Глава 8. Ограничения и обязанности, связанные с рекламой и информированием общественности
Глава 8. Ограничения и обязанности, связанные с рекламой и информированием общественности
8.1. Нотариус обязан информировать граждан и организации о своем месте нахождения и режиме работы, в том числе посредством установления вывесок нотариальной конторы, указателей и размещения иной информации. Вывеска должна иметь наименование «нотариус» или «нотариальная контора», а также может содержать информацию о режиме работы и контактных телефонах.
Содержание текста и макет вывески у входа в здание или помещение нотариальной конторы, её предельные размеры должны соответствовать требованиям, установленным нотариальной палатой.
8.2. Информирование общественности о нотариате, нотариальной деятельности, средствах и возможностях, имеющихся в распоряжении нотариуса для удовлетворения потребностей обращающихся к ним лиц, не должно прямо или косвенно указывать на конкретного нотариуса или иным образом создавать преимущества одних нотариусов перед другими.
8.3. Нотариус вправе на личном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» указать:
8.3.1. имя нотариуса, имена и должности его работников;
8.3.2. место нахождения, время работы, контактные телефоны, адреса электронной почты и иные, используемые средства связи с нотариусом и его работниками, банковские реквизиты счета нотариуса;
8.3.3. возможность и порядок предварительной записи к нотариусу;
8.3.4. размеры нотариальных тарифов, стоимость услуг правового и технического характера;
8.3.5. справочную информацию о порядке совершения отдельных нотариальных действий;
8.3.6. основные законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие нотариальную деятельность;
8.3.7. иную, не противоречащую законодательству, настоящему Кодексу и не являющуюся рекламой, информацию.
8.4. Нотариус не вправе, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, распространять любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, информацию, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к конкретному нотариусу, формирование или поддержание интереса к нему и продвижение его нотариальной деятельности.
Любая реклама деятельности нотариуса запрещена. Не допускается также предоставление нотариусом третьим лицам ложной, неполной или способной привести к ошибкам информации о существе и характере его деятельности.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Реклама и нотариат в Российской Федерации
Романовская О.В., доцент кафедры частного права Пензенского государственного университета, кандидат юридических наук.
Российское законодательство не ограничивает право нотариуса на рекламу собственных услуг. Основы законодательства РФ о нотариате не предъявляют каких-либо требований к содержанию, форме рекламы, к информации, допускаемой к публичному размещению. Учитывая международный опыт выделения общих принципов рекламы юридических услуг (к которым в широком смысле можно отнести и нотариальные) из правил регулирования адвокатской деятельности, рассмотрим российское законодательство об адвокатуре. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» лишь определяет порядок использования терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе: «Использование в наименованиях организаций и общественных объединений терминов «адвокатская деятельность», «адвокатура», «адвокат», «адвокатская палата», «адвокатское образование», «юридическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только адвокатами и созданными в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, организациями». Однако цель подобного ограничения совсем не в том, чтобы урегулировать рекламу адвокатских услуг. «Вместе с тем, — отмечается в Комментарии к Закону, — эти термины широко используются в обычном словоупотреблении не в столь строгом смысле, а для обозначения любых явлений, связанных с отстаиванием чьих бы то ни было прав, интересов. Это позволило многим юридическим фирмам, частным предпринимателям, работающим в сфере права, и даже общественным организациям включать слово «адвокат» и производные от него термины в собственное название и использовать их при характеристике своей деятельности. В результате этого граждане и юридические лица, будучи дезориентированными подобным словоупотреблением, обращались к ним за юридической помощью, но зачастую не могли ее получить как по формальным причинам (например, в связи с тем, что уголовно-процессуальный закон исключил возможность участия в стадии предварительного расследования в качестве защитника любых других лиц, кроме адвокатов), так и по существу» . Соответственно норма защищает самих адвокатов от возможных злоупотреблений иных структур, пытающихся присвоить себе статус профессионального защитника. Указанная норма не затрагивает вопросы рекламы самих адвокатов. В этой части есть определенное сходство с моделью правового регулирования нотариальной деятельности: сама реклама не запрещена.
Собрание законодательства РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.
Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (постатейный) / Под ред. Д.Н. Козака. М., 2003.
Региональное законодательство делало попытки хотя бы отчасти урегулировать отношения в сфере публичного распространения нотариусом информации о своей деятельности. Так, ч. 4 ст. 6 Закона Воронежской области «О нотариате» (принят областной Думой 30 мая 1997 г.) закрепляла: «Нотариальная контора должна иметь на видном месте вывеску утвержденного совместным решением Управления юстиции и Нотариальной палаты образца с указанием режима работы. В помещении нотариуса должна находиться наглядная информация о правах граждан и юридических лиц при совершении нотариальных действий, способах их реализации, о размерах платы за совершение нотариальных действий и выполнение технических работ. Наглядная информация должна соответствовать информационным стандартам, утверждаемым совместно Управлением юстиции и Нотариальной палаты». В содержании нормы видна особая управленческая роль со стороны контролирующих органов. Однако в 2004 г. ч. 4 приобрела иной вид (Закон Воронежской области от 30 декабря 2004 г. N 108-ОЗ): «Нотариальная контора должна иметь на видном месте вывеску с указанием режима работы. В помещении нотариуса должна находиться наглядная информация о правах граждан и юридических лиц при совершении нотариальных действий, способах их реализации, о размерах платы за совершение нотариальных действий и выполнение технических работ».
Закон Еврейской автономной области от 19 июля 2000 г. N 204-ОЗ «Об организации нотариальной деятельности в Еврейской автономной области» также предъявляет требования к «внешнему виду» нотариальной конторы: «Нотариус обязан обеспечить наличие вывески на здании, где располагается контора. Вывеска должна содержать сведения о статусе конторы (государственная нотариальная контора или нотариус, занимающийся частной практикой), а также сведения о режиме работы. Информация о предоставляемых услугах, размере и порядке их оплаты должна быть в доступной форме доведена до посетителей конторы» (ст. 4). Более «свежий» пример из Закона города Москвы от 19 апреля 2006 г. N 15 «Об организации и деятельности нотариата в городе Москве». В соответствии со ст. 8 названного Закона требования к помещению нотариальной конторы утверждаются Московской городской нотариальной палатой с учетом мнения Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве. Закон прямо предписывает, что нотариус обязан информировать население о месте нахождения своей нотариальной конторы и режиме ее работы. Определено, что вывеска нотариальной конторы, указатели и иная информация о месте ее нахождения не являются рекламой. Сведения о месте нахождения нотариальных контор в городе Москве ежегодно публикуются Московской городской нотариальной палатой в средствах массовой информации или городских справочных изданиях.
Следует констатировать, что в проектах (проекты N 1 и N 2 размещены на сайте Федеральной нотариальной палаты ) Федерального закона «Об организации и деятельности нотариата в Российской Федерации» вообще не урегулирован вопрос о рекламе нотариальных услуг. Только в ст. 32 проекта N 2 можно найти следующее предложение: «Вывеска нотариальной конторы и указатели ее месторасположения не являются рекламой». С одной стороны, такое умолчание указывает на то, что реклама нотариальных услуг признается допустимой. Ее использование должно отвечать общим требованиям российского законодательства в сфере рекламы. С другой стороны, Основы о нотариате однозначно предусматривают некоммерческий характер нотариальной деятельности: «Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли» (ч. 6 ст. 1). В этой части следует согласиться, что «указанная черта пронизывает содержание законодательства о нотариате, определяя целый ряд существенных характеристик нотариальной деятельности. взаимоотношения нотариуса и лиц, обратившихся за совершением нотариального действия, имеют не договорную, а публично-правовую основу» .
www.notar.ru
Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю., Ярков В.В. Настольная книга нотариуса. В двух томах. Т. I. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
Обратимся к сфере действия законодательства о рекламе. Статья 2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» определяет сферу применения данного Закона, вводя общее правило о его применении к отношениям в сфере рекламы вне зависимости от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Одновременно в этой же статье содержатся исключения, на какие случаи Закон не распространяется. Применительно к рекламе нотариальной деятельности вызывают интерес следующие исключения. Закон о рекламе не распространяется на:
- сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
- вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
- объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
По первому исключению необходимо отметить следующее, что нотариус осуществляет действия от имени Российской Федерации, что «отражает его правовой статус как лица, находящегося на службе государства и общества» . Указание на особый характер нотариального действия, безусловно, говорит о том, что нотариусу делегированы государственно-властные полномочия. О целесообразности (или конституционности) такого делегирования можно спорить, но отрицать его как данность практически невозможно. Более того, от имени Российской Федерации с соблюдением всей формальной атрибутики действует только суд («Именем Российской Федерации» — такой фразой начинается судебное постановление). Логика Закона о рекламе вполне понятна. Выглядят абсурдными объявления, направленные на формирование потребительского интереса к деятельности государственных органов, например: «Мировой судья — присужу, разведу, накажу. Телефон. «; «Законодательное собрание примет законы по заявкам избирателей» и т.д. Властная деятельность публичных органов — это не только их право, но и в первую очередь обязанность, вытекающая из ст. 2 Конституции РФ, так как человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Государство функционирует не для того, чтобы обеспечить какой-то работой некое количество чиновников, а для того, чтобы эффективно осуществлять государственное управление общественными процессами. Поскольку нотариус входит в круг субъектов, осуществляющих государственно-властную деятельность, вряд ли можно признать рекламным характер объявлений, информирующих граждан о месте, времени осуществления нотариальных действий.
Нотариальное право России / Под ред. проф. В.В. Яркова. М., 2003. С. 7.
Второе исключение (относительно вывесок) основывается на законодательстве в области защиты прав потребителей. Начало было положено информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» : «Указание юридическим лицом своего наименования (фирменного наименования) на вывеске в месте нахождения не является рекламой» (п. 18). Суд сослался на нормы Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), предусматривающие наличие наименования у юридического лица как его формального и неотъемлемого признака (ст. 54). Были применены также нормы Закона РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» , а именно проанализировано назначение вывески, преследующее иные цели, чем реклама. Общий вывод заключается в следующем: «Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске». Но и в приведенном исключении следует отметить, что нотариальные услуги не носят гражданско-правовой характер, не подпадают под понятие «услуги», которое используется ГК РФ. Отношения «нотариус — клиент» не носят договорной характер, на них не распространяется законодательство в области защиты прав потребителей. Исходя из этого, указание на нерекламный характер вывески нотариальной конторы в Законе города Москвы и в проекте Закона о нотариате выглядит обоснованным.
Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. N 2.
Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 140.
Третье исключение имеет прямое отношение к нотариальной деятельности. Закон «О рекламе» указывает, что объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не являются рекламой. В этом случае, как и в предыдущих, следует опять указать, что нотариальная деятельность не является предпринимательской.
Благодаря анализу приведенных исключений, можно сделать общий вывод, что любое информирование нотариуса, привлечение внимания к себе или к характеру своей деятельности путем размещения объявлений, сообщений, иных форм не будет подпадать под действие Федерального закона «О рекламе». Долгое время именно такой вывод служил основой для невключения рекламных расходов в состав затрат, на сумму которых уменьшались полученные доходы. Если деятельность не является предпринимательской — значит, не нуждается в рекламе — атрибуте именно коммерческой деятельности. Для нотариуса такое ограничение означало увеличение налогооблагаемой базы.
Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) отчасти разрешил сложившуюся ситуацию, отчасти ее еще больше запутал. Часть 2 ст. 54 устанавливает: «Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации». В развитие данной статьи принят Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утвержден Приказом Министерства финансов РФ и Министерства РФ по налогам и сборам от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430), в котором предусматривается: «Индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности и деятельности, осуществляемой частными нотариусами». Далее по тексту деятельность, осуществляемая частными нотариусами, именуется как предпринимательская. Налоговый кодекс РФ до 2006 г. вообще нотариусов относил к предпринимателям, что породило обращение в Конституционный Суд РФ гражданки Г.Ю. Притулы — частнопрактикующего нотариуса. Конституционный Суд РФ отказал в принятии жалобы, обосновав, что отождествление нотариусов и предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, предназначенное для применения исключительно в целях налогообложения. В то же время законодатель понял, что даже «в целях налогообложения» отождествление представляет собой серьезный изъян в юридической технике. Именно поэтому в НК РФ были внесены изменения, фактически учитывавшие претензии гражданки Г.Ю. Притулы.
Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 116-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Притулы Галины Юрьевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца четвертого пункта 2 статьи 11, статей 39, 143 и 235 Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. N 29. Ст. 3007.
В соответствии со ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют частнопрактикующие нотариусы в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций».
Согласно НК РФ и Порядку учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей под расходами понимаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, непосредственно связанные с извлечением доходов от предпринимательской деятельности. К материальным расходам индивидуального предпринимателя, в частности, относятся расходы на рекламу изготавливаемых (приобретаемых) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), связанных с деятельностью индивидуального предпринимателя, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. К расходам на рекламу относятся (ч. 4 ст. 264 НК РФ):
а) расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
б) расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
в) расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 11 февраля 2005 г. N 02-1-08/24@ «О расходах на рекламу» разъясняет, что перечисленные выше расходы на рекламу принимаются к вычету при определении налогооблагаемой базы без ограничений при наличии соответственно подтверждающих данные расходы документов.
НК РФ (абз. 5 ч. 4 ст. 264) дополняет, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные выше, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
А.Н. Борисов отмечает: «Как указал Минфин России в письме от 7 июня 2005 г. N 03-03-01-04/1/310, отвечая на запрос, для расчета норматива на рекламные цели применяется выручка от реализации товаров (работ, услуг), определяемая в соответствии со ст. 249 Кодекса, без учета НДС и акцизов. В письме от 25 апреля 2003 г. N 04-02-05/3/35 Минфин России, отвечая на конкретный вопрос, указал, что организация может относить к расходам на рекламу амортизационные отчисления, начисленные в соответствии с действующим порядком, по рекламному щиту» .
Борисов А.Н. Налог на прибыль организаций. Комментарий к главе 25 части второй Налогового кодекса РФ (постатейный). М., 2006.
Учитывая, что налоговое законодательство косвенно дает добро на рекламу нотариальных услуг, правоприменительная практика также складывается, исходя из ее допустимости и регулирования с помощью общих норм Закона «О рекламе».
Российское законодательство содержит меры административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе — ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).
Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на:
- граждан — в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда;
- на должностных лиц — от сорока до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
- на юридических лиц — от четырехсот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда.
В вопросе ответственности нотариуса за нарушение законодательства о рекламе также может возникнуть путаница. НК РФ во многих вопросах отождествляет нотариуса и индивидуального предпринимателя. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Примечание к данной статье дополняет, что совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА (выделено мной. — Авт.), несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Получается, что вся реклама нотариальных услуг основывается на недомолвках, аналогиях и пробелах российского законодательства. Как представляется, такое правовое регулирование недопустимо.
Кроме того, зарубежный опыт показывает, что реклама нотариусом своих услуг понимается в более широком смысле, чем это дано в Федеральном законе «О рекламе» и в НК РФ. Под ней будет пониматься практически любая деятельность, связанная с продвижением нотариальных услуг, оказываемых лично данным нотариусом, либо с маркетинговым продвижением конкретного имени нотариуса. Исходя из этого, дисциплинарной оценке будут подвергнуты дача интервью нотариусом, участие в ток-шоу, публичные ответы на вопросы и другие аналогичные мероприятия, которые рекламой в смысле Федерального закона «О рекламе» не являются. С точки зрения зарубежной практики многих стран появление нотариуса на обложке глянцевого журнала, в котором рассказывается, какой тот «молодой и успешный», уже будет нарушением профессиональной этики. Такое поведение расценивается как реклама, хотя сам нотариус может и не оплачивать данную статью и не участвовать в ее редактировании.
Необходимо отметить, что органами самоуправления нотариусов восполнены многие пробелы в правовом регулировании, в том числе в части рекламы нотариальной деятельности. Так, Профессиональный кодекс нотариусов Москвы , принятый общим собранием нотариусов г. Москвы 30 сентября 2000 г., устанавливает, что нотариус в своих отношениях с коллегами и нотариальным сообществом не вправе допускать следующие нарушения профессиональной этики: . заниматься индивидуальной рекламой, рекламировать себя и свою деятельность путем ссылки на не имеющие прямого отношения к нотариальной деятельности функции, почетные звания, научные степени, дополнительные особенности своей квалификации (§ 5). Параграф 7 дополняет: «Индивидуальная реклама нотариусов в средствах массовой информации, включая Интернет, не допускается. Не являются рекламой указания на местонахождение и режим работы нотариальной конторы». Указанный Кодекс расценивает данные нарушения профессиональной этики как дисциплинарные проступки, за которые могут быть наложены дисциплинарные взыскания.
Нотариальный вестник. 2000. N 11/12. С. 48 — 56.
Московский опыт был учтен. Постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации от 18 апреля 2001 г. N 10 утвержден Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации . В разделе «Отношения нотариуса с коллегами и нотариальным сообществом» находим п. 2.4, в соответствии с которым нотариусу запрещено заниматься индивидуальной рекламой, в том числе в средствах массовой информации и Интернете, рекламировать себя и свою деятельность путем ссылки на не имеющие прямого отношения к нотариальной деятельности почетные звания, научные степени и дополнительные особенности своей квалификации (не являются рекламой указания на местонахождение и режим работы нотариальной конторы).
Размещен на сайте Федеральной нотариальной палаты: www.notar.ru.
Веянием времени можно назвать появление собственных интернет-сайтов отдельных нотариусов. Достаточно набрать в любой поисковой системе ключевые слова «нотариус», «услуги», можно увидеть некоторые ссылки. Учитывая распространение Интернета, а также его использование как раз людьми, обладающими навыками делового общения, а значит, наиболее обеспеченными потенциальными клиентами, необходимо отметить, что данная сфера деятельности нотариуса также нуждается в правовом регулировании. Большинство сайтов нотариусов размещает информацию об истории нотариата, его значении в гражданском обороте, представлен перечень осуществляемых нотариальных действий, а также перечень документов, необходимых при их совершении. Отдельный раздел в ряде сайтов называется «Прейскурант», что представляется не совсем верным и создает основу для отношения к нотариусу как к лицу, осуществляющему рядовую коммерческую деятельность. При принятии соответствующего акта по восполнению пробела в правовом регулировании можно взять за основу Положение по созданию и сопровождению официальных интернет-сайтов судов общей юрисдикции Российской Федерации, утвержденное Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 24 ноября 2004 г. Указанное Положение содержит градацию разделов на размещаемые на интернет-сайте суда в обязательном порядке и размещаемые в рекомендательном порядке. Специально устанавливается, что на сайте суда не допускается размещение:
а) предвыборных агитационных материалов, агитационных материалов при проведении референдумов;
б) рекламы любого рода;
в) информации, не связанной с деятельностью суда и органов судейского сообщества региона;
г) информации, отнесенной к категории конфиденциальной.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие выводы:
- реклама нотариальной деятельности нуждается в самостоятельном правовом регулировании, так как не подпадает под общие принципы распространения коммерческой информации. При этом законодатель должен определить пределы распространения публичной информации о самом нотариусе и его профессиональной деятельности;
- основы правового регулирования рекламы нотариальных услуг должны закрепляться в Законе о нотариате, а не в Законе о рекламе;
- необходимо учесть опыт правового регулирования распространения публичной информации государственными органами, в частности, относительно размещения информации на интернет-сайтах судов.
Источник