Недвижимость инвестиции правовое регулирование

Правовые аспекты и регулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости

1.2. Правовые аспекты и регулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости.

В период существования жёсткой централизованной системы управления экономикой вложение средств в новые основные или оборотные фонды, на выполнение проектных работ, в научно-техническую продукцию имело форму планируемых вложений. Это выражалось в создании плановых предпосылок и проектировании. Развитие рыночной экономики придаёт новый характер инвестиционной деятельности. Развитие многообразных форм собственности, равных условий хозяйствования создаёт новые условия для инвестирования и правового регулирования этого процесса.

Для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов. Правовое регулирование инвестиционной деятельности состоит в определении признаков субъектов, установлении организационно-правовых форм ведения инвестиционной деятельности, выделении специальных требований к отдельным направлениям инвестиционной деятельности; регламентации порядка и условий заключения исполнения договоров; установлении пределов и форм государственного воздействия на инвестиционные процессы.

Инвестиционная деятельность реализуется обычно в правовых формах, соответствующих договорам подряда на капитальное строительство, проектирование, поставки и других. Инвестирование может происходить путем приобретения акций акционерного общества, вступления в товарищество с вложением пая. Инвестиции могут осуществляться путем приобретения патента или прав пользования по лицензионному договору, приобретением товарного знака и т.д.

Характерной чертой рынка недвижимости является наличие специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей также и сферу инвестиций в недвижимость и строительство. Причем роль региональных и муниципальных нормативных актов в данной области более значительна, чем в других секторах экономики. К основным федеральным нормативно-правовым актам относятся:

— Гражданский кодекс Российской Федерации[4];

— Земельный кодекс Российской Федерации[5];

— Закон РСФСР от 26 июля 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»[6];

— федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»[7];

— постановление Правительства РФ от 12 ноября 1999 г. № 1249 «Об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости»[8].

6 июля 1991 года был принят закон «Об инвестиционной деятельности в РФ», а 4 июля 1991 года — закон «Об иностранных инвестициях в РФ». Согласно этим законам инвестицией считается вложение средств в объекты предпринимательской и других видов деятельности целью которого является получение прибыли или достижение положительного социального эффекта.

Основными субъектами инвестиционной деятельности являются: инвесторы, заказчики, исполнители работ и пользователи объектов. Инвестором называется субъект осуществляющий вложения собственных, заёмных или привлечённых средств обеспечивающий их целевое использование. Заказчиком является субъект, непосредственно реализующий проект, осуществляющий для этого все необходимые действия в пределах прав предоставленных инвестором. Функции заказчика может осуществлять сам инвестор. Пользователями объектов могут быть любые юридические и физические лица, а также государственные и муниципальные предприятия, иностранные государства и международные организации, для которых создаётся объект инвестиционной деятельности и пользование которым закреплено в договоре с инвестором.

Инвестиционный договор определяет взаимоотношения собственников или владельцев средств, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, взаимодействие в процессе реализации инвестиционного проекта, в распределении доходов от последующей эксплуатации проекта, а также устанавливает право на объект.

Инвестор, как главная фигура инвестиционного проекта, обладает правом самостоятельно определять объёмы, характер и эффективность инвестиций; контролировать их целевое использование; владеть, пользоваться и распоряжаться результатами инвестиций (кроме случаев оговоренных в законодательстве); передачи части своих полномочий другим организациям.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть: вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, права на интеллектуальную собственность, имущественные права, другие субъекты собственности.

Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование инвестиционной деятельностью может выступать в форме: государственных инвестиционных программ, прямого управления государственными инвестициями, налоговой политике, предоставления финансовой помощи на развитие отдельных территорий, отраслей, производств, финансовой, кредитной, ценообразовательной и амортизационной политике, антимонопольной политике, приватизации объектов государственной собственности, контроль за соблюдением норм и стандартов.

В соответствии со статьёй 12 закона об инвестиционной деятельности решения по государственным инвестициям принимаются высшим представительным органом на основе прогнозов экономического и социального развития РФ, схем развития и размещения производственных сил, научно-технических и технико-экономических обоснований, определяющих целесообразность этих инвестиций.

Финансирование осуществляется за счёт средств государственного бюджета РФ и внебюджетных источников, т.е. от субъектов, участвующих в реализации этих программ. Источником инвестиций могут быть и кредиты банков под государственные гарантии.

Предварительный объём государственных капитальных вложений устанавливается Министерством экономики и сообщается госзаказчикам. Они, на основании предварительных объёмов, разрабатывают перечень объектов с технико-экономическим обоснованием и необходимыми расчётами. Утверждённый перечень является основанием для проведения торгов подряда. Результатом проведения торгов считается заключение государственных контрактов, в которых уточняются все необходимые данные: стоимость, сроки и т.д.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности заключается в гарантиях прав субъектов и защите инвестиций. Государство гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях. Инвестиции могут быть приостановлены лишь в случае стихийных бедствий, признания инвестора банкротом, чрезвычайного положения и экологических нарушениях.

Читайте также:  Как закрыть брокерский счет сбербанк инвестиции

К сожалению, стоит заметить, что большинство гарантий, предусмотренных в законе, носят декларативный характер, поскольку не разработаны механизмы их реализации.

В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в РФ» иностранными инвесторами признаются: иностранные юридические лица, иностранные граждане, иностранные государства и международные организации. Возможности объектов для иностранного инвестирования не ограничены — любые объекты за исключением запрещённых законодательством. Кроме того, в отдельных случаях предусматриваются дополнительные требование к учредительным документам и порядку регистрации и проведения независимой экспертизы.

Источник

§ 3. Регулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости

Характерной чертой рынка недвижимости является наличие специальной нормативно-правовой базы, регламентирующей также и сферу инвестиций в недвижимость и строительство. Причем роль региональных и муниципальных нормативных актов в данной области более значительна, чем в других секторах экономики.

Особая ситуация сложилась в сфере инвестиций в земельные участки. До введения в действие 30 октября 2001 г. Земельного кодекса РФ земля, по сути, была выведена из состава объектов инвестирования, хотя фактически оборот земельных участков уже давно существовал в России. Так, только в 1999 г. совершено 5,2 млн сделок с земельными участками[55]. Упорядочение оборота земельных участков на уровне кодифицированного федерального закона позволяет создать необходимые условия для учета и охраны земель, устранить многие противоречия между нормативно-правовыми актами различного уровня и создать благоприятные условия для инвестирования в российскую экономику.

С принятием Земельного кодекса земельная реформа еще не закончена. Отдельные положения Кодекса требуют своего уточнения на федеральном и региональном уровнях. Так, Земельный кодекс прямо предусматривает принятие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В качестве примера достаточно успешной реализации региональной инвестиционной политики в сфере недвижимости можно привести систему законодательных норм Санкт-Петербурга, представленную, в частности, Инвестиционной стратегией, Концепцией городской инвестиционной программы и рядом нормативно-правовых актов, регулирующих процесс предоставления объектов недвижимости (находящихся в собственности Санкт-Петербурга) и имущественных прав на них на инвестиционных условиях, а также процедуру подготовки и согласования инвестиционно-тендерной документации.

Ключевым нормативным актом, регулирующим инвестиционную деятельность в сфере недвижимости, является Закон Санкт-Петербурга от 30 июля 1998 г. №191-35 «Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга». Закон определяет условия и порядок осуществления инвестиционной деятельности, направленной на застройку земельных участков, на завершение незаконченных объектов и т. п. Закон дает понятия договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях, объекта инвестирования и его начальной цены, результата инвестирования, объекта инженерной инфраструктуры. Дано определение инвестиционного адресного перечня, представляющего собой перечень приоритетных для города объектов инвестирования — территорий городской застройки, земельных участков, зданий, подлежащих реконструкции. Определены статус и полномочия инвестиционно-тендерной комиссии (ИТК) — коллегиального совещательного органа при губернаторе, принимающего участие в предоставлении объектов инвестирования. Установлен порядок предоставления объектов инвестирования с участием ИТК.

Участники рынка отмечают и негативные стороны системы регулирования инвестиций в недвижимость Санкт-Петербурга: во-первых, сложность и длительность процедур согласования; во-вторых, односторонний подход при формировании ИТК, состав которой в основном образуют чиновники Администрации города. Такой порядок приводит к тому, что ИТК склонна принимать лишь те решения, в которых заинтересована исполнительная власть, и не всегда выгодные городу.

Источник

Актуальное правовое регулирование инвестиций в недвижимость и строительство

Говоря об актуальном правовом регулировании нельзя не упомянуть о продолжающейся законодательной работе по реформированию гражданского законодательства, поскольку новое правовое регулирование непосредственным образом затрагивает инвестора и собственника.

Существенные изменения уже коснулись общих положений Гражданского кодекса о юридических лицах, сделках и представительстве, обязательствах, исковой давности, норм, посвященных международному частному праву, недвижимости, вопросам интеллектуальной собственности и пр.

По состоянию на текущую дату принято восемь федеральных законов, вносящий существенные изменения в гражданское законодательство, шесть из которых уже вступили в силу [1] ; один из федеральных законов, посвященный юридическим лицам и их объединениям, вступает в силу 1 сентября 2014 года [2] ; федеральные закон, вводящий новое регулирования залоговых отношений, начинает действовать с 1 июля 2014 года (далее – «Закон № 367-ФЗ») [3] .

Возможность передачи банку в залог имущества в большинстве случаев является обязательным условием получения кредитных средств, поэтому указанное нововведение представляется для инвесторов — участников рынка недвижимости более чем значимым.

В связи с внесенными изменениями с 1 июля 2014 года полностью утрачивает силу Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 года № 2872-1 «О залоге» (соответствующее регулирование дополнено и перенесено в Гражданский кодекс), а Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» применяется в части, не противоречащей Гражданскому кодексу.

Текущая редакция ГК РФ предусматривает, что удовлетворение требований залогодержателя возможно за счет стоимости заложенного имущества (т.е. предмета залога) и страхового возмещения за утрату или повреждение заложенного имущества. Закон № 367-ФЗ вводит в качестве дополнительных источников удовлетворения требований залогодержателя: причитающееся залогодателю возмещение, предоставляемое взаимен заложенного имущества (например, в случае изъятия заложенного имущества для государственных нужд), доходы от использования заложенного имущества третьими лицами (например, в случае сдачи заложенного имущества в аренду), а также имущество, которое является результатом исполнения третьим лицом обязательства, права требовать исполнения которого является предметом залога (например, залог прав требования инвестора в рамках инвестиционного договора).

Как и ранее, право залога может возникать как на основании договора, так и на основании закона. Закон № 367-ФЗ уточняет, что в случае возникновения залога на основании закона залогодатель и залогодержатель вправе заключить соглашение, регулирующее их отношения.

Читайте также:  Последовательность регистрации предприятия с иностранными инвестициями

Одной из наиболее важных новелл является закрепление возможности залога имущества, которое будет создано или приобретено в будущем (залог будущей вещи). Более того, предметом залога может быть и право, которое возникнет в будущем из существующего или будущего обязательства.

Закон № 367-ФЗ вводит понятие «добросовестного залогодержателя» (по аналогии с добросовестным приобретателем), под которым понимается залогодержатель, который не знал и не мог знать о том, что переданная ему в залог вещь принадлежит другому лицу. В отношении такого добросовестного залогодержателя действительный собственник имущества имеет права и несет обязанности залогодателя, предусмотренные законом (за исключением случаев, когда вещь, переданная в залог, была утеряна собственником, похищена у него, либо выбыла из его владения иным путем помимо его воли).

Помимо прочего, с 1 января 2015 года вступят в силу положения, допускающие залог всего имущества лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (без конкретизации), а также залог части его имущества либо принадлежащего ему имущества определенного рода или вида.

Институт созалогодержателей – еще одно существенное нововведение, предусматривающее возможность передачи предмета залога одновременно нескольким лицам, имеющим равные по старшинству права залогодержателей.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федеральному закону от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации.

Указанное правило не будет применяться к договорам ипотеки, заключаемым после 1 июля 2014 года.

Вместо этого Закон № 367-ФЗ предусматривает, что залог (в качестве обременения) подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации в случае если (1) права, закрепляющие принадлежность имущества определенному лицу, подлежат государственной регистрации в соответствии с законом (например, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, а значит и право залога (в качестве обременения) будет подлежать государственной регистрации); либо (2) предметом залога являются права участника общества с ограниченной ответственностью.

Изменения в Гражданский кодекс предусматриваю также, что залог движимого имущества может быть учтен путем регистрации так называемых уведомлений о залоге (которые могут поступить от залогодателя, залогодержателя или нотариуса) в Реестре уведомлений о залоге движимого имущества, являющемся частью Единой информационной системы нотариата. По общему правилу, залогодержатель в отношениях с третьими лицами вправе ссылаться на принадлежащее ему права залога только с момента совершения соответствующей записи об учете залога в Реестре.

Более того, старшинство залогов в отношении такого имущества определяется не датой заключения договора о залоге, а датой внесения соответствующей записи об учете залога в Реестр. Иными словами, вне зависимости от того, какой залог возник ранее, приоритет (и преимущественное удовлетворение требований) будет отдан тому залогодержателю, запись об учете залога которого внесена в Реестр ранее [4] .

Стороны залоговых отношений вправе, согласно новым правилам, заключить договор управления залогом, в рамках которого управляющий залогом, действуя от имени нескольких кредиторов (залогодержателей) обязуется заключить договор залога с залогодателем и осуществлять все права и обязанности залогодержателя на наиболее выгодных для кредиторов условиях.

Кроме того, расширение диспозитивности правового регулирования коснулось и вопроса старшинства залогов. По общему правилу, как и ранее, действует приоритет предшествующего залога над последующим, однако теперь стороны вправе изменить старшинство залогов (независимо от момента возникновения залогов) соглашением между собой. Запрет в договоре на последующий залог не допускается, однако стороны по договору залога вправе предусмотреть, на каких условиях должен быть заключен последующий залог.

В части обращения взыскания на предмет залога, закон предусматривает, что (несмотря на наличие соглашения сторон о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество) залогодержатель вправе предъявить соответствующее требование об обращении взыскания непосредственно в суд. При этом все дополнительные расходы, связанные с подобным обращением, возлагаются на залогодержателя, если только последний не докажет, что исполнение соглашения о внесудебном порядке реализации предмета залога стало невозможным вследствие действий залогодателя или третьих лиц.

Законом № 367-ФЗ закреплены следующие способы реализации предмета залога в судебном порядке: публичные торги (с возможностью отсрочки по решению суда на один год по просьбе залогодателя и при наличии у него уважительных причин) и внесудебный порядок (оставление залогодержателем предмета залога за собой и продажа предмета залога залогодержателем третьему лицу по цене не ниже рыночной стоимости).

Законом введено (а в некоторых случаях – уточнено) специальное регулирование отдельных видов залога: залог прав участников юридических лиц, залог ценных бумаг, залог исключительных прав, залог обязательственных прав, залог прав по договору банковского счета и т.д.

Не менее заметной законодательной инициативой последнего года явился проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [5] .

Указанный законопроект был разработан Минэкономразвития во исполнение поручений Президента России, а также «дорожной картой» (планом мероприятий) по совершенствованию правового регулирования градостроительной деятельности и улучшению предпринимательского климата в сфере строительства, утвержденным Распоряжением Правительства России № 1336-р 29 июля 2013 г.

23 мая 2014 года законопроект был принят Государственной Думой Российской Федерации во втором чтении.

Законопроектом предложены весьма существенные изменения в земельное законодательство, которые, по замыслу разработчиков, направлены на устранение правовых пробелов и совершенствование регулирования порядка предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности для целей строительства. Такие изменения призваны повысить коммерческую привлекательность соответствующих инвестиционных проектов путем упрощения и упорядочения существующих процедур, и вместе с тем, устранить недочеты законодательства, влекущие возможность злоупотреблений со стороны органов государственной власти.

Читайте также:  Материнские платы для майнинга таблица

Разработчиками законопроекта, основываясь на зарубежном опыте регулирования отношений по предоставлению земельных участков из государственной собственности (в частности, на опыте США), предложены следующие основные нововведения:

Утверждение торгов в качестве основной формы предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности для целей строительства и максимальное исключение возможности предоставления земельных участков без проведения торгов (в настоящее время в качестве альтернативы торгам земельным законодательством предусмотрена процедура предварительного согласования места размещения объекта).

Предполагается, что случаи предоставления земельных участков без проведения торгов будут строго ограничены законом и будут включать в себя лишь случаи реализации наиболее важных инфраструктурных проектов, предоставления гражданам для жилищного строительства и иные подобные случаи. При этом вышеупомянутая процедура предварительного согласования места размещения объекта будет уточнена и существенно упрощена (в частности, предлагается заменить обязанность по предварительному согласованию обязанностью потенциального землепользователя по разработке документации по планировке территорий и образованию соответствующих земельных участков). Такие нововведения, как полагают разработчики, приведут к сокращению максимального срока, необходимого для предоставления земельного участка без торгов с трех лет до трех месяцев.

В целях максимально обеспечить прозрачность и доступность получения земельных участков для целей строительства, предлагается также обязать государственные и муниципальные власти публиковать на своих официальных Интернет сайтах информацию о доступных для предоставления земельных участках. Более того, разработчики предполагают, что целесообразно было бы также обязать государственные и муниципальные органы выставлять на торги земельные участки по заявлениям заинтересованных лиц, за определенными изъятиями, предусмотренными законопроектом.

Помимо существенных системных изменений, законопроект призван разрешить ряд иных правовых коллизий, для чего, в частности, предусматривает следующее:

— распространение процедуры предоставления земельного участка для комплексного освоения территорий не только на жилищное строительство, как это предусматривает законодательство на текущий момент времени, но и на все виды строительства;

— унификация документа, на основании которого осуществляется образование земельного участка, в том числе предоставляемого в целях строительства (в связи с наличием определенных расхождений в законодательстве в части документов, являющихся основанием для образования земельных участков);

— установление порядка определения и изменения вида разрешенного использования в отношении земельных участков, предназначенных для размещения линейных объектов (в настоящее время указанная проблема урегулирована недостаточно);

— закрепление возможности размещения линейных объектов в границах любых территориальных зон и на земельных участках любого разрешенного использования;

— уточнение порядка развития застроенной территории, перечня объектов, для строительства которых могут предоставляться земельные участки в ее границах, а также иные важные новеллы.

Предлагаемые законопроектом нововведения в целом можно расценить как позитивные. Упрощение порядка предоставления земельных участков будет способствовать росту предложения на земельном рынке, обороту земельных участков. Устранение излишних административных барьеров при взаимодействии с заинтересованными в предоставлении земельных участков лицами создаст более привлекательные условия для реализации инвестиционных проектов.

Необходимо отметить, что на данный момент законопроект находится на стадии рассмотрение Государственной Думой в третьем чтении, в связи с чем, предположительно, можно ожидать его окончательного утверждения в самое ближайшее время.

Заслуживает внимания и внесенный в Государственную Думу 4 марта 2014 г. проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» [6] . Проектом предусмотрено упразднение предусмотренного земельным законодательством деления земель на категории и постепенный переход к определению правового режима земельных участков на основании документов территориального планирования.

Рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано на весеннюю сессию 2014 года.

[1] Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302 (вступил в силу с 01 марта 2013 г.);

Федеральный закон от 11 февраля 2013 г. № 8-ФЗ (вступил в силу 12 февраля 2013 г.);

Федеральный закон от 07 мая 2013 г. № 100-ФЗ (вступил в силу с 01 сентября 2013 г.);

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ (вступил в силу с 30 июня 2013 г.);

Федеральный закон от 02 июля 2013 г. № 142-ФЗ (вступил в силу с 01 октября 2013 г.);

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 260-ФЗ (вступил в силу 01 ноября 2013 г.).

[2] Федеральный закон от 05 мая 2014 № 99-ФЗ.

[3] Федеральный закон от 21.12.2013 № 367-ФЗ, а также Федеральный закон от 12.03.2014 № 35-ФЗ.

[4] Необходимо отметить, что очередность удовлетворения требований из договоров залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, сведения о которых внесены в реестр уведомлений о залоге движимого имущества в период с 1 июля 2014 года по 1 февраля 2015 года включительно, определяется по дате совершения договоров о залоге.

[5] Проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 444365-6.

[6] Проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию» № 465407-6.

Источник

Оцените статью