- Расчет внутренней нормы доходности
- Что такое внутренняя норма доходности?
- Показатели для расчета IRR
- Формула расчета внутренней нормы рентабельности
- Способы вычисления ВНД
- Достоинства и недостатки метода IRR
- Интерпретация внутренней нормы доходности
- Пример применения ВНД
- Какая рентабельность считается нормальной: правила расчета и определения
- Как проводится расчет рентабельности
- Определение отрицательной рентабельности
- Какие показатели считаются приемлемыми?
- Конкретные данные по сферам деятельности
- Проведение анализа по рентабельности
Расчет внутренней нормы доходности
Ни один инвестор не вкладывает средства слепо, не проведя предварительных исследований: он должен быть уверен, что они окупятся или, как минимум, их удастся вернуть. Для этого оценивается потенциальная рентабельность инвестиционного проекта. Конечно, это нельзя сделать иначе как комплексно, применяя ряд специально разработанных показателей, важнейший из которых – внутренняя норма доходности.
Рассмотрим, в чем особенности метода инвестиционных исследований, основанного на вычислении внутренней нормы доходности – IRR.
Что такое внутренняя норма доходности?
Никто не может рассчитать с вероятностью 100%, какой доход удастся получить от вложенных средств. Слишком много переменных факторов, могущих повлиять на реализацию бизнес-проекта, профинансированного инвестором. Однако можно максимально снизить риск неточностей, если применить не абсолютную, а относительную оценку.
Та процентная ставка, при которой инвестор гарантированно возместит свое вложение, но не получит прибыли, называется внутренней нормой доходности (ВНД). Норма заключается в том, что все денежные потоки данного инвестиционного проекта в сумме взаимозачтутся. Иначе говоря, расходы на инвестиционный проект в какой-то момент времени уравновешиваются полученными доходами (говорят, что проект «вышел в ноль»).
ВАЖНО! Слово «внутренняя» в определении данной нормы инвестиционных вложений означает ее зависимость от свойств самого проекта, а не от внешних факторов.
Внутреннюю норму доходности специалисты могут именовать по-разному. Встречаются следующие наименования:
- ВНД – русская аббревиатура;
- IRR – английская аббревиатура от «Internal Rate of Return» – «внутренняя норма доходности»;
- внутренняя норма рентабельности;
- внутренняя норма прибыли;
- внутренняя норма возврата инвестиций;
- предельная эффективность капитальных вложений;
- процентная норма прибыли;
- дисконтированный поток реальных денег;
- финансовая норма прибыли;
- собственная норма прибыли.
ВНИМАНИЕ! Эту норму можно счесть предельной, поскольку выход за ее пределы уже означает для инвестора убыток.
Показатели для расчета IRR
Математически расчет внутренней нормы доходности не так уж сложен, но формула включает много дополнительных показателей, которые необходимо учитывать. Среди них:
- NPV – от первых букв выражения «Net Present Value» («чистая приведенная стоимость») – сумма всех денежных потоков данного проекта, приведенная к общему показателю при взаимозачете доходов и затрат;
- CF – денежные потоки (от «Cash Flows») – величины различных притоков и оттоков финансов, в том числе и инвестируемых средств, в выбранный период времени t (обычно берется год). Для инвестиционного проекта первый денежный поток – сама инвестиция – естественно, будет иметь отрицательное значение (это затрата).
- R – ставка дисконтирования, то есть тот процент, под который инвестор может получить средства для вложений (взять банковский кредит, продать свои акции или использовать внутренние средства).
- WACC – средневзвешенная стоимость капитала (от Weighted Average Cost of Capital) – если применяется сразу несколько источников привлечения денег, то процентная ставка будет представлять среднюю величину, рассчитанную пропорционально.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Было бы очень просто рассчитать внутреннюю норму доходности, зная все необходимые показатели. Однако на практике невозможно определить точные величины денежных потоков и однозначно вычислить ставку дисконтирования. Поэтому для каждого отдельного проекта оценивают степень зависимости NPV от процентной ставки.
Формула расчета внутренней нормы рентабельности
IRR – это такая величина R, при которой NPV равен нулю. Поэтому этот показатель можно вывести из формулы расчета приведенной суммы денежных потоков.
- 0 означает величину NPV;
- n – количество исследуемых временных периодов;
- CFt – денежные потоки в учетный момент времени.
Способы вычисления ВНД
Посчитать значение внутренней нормы доходности вручную не представляется возможным, так как, если вывести из него значение IRR, оно получится множителем 4 степени. Вычислить этот показатель можно несколькими способами:
- использовать специальный финансовый калькулятор;
- применить программу Excel, в которой эта функция встроена в раздел «Финансовые формулы» под названием ВСД («внутренняя ставка доходности»);
- воспользоваться одним из онлайн-калькуляторов;
- применить графический способ (использовался до широкого распространения Персональных компьютеров).
Достоинства и недостатки метода IRR
Для оценки инвестиционных возможностей главным образом применяются два метода – вычисление NPV и IRR. Метод определения внутренней нормы доходности относителен, поэтому не может претендовать на высокую точность, однако обладает рядом преимуществ:
- помогает достаточно просто оценить рентабельность инвестиционного проекта;
- показывает максимально допустимый размер затрат для вложения в проект;
- позволяет сравнивать различные проекты по рентабельности, даже если они отличаются по масштабу и протяженности во времени.
Недостатки метода IRR:
- нельзя посчитать абсолютную доходность инвестиции (то есть сколько конкретно денег – рублей, валюты – она может принести инвестору);
- возможно завышение инвестиционного эффекта, если ВНД сильно отличается от уровня реинвестиций компании (то есть положительные денежные потоки «возвращаются» инвестору с процентной ставкой, не совпадающей с ВНД);
- при вычислении имеет место пренебрежение последовательностью денежных потоков (для формулы не важно, в какой последовательности наступают затраты и приходит прибыль, тогда как на практике это может иметь решающее значение);
- возможны искажения при оценке взаимоисключающих инвестиционных проектов.
Интерпретация внутренней нормы доходности
Главное правило, по которому оценивают возможность инвестирования по показателю ВНД: проект можно принять, если IRR выше, чем средневзвешенная стоимость капитала для компании (WACC). Это значит, что инвестору стоит занимать деньги для вложения, и они, вероятнее всего, принесут добавочную прибыль.
НАПРИМЕР. Банк может предоставить инвестору деньги под 12% годовых. Инвестор собирается взять кредит и вложить средства в проект, ВНД которого 16%. Это значит, что 16% годовых – верхняя планка, по которой можно занять деньги для этого проекта. Если проект действительно принесет 16% прибыли, в пользу инвестора останется 4%, в любом случае он сможет вернуть заемные средства без убытка для себя.
Пример применения ВНД
Приведем жизненный пример оценки внутренней доходности, который может осознать обычный гражданин, а не только предприниматель.
Сдача квартиры в аренду – вроде бы выгодное мероприятие. Но все зависит от того, есть ли эта квартира в собственности. Если это так, то первоначальная инвестиция равна нулю, поэтому проект заведомо рентабелен. Но если планируется вложить средства в покупку квартиры, сдавать ее, а затем продать, чтобы вернуть взятый на это кредит?
Посчитаем, получится ли этот проект выгодным. Пусть квартира стоит 5 млн руб., а сумма аренды за год составит 25 000 руб. в месяц. Пренебрежем налоговыми расходами на оформление покупки квартиры и аренды. За 3 года доход от аренды составит 25 000 х 3 = 75 000 руб. Представим, что конъюнктура рынка недвижимости за 3 года не изменилась и квартиру удастся продать за цену покупки. Значит, спустя три года инвестиция принесет доход 75 000 + 5 млн руб. ВНД такого проекта получится равным приблизительно 6%.
Как известно, ставка кредитования в банке приблизительно составляет 9%, значит, имея в своем распоряжении свободные средства (например, получив их в наследство), их выгоднее положить на депозит, чем покупать квартиру с целью аренды.
Но если стоимость квартиры за эти годы существенно увеличится, ВНД проекта также изменится в лучшую сторону.
Источник
Какая рентабельность считается нормальной: правила расчета и определения
Эта экономическая категория была введена для описания того, насколько эффективно в целом ведется деятельность на предприятии. Рентабельность рассчитывается по продажам, либо по отдельным составляющим. К примеру, по оборотным средствам. Она помогает понять, сколько копеек можно получить, вложив в то или иное дело один рубль. Если говорить об эффективности продаж, то рентабельность показывает долю прибыли в выручке.
Как проводится расчет рентабельности
Для определения показателя нужно использовать специальную формулу. Главное – помнить о том, что их существует несколько, по одной на каждую разновидность показателя:
- Общий уровень показателя считается так. Все полученные доходы, составляющие балансовую прибыль, делятся на результат сложения средней цены по оборотным активам, и средней ценовой категории основной части в производстве. Результат предыдущих действий умножаем на сто процентов.
- Отдельно выделяют реализационную рентабельность.
РР = делению дохода от реализации товара на чистую прибыль после проведения всех операций. Не обойтись без введения нормированной планки среднего значения. Она поможет обобщить множество расчетов, которые уже были совершены. Получается специальное число со средним результатом. - По активам. Для определения чистый производственный доход делят на значение активов в тот или иной временной промежуток.
- По инвестициям. Прибыль в чистом виде делится на запасы собственного капитала, к которому прибавлены пассивы, рассчитанные на долгое время.
- По капиталу в наличии у предприятия. Для вычисления чистую прибыль делим на всю массу сбережений.
Определение отрицательной рентабельности
Рентабельность с минусом
Для руководителей отрицательный показатель рентабельности – важный сигнал. Она показывает, насколько убыточным оказалось производство в том или ином случае. Или отрицательный результат по продажам определенного товара. Отрицательная рентабельность появляется при более высокой себестоимости продукции по сравнению с уменьшением реализационной прибыли. А общей цены не хватает для того, чтобы покрыть все производственные издержки.
Чем больше отрицательная рентабельность по абсолютным данным, тем сильнее отклонение уровня цены от значения равновесия, которое можно было бы признать эффективным.
Отрицательная рентабельность показывает, что руководство неэффективно использует доступные финансовые средства.
Какие показатели считаются приемлемыми?
Чтобы обезопасить себя, каждое предприятие должно проводить анализ по основным объектам и видам продукции заранее. Выполнение следующих рекомендаций окажет позитивное влияние:
- Вычисление совокупности по нагрузке в налогах, и проведение сравнения с аналогичными данными, относящимися к той или иной деятельности.
- Расчет нагрузок, связанных с налогом на прибыль. Для предприятий производственной сферы низкий показатель – 3% и меньше. Торговые организации считаются убыточными при менее, чем 1%.
- Следующим этапом должна стать величина доли вычетов по НДС в сумме налога, который рассчитывается от налоговой базы. Этот показатель не должен превышать 98%.
Конкретные данные по сферам деятельности
Единого показателя не существует, в каждой отрасли на каждый год его считают отдельно. Рентабельность в отрасли добычи полезных ископаемых считается нормальной от 50%. Для сферы деревообработки она не дотягивает и до 1%. Для услуг приемлемым считается уровень 12-20%.
Проведение анализа по рентабельности
Рентабельный параметр еще получил название прибыльной нормы. Потому что показатель отображает, сколько прибыли было в выручке после реализации услуг и товаров с работами.
Если параметры в этом направлении падают – значит, уменьшается спрос на продукцию, уровень ее конкурентоспособности. Тогда надо задуматься о дополнительных мероприятиях для стимуляции спроса. Возникает необходимость в освоении новых рыночных ниш, либо в повышении качественных характеристик изделия.
Когда проводится факторный анализ по рентабельности продаж, отдельного рассмотрения заслуживает влияние цифр на то, как меняются цены в товарах и услугах с работами и то, как она влияет на уровень себестоимости.
Выделение периода отчетности и базисного времени требуется для выявления тенденций в изменениях рентабельности в продажах. Базисный период позволяет использовать показатели за:
- прошлый год
- время, когда предприятием получена наибольшая прибыль
Базисный период нужен для того, чтобы провести сравнение показателей с тем, что взято за основу во время расчетов.
Снижение себестоимости или повышение цен на предлагаемый ассортимент способствует увеличению рентабельности. Организация должна ориентироваться сразу на несколько параметров, чтобы принять верное решение. Речь идет о конкурентной деятельности и ее оценке, возможности экономии внутренних ресурсов, колебаниях в покупательском спросе. Динамика рыночной конъюнктуры также изучается отдельно.
Предполагается применение инструментов, ставших неотъемлемой частью политики по товарам и ценам, сбыту, коммуникациям.
Повышение прибыли также проводится сразу в нескольких направлениях:
- Мотивация для персонала. Отдельным сектором в управленческой деятельности становится правильная организация труда персонала. От ответственности сотрудников в определенной степени зависят продажи по конечному продукту, уменьшение брака в изделиях, выпуск продукции с более высоким качеством. Стимулирующие и мотивационные стратегии позволят улучшить качество работы, выполняемой сотрудниками. К примеру, система премий, проведение мероприятий и так далее.
- Снижение себестоимости. Для этого необходимо определить поставщиков, чьи цены гораздо ниже, чем у конкурентов. Несмотря на экономию по материалам, необходимо следить, чтобы не снижалась итоговое качество продукта.
- Создание новой политики в сфере маркетинга. Продвижение товара должно основываться на исследованиях рыночной конъюнктуры, покупательских предпочтений. В крупных компаниях создают целые отделы, которые занимаются именно маркетингом. Или нанимают отдельного специалиста, отвечающего за проведение маркетинговых мероприятий. Такая политика не обходится без денежных вложений, но результаты себя полностью оправдывают.
- Определение приемлемого качества. Спрос увеличивается только на качественные вещи. Предприятию следует предпринимать все меры для его повышения, если показатели рентабельности заметно снижаются.
- Увеличение производственных мощностей. Производственный процесс становится менее затратным при внедрении научных достижений, хотя они и требуют определенных вложений. Можно модернизировать то оборудование, что уже имеется на вооружении. Тогда оперативность работы увеличится, ресурсы будут экономиться.
Объемы полученной прибыли часто становятся основой для оценки результативности бизнеса. Коэффициенты рентабельности применяют для того, чтобы оценить именно экономическую эффективность.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник