери устанавливаются отношения лидерства. Подростки стараются привлечь к себе внимание лидера и дорожат дружбой с ним. Подростку также интересны друзья, для которых он может быть лидером или выступать равноправным партнером.
Подростки отличаются крайним конформизмом (зависимостью от мнения других) в подростковой группе. Один зависит от всех, стремится к сверстникам и подчас готов выполнить то, на что его подталкивает группа. Группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции. Очень часто подростки для усиления этого «Мы» прибегают к автономной групповой речи, к автономным невербальным знакам; в этом возрасте подростки начинают носить одного стиля и вида одежду, чтобы подчеркнуть свою причастность друг к другу.
В неформальных подростковых объединениях формируется или заимствуется своеобразный сленг – слова или выражения, употребляемые определенными возрастными группами, социальными прослойками. Сленг придает эффект усиления чувства «Мы». Речь подростков может быть сплошь сленговая, но может иметь в обороте и 5–7 сленговых слов.
Главное, что эти слова присутствуют в группе, являются ее достоянием, они преступают нормы обыденной этики, освобождают от нормативной пристойности и дают ощущение раскрепощения в диалоге. Подростки пользуются сленгом в классе, в спортивных группах, во дворах домов, а также в диффузных неформальных объединениях под сленговыми названиями (панки, металлисты, хиппи, фашисты, люберы и др.).
Самое трудное в отрочестве – чувство одиночества, ненужности своим сверстникам. Подросток начинает комплексовать, испытывает чувство растерянности и тревоги. Совсем другое, когда отношения со сверстниками строятся благополучно: подросток удовлетворен этим и может чувствовать себя счастливым.
Важным фактором дружеского сближения является сходство интересов и дел. Подросток, который дорожит дружбой с товарищем, может проявить интерес к делу, которым тот занимается, в результате чего возникают новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, у них появляется возможность обсуждать события, происходящие в школе, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых.
К концу подросткового возраста очень велика потребность в близком друге. Подросток мечтает, чтобы в его жизни появился человек, который умеет хранить тайны, был отзывчивым, чутким, понимающим. Овладение нравственными нормами– это важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.
Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям подросток, как правило, занимает негативную позицию.
Учебная деятельность, хотя она и остается преобладающей, отступает на второй план. Оценки перестают быть единственной ценностью, важным становится то, какое место подросток занимает в классе. Все самое интересное, сверхсрочное, неотложное происходит и обсуждается на переменах.
Подростки стремятся участвовать в разнообразных видах деятельности: спортивной, художественной, общественно полезной и др. Таким образом они стараются занять определенное место среди людей, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии и самостоятельности.
Источник
Ведущая деятельность подростка
В подростковом возрасте наблюдается уход учебной деятельности в психологическом отношении на второй план. Хоть актуальность ее по-прежнему сохраняется, и подросток все еще является школьником. Основным противоречием подросткового периода является настойчивое желание подростка получить признание своей личности взрослыми при отсутствии действительной возможности утвердиться среди них.
По мнению Эльконина, ведущая деятельность подростков – общение со сверстниками. Относительно самостоятельной областью жизни в начале подросткового возраста является общение, осознанные эксперименты со своим отношением к другим людям. Речь идет о поиске друзей, выяснении отношений, конфликтах и примирениях, сменах компаний. Главной потребностью периода является поиск своего места в обществе, желание стать значимым. И все это реализуется в обществе сверстников.
Возможности широкого общения с группой сверстников для подростка определяется привлекательностью занятий и интересов. Ситуации, когда подростку не удается занять удовлетворяющее место в системе общения внутри класса, заканчиваются уходом из школы в психологическом, а порой и буквальном плане.
Существует определенная динамика мотивов общения со сверстниками в подростковом возрасте:
- в 10 – 11 лет подростку хочется быть в группе сверстников, заниматься чем-то общим;
- в 12 – 13 лет подросток пытается занять определенное место в группе сверстников;
- в 14 – 15 лет подросток пытается стать автономным и ищет признания ценности собственной личности.
Интимно-личное общение подростков
Во время общения со сверстниками проигрываются всевозможные стороны человеческих отношений, строятся взаимоотношения, которые основаны на кодексе товарищества, реализуется желание глубокого взаимопонимания.
Под интимно-личным общением со сверстниками понимается деятельность, которая способствует практическому освоению моральных ценностей и норм.
Интимно-личное общение способствует формированию самосознания, как основы новообразования психики. Распространены ситуации, когда причиной ухудшения успеваемости являются нарушения в общении со сверстниками. Этап младшего школьного возраста характеризуется тем, что при решении проблем успеваемости возможна гармонизация направления общения со сверстниками, повышение самооценки и др. Во время подросткового возраста все наоборот. При снятии напряжения в общении, уменьшении личностных проблем возможно улучшение успеваемости.
Значение общественно значимой деятельности в жизни подростка
Другой точкой зрения на характер ведущей деятельности подросткового периода занимался Фельдштейн. По его мнению, ключевое значение в психическом развитии подростка отводится общественно полезной, социально признаваемой и одобряемой, неоплачиваемой деятельности, которая включает, в том числе, и интимно-личностное общение.
Просоциальная деятельность может быть и учебно-познавательной, и производственно-трудовой, и организационно-общественной, и художественной, и спортивной, но на что стоит обратить внимание – это то, что подросток ощущает реальную значимость данной деятельности. Содержание деятельности является делом значимым для общества, его структуру определяют цели взаимоотношений между подростками.
Основным мотивом общественно полезной деятельности подростка является личная ответственность и самостоятельность.
Стоит отметить, что общественно полезную деятельность можно встретить и в младших классах, но она имеет не максимально развернутый характер. Разные этапы подросткового возраста характеризуются разным отношением к общественно полезной деятельности. В 9 – 10 лет ребенок начинает испытывать желание самоутвердиться, ищет признание себя во взрослом обществе. В 10 – 11 лет для ребенка становится важным услышать оценку своих возможностей от других людей. Именно этим обусловлена направленность на занятия, которые схожи с взрослыми занятиями, поиск тех видов деятельности, которые имеют ощутимую пользу и получают общественную оценку. В 12 – 13 лет подростком уже накоплен опыт в различных видах общественно полезной деятельности, и именно он служит толчком в желании признания своих прав, в стремлении попасть в общество при условии осуществления конкретной значимой задачи. К 14 – 15 годам для подростка становится важно показать свои возможности, определиться с определенной социальной позицией, которая бы отвечала его желанию в самоопределении.
Важно отметить, что необходимо целенаправленное формирование социально значимой деятельности в качестве ведущего типа деятельности на подростковом этапе.
Особое устройство, особое формирование общественно полезной деятельности подразумевает переход на новую ступень мотивации, осуществление направленности подростка на форму «я и общество», раскрытие множества видов общения, в этом ряду и высшего вида общения с взрослыми на почве морального сотрудничества.
Фельдштейн считает, что интимно-личностное и стихийно-групповое общение является ведущим в ситуациях отсутствия возможности реализации социально необходимой и социально поддерживаемой деятельности, упущения возможностей педагогического формирования общественно полезной деятельности подростков.
Важно сказать, что тема основной деятельности подростка по-прежнему вызывает множество споров.
Проектная деятельность и социально-психологическое экспериментирование
По мнению К. Н. Поливановой ведущей деятельностью подростка является проектная деятельность. Она служит основой для реализации авторского действия подростков. В предподростковом кризисе особое значение для личности, которая развивается, имеет авторский замысел, который подразумевает важность заявления и защиты своей позиции, хоть в будущем она может и не реализоваться. Полноценное развитие подростка напрямую зависит от полного действия – встречи замысла и результата, что лежит в основе авторского действия подростка.
Проектная деятельность – это ведущий в подростковом возрасте вид деятельности, которая содержит в себе авторское действие.
Подростку необходима помощь взрослого, для того чтобы реализовать задуманное.
Социально-психологическим экспериментированием является ведущая деятельность подростка, в которой содержится активная авторская позиция подростка в виде построения своей жизни в общем, а не только ее конкретных поступков, что свойственно для более ранних возрастов.
По мнению Г. А. Цукермана есть подростковое стихийное экспериментирование, которое выделяется в самостоятельную деятельность, в которую входит поиск друзей, конфликты, выяснение отношений с родителями, педагогами и другими подростками. Ученый говорит о том, что подростковый этап – это сензитивный период, в который происходит выведение и решение целей саморазвития. Но важно отметить, что это является только естественной тенденцией подросткового этапа, и для того чтобы она стала нормой развития, которая характерна для большинства, важно планировать, специально проектировать социально-психологическое экспериментирование, когда для взрослого становится возможным обнаружить оптимальные методы реализации и интерпретации итогов данных социально-психологических экспериментов.
Есть мнение о том, что ведущая деятельность в подростковом возрасте имеет многоплановый и полидеятельностный характер. М. Ю. Кондратьев выделяет в качестве ключевого компонента ведущей деятельности подростка интимно-личное общение с важными другими, а также, по его мнению, учебно-профессиональная деятельность, тоже стоит в этом ряду. При этом интимно-личное общение и профессиональная деятельность в обязательном порядке должны гармонично сочетаться друг с другом.
Если одна из деятельностей преобладает, запаздывает или опережает в развитии другую, то выводится ряд типов отклоняющегося поведения подростка:
- Первым типом является ботаник. Возникновение данного типа возможно при ситуациях, когда учебной деятельности отдавалась ведущая роль и в младших классах. В подростковом возрасте она по-прежнему занимает основное место, приобретая индивидуальную форму. Но стоит отметить, что когда подросток зациклен на учебе ради учебы, у него отсутствуют интересы к другим направлениям жизни, то это создает проблемы в налаживании интимно-личного общения с другими подростками, имеющего содержательный характер. Со взрослым отношения по-прежнему работают по схеме ребенок – взрослый, нет необходимости в партнерстве, таким образом, ключевая цель для подростка – войти во взрослое общество остается не решенной.
- Для второго типа деятельной деформации характерна игра, в виде основной деятельности. Такие подростки не живут, а играют в жизнь.
- Третий тип противопоставляет интимно-личные и учебно-профессиональные стороны ведущей деятельности. Если доминирует интимно-личное общение, происходит ориентирование на близкое окружение, иными словами, референтную группу сверстников. Позиция же всех остальных не принимается во внимание. Если же все внимание уделяется учебно-профессиональной деятельности, подросток начинает испытывать острое чувство взрослости, все сверстники воспринимаются как глупые, несерьезные. Это приводит к нарушению взаимодействия с ними и развития личной сферы, чувствуется неудовлетворенность по отношению своего положения в социуме.
По мнению же А. Г. Асмолова, основываясь на том, что для личности свойственно самой определять деятельность, которая ее определяет, не существует нормативной унифицированной основной деятельности подростка. Ученый считает, что ведущая деятельность не может быть дана подростку, а задается определенным социальным случаем развития, в котором он формируется.
Источник