Нормативно правовое обеспечение бизнес плана
Таким образом,
необходимо отметить, что в современных
условиях, характеризующихся усилением
конкурентных отношений, широкомасштабным
распространением новых ресурсо-, энерго-
и трудосберегающих технологий, растущей
диверсификацией и транснационализацией
бизнеса, ростом доли крупных
негосударственных организаций
корпоративного типа в мировом промышленном
производстве и торговле, вовлеченностью
крупнейших корпоративных структур во
все виды социального управления,
возникает необходимость усиления
внимания теоретиков и практиков
корпоративного управления к вопросам
контроля, так как грядущее еще большее
усложнение хозяйственной жизни будет
требовать новых подходов к разработке
адекватных систем, способных удержать
порядок в сложнейших системах
хозяйствования. Контроль реализации
бизнес-плана должен охватывать его
основные этапы и задачи:
определение типа
рабочих задач на предприятии и вне его,
решение которых необходимо для реализации
бизнес-проекта;
определение
логической последовательности событий
в рабочих задачах;
подготовку графика
реализации, определяющего положение
рабочих задач корректно во времени и
учитывающего соответствующее время
для завершения каждой индивидуальной
задачи;
определение
ресурсов, необходимых для решения
индивидуальных задач и соответствующих
затрат;
подготовку бюджета
реализации и потоков средств, которые
обеспечат финансирование на всем
протяжении процесса реализации и
эксплуатации бизнес проекта;
документирование
данных, позволяющее корректировать
планы, бюджет реализации и прогнозы,
сделанные во время составления
бизнес-плана.
Вопрос 6. Нормативно-правовое обеспечение бизнес-планирования
Общие
основы нормативного обеспечения
бизнес-планирования в Российской
Федерации основано, главным образом,
на действии законов подзаконных актов,
связанных с инвестиционной деятельностью.
Федеральный
Закон Р.Ф. «Об
инвестиционной деятельности в Российской
Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений», от 25 февраля
1999 года N
39-ФЗ. определяет правовые и экономические
основы инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений, на территории Российской
Федерации, а также устанавливает гарантии
равной защиты прав, интересов и имущества
субъектов инвестиционной деятельности,
осуществляемой в форме капитальных
вложений, независимо от форм собственности.
Федеральный
Закон «Об иностранных инвестициях в
Российской Федерации» от 9 июля 1999г.
определяет основные гарантии прав
иностранных инвесторов на инвестиции
и получаемые от них доходы и прибыль,
условия предпринимательской деятельности
иностранных инвесторов на территории
Российской Федерации. Он направлен на
привлечение и эффективное использование
в экономике Российской Федерации
иностранных материальных и финансовых
ресурсов, передовой техники и технологии,
управленческого опыта, обеспечение
стабильности условий деятельности
иностранных инвесторов и соблюдение
соответствия правового режима иностранных
инвестиций нормам международного права
и международной практике инвестиционного
сотрудничества.
Постановление
Правительства Российской Федерации
«Об утверждении порядка предоставления
государственных гарантий на конкурсной
основе за счет средств бюджета развития
Российской Федерации и положения об
оценке эффективности инвестиционных
проектов при размещении на конкурсной
основе ресурсов бюджета развития
Российской Федерацииот
22 ноября 1997 г. N 1470 фиксирует, что основными
целями предоставления государственных
гарантий являются стимулирование
инвестиционной активности и привлечение
средств инвесторов для развития
российской экономики по ключевым
направлениям.
В соответствии с
Законом Российской Федерации « Об
инвестиционной деятельности в РСФСР»
от 26.06.92г. № 1488-1 государственное
регулирование инвестиционной деятельности
в России осуществляется:
в соответствии с
государственными инвестиционными
программами;
прямым управлением
государственными инвестициями;
введением системы
налогов с дифференцированием налоговых
ставок и льгот;
предоставлением
финансовой помощи в виде дотаций,
субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на
развитие отдельных территорий, отраслей,
производств;
проведением
финансовой и кредитной политики,
политики ценообразования, амортизационной
политики;
экспертизой
инвестиционных проектов.
Правомерно
отметить, что инвестиционная деятельность
в России регулируется как общим
государственным
и хозяйственным законодательством, так
и системой специальных
нормативных актов федерального и
ведомственного уровней.
К
первой группе относятся такие законы,
как:
Конституция
Российской
Федерации,
Законы
о собственности, недрах
и концессиях, о предприятиях и
предпринимательской деятельности,
об акционерных обществах, банках и
банковской деятельности,
Законодательная
база о налогообложении, внешнеэкономической
деятельности,
таможенном контроле и валютном
регулировании, о залоге, арендных
отношениях и страховании, основы
земельного и лесного законодательства,
нормативные акты и программы приватизации
и др.,
Структура
расходов на инвестиционные цели
предусмотрена в Федеральном
законе от 15.08.96 г. № 115-ФЗ «О бюджетной
классификации РФ»,
Для
организации инвестиционной деятельности
большее значение имеет
Федеральный закон «О бухгалтерском
учете».
Ко
второй группе относятся законоположения
и нормативные акты,
в том числе документы федеральных
ведомств, регулирующие собственно
инвестиционный процесс как в области
капиталообразующих
денежных средств, так и в области
вложений, размещаемых в финансовых
активах.
Участие
иностранных инвесторов в инвестиционной
деятельности и
России регулируется как общими для всех
участников инвестиционного процесса
государственными актами (если нет
соответствующих оговорок),
так и специальными нормативными
документами, в частности,
Законом «Об иностранных инвестициях в
РСФСР» 4.07.91
г. № 1534-1, Законом РФ «О валютном
регулировании валютном
контроле» от 9.10.92 г. № 3615-1, Таможенным
кодексом и
другими актами. Центральным банком,
Минфином.
Помимо законодательства,
регулирующего основы инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
нормативно – правовой базой бизнес —
планирования являются:
Методические
рекомендации по разработке бизнес –
плана развития промышленного предприятия
(организации), утвержденные начальником
Департамента экономики Министерства
сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации;
Методические
рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов, утвержденные
Министерством экономики РФ, Министерством
финансов РФ, Государственным комитетом
РФ по строительной, архитектурной и
жилищной политике.
Эти рекомендации
содержат описание корректных
(непротиворечивых и отражающих правила
рационального экономического поведения
хозяйствующих субъектов) методов расчета
эффективности бизнес-проектов.
Рекомендации
предназначены для предприятий и
организаций всех форм собственности,
участвующих в разработке, экспертизе
и реализации бизнес-планов.
для оценки
эффективности и финансовой реализуемости
бизнес-планов;
для оценки
эффективности участия в бизнес-планах;
для принятия
решений о государственной поддержке
бизнес-планов;
для сравнения
альтернативных (взаимоисключающих)
бизнес-планов и оценки экономических
последствий выбора одного из них;
для оценки
экономических последствий отбора для
реализации группы бизнес-планов из
некоторой их совокупности при наличии
фиксированных финансовых и других
ограничений;
для подготовки
заключений по экономическим разделам
при проведении государственной,
отраслевой и других видов экспертиз
обоснований инвестиций, технико-экономических
обоснований бизнес — планов;
для принятия
экономически обоснованных решений об
изменениях в ходе реализации бизнес-планов
в зависимости от вновь выявляющихся
обстоятельств (экономический мониторинг).
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
Проведенный
анализ показывает, что на сегодняшний день на предприятиях не существует
действенной системы разработки и реализации планируемых изменений. Такая
ситуация по мнению руководителей предприятий обусловлена рядом причин:
отсутствует действенная мотивация со стороны внешней среды к проведению
регулярного планирования, российское законодательство не закрепляет за
предприятием обязательность разработки бизнес-плана. Кроме того, экономическая
и социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не
позволяет использовать зарубежные методические разработки при составлении
бизнес-планов.
Перечень
обозначенных выше причин ограниченного использования бизнес-планирования на
предприятии не является полным. Эффективность системы бизнес-планирования
зависит от состояния информационной базы предприятия и методов ее формирования.
Исследования информационных потоков при планировании показывают, что 50-80%
объема всей информации относится к нормативным данным. Но в современных
условиях использование нормирования в бизнес-планировании не получило должного
признания, во многом из-за ассоциации с командно-административной системой
управления. В этой связи особое значение отводится поиску качественно нового
подхода к разработке теоретических положений и практических рекомендаций по
применению нормативного метода при формировании эффективной нормативной базы
бизнес-планирования.
Нормативная база бизнес-планирования
Основным
преимуществом нормативного метода является установление связи между ресурсами
предприятия и конечными результатами его деятельности. П. Нивен подчеркивал,
что «благодаря нормам измеренные результаты приобретают смысл и показывают нам,
добились ли мы успеха» [5, 56].
В
планово-экономической литературе понятие «нормативная база» рассматривается как
совокупность нормативных показателей, применяемых для планирования,
прогнозирования, анализа и учета, регулирования, организации и контроля
производства [1, 55; 2, 35; 4, 19]. Однако такой подход к определению не
отвечает в полной мере требованиям, предъявляемым рынком к нормативной базе
бизнес-планирования.
В условиях рыночной экономики нормативная база
бизнес-планирования должна рассматриваться как система норм и нормативов,
охватывающая все структурные элементы организации и увязывающая в единое целое
различные показатели многофакторной деятельности предприятия, акцентирующая
внимание на самой важной нормативной информации с позиции ее влияния на
показатели результативности хозяйственной деятельности предприятия.
Важнейшими
требованиями к модели нормативной базы бизнес-планирования являются ее
адекватность изучаемому объекту в рамках конкретной задачи, реализуемость
имеющимися средствами, непротиворечивость и полнота. Процесс построения модели
следует начинать с постановки цели бизнес-планирования. Согласно данным
статистики, 70% неудачных бизнес-планов стали таковыми вследствие неопределенности
их целей, то есть изначально не был четко определен конечный результат.
Группировка и структурирование нормативных показателей
Сформированная модель нормативной базы бизнес-планирования
должна быть адекватна целям компании, уровню стратегической зрелости
руководства компании, типу и масштабам бизнеса, степени централизации
управления. Следует заметить, что сложность модели возрастает с повышением
уровня организационной зрелости компании. И как результат, растет степень
интеграции процессов нормирования с другими процессами предприятия.
Исследования основных характеристик норм и нормативов
показывают, что группирование нормативных показателей должно осуществляться
исходя из их назначения. Бизнес-планирование с использованием лишь
агрегированных нормативных показателей не даст положительного эффекта.
Структурирование обеспечивает вовлеченность руководителей среднего звена в
выполнение целей компании, заложенных в бизнес-планах. Чрезмерное количество
уровней иерархии нормативной информации тоже не рационально.
Наиболее оптимальным является разделение нормативной базы
бизнес-планирования на четыре уровня:
1-й уровень представляют нормативные показатели,
необходимые для формирования условий рационального использования ресурсов
организации;
2-й уровень — нормативные показатели, требуемые для
расчета потребности в ресурсах, используемых в производстве;
3-й уровень — показатели эффективности использования
ресурсов;
4-й уровень — показатели эффективности хозяйственной
деятельности предприятия.
При разработке структуры нормативных справочников необходимо
тщательно проанализировать нормативные показатели и выделить наиболее значимые
– те, которые действительно оказывают влияние на результативность хозяйственной
деятельности предприятия.
При
наличии рассмотренных выше условий становится актуальным вопрос об
эффективности нормативной базы бизнес-планирования. Эффективность относится к
важнейшим понятиям теории управления экономическими системами. В практической
деятельности понятие «эффективность» часто употребляется как синоним
успешности, результативности, конкурентоспособности [3, 18]. Эффективность
нормативной базы выражается в точности бизнес-планирования, в отношении
полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам.
Для
определения влияния норм и нормативов на показатели эффективности предлагается
использовать факторную модель. На примере предприятий хлебопекарной
промышленности проведено построение и анализ регрессионной модели. На первом
этапе осуществлен анализ факторов, оказывающих наибольшее влияние на
результативные признаки. Расчет произведен по всем группам нормативных
показателей, с позиции их влияния на результативность хозяйственной
деятельности предприятия. Так, например, уравнения линейной регрессии, описывающие
влияние норм использования предметов труда, имеют следующий вид:
λе
– скорость оборачиваемости оборотного капитала;
R – рентабельность капитала;
х1
– нормы расхода основного сырья;
х2
– нормы расхода прочих основных материалов;
х3
– нормы расхода условного топлива на основное производство;
х4
– нормы расхода вспомогательных материалов;
х5
– нормы расхода электроэнергии на основное производство.
Далее
рассчитываются коэффициенты, определяющие степень чувствительности отдельных
нормативных групп к исследуемым результативным признакам.
Значения коэффициентов уравнений регрессии для показателей эффективности
**скорость
оборачиваемости основного капитала
Таким
образом, предложенная модель позволяет не только рассчитать необходимое
количество ресурсов на выполнение работ, но и определить приоритетные
нормативные показатели, измерить степень их влияния на результативность
хозяйственной деятельности предприятия, а также провести анализ изменений,
произошедших в результате несоблюдения установленных норм и нормативов. Именно
такой подход к формированию модели нормативной базы бизнес-планирования в
сложившейся непростой экономической ситуации позволит предприятиям найти баланс
между рациональным использованием ресурсов и удовлетворением потребительского
спроса, оставаясь, долгое время конкурентоспособными на рынке.
В этом разделе рассматривается информация, характеризующая правовые аспекты обеспечения процессов создания и функционирования фирмы.
Этот раздел особенно важен для вновь создаваемых фирм. При этом предприниматель должен уделить особое внимание выбору и обоснованию той организационно-правовой формы, которую он предполагает использовать в своей фирме. Практически речь идет о форме собственности и правовом статусе фирмы: частное владение, кооператив, государственное владение, открытая или закрытая акционерная компания, совместное предприятие и т. д.
Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые в определенной степени могут повлиять на успех реализации бизнес-проекта и потому небезынтересны для инвесторов и партнеров.
Конкретное наполнение раздела зависит в первую очередь от выбранной формы организации фирмы. Одно дело, если речь идет о государственном предприятии и надо разъяснить систему его подчиненности и границы вмешательства государства в хозяйственную деятельность, и совсем другое — если предприниматель собирается создавать акционерное общество и надо определить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное — предприниматель должен обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему он считает такую стратегию наилучшей.
Помимо обоснования формы собственности в рассматриваемом разделе должны быть представлены законодательные и нормативные акты, регулирующие деятельность фирмы как в своей стране, так и за рубежом.
Таким образом, в этом разделе предпринимателю необходимо осветить следующие основные моменты:
- 1. Дата создания и регистрации фирмы.
- 2. Где и кем она зарегистрирована.
- 3. Учредительные документы.
- 4. Зарегистрированный офис.
- 5. Форма собственности.
- 6. Наиболее значительные пайщики (акционеры) фирмы.
- 7. Для акционерного общества:
- а) количество разрешенных к выпуску акций;
- б) количество выпущенных акций;
- в) количество обращающихся акций;
- г) номинальная стоимость одной акции;
- д) рыночная стоимость одной акции;
- е) динамика изменения рыночной стоимости акции.
- 8. Аспекты деятельности фирмы, подлежащие государственному контролю и предписаниям.
- 9. Копии лицензий на виды деятельности, являющихся предметом рассмотрения в бизнес-плане.
- 10. Копии соглашений и договоров с другими организациями по данным видам деятельности.
- 11. Изменения в законодательстве, которые могут оказать влияние на деятельность фирмы, и другие документы (патенты, контракты, договора на аренду, торговые марки и знаки и т. д.).
При деятельности фирмы за рубежом необходимо дополнительно описать:
12. Как данное государство защищает интересы зарубежных предпринимателей.
Источник