Объем инвестиций малого предпринимательства

Содержание
  1. Приказ Минэкономразвития России от 19.05.2020 N 292 «Об утверждении методики расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
  2. 7.2. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
  3. 7.2. Определение объема инвестиций в основной капитал по малым, микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям
  4. Эксперты оценили снижение инвестиций в малом бизнесе РФ в 36% во II квартале
  5. Изменения в сегменте крупного и среднего бизнеса
  6. Росстат раскрыл сложности с оценкой вклада малого бизнеса в экономику
  7. Как Росстат считает вклад малого бизнеса в ВВП
  8. Трудности расчетов
  9. Редкость полного исследования
  10. Межстрановые сравнения некорректны

Приказ Минэкономразвития России от 19.05.2020 N 292 «Об утверждении методики расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 мая 2020 г. N 292

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ

РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ «ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,

ПОЛУЧИВШИХ ДОСТУП К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПЛОЩАДЯМ И ПОМЕЩЕНИЯМ

В РАМКАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ, ТЕХНОПАРКОВ» ФЕДЕРАЛЬНОГО

ПРОЕКТА «АКСЕЛЕРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ

В целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», а также мониторинга его показателей приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков» федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Илюшникову Т.А.

к приказу Минэкономразвития России

от 19 мая 2020 г. N 292

РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ «ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ

СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,

ПОЛУЧИВШИХ ДОСТУП К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПЛОЩАДЯМ И ПОМЕЩЕНИЯМ

В РАМКАХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПАРКОВ, ТЕХНОПАРКОВ» ФЕДЕРАЛЬНОГО

ПРОЕКТА «АКСЕЛЕРАЦИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «МАЛОЕ

И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОДДЕРЖКА

ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

I. Общие положения

Методика предназначена для расчета показателя «Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков» (далее — показатель), используемого для ведения мониторинга исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2817; N 30, ст. 4717) и федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее — федеральный проект) в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Источником информации для расчета показателя являются данные Минэкономразвития России, полученные в рамках реализации федерального проекта.

Показатель рассчитывается Минэкономразвития России в целом по Российской Федерации, в разрезе субъектов Российской Федерации, на территориях которых промышленные парки и технопарки созданы и (или) получили поддержку с участием средств федерального бюджета, а также в разрезе каждого такого промышленного парка или технопарка.

Данные по инвестициям в основной капитал отражаются в текущих ценах, за единицу измерения принимается млрд. рублей.

Расчет показателя проводится без учета налога на добавленную стоимость.

Периодичность и срок формирования показателя — ежеквартально и ежегодно.

Срок предоставления (распространения) значения показателя Минэкономразвития России — не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, начиная с 2020 года.

Отслеживаемый период исполнения показателя — в течение реализации федерального проекта.

II. Основные понятия и определения

Для целей настоящей Методики используются следующие основные понятия:

«Субъекты малого и среднего предпринимательства, получившие доступ к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков» — юридические лица и индивидуальные предприниматели, отнесенные к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность на территориях промышленных парков, технопарков и (или) получивших доступ к отдельным видам товаров и услуг на территориях промышленных парков и технопарков;

Читайте также:  Требуемый уровень доходности инвестиций это

«Инвестиции в основной капитал» — совокупность затрат, направленных на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов.

III. Порядок расчета показателя

Расчет показателя (Io) за отчетный год производится на основе формулы:

Ii — объем инвестиций в основной капитал в отчетном году субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших доступ к производственным площадям и помещениям в рамках промышленных парков, технопарков, которые созданы и (или) получили поддержку на территории i-го субъекта Российской Федерации, млрд. рублей;

Im — объем инвестиций в основной капитал в отчетном году управляющих компаний, соответствующих критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, млрд. рублей;

n — количество субъектов Российской Федерации, имеющих на своих территориях промышленные парки и технопарки, созданные с привлечением средств федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации, предусматривающих меры государственной поддержки с привлечением средств федерального бюджета, на создание инфраструктуры промышленных парков и технопарков, единиц.

При расчете показателя в разрезе субъектов Российской Федерации количество субъектов малого и среднего предпринимательства определяется по месту ведения их деятельности.

Источник

7.2. ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

7.2. Определение объема инвестиций в основной капитал по малым, микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям

7.2. Определение объема инвестиций
в основной капитал по малым, микропредприятиям
и индивидуальным предпринимателям

Информационной базой для определения объема инвестиций по малым, микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям являются итоги сплошных федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства, которые проводятся один раз в пять лет.

В нашем примере используются данные сплошного обследования за 2010 год по формам N МП (сп) «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и N 1-предприниматель «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», а также данные формы N П-2 (инвест) «Сведения об инвестиционной деятельности» по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства.

По данным за 2010 год находим отношение объема инвестиций в основной капитал малых, микропредприятий, индивидуальных предпринимателей к объему инвестиций в основной капитал организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Расчет осуществляется по формулам:

где: — объем инвестиций в основной капитал организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства за 2010 год;

— объем инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) по данным сплошного обследования за 2010 год;

— объем инвестиций в основной капитал микропредприятий по данным сплошного обследования за 2010 год;

— объем инвестиций в основной капитал индивидуальных предпринимателей по данным сплошного обследования за 2010 год;

Sм — соотношение объемов инвестиций в основной капитал малых предприятий (без микропредприятий) и организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства;

Sмк — соотношение объемов инвестиций в основной капитал микропредприятий и организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства;

Sи — соотношение объемов инвестиций в основной капитал индивидуальных предпринимателей и организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Пример расчета приведен в таблице 2.

Расчет соотношения объема инвестиций
в основной капитал за 2010 год (по итогам сплошного
обследования, данные условные)

Источник

Эксперты оценили снижение инвестиций в малом бизнесе РФ в 36% во II квартале

МОСКВА, 14 сентября. /ТАСС/. Падение инвестиций в секторе малого бизнеса РФ, по оценкам экспертов, составило около 36% во втором квартале 2020 г., следует из бюллетеня «Комментарии о государстве и бизнесе», подготовленном НИУ ВШЭ.

«Согласно своей методике, Росстат в этом году исходит из того, что на их долю (компаний малого бизнеса — прим. ТАСС) приходится почти 21% всех инвестиций в денежном выражении. Учитывая, что, по официальным данным, во втором квартале 2020 г. падение инвестиций по полному кругу компаний составило 7,6% год к году в реальном выражении, и оценивая динамику инвестиций крупного и среднего бизнеса величиной минус 0,4%, можно рассчитать, что падение инвестиций в досчитываемом сегменте, охватывающем малый бизнес, составило примерно 36%», — говорится в бюллетене.

Читайте также:  Инвестиции с договором франчайзинга

По оценке экспертов, «это подрывает перспективы самостоятельного развития этого самого мобильного, незабюрократизированного и креативного сегмента экономики и повышает значимость дополнительных мер поддержки со стороны государства».

Отмечается, что правительство направило на прямые субсидии малому и среднему бизнесу 104 млрд рублей, а также предусмотрело иные меры поддержки. При этом в основном они были направлены на поддержку текущей деятельности, а не инвестиций. «А те меры антикризисной поддержки МСП, которые имели кредитный характер и потенциально могли быть использованы на инвестиции, накладывают на предприятия дополнительные обязательства в будущем и не всегда могут быть высоко эффективными и пользоваться спросом в условиях высокой неопределенности», — добавляют экономисты.

Изменения в сегменте крупного и среднего бизнеса

«Если говорить о структурных изменениях инвестиций в сегменте крупного и среднего бизнеса, то среди отраслей, наиболее пострадавших во втором квартале текущего года, можно назвать: туристическую деятельность (в силу фактического закрытия границ инвестиции здесь снизились на 22% год к году); деятельность некоторых видов транспорта (в условиях самоизоляции перевозки были ограничены); административную деятельность (низкоквалифицированные услуги оказались невостребованными в кризис); строительство; деятельность гостиниц и ресторанов; автопром», — отмечают в ВШЭ.

Кроме того, спад наблюдался в инвестициях в добычу полезных ископаемых (на 7,2%), в частности, в добычу нефти и природного газа (на 0,6%), что связано с необходимостью сокращения добычи нефти по соглашению ОПЕК+. При этом инвестиции в обрабатывающую промышленность в целом упали меньше — на 0,4% в реальном выражении, указывают эксперты. «При этом абсолютный объем инвестиций нефтегазодобытчиков во втором квартале текущего года (почти 723 млрд руб.) превысил совокупный объем инвестиций во всю обрабатывающую промышленность (почти 571 млрд руб.) примерно на 27%», — говорится в бюллетене.

В ряде отраслей инвестиции во втором квартале, напротив, наращивались. Например, очень высокий прирост инвестиций наблюдался в здравоохранении (на 74%), образовании (75%), государственном управлении (44%). «В лидерах оказалось также производство одежды (рекордный прирост на 125%) и мебели, что, возможно, было связано с необходимостью поставок оснастки и спецодежды в больницы. Особое место занимают инвестиции в почтовую и курьерскую деятельность, связанные с небывалой ранее актуализацией курьерской доставки продуктов и прочих товаров», — подчеркивают экономисты.

В целом изменение структуры инвестиций во время кризиса можно оценить как умеренно негативное, что выразилось, прежде всего, в снижении абсолютного объема инвестиций в сфере малого бизнеса, резюмируют эксперты.

Источник

Росстат раскрыл сложности с оценкой вклада малого бизнеса в экономику

Росстат рассказал о проблемах, которые влияют на качество оценки вклада малого и среднего бизнеса в экономику. Методика расчета показателя обсуждалась на заседании научно-методологического совета Росстата 30 октября, передал корреспондент РБК.

Впервые вклад малого и среднего бизнеса в российскую экономику Росстат оценил в этом году (за 2017 год). Показатель составил 21,9% ВВП, или более 20 трлн руб. Новый показатель понадобится экономическому блоку правительства в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Президент Владимир Путин поставил задачу увеличить этот показатель до 40% к 2025 году. Параллельно с этим число занятых в МСП должно вырасти с 19 млн до 25 млн человек.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. В Великобритании — 51%, Германии — 53%, Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% (данные Института экономики роста).

Как Росстат считает вклад малого бизнеса в ВВП

Росстат учитывает только официально зарегистрированные юрлица и индивидуальных предпринимателей из реестра МСП, который ведет Федеральная налоговая служба (ФНС). К малому и среднему бизнесу относятся только те предприятия, которые соответствуют трем критериям: по структуре уставного капитала, среднесписочной численности сотрудников (без внешних совместителей) и доходам от предпринимательской деятельности. Так, по закону к микропредприятиям относят юрлица и ИП с численностью сотрудников до 15 человек и доходом до 120 млн руб., к малым — до 100 человек и 800 млн руб., к средним — от 100–250 человек и до 2 млрд руб.

Читайте также:  Что означает добывать криптовалюту

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП рассчитывается как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости по отраслям экономики, которую создают МСП, к совокупной валовой добавленной стоимости по экономике в целом.

Источники информации для оценки:

  • данные из реестра малых и средних предприятий ФНС на конец предыдущего года;
  • сплошное обследование юрлиц и ИП (раз в пять лет);
  • бухгалтерская и статистическая отчетность, которую предоставляют предприятия;
  • расчетные показатели по МСП в сельском хозяйстве (оцениваются отдельно);
  • показатели по ИП об объеме платных услуг;
  • оценка Банка России услуг МСП в банковском секторе.

Трудности расчетов

Сплошное обследование всех респондентов малого бизнеса для корректировки данных ФНС Росстат проводит раз в пять лет. В нем принимают участие 6 млн компаний малого и среднего бизнеса, а также ИП, отметила начальник управления статистики предприятий Росстата Елена Шустова.

«Практика показывает, что примерно 30% из реестра МСП уже «не живые», не работают, учитывая высокую мобильность этого сектора экономики», — рассказала специалист.

Кроме того, сплошное обследование помогает правильнее определить фактический вид деятельности предприятий, поскольку малый бизнес подвижен — часто при регистрации юрлица или ИП предприниматель заявляет один вид деятельности, а позже меняет его.

При этом сплошное обследование не дает полного понимания о финансовых показателях компаний, поскольку большинство малых предприятий не ведет бухучет, отметила Шустова.

Кроме того, как показывает сплошное обследование, половина организаций торговли и индивидуальных предпринимателей применяют единый налог на вмененный доход (ЕНВД). «Они не заинтересованы раскрывать ФНС свою реальную выручку, а показывают ту, с которой платят налог. Мы же оцениваем объем продаж, поэтому у нас более объективная информация», — отметила замглавы Росстата Ирина Масакова. ЕНВД отменяют с 2021 года, так как зачастую он используется для дробления бизнеса и ухода от налогов, в Москве он уже не действует.

Редкость полного исследования

По прошествии времени после сплошного обследования данные все меньше отражают реальность. Последний раз оно проводилось в 2016 году по итогам 2015 года. Следующее сплошное обследование намечено на 2021 год по итогам 2020 года.

Чаще проводить сплошное обследование запрещено законом. «Это ляжет серьезной нагрузкой на плечи малого и среднего бизнеса. В межпереписной период мы используем выборочные обследования, которые при условии проведения полного обследования раз в пять лет выдают вполне удовлетворительные данные», — пояснил руководитель Росстата Павел Малков.

Другая проблема, влияющая на качество оценки, — массовый уход фермеров в статус личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Количество фермерских хозяйств сократилось на 40% за десять лет с 2006 года, а число ЛПХ существенно увеличилось, в городской местности — в шесть раз, показала последняя сельхозперепись 2016 года. При этом ЛПХ учитываются не как малый бизнес, а как домохозяйства.

Кроме того, Росстат не оценивает аффилированность предприятий с крупными компаниями, обратил внимание управляющий директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Николай Фролов. «Есть компании, которые работают на «Газпром», но все равно учитываются как малые или средние», — отметил эксперт.

Межстрановые сравнения некорректны

Оценку доли МСП в ВВП за 2018 год Росстат опубликует 31 декабря 2019 года. Это связано с тем, что расчет базируется на ВВП — необходима третья оценка ВВП за предыдущий год, пояснила начальник управления национальных счетов Росстата Елена Зарубина.

Сравнивать Россию по степени вклада малого и среднего бизнеса с другими странами некорректно, уверены в Росстате. Другие страны используют свои критерии малого и среднего бизнеса, отметил Малков. Как правило, такие сравнения показывают существенно большую долю малого бизнеса в экономиках других стран.

По последним данным на 10 октября, в России официально зарегистрированы 5,8 млн малых и средних предприятий — 2,5 млн юрлиц и 3,3 млн индивидуальных предпринимателей. Занятость в секторе составляет 14,4 млн человек.

В начале 2019 года число зарегистрированных предпринимателей впервые превысило количество компаний — статистика приблизилась к реальности, поскольку работающих ИП в реальности действительно больше, чем компаний, отмечали опрошенные РБК эксперты.

Источник

Оцените статью