- Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- Информация об изменениях:
- ГАРАНТ:
- Информация об изменениях:
- Осуществление образовательной деятельности без лицензии: когда можно и когда нельзя + штрафы
- Лицензирование образовательных учреждений
- Какую образовательную деятельность можно вести без лицензии?
- Ответственность за работу без лицензии
- О допустимости образовательной деятельности без лицензии
Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
Статья 28 . Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона
1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
1) разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;
2) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами;
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;
4) установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации;
5) прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников;
6) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации;
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
8) прием обучающихся в образовательную организацию;
Информация об изменениях:
Пункт 9 изменен с 2 декабря 2019 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ
9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;
10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ часть 3 статьи 28 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10.1
10.1) поощрение обучающихся в соответствии с установленными образовательной организацией видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ в пункт 11 части 3 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения
11) индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся, а также хранение в архивах информации об этих результатах и поощрениях на бумажных и (или) электронных носителях;
12) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения;
13) проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
14) обеспечение в образовательной организации, имеющей интернат, необходимых условий содержания обучающихся;
15) создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации;
Информация об изменениях:
Пункт 15.1 изменен с 1 августа 2020 г. — Федеральный закон от 18 марта 2020 г. N 53-ФЗ
15.1) проведение социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок проведения социально-психологического тестирования обучающихся в образовательных организациях высшего образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ (направлены письмом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. N 07-505)
16) создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 мая 2014 г. N 135-ФЗ в пункт 17 части 3 статьи 28 настоящего Федерального закона внесены изменения
17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей «За особые успехи в учении»;
Информация об изменениях:
19) содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации;
20) организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров;
21) обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»;
22) иные вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Часть 4 изменена с 1 сентября 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 517-ФЗ
4. Образовательные организации высшего образования осуществляют научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре). Иные образовательные организации вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
5. Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).
6. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:
1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ
2) создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;
ГАРАНТ:
См. рекомендации по созданию и функционированию системы управления охраной труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, направленные письмом Минобрнауки России от 25 августа 2015 г. N 12-1077
3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Информация об изменениях:
Часть 7 изменена с 1 июля 2020 г. — Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 403-ФЗ
7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Источник
Осуществление образовательной деятельности без лицензии: когда можно и когда нельзя + штрафы
По закону Российской Федерации, каждая образовательная деятельность должна осуществляться при наличии лицензии. В противном случае организация понесет ответственность. В этой статье мы разберем виды ответственности и штрафы, а так же в каком случае можно обойтись без лицензии.
Лицензирование образовательных учреждений
В соответствии с законодательными актами, к числу которых относятся:
- Закон «Об образовании в РФ» No273-ФЗ, от 29.12.2012 года;
- Постановление Правительства РФ № 966, изданное 28.10.2013 года;
- Закон «О лицензировании» № 99-ФЗ, датированный 04.05.2011 года,
образовательная деятельность на территории Российской Федерации не может проводиться без лицензии. Её получение обязательно для частных и государственных, коммерческих или некоммерческих, научных организаций; ИП, привлекающих наемных работников. Если образовательная организация имеет филиалы, то разрешение должен получить каждый из них.
Какую образовательную деятельность можно вести без лицензии?
Действующим законодательством разрешено вести образовательную деятельность, не имея лицензии, только тогда, когда услуга оказывается одним предпринимателем, имеющим официальную регистрацию. При этом он должен работать самостоятельно.
Привлечение сторонних специалистов полностью исключается. Примеры: руководство секцией, студией или кружком, репетиторская деятельность с образованием и необходимым рабочим стажем.
Ответственность за работу без лицензии
Ведение нелицензированной деятельности наказывается денежными штрафами или уголовно. Статья 14.1 КоАП РФ предусматривает наложение штрафов на компанию или должностных лиц. В первом случае виновная сторона обязана выплатить 50 000 рублей, либо 500 зарплат, во втором случае – до 5000 рублей. Последствия вышеуказанного правонарушения могут причинить вред государству и его гражданам, другим компаниям. Помимо этого, они могут быть связаны с получением прибыли, являющейся незаконной. В данном случае существуют три вида наказания виновного лица:
- штраф 3000 рублей;
- принудительные работы;
- изъятие двухгодовой зарплаты.
В предпринимательстве за невыполнение обязательных условий выдачи лицензии, либо ее отсутствие, а также причинение убытков государству физическим, юридическим лицам грозит, в отличие от всех остальных нарушений, уголовная ответственность. За групповое преступление даются более жёсткие наказания: штраф размером от 100 000 до 500 000 рублей, до пяти лет принудительных работ, арест на срок до 5 лет.
Можно заметить, что сумма штрафов за отсутствие лицензии намного выше той суммы, которая уходит на её оформление и уплату государственной пошлины, поэтому получением разрешения на образовательную деятельность пренебрегать не стоит.
Источник
О допустимости образовательной деятельности без лицензии
В последнее время остро встал вопрос об образовательной деятельности некоммерческих организаций, не являющихся образовательными учреждениями и не имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Острота вопроса обусловлена несколькими судебными решениями о ликвидации некоммерческих организаций за осуществление образовательной деятельности без лицензии. Наиболее яркий пример – ликвидация Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Центр просветительных и исследовательских программ» по заявлению управления Росрегистрации. Но даже если не говорить о крайних мерах, следует помнить, что Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена ответственность специально для случаев осуществления без лицензии деятельности, не связанной с извлечением прибыли (статья 19.20) в виде административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Правда, эта мера применяется значительно реже, возможно потому, что для органа, осуществляющего контроль за деятельностью НКО, процессуально проще подать заявление в суд о ликвидации, чем передавать дело по подведомственности (в лицензирующий орган) для наложения административного взыскания.
Итак, можно ли на законных основаниях осуществлять образовательную деятельность без лицензии?
Образовательная деятельность, подлежащая лицензированию
Основной нормативный акт, регулирующий деятельность в области образования, — Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 000—1 «Об образовании». Согласно пункту 6 статьи 33 указанного закона право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения), т. е. по Закону РФ «Об образовании» вся образовательная деятельность подлежит лицензированию. Однако в пункте 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 000, указано, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Должностные лица Министерства образования и науки РФ ни разу не высказывали официальной позиции, как следует трактовать данную формулировку, поэтому на практике многие некоммерческие организации в решении вопроса о необходимости лицензирования руководствуются упрощенным пониманием формулировки и недостоверной информацией.
Например, широко распространено мнение, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность, в процессе которой реализуются программы продолжительностью менее 72 академических часов. Такая точка зрения, однако, не основана ни на одном нормативном правовом акте и не подтверждается судебной практикой. Еще одно заблуждение состоит в том, что важнейшим критерием необходимости лицензирования является наличие аттестации и выдача документа об образовании, хотя всем хорошо известно, что в детском саду выпускные экзамены дети не сдают и удостоверений об окончании детского сада не получают, и, тем не менее, образовательная деятельность дошкольного учреждения подлежит лицензированию.
Вырабатывая формат деятельности некоммерческой организации, ее руководитель должен ориентироваться прежде всего на нормы закона. Поэтому формулировку пункта 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, на мой взгляд, полезнее понимать так: не является образовательной деятельностью деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. Иными словами, эффективнее доказывать, что НКО не занимается образовательной деятельностью, чем убеждать контролирующий орган в том, что образовательная деятельность НКО не подлежит лицензированию.
Для различения образовательной деятельности и какой-то другой, не образовательной, необходимо выявить существенные и формальные признаки образовательной деятельности.
В статье 12 Закона РФ «Об образовании» читаем, что образовательный процесс состоит в реализации одной или нескольких образовательных программ; в статье 15 утверждается, что организация образовательного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с образовательными программами и расписаниями занятий. Иными словами, наличие образовательной программы – важнейший и существенный признак образовательной деятельности.
Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Основные образовательные программы реализуют школы, гимназии, профтехучилища, техникумы, институты, университеты и т. д., т. е специально созданные образовательные учреждения, которые, конечно, обращаются за получением лицензии. Различают дополнительное образование взрослых и дополнительное образование детей. Дополнительное образование как взрослых, так и детей осуществляется преимущественно учреждениями дополнительного образования (курсами иностранных языков, водительскими курсами, музыкальными, художественными, спортивными школами, домами детского творчества и т. д.). Однако заниматься дополнительным образованием могут и общественные организации. Права и обязанности учреждений дополнительного образования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, распространяются и на общественные организации, основной уставной целью которых является образовательная деятельность, но только в части реализации ими дополнительных образовательных программ (пункт 9 статьи 12 Закона «Об образовании»). Как сказано в статье 26 Закона «Об образовании», дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Таким образом, НКО, не осуществляющая образовательной деятельности, не должна реализовывать ни одной образовательной программы.
Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (часть 8 статьи 9 Закона РФ «Об образовании). Иными словами, образовательный процесс представляет собой сложно структурированную деятельность, состоящую из взаимосвязанных элементов. Иная деятельность – просветительская, консультационная, пропагандистская и пр. – такой сложной структуры не имеет.
На мой взгляд, под «разовостью» лекций и семинаров, о которой идет речь в Положении о лицензировании образовательной деятельности, следует понимать не количество, не продолжительность и даже не повторяемость, а именно обособленность, не связанность с другими лекциями и семинарами. Например, ресурсный центр организует для НКО курс, состоящий из занятий по фандрайзингу, связям с общественностью, бухгалтерскому учету и юридическим вопросам.
Составляется расписание занятий и предполагается, что слушатели будут присутствовать на всех занятиях. Такого рода формат следует признать образовательной программой, а сами занятия – образовательным процессом. Не будет образовательной программой иной формат – цикл лекций (или консультаций) по отдельным, не связанным между собой вопросам, например, «Сбор частных пожертвований», «Эффективная работа со спонсорами», «Применение НКО упрощенной системы налогообложения». При этом желающие могут посетить все лекции или любую на выбор.
Виды экономической деятельности
Некоммерческие организации, не являющиеся образовательными учреждениями и проводящие занятия с взрослыми или детьми, заявляют, как правило, что они реализуют дополнительные образовательные программы. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности «Образовательная деятельность» имеет код 80, и НКО обычно выбирают для себя код вида деятельности — 80.42 «Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки».
Полагаю, что для организации, не имеющей лицензии и не планирующей ее получать, разумнее вообще не заявлять, что она занимается образовательной деятельностью. Для мероприятий, которые проводят НКО, в ОКВЭДЕ, помимо традиционного кода 91 «Деятельность общественных объединений», имеются иные подходящие виды деятельности.
Например, организациям, которые ведут внешкольную работу с детьми, может подойти группа 92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта»: код 92.51 «Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа» или 92.72 «Прочая деятельность по организации отдыха и развлечений, не включенная в другие группировки».
Ресурсный центр может выбрать вид деятельности из раздела K «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг», например код 74.14 «Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления». Эта группировка включает, в частности, консультирование по вопросам финансового управления предприятием, консультирование по вопросам управления людскими ресурсами, предоставление услуг по обеспечению связей с общественностью, предоставление прочих услуг, связанных с управлением предприятием. Или же код 74.84 «Предоставление прочих услуг».
Формальные признаки образовательной деятельности
В 2007 году Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассматривала дело о ликвидации религиозной организации в связи с осуществлением ею образовательной деятельности без лицензии (см. определение от 16 октября 2007 г. 07-8). В определении Судебной коллегии подробно перечислены доказательства того факта, что образовательная деятельность имела место.
К доказательствам фактического осуществления организацией образовательной деятельности суд отнес, в частности, следующие документы: штатные расписания с указанием должности «преподаватель»; заявления о приеме на работу в качестве преподавателей; отзывы и характеристики с мест, откуда прибывали учащиеся; распорядок дня; расписания семинаров; рабочие графики занятий; листы успеваемости; дипломы с указанием оценок, выдаваемые студентам.
В религиозной организации были разработаны правила поведения студентов и образовательная программа, по которой проводилось обучение в соответствии с утвержденным графиком занятий. Исследование судом графиков семинаров и занятий показало, что учеба проходила по различным предметам и направлениям подготовки. Занятия проводились преподавателями в количестве от двух до пяти, утверждаемыми на каждую учебу, по установленному распорядку по 8 академических часов, разбитых на 4 пары. Процесс обучения завершался итоговой аттестацией с присвоением квалификации и выдачей дипломов, содержащих сведения об итоговой аттестации по предметам.
Абсолютное большинство некоммерческих организаций, не являющихся образовательными учреждениями, и в самом деле не осуществляют образовательной деятельности. Слова «обучающий семинар», «обучение», «учебный курс» зачастую используются такими организациями автоматически, а выдача сертификата, подтверждающего участие в семинаре, считается хорошей традицией. Вместе с тем, подобный формат деятельности может привести к печальным последствиям.
Нежелательно использовать в любых документах (планах, сметах, протоколах, письмах, и т. д.) и объявлениях слова: «образование», «образовательный», «обучение», «учебный», несмотря на привлекательную магию этих слов. Надо заменить словами «просвещение», «пропаганда», «консультирование», «беседа». Нельзя организовывать сложно структурированные, включающие различные модули, занятия, которые ведут различные преподаватели, и объявлять их целостным курсом.
Нельзя включать в штатное расписание должности «преподаватель», «учитель», «руководитель образовательных программ» и т. п., а также заключать трудовые договоры на выполнение указанных функций.
Нельзя проводить какие либо промежуточные или итоговые аттестации слушателей, даже если это просто тест, позволяющий определить, насколько удачно была прочитана лекция.
Нельзя выдавать слушателям какие-либо документы, подтверждающие факт получения ими определенных знаний, даже если в сертификате содержится лишь информация о теме и количестве часов проведенных занятий.
Нельзя устанавливать правила набора группы и правила поведения на занятиях.
Если некоммерческая организация намерена все же объявлять свою деятельность образовательной и уверена, что такая деятельность не подлежит лицензированию, имеет смысл заранее, не дожидаясь претензий со стороны прокуратуры или органа исполнительной власти, контролирующего деятельность НКО, обратиться в орган, который выдает лицензии на деятельность по дополнительному образованию с письмом примерно следующего содержания: «(Такая-то) некоммерческая организация планирует в соответствии с уставом осуществлять следующую деятельность: (описать, какие курсы, для кого, какой продолжительности, кто будет вести). Прошу дать заключение, надо ли получать лицензию на осуществление указанной деятельности или же указанная деятельность не подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 000, поскольку относится к видам обучения, не сопровождающимся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации».
Если будет получен письменный ответ «Лицензированию не подлежит», можно с уверенностью оказывать услуги, даже называя их «образовательными». Если ответом будет «Необходимо получить лицензию», то организации придется либо готовить документы на лицензирование, либо менять формат деятельности.
Еще раз о заблуждениях
Представление о том, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность, в процессе которой реализуются программы продолжительностью менее 72 академических часов, возможно, основывается на Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 000.
Согласно пункту 7 указанного Положения, повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Минимальные требования к объему учебных курсов – не менее 72 часов – воспроизводятся и в других документах, регулирующих вопросы повышения квалификации. Однако эти документы говорят лишь о том, что один из видов дополнительного профессионального образования, а именно повышение квалификации состоит в реализации образовательных программ определенного объема. Из содержания документов нельзя сделать вывод, что любая программа до 72 часов не связана с образовательным процессом.
И конечно, один лишь факт отсутствия выдачи «настоящего» документа об образовании не может служить надежным признаком не подлежащей лицензированию деятельности. На этот факт пыталась опереться ликвидированная религиозная организация, о судебном деле которой речь шла выше. Представители организации ссылались на преамбулу Закона РФ «Об образовании», согласно которой образование должно сопровождаться констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (цензов) и присвоением квалификации. Судебная коллегия Верховного Суда РФ сочла этот довод несостоятельным. По мнению коллегии, определение образования, приведенное в преамбуле Закона РФ «Об образовании», дано для целей, предусмотренных данным законом, и, следовательно, носит ограниченный, а не универсальный характер. Оно не может применяться для толкования понятия образования, осуществляемого вне рамок и с нарушением требований Закона РФ «Об образовании».
Источник