Общение как деятельность
Мы понимаем под общением взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Мы согласны со всеми, кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, а именно взаимодействие — оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (К. А. Абульханова-Славская, 1980; А. А. Леонтьев, 1979; К. Обуховский, 1972; и др.).
Вслед за взаимной направленностью действий людей при общении наиболее важной его характеристикой служит для нас активность (субъектность) каждого его участника. Активность может выражаться и в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партнера, и в том, что он воспринимает воздействия партнера и отвечает на них. Когда два человека общаются, то они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга.
Присущей общению характерной чертой мы считаем и то, что каждый из участников выступает в ходе его как личность, а не как физический предмет, тело.«Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект» (Б.Ф. .Ломов, 1981,с. 8).
Мы хотели бы подчеркнуть, что перечисленные выше особенности общения неразрывно связаны друг с другом. Абсолютизация взаимодействия в отрыве от других черт общения приводит к интер-акционистской позиции, которая резко обедняет представление об общении. При чрезмерном акценте на обмен информацией как сути общения последнее превращается в коммуникацию — явление, также намного более узкое, чем общение. В ходе общения люди адресуются друг к другу в расчете получить отзвук, ответ.
Рассматривая общение как психологическую категорию, мы интерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является для нас термин «коммуникативная деятельность» (М. И. Лисина, 1974, 1978 а, б, 1980, 1986). В основу своего понимания общения мы положили концепцию деятельности, разработанную А. Н. Леонтьевым и развиваемую А. В. Запорожцем (1978), Д. Б. Элькониным (1960, 1978 а). С точки зрения, указанной концепции деятельность есть реальный процесс, складывающийся из совокупности действий и операций, а основное отличие одной деятельности от другой состоит в специфике их предметов. Проанализировать любой вид деятельности — значит указать, в чем состоит ее предмет, выяснить побуждающие ее потребности и мотивы, описать разновидности составляющих деятельность действий и операций.
Толкование общения как деятельности выдвигает для исследователя на передний план его содержательную сторону и ставит в центр внимания анализ его потребностно-мотивационных аспектов. Поэтому избранный нами подход к изучению общения в известном смысле противоположен подходу к нему как к поведению, хотя в обоих случаях психолог отправляется от регистрации внешне наблюдаемых коммуникативных операций. Но при анализе деятельности он движется от операций в глубь явлений, а при анализе пове- 17
дения остается на поверхности фактов.
Структурные компоненты коммуникативной деятельности выглядят следующим образом:
1. Предмет общения — другой человек, партнер по общению как субъект (Возрастные и индивидуальные. 1967).
2. Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Люди узнают о себе и об окружающих благодаря разнообразным видам деятельности, так как человек проявляется в каждом из них. Но общение играет в этом отношении особую роль, ибо оно направлено на другого человека как на свой предмет, а будучи двусторонним процессом (взаимодействием), приводит к тому, что познающий и сам становится объектом познания и отношения другого (или других) участников общения.
3. Коммуникативные мотивы — то, ради чего предпринимается общение. Предложенное выше понимание предмета деятельности общения естественно приводит к выводу о том, что мотивы общения должны воплощаться — или, по терминологии А. Н. Леонтьева (1972), «опредмечиваться» — в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих.
4. Действие общения — единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект. Две основные категории действий общения — инициативные акты и ответные действия.
5. Задачи общения — цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения. Мотивы и задачи общения могут не совпадать между собой.
6. Средства общения — это операции, с помощью которых осуществляются действия общения.
7. Продукты общения — образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. К ним относится прежде всего тот «общий, результат», о котором мы упоминали в определении общения, но также и взаимоотношения (Я. Л. Коломинский, 1976; Т. А. Репина, 1978), избирательные привязанности (С. В. Корницкая, 1975; Р. А. Смирнова, 1981) и, главное, образ самого себя и других людей — участников общения (Н. Н. Авдеева, 1976, 1982; И. Т. Димитров, 1980; А. А. Бодалев и др., 1970; А. И. Силвестру, 1980).
Повторим, что подход к общению как деятельности имеет, на наш взгляд, ряд преимуществ по сравнению с рассмотрением его как особого рода поведения или совокупности условных реакций, человека на сигналы, поступающие от другого лица. Анализ общения как деятельности позволяет четко определить его качественное преобразование при переходе от взаимодействия животных к общению у человека и в ходе онтогенетического развития. И филогенети-
ческое и онтогенетическое развитие перестают сводиться к умножению коммуникативных операций или к появлению новых ‘средств обмена информацией и осуществления контактов; напротив, сами перемены этого рода получают свое адекватное объяснение через преобразование потребностей и мотивов общения. Важное преимущество предлагаемого подхода к общению как к коммуникативной деятельности мы видим также в том, что он позволяет соотнести общение с другими видами деятельности человека, понять место общения в их системе и в конечном счете определить связь общения с общей жизнедеятельностью индивида.
Общение детей совзрослым и сверстником: общее и различное
Применение для анализа общения детей со взрослым общей концепции деятельности, развитой в советской психологии А. Н. Леонтьевым (1975), позволило составить представление о структуре общения и о содержании его на разных этапах раннего и дошкольного детства, проследить смену качественно различных этапов в развитии общения ребенка со взрослым от рождения до 7 лет. Установлено, что на протяжении первых 7 лет жизни у детей последовательно возникают четыре формы общения со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное. Исследование общения в системе других деятельностей ребенка открыло возможность для понимания его — роли в общем психическом развитии ребенка, для выяснения путей и механизмов влияния общения на различные стороны детской психики (М. И. Лисина, 1978 а, б, в, 1980, 1986).
В подходе к анализу общения дошкольников со сверстниками мы исходили из теоретического положения, состоящего, на наш взгляд, в том, что природа обеих сфер общения дошкольников едина. Общение ребенка со взрослым и сверстником — разновидности одной и той же коммуникативной деятельности.
Главное, что объединяет обе сферы, состоит в предмете деятельности, которым в обоих случаях выступает другой человек, партнер ребенка по общению. Будучи направлена на один и тот же объект, эта деятельность в обоих ее вариантах должна давать и -единый продукт — самопознание и самооценку через познание и оценку партнера (и партнером). Но тогда и сама активность ребенка в целом — природа лежащей в ее основе потребности и побуждающих ее мотивов, составляющие эту активность, действия и операции — в обоих случаях оказывается в принципе одной и той же. Главное, что различает эти сферы общения, сводится к тому, кто именно является партнером ребенка — взрослый или другой ребенок Различие немаловажное, но нам думается, что оно не отменяем единства обеих сфер коммуникативной деятельности. По-видимому, оно определяет лишь то, каким образом работают два варианта единого механизма. Ниже мы вернемся к этому тезису и рассмотрим
его более подробно. Но сказанное делает важным аспектом наших исследований рассмотрение взаимоотношения этих сфер общения и выяснение роли каждой из них для ребенка.
Следует указать также на еще одну существенную причину, побуждающую исследовать общение со сверстником в сопоставлении с общением со взрослым — это их действительная связь между собой в жизни ребенка. Мы считаем, что общение со взрослыми реально во многом определяет возникновение, развитие и особенности контактов ребенка с другими детьми» Право на такое предположение нам дает тот факт, что в онтогенезе дети сначала научаются общаться со взрослыми и лишь значительно позднее завязывать связи между собою. Кроме того, результаты проведенных нами ‘ исследований, свидетельствующие о том, что взрослый остается центром мира детей вплоть до 7 лет (верхней границы избранного нами для изучения периода детства), дают основание предполагать сильное влияние отношений с ним на взаимодействие ребенка со своими сверстниками. Поскольку в то единое социальное окружение, в котором растет ребенок раннего и дошкольного возраста, входят и взрослый, и дети, понятно, что личность взрослого, столь значимая для малыша, конечно, опосредствует его связи со сверстниками.
Из предварительных соображений, высказанных выше, вытекают самые общие линии исследования и гипотезы. Взгляд на общение дошкольников со сверстником как на коммуникативную деятельность ставит в центр нашего внимания целостную характеристику общения детей между собой, а также его потребностно-мотивационную, содержательную основу, подход к нему как к процессу качественных преобразований на разных ступенях онтогенеза.
Если общение со сверстником есть особая — коммуникативная — деятельность, такая же по своей природе, как и общение со взрослым, то для ее анализа можно применить схему и приемы, разработанные при изучении общения со взрослыми. Это относится, в частности, к критериям для определения того, возникла ли уже у ребенка деятельность общения со сверстниками и на каком этапе . становления она находится (М. И. Лисина, 1974а, б).
Если общение со сверстниками возникает и развивается в тесной связи с общением ребенка и взрослых и испытывает мощное влияние этой второй сферы, то естественно, что при исследовании контактов детей между собой необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности общения каждого из них со взрослыми, сравнивать общение детей, выросших в разных условиях воспитания.
И наконец, именно единая природа коммуникативной деятельности ребенка в двух сферах, как общее основание, может позволить через их сопоставление увидеть характерные особенности каждой (специфику потребности в общении со сверстником по сравнению со взрослым, его мотивов, средств и т. д.). 20
Источник
Общение как деятельность.
Теоретические основы психологии общения.
1. Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.
Цель общения — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.
Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма.
Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Межличностный диалог является высшим, собственно личностным уровнем общения, создающим наиболее благоприятные условия для проявления и развития личности и являющимся одним из важнейших средств этого развития, именно готовность и способность к диалогу мы считали высшим уровнем развития коммуникативной компетентности. Основным содержанием личностного компонента на этом уровне является направленность на диалогическое общение — что и было принято нами в качестве главной цели подготовки к общению.
Виды и уровни общения.
Виды общения:
1) Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности.
2) Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешения какого-либо внутреннего конфликта.
3) Инструментальное – общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
4) Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае-потребности в общении.
По содержанию оно может быть:
1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
2. .2 Когнитивное (обмен знаниями)
3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
По целям общение делиться на:
1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
По средствам общение может быть:
1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)
2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Уровни общения:
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.
3. Обсуждение интересующей проблемы.
4. Решение проблемы.
5. Завершение контакта (выход из него).
3 Структура и средства общения. Язык – основное средство общения.
В структуре общения различают:
1) коммуникативную сторону;
2) интерактивную сторону;
3) перцептивную сторону.
Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми.
Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
1) происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
2) обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
3) происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
4) коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
5) возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера.
Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т. е. обмене информацией, побуждениями, действиями.Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений.
1) положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:
2) отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:
Перцептивнаясторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.
Структурные элементы социальной перцепции:
1) субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
2) объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
3) процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.
В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.
и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.
2) особенности объекта:
а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;
б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности.
3) отношения между субъектом и объектом восприятия;
4) ситуация, в которой происходит перцепция.
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Он необходим для существования и развития социума. Язык и общество тесно связаны друг с другом.
Языком называют определённый код, систему знаков и правил их употребления. Так, буква означает звук, слово – конкретное или абстрактное явление, знак препинания – например, паузу или вопрос. Знаковый характер языка позволяет ему служить надёжным средством хранения и передачи информации.
Знак представляет собой заменитель предмета (понятия) в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия.
Знак обладает следующими свойствами:
1) он направлен на значение;
2) знак должен быть материальным, доступным восприятию;
3) содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой (в то время как содержание вещи исчерпывается её материальными свойствами);
4) содержание и форма знака определяются различительными признаками;
5) знак – всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.
Язык не создаёт вещей и понятий, он лишь отражает их, фиксирует с помощью слов. Слова – это самые многочисленные и главные знаки в языке [2]. Поскольку значения слов связаны с понятиями, в языке закрепляется определённое мыслительное содержание, которое превращается в скрытую (внутреннюю) часть значения слов, на которую говорящие не обращают внимания в силу автоматизма пользования языком. Язык не мог бы служить средством общения, если бы значение каждого слова в каждом случае его использования становилось предметом спора.
Значение – это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей.
Слова человеческого языка являются знаками предметов и понятий. Различают предметное и понятийное значение слов:
— предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета;
— понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.
Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем, что она реально обозначает в высказывании.
Языковой знак может быть знаком кода и знаком текста:
знаки кода существуют в виде системы противопоставленных в языке единиц, связанных отношением значимости, которое определяет специфическое для каждого языка содержание знаков;
знаки текста существуют в виде формально и по смыслу связанной последовательности единиц.
Понимание знаковых свойств языка необходимо для того, чтобы лучше представлять себе устройство языка и правила его употребления.
Функции общения.
1)инструментальная функция характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;
2) интегративная функция раскрывает общение как средство объединения людей;
3) самовыражение — функция определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста;
4) трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т.д.
Средства общения – способы передачи информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. вербальные (общение осуществляется посредством речи) невербальные (жесты, мимика, позы, контакт глазами, тембр голоса, тональность, прикосновения, объятия, поцелуи, и др.)
Общение как деятельность.
Исторически общение между людьми возникало и складывалось прежде всего непосредственно в совместной трудовой деятельности. Для объединения усилий и организации совместной деятельности людям было необходимо понимать ее смысл, свое место и свою роль в ней, а также умело сотрудничать с другими ее участниками. А это было возможно только благодаря общению с партнерами с помощью слов, жестов, мимики и других вербальных и невербальных средств.
В большинстве случаев межличностное общение оказывается вплетенным в ту или иную деятельность, выступает в качестве существенного и неотъемлемого ее атрибута, важного условия ее успешности. Вне общения людей друг с другом немыслимы не только трудовые процессы, но также учение, игра и многие другие виды деятельности. Вид и характер деятельности, которую обслуживает общение, оказывают определенное влияние на содержание, форму и особенности протекания самого процесса общения между ее участниками.
Поскольку любая деятельность предполагает конкретное распределение ролей между участниками, наделение их определенными правами и обязанностями, то общение конкретного учителя со своими учениками будет существенно отличаться от общения этого учителя в кругу сверстников в игровой деятельности на досуге. Так, на уроке будет преобладать деловое общение, которое нацеленное на то, чтобы помочь учащимся усвоить новые понятия, овладеть более сложными умениями и навыками. Учитель здесь выступает в роли компетентного специалиста и организатора деятельности учащихся, отвечающего по закону перед своими учениками, их родителями и обществом за качество своей работы. Наряду с этим общение может протекать как самостоятельный процесс, не обслуживающий никакую деятельность. Через это общение происходит удовлетворение потребности человека в контакте с другими людьми, в результате чего создаются условия, при которых внутренний мир одного человека раскрывается для другого.
Деятельность и общение могут рассматриваться как две примерно равнозначные категории, отражающие две стороны социального бытия человека. Общение может быть представлено как сторона деятельности, выступающая в роли ее предпосылки, условия, внутреннего или внешнего фактора. Но справедливо и обратное: деятельность может служить предпосылкой, условием или фактором общения. Следовательно, общение можно рассматривать и как особого рода деятельность, и как один из атрибутов той или иной деятельности. Вместе с тем наряду с материальным общением, предусматривающим, что духовная активность субъекта имеет целью лишь управление его практическими действиями, имеет место и общение духовное, целью которого является духовное единение партнеров, достижение их духовной общности.
Педагогическое общение – это специфическая форма общения, имеющая свои особенности и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты. Педагогическое общение – это совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.
Источник