- Реализация инвестиционных проектов в оборонно-промышленном комплексе с использованием механизмов государственно-частного партнерства
- Формы государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе
- Проблемы развития государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе
- Инвестиционные проекты государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе
- Формы государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе
Реализация инвестиционных проектов в оборонно-промышленном комплексе с использованием механизмов государственно-частного партнерства
Николаев В.П., профессор кафедры управления экономикой производства и ремонта вооружения и техники Военного университета, кандидат экономических наук, профессор.
В статье автором охарактеризованы формы государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства, обосновывается положение о том, что в рамках действующего нормативного правового поля возможна реализация инвестиционных проектов в оборонно-промышленном комплексе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, оборонно-промышленный комплекс, инвестиционный проект, проектное финансирование.
Implementation of investment projects military-industrial complex through the mechanisms Public-Private Partnership
Nikolaev V.P., professor of management of the economy of production and repair of weapons and equipment of the Military University, Candidate of Economic Sciences, Professor.
In article the author characterized forms of the state support of projects of public-private partnership, situation that within the operating standard legal framework implementation of investment projects in defense industry complex with use of mechanisms of public-private partnership is possible locates.
Key words: public-private partnership, defense industry complex, investment project, project financing.
Одним из путей выполнения основных задач строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, определенных Военной доктриной , является повышение эффективности функционирования оборонно-промышленного комплекса, как высокотехнологичного многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить потребности Вооруженных Сил, других войск и органов в современном вооружении, военной и специальной технике.
Военная доктрина Российской Федерации, утв. Президентом Рос. Федерации 25 дек. 2014 г. N Пр-2976. URL: http://www.rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html.
Важным направлением повышения эффективности функционирования оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК) является использование механизмов государственно-частного партнерства (далее — ГЧП) как системы взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса.
ГЧП в сфере ОПК — отношения публичного и частного партнеров в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением соглашений о государственно-частном партнерстве, а также иных механизмов взаимодействия публичного (государство) и частного (бизнес) секторов в сфере ОПК в рамках действующего законодательства.
Стратегической целью формирования и применения механизмов ГЧП в ОПК является привлечение в данную сферу квалифицированных кадров, инноваций, технологий, капитала и опыта управления частных предприятий и организаций для совместного решения задач обеспечения национальной безопасности, повышения эффективности использования средств федерального бюджета и активов предприятий ОПК, совместной разработки и реализации инвестиционных и инновационных проектов, совершенствования управления и информационно-аналитического обеспечения в сфере ОПК, налаживания трансфера технологий и комплексного развития военного и гражданского сектора научно-промышленного комплекса Российской Федерации .
Концепции применения механизмов государственно-частного партнерства в сфере оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации. URL: http://большоеправительство.рф/upload/iblock/.
Создание эффективной среды взаимодействия государства и бизнеса в оборонной сфере является наиболее важной задачей для экономики России в современных условиях.
Формы государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе
Основными признаками ГЧП в ОПК, в отличие от других форм отношений государства и частного бизнеса, являются:
- средне- и долгосрочный характер взаимодействия;
- соинвестирование проекта со стороны как частного партнера, так и государства;
- разделение рисков между государством и бизнесом;
- предметом соглашения являются создание или реконструкция (модернизация) частным партнером объекта соглашения (образца вооружения или техники, объекта военной инфраструктуры, предприятия ОПК и т.д.) и его техническое обслуживание или эксплуатация либо оказание с его помощью услуг (поставка товаров).
В оборонной сфере могут использоваться следующие формы взаимодействия государства и бизнеса:
- государственный оборонный заказ (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
- закупки оборонных предприятий (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»);
- аренда государственного имущества (Гражданский кодекс Российской Федерации);
- соглашение о разделе продукции (Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»);
- концессии (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»);
- приватизация (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»);
- контракты жизненного цикла (Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла»);
- создание совместных предприятий.
Проблемы развития государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе
В Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. определены основные проблемы развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации .
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года».
Применительно к оборонной сфере можно выделить следующие проблемы.
- Несовершенство законодательства Российской Федерации, регламентирующего отдельные виды государственно-частного партнерства.
В настоящее время нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства в ОПК на федеральном уровне нет. Хотя 26 апреля 2013 г. законопроект с названием «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой в первом чтении, но на заседании Совета Государственной Думы 16 июня 2014 г. было принято решение отложить рассмотрение указанного проекта федерального закона (протокол N 174, п. 107). Единственным официальным документом, определяющим сферу деятельности, форму и механизмы ГЧП в ОПК, является Концепция применения механизмов государственно-частного партнерства в ОПК, одобренная Военно-промышленной комиссией.
- Отсутствие системных принципов регулирования заключения и исполнения соглашений о реализации проектов государственно-частного партнерства, противоречия между регулированием различных форм публично-частного взаимодействия (государственных контрактов и иных соглашений о реализации инвестиционных проектов). Так, действующий Федеральный закон «О концессионных соглашениях» не разрешает рассматривать в качестве предметов концессионных соглашений опытные образцы вооружения, военной и специальной техники, а в качестве объектов — объекты сферы военно-технического назначения.
- Отсутствие установленной процедуры принятия долгосрочных обязательств публично-правового образования в увязке со встречными обязательствами частного партнера по обеспечению выполнения программных задач и достижению программных целевых показателей.
- Неопределенность критериев оценки эффективности планируемых и реализуемых проектов государственно-частного партнерства, в том числе в части проверки финансовых предложений конкурсантов на предмет их реалистичности, оценки соответствия технических и финансовых характеристик предполагаемого партнерства установленным требованиям, оптимальности предложенного организационного и технического решения.
- Институциональная неготовность публично-правовых образований к передаче частным партнерам отдельных прав на создание инфраструктурных объектов и управление ими.
- Отсутствие механизма реализации комплексных инвестиционных проектов ГЧП в рамках контрактов жизненного цикла (разработка; производство; эксплуатация; капитальный ремонт и утилизация вооружения, военной и специальной техники), особенно в условиях принятия на себя расходных обязательств и скоординированного выполнения своих обязательств несколькими публичными партнерами.
- Неурегулированность правовых вопросов использования результатов интеллектуальной деятельности (передача права собственности на результаты интеллектуальной деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета; вопросы учета и использования нематериальных активов при создании ГЧП и т.п.).
Инвестиционные проекты государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе
Необходимо отметить, что предпринимаются меры для решения указанных выше проблем. В настоящее время определены критерии и порядок отбора инвестиционных проектов , в том числе и в рамках ГЧП в ОПК.
Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2014 г. N 1044 «Об утверждении Программы поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории Российской Федерации на основе проектного финансирования».
Критериями отбора инвестиционных проектов ГЧП в ОПК являются:
- реализация инвестиционного проекта на основе проектного финансирования;
- расположение на территории Российской Федерации производственной площадки инвестиционного проекта;
- полная стоимость инвестиционного проекта, определяемая как сумма всех затрат по инвестиционному проекту, за исключением процентов по кредитам, составляет не менее 1 млрд. руб. и не более 20 млрд. руб.;
- финансирование не более 80% полной стоимости инвестиционного проекта за счет заемных средств;
- наличие разрешения на строительство (в случае осуществления строительных работ в рамках реализации инвестиционного проекта).
Проектное финансирование — это предоставление целевого финансирования (кредита) на реализацию инвестиционного проекта. Отличительной особенностью такого финансирования является то, что возврат кредита производится в основном из денежных доходов, генерируемых инвестиционным проектом.
Специфика такого вида инвестирования состоит в том, что оценка затрат и доходов осуществляется с учетом распределения риска между участниками проекта. В проекте задействованы как минимум три участника:
- проектная компания, которая создается специально для проекта, отвечает за его реализацию и не имеет имущества для залога;
- инвестор (частный партнер), который инициирует проект и создает проектную компанию с собственным капиталом;
- кредитор, как правило, российские кредитные организации.
Министерство финансов Российской Федерации (публичный партнер) в рамках инвестиционного проекта ГЧП предоставляет гарантии по кредитам, выданным в целях реализации проекта.
Финансирование, ответственность и риски по инвестированному проекту распределяются между участниками и регулируются контрактами (соглашениями).
Отбор инвестиционных проектов и российских кредитных организаций осуществляется Межведомственной комиссией при Министерстве экономического развития Российской Федерации.
Участие публичного партнера в реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов ГЧП возможно только в случаях, если такое участие обеспечивает получение выгоды в части затрат на производство товаров (работ, услуг), их цены, качества, количества, сроков по сравнению с предоставлением тех же услуг публичным партнером посредством закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд.
Основу для применения новых инструментов инвестирования создает Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации», вступивший в силу с 30 июня 2015 г.
Формы государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе
Одной из таких форм является специальный инвестиционный контракт, который позволяет учитывать отраслевую специфику ОПК и применять меры государственной поддержки. По специальному инвестиционному контракту инвестор обязуется создать (освоить) либо модернизировать производство промышленной продукции на территории Российской Федерации в установленный срок.
Государство в лице уполномоченного органа принимает на себя обязательство осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности. В частности, при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных нужд отдельными видами юридических лиц устанавливаются приоритет отечественной промышленной продукции перед импортом, а также требования по внедрению в производство новых технологий. Предусматриваются различные льготы: по налогам и сборам, по арендным платежам за пользование государственным имуществом, льготные тарифы на товары, работы, услуги, подлежащие регулируемому ценообразованию.
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
В специальном инвестиционном контракте устанавливаются:
- сроки действия (до 10 лет);
- характеристики промышленной продукции;
- перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции;
- объем инвестиций;
- порядок представления субъектом инвестиционной деятельности отчета об исполнении принятых обязательств;
- перечень мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, применяемых к инвестору;
- иные условия.
Специальные инвестиционные проекты могут быть использованы при создании и развитии военной инфраструктуры в рамках ГЧП в форме концессионных соглашений, контрактов жизненного цикла, совместных предприятий.
Законодательством предусмотрены и другие формы государственной финансовой поддержки проектов ГЧП в ОПК, такие как:
- субсидии федерального бюджета, направленные на обеспечение деятельности федеральных казенных предприятий ОПК ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 351 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий федеральным казенным предприятиям оборонно-промышленного комплекса в 2014 — 2016 годах».
- субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологической продукции ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2009 г. N 265 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета организациям оборонно-промышленного комплекса субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологической продукции».
- государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым предприятиями ОПК на осуществление основной производственной деятельности ;
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 2012 г. N 825 «О порядке предоставления в 2012 — 2015 годах государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели, установленные Правительством Российской Федерации в рамках мер, направленных на повышение устойчивости экономического развития при ухудшении ситуации на финансовых рынках».
- долевое участие в уставных капиталах предприятий, создаваемых в рамках ГЧП в целях разработки и выпуска высокотехнологических инновационных продуктов и услуг.
Государственную поддержку предприятий ОПК целесообразно осуществлять в рамках федеральных целевых программ (далее — ФЦП), направленных в первую очередь на обеспечение реализации государственной программы вооружения. К таким программам можно отнести:
- ФЦП «Развитие оборонно-промышленного комплекса»;
- ФЦП «Развитие ядерного оружейного комплекса»;
- ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники»;
- ФЦП «Развитие гражданской морской техники»;
- ФЦП «Развитие электронно-компонентной базы и радиоэлектроники».
Федеральные целевые программы могут реализовываться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников.
К внебюджетным источникам можно отнести: взносы участников реализации программ (частные партнеры), целевые отчисления от прибыли предприятий, кредиты банков, средства фондов, заинтересованных в реализации программ.
Таким образом, предоставление инвестиций на основе проектного финансирования в рамках ГЧП призвано привлечь частный капитал в оборонно-промышленный комплекс путем создания гарантированных рынков сбыта и уменьшения степени риска капиталовложений, тем самым повысить эффективность функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Источник