Законна ли деятельность обменника криптовалют
На волне интереса к криптовалютам появилось множество проектов так или иначе связанных с криптой, в том числе биржи и обменники криптовалют. Конечно, это сопровождается множеством рисков. Разберемся, за что реально могут привлечь к ответственности.
Государственные органы не дремлют, и наш основной рабочий ресурс может быть заблокирован по инициативе сразу нескольких государственных органов. Так, Прокуратура все чаще подает заявления с требованием признания информации о криптовалюте, размещенной в Интернете, запрещенной к распространению в РФ.
В судебных решениях встречаются следующие поводы для блокировки ресурсов, связанных с криптовалютами:
- Указание на способы приобретения криптовалюты. (Решение Анапского городского суда Краснодарского края от 25.02.2016 г. по делу №2-869/2016);
- Информация о способах инвестирования в криптовалюты. Например, судом признана запрещенной информация, размещенная в статье под названием «Как грамотно инвестировать в Биткоин, блокчейн и криптовалюты? Покупаем битки». (Решение по делу № 2а-696/2017 от 31.07.2017. Наримановский районный суд Астраханской области);
- Информация на сайте содержит понятие биткоина или информацию об электронной валюте, криптовалюте или виртуальной валюте. (Решение Петроградского районного суда г. Санкт-Петербург от 17.07.2017 г. по делу №2-3435/2017);
- Информация, пропагандирующая налоговые преступления. (Решение Наримановского районного суда Астраханской области от 15.08.2017 г. по делу № 2а-705/2017);
- Сведения о курсе валют и фраза «Для того чтобы купить биткоин на сайте, не обязательно регистрироваться, достаточно указать сумму и валюту, на которую вы хотите совершить покупку, метод оплаты, адрес электронной почты и адрес биткоин кошелька». (Решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербург от 07.06.2017 г. по делу № 2-7811/2017);
- Публикации и информационные материалы, содержащие сведения об использовании, легализации или осуществлении оплаты криптовалютами. (Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 12.07.2016 г. по делу № 2-4124/2016);
- Информация об обмене криптовалюты. (Решение Приморского районного суда г. Санкт-Петербург от 01.06.2017 г. по делу № 2-8532/2017).
- Уже классические темы денежного суррогата, теневой экономики, возможности использования криптовалют в преступных целях, поддержки терроризма и строительства Звезды смерти.
Среди всего этого объема судебных решений мы находим и те, что связаны с блокировкой сайтов бирж. В них есть такие формулировки: «оборот биткоинов обеспечивают организации и предприниматели, осуществляющие прием криптовалюты в качестве средства платежа за оказанные услуги или предоставленный товар, либо трейдеры, обменивающие их на различные валюты (рубли, доллары США, евро и т.д.) на онлайн-биржах. Отсутствие в системах криптовалюты контролирующего центра влечет невозможность обжалования или отмены несанкционированной транзакции, а фактическое нахождение криптовалюты вне правового поля не предоставляет возможность реализации правовых механизмов обеспечения исполнения обязательств сторонами сделки» (Решение по делу № 2-3459/2017 от 17.07.2017. Петроградский районный суд г. Санкт-Петербурга).
Но знаете каких решений единицы? Обжалованных. Лишь немногие пытались оспорить решения судов. Среди них есть успешные (Апелляционное Определение Свердловского областного суда по делу № 33-6398/2015) и безуспешные (Апелляционное Определение Санкт – Петербургского городского суда от 13 февраля 2017 года по делу № 33-2537/2017), но их наличие дает возможность бороться за свои права. Конечно в том случае, если вы ничего не нарушали.
И если вы думаете, что зарегистрировать компанию в BVI будет достаточно, чтобы уйти из поля видимости властей, то вы заблуждаетесь. Решение о блокировке сайта на территории РФ может быть принято вне зависимости от того, где зарегистрирована компания и какую договорную схему она использует.
Наконец, вас может заметить ФАС, если реклама будет противоречить закону о рекламе. Например, согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 данного закона, в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Нарушение закона о рекламе влечет штраф в размере 500 000 руб.
Так, ФАС уже однажды обратил внимание на криптовалюты и признал рекламу майнинговой фермы с текстом следующего содержания: «Инвестиции в криптовалюты. Bitcoin, Etherium, Zcash. Сборка и настройка майнинг-ферм. Т. 8919-647-34-89» не соответствующей требованию части 1 статьи 28 Закона о рекламе согласно которому, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность и привлек компанию к ответственности.
Продумайте налоговую схему «за себя и за того парня», то есть, как будет платить налоги проект и как пользователи. Распишите все максимально подробно. Ошибка может быть чревата, например, доначислением налогов с учетом штрафов и пеней.
Налоговая и банки очень ревностно подходят к сбору налогов, поэтому следят за источниками поступления денег не только на счета компаний, но и физических лиц. Это значит, что налоговую могут заинтересовать денежные переводы от компании к физлицу. Если такие поступления будут регулярными, внимание налоговой вам будет обеспечено.
Стоит также помнить, что юридические лица и предприниматели, выплачивающие физическим лицам доходы, должны удерживать с них НДФЛ, то есть выполнять функции налоговых агентов. Проблема в том, что наличие прибыли у пользователя при операциях с биткоинами крайне сложно определить. Законодательство, конечно, тут не помогает.
Если рассматривать существующие аналогии, то наиболее близкими по правовой природе будут операции с ценными бумагами. В этом случае налогом облагается превышение рыночной стоимости этих бумаг над суммой фактических расходов на их приобретение (подпукнт 3 п. 1 ст. 212 НК РФ). Рыночная стоимость ценных бумаг определяется с учетом предельной границы колебаний их рыночной цены. Датой получения дохода в виде материальной выгоды считается дата приобретения ценной бумаги (подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ). То есть дата перехода к покупателю права собственности на ценную бумагу. Однако, криптовалюты не имеют рыночной стоимости в понимании закона, поскольку не обращаются на организованных рынках.
Для минимизации рисков можно было бы возложить на пользователя обязанность сообщать о прибыли в каждой конкретной операции. На текущий момент какая-либо релевантная судебная практика отсутствует. В связи с этим есть риск привлечения к ответственности биржи за неисполнение обязанности налогового агента, так как биржа является налоговым агентом пользователя и при возникновении у пользователя дохода, биржа обязуется при выплате удержать НДФЛ в размере 13%, согласно ст. 24 НК РФ.
Волнует ли бизнес вопрос привлечения к уголовной ответственности из-за работы с криптовалютами? Безусловно. Определенной практики пока нет и мы не можем утверждать, по каким именно статьям могут быть привлечены организаторы бирж и обменников, но вот перечень наиболее вероятных составов.
- Ст. 174 УК РФ (Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем). Опираясь на информацию Банка России от 4 сентября 2017 г. «Об использовании частных «виртуальных валют» (криптовалют)» и письмо Федеральной налоговой службы от 3 октября 2016 г. N ОА-18-17/1027 «Об операциях, связанных с приобретением или реализацией криптовалют с использованием валютных ценностей (иностранной валюты и внешних ценных бумаг) и (или) валюты РФ». Можем сделать несколько выводов:
- Платежи биткоинами зачастую связаны с незаконной деятельностью, действия по приему платежей, могут подпадать под правонарушения, предусмотренные статьями 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и 174 Уголовного кодекса Российской Федерации. — Совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
- Транзакции с криптовалютой в Российской Федерации напрямую не запрещены, но такие действия будут рассматриваться как «потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Прокуратура неоднократно выносила предупреждения компаниям, принимающим биткоины и это бурно обсуждалось в СМИ.
Вот и прокуратура Свердловской области не осталась в стороне. Письмом от 31.08.2017 «К вопросу об использовании «криптовалюты» ведомство разъясняет, что использование виртуальной валюты при совершении сделок является основанием для рассмотрения вопроса об отнесении таких сделок к сделкам, направленным на легализацию доходов, полученных преступным путем и финансирование терроризма.
Для минимизации рисков в договоре оказания услуг стоит указать, что денежные средства, а в нашем случае криптовалюта, получены законным путем.
- Ст. 172 УК (незаконная банковская деятельность). Мы нашли лишь одно упоминание о возбужденном уголовном деле в сентябре 2017 дошло ли дело до судебного разбирательства неизвестно. Заметим лишь, что криптовалюта не признается денежными средствами, а значит привлечение к ответственности по данной статье маловероятно.
- Ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты НДФЛ в качестве налогового агента). В деятельности биржи может встать вопрос о необходимости исполнения обязанности налогового агента. Если такой обязанностью пренебречь можно обнаружить себя фигурантом уголовного дела.
В целом можно говорить о том, что деятельность криптобирж напрямую не нарушает действующее законодательство РФ, но четкая позиция государства по этому вопросу отсутствует. Потому компании, которые занимаются криптобизнесом, должны принять во внимание большое количество рисков: от блокировки сайта до начисления налогов и привлечения к уголовной ответственности.
Источник
Закон о цифровых активах вступил в силу. Что изменилось
Сегодня, 1 января 2021 года, вступил в силу закон «О цифровых финансовых активах». Он дает определение криптовалюты, но запрещает ее использование в России для оплаты товаров и услуг. Также под запрет подпадает реклама платежей цифровыми деньгами.
Согласно новому закону, цифровая валюта — это «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных».
Таким образом, криптовалюта определяется как цифровой код, который используется как средство платежа и сбережений, а также как инвестиция. Но в России его запрещается использовать для оплаты товаров и услуг. Определение цифровой валюты — универсально и позволяет применять его не только к криптоактивам, выпущенным в российских информационных системах под надзором Банка России, но и, например, к биткоину.
Вводится необходимость подавать налоговую декларацию, в которой будет отражен сам факт владения цифровой валютой, а также сделки с ней. Это является условием судебной защиты таких операций. Согласно закону «О ЦФА», криптовалюту в России можно покупать, выпускать, продавать, совершать с ней другие сделки, но российским гражданам расплачиваться ею нельзя.
В законе сделана отсылка к отдельным документам, которые будут регулировать майнинг, организацию выпуска и обращения цифровой валюты в России, а также ее налогообложения. Изначально планировалось, что эти поправки будут приняты в осеннюю сессию Госдумы и вступят в силу 1 января, но властям пока так и не удалось прийти к общему мнению.
Закон о ЦФА ,помимо прочего, разрешает компаниям выпускать собственные токены. 22 декабря стало известно, что палладиевый фонд Global Palladium Fund, учрежденный «Норникелем», выпустил первые токены. Они были выпущены на цифровой блокчейн-платформе Atomyze, которая еще в феврале получила одобрение от департамента финансовых технологий ЦБ.
В ноябре Минфин подготовил поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России, которые предусматривают лишение свободы владельцев цифровых валют сроком до трех лет, если они хотя бы два раза за три года не отчитывались перед налоговиками об операциях с цифровыми валютами на сумму от 45 млн руб. и выше (в эквиваленте).
Также министерство разработало поправки в Налоговый кодекс, антиотмывочное законодательство и Кодекс об административных правонарушениях в части регулирования цифровых валют и цифровых финансовых активов (ЦФА).
Минфин предлагает обязать владельцев криптоактивов (физические лица и организации) отчитываться в налоговые органы о получении цифровой валюты, о сделках с ней и о ее остатках в криптокошельке, если за календарный год сумма операций 600 тыс. руб., следует из новой версии законопроекта (в предыдущей версии — 100 тыс. руб.). Расчет суммы должен производиться исходя из рыночной цены цифровой валюты на дату совершения каждой операции. Порядок определения рыночной цены должна установить ФНС. Впервые сообщить о владении криптоактивами надо не позднее 30 апреля 2022 года.
За неуплату налога штраф составит 40% от его изначальной суммы. Если владельцы криптоактивов в течение трех лет более двух раз не предоставляли данные в налоговый орган или включали в отчет заведомо ложные сведения, это влечет уголовную ответственность.
Пока поправки так и не приняты. В начале декабря Комиссия по блокчейн-технологиям и криптоэкономике направила в Минфин отзывы на пакет законопроектов, подчеркнув, что принятие документов в текущем виде может привести к оттоку капитала из России, средства могут уйти в юрисдикции с более благоприятным регулированием оборота цифровых валют.
В состав Комиссии входят крупнейшие представители криптоиндустрии (VEROS FP, Binance, EXMO, CoinBene Russia, OKEx, Bingbon, Colibri Group, Xangle, SalAd Lab), представители общественных («Роскомсвобода») и экспертных организаций (экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, экспертного совета по экономике и предпринимательству Молодежного парламента при Госдуме), а также юристы-эксперты в области международного регулирования оборота цифровых активов (Digital Rights Center).
Ранее на запрос редакции «РБК-Крипто» в пресс-службе Минфина ответили, что отзывы были получены и будут рассмотрены в установленном порядке в рамках общественного обсуждения законопроектов.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Источник