Нормативные акты, регулирующие инвестиционную деятельность
Нормативные и правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность
Одним из самых важных моментов при упоминании инвестиционного климата той или иной страны является правовая база. Нормативные и правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность очень важны для всех хозяйствующих субъектов. Грамотно составленная структура законов является рычагом к эффективному содействию в развитие экономики страны.
Существует большое количество различных классификаций, но одним из самых важных является классификация по задачам и объему правового регулирования. В данном случае все правовые акты можно дифференцировать на две базовые группы:
В первую группу можно записать следующие подгруппы: комплексные законодательные и подзаконные акты , которые способны носить разнообразный характер и устанавливать наиболее важные правила, и общие положения правового регулирования на территории России и западных инвесторов. К подобным актам обычно относятся:
- Гражданский Кодекс России
- Законодательные акты, затрагивающие приватизационные моменты;
- Федеральный закон РФ — Об акционерных обществах, о регулирование конкуренции, регулирование внешнеторговой деятельности, контроль над естественными монополиями.
- Правовые акты Президента РФ, указы Президента.
- Правовые акты Правительства РФ.
Во второй класс правовых актов, работающие над контролем инвестиционной деятельности, определяются предметными или законодательными или подзаконными актами, которые направлены на упорядочение правового режима, своей же инвестиционной деятельности или ее отдельно составляющих организаций и правовых форм.
Сильную базу российского законодательства в сфере инвестиций составляют совокупность следующих основных нормативных актов:
- Закон РФ — Об инвестиционной деятельности в РФ – который осуществляет управление в сфере капиталовложении от 25 февраля 1999 года.
- Нормативный акт — об иностранных инвестициях РФ 9 июля 1999 года (подвержен изменению от 21 марта 02 и 25 июля 2002 г.).
- Нормативный акт — О соглашениях разделе продукции 13.09.95 года.
Контроль на внутригосударственном уровне плотно связанно с регулированием на внешнем уровне, именно поэтому при рассмотрении многих вопросов связанных с инвестиционной деятельностью в учёт берутся не только внутренние законы, но и международные. При этом международные правовые акты пользуются большим приоритетом на фоне внутренних (внутригосударственных) актов.
В последние годы на федеральном и региональном уровнях проделана существенная работа по развитию всей правовой базы контроля инвестиционной сферы. Но ряд тех направлений, которые создаются для привлечения отечественных и иностранных инвестиций не контролируются законодательными актами, из-за чего необходимо увеличить работу органов законодательной и исполнительной власти по поводу подготовки и принятию эффективных нормативных актов. Помимо перечисленных выше нормативных актов, существую также и другие посредством, которых происходит контроль.
Список нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность
- Бюджетный кодекс Российской Федерации
31 июля 1998 года - Налоговый кодекс Российской Федерации в двух частях
1 часть — 31 июля 1998 года
2 часть — 5 августа 2000 года - Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»
5 марта 1999 года - Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»
29 ноября 2001 года, был изменён и дополнен 1 января 2013 года - Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
24 июля 2002 года, был изменён и дополнен 1 января 2013 года - Приказ от Правительства РФ «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов»
30 июня 2007 года - Приказ Правительства РФ «О Консультативном совете по иностранным инвестициям в России»
30 декабря 2009 года - Приказ Правительства РФ «Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа «С»
20 ноября 1999 года
В завершении хочется сказать, что инвестиционная деятельность должна тщательным образом регулироваться со стороны государства, тем более в моменты перехода к рыночной экономике.
Для нормального функционирования экономики в целом, государство должно постоянно совершенствовать применяемые методы в контроле инвестиционных процессов.
Источник
В России внесены изменения в законы, направленные на защиту и поощрение инвестиций
1 апреля 2020 года принят ряд законов, вносящих важные изменения в законодательство о защите и поощрении капиталовложений в России.
Ключевые изменения вносятся Федеральным законом № 69-ФЗ, который дополняет существующее правовое регулирование в сфере частных инвестиций и предусматривает в данной сфере новые меры государственной поддержки.
Остальные два принятых Федеральных закона № 70-ФЗ и № 71-ФЗ также вносят сопутствующие изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, применимые к частным инвесторам.
Ожидается, что изменения дадут инвесторам новые преимущества, такие как:
• применение стабилизационной оговорки в течение всего периода инвестиций;
• субсидии на полное или частичное возмещение понесенных расходов, связанных с созданием объектов инфраструктуры, включая затраты на уплату процентов по займам и кредитам.
Предоставляя вышеуказанные льготы, государство демонстрирует намерение увеличить приток инвестиций в российскую экономику и повысить показатель инвестиционной привлекательности, который на данный момент находится на достаточно низком уровне по сравнению с другими развивающимися странами.
Кто имеет право на льготы?
Чтобы получить льготы, инвестор должен заключить с государством соглашение о защите и поощрении капиталовложений («СЗПК») в отношении реализации нового инвестиционного проекта в любом секторе российской экономики, за исключением:
• производства подакцизных товаров (табачные изделия, алкогольная продукция, добыча сырой нефти и природного газа, кроме сжиженного природного газа);
• оптовой и розничной торговли;
• строительства административно-деловых центров и торговых центров, а также жилых домов;
• деятельности финансовых организаций, поднадзорных Центральному банку РФ (кроме выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта).
Какие льготы будут доступны в рамках СЗПК?
Стабилизационная оговорка
Инвестор, реализующий инвестиционный проект в рамках СЗПК, cможет воспользоваться так называемой стабилизационной оговоркой («дедушкина оговорка»). Эта оговорка гарантирует, что после заключения соответствующего СЗПК условия коммерческой деятельности инвестора не ухудшатся в результате изменений в законодательстве. Тем не менее существуют определенные исключения из этого общего правила. Кроме того, некоторые законы не подпадают под действие такой оговорки (например, законы, принимаемые в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, а также недопущения возникновения иных обстоятельств непреодолимой силы).
Фактически это основной способ стимулирования, предоставляемый инвесторам в рамках СЗПК, поскольку другие меры поддержки в значительной степени зависят от положений конкретного СЗПК, заключаемого в рамках реализации отдельного инвестиционного проекта.
Каждый СЗПК предусматривает срок действия стабилизационной оговорки. При этом, однако, применяются определенные временные ограничения. В зависимости от объема капитальных вложений срок применения такой оговорки может составлять шесть, пятнадцать или двадцать лет, который в некоторых случаях может быть продлен еще на шесть лет.
Налоговые льготы
Новая редакция статьи 5 Налогового кодекса РФ подробно описывает применение вышеупомянутой стабилизационной оговорки в отношении налогового режима инвестора.
В частности, предусмотрено, что размер налоговой нагрузки инвестора сохранится на весь период капиталовложений по СЗПК (то есть останется на том же уровне, как при заключении СЗПК).
Распространение стабилизационной оговорки на конкретные налоги зависит от тех органов власти, которые участвуют в СЗПК. Очевидно, что максимальный охват будет предоставлен в рамках СЗПК с участием органов власти всех уровней. Такие многосторонние соглашения могут включать как федеральные налоги (например, налог на прибыль и налог на добавленную стоимость), так и региональные и местные налоги, включая налог на имущество организаций, транспортный и земельный налог.
Субсидии
Согласно поправкам в Бюджетный кодекс инвестору могут быть предоставлены субсидии для компенсации его капитальных затрат, связанных с созданием объектов транспортной, энергетической, коммунальной, социальной и цифровой инфраструктуры.
Принятые законы различают так называемую обеспечивающую и сопутствующую инфраструктуру. Первую предполагается использовать исключительно в целях реализации инвестиционного проекта, тогда как сопутствующая инфраструктура может также использоваться в иных целях или третьими лицами.
Размер субсидий на создание обеспечивающей инфраструктуры ограничен 50 % фактически понесенных расходов. В случае сопутствующей инфраструктуры таких ограничений нет.
Другие меры государственной поддержки
Закон допускает включение в СЗПК и иных мер поддержки, в том числе государственных, при условии, что объем таких мер не может превышать общую сумму капитальных вложений инвестора.
Как применять льготы?
СЗПК может быть заключено в рамках частной или публичной инициативы.
В первом случае инвестор обращается к компетентным государственным органам с заявлением о заключении СЗПК для реализации нового инвестиционного проекта. В данном случае проведение конкурса не требуется.
Во втором случае федеральные или региональные органы власти могут сообщить о планируемых инвестиционных проектах путем размещения деклараций о реализации таких проектов и проведения конкурсных отборов инвесторов.
В ходе переговоров о заключении СЗПК получение субсидий и других мер государственной поддержки увязывается с обязательствами инвестора по выполнению определенных условий реализации инвестиционного проекта. Например, в рамках выполнения таких условий от инвестора может потребоваться:
• достичь определенных результатов или показателей эффективности;
• сдать объект инфраструктуры в эксплуатацию;
• обеспечить право безвозмездного общественного пользования объектами построенной инфраструктуры;
• поддерживать построенные объекты инфраструктуры за свой счет.
После подписания СЗПК вступает в силу со дня его внесения в специальный реестр.
Стоит отметить, что процесс заключения СЗПК менее сложен в сравнении с другим, недавно измененным механизмом стимулирования инвесторов – специальным инвестиционным контрактом («СПИК»). Как и в случае с СЗПК, СПИК может предусматривать стабилизационную оговорку и определенные налоговые льготы для инвестора.
Однако конечные цели этих двух механизмов различны: СЗПК в основном направлено на поддержку создания объектов частной инфраструктуры, тогда как СПИК предназначен для обеспечения внедрения современных технологий в российских отраслях промышленности.
На что обратить внимание?
Несмотря на то что принятые поправки направлены на защиту правового и финансового положения инвесторов и должны оцениваться положительно, перед заключением СЗПК необходимо учитывать следующие факторы:
• Поправки прямо не предусматривают какие-либо иные налоговые льготы или преференции для инвесторов (например, пониженные налоговые ставки, отсрочку по уплате налогов и т. д.).
• С точки зрения налогообложения стабилизационная оговорка не распространяется на новые налоги (даже если они увеличивают налоговое бремя инвестора), которые заменяют аналогичные налоги c похожей налогооблагаемой базой, подлежащие уплате после заключения СЗПК.
• Принятое законодательство не содержит разъяснений относительно того, будет ли стабилизационная оговорка распространяться на изменения в законодательстве, улучшающие положение инвестора. В частности, в отношении налогообложения прямое исключение предусмотрено только для положительных изменений, вводящих налоговые льготы (а также устанавливающих их условия) по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Тем не менее стабилизационная оговорка не распространяется на налоги, составляющие основное бремя налогоплательщиков (например, НДС и налог на прибыль организаций).
• Ответственность публичной стороны по СЗПК обычно ограничивается возмещением реального ущерба, понесенного инвестором.
Другие важные вопросы для обсуждения
Поскольку внесенные изменения предусматривают обширный перечень подзаконных актов, принятие которых необходимо как на федеральном, так на региональном и местном уровнях (например, порядок заключения СЗПК, типовая форма СЗПК, порядок ведения реестра СЗПК и т. д.), пока не до конца ясно, как эти изменения будут реализовываться на практике.
СЗПК будет заключаться с использованием специальной государственной информационной системы, которая должна быть запущена не ранее 2 апреля 2021 года.
Мы рекомендуем внимательно следить за развитием законодательства в данной сфере.
После того как все применимое нормативное регулирование будет принято и вступит в силу, заключение СЗПК может представлять интерес для компаний, инвестирующих в крупные инфраструктурные проекты, и в некоторых случаях может стать альтернативой заключению концессионных соглашений и соглашений о государственно-частном партнерстве.
Если у вас возникли вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим вас связаться с экспертами CMS Russia Гайком Сафаряном, Арташесом Огановым, Игорем Ершовым, Дмитрием Богдановы или с вашим постоянным контактным лицом в CMS Russia.
Авторы
|
|
|
|
|