Негативный список для иностранных инвестиций

Китай опубликовал сокращенный негативный список для иностранных инвестиций в 2020 году

ПЕКИН, 24 июня. /ТАСС/. Китай продолжил сокращение негативного списка, регламентирующего доступ иностранных инвестиций на рынок КНР. Согласно опубликованному в среду заявлению Государственного комитета по делам развития и реформе КНР, обновленный перечень вступит в силу 23 июля текущего года.

«С одобрения Госсовета КНР Государственный комитет по делам развития и реформе КНР и Министерство коммерции КНР обнародовали «специальные меры контроля, регламентирующие доступ иностранных инвестиций [на рынок Китая]» (негативный список, версия 2020 года), а также «специальные меры контроля, регламентирующие доступ иностранных инвестиций к экспериментальным зонам свободной торговли [КНР]» (негативный список для зон свободной торговли, версия 2020 года), которые вступят в силу 23 июля 2020 года», — сказано в документе.

«Негативный список для иностранных инвестиций был сокращен с 40 до 33 пунктов, негативный список доступа иностранных инвестиций к экспериментальным зонам свободной торговли был сокращен с 37 до 30 пунктов», — говорится в докладе.

Как указывается в документе, послабления коснутся сферы услуг, финансового сектора, отрасли сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и других областей. На территории экспериментальных зон свободной торговли меры коснутся иностранных инвестиций в сфере медицины, образования и других.

«Вспышка коронавируса оказала огромное влияние на транснациональные инвестиционные потоки, мировая экономика серьезно пострадала», — говорится в заявлении комитета. Как подчеркивается, сокращение негативного списка является важным шагом на пути дальнейшей открытости Китая, а также улучшения условий для иностранных инвесторов в КНР, особенно в условиях сложной эпидемической ситуации.

Сообщается, что действующий в настоящее время негативный список будет отменен с вступлением в силу новой версии 2020 года.

Источник

ЖУРНАЛ «КИТАЙ»

Негативный список, позитивная роль

2019-01-31 Журнал Китай

Негативный список, позитивная роль

БАЙ МИН, замдиректора Института международных рынков при Академии Министерства коммерции КНР

В декабре 2018 г. состоялось Центральное совещание по экономической работе, на котором были утверждены семь задач на 2019 г. В плане продвижения всесторонней внешней открытости была особо упомянута система управления негативным списком. Было отмечено, что в 2019 г. надо «расширить доступ иностранных инвестиций на отечественный рынок, всесторонне реализовать систему управления, которая увяжет с негативный списком режим на прединвестиционной стадии».
В докладе на XIX съезде КПК председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что «китайские двери открытости не закроются, а будут еще более расширяться. Как это реализовать? Председатель КНР Си Цзиньпин обозначил четыре меры по расширению внешней открытости на Боаоском азиатском форуме, проходившем в апреле 2018 г. Первая мера – это расширение доступа на рынок. В настоящее время введение системы управления негативным списком становится важным звеном в процессе стимулирования всесторонней внешней открытости.

Четыре вехи развития

Негативный список – это широко используемый международный режим управления доступом инвестиций. В этом списке определенные правительством отрасли и сферы деятельности, в которые иностранным предприятиям запрещено или частично запрещено вкладывать капиталы. А отрасли и сферы деятельности, не указанные в этом списке, полностью открыты для инвестирования. Предприятиям достаточно пройти нормативные процедуры регистрации, они могут инвестировать и заниматься хозяйственной деятельностью, то есть субъекты рынка могут делать все, что не запрещается законом. В современном мире большинство стран реализуют режим управления негативным списком, ориентированный на иностранные инвестиции. Развитие этого режима в Китае в целом прошло четыре этапа развития.

Во-первых, контакты с внешним миром объективно открыли Китаю возможности познакомиться с моделью управления негативным списком. Зона свободной торговли Северной Америки, вступившая в силу в 1994 г., одной из первых ввела эту модель. После достижения соглашения о свободной торговле между США и Сингапуром эта система была имитирована во многие страны и регионы. Позже между Китаем и США, Китаем и странами Европы начались переговоры по соглашениям об инвестициях. Содержание переговоров, касавшееся доступа на рынок, обосновано системой управления, которая сочетает национальный режим на прединвестиционной стадии с негативным списком. Нетрудно заметить, что модель управления негативным списком можно считать необходимым практическим «содержанием», которое Китай должен применить в плане адаптации к международному рынку.

Читайте также:  Расчет времени окупаемости затрат

Во-вторых, создание экспериментальных зон свободной торговли позволило внедрить модель управления негативным списком в Китае. Если Китай в переговорах по внешним инвестициям и торговле принял для адаптации к внешнему миру как модель управления доступом на рынок режим управления негативным списком, то реализация этого режима в экспериментальных зонах свободной торговли – это повышение уровня внешней открытости путем системных инноваций. В сентябре 2013 г. была создана экспериментальная зона свободной торговли в Шанхае, в Китае появился парк свободной торговли, который соответствует соответствующим положениям Киотского протокола Всемирной таможенной организации. С 2013 г. в Китае четырежды вносили поправки в негативный список, ориентированный на внешние инвестиции. По сравнению со 190-й статьей первой версии 2013 г. список в 2018 г. (5-я версия) сократили до 45. Эти поправки дали более широкое пространство для вхождения больших внешних инвестиций на китайский рынок. В настоящее время в Китае насчитывается 12 экспериментальных зон свободной торговли. А в пров. Хайнань будет создан порт свободной торговли. Таким образом, режим управления негативным списком должен соответствовать времени.

В-третьих, распространение режима управления негативным списком в ходе использования иностранных инвестиций означает повторное повышение уровня внешней открытости. 28 июля 2018 г. были опубликованы «Особые меры по управлению доступом иностранных инвестиций (негативный список) на отечественный рынок». В нем значительно сократились ограничения по доступу в Китай иностранных инвестиций. Инвестиционное участие фондовых компаний, компаний управления фондами, фьючерских компаний и компаний по страхованию жизни увеличено до 51%. В 2021 г. будут отменены ограничения по долевому соотношению всех иностранных инвестиций в финансовой отрасли, в автомобилестроительной индустрии будут отменены ограничения в сфере специальных автомобилей и автомобилей на новых источниках энергии. Нетрудно заметить, что обнародование этой версии негативного списка, ориентированной на доступ иностранных инвестиций, подтвердило обещание китайского лидера о расширении открытости, направленной на мировых инвесторов, отражает твердую уверенность китайского правительства в инициативном расширении внешней открытости и сопряжении с мировым сообществом.

Реализация модели управления негативным списком в целом звене доступа на рынок означает, что в процессе строительства китайской рыночной экономики страна достигла до новой высоты. На начальном этапе реализации модели управления негативным списком в экспериментальной зоне свободной торговли в Шанхае было намеренное распространение этой модели не только в области иностранных инвестиций, но и в процессе управления доступом на рынок предприятий с внутренними инвестициями, чтобы реально осуществить всестороннюю модель управления негативным списком в области доступа на рынок.

Перечень ограничений по допуску на рынок включает ряд условий. Госсовет КНР четко перечислил индустрии, отрасли, операции и т. д., в которых запрещены или ограничены инвестирование и деятельность. Местные правительства в соответствие с законом принимают меры управления.

25 декабря 2018 г. правительство опубликовало очередной перечень ограничений по допуску на рынок (версия 2018 г). Главная его часть включает два вида статей: «запрет на доступ» и «разрешение доступа», в том числе 4 пункта запрета и 147 пунктов разрешения. Разные субъекты рынка могут получить допуск по закону и равноправно на рынок индустрий, отраслей и операций, которые не включены в перечень.

Комплексные меры стимулирования внешней открытости

В рамках расширения доступа на рынок и улучшения деловой среды, модель управления негативным списком становится фактором прорывным. Но внешняя открытость сама по себе представляет сложный системный «объект». Только за счет одного перечня нельзя решить все проблемы. Поощрение иностранных инвестиций предполагает комплекс способов. На днях будут реализованы меры, перечисленные в документах «Сообщение Госсовета КНР о мерах по содействию росту внешних инвестиций» и «Сообщение Госсовета КНР о мерах по активному и эффективному использованию иностранных инвестиций для стимулирования качественного экономического развития». Последнее было опубликовано 11 июня 2018 г. Есть на эту тему и другие важные материалы. В экспериментальных зонах свободной торговли приостановилась часть действующих статей Закона о внешних инвестициях. Все это заложило фундамент для осуществления модели управления негативным списком.

Читайте также:  Сколько нужно денег для создания своей криптовалюты

Чтобы повысить уровень внешней открытости, надо попытаться реализовать модель управления негативным списком и тогда пойдет процесс стимулирования китайской внешней открытости. Необходимо постоянно расширять области внешней открытости и повышать ее уровень. В этом смысле перечень ограничений доступа на рынок, возможно, и негативный, но в свете продвижения внешней открытости его роль положительна.

Источник

Новый “негативный список” ЗСТ Китая снимает ограничения на иностранные инвестиции.

Edited by Maria Kotova
Translated by Veronika Petruleva

16 июня 2017 года государственный совет Китая опубликовал обновленный негативный список иностранных инвестиций для своих 11 зон свободной торговли (“ЗСТ”), устранив ряд ограничений на иностранные инвестиции.

Новый негативный список, который вступает в силу 10 июля 2017 года, сокращает 10 пунктов и 27 специальных административных мер из предыдущего негативного списка, выпущенного в 2015 году. Отмененные ограничения на иностранные инвестиции применяются к ряду отраслей, включая горнодобывающие, транспорт, информация, коммерческое обслуживание, финансы, научные исследования и культура.

Обновленный негативный список открывает новые возможности для инвестиций в растущее число ЗСТ в Китае и дает представление о будущих экономических реформах. Негативный список указывает отрасли, в которых иностранные инвестиции запрещены или ограничены.

В запрещенных отраслях – например, связанных с национальной безопасностью – иностранные инвестиции не допускаются. Желающим работать в ограниченной отрасли иностранным инвесторам может потребоваться специальное разрешение или условие открыть совместное предприятие (“СП”) с китайским партнером.

В настоящее время в Китае насчитывается 11 ЗСТ, причем семь новых находятся в Чунцине, Хэнань, Хубэй, Ляонин, Шэньси, Сычуань и Чжэцзян. Шанхайская пилотная ЗСТ стала первой в Китае, запущенной в 2013 году, а ЗСТ в Фуцзяни, Гуандуне и Тяньцзине были открыты в 2015 году.

China Announces Seven New Free Trade Zones

Изменения в новом негативном списке

Из 27 специальных административных мер, исключенных из списка 2015 года, 10 относятся к производству, четыре к финансированию и четыре к другим услугам.

В целом, новый негативный список уменьшает ограничения в более чем 20 отраслях, включая оборудование для железнодорожного транспорта, фармацевтические препараты, автомобильный транспорт, страхование, бухгалтерский учет и аудит, а также другие коммерческие услуги.

Иностранные инвесторы больше не обязаны вступать в СП при участии в железнодорожном транспортном оборудовании или производстве гражданских спутников, а также, например, в некоторых типах гражданских вертолетных конструкций и производства.

Примечательно, что ограничения могут по-прежнему применяться к элементам, удаленным из негативного списка. Отсутствие отрасли в отрицательном списке для иностранных инвестиций просто означает, что к иностранным инвесторам будет относиться так же, как к китайским инвесторам в этой отрасли.

Например, несмотря на то, что из негативного списка были исключены специальные учебные заведения для военных, полицейских, политических и китайских коммунистических партий, эти отрасли также заблокированы для китайских инвесторов, а это означает, что для иностранных инвесторов нет существенных изменений.

95 оставшихся специальных административных мер вдвое меньше, чем в первом отрицательном списке, представленном в Шанхайской пилотной ЗСТ в 2013 году. В 2015 году общее число мер было сокращено до 139, а затем до 122 в конце 2015 года.

Читайте также:  Доходность облигаций российских эмитентов 2019

China Releases New Medical Device Classification Catalogue

Обзор нового негативного списка

Обновленный негативный список отвечает намеченной политике китайского руководства, поскольку премьер Ли Кэцян подтвердил приверженность Китая торговле и глобализации на Всемирном экономическом форуме в Даляне, повторяя замечания, которые президент Си Цзиньпин сделал в начале этого года в Давосе.

Это часть очередного раунда экономической либерализации, который включает в себя новый «Каталог для руководства отраслями иностранных инвестиций», который вскоре будет выпущен Министерством торговли и Национальной комиссией по развитию и реформам.

Ожидается, что обновленный Каталог представит аналогичный негативный список для остальной части Китая, который начнет действовать в 2018 году, и будет ослаблять ограничения в аналогичных отраслях, включая оборудование для железнодорожного транспорта и горнодобывающую промышленность. ЗСТ часто рассматриваются как основа для экспериментальной реформы в Китае, поэтому неудивительно, что политика, проведенная с момента открытия Шанхайской пилотной ЗСТ в 2013 году, теперь переносится на остальную часть Китая.

Однако многие из недавно либерализованных отраслей являются секторами, в которых китайские компании уже доминируют. Китай известен своей высокоскоростной железной дорогой, например, силой, которую он надеется экспортировать в рамках проекта «Один Пояс – Один Путь».

Двусторонняя торговля между Китаем и Россией является самым быстрорастущим коридором в мире

Кроме того, иностранные инвесторы в ЗСТ Китая могут по-прежнему подвергнуться надзору национальной безопасности при выходе на рынок в ограниченных отраслях. Хотя обновленный негативный список предоставляет новые возможности для инвестиций, иностранным инвесторам следует внимательно изучить опасности, возможности и проблемы, которые могут возникнуть на практике.

О нашей компании Asia Briefing является дочерним предприятием Dezan Shira & Associates. Dezan Shira специализируется в области прямых иностранных инвестиций, предоставляя услуги консультирования по вопросам бизнеса и налогообложения, учреждение корпораций, налогового планирования и бухгалтерского обслуживания, организации юридической и налоговой отчетности, начисления заработной платы, проверки финансовой отчетности компании и аудита для международных компаний инвестирующих в Китай, Гонконг, Индию, Вьетнам, Сингапур и другие страны АСЕАН. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, пишите на почту china@dezshira.com или посетите наш сайт www.dezshira.com.

Будьте в курсе последних направлений в бизнесе и инвестициях в Азии, подписавшись на наш бесплатный сервис с последними новостями, комментариями и законодательными обновлениями.

Брошюра на Русском

Брошюра «Дэзан Шира и Партнеры» предлагает полный обзор услуг, предоставляемых фирмой. Миссия нашей команды юристов, налоговых экспертов, аудиторов и консультантов Дезан Шира – служить путеводителем для инвесторов в сложной нормативно-правовой среде Азии и помогать по всем аспектам создания, поддержания и экономического роста бизнес-операций в регионе.

China’s Investment Landscape: Finding New Opportunities

China’s foreign investment landscape has experienced pivotal changes this year. The Middle Kingdom can still be a challenging place to do business, but its economy has outperformed expectations. In this issue of China Briefing magazine, we examine how foreign investors can capitalize on China’s latest FDI reforms. First, we outline new industry liberalizations in both China’s FTZs and the country at large. We then consider when an FTZ makes sense as an investment location, and what businesses should consider when entering one. Finally, we give an overview of China’s latest pro-business reforms that streamline a wide range of administrative and regulatory measures.

An Introduction to Doing Business in China 2017

Doing Business in China 2017 is designed to introduce the fundamentals of investing in China. Compiled by the professionals at Dezan Shira & Associates in January 2017, this comprehensive guide is ideal not only for businesses looking to enter the Chinese market, but also for companies who already have a presence here and want to keep up-to-date with the most recent and relevant policy changes.

Источник

Оцените статью