Объективная необходимость привлечения иностранных инвестиций

Необходимость привлечения иностранных инвестиций.

В странах, испытывающих кризис платежеспособности, иностранные инвестиции, в частности прямые, рассматриваются в качестве источника, альтернативного ссудному капиталу. Это обусловлено тем, что доходы по этим инвестициям формируются в результате предпринимательской деятельности и размеры переводимых за рубеж ресурсов зависят от ее результатов.

По причинам главным образом идеологического характера иностранные инвестиции получили доступ в СССР лишь в 1987 году. Согласно законодательным актам, принятым в январе того года, участие иностранного капитала разрешалось только в форме СП. Доля иностранного партнера не могла превышать 49 %. В 1990 г. иностранные инвесторы получили право создавать предприятия со 100%- ным участием. В июле 1991 г. были приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях. Согласно последнему действующему и в настоящее время закону[1] иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России в разных формах: долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных компаний; покупка предприятий, зданий, паев, акций, облигаций и т.п.; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; иная деятельность по осуществлению инвестиций, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Необходимость привлечения иностранных производственных инвестиций в экономику России продиктована рядом долговременных объективных причин. В среднем по России доля собственных средств предприятий в инвестициях составляет порядка 60- 63 %. Остальная часть должна привлекаться из внешних источников. К ним, прежде всего, относятся- иностранные предприниматели, российские финансовые институты и само государство.

Существует несколько оценок потребности российской экономики в иностранных инвестициях: 150 млрд.долл. для первичной модернизации ключевых секторов производства- нефтяной промышленности (50 млрд.долл.), обрабатывающей (50- 60 млрд.долл.), металлургия (20 млрд.долл.), оборонных отраслей (20-30 млрд.долл.)- до конца текущего десятилетия.; 2500 млрд. долл. на предстоящее 15- летие и,наконец, более скромные цифры, названные Е.Ясиным для того же периода- 800-900 млрд. В результате Россия смогла бы на новой, более современной базе восстановить свои позиции в мировом хозяйстве в качестве крупной индустриальной страны со средним уровнем экономического развития и удовлетворительными стандартами жизни населения. Сам масштаб требуемых для этого капитальных затрат свидетельствует о необходимости притока средств извне.

Современное состояние экономики России не стимулирует коммерческие банки к осуществлению вложений в производственную сферу. К тому же имеющиеся оценки говорят о том, что самые крупные коммерческие банки даже при максимально благоприятных условиях способны одновременно вложить в отдельные проекты в среднем не более 20 млн. долларов и, как исключение,- до 40 млн. Долларов.

[1] Закон РСФСР от 4 июля 1991 года “Об иностранных инвестициях в РСФСР”.

[Т1] Государство тоже можно рассматривать как потенциального инвестора. Но сегодня рассчитывать на материальную поддержку государства, то есть на прямое финансирование промышленности пока не приходится- у него свои трудности с бюджетом. Единственное, что может государство сделать, это провести еще одну волну приватизации.

Определенное представление об эффективности использования иностранного капитала в производственной сфере и в экспорте дают следующие данные.

1. По состоянию на середину 1995 года в России зарегистрировано более 16 тыс. предприятий с иностранными инвестициями. [5] Примерно полуторное превышение экспорта предприятий с иностранными инвестициями над импортом обеспечивает их “валютную самоокупаемость” и способствует реинвестициям в экономику, исходя из стратегической задачи закрепления на российском рынке (нефтяные и электронные компании, производители продовольствия). В 1994 году 82 % рублевых иностранных инвестиций (72 млрд. рублей — без учета коммерческих банков и приватизации предприятий) состояли в основном из реинвестированной прибыли, причем осуществлены они был в виде прямых инвестиций.[5]

2. Согласно данным Я.Уринсона, заместителя министра экономики, производительность на предприятиях с иностранными инвестициями в 1,5- 2 раза выше, чем на аналогичных отечественных предприятиях. Согласно другим данным, она была почти в 7 раз выше средней по народному хозяйству. Велики разрывы и по фондоотдаче, но она на 42 % больше, чем на чисто российских предприятиях.

Читайте также:  Карты для майнинга 104

3. Большая часть произведенной продукции совместных предприятий реализуется на внутреннем рынке, вынуждая отечественных производителей уделять больше внимания повышению качества продукции.

Источник

Объективная необходимость привлечения иностранных инвестиций

Ключевые слова: инвестиции, иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, ПИИ, зарубежные инвестиции

Экономическая жизнь индустриальной России во многом определяется оборотом промышленного капитала, связанного с инвестиционным циклом. Помимо внутренних инвестиций, являющихся основным мотором инвест-цикла, Россия с конца 80-х годов пытается активно использовать и иностранные инвестиции (ИИ).

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участия экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в отрасли, свободные для предпринимательства.

В конце 90-х годов финансовый капитал в мире составлял огромную величину — несколько десятков трлн. долларов. Эти деньги — основа мирового финансового рынка, опоясывающего весь земной шар. Как привлечь эти средства в экономику России? И нужно ли их привлекать?

Официальная точка зрения: следует активно привлекать иностранные инвестиции, создавая благоприятный инвестиционный климат. В то же время существуют и другие мнения о нежелательности широкого доступа иностранного капитала в российскую экономику. Крайним выражением подобных точек зрения является тезис об угрозе «распродажи России» международным монополиям. Как правило, глубокого экономического анализа за такого рода высказываниями не стоит. Скорее, они используются как пропагандистский лозунг в борьбе с политическими оппонентами.

Другой, более логичной позицией, являются взгляды тех экономистов, которые в притоке иностранного капитала видят угрозу серьезной конкуренции для российской промышленности. Они протестуют против низкой цены предприятий, выставляемых на аукционы в ходе приватизации, в которых участвуют иностранцы.

В США и Европе аналогичные объекты стоят гораздо дороже. От таких мнений не стоит отмахиваться. Вместе с тем объективные законы мировой экономики, процессы международной миграции, капитала свидетельствуют о том, что Россия не может стоять в стороне от активного привлечения и использования иностранного капитала.

Как свидетельствует практика, мировое хозяйство и отдельные национальные хозяйства не могут эффективно функционировать без перелива капитала в мировом масштабе, без его эффективного использования. Это объективная необходимость и одна из важнейших отличительных черт современного мирового хозяйства и международных экономических отношений.

Мировая экономическая наука еще в 60-е годы убедительно доказала, что любая развивающаяся страна, стремящаяся к быстрому увеличению национального дохода, сталкивается с неразрешимыми трудностями, если она пытается осуществить программу капиталовложений, ограничиваясь лишь мобилизацией национальных средств.

Поставить цель интегрироваться в мировое хозяйство, признавая необходимость следования идеалам открытой экономики, нельзя не признать объективности процессов притока капитала в Россию. Привлечение иностранного капитала в Россию относится не к конъюнктурно-тактическим, а к стратегическим задачам развития российской экономики.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как факторы:

1) ускорения экономического и технического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппарата;

3) овладения передовыми методами организации производства;

4) обеспечения занятости, подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Инвестиционная активность является самым слабым местом в российской экономике с начала рыночных реформ. Динамика внутренних капиталовложений отрицательная. Так, если в 1996 г. по сравнению с уровнем 1991 г. объем валового внутреннего продукта сократился на 39%, промышленного и сельскохозяйственного производства, соответственно, на 49 и 35, то объем капиталовложений упал за это пятилетие на 71 процент. Налицо острый инвестиционный кризис.

В условиях инвестиционного кризиса в России привлечение иностранных инвестиций становится задачей, от эффективности решения которой зависят ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромный объем инвестиций для обеспечения такого перехода.

Специфические условия нашей страны делают этот процесс, не имеющим аналогов в мире. (Пожалуй, лишь Китай с его огромным населением и обширной территорией и широкомасштабными реформами мог бы послужить в качестве адекватного примера).

Проблемная специфика России выражается, прежде всего, в:

1) обширности территории, неразвитости коммуникационной структуры;

2) наличии устаревшего производственного аппарата;

3) гипертрофированности военно-промышленного комплекса (ВПК) при отсутствии целого ряда производств, необходимых для нормальной гражданской экономики;

Читайте также:  Дабл коин шины грузовые

4) слабости сельского хозяйства.

Для перестройки всего народнохозяйственного комплекса на рыночную основу, модернизации экономики, усиления ее социальной ориентации требуются огромные капиталовложения. Конечно, наивно думать, что иностранные капиталы смогут утолить весь наш инвестиционный голод в полной мере. Однако, в определенной степени, в рамках развития отдельных ключевых областей и сфер производства это, по-видимому, возможно.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Эрнст и Янг» нужно привлечь 200-300 млрд. долл. При этом, только одному топливно-энергетическому комплексу России для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл. Для замены и модернизации активной части производственных фондов России нужно ежегодно привлекать 15-18 млрд. долл. Для этого примерно десятую часть международных прямых инвестиций необходимо перераспределять в пользу нашей страны. Реально Россия будет конкурировать на уровне предложения капиталов объемом 40 млрд. долл. К тому же и «переварить» ежегодно она сможет, в лучшем случае, 40-50 млрд. долл. Но это в том случае, если ей предложат такой объем инвестиций.

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем иностранного капитала, где-то в пределах 10 млрд. долл.

Имея множество альтернативных предложений на более благоприятных, чем в России, условиях, иностранный капитал не спешит и не будет спешить инвестировать в российскую экономику. Ближайшие соседи России, будучи более расторопны, перехватывают потоки западных инвестиций.

Например, Венгрия, Польша, Чехия, как отмечалось выше, получили значительную часть иностранных инвестиций с начала 90-х годов. И хотя по абсолютной сумме иностранных инвестиций Россия занимает 2-ое место после Венгрии, это не должно вводить в заблуждение. Так, в Венгрии уже 17% предприятий имеют в своем капитале иностранную долю, а в странах бывшего СССР — только 0,2%.

Источник

Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.05.2019 2019-05-13

Статья просмотрена: 2647 раз

Библиографическое описание:

Ступакова, В. Е. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации / В. Е. Ступакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 169-171. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58852/ (дата обращения: 12.06.2021).

В данной статье рассматриваются проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Всем известно, что инвестиции являются очень важным фактором в успешном экономическом развитии страны. Поэтому разобраться в этой проблемы и найти пути ее решения является одной из первостепенных задач.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, прямые иностранные инвестиции, привлечение инвестиций, проблемы инвестирования.

This article discusses the problems of attracting foreign investment in the economy of the Russian Federation. Everyone knows that investment is a very important factor in the successful economic development of the country. Therefore, to understand this problem and find ways to solve it is one of the primary tasks.

Keywords: foreign investment, foreign direct investment, attracting investment, investment problems.

Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации [1].

Важность привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации на сегодняшний день очевидна. Желание завоевать доверие на мировом рынке, добиться того, чтобы отечественное производство повысило свою конкурентоспособность, рвение к открытости экономики и к нежеланию оставаться безучастным в международном финансовом обмене — все это говорит о том, что есть необходимость в создании благоприятной среды для привлечения иностранных капиталовложений.

Отойдя немного в прошлое и рассмотрев развитие социалистических стран, следует заметить, что именно появление иностранных инвесторов, желающих и имеющих возможность мобилизовать ресурсы для реструктуризации организаций, было одним из важных моментов для экономического роста в этих странах. В бывших социалистических странах, в связи с пониженным реальным спросом или вовсе с его отсутствием, активы казались не оцененными по достоинству — их стоимость на рынке, как правило, ниже стоимости по балансу. И вот тогда нужен приток иностранных капиталовложений так, как именно он в силах повлиять на ситуацию и поспособствовать значительному спросу на активы.

Читайте также:  Проект является рентабельным если где pi рентабельность инвестиций

Основной проблемой является то, что в РФ у организаций нет средств из-за практически отсутствия финансирования из государственного бюджета, поэтому возникает потребность привлечения в страну иностранного капитала под видом инвестиций. Естественно, это только лишь на время облегчит положение, но не станет кардинальным решением проблемы и может в итоге привести к тому, что наша страна станет зависима от мировых держав.

Основной проблемой иностранных компаний является перенасыщение национальных рынков, и чтобы решить ее, им выгодно сотрудничать с Россией. Огромные возможности открываются при развитии взаимоотношений, к примеру, можно расширить масштабы своей деятельности и поддержать конкурентоспособность. Усиление позиций России как важной экономической платформы отразилось в росте интереса, проявляемого к ней западными транснациональными корпорациями (ТНК).

Объединение с компаниями, которые являются лучшими на западном рынке, должно привести к развитию экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, инновационных товаров и производственных технологий, человеческих ресурсов, управления качеством, ориентации на потребителя.

Можно выделить ряд проблем по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации:

1) недостатки правового регулирования, в том числе проблемы усовершенствования законодательства об иностранных инвестициях в отношении гарантирования безопасности прибыли инвесторам [2];

2) частые изменения инвестиционного законодательства [2];

3) отсутствие практически действенного законодательства [2];

4) неразвитость банковской и налоговой систем и нестабильность рынка ценных бумаг [2];

5) отсутствие международного доверия к России как к заемщику [2];

6) экономическую нестабильность: резкое и долговременное снижение производственной деятельности [2];

7) нездоровую социальную обстановку, в том числе коррупцию и преступность [2];

8) отсутствие достоверной и своевременной информации о российском инвестиционном климате [2];

9) неразвитость инфраструктуры и связанные с этим трудности приобретения сырья и материалов [2];

10) неясность в разделении полномочий федеральных и местных властей [2];

11) неэффективную систему страхования [2].

Чтобы решить эти проблемы и добиться существенного качественного и количественного увеличения ПИИ (прямых иностранных инвестиций) стоит начать с того, что создать программу на государственном уровне в поддержку иностранных инвесторов, которая поспособствует привлечению иностранного капитала в страну.

Анализируя опыт прошлых лет, а также опыт зарубежных стран, ясно то, что одной такой программы будет мало. К необходимым мерам, помимо государственной программы, следует отнести такие, как:

1) создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, создание реально действующих свободных экономических зон) [3];

2) четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами [3];

3) создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства [3];

4) снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов [3];

5) введение частной собственности на землю [3];

6) создание механизмов страхования иностранных инвестиций [3].

За последние несколько лет России стало очень сложно, конечно на это повлияла позиция нашей страны в конфликте Украины. На «нас» были возложены санкции, как в политическом, так и в экономическом аспекте и, неудивительно, что это также отрицательно повлияло на инвестиционный климат. Сильный спад вложений произошёл в отрасли металлургического производства, в отрасли машиностроения. Это отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, в млрд долл.

Важность привлечения иностранного капитала для Российской Федерации заключается не только в возможности увеличения спроса на реальные активы, скорее всего, для нас инвесторы как-бы привносят новую, другую культуру бизнеса, они являются некими «пришельцами из завтрашнего дня». В сравнении с отечественными инвесторами, которые ограниченны правилами валютного регулирования, иной предпринимательской культурой, языком и потому ориентированных на работу в России, иностранные инвесторы значительно свободнее в выборе мест приложения своим капиталам.

Источник

Оцените статью