Образовательные инвестиции как источник экономического роста

Инвестиции как источник экономического роста и их социально-экономическая эффективность

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие инвестиций

Инвестиции – это запланированное размещение капитала с целью получения дополнительного дохода в будущем.

Отличительной чертой инвестиций является факт отсутствия гарантии их возвратности. Вкладывая средства, инвестор несет риск невозврата в случае проигрыша инвестиционного проекта. Инвестиции могут проводиться в форме денежных средств, ценных бумаг, имущества и даже имущественных прав. Основная цель вложения имеющихся средств – получение прибыли в будущем, сохранение стоимости активов.

Монетарная теория делит все финансовые средства на сберегаемые и направленные на потребление. Сберегаемые средства со временем теряют свою стоимость под влиянием инфляции и иных экономических факторов. Инвестирование позволяет избежать потерь стоимости имеющегося капитала.

Помощь со студенческой работой на тему
Инвестиции как источник экономического роста и их социально-экономическая эффективность

Инвестиции делятся на:

Реальные инвестиции вкладываются в производство в форме оплаты недвижимости, модернизации оборудования, реконструкции или капитального строительства. Финансовые инвестиции представляют собой косвенную покупку капитала. Это может быть приобретение ценных бумаг, выдача ссудного капитала, лизинг. Венчурные инвестиции еще называют спекулятивными. Они вкладываются в покупку ценных бумаг, драгоценных металлов, валюты.

По целям инвестирования вложения делят на прямые, портфельные, реальные, нефинансовые, интеллектуальные. Их различают по длительности проекта, а также по принадлежности капитала иностранному или отечественному инвестору.

Часто инвестиции путают со спекуляциями. Как правило, инвестиции носят долгосрочный характер с минимальным временем финансовой отдачи в один год. Спекуляция позволяет получить доход в более короткие сроки. Так же инвестиции направлены на получении дивидендов, которые начисляются на приобретенный актив. Спекуляция характеризуется получением прибыли в момент совершения сделки купли-продажи. При этом сделка может длиться существенный период, но прибыль будет получена только в момент продажи.

Роль инвестиций в экономическом росте

Экономический рост – это количественное изменение показателей результатов хозяйственной деятельности. Экономический рост чаще всего рассматривается в масштабах национальной экономики. Он выражается в положительной динамике изменения внутреннего валового и национального продуктов.

Экономическая цикличность, влияние внешних и внутренних факторов сказываются на продуктивности хозяйственной системы. Чтобы обеспечить экономический рост необходимо создать условия безопасности и защиты интересов национального хозяйства. Основным гарантом соблюдения экономической стабильности выступает государство, которое предпринимает шаги по решению следующих задач:

  1. Разработка и внедрение в повседневную практику законов и правовых актов, регулирующих и оптимизирующих экономические отношения.
  2. Управление и контроль бюджета.
  3. Снижение уровня коррупции на всех уровнях.
  4. Инновационная деятельность, государственная поддержка приоритетных отраслей народного хозяйства.
  5. Обеспечение обороноспособности страны и наращивание геополитического влияния.
  6. Совершенствование системы государственного регулирования экономики

Экономический рост выражается в увеличении показателей хозяйственной деятельности. Как правило, он достигается через улучшение производительности, снижение затрат и расширение рынков сбыта. Интересы страны на международном уровне могут быть соблюдены только при условии внутренней стабильности. Немаловажным является возможность конкурировать с другими странами на мировом рынке. Оптимизация внутреннего производства, формирование долгосрочных преимуществ требует инвестиций. Активизация инвестиционной деятельности на сегодняшний день представляет собой инструмент преобразования в социально-экономической сфере жизни общества.

Социально-экономическая эффективность инвестиций

Социально-экономический эффект – это комплексное понятие, включающее в себя экономическую выгоду от инвестиционной деятельности, а также положительное влияние на социальные процессы. Это может быть улучшение условий жизни населения, положительная динамика доходов, защита окружающей среды, инвестиции в человеческий капитал.

Недостаточность инвестиций требует их эффективного и рационального использования. Считается, что при заданном объеме инвестиций необходимо получить положительный социально-экономический эффект. То есть, каждая единица инвестиционного ресурса должна принести доход. Инвестиционная деятельность может быть привязана к результату. В этом случае изыскиваются пути минимизации расходов вложений, при условии достижения поставленной цели.

Эффективность инвестиций рассчитывается как отношение результата к понесенным расходам. Несмотря на то, что расчет эффективности кажется простым, его определение в экономическом росте и социально-экономических изменениях вычислить достаточно сложно. Оценка инвестиций строится на количественных показателях, если вложения проведены в виде материального и финансового капитала. Расчет потребности начинается с прогнозирования и составления плана инвестиционного проекта. Абсолютной точности достичь достаточно сложно, реальные затраты в ходе создания проекта, как правило, оказываются выше запланированных. Поэтому отдача от инвестиций, социально-экономический эффект может быть ниже ожидаемого.

Сложность определения эффекта заключается в долгосрочности инвестиций. Течение времени может изменить отношение к желаемому результату. Социально-экономический результат сложно соотнести с изначальными вложениями. Абсолютная величина отдачи от инвестиций рассчитывается как разница между доходом и объемом вложений. При этом абсолютный эффект привязан ко времени. Сначала он отрицательный, затем становится положительным. Управление инвестициями требует расчета срока окупаемости, когда доход от проекта становится равным величине сделанных вложений.

Источник

Об экономической эффективности инвестиций в образование

В конце ХХ века образование все чаще рассматривается как фактор, способствующий социальному и экономическому прогрессу. Во многом под влиянием авторов теории человеческого капитала инвестиции в образование стали пониматься как источник экономического роста, не менее важный, чем обычные инвестиции. В условиях перехода к экономике знаний не максимизация доходов, не инвестиции в капитал, а инвестиции в образование должны стать главной целью общества.

Читайте также:  Как майнить биткоин процесс

По мнению Г. Беккера, автора книги «Человеческий капитал», затраты на образование представляют собой вид инвестиций в человеческий капитал, дающий непосредственный экономический эффект. Инвестиции в образование требуют затрат значительных средств, но они дают длительный по своему характеру производительный эффект. По мнению американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта, любые необходимые инвестиции в образование могут быть сделаны за счет косвенного налогообложения товаров, производимых крупнейшими корпорациями.

Однако не все разделяют подобную точку зрения. Сторонники теории фильтра считают, что образование представляет собой механизм, выявляющий личные способности индивида. Образование лишь удостоверяет наличие у человека способностей, но ничего не добавляет к его производительности. По мнению сторонников этой теории, образование — слишком дорогостоящий способ проверки способностей. Существуют более дешевые способы проверки личных способностей работника. На основании этого авторы теории фильтра делают вывод об экономической неэффективности образования, об его убыточности с точки зрения национальной экономики.

Американский бизнесмен Р. Кийосаки, являющийся сторонником расширения образовательных инвестиций, посоветовал тем, кто считает, что обучение стоит дорого, попробовать узнать, сколько стоит невежество. А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» отмечал, что приобретение рабочим в процессе обучения знаний, которые сокращают или облегчают труд, требует известных расходов, но возмещает эти расходы с прибылью.

Особенность образовательных инвестиций заключается в том, что результаты этих инвестиций в отличие от инвестиций в капитал не столь очевидны. А эффективность инвестиций в образование не поддается прямой оценке. Большинство исследователей проблемы образовательных инвестиций отмечают, что при подготовке квалифицированной рабочей силы инвестиционный период образования (период обучения) может достигать 12-20 лет, и для инвестиций в образование характерна большая степень риска и неопределенности, чем для обычных инвестиций.

Для оценки экономической эффективности образовательных инвестиций сторонники теории человеческого капитала используют метод «издержки-выгоды». Сопоставление выгод и издержек образования дало возможность подсчитать рентабельность инвестиций в человеческий капитал. Согласно расчетам Г. Беккера в США отдача высшего образования находится на уровне 10-15%, превышающем показатели прибыльности фирм.

Суть метода заключается в том, что сравнивается стоимость инвестиций в образование с доходами, которые они приносят. Прежде всего образование влияет на денежный доход работника. Образование повышает производительность труда работника, а следовательно, и его доход.

Показателем эффективности инвестиций в образование считают внутреннюю норму отдачи. По мнению авторов методики ее определения, это такая норма процента, при которой приведенная стоимость будущих выгод от образования равна приведенной стоимости издержек образования.

Издержки образования — это сумма прямых расходов на обучение и «потерянных заработков», т.е. заработков, которые мог бы получить работник, если бы вместо продолжения образования решил зарабатывать. «Потерянные заработки» составляют, по оценкам экспертов, 60% суммарной стоимости обучения.

Выгоду от высшего образования (доход от образования) Г.Беккер рассматривает как разность в пожизненных заработках двух человек, получивших неодинаковое образование (одного — закончившего колледж, другого — только среднюю школу). Для инвестора в образование работника отдача от инвестиций в образование представляет собой увеличение заработной платы вследствие повышения его профессиональной и общеобразовательной подготовки.

От величины нормы отдачи зависит распределение инвестиций между различными типами и уровнями образования, а также между системой образования и экономикой. Высокие нормы отдачи свидетельствуют о недостатке инвестиций, а низкие — об избыточных инвестициях. Согласно оценкам Г. Беккера норма отдачи полного среднего образования в США составляет примерно 30%, а высшего образования — 15%.

Вкладывая свои средства в профессиональную подготовку, в образование человек сопоставляет выгоды и издержки. При этом он руководствуется тем же рыночным принципом, что и обычные предприниматели. Он сопоставляет ожидаемую предельную норму отдачи от инвестиций в образование с доходностью других видов инвестиций (процент по банковским вкладам и т.д.). На основании этого сравнения принимается решение либо о продолжении учебы, либо об ее прекращении.

Американские исследователи Р. Кэмпбелл и В. Сигал отметили, что человек будет стремиться приобрести образование, если ожидаемая норма отдачи превосходит норму процента. Но образование не будет приобретено, если норма процента превысит норму отдачи.

Авторы теории человеческого капитала дают оценку эффективности образовательных инвестиций с точки зрения обучаемого. Следует согласиться с теми, кто считает данный подход к определению эффективности образования односторонним. Важно знать и то, насколько оправданы и эффективны затраты на образование с точки зрения тех, кто использует обученную рабочую силу. Необходима комплексная оценка экономической эффективности инвестиций в образование, т.е. того, насколько оправданы и прибыльны затраты на образование как с точки зрения самого работника, так и предпринимателей.

Работник стремится к образованию не потому, что рассматривает его как выгодное помещение средств, а потому что обучение является важным условием его будущей занятости. Для работника обучение (образование) — это экономическая необходимость. Если работник не имеет определенного уровня подготовки, то он может остаться без работы. Проблема заключается в том, что импульс к росту образования исходит не от работника, который фактически является инвестором в человеческий капитал, а от тех, кто нуждается в квалифицированной рабочей силе, т. е. от предпринимателей. Образовательные инвестиции зависят от потребностей бизнеса, общества в образованных работниках.

При оценке эффективности инвестиций в образование необходимо учитывать и характер самих инвестиций. Автор книги «Человеческий капитал» Г. Беккер различает общие инвестиции (общая подготовка) и специальные инвестиции (специальная подготовка) в человеческий капитал. Общая подготовка дает работнику знания и навыки, которые он может применить и в других фирмах. А в процессе специальной подготовки работник приобретает знания и навыки, которые представляют интерес для той фирмы, где они были получены.

Читайте также:  Налоговые льготы как мера активизации инвестиций

Специальная и общая подготовка имеют разные источники финансирования. Общую подготовку оплачивает работник, и он же получает от нее доход. Специальная подготовка оплачивается фирмами и им же достается доход от нее. «Общий человеческий капитал» производят особые «фирмы» (школы, колледжи). «Специальный человеческий капитал» создается непосредственно на рабочих местах. Расходы на образование работника выступают как инвестиции, дающие прибыль. Мотивом для затрат бизнеса в обучение рабочей силы, инвестиций в образование является рост прибыли. Отвлечение средств на обучение, временное сокращение прибыли в будущем окупится, так как более образованный работник способен производить качественный инновационный продукт.

Е. А. Корсакова, Н. П. Пермякова Уральский государственный экономический университет г. Екатеринбург

Источник

Научная электронная библиотека

3.3. Инвестиции в образование. Образование как инвестиции в экономику

Развитие национального образования может иметь перспективу, если оно опирается на соответствующую отечественную финансовую базу. В передовых странах мира не менее 10 % ВНП выделяется на развитие системы образования. Эти расходы расцениваются как вложения в развитие человеческого капитала.

Образование определяется как ресурс – составляющая человеческого капитала и как система, в которой происходит его накопление. Этим обусловлен экономический и социологический подход к исследованию образования как фактора человеческого капитала. . Финансовые затраты на развитие образования являются как источником благосостояния страны, так и его следствием.

Ограниченность государственного финансирования образования приводит к снижению престижа умственного и творческого труда, понижению культурного и интеллектуального уровня нации, пагубно влияет не только на сферу интеллектуального труда, но и на социально-экономическое развитие страны. Необходимые для образования инвестиции обеспечивают развитие человеческого капитала в образовательной сфере. Они являются одним из важнейших источников экономического роста.

На материале обследования 192 стран мира установлено, что 16 % экономического роста в странах с переходной экономикой обусловлено физическим капиталом, 20 % – природным капиталом, a 64 % – человеческим и социальным капиталом. По расчетам известного американского теоретика Е. Денисона, инвестиции в человеческий капитал в том же образовании дают отдачу в 5–6 раз больше, чем инвестиции в материальное производство.

С другой стороны, установлено, что в развитых странах мира на протяжении ХХ в. накопление человеческого капитала за счет инвестиций образования в экономику опережало темпы наращивания физического капитала. См. работы Т. Шульц[160], Э. Денисон[161], Дж. Кендрик[162] и др., которые произвели количественную оценку вклада образования в экономический рост.

Жизнь «является наиболее ценным активом человеческого капитала»[163]. Индивид, реализуя высшую человеческую потребность в счастливой жизни, объективно заинтересован в таких условиях жизни, которые поддерживали бы его творческий потенциал на всем протяжении активной трудовой и общественной деятельности.

Средний временной горизонт таких инвестиций, обеспечивающих создание таких условий, составляет, примерно, 40–50 лет. Отсюда возникает проблема «взаимозависимых преференций», то есть проблема эволюционного, плавного перехода от одних инвестиций к другим, обусловленных возрастом. В свете этой проблемы человек рассматривается как обучающаяся машины. Как и у машины, у человека производственные способности со временем ухудшаются, и он не может работать так же эффективно и производительно, как в молодости. Поэтому ему нужны соответствующие возрасту инвестиции. При этом различные профессии по-разному влияют на расходование человеческого капитала. Например, военная служба оказывает наиболее интенсивное воздействие на расходование человеческого капитала, и поэтому для его поддержания необходимы инвестиции в человека, как во время его службы, так и после увольнения с нее.

Таким образом, система государственной социальной политики направленной на сохранение и развитие человеческого капитала, должна учитывать особенности возраста человека и его трудовой вклад в экономику страны. По сути, социальная политика – это умело созданная и проводимая государством инвестиционная политика вообще и относительно образования человека в частности.

Физический капитал (производственные мощности, технологическое оборудование) служит максимально быстрому возвращению инвестиционных вложений, направленных на получение максимальной прибыли желательно за сравнительно небольшой промежуток времени (3–5 лет). Мотив получения максимально больших прибылей (доходов) в максимально короткий срок приходит в серьезное противоречие с развитием «человеческого капитала».

Как отмечает С. Дятлов, «человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства, и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека»[164].

Человек, располагающий значительным «человеческим капиталом» – накопленными профессиональными знаниями, навыками эффективного использования этих знаний и мотиваций, подсознательно старается растянуть во времени расходование своего «человеческого капитала», поскольку сам процесс использования его приносит человеку психологическое, моральное и материальное удовлетворение.

Американский экономист Лестер Карл Туроу приводит такой пример: «Допустим, что кто-то захотел получить ученую степень доктора наук (Ph.D). Этот человек посещает учебные заведения на протяжении 20-ти и более лет перед тем, как он получит какую-либо отдачу от этого. Какие виды инвестиций в физический капитал могут сравниться с этим? Учитывая требующиеся объемы времени и продолжительность периода, в течение которого соответствующие затраты должны быть возмещены, степень вероятности не нахождения экономики, в которой такие знания могут быть применены, колоссальна»[165].

При этом средняя продолжительность активной человеческой жизни в таких странах, как США, Япония в среднем составляет 78–80 лет. Высокий уровень развития человеческого капитала в этих странах приносит реальные плоды.

Читайте также:  Как добыть криптовалюту без майнинга

Стимулирование притока национальных и иностранных инвестиций в сферу высоких технологий, науки, образования является важнейшей проблемой современности и ближайшего будущего нашей страны. Барьеры широкомасштабного привлечения иностранных инвестиций в человеческий капитал и в том числе в образование нашей страны вызваны рядом причин, в числе которых выделяются: несовершенное законодательство; финансовая нестабильность; отсталость инфраструктуры и внешняя задолженность; коррупция в отраслях, нуждающихся в инвестициях; нехватка высококвалифицированных кадров для презентации инвестиционных проектов – наиболее важный фактор.

Связь между современным качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, развития эффективной экономики и безопасного государства в целом очевидна. В России жизненно важно дать системе образования стимул движения вперед. Это первоочередная задача приоритетного Национального проекта «Образование», принятого Правительством в 2005 году. Препятствием для развития человеческого капитала в его научно-техническом измерении является продолжающийся уже полтора десятилетия кризис науки. Кризис науки не является простым следствием ее «недофинансирования», поскольку финансовые аспекты кризиса при всей их важности являются лишь моментом системного кризиса и сами обусловлены более глубокими причинами.

В 2004 г. Правительство Российской Федерации одобрило «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации»[166], которые базируются на концептуальных положениях теории человеческого капитала. Так, в «Приоритетных направлениях» записано: «На нынешнем этапе модернизации образования ключевой проблемой для Российской Федерации является проблема становления институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны»[167].

Структура российской науки, обусловливающей становление и развитие образования, ее организационные формы остались почти неизменными, будучи приспособленными к прежней советской административно-командной системе. Структура науки не приспособлена к рыночной конкурентной среде и потому в целом не адекватна современным реалиям.

В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» констатируется отставание системы образования России от требований современной экономики. Оно выражается в отсутствии реакции профессионального образования на потребности рынка труда. Поэтому основными приоритетами государственной политики в области образования являются: повышение инвестиционной привлекательности сферы образования; обеспечение доступности качественного общего образования; развитие современной системы непрерывного профессионального образования; повышение качества профессионального образования[168].

Перестройка системы образования в России направлена на создание эффективного взаимодействия системы образования и рынка труда. В частности, предполагается: введение профессионального обучения старшеклассников в школе; реконструирование сети учебных заведений начального и среднего профессионально-технического образования; переход на двухуровневую систему (бакалавриат и магистратуру) в высшей школе и т.д.

В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» предлагается развитие новых подходов к проблеме финансирования образования, среди которых использование внебюджетных источников: средств населения, вложений бизнеса, вовлечение образовательных учреждений в самостоятельное зарабатывание денег и др.

Бюджетные источники финансирования образования должны быть непосредственно связаны с потребителями образовательных услуг, что называется персонифицированным финансированием по принципу «деньги следуют за учащимися». На практике возможна реализация принципа персонифицированного финансирования и в сфере высшего профессионального образования («деньги следуют за студентом»). Для ее внедрения могут быть использованы: государственная система образовательного кредитования; государственные именные финансовые обязательства.

Достаточно важное место в «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» отведено необходимости развития системы непрерывного профессионального образования. Концепция непрерывного профессионального образования в качестве научно-практической основы для решения как текущих, так и долгосрочных проблем в сфере подготовки кадров принята
ЮНЕСКО, a также рядом международных региональных организаций.

Концепция базируется на следующих принципах: обучение не должно ограничиваться во времени, оно продолжается всю жизнь; средством передачи знаний может быть не только формальная система образования, но и неформальная; необходимо создание условий для системного распространения знаний и образовательных ценностей с помощью средств массовой информации и неформальных форм учебной деятельности.

Следует отметить, что при этом основной акцент должен делаться не на усвоение обучаемыми фиксированного объема знаний, a на выработку у них умения учиться всю жизнь, на формирование профессиональной компетентности; на подготовку к трудовой деятельности, к самообразованию; на обучение поиску, отбору, анализу и обработке необходимой информации.

Предполагается совмещение обучения с трудовой деятельностью, использование ЭВМ и информационных систем, которые призваны коренным образом изменить традиционные формы обучения.

В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» содержится явная недооценка необходимости увеличения объемов государственного финансирования, которое в 1990-е годы было сокращено более чем в 2 раза. В последние годы хотя и произошло увеличение государственного финансирования, но его явно недостаточно для модернизации материально-технической базы для существенного повышения заработной платы работников сферы образования.

В «Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» основное внимание уделяется компьютеризации образования, развитию дистанционного обучения. Но при всей их важности они не могут заменить передовые технологии развивающего обучения. Не могут заменить прогрессивные педагогические методы и методики обучения, благодаря которым обеспечивается интенсификация учебного процесса и повышение качества образования.

Вместе с тем доля бюджетных расходов на образование и социальную защиту в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации ниже, чем в большинстве стран мира, a на здравоохранение – ниже всех стран «Группы семи». При этом на 2009–2011 гг. предусматривалось снижение доли бюджетных расходов на здравоохранение и образование в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации. Объём расходов федерального бюджета на 2008–2014 годы по разделам классификации расходов бюджета Российской Федерации представлен в табл. 9 «Государственные расходы на образование в Российской федерации, 2001–2014 годы (в миллиардах рублей)».

Государственные расходы на образование
в Российской федерации, 2001–2014 годы (в миллиардах рублей)[169]

Источник

Оцените статью