- Различные понятия стоимости земли
- Нормативная цена земли
- Нормативная стоимость земельного участка: что это и как рассчитать?
- Что такое нормативная стоимость и какими законами она регулируется?
- Из чего складывается стоимость?
- Рыночная цена
- Кадастровая оценка
- Можно ли купить земельный участок по нормативной цене
- Продажа земельного участка по нормативной цене
- Как может быть предоставлена земля
- Продажа земли государственной и муниципальной стоимости
- По какой цене происходит продажа участка
- Как определяется нормативная цена земли
- В каких случаях нужна нормативная цена земли
Различные понятия стоимости земли
Чем отличаются понятия: нормативная цена земли, рыночная стоимость земельного участка, кадастровая стоимость земельного участка?
Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю»).
Из вышеприведенного определения следует, что приоритетным при определении нормативной цены земли выступает потенциальный доход, т.е. доход, который может принести деятельность на определенном земельном участке. Данное понятие было введено в российское законодательство в начале 90-х годов прошлого века для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и т.д.
Затем на смену данного института с принятием Земельного кодекса РФ пришел институт кадастровой стоимости земельного участка. Однако иногда нормативная стоимость земли до сих пор запрашивается заинтересованными лицами для осуществления нотариальных сделок при оформлении наследства либо для предоставления в суд по делам об имущественных спорах.
Кадастровая стоимость – это условный экономический показатель, необходимый для регулирования земельных отношений, различных сделок с землей и установления определенной цены на земельный участок. Кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости участка и применяется главным образом в целях налогообложения, а зависит от ряда параметров: местоположения, инфраструктуры, категории земель и т.п. Кадастровая стоимость земли определяется в границах оценочных зон и устанавливается на основе государственной кадастровой оценки земель (ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Под рыночной стоимостью земельного участка понимают наиболее вероятную цену участка при реализации его на открытом и конкурентом рынке, когда стороны сделки обладают информацией о реализуемом объекте с учетом общей рыночной ситуации и тенденций на рынке недвижимости.
На рыночную стоимость влияет состояние спроса и предложения на земельные участки, аналогичные реализуемому в конкретной сделке, рыночная цена не может значительно отличаться от цен на эквивалентные или близкие по параметрам объекты.
Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Источник
Нормативная цена земли
Нормативная цена земли была впервые введена в России Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю» для обеспечения экономического регулирования земельных отношений, определения размеров платежей для изъятия и предоставления земель юридическим лицам и гражданам, установления коллективно-долевой собственности на землю, передачи по наследству, дарения и получения банковского кредита под залог земельного участка, осуществления сделок с земельными участками, разрешенных законодательством РФ, при переходе права собственности на жилой дом, строение, сооружение, в том числе при передаче земли в собственность гражданам: для крестьянского (фермерского) хозяйства, для садоводства и животноводства и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Нормативная цена земельного участка — показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативная цена земельного участка вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче государственной земли в частную собственность физических и юридических лиц, при наследовании земли, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.
Таким образом, нормативная цена земли — это оценка земли, осуществляемая государством для реализации строго определенных целей, величина расчетная, она не связана с конкретным содержанием земельного правоотношения.
Ныне понятие нормативная цена земли заменено понятием кадастровая стоимость земельного участка. Однако согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена, применяется нормативная цена земли.
Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. № 319 нормативная цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по названным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.
Органы местного самоуправления (администрации) могут своими решениями повышать или понижать установленную соответствующим субъектом РФ нормативную цену земли, но не более чем на 25 %.
Правительство РФ установило предельный размер нормативной цены земли — не более 75 % уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству могут выдавать заинтересованным лицам документы о нормативной цене земли на конкретном земельном участке. Органы по землеустройству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти ведут разработку методических положений по ценовому зонированию земель и расчету нормативной цены земли.
Источник
Нормативная стоимость земельного участка: что это и как рассчитать?
Любой земельный участок имеет минимум три цены: кадастровую, рыночную и нормативную.
Что такое нормативная стоимость и какими законами она регулируется?
Под нормативной ценой или стоимостью земли принято понимать особую финансовую величину, которая может охарактеризовать стоимость участка, исходя из его определённых характеристик.
К таким характеристикам будут относиться:
- Местоположение участка и его влияние на качество земель;
- Потенциальная величина дохода, влияющего на период, в течение которого участок должен будет окупиться при условии, что он используется как расчетная единица в системе земельных правоотношений и может быть продан, передан по наследству или использоваться в качестве залога по кредиту.
Регулирование вопросов, связанных с порядком определения нормативной стоимости или, как ее называет законодатель, нормативной цены, а также с возможностью применения такой цены, осуществляется следующими правовыми актами:
- Федеральный закон “О введении в действие Земельного Кодекса РФ” (пункт 13 статьи 3 говорит о том, что применение данного показателя осуществляется в том случае, если не установлена кадастровая стоимость участка, а использование такого финансового показателя необходимо для соблюдения целей функционирования статьи 65 Земельного Кодекса);
- Закон РФ “О плате за землю” (статья 25 даёт определение нормативной цены земельного участка, используемое в остальных правовых актах);
- Постановление Правительства РФ “О порядке определения нормативной цены земли” (определяет не только порядок расчёта данного показателя, но и необходимость корректировки этого показателя исходя из условий экономической выгодности эксплуатации земли в конкретном регионе или экономическом районе).
Из чего складывается стоимость?
Нормативная цена земли устанавливается уполномоченными органами того или иного субъекта федерации каждый год с учётом различных факторов, основными из которых являются:
- Целевое назначение рассматриваемого участка;
- Ставка налогообложения конкретной категории земель, исходя из возможных целей использования такого участка;
- Уровня рыночной цены.
При проведении расчетов данного показателя должны быть соблюдены основные условия:
- Величина нормативной стоимости не может быть больше, чем семьдесят пять процентов от рыночной цены, установленной для земли конкретного целевого назначения в данном регионе и экономической зоне;
- Ставка налогообложения не может быть увеличена при проведении расчетов более, чем в двести раз;
- При проведении конкретных расчетов не должны быть учтены используемые льготы налогообложения;
- Не учитываются показатели увеличения налога на землю, установленные за превышение норм отвода земельных территорий.
При проведении расчетов нормативной стоимости того или иного участка муниципальные органы не имеют права увеличить стоимость данного участка более, чем на двадцать пять процентов от установленной при проведении первичных расчетов.
Порядок проведения расчетов осуществляется следующим образом:
- Производится кадастровая оценка конкретного участка с целью определения его кадастровой стоимости. При осуществлении оценки на основе данной величины возможно использование проведённой ранее кадастровой оценки, но с соблюдением условия обязательной корректировки имеющихся кадастровых данных на указанную в нормативных актах процентную величину (в настоящее время ежегодная корректировка кадастровой стоимости составляет семь процентов от величины предыдущего года);
- На основе полученных данных осуществляется расчёт размера земельного налога на данный участок;
- По полученным результатам устанавливается непосредственно нормативная цена участка.
Рыночная цена
В том случае, если кадастровая стоимость участка неизвестна, а на проведение соответствующей оценки нет времени, расчёт может быть произведён на основе рыночной цены. В этом случае размер налоговой ставки значения иметь не будет, так как весь расчёт будет производиться на основе результатов проведённой рыночной оценки. Однако для этой процедуры есть своя оговорка — она не должна быть проведена ранее, чем за шесть месяцев до даты проведения расчетов нормативной цены.
В том случае, если определение нормативной стоимости проводит владелец участка (например, чтобы определить стоимостное выражение полученного ранее подарка в виде земельного надела), то за оказание соответствующих услуг заказчику придётся заплатить сумму от десяти до пятидесяти тысяч рублей (зависит от региона, объёма проводимых работ, формы предоставляемого итогового отчёта и т.д.).
Вам не платят пособие по безработице в этом году? Узнайте в чем причина!
Прочтите о полагающихся выплатах и льготах для ветерана труда по ссылке.
Кадастровая оценка
Если идёт речь о кадастровой оценке, то проводить ее может только Росреестр в лице своих уполномоченных подразделений, а кадастровую стоимость участка можно узнать на публичной кадастровой карте (на сайте Росреестра), либо путём направления специального запроса в данное ведомство.
В ответе будет предоставлена информация о величине кадастровой стоимости участка, установленной при проведении оценки, а также о дате проведения такой оценки.
Ставка налогообложения для конкретной категории земель определяется каждым регионом самостоятельно, но этот показатель не может превысить предельные значения, указанные в Налоговом Кодексе. Узнать ставку налогообложения земель можно в региональных нормативных актах.
Она определяется на основе существующей кадастровой или рыночной стоимости. Но, при этом, не должны учитываться никакие льготы или обременения в налогообложении конкретного участка, так как нормативная цена является таким же уникальным показателем, как и кадастровая стоимость.
Источник
Можно ли купить земельный участок по нормативной цене
Нормативная цена земли (НЦЗ) — это условный показатель стоимости земельного участка (ЗУ), зависящий от его местоположения и качества. Он используется:
- для регулирования рыночных цен государством;
- оценки стоимости;
- расчетов, окупятся ли вложения в земельный надел за расчетный период, исходя из прогнозируемой прибыли.
Порядок определения НЦЗ регламентируется постановлениями правительства РФ. В реальности земельные участки продаются чаще по рыночной или кадастровой стоимости, которая превышает нормативную. Однако земли, являющиеся собственностью государства или муниципального образования, в некоторых случаях могут продаваться по нормативной цене. В статье рассмотрим:
- как происходит продажа земельных участков в настоящее время;
- чем нормативная цена отличается от рыночной;
- как определяется нормативная цена земли.
Продажа земельного участка по нормативной цене
Как может быть предоставлена земля
В области возникновения права на землю в земельном кодексе в 2015 году произошли существенные изменения, из-за чего из ЗК РФ были удалены целый ряд статей (ст. 20, 21, 28 — 34, 36, 38 — 39). Так, земля больше не предоставляется в пожизненное наследуемое владение или бессрочное пользование.
В настоящее время предоставление земельных участков регулируется главой 6 Земельного кодекса, вступившей в силу 01.03.2015 г.
Земельный участок из государственного или муниципального фонда может быть предоставлен:
- бесплатно в собственность или постоянное пользование решением органов гос. власти или ОМСУ;
- на основе договора купли-продажи;
- договоров аренды или безвозмездного пользования. ‘
Продажа земли государственной и муниципальной стоимости
Продажа земельных наделов происходит на публичных торгах, за исключением случаев, оговоренных земельным кодексом в ст. 39.3. п. 2 ЗК РФ.
Продаже подлежат только те участки, на которых не планируется строительство объектов недвижимости в соответствии с ВРИ участка, за исключением:
- продажи без публичных торгов;
- продажи земли в собственность гражданам для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничество, КФХ на аукционах (ст. 39.18 ЗК).
Без торгов можно выкупить у государства или муниципалитета участки:
- образованные из сданных в аренду или безвозмездное пользование ЗУ для комплексного освоения территории (КОТ):
- юридическим лицам (но не в целях строительства жилья эконом-класса);
- некоммерческим гражданским организациям в целях ИЖС (кроме участков общего пользования);
- образованные из ЗУ в садоводческих/огороднических товариществах (СНТ/ОНТ);
- на которых находятся объекты недвижимости их собственникам;
- находящиеся в бессрочном пользовании у юрлиц;
- для ведения фермерской и с/х деятельности на основании закона “Об обороте земель”;
- на землях сельхозназначения, предоставленные для с/х производства гражданам и юрлицам в аренду после истечения трех лет действия арендного договора;
- для ИЖС, ЛПХ, ведения садоводства, огородничества гражданам и КФХ;
- входящие в состав ДФО (Дальневосточного фед. органа);
- в иных случаях, предусмотренных в п. 2 ст. 39.3.
По какой цене происходит продажа участка
Продажная цена земельного участка, находящегося в гос. или мун. собственности определяется:
- по результатам публичных торгов;
- по его кадастровой стоимости (КС), если продажа осуществлялась без торгов или другой цене, установленной федеральными исполнительными органам (при этом цена продаваемого участка не может быть выше кадастровой стоимости).
Правила определения цены ЗУ без проведения торгов установлены постановлением № 279 от 26.03.2015 г.
Нормативная цена в 60 % от КС устанавливается:
- на участки под ЛПХ, ИЖС, садоводство, гаражное строительство граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости, которые находятся на этих ЗУ;
- на участки юридических лиц, с расположенными на них объектами федерального (регионального) значения, собственниками которых они являются.
Нормативная цена земельного участка в 2.5 % КС применяется при продаже ЗУ:
- некоммерческой гражданской организации, приобретающей надел в целях КОТ для ИЖС;
- собственнику объектов, расположенных на землях, введенных в оборот, при условии возникновения права собственности в период изъятия из оборота ЗУ, либо ограничения в обороте не позже 01.07.2012 г.
Таким образом под нормативной стоимостью земли, находящейся в гос./мун. собственности, понимается обычно нижняя ценовая граница до кадастровой стоимости включительно, по которой осуществляется продажа участков без торгов.
Как определяется нормативная цена земли
Нормативная цена земли устанавливается ежегодно исполнительными органами власти субъектов РФ на основании ценового зонирования (правительственное постановление № 319 от 1997 г.) и закона “О плате за землю”.
- ОМСУ анализирует состояние рынка, определяет количество оценочных зон и их границы и вправе изменить нормативную цену, но не более чем на 25%.
- НЦЗ не должна быть выше 75% рыночной стоимости земельных участков аналогичного типа и ВРИ.
- Комитеты по землеустройству (районные/городские) обязаны выдавать гражданам документы о нормативной стоимости ЗУ.
- Разработка основных нормативов по определению НЦЗ и ценовых зон возложена на Госкомитет РФ по землеустройству и зем. ресурсам и федеральные исполнительные органы.
В каких случаях нужна нормативная цена земли
Нормативная цена используется:
- при расчете окупаемости земельного участка;
- передаче ЗУ в собственность бесплатно;
- продаже участков без проведения торгов;
- распределении долей при наследовании;
- при разделе общей совместной и долевой собственности;
- дарении;
- передаче земельного участка в залог и в др. случаях.
При налогообложении, обычно используется не нормативная цена земли, а кадастровая или рыночная, а при их отсутствии — инвентаризационная.
Источник