Нормативно правовые акты для бизнес плана

Приказ Минэкономразвития РФ от 23 марта 2006 г. N 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75
«Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»

С изменениями и дополнениями от:

2 ноября 2012 г., 5 апреля 2018 г.

Во исполнение пунктов 4 и 5 части 2 статьи 13 и части 7 статьи 23 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127) в целях проведения экспертной оценки бизнес-планов, представляемых лицами, намеревающимися получить статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, приказываю:

1. Форму бизнес-плана, представляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 1).

2. Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности (приложение N 2).

3. Форму бизнес-плана, предоставляемого для заключения (изменения) соглашения о ведении технико-внедренческой деятельности (приложение N 3).

4. Критерии оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам (приложение N 4).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.

Регистрационный N 7671

Для обеспечения проведения экспертной оценки бизнес-планов, которые представляются лицами, намеревающимися получить в Российской Федерации статус резидента особой экономической зоны, либо резидентами особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, утверждаются формы бизнес-планов для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Утверждаются также Критерии отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, представленные лицами, намеревающимися получить статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, либо резидентами промышленно-производственной особой экономической зоны, намеревающимися изменить условия соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. Критерии включают следующие квалификационные требования к банкам: наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления банковских операций, выданное в соответствии с законодательством РФ или иностранного государства, на территории которого кредитная организация зарегистрирована; наличие положительного аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за предыдущий год и отчетности по международным стандартам; размер собственного капитала не ниже 3 млрд. рублей (для иностранных банков — не ниже суммы в национальной валюте, эквивалентной 3 млрд. рублей по курсу ЦБ РФ на 1 января текущего года); продолжительность деятельности кредитной организации не менее 5 лет; наличие международного кредитного рейтинга; положительные финансовые результаты деятельности за предыдущий отчетный год; отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам в бюджеты всех уровней.

Наконец, Приказом утверждены Критерии оценки бизнес-планов для Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам. Оценка осуществляется по ряду направлений, в том числе: на предмет соответствия предложенного проекта направлениям технико-внедренческой деятельности и ресурсам особой экономической зоны; по характеристикам создаваемых продуктов; по характеристикам самого заявителя (деловая репутация, наличие соответствующего опыта, наличие кадров и т.п.); по степени исследованности рынка; по финансовому обеспечению проекта.

Установлено, что экспертная оценка по критериям, характеризующим каждое направление оценки, осуществляется членами Экспертного совета по технико-внедренческим особым экономическим зонам отдельно по балльной системе. Совокупная оценка по каждому направлению исчисляется путем умножения весового коэффициента направления на сумму баллов, полученных по каждому из критериев направления. Итоговая оценка бизнес-плана исчисляется путем сложения совокупных оценок по каждому направлению. Бизнес-план признается соответствующим критериям, установленным Министерством экономического развития и торговли РФ, если его итоговая оценка равняется не менее 150 баллов.

Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 23 марта 2006 г. N 75 «Об утверждении форм бизнес-планов, представляемых для заключения (изменения) соглашений о ведении промышленно-производственной (технико-внедренческой) деятельности, критериев отбора банков и иных кредитных организаций для подготовки заключения на бизнес-планы, критериев оценки бизнес-планов, проводимой Экспертным советом по технико-внедренческим особым экономическим зонам»

Читайте также:  Примеры расчета точка безубыточности для бизнес плана

Зарегистрировано в Минюсте РФ 10 апреля 2006 г.

Регистрационный N 7671

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 14 апреля 2006 г. N 78, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 17 апреля 2006 г. N 16

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2018 г. N 159

Изменения вступают в силу с 9 мая 2018 г.

Приказ Минэкономразвития России от 2 ноября 2012 г. N 712

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Источник

Нормативно правовое обеспечение бизнес плана

Таким образом,
необходимо отметить, что в современных
условиях, характеризующихся усилением
конкурентных отношений, широкомасштабным
распространением новых ресурсо-, энерго-
и трудосберегающих технологий, растущей
диверсификацией и транснационализацией
бизнеса, ростом доли крупных
негосударственных организаций
корпоративного типа в мировом промышленном
производстве и торговле, вовлеченностью
крупнейших корпоративных структур во
все виды социального управления,
возникает необходимость усиления
внимания теоретиков и практиков
корпоративного управления к вопросам
контроля, так как грядущее еще большее
усложнение хозяйственной жизни будет
требовать новых подходов к разработке
адекватных систем, способных удержать
порядок в сложнейших системах
хозяйствования. Контроль реализации
бизнес-плана должен охватывать его
основные этапы и задачи:

определение типа
рабочих задач на предприятии и вне его,
решение которых необходимо для реализации
бизнес-проекта;

определение
логической последовательности событий
в ра­бочих задачах;

подготовку графика
реализации, определяющего положе­ние
рабочих задач корректно во времени и
учитывающего соот­ветствующее время
для завершения каждой индивидуальной
задачи;

определение
ресурсов, необходимых для решения
индиви­дуальных задач и соответствующих
затрат;

подготовку бюджета
реализации и потоков средств, кото­рые
обеспечат финансирование на всем
протяжении процесса ре­ализации и
эксплуатации бизнес проекта;

документирование
данных, позволяющее корректировать
планы, бюджет реализации и про­гнозы,
сделанные во время составления
бизнес-плана.

Вопрос 6. Нормативно-правовое обеспечение бизнес-планирования

Общие
основы нормативного обеспечения
бизнес-планирования в Российской
Федерации основано, главным образом,
на действии законов подзаконных актов,
связанных с инвестиционной деятельностью.

Федеральный
Закон Р.Ф. «Об
инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений», от 25 февраля
1999 года N
39-ФЗ. определяет правовые и экономические
основы инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений, на территории Российской
Федерации, а также устанавливает гарантии
равной защиты прав, интересов и имущества
субъектов инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений, независимо от форм собственности.

Федеральный
Закон «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации» от 9 июля 1999г.
определяет основные гарантии прав
иностранных инвесторов на инвестиции
и получаемые от них доходы и прибыль,
условия предпринимательской деятельности
иностранных инвесторов на территории
Российской Федерации. Он направлен на
привлечение и эффективное использование
в экономике Российской Федерации
иностранных материальных и финансовых
ресурсов, передовой техники и технологии,
управленческого опыта, обеспечение
стабильности условий деятельности
иностранных инвесторов и соблюдение
соответствия правового режима иностранных
инвестиций нормам международного права
и международной практике инвестиционного
сотрудничества.

Постановление
Правительства Российской Федерации
«Об утверждении порядка предоставления
государственных гарантий на конкурсной
основе за счет средств бюджета развития
Российской Федерации и положения об
оценке эффективности инвестиционных
проектов при размещении на конкурсной
основе ресурсов бюджета развития
Российской Федерацииот
22 ноября 1997 г. N 1470 фиксирует, что основными
целями предоставления государственных
гарантий являются стимулирование
инвестиционной активности и привлечение
средств инвесторов для развития
российской экономики по ключевым
направлениям.

В соответствии с
Законом Российской Федерации « Об
инвестиционной деятельности в РСФСР»
от 26.06.92г. № 1488-1 государственное
регулирование инвестиционной деятельности
в России осуществляется:

в соответствии с
государственными инвестиционными
программами;

прямым управлением
государственными инвестициями;

введением системы
налогов с дифференцированием налоговых
ставок и льгот;

предоставлением
финансовой помощи в виде дотаций,
субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на
развитие отдельных территорий, отраслей,
производств;

проведением
финансовой и кредитной политики,
политики ценообразования, амортизационной
политики;

экспертизой
инвестиционных проектов.

Правомерно
отметить, что инвестиционная деятельность
в России регулируется как общим
государственным
и хозяйственным законодательством, так
и системой специальных
нормативных актов федерального и
ведомственного уров­ней.

К
первой группе относятся такие законы,
как:

Конституция
Российской
Федерации,

Законы
о собственности, недрах
и концессиях, о предприятиях и
предпринимательской деятель­ности,
об акционерных обществах, банках и
банковской деятельности,

Законодательная
база о налогообложении, внешнеэкономической
деятельности,
таможенном контроле и валютном
регулировании, о залоге, арендных
отношениях и страховании, основы
земельного и лесного законодательства,
нормативные акты и программы приватизации
и др.,

Структура
расходов на инвестиционные цели
предусмотрена в Феде­ральном
законе от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной
классификации РФ»,

Для
организации инвестиционной деятельности
большее значение имеет
Федеральный закон «О бухгалтерском
учете».

Ко
второй группе относятся законоположения
и нормативные акты,
в том числе документы федеральных
ведомств, регулирующие собственно
инвестиционный процесс как в области
капиталообразующих
денежных средств, так и в области
вложений, размещаемых в финансовых
активах.

Читайте также:  Задачи бизнес плана вывод

Участие
иностранных инвесторов в инвестиционной
деятельности и
России регулируется как общими для всех
участников инвестицион­ного процесса
государственными актами (если нет
соответствующих оговорок),
так и специальными нормативными
документами, в частности,
Законом «Об иностранных инвестициях в
РСФСР» 4.07.91
г. № 1534-1, Законом РФ «О валютном
регулировании валютном
контроле» от 9.10.92 г. № 3615-1, Таможенным
кодексом и
другими актами. Центральным банком,
Минфином.

Помимо законодательства,
регулирующего основы инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
нормативно – правовой базой бизнес —
планирования являются:

Методические
рекомендации по разработке бизнес –
плана развития промышленного предприятия
(организации), утвержденные начальником
Департамента экономики Министерства
сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации;

Методические
рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов, утвержденные
Министерством экономики РФ, Министерством
финансов РФ, Государственным комитетом
РФ по строительной, архитектурной и
жилищной политике.

Эти рекомендации
содержат описание корректных
(непротиворечивых и отражающих правила
рационального экономического поведения
хозяйствующих субъектов) методов расчета
эффективности бизнес-проектов.

Рекомендации
предназначены для предприятий и
организаций всех форм собственности,
участвующих в разработке, экспертизе
и реализации бизнес-планов.

для оценки
эффективности и финансовой реализуемости
бизнес-планов;

для оценки
эффективности участия в бизнес-планах;

для принятия
решений о государственной поддержке
бизнес-планов;

для сравнения
альтернативных (взаимоисключающих)
бизнес-планов и оценки экономических
последствий выбора одного из них;

для оценки
экономических последствий отбора для
реализации группы бизнес-планов из
некоторой их совокупности при наличии
фиксированных финансовых и других
ограничений;

для подготовки
заключений по экономическим разделам
при проведении государственной,
отраслевой и других видов экспертиз
обоснований инвестиций, технико-экономических
обоснований бизнес — планов;

для принятия
экономически обоснованных решений об
изменениях в ходе реализации бизнес-планов
в зависимости от вновь выявляющихся
обстоятельств (экономический мониторинг).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Проведенный
анализ показывает, что на сегодняшний день на предприятиях не существует
действенной системы разработки и реализации планируемых изменений. Такая
ситуация по мнению руководителей предприятий обусловлена рядом причин:
отсутствует действенная мотивация со стороны внешней среды к проведению
регулярного планирования, российское законодательство не закрепляет за
предприятием обязательность разработки бизнес-плана. Кроме того, экономическая
и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не
позволяет использовать зарубежные методические разработки при составлении
бизнес-планов.

Перечень
обозначенных выше причин ограниченного использования бизнес-планирования на
предприятии не является полным. Эффективность системы бизнес-планирования
зависит от состояния информационной базы предприятия и методов ее формирования.
Исследования информационных потоков при планировании показывают, что 50-80%
объема всей информации относится к нормативным данным. Но в современных
условиях использование нормирования в бизнес-планировании не получило должного
признания, во многом из-за ассоциации с командно-административной системой
управления. В этой связи особое значение отводится поиску качественно нового
подхода к разработке теоретических положений и практических рекомендаций по
применению нормативного метода при формировании эффективной нормативной базы
бизнес-планирования.

Нормативная база бизнес-планирования

Основным
преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами
предприятия и конечными результатами его деятельности. П. Нивен подчеркивал,
что «благодаря нормам измеренные результаты приобретают смысл и показывают нам,
добились ли мы успеха» [5, 56].

В
планово-экономической литературе понятие «нормативная база» рассматривается как
совокупность нормативных показателей, применяемых для планирования,
прогнозирования, анализа и учета, регулирования, организации и контроля
производства [1, 55; 2, 35; 4, 19]. Однако такой подход к определению не
отвечает в полной мере требованиям, предъявляемым рынком к нормативной базе
бизнес-планирования.

В условиях рыночной экономики нормативная база
бизнес-планирования должна рассматриваться как система норм и нормативов,
охватывающая все структурные элементы организации и увязывающая в единое целое
различные показатели многофакторной деятельности предприятия, акцентирующая
внимание на самой важной нормативной информации с позиции ее влияния на
показатели результативности хозяйственной деятельности предприятия.

Важнейшими
требованиями к модели нормативной базы бизнес-планирования являются ее
адекватность изучаемому объекту в рамках конкретной задачи, реализуемость
имеющимися средствами, непротиворечивость и полнота. Процесс построения модели
следует начинать с постановки цели бизнес-планирования. Согласно данным
статистики, 70% неудачных бизнес-планов стали таковыми вследствие неопределенности
их целей, то есть изначально не был четко определен конечный результат.

Группировка и структурирование нормативных показателей

Сформированная модель нормативной базы бизнес-планирования
должна быть адекватна целям компании, уровню стратегической зрелости
руководства компании, типу и масштабам бизнеса, степени централизации
управления. Следует заметить, что сложность модели возрастает с повышением
уровня организационной зрелости компании. И как результат, растет степень
интеграции процессов нормирования с другими процессами предприятия.

Исследования основных характеристик норм и нормативов
показывают, что группирование нормативных показателей должно осуществляться
исходя из их назначения. Бизнес-планирование с использованием лишь
агрегированных нормативных показателей не даст положительного эффекта.
Структурирование обеспечивает вовлеченность руководителей среднего звена в
выполнение целей компании, заложенных в бизнес-планах. Чрезмерное количество
уровней иерархии нормативной информации тоже не рационально.

Читайте также:  Метрики для бизнес плана

Наиболее оптимальным является разделение нормативной базы
бизнес-планирования на четыре уровня:

1-й уровень представляют нормативные показатели,
необходимые для формирования условий рационального использования ресурсов
организации;

2-й уровень — нормативные показатели, требуемые для
расчета потребности в ресурсах, используемых в производстве;

3-й уровень — показатели эффективности использования
ресурсов;

4-й уровень — показатели эффективности хозяйственной
деятельности предприятия.

При разработке структуры нормативных справочников необходимо
тщательно проанализировать нормативные показатели и выделить наиболее значимые
– те, которые действительно оказывают влияние на результативность хозяйственной
деятельности предприятия.

При
наличии рассмотренных выше условий становится актуальным вопрос об
эффективности нормативной базы бизнес-планирования. Эффективность относится к
важнейшим понятиям теории управления экономическими системами. В практической
деятельности понятие «эффективность» часто употребляется как синоним
успешности, результативности, конкурентоспособности [3, 18]. Эффективность
нормативной базы выражается в точности бизнес-планирования, в отношении
полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.

Для
определения влияния норм и нормативов на показатели эффективности предлагается
использовать факторную модель. На примере предприятий хлебопекарной
промышленности проведено построение и анализ регрессионной модели. На первом
этапе осуществлен анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на
результативные признаки. Расчет произведен по всем группам нормативных
показателей, с позиции их влияния на результативность хозяйственной
деятельности предприятия. Так, например, уравнения линейной регрессии, описывающие
влияние норм использования предметов труда, имеют следующий вид:

λе
– скорость оборачиваемости оборотного капитала;

R – рентабельность капитала;

х1
– нормы расхода основного сырья;

х2
– нормы расхода прочих основных материалов;

х3
– нормы расхода условного топлива на основное производство;

х4
– нормы расхода вспомогательных материалов;

х5
– нормы расхода электроэнергии на основное производство.

Далее
рассчитываются коэффициенты, определяющие степень чувствительности отдельных
нормативных групп к исследуемым результативным признакам.

Значения коэффициентов уравнений регрессии для показателей эффективности

**скорость
оборачиваемости основного капитала

Таким
образом, предложенная модель позволяет не только рассчитать необходимое
количество ресурсов на выполнение работ, но и определить приоритетные
нормативные показатели, измерить степень их влияния на результативность
хозяйственной деятельности предприятия, а также провести анализ изменений,
произошедших в результате несоблюдения установленных норм и нормативов. Именно
такой подход к формированию модели нормативной базы бизнес-планирования в
сложившейся непростой экономической ситуации позволит предприятиям найти баланс
между рациональным использованием ресурсов и удовлетворением потребительского
спроса, оставаясь, долгое время конкурентоспособными на рынке.

В этом разделе рассматривается информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.

Этот раздел особенно важен для вновь создаваемых фирм. При этом предприниматель должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую он предполагает использовать в своей фирме. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т. д.

Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые в определенной степени могут повлиять на успех реализации бизнес-проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.

Конкретное наполнение раздела зависит в первую очередь от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о государственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность, и совсем другое — если предприниматель собирается создавать акционерное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное — предприниматель должен обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.

Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разделе должны быть представлены законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы как в своей стране, так и за рубежом.

Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осветить следующие основные моменты:

  • 1. Дата создания и регистрации фирмы.
  • 2. Где и кем она зарегистрирована.
  • 3. Учредительные документы.
  • 4. Зарегистрированный офис.
  • 5. Форма собственности.
  • 6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.
  • 7. Для акционерного общества:
    • а) количество разрешенных к выпуску акций;
    • б) количество выпущенных акций;
    • в) количество обращающихся акций;
    • г) номинальная стоимость одной акции;
    • д) рыночная стоимость одной акции;
    • е) динамика изменения рыночной стоимости акции.
  • 8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.
  • 9. Копии лицензий на виды деятельности, являющихся предметом рассмотрения в бизнес-плане.
  • 10. Копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности.
  • 11. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы, и другие документы (патенты, контракты, договора на аренду, торговые марки и знаки и т. д.).

При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:

12. Как данное государство защищает интересы зарубежных предпринимателей.

Источник

Оцените статью