- ТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 год
- ТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 год
- НОВОЕ
- ПОПУЛЯРНОЕ
- ТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 год
- ТОП-25 крупнейших инвестиционных проектов России с участием иностранного капитала
- Скованные одной цепью
- VII Ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России — 2019
- РЕЗЮМЕ
- График. Инвестиционный рейтинг российских регионов 2020 год
ТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 год
В рейтинг вошли регионы России, в которых по итогам 2019 года зафиксирован наибольший объем инвестиций. Основной критерий для ранжирования — размер средств, поступивших из всех источников финансирования.
Данные для составления топ-50 взяты из открытых баз информации, в том числе с официального сайта Росстата.
ТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 год
№ | Наименование (описание) | млрд руб. |
---|---|---|
1 | Город Москва, ЦФО | |
2 856,9 | ||
2 | Московская область, ЦФО | |
1 044,9 | ||
3 | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, УФО | |
953,5 | ||
4 | Ямало-Ненецкий автономный округ, УФО | |
864,9 | ||
5 | Город Санкт-Петербург, СЗФО | |
Объем средств, млрд руб. Республика Саха (Якутия) Ненецкий автономный округ НОВОЕПОПУЛЯРНОЕТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 годВ рейтинг вошли регионы России, в которых по итогам 2019 года зафиксирован наибольший объем инвестиций. Основной критерий для ранжирования — размер средств, поступивших из всех источников финансирования. Данные для составления топ-50 взяты из открытых баз информации, в том числе с официального сайта Росстата. ТОП-25 крупнейших инвестиционных проектов России с участием иностранного капиталаРоссия реализовывает международные проекты в сфере высоких технологий В минувшем пандемийном году нашей стране пришлось не только преодолевать санкционные и карантинные препятствия, но и участвовать… Скованные одной цепьюБеларусь — важнейшее инвестиционное направление для российского бизнеса Беларусь является активным участником всех интеграционных процессов России, занимает третье место среди ее торговых партнеров… Источник VII Ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России — 2019Национальное рейтинговое агентство представляет седьмой ежегодный рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, включающий все 85 субъектов Российской Федерации. Анализ результатов рейтинга показал, что в 2019 году 56 регионов сохранили свои позиции на прежнем уровне, 20 их улучшили, а 9 ухудшили. При этом специфика методики подсчёта результатов такова, что для сохранения места в рейтинге регион должен показать хотя бы минимальный рост, а для перехода на более высокий уровень результаты региона должны быть действительно прорывными. Для ряда регионов в рейтинге раскрыты такие аспекты, как инвестиционная динамика, динамика основных экономических показателей и притока иностранных инвестиций. Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы данного исследования, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых мероприятий, проведённых Фондом. Рост инвестиций в России существенно замедлился, при этом в половине регионов отмечается снижение инвестиционной активности. После позитивных результатов 2017 и 2018 годов, когда ежегодный темп прироста объёмов инвестиций в экономике России составлял более 4%, в первом полугодии 2019 года было зафиксировано резкое замедление инвестиционной динамики. Объём инвестиций в основной капитал в первой половине 2019 года оказался лишь на 0,6% выше результата аналогичного периода предыдущего года.
В региональном разрезе картина выглядит менее оптимистичной: инвестиции выросли в 43 регионах, а в 42 субъектах зафиксировано снижение инвестиционной активности. В большинстве регионов снижение инвестиций представляет собой возврат к отрицательной динамике после роста в 20172018 годах, однако в ряде регионов (например, в Самарской, Томской и Волгоградской областях) происходящее снижение продолжение тренда, начавшегося в период кризиса 20142016 годов. Москва впервые стала абсолютным лидером рейтинга, Санкт-Петербург переместился на одну строку вниз. Москва и Санкт-Петербург сохраняли свои позиции лидеров рейтинга инвестиционной привлекательности регионов НРА на протяжении шести лет его подготовки, эти регионы были единственными, входившими в наивысшую рейтинговую группу IC1. В 2019 году в данной группе осталась только Москва, в то время как Санкт-Петербург переместился в группу IC2. Изменившаяся расстановка сил отражает опережающую позитивную динамику развития столицы по сравнению с показателями Санкт-Петербурга. В частности, объём инвестиций в основной капитал в первой половине 2019 года в Москве увеличился на 19,5%, а в Санкт-Петербурге снизился на 20,9% (оба значения представлены в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года). Аналогичная ситуация наблюдается с прямыми иностранными инвестициями: по данным Центробанка за первый квартал 2019 года, Москва привлекла их на 16% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года, а Санкт-Петербург на 40% меньше. Сочетание благоприятного инвестиционного климата, динамично развивающейся инфраструктуры и накопленного опыта сопровождения крупных проектов делает Москву более привлекательной с точки зрения инвесторов. Севастополь совершил рекордный прорыв в рейтинге, но не за счёт интереса частных инвесторов, а благодаря позитивной динамике основных экономических показателей. Регион переместился сразу на три ступени рейтинга вверх. Если в 2018 году Севастополь находился в группе умеренной инвестиционной привлекательности IC8, то в 2019 году переместился в группу средней инвестиционной привлекательности IC5. Укрепление рейтинговых позиций региона стало возможным благодаря позитивной динамике основных экономических показателей. В частности, в регионе в первой половине 2019 года зафиксирован рост инвестиций в основной капитал более чем на 35%, а объёма промышленного производства почти на 10%. Однако экономические результаты региона связаны прежде всего с финансовой поддержкой со стороны федерального центра и капиталовложениями государственных компаний. Риски для частных инвесторов, связанные со статусом региона и международными санкциями, остаются значимым барьером для притока в регион частных инвестиций, о чём свидетельствует сохраняющийся в начале 2019 года практически нулевой прирост прямых иностранных инвестиций в Севастополь. Регионы рассказывают о своём инвестиционном потенциале в интернете, но до полноценного онлайн-присутствия им ещё далеко. В 2019 году в рейтинге инвестиционной привлекательности в пилотном режиме оценивалось качество региональных инвестиционных порталов как с точки зрения их информационной наполненности, так и с точки зрения функционирования инструментов интерактивного взаимодействия между инвесторами и администрациями регионов (формы обратной связи, социальные сети, горячие линии). Результаты оценки этого параметра показали, что в большинстве регионов инвестиционные порталы работают в режиме достаточно удобных площадок раскрытия информации, при этом интерактивные инструменты работают далеко не везде. В частности, электронные письма, направленные на контактные адреса для инвесторов, в большинстве случаев остались без ответа. Максимальную оценку при расчёте рейтинга получил портал Калужской области, минимальную портал Чеченской Республики. Также предлагаем вам ознакомиться с другими материалами, размещёнными в специальных разделах Информационно-аналитической системы Росконгресс Регионы России, Инвестиционный климат, Прямые иностранные инвестиции, посвящённых инвестиционной привлекательности регионов России и экономической устойчивости страны. Источник РЕЗЮМЕОчередной ежегодный рейтинг инвестпривлекательности регионов, подготовленный агентством RAEX, показывает, что в мировой пандемический кризис субъекты РФ вступили с нарастающими инвестиционными рисками. Основная, если не единственная надежда для многих территорий перед лицом наступающего социально-экономического шторма – поддержка со стороны федерального бюджета. Бюджетный вариант Перелом в траектории развития инвестиционных рисков на уровне регионов наметился еще по итогам прошлого рейтинга – после двух лет снижения основные составляющие интегрального инвестриска сначала замерли, а теперь, как следует уже из самого последнего рейтинга, стали нарастать. И это несмотря на то, что ряд статпоказателей по итогам 2019 года были относительно неплохими: доля регионов, где инвестиции в основной капитал падали, уменьшилась (41% против 45% годом ранее), а объем самих капвложений продемонстрировал рост – с 4,3% по итогам 2018-го до 5,4% в 2019 г. Назревающие негативные тенденции вырвались на поверхность немногим позже – за первую половину нынешнего года инвестиции рухнули на 4% (падение показателя отмечено почти в половине субъектов федерации). Спад оказался бы еще заметнее, если б не спешная реализация федеральными властями пакета антикризисных мер – по оценке Минэкономразвития, рост капитальных расходов консолидированного бюджета в январе–августе составил 34,8%. Самым ярким примером влияния казенных денег на социально-экономическое положение региона в нынешнем рейтинге продемонстрировал город федерального подчинения Севастополь, улучшивший свое место в списке по интегральному риску сразу на 7 позиций (с 55 места в прошлом рейтинге до 48 в нынешнем). Такой рывок легко объясним: компактная территория с небольшим населением уже который год выступает получателем огромных по местным меркам сумм из Центра: только за прошлый год по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» было выделено свыше 141 млрд рублей. Реализация программы продолжается, и, нетрудно предположить, именно она станет основным демпфером, который поможет причерноморской муниципии сравнительно безболезненно пережить 10%-ный (индекс промышленного производства в Севастополе за январь-сентября 2020 г. составил 72% к такому периоду прошлого года, за январь-июнь 2020 – 79%, то есть спад больше 20%) спад промпроизводства, зафиксированный Росстатом по итогам первой половины нынешнего года. Другой пример заметного снижения уровня инвестриска в рейтинге связан, что также логично, с углеводородами: улучшение на 7 позиций у Ямало-Ненецкого АО (с 36 позиции на 29) объясняется достигнутой в прошлом году стабилизаций на мировом рынке нефти и газа, поступления от добычи которых служат основным источником развития местной экономики. Мало не покажется Впрочем, приведенные примеры лишь подсвечивают общую безрадостную картину. По ряду ключевых показателей, принимаемых для оценки положения дел в регионах, ситуация развивается пессимистично – причем фронтально. По данным Росстата, доля территорий, где наблюдается падение доходов населения, с 27% в 2019 году подскочила до 95% по итогам второго квартала года нынешнего (см. график 2), а в целом за 2020 год МЭР ожидает снижения реальных располагаемых доходов на 3,0%. Это неизбежно привело к провалу в обороте розничной торговли за январь-сентябрь 2020 г. почти на 5% (см. график 3) – указанная тенденция характерна для 85% регионов. На фоне карантинных ограничений произошел рост безработицы. За апрель-июнь 2020 года ее уровень увеличился до 6,0% (против 4,6% за аналогичный период прошлого года). Особенно выпукло проблема занятости проявляется в сфере малого и среднего бизнеса – оказанная федеральным и региональными властями поддержка в данном секторе помогает, конечно, несколько снизить остроту проблемы, но не способна полностью нивелировать последствия локдауна для наиболее уязвимого сегмента предпринимательской деятельности. Можно с уверенностью спрогнозировать, что удар по МСБ скажется на показателях в рейтинге тех регионов, где малый бизнес наиболее развит и в нем занято заметная доля населения. А это в первую очередь мегаполисы – в Петербург (2 место по интегральному риску в нынешнем списке) число предприятий МСБ на 1000 человек населения составляло по итогам 2019 г. 42,5, в Москве (6 место по интегральному риску) – 41,7. Конечно, преувеличивать влияние «малой экономики» на города-миллионники не стоит, но падение занятости в секторе, следовательно, снижение доходов у этой части населения неизбежно скажется и на общей ситуации в столицах. Что уж говорить про регионы вроде Самарской области, также входящей в топ-10 по числу предприятий МСБ на 1000 чел., — здесь влияние кризиса через низовую экономику будет только усиливаться, способствуя, можно предположить, дальнейшему ухудшению уровня инвестиционного риска (в нынешнем рейтинге область опустилась на 4 позиции в списке, заняв 17 место). Жизнь взаймы Ухудшение состояния дел с экономикой на уровне регионов фиксируют и другие показатели, главный из которых – снижение ВВП, которое, по данным Росстата, во втором квартале 2020 г. составило 8,0% (год к году). Причем это падение затронуло практически все регионы, значимые с точки зрения вклада в российскую экономику. Ведь из 85 субъектов РФ более половины (52%) валового внутреннего продукта формируют всего 10, а именно: Москва (6 место по интегральному риску в нынешнем рейтинге) и Санкт-Петербург (2 место), Московская (1 место) и Свердловская области (16 место), Ханты-Мансийский (19) и Ямало-Ненецкий (29) автономные округа, Краснодарский (9) и Красноярский (36) края, республики Татарстан (7) и Башкортостан (23). Перечисленные регионы закономерно занимают верхние строчки в нашем рейтинге по потенциалу (см. таблицу 3), т.е. доле на общероссийском рынке. Но даже они вынуждены для смягчения последствий кризиса и карантинных ограничений прибегать к заимствованиям и рассчитывать на поддержку из центра. К примеру, даже в сравнительно спокойном (на нынешнем фоне) 2019 году такие экономические гиганты, как Подмосковье, Свердловская область и Башкирия входили в топ-10 регионов по дефициту консолидированного регионального бюджета с показателями соответственно 9,1%, 6,4% и 4,3% превышения расходов над собственными доходами. Указанная тенденция только нарастает. По данным Минфина, за 10 месяцев текущего года объем государственного долга субъектов РФ вырос более чем на 100 млрд. рублей, при этом половина регионов показала прирост объема задолженности перед федеральным бюджетом. В целом за январь-октябрь текущего года объем межбюджетных трансфертов вырос на 57,3% к аналогичному прошлогоднему периоду. Понятно, что такие изменения в неизбежно ведут к усилению контроля за региональными бюджетами, которое выразилось в принятие президентом решения о личной ответственности министра финансов за исполнение региональных бюджетов. Пока это временная мера, но в условиях нарастающего кризиса она может стать и постоянной. А т.к. в нынешних условиях «лишние», в том числе инвестиционные ресурсы есть только у федерального центра, то его роль в формировании инвестпривлекательности регионов в очередной раз возрастет. График. Инвестиционный рейтинг российских регионов 2020 годИсточник: RAEX (РАЭКС-Аналитика) Условные обозначения Источник |