- Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование
- Вниманию владельцев криптовалют: закон, налоги, ответственность!
- Каким будет регулирование криптовалют в России? Главные изменения на 2021 год
- Содержание статьи:
- Содержание статьи:
- Мнение 1 – регулирование выведет отрасль из тени.
- Мнение 2 – определение отношения к криптовалютам в России пойдет стране на пользу.
- Мнение 3 – регулирование не будет простым.
- Мнение 4 – регулирование рынка цифровых активов в России может затянуться.
- Мнение 5 – цифровой рубль может изменить правила игры.
- Подпишись на наш Telegram-канал и не пропускай важные новости из мира криптовалют и блокчейна*
Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование
InVentoriS / Depositphotos.com |
Вступивший в силу 1 января закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ; далее – Закон № 259-ФЗ), хотя и содержит в своем названии оба этих понятия, и дает их определения, не сильно помог криптосообществу с точки зрения понимания сущности и условий использования криптовалют в нашей стране.
Абсолютное большинство норм Закона № 259-ФЗ посвящены цифровым финансовым активам (ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Установлены правила выпуска, учета и обращения ЦФА, требования к операторам информационных систем, в которой выпускаются ЦФА, операторам обмена ЦФА, порядок деятельности таких операторов. Как отметил в ходе состоявшейся на прошлой неделе онлайн-конференции ИД «Коммерсантъ» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, принятие Закона № 259-ФЗ должно поспособствовать более активному использованию технологии блокчейн для выпуска ЦФА с целью привлечения инвестиций под реализацию различных проектов.
Регулирование же, предложенное Законом № 259-ФЗ, для цифровой валюты – Анатолий Аксаков подтвердил, что под ней подразумевается именно криптовалюта, – оказалось половинчатым. С одной стороны, криптовалюта в России теперь легализована. Во-первых, законодательно дано ее определение: цифровой валютой признается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, либо в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ). Во-вторых, в ряд отраслевых законов (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.
С другой стороны, правила выпуска и обращения цифровой валюты не определены, указано лишь, что «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами» (ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), а значит, владельцам криптовалют – а их в России немало: по приведенным президентом РАКИБ Юрием Припачкиным данным, наша страна входит в тройку государств – лидеров по использованию цифровых валют, а количество криптокошельков граждан России превышает 8 млн, – еще какое-то время придется ждать принятия такого законодательства. Напомним, законопроект, на основе которого был принят Закон № 259-ФЗ, рассматривался в Госдуме более двух лет.
Однако в определенной части использование криптовалюты уже законодательно ограничено: прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг – он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ). «У нас по законодательству платежным средством является рубль, который эмитируется Банком России, и никакие иные валюты, в том числе криптовалюты, не могут быть платежным средством на территории РФ. Так что это нормальное решение, что нельзя их использовать для расчетов, – подчеркнул Анатолий Аксаков. – Кроме того, хотя это прямо не написано, но подразумевалось: поскольку эти частные валюты, которые не имеют обязанного лица, обеспечения, за ними не стоит никакое государство, они несут большой риск для правообладателей, так что нет желания стимулировать россиян приобретать их».
В принципе же совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой разрешается, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, правда, с одной оговоркой – о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок необходимо информировать налоговые органы (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).
Порядок такого информирования может быть утвержден уже в ближайшее время: 17 февраля в первом чтении был принят законопроект 1 , предусматривающий своего рода самодекларирование факта владения и использования криптовалют: п. 1 ст. 21 Налогового кодекса предлагается дополнить положением, согласно которому налогоплательщики имеют право сообщать о получении права распоряжаться, в том числе через третьих лиц, цифровой валютой, представлять отчеты об операциях с ней и о ее остатках. При этом для случаев, когда за календарный год сумма поступлений цифровой валюты или списаний цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, превысит сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб., предполагается установить уже не право, а обязанность таких лиц сообщать в налоговый орган о получении права распоряжаться цифровой валютой, а также представлять отчеты об операциях (гражданско-правовых сделках) с цифровой валютой и ее остатках – ст. 23 НК РФ планируется дополнить соответствующим п. 3.5. Распространяться эта обязанность будет на российские организации, филиалы и представительства иностранных и международных компаний, созданные на территории РФ, и физических лиц: граждан России, постоянно проживающих в РФ на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением лиц, срок пребывания которых за пределами России превышает в совокупности 183 дня в течение календарного года).
В связи с этим ФНС России предполагается наделить полномочиями по установлению порядка определения рыночной цены на цифровую валюту – она будет использоваться при расчете обозначенной выше пороговой суммы в 600 тыс. руб., а также по утверждению форматов сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках.
За непредставление или представление содержащего недостоверные сведения отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках законопроектом предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, в соответствующем календарном году – для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте). За непредставление же сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб. В случае принятия законопроекта и подписания соответствующего закона первым отчетным периодом станет 2021 год.
Помимо этого, законопроектом предусматривается штраф за неуплату, в том числе частичную, налога в связи с невключением в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, – в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
Разумеется, данный проект, вводящий новые обязанности и ответственность за их неисполнение в сфере, до конца пока не урегулированной, широко обсуждается экспертным сообществом. По мнению специалистов по криптовалюте, он, во-первых, является преждевременным – нецелесообразно говорить о налогах в отсутствие норм, устанавливающих правила оборота криптовалют, а во-вторых, нуждается в серьезной корректировке, в частности с точки зрения того, что понимается под прибылью от использования криптовалют для целей налогообложения. «Прибыль от криптовалют является виртуальной, пока ты не перешел в фиат. Когда ты обналичил деньги и получил реальную прибыль, тогда, пожалуйста, заплати налоги – такой должен быть подход», – полагает Юрий Припачкин.
Стоит отметить, что с большой вероятностью законопроект будет существенно доработан ко второму чтению – профильные комитеты Госдумы уже отметили целый ряд требующих изменения и уточнения его положений. Так, Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству указал в своем заключении, что установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к цифровой валюте, определения их соотношения с такими регулируемыми Гражданским кодексом категориями, как цифровые права и деньги, и установления четких правил их использования. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ понятие цифровой валюты – с возможностью ограничения ее гражданского оборота в соответствии с п. 2 ст. 129 кодекса – и соответствующим образом скорректировать ее определение в Законе № 259-ФЗ.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам (является ответственным по данному законопроекту) в свою очередь отмечает несоответствие положений, предусматривающих наделение ФНС России правом устанавливать порядок определения рыночной цены цифровой валюты, ст. 40 НК РФ, согласно которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, – предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное, а налоговые органы вправе проверять правильность применения цен только в определенных случаях. Кроме того, поскольку налоговые согласно законопроекту смогут запрашивать в банках выписки по операциям на счетах физических лиц и справки о переводах электронных денежных средств при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты, необходимо, по мнению комитета, уточнить, что понимается под операциями по переводу цифровой валюты (так как в Законе № 259-ФЗ об этом тоже не говорится), и в рамках какой из предусмотренных НК РФ процедур налоговые органы могут установить факт того, что операции на счетах связаны с переводом цифровой валюты, а также признаки возможного нарушения налогового законодательства. И наконец, необходимо определить, какие операции будут считаться операциями, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, так как прибыль от таких операций предполагается включать в налоговую базу, но при этом Закон № 259-ФЗ, как уже отмечалось, запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги.
1 С текстом законопроекта № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Источник
Вниманию владельцев криптовалют: закон, налоги, ответственность!
Важно! С 1 января 2021 года вступает в силу Закон о цифровых финансовых активах, регулирующий торговлю криптовалютой.
В 2020 году значительно увеличился интерес инвесторов к криптовалютам.
Если для Вас Bitcoin, Ethereum, Ripple, Litecoin, майнинг не просто набор непонятных слов, то эта статья обязательна к прочтению.
Тема будут актуальна еще и потому, что ЦБ РФ анонсировал скорый запуск цифрового рубля.
Криптовалюта – цифровой актив и в то же время платежная система, которая использует криптографическую функцию для шифрования записей. Считается альтернативой деньгам, которые выпускаются государством. В основе криптовалют лежит технология распределенного реестра — блокчейн.
Продажа криптовалюты рассматривается как продажа имущества, в связи с чем полученный доход подлежит обложению НДФЛ (13%).
N.B. Со следующего года 15%, если доходы превысят 5 млн. руб.
Налоговая база: разница между доходами от продажи и расходами на покупку цифровых валют, если они документально подтверждены (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ; Письма Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-07/80764, от 17.05.2018 N 03-04-07/33234).
При получении дохода от продажи криптовалюты необходимо самостоятельно исчислить НДФЛ и подать налоговую декларацию.
Это важно знать о криптовалюте
— в России запрещается использовать криптовалюту для оплаты товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой.
— цифровая валюта признается имуществом, следовательно, она может быть получена по сделкам, а также в порядке наследования, изъята в пользу кредиторов в исполнительном производстве и в процедуре банкротства.
— необходимо декларировать (информировать) ФНС о владении цифровой валютой – это обязательное условие судебной защиты.
Налоговые штрафы за неуплату (ст. 122 НК РФ): неумышленную — 20% суммы недоимки; умышленную — 40%.
Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.
Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом налог рассчитал правильно – с него взыщут только пени.
Неуплата физлицом налогов в крупном размере (2 млн. 700 тыс. руб. в пределах 3х лет) путем непредставления декларации в налоговый орган, а равно умышленное включение в нее недостоверных сведений – вплоть до 300 тыс. руб. штрафа и лишения свободы до года (ст. 198 УК РФ).
За особо крупный размер (13 млн. 500 тыс. руб.) – штраф может достичь 500 тыс. руб., а лишение свободы – 3х лет.
Особое внимание! Минфин разработал поправки в УК РФ, УПК РФ об ответственности за незадекларированную криптовалюту, а также в НК РФ – в части регулирования цифровых валют и цифровых финансовых активов (ЦФА).
— установить обязанность владельцев криптоактивов декларировать сделки с цифровой валютой, если сумма операций превышает 600 тыс. руб.
— если в течение 3х лет более 2х раз данные в налоговый орган не представлялись – уголовная ответственность (наказание до 3 лет лишения свободы).
В последнее время участились случаи налоговых проверок физлиц, многократно увеличились запросы ФНС в банки, в связи с чем ЮК «Дмитренко и партнеры» рекомендует легализовать торговлю криптовалютой для защиты своих имущественных прав, передачи криптовалюты наследникам, а также избежания налоговой и уголовной ответственности.
Источник
Каким будет регулирование криптовалют в России? Главные изменения на 2021 год
Содержание статьи:
Содержание статьи:
С 2017 года власти России ведут работу над формированием правовой базы для рынка цифровых активов. Спустя 3 года — летом 2020 — президент РФ подписал документы, которые должны стать основой регулирования отрасли.
Узнаем у экспертов, как изменятся правовые границы для участников российского криптосообщества, и чего стоит ждать криптовалютным инвесторам в 2021 году.
Мнение 1 – регулирование выведет отрасль из тени.
Одним из первых своим мнением по вопросу с нами поделился предприниматель и финансист, член Ассоциации профессиональных директоров АНД, Николай Неплюев. Он считает, что с 2021 года вся сфера делопроизводства, спекуляции и манипуляции с криптовалютой будет строго контролироваться государством и облагаться налогом.
Сокрытие счетов, доходов и операций с криптовалютой, по его мнению, будет грозить штрафом и уголовной ответственностью для россиян.
При этом Николай Неплюев предупредил о том, что после выплаты налогов некоторые сделки с криптовалютой с низким доходом станут нерентабельными.
«На первый взгляд кажется, что это ущемляет права россиян и лишает их дохода. Однако данный подход нивелирует лишь незначительный сегмент криптоопераций и позволит официально развиваться руслу криптосообщества, привлекая существенные инвестиции, что значительно прибыльнее», — пояснил эксперт.
По его мнению, системный законодательный подход позволит вывести данную сферу из теневого формата и защитить права участников рынка, что ранее было невозможным ввиду отсутствия законодательной базы в этой области деятельности.
«Обобщая, можно сделать вывод, что с 2021 года российское криптосообщество станет менее хаотичным, более системным, структурированным, подконтрольным и защищенным законодательством . Это целесообразно и рентабельно для всех, кроме теневых структур», — подытожил Николай Неплюев.
Мнение 2 – определение отношения к криптовалютам в России пойдет стране на пользу.
Экс-директор департамента развития бизнеса Rambler Group, директор по СНГ компании Copper Сергей Шанаев также поделился своим мнением по криптовалютному рынку в России.
Вопрос: Как, по-вашему, правительство России будет регулировать криптоотрасль в 2021 году?
«Еще в июле в России был разработан закон по использованию цифровых активов, который вступит в силу 1 января 2021 года. Новый закон разрешает гражданам России торговать цифровыми финансовыми активами на территории России, но запретит использовать криптовалюты для оплаты товаров и услуг. Важным положительным моментом, вытекающим из этого закона, является то, что теперь суды уполномочены разрешать споры, связанные с цифровыми активами », — отметил эксперт.
При этом Сергей Шанаев обратил внимание на то, что в рамках миссии по укреплению международного положения страны, правительство будет усиливать контроль над российским рынком цифровых активов, вместо того чтобы вводить полный запрет на их использование.
«Несмотря на достаточно высокий уровень неопределенности, текущая версия закона о ЦФА определяет криптовалюты не как «незаконные», а скорее, как неприемлемый способ оплаты, что может рассматриваться как очередной шаг России по разъяснению своей позиции в отношении цифровых активов», — отметил эксперт.
При этом Сергей Шанаев считает, что для повышения уверенности и безопасности российского криптосообщества требуется гораздо больший уровень ясности.
Вопрос: Как вы считаете, какие еще регуляторные меры может предпринять правительство РФ в 2021 году? Какие изменения могут ждать участников криптосообщества?
«В то время как блокчейн продолжает получать мощную поддержку со стороны правительства, а Анатолий Аксаков, член Национального банковского совета Центрального банка, недавно назвал его «технологией будущего», отношение к цифровым активам несколько иное», — отметил Сергей Шанаев.
Российское правительство, по его мнению, продолжает придерживаться жесткой позиции в отношении регулирования криптовалют и не демонстрирует никаких признаков смягчения своего подхода к 2021 году.
Последние решения Министерства финансов РФ, отметил эксперт, предполагают, что владельцы криптовалют, не сообщившие криптовалютных транзакциях на сумму 45 млн рублей и выше, отправятся в тюрьму.
Однако, интерес к криптовалютам в России уверенно растет. По данным Кембриджского университета, настоящее время в России насчитывается более 6 миллионов пользователей цифровых активов. По мнению Сергея Шанаев, именно этот тренд помешал правительству ввести полный запрет — по крайней мере, на данный момент.
«Мы считаем, что для достижения баланса между регулированием и развитием цифровых активов более эффективным подходом стало бы вовлечение институциональных активов, которое позволит увеличить объем и фактически снизить волатильность», — отметил эксперт.
По его мнению, сейчас очень важно, какую позицию Россия, как мировая держава, займет по отношению к криптовалютам, поскольку страны по всему миру взвешивают все за и против регулирования цифровых активов.
Сергей Шанаев обратил внимание на то, что глобальный финансовый тяжеловес Китай, который запретил ICO и цифровые активы в 2017 году, недавно разрешил торговлю биткоинами, признал их как виртуальную собственность и начал разработку CBDC — цифрового юаня.
Также эксперт упомянул работу Центрального банка России над созданием цифрового рубля. Финансовый инструмент, по мнению Сергея Шанаева, позволит российскому правительству сохранить свой денежно-кредитный авторитет, одновременно продвигая цифровой рубль в мировой торговле и финансах.
Мнение 3 – регулирование не будет простым.
Директор E.M.FINANCE Евгений Марченко также принял участие в обсуждении будущего регулирования цифровых активов в России в 2021 году.
Эксперт отметил, что изначально криптовалюты задумывались, как абсолютно новый независимый от государств и правительств финансовый инструмент. Однако с развитием этого рынка стали проявляться мошеннические схемы, которые требуют законного регулирования.
Евгений Марченко напомнил о заявлении пресс-секретаря президента РФ, Дмитрия Пескова в котором он отметил, что правительство РФ собирается контролировать криптовалютный рынок в рамках рекомендаций межправительственной организацией по борьбе с отмыванием преступных доходов (FATF). По мнению политика, это сократит финансовые риски в этой сфере.
«В связи с тем, что сектор криптовалют развивается сейчас очень стремительно, быстро создать новую законодательную базу сложно. Однако еще несколько месяцев назад FATF начала разрабатывать единые стандарты для межправительственных организаций, которые касаются борьбы с отмыванием средств», — отметил эксперт, уточнив, что разработчики должны представить их к концу года.
При этом, уже в 2021 году, уточнил Евгений Марченко, эти стандарты начнут использовать для регулирования крипторынков.
«Это не будет тотальный контроль со стороны государства, однако подстроиться под новые стандарты придется всем участникам криптосообщества», — подытожил эксперт.
Мнение 4 – регулирование рынка цифровых активов в России может затянуться.
Главный редактор проекта Cryptonisation Ирина Джигило, в свою очередь, отметила, что сейчас в России регулирования, как такового, практически нет. Эксперт отметила, что в настоящий момент в стране есть максимально общий и единственный «Закон о ЦФА», который вступит в силу с 1 января 2021 года.
«Безусловно работа по регулированию будет продолжаться. И продолжаться она будет по направлению уточнения», — пояснила свою точку зрения Ирина Джигило.
Первое, что, по ее мнению, необходимо проработать регуляторам — вопрос профильных документов, направленных к исполнительной части. Эксперт считает, что вскоре должны появиться дополнительные инструкции о том, как отслеживать и исполнять нормы закона.
Второе, что должно появиться, по ее мнению, — отдельное регулирование в части финансовой составляющей: обменные операции, кредиты в криптовалютах и т.д.
«Скорее всего мы увидим новые виды разрешений и лицензий, которые будут регулировать финансовую сферу, связанную с криптовалютами. Сюда же можно отнести и отдельное регулирование по учету, хранению и отчетности», — отметила эксперт.
Также, по ее мнению, регуляторам надо подробно проработать то, каким образом будет проходить автоматическая конвертация из криптовалюты в рубли для расчетов. Устроена она, как считает Ирина Джигило, скорее всего, будет аналогично номинированным в иностранных валютах банковским картам с автоматическим пересчетом, которыми можно рассчитываться за товары и услуги.
«Говоря проще — регулирование будет идти по пути уточнения, и оно мало чем будет отличаться от регулирования фиатных денег», — подытожила эксперт.
Мнение 5 – цифровой рубль может изменить правила игры.
Еще одним экспертом, который присоединился к обсуждению прогнозов регулирования рынка цифровых активов России в 2021 году, стал основатель и CEО проекта Listing.Help, Сергей Хитров.
По его мнению, ключевым моментом в 2021 году для цифровых финансовых активов в России будет тестовый запуск цифрового рубля. Эксперт напомнил слова главы комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Анатолия Аксакова о том, что власть находится в постоянном диалоге с представителями криптосообщества и понимает ценность цифровых активов и блокчейна.
Именно в рамках развития этих инициатив, отметил Сергей Хитров, и стало известно о возможном первом тестовом запуске цифрового рубля на территории Республики Крым.
«Что касается регуляторных моментов, то основная работа в 2021 году будет вестись вокруг доработки Федерального Закона «О цифровых финансовых активах». Основными вопросами будут легализация майнинга, возможность произведения взаиморасчетов в криптовалютах на территории РФ, а также правильное налогообложение этих институтов», — отметил эксперт.
Одной из проблем криптовалют сегодня, по его мнению, является отсутствие верифицированных центров, где граждане могут официально купить, продать, и задекларировать свои цифровые активы.
Эксперт отметил, что обсуждение возможностей об открытия таких центров активно шло весь 2020 год. Поэтому, по его мнению, в ближайшее время участники российского криптосообщества смогут увидеть их появление.
При этом Сергей Хитров отметил, что при анализе ситуации, нужно учитывать позицию Минфина РФ. Она, по словам эксперта, отличается значительной осторожностью и строгостью по цифровым финансовым активам.
«Именно поправки Минфина к ФЗ «О ЦФА» предусматривали уголовную ответственность за незадекларированную криптовалюту, запрет на получение майнерами доходов в криптовалюте, а также значительное ограничение возможных легальных операций с криптовалютами», — пояснил свою позицию Сергей Хитров.
Вся сумма поправок к Федеральному Закону №259, по его мнению, будет рассмотрена уже в 2021 году. Именно в этот период, как считает эксперт, участники криптосообщества увидят развитие позиций по законодательному регулированию Минфина РФ, Центрального Банка РФ и профильного комитета Госдумы РФ.
Главным же фактором регулирования рынка цифровых активов, как считает Сергей Хитров, может оказаться накопленный во время тестирования цифрового рубля опыт.
Подпишись на наш Telegram-канал и не пропускай важные новости из мира криптовалют и блокчейна*
*Ссылка открывается даже, если телеграм заблокирован в вашем регионе
Источник