Образовательным организациям удается создать единое образовательное пространство

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
учебно-методический материал (1 класс) на тему

Материал содержит приемы работы, использующиеся в нашей школе, для формирования единого образовательного пространства.

Скачать:

Вложение Размер
sozdanie_edinogo_obrazovatelnogo_prostranstva_dlya_formirovaniya_uchebnykh_i_obshcheuchebnykh_umeniy_uchashchikhsya.doc 81.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Что такое — образовательное пространство?

В педагогической науке образовательное пространство определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; как пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяженность с образовательными событиями, явлениями по трансляции культуры, социального опыта, личностных смыслов новому поколению.

Понятие «образовательное пространство» отражает многоуровневое и многоаспектное явление педагогической реальности. В зависимости от уровня и аспекта его рассмотрения возникают различные определения — как совокупности образовательных учреждений, образовательных стандартов и программ, различных видов деятельности и т.д. Под образовательным пространством понимают локализацию многообразия индивидуальных форм развития и образовательных возможностей, т.е. внешнее по отношению к человеку пространство выбора. От взаимодействия составляющих образовательного пространства зависит его эффективность.

Единое образовательное пространство — это система, включающая в себя следующие структурные элементы:

  • совокупность образовательных программ, применяемых технологий,
  • внеучебная и досуговая деятельность;
  • управление учебно-воспитательным процессом;
  • взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами.

Наряду с понятием «образовательное пространство» используется термин « образовательная среда », т.е. система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Образовательная среда содержит элементы общего пространства и служит условием развития личности ребенка.

В последнее десятилетие в России произошли существенные социальные и экономические перемены. В этих условиях проводимая модернизация экономики и общественных институтов потребовала новых подходов к подготовке активного, думающего человека, способного творчески подходить к решению задач, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, способного на сотрудничество в условиях глобализации. Интеллект и творческий потенциал человека превращаются в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности.

В связи с этим перед школьным образованием ставятся новые задачи, на решение которых направлены стандарты второго поколения.

Одна из задач: обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, единых требований по формированию универсальных учебных действий (УУД).

Универсальные учебные действия, по сути, являются конкретизированными целями образования. При этом осуществлен переход к комплексной оценке результатов образования, включающих, кроме предметных, также метапредметные и личностные.

Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении образования на основе принципа метапредметности.

При этом возникает ряд вопросов:

• что такое метапредметность?

• как увязать необходимость реализации метапредметности с высокой подготовкой?

• какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?

Метапредметность как способ формирования мышления обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы действий – познавательные, коммуникативные – и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Универсальные способы действий осваиваются обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода и к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня являются: формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций (коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности (целеустремленность, самоорганизация и др.), формирующиеся в процессе воспитания. А для успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения — рассуждение, сопоставление, анализ и т.д.

Следовательно, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно-значимой для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающейся на их сотрудничество.

Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция урочной и внеурочной деятельности, на основе активных деятельностных форм. Использование педагогами в учебное и внеучебное время интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИКТ и др.) способствует формированию у учащихся компетентности в решении проблем, умению работать в команде, развитию творчества и множества других свойств и качеств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.

Работа по совершенствованию творческого опыта учащихся осуществляется в едином образовательном пространстве школы, которое выстраивает образовательную и воспитательную деятельность ученика как самостоятельную, разнообразную и активную деятельность, по следующим направлениям:

— образовательная деятельность (уроки, спецкурсы, элективные курсы, факультативы);

— взаимодействие семьи и школы;

— повышение квалификации педагогов школы.

Подобная ситуация нуждается в выработке особенного образовательного пространства для младшего школьника, чтобы ему легче было адаптироваться к школе, чтобы он дальше развивал свои творческие способности, сохранил свое здоровье, чтобы родители и учителя нашли общие параметры взаимодействия для благополучного развития личности младшего школьника.

Основной целью в начальной школе является развитие общеучебных навыков и общих способностей, а также создание условий для проявления, раскрытия интересов, склонностей, природных задатков ребенка.

Особенности организации образовательного процесса в начальных классах:

  • предшкольная подготовка для поступающих в 1 класс;
  • продолжительность уроков- 35 минут для первоклассников;
  • безотметочная система обучения – в 1 классе;
  • режим дня первоклассников: динамические паузы и дневной сон;
  • организация питания школьников;
  • физкультминутки и игровые паузы между уроками;
  • использование средств ИКТ на уроках – интерактивная доска, персональные ноутбуки и т.д.

Основным видом деятельности ребенка в школе является учение, оно должно быть организовано не с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а на их основе, и поэтому образовательное пространство отвечает следующим требованиям:

  1. Предоставление обучающимся многообразия знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
  2. Предоставление возможности овладения основами наук на уровне и в темпе, соответствующем его индивидуальным особенностям обучающегося.
  3. Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
  4. Учет физиологических и психических особенностей обучающихся с целью сохранения их здоровья.

Знание личностных особенностей каждого ребенка помогает более рационально и эффективно спланировать образовательное пространство.

Начинаем свою работу с первого класса. Определив на основе тестирования, каков уровень образного мышления, логического мышления, памяти, внимания, моторики руки, насколько сформирован внутренний план действий, оптимальную работоспособность и настроение (эмоционально-волевая сфера) ребенка. Все это позволяет строить правильный (развитие ребенка) образовательный процесс.

Все учителя начальных классов нашей школы ведут тщательное отслеживание за развитием каждого ребенка. Учитель фиксирует результаты различных срезов, их динамику, выявляет затруднения, причину их появления и на этой основе планирует индивидуальную работу, что способствует предупреждению пробелов в знаниях, своевременному обнаружению «сбоев» в собственной деятельности.

Воспитательный процесс охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность учащихся.

Наиболее значимые черты воспитательной системы школы:

  • деятельностный подход в обучении и воспитании. Дети не просто готовятся к будущей взрослой жизни, к учебе, но ярко и насыщенно живут уже сейчас. Их школьные дни наполнены делами и событиями, связанными с учебой, творчеством, трудом, укреплением здоровья, досугом. В каждом из этих направлений ребенок пробует свои силы и в каком-то из них обязательно добьется успеха;
  • реализация принципа воспитывающего обучения, предполагающего, что обучение и воспитание — единый процесс. Важнейшие задачи воспитания решаются именно на уроке, в процессе обучения. Внеурочная воспитательная работа дополняет этот процесс своими специфическими способами, обеспечивая гармоничное развитие ребенка;
  • в основе образовательного пространства лежат многовариативные модели развивающего обучения. Результатом образования и мерилом успешности учащихся становится не только то, что они узнали по отдельным предметам, а еще и то, как именно изменились их личностные качества, способы осмысления себя и мира, каковы проявления в коммуникативной и творческих сферах;
  • интеграция базового и дополнительного образования;
  • гуманизация отношений внутри коллектива, отказ от авторитарности, назидательности по отношению к ребенку. Ведущая технология обучения – педагогика сотрудничества. Качества воспитания оценивается не по количеству проведенных мероприятий, а по качеству отношений между детьми и взрослыми.

С целью раскрытия в детях задатков, склонностей, формирования в них интересов определенной направленности были организованы занятия по интересам – кружки: «Турист-краевед», «Народные игры», «Умелые руки», «Мир Деятельности», «Юный натуралист», «Аэробика». Педагогический коллектив следит за отношением детей к ним.

Курсы по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной познавательной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношений между учителем и учеником. Учитель перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся (об этом свидетельствуют отзывы детей).

Широкой многолетней практикой стало сотрудничество школы с культурными и образовательными учреждениями района и области (театры, музеи, выставки, учреждения высшего и среднего образования) и интересными людьми. Многие учащиеся посещают занятия Воскресной школы при храме в с.Морозовы-Борки, занимаются в Доме Детского Творчества. Организуются совместные экскурсии в Сапожковский краеведческий музей, на базе школы проходила встреча с участниками ансамбля гусляров «Гудьба» из Рыбновского района, работал студенческий отряд «Звездный» и т.д. Данные ресурсы значительно обогащают образовательные программы и досуговую деятельность учащихся.

Неотъемлемую часть внеурочной деятельности составляет работа с родителями . Это совместные тематические вечера, классные часы, а также участие семьи в создании разного рода проектов – об истории своей семьи, составление генеалогического древа, об истории края и т.д.

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения в законе “Об образовании” является одной из социально значимых задач современного российского общества.

  • активизировался образовательный процесс – каждый ребенок выступает в роли активного участника познавательной деятельности;
  • созданы условия для самостоятельного приобретения знаний обучающимися (работа с научно-популярной литературой, медиатека, интернет, компьютерные классы).

В свете такой формулировки приобретает важность проблема создания максимально благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы.

Источник

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Создание единого образовательного пространства ДОУ, как средство развития познавательной активности дошкольников».
консультация

Единое образовательное пространство ДОУ – это пространство, в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_pedagogov._poznavat_razv.docx 23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» г.Бабушкин муниципального образования «Кабанский район» Республики Бурятия

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Создание единого образовательного пространства ДОУ, как средство развития познавательной

Подготовила и провела :

Воспитатель 1 категории

Дьяченко Марина Яновна

Единое образовательное пространство ДОУ – это пространство , в рамках которого осуществляется развитие и образование дошкольника. Объединение семьи и детского сада в единое образовательное пространство подразумевает сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего дошкольного детства.

Познавательная активность, или любознательность , — это стремление получить знания о явлениях окружающего мира.

Познавательная активность – это познавательная потребность и побуждаемая ею познавательная деятельность.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современном этапе развития общества является организация образовательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.

Формирования познавательной активности одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике.

С ведением ФГОС дошкольного образования, образовательный процесс дошкольника необходимо строить по — новому. Ребенок должен быть активным, любознательным, интересоваться новым, неизвестным об окружающем мире, задавать вопросы взрослому, искать на них ответы, экспериментировать. Принимать участие в образовательном процессе. Это все зависит от уровня сформированности познавательной активности.

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Но чтобы успешно перейти на новый этап в дошкольном образовании очень важно перестроить и педагогический коллектив. Ведь сейчас в ДОУ воспитатель не должен просто давать знания «на блюдечке». Надо вместе с детьми поискать знания, порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу . Такая совместная деятельность – это

дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и

самодостаточности. А с введением Стандарта педагога повысились требования к его профессиональным качествам. Поэтому повышения квалификации, обучение, саморазвитие является неотъемлемой частью современного педагога.

Достичь отличного качества образования наших воспитанников, полностью угодить запросам родителей и интересам детей, создать для ребенка единое образовательное пространство, возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОО и семьи. Эта формулировка в полной мере справедлива для познавательного развития детей дошкольного возраста . Качественное познавательное развитие дошкольников возможно только при соответствующем отношении родителей к познанию, к познавательной активности ребенка.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не

доросли, чтобы спорить, «ты еще маленький». Пора забыть об этой тенденции. Учите родителей общаться с детьми на уровне личности, пусть дети высказывают свое мнение, сомневаются и ищут ответ.

Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально , т.е. дети не осознают их, и познавательная активность остаются на низком уровне. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно — ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие — не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольной образовательной организации. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь различный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также выражены и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Родители (законные представители) должны осуществлять содействие в разработке части образовательной Программы Организации, образовываемый участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, увлечений и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Организация взаимодействия ДОО и семьи в вопросах познавательного развития детей дошкольного возраста предполагает реализацию следующих педагогических условий:

1.Повышение педагогической культуры родителей по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста;

2.Использование методов и форм организации познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада;

3. Организация взаимодействия детского сада и семьи в вопросах создания предметно-развивающей среды в процессе познавательного развития детей дошкольного возраста.

Достижению оптимальных результатов воспитания и развития детей в совместной деятельности педагогов и родителей будут способствовать:

— единство задач и содержания воспитательной работы в детском саду и дома; — обеспечение индивидуального, дифференцированного подхода к работе с семьями воспитанников на основе анализа семейного воспитания и контингента родителей;

— планирование педагогами разных форм обучения с родителями, другими членами семьи, взаимосвязь разных форм;

— преемственность в содержании и технологиях педагогического просвещения родителей детей разного возраста, формирование у родителей практических умений;

— наличие в ДОО нормативно-правовых документов по работе с семьей,

подбор материалов в методическом кабинете ДОО в помощь − педагогам;

— участие всех специалистов в пропаганде целей, задач, содержания и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Реализация новой модели сотрудничества детского сада и семьи формирует у родителей — навыки осознанного включения в единый, совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, у педагогов преодолевается стереотип дистанцирования родителей от системы образования.

Сотрудничество педагогов и родителей способствует оказанию комплексной помощи воспитанникам детского сада и их семьям, помогает в организации полноценной жизни детей на каждом возрастном этапе, создает благоприятные возможности развития детей, а всем специалистам детского сада предоставляется возможность для их профессионального роста. Взаимодействие способствует решению актуальных образовательных проблем всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

Источник

Читайте также:  Как активировать свой бизнес
Оцените статью