Общая образовательная организация может осуществлять свою деятельность только при наличии

Общая образовательная организация может осуществлять свою деятельность только при наличии

Комментарий к статье 31

Законодательство об образовании относит к лицам, осуществляющим образовательную деятельность:

1) образовательные организации — некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);

2) организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);

3) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).

В совокупности образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели образуют понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность» (п. 20 ст. 2).

Выделение «организации, осуществляющей обучение» в отдельную категорию лиц, отличную от «образовательных организаций» обусловлено наличием принципиальных различий, оказывающих влияние на их правовой статус и на правовой режим их деятельности.

Во-первых, если образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, то для организации, осуществляющей обучение, образовательная деятельность, не является основной, она выступает как дополнительное направление деловой активности.

Во-вторых, образовательная организация является некоммерческой организацией. При определении же организации, осуществляющей обучение, такого ограничения не установлено. Иными словами, она может осуществлять коммерческую деятельность в качестве основной деятельности.

Организации, осуществляющие обучение, реализуют образовательную деятельность в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». При этом в соответствии со ст. 21 на такие организации, на их обучающихся и педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.

К организациям, осуществляющим обучение, относятся:

— научные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и научно-техническую деятельность (ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» );

СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — в соответствии со ст. 155.1 Семейного кодекса РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся организации различной ведомственной принадлежности, в том числе образовательные и медицинские организации, а также организации, оказывающие социальные услуги (письмо Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N ВК-316/07 «Об организациях для детей-сирот» , письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»[1]);

Официальные документы в образовании. 2013. Октябрь. N 28.

— организации, осуществляющие лечение, оздоровление и отдых, — медицинские, санаторно-курортные организации, детские лагеря всех типов (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительной лечении» (вместе с «Разъяснениями по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»[2]);

— организации, осуществляющие социальное обслуживание, — организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» );

СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 7007.

— загранучреждения МИД России — дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (с учетом положений ст. 88 комментируемого Закона);

— иные юридические лица.

К «иным юридическим лицам», осуществляющим обучение, можно отнести, например, территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации. В письме Рособрнадзора от 4 февраля 2015 г. N 02-28 «О лицензировании образовательной деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» разъясняется, что Указом РФ были внесены изменения в нормативно-правовую базу, в соответствии с которыми территориальный орган МВД России по субъекту Российской Федерации в дополнение к уже имеющимся у него полномочиям по подготовке кадров для органов внутренних дел, наделяется также полномочием по осуществлению профессионального обучения сотрудников территориального органа, что позволяет в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отнести его к иным юридическим лицам, осуществляющим обучение. Рособрнадзор обращает внимание лицензирующих органов на то, что территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения при наличии соответствующей лицензии.

Читайте также:  Свой бизнес фирма как заработать

Официальные документы в образовании. 2015. Февраль. N 5.

Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение. Так, например, в федеральном государственном научно-исследовательском учреждении «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» для осуществления образовательной программы высшего образования — программы магистратуры в структуре института (в блоке научно-вспомогательных центров и отделов) был создан отдел магистратуры и повышения квалификации .

Официальный сайт института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России: http://www.izak.ru/news.html?id=920&lang=ru.

Законодатель за каждым видом организации, осуществляющей обучение, закрепляет образовательные программы, которые эта организация вправе осуществлять. Соответствующее распределение приведено в следующей таблице.

Источник

Статья 23. Типы образовательных организаций

Статья 23 . Типы образовательных организаций

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 238-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Читайте также:  Как открыть свой гостиничный бизнес с нуля

Источник

Полезные советы для получающих лицензию. Правильный выбор организации для осуществления образовательной деятельности.

Настоящая статья в рамках цикла статей «Полезные советы для получающих лицензию» посвящена видам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и будет интересна всем, кто собирается получать образовательную лицензию. Требования к непосредственно самому соискателю лицензии, как субъекту, намеревающемуся осуществлять тот или иной вид лицензируемой деятельности – одна из основных групп лицензионных требований, установленных нормами российского законодательства. В связи с этим «Положением о лицензировании образовательной деятельности» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) устанавливается ряд требований к соискателям лицензий, касающихся их организационно-правовой формы, а также наличия у них определённых обязательных характеристик. Если вы приняли решение о том, чтобы приступить к осуществлению образовательной деятельности, первое, что вы должны сделать – это убедиться, что вы, как организация или индивидуальный предприниматель, полностью соответствуете указанному набору требований. В противном случае, вся дальнейшая работа по получению лицензии может стать полностью бесполезной.

Итак, для того, чтобы понимать требования закона, для начала нужно разобраться с терминологией. Нужные нам понятия содержатся в Законе об образовании:

образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

организация, осуществляющая обучение — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;

организации, осуществляющие образовательную деятельность — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. Закон об образовании к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравнивает также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением случаев, установленных законом.

Что нам дают эти определения?

Исходя из первого определения, следует главный вывод: образовательная организация – это всегда организация некоммерческая (частная, государственная или муниципальная), при этом некоммерческая не любая, а та, у которой образовательная деятельность, согласно её уставу, является основной и соответствует целям, ради которой организация создана. Поэтому, если вы в законе видите определение «образовательные организации», следовательно, норма будет относится именно к ним, и, если какой-либо вид образовательной деятельности должен осуществляться именно образовательными организациями, то это будет означать, что все прочие организации, в частности, коммерческие, такие как ООО или АО, эту деятельность осуществлять не могут. Образовательные организации могут создаваться в виде учреждений, автономных некоммерческих организаций, фондов, и прочих.

Второе понятие определяет круг организаций, осуществляющих обучение – в него входят как некоммерческие организации, не осуществляющие образовательную деятельность в качестве основной, так и коммерческие организации, в которые входят общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, производственные кооперативы и прочие организации, осуществляющие образовательную деятельность наряду с основной. Это не означает, что коммерческая организация не имеет права заниматься только образовательной деятельностью (так как многие организации именно для этого и создаются) – она лишь не может заявлять её при регистрации в качестве основной. Такие организации осуществляют образовательную деятельность через свои структурные подразделения, многие из которых создаются, главным образом, на бумаге.

Третье определение объединяет предыдущие два, очерчивая полный круг организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Если в законе вы видите его, то это означает, что правовая норма распространяется и на образовательные организации, и на организации, осуществляющие обучение. Поскольку закон включает в этот круг также и индивидуальных предпринимателей, то, следовательно, на них распространяются те нормы, которые применяются одновременно в отношении организаций, осуществляющих обучение, и образовательных организаций. То есть, например, деятельность, осуществляемую только образовательными организациями, индивидуальный предприниматель осуществлять не в праве.

Далее нам нужно определить исчерпывающий перечень видов образования, существующих в России. В соответствии с Законом об образовании, устанавливаются следующие виды образования, часть из которых разделяется на уровни и подвиды:

  • общее образование:
  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование;
  • профессиональное образование:
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование – бакалавриат;
  • высшее профессиональное образование – специалитет, магистратура;
  • высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации;
  • дополнительное образование:
  • дополнительное образование детей и взрослых;
  • дополнительное профессиональное образование;
  • профессиональное обучение.

Теперь, на основании сведений, содержащихся в Законе об образовании, мы можем соотнести виды образования с организациями, которые могут их осуществлять, с учётом ряда особенностей для отдельных специальных видов образования. В связи с тем, что данный перечень является достаточно неоднородным, максимально удобным для нашего восприятия его будет представить в виде следующей таблицы

Читайте также:  Как оценить вероятность банкротства своей компании

Виды, подвиды и уровни образования

Организации, имеющие право осуществлять образовательную деятельность по данному подвиду, уровню

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением научных организаций

Начальное общее образование

Образовательные организации + индивидуальные предприниматели + организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание + дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях

Основное общее образование

Образовательные организации + индивидуальные предприниматели + организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание + дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях

Среднее общее образование

Образовательные организации + индивидуальные предприниматели + организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание + дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование – бакалавриат

Высшее профессиональное образование – специалитет, магистратура

Образовательные организации + научные организации по программам магистратуры

Высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации

Образовательные организации + научные организации по программам ординатуры, программам подготовки научно-педагогических кадров

Профессиональное образование в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении органов государственной власти, осуществляющих функции в сфере обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД РФ, Министерство обороны РФ и др.)

Дополнительное образование детей и взрослых

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением научных организаций

Дополнительное профессиональное образование

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, за исключением индивидуальных предпринимателей, организаций, осуществляющих лечение, оздоровление и (или) отдых, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях

Дополнительное профессиональное образование в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении органов государственной власти, осуществляющих функции в сфере обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД РФ, Министерство обороны РФ и др.)

Дополнительное профессиональное образование в области подготовки медицинских и фармацевтических работников

Образовательные организации и научные организации

Дополнительное предпрофессиональное образование в области искусств

Образовательные организации дополнительного образования детей (детские школы искусств по видам искусств), профессиональные образовательные организации, реализующие интегрированные образовательные программы в области искусств, образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, и образовательные организации высшего образования.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Профессиональное обучение в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка

Федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении органов государственной власти, осуществляющих функции в сфере обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, МВД РФ, Министерство обороны РФ и др.)

Мы не стали сопровождать настоящую таблицу ссылками на соответствующие нормы законодательства для того, чтобы сделать её наиболее лаконичной, простой для чтения и применения. Все соответствующие нормы, на основании которых она была составлена, вы можете найти в статьях Федерального закона об образовании. Опираясь на данную таблицу, вы легко сможете определить, соответствует ли ваша организация законным требованиям, предъявляемым к ней как к соискателю лицензии, и в случае наличия несоответствий принять правильные и своевременные меры к их устранению.

Таким образом, мы научились понимать разницу между организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также вооружились удобным инструментом, позволяющим легко и быстро узнать, какого типа должна быть организация для осуществления того или иного вида образовательной деятельности.

Мы будем рады, если информация, приведённая в данной статье, будет полезна нашим читателям. Также в случае, если у вас ещё остались вопросы по вашему лицензионному делу, мы всегда готовы предложить вам нашу квалифицированную юридическую помощь, которую вы можете получить, связавшись с нами по телефону либо любым иным удобным для вас способом, а также оставив заявку на нашем сайте.

Источник

Оцените статью