Выгоды и потери стран при использовании прямых иностранных инвестиций
Увеличение роли и масштабов потоков ПИИ в международной экономике вызвано возможностью получения взаимной выгоды от ПИИ как для стран-доноров, так и для стран — реципиентов ПИИ. По данным Международного валютного фонда, вывоз ПИИ в мировом масштабе увеличился за период с 1981 по 2000 г. более чем в 23 раза, ввоз — более чем в 20 раз.
Крупные национальные компании, развиваясь, имеют большой потенциал роста за счет снижения средних издержек производства и действия положительного эффекта масштаба производства. Но увеличение производства ограничивается рамками емкости спроса на национальном рынке. В этих условиях расширение производства за счет выхода на мировой рынок открывает новые перспективы продажи товаров на зарубежных рынках и получение дополнительной прибыли за рубежом. На этом этапе стали организовываться транснациональные корпорации, которые ориентировались на внешнеторговую деятельность и организацию производства в странах, предъявляющих спрос на продукцию транснациональной корпорации. Переводя производство за рубеж, транснациональные корпорации стали замещать экспорт товаров экспортом самого производства, прибегая к стратегии ПИИ. Организация собственного производства за рубежом может стать более предпочтительной формой экспансии, чем товарный экспорт, так как организация Производства за рубежом:
— ведет к экономии на импортном тарифе и транспортных расходах;
—происходит экономия транзакционных издержек;
—развитые страны имеют возможность использовать более дешевую рабочую силу и сырье стран — реципиентов ПИИ;
—страны — доноры ПИИ зачастую используют возможность
получения дополнительной прибыли за счет использования более
низких экологических стандартов в стране — реципиенте ПИИ.
Страны — реципиенты ПИИ откликнулись на возможность перейти на догоняющую модель развития за счет привлечения ПИИ. Были оценены преимущества использования современного западного менеджмента; более совершенных, чем доморощенные, производственных технологий для увеличения темпов и качества роста национальной экономики. Спрос на ПИИ со стороны стран-реципиентов возрос, и стали формироваться и использоваться специальные программы, использующие побудительные механизмы для усиления выгодности иностранного инвестора. Странами — реципиентами ПИИ сегодня используется широкий спектр мер, призванных увеличить объемы ПИИ. Среди этих мер можно выделить прежде всего:
—гарантирование государством инвестиционных рисков;
—государственную организационно-правовую поддержку, призванную снизить транзакционные издержки;
—налоговые льготы и субсидии;
— льготы по вывозу оборудования на организуемые предприятия.
Считается, что ПИИ может стать мощным рычагом увеличения
темпов развития экономики. Выделяют следующие выгоды привлечения ПИИ для принимающей страны:
—результатом привлечения ПИИ может быть мультипликативный эффект развития смежных производств. ТНК начинают вкладывать средства не только непосредственно в производство и торговлю, но и в развитие смежных производств. Организовываются ремонтные и обслуживающие отрасли, вкладываются средства в формирование рыночной инфраструктуры, необходимой для продвижения товаров на рынок и увеличения конкурентных преимуществ выпускаемых товаров. В этом случае увеличение ВВП происходит на большую величину, чем величина ПИИ, за счет мультипликативного эффекта развития смежных производств.
Таким образом, ПИИ может явиться импульсом дальнейшего увеличения темпов роста экономики в целом;
иностранные инвесторы часто делают ставку на успех проекта не только за счет привлечения дополнительного капитала в производство, но и за счет сочетания финансовых вложений с использованием эффективных навыков управления производством. Таким образом, перенос навыков управления инвестора на предприятия
— получатель ПИИ становится нефинансовым рычагом развития производства. Понимая значение грамотного управления для развития экономического потенциала страны, в Китае была принята программа, согласно которой иностранные инвесторы должны были в обязательном порядке Уз управленческого персонала формировать из китайских служащих, что позволило Китаю в дальнейшем перенять западный опыт управления производством и вырастить отечественных специалистов-управленцев западного образца;
—привлечение ПИИ дает возможность использовать передовые иностранные или внедрять новые отечественные технологии производства. Таким образом, происходит смена экстенсивного типа развития производства за счет вовлечения в него дополнительных ресурсов на интенсивный тип развития, основанный на смене технологии производства и выпуске товаров более высокого качества. Именно это привлекает страны догоняющего развития:
— становятся орудием прорыва на более высокий уровень технологического развития;
—ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, улучшению качества производственной, рыночной и социальной инфраструктуры и, наконец, росту благосостояния работников. В конечном счете увеличивается социально-экономическая стабильность региона в целом;
— ПИИ способствуют улучшению макроэкономического и финансового состояния страны за счет роста товарного предложения
ВНП. Последствиями этого для страны, принимающей ПИИ, становятся: рост доходов населения, сокращение безработицы и инфляции; рост собираемости налогов увеличивает доходную часть государственного бюджета, сокращает угрозу дефицита государственного бюджета и уменьшает потребность в государственных заимствованиях. Кроме того, рост доходов у отечественных предприятии, скооперированных с иностранными инвесторами, приводит к росту денежной массы и к снижению процентных ставок. Удешевление кредита, в свою очередь, приводит к стимулированию инвестиционной активности в национальной экономике и к укреплению национальной валюты.
Возможность получить столь очевидные преимущества привлечения ПИИ привлекает развивающиеся страны пуститься в по-; гоню за мировыми ПИИ потоками. Однако ПИИ могут обернуться Для принимающей страны серьезными проблемами, если не учитывать возможного негативного влияния ПИИ на развитие национальной экономики. К негативным последствиямпривлечения ПИИ для принимающей страны можно отнести:
—крупные иностранные инвесторы, и прежде всего ТНК, могут
видеть в отечественных предприятиях не партнера по бизнесу,
а прямого конкурента. В этом случае для ТНК весьма соблазни
тельной стратегией завоевания рынка сбыта собственной продукции становится выкуп предприятия-конкурента для его дальнейшего банкротства и закрытия. Зная это, страны, принимающие
ПИИ, как правило, законодательно вводят ограничения, защищающие отечественные предприятия от подобного развития сценария. Проводятся инвестиционные конкурсы, по условиям которых иностранные инвесторы не только получают право выкупить долю отечественного предприятия, но им вменяются обязанности инвестировать средства в развитие производства. Несоблюдение обязанностей развития производства дает право предприятию, принимающему ПИИ, расторгнуть сделку и отобрать у иностранного владельца право владения долей предприятия;
—кроме прямого «обанкрочивания» отечественных конкурентов иностранными конкурентами, существует опасность сворачивания отечественного производства, которое не выдерживает ценовой конкуренции и конкуренции качества крупного ТНК, использующего преимущества положительного эффекта масштаба, налаженной системы управления и продвижения товара на рынок.
Сокращение отечественного производства является крайне негативным последствием проникновения на рынок иностранных конкурентов, так как каждое государство заинтересовано прежде всего в развитии собственного производства, а не в его подавлении. Поэтому иностранные инвестиции можно пускать только на те рынки, развитие которых в настоящий момент за счет собственных источников затруднительно. Тогда эти рынки сознательно отдаются иностранным инвесторам, поскольку производство с помощью привлечения ПИИ более выгодно для страны, чем импорт;
—ПИИ недопустимо применять на стратегически важных производствах, использующих секретные технологии, материалы или знания. В этих областях проникновение ПИИ может использоваться как инструмент промышленного коммерческого или военного шпионажа. Должна быть законодательно оговорена невозможность проникновения ПИИ в стратегически важные для страны отрасли и сферы экономики;
—промышленно развитые страны имеют жесткие экологические нормы производства. Это может значительно снизить эффективность проектов, в которых технология производства предполагает загрязнение окружающей среды или причинение вреда здоровью человека. В этих условиях бывает более выгодно перенести
производство в развивающуюся страну, где законодательство обременено жесткими экологическими стандартами, чем использовать дорогостоящие очистные сооружения у себя в стране.
Страны, принимающие ПИИ, по-разному реагируют на возможность существенного ухудшения экологической обстановки: одни страны ужесточают экологические нормы, другие — как, например, Индия, — сознательно идут на прием экологически опасных ПИИ, в надежде любыми средствами увеличить темпы роста национальной экономики;
— и наконец, существует опасность приема криминального капитала, который может быть нацелен не на развитие законопослушного производства за рубежом, а на распространение за рубеж своей криминальной деятельности. Чтобы избежать этого, странам, принимающим капитал, приходится проверять легальность происхождения ввозимого капитала.
Основная выгода использования ПИИ странами-донорами сводится к возможности получения большей нормы прибыли, чем при использовании инвестиций в национальной экономике. Если раскрыть этот вопрос более подробно, то к числу выгод от ПИИ для страны-донора капитала следует отнести:
— в период бурного экономического роста возможен «перегрев»
экономики, когда в экономику вкладывается слишком много инвестиций, что может привести к перепроизводству товаров и дальнейшему глубокому экономическому спаду. В этом случае использование капитала не у себя в стране, а за рубежом позволяет снизить остроту проблемы перенакопления капитала и сделать экономический рост более длительным и постепенным;
— с помощью размещения производства в разных странах производители получают возможность экономии на средних издержках производства за счет действия положительного эффекта масштаба;
—возможность экономии затрат за счет более низкой стоимости рабочей силы, сырья, снижения транспортных расходов и т. п.;
—возможность с помощью ПИИ получить монопольную прибыль, недоступную на национальном рынке. Такая ситуация возможна, когда на национальном рынке существует жесткая конкуренция, выпускаемая продукция не является уникальной, так как конкуренты производят аналогичную продукцию такого же качества. Но на зарубежном рынке эта продукция может быть уникальной, что позволяет инвестору, производя и реализуя продукцию за рубежом, получать монопольную прибыль;
— возможность получать доход от морально устаревшего и
вредного производства. Выпускаемая продукция может оказаться соответствующей экологическим стандартам или же морально устаревшей и неконкурентоспособной на внутреннем рынке. В этом случае перемещение производства в экономически менее развитую страну, не обладающую передовыми технологиями или не обремененную высокими экологическими нормами, может оказаться весьма успешной бизнес-стратегией, позволяющей значительно увеличить жизненный цикл товара и получать прибыль, недоступную на внутреннем рынке страны экономической или политической ситуации в своей стране. Если возникает угроза конфискации или потери капитала в своей стране, то капитал вывозится за рубеж. В этом случае можно говорить о «бегстве капитала», так как основным критерием вывоза капитала становится не увеличение прибыли, а снижение риска потери капитала. При бегстве капиталов происходит сдерживание экономического роста страны, так как необходимые для поддержания экономического роста инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж.
Наряду с выгодами использования ПИИ для страны-донора возможны и потери:
—возможно сдерживание экономического роста страны в случае «бегства капитала», так как необходимые для поддержания экономического роста инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж;
—отток капитала делает его более дорогим фактором производства. увеличение цены капитала неизбежно приводит к снижению инвестиционной активности и темпов экономического роста.
Это может быть не выгодно стране, если она находится на стадии экономического кризиса или оживления экономики, когда необходимость инвестиций для страны высока;
—вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране — доноре капитала;
—отток капитала отрицательно сказывается на платежном балансе страны.
Источник
11 за и против прямых иностранных инвестиций (FDI) >
Прямые иностранные инвестиции (Foreign Direct Investment), которые часто называются просто FDI, – это явление, когда компания или частное лицо фактически инвестирует в иностранную страну (построение нового предприятия , открытие филиала или приобретение уже существующего завода) , в отличие от покупки только небольшой доли акций. FDI также возможны через альянсы или совместные предприятия на международном уровне, чтобы можно было с большей вероятностью получить доступ к местным иностранным рынкам. С 2000 года прямые иностранные инвестиции составили свыше $1 трлн . Нет никаких сомнений в том, что они оказали значительное влияние на мировую экономику и самих инвесторов .
Грамотно оценивая и взвешивая все преимущества и недостатки прямых иностранных инвестиций, каждая организация может решить, является ли выхода на новый локальный рынок целесообразным шагом с точки зрений рентабельности и повышения узнаваемости бренда. Ниже представлены некоторые из ключевых моментов, которые следует принять во внимание перед окончательным принятием этого решения.
Преимущества прямых иностранных инвестиций
1 : Посредством международных инвестиций компания может получить доступ к местным ресурсам .
Стоимость импорта и экспорта материалов во многих случаях высока , поэтому затраты на перемещение не поглощаются компаниями , они передаются потребителям. При создании физических активов на международном уровне, таких как строительство завода Toyota по производству автомобилей в Соединенных Штатах Америки, а не в Японии, местная экономика стимулируется в обоих регионах из-за увеличения объема производства и повышения доходов . При этом , доступ к материалу для производства и рынку сбыта становится проще и дешевле.
2 : FDI стимулируют внутреннее развитие инвестирующей стороны.
Поскольку корпорации сосредотачивают свои ресурсы на международном развитии, вакуум в системе неизменно развивается в отечественной экономике, где находится эта корпорация. Поэтому локальные предприятия имеют возможность заполнить этот пробел, создавая возможности для извлечения прибыли в своей страны .
3: Прямые инвестиции снижают цены для потребителей.
Если производство продукта в Соединенных Штатах стоит $ 10, но аналогичная работа может быть выполнена на заграницей за $ 4, тогда организация может сделать мировую экономику на $ 6 более эффективной. Если разница в $6 разделена пополам между производителем и клиентом, тогда стоимость продукта снижается на $ 3 доллара, а остальные $ 3 идут в карман компании . Выигрывают обе стороны.
4: Существует возможность получения высокого дохода.
Часто компании вкладывают средства в вертикальные проекты , которые бы заместили необходимость в приобретении каких-либо деталей или механизмов , требуемых для производства собственной продукции. Например, компаний по производству дверей может построить собственный завод по изготовлению замков , что позволит извлекать прибыль на каждом этапе производства дверей и сместить конкурента.
5: Падает соотношение затрат к прибыли.
Когда организации владеют локальными активами в зарубежных странах, сокращаются издержки производства даже при неизменном уровне производимых товаров. Это означает, что для получения прибыли требуется меньше продаж. При снижении соотношения затрат к прибыли долгосрочная прибыль может быть достигнута за счет продолжающихся инвестиций в инфраструктурные F DI , поскольку каждые последующие инвестиции могут еще больше снизить затраты.
Недостатки прямых иностранных инвестиций
1: FDI изменяет структуру рынка для местных предприятий
Несмотря на то, что международная деятельность при создании местных ресурсов имеет явное преимущество, это создает недостатки для местных уже существующих предприятий . Любая экономика обладает ограниченным объемом доступных ресурсов (труд, капитал , покупательская способность населения и другие), а прямые иностранные инвестиции отбирают часть этих ресурсов у локальных участников. Поэтому международная корпорация может добиться большего успеха за счет менее эффективной деятельности локальных предприятий.
2: F DI развивает сильную ценовую конкуренцию, которая не всегда желательна.
Одна из проблем FDI заключается в том, что иностранные инвестиции снижают цены в связи с более высокой конкуренцией . Иногда компании могут резко понизить цены до критических уровней (непригодных ни для одного предприятия) для вытеснения конкурентов с рынка (демпинг) , чтобы впоследствии повысить свою долю рынка и повысить цены. В краткосрочной перспективе потребители извлекают выгоду из исключительно низких цен , но в долгосрочной перспективе (с уходом менее терпеливых компаний) цены вновь повышаются, и в конечном итоге качество продукта страдает.
3: FDI повышает зависимость локальной экономики от инвестирующей стороны .
По мере роста FDI на международном уровне местные экономики начинают все больше зависеть от деятельности иностранных компаний. Впоследствии могут сформироваться нездоровые отношения между иностранной компаний и локальным правительством, потому что корпорация может начать требовать более благоприятные условия работы, чтобы “ остаться ” в этом регионе. Сильная интеграция иностранной компании в локальную экономику повышает уязвимость локального правительства .
4: Политика может стимулировать инвестиции , а также препятствовать FDI.
Ситуация в Греции является ярким примером того, как прямые иностранные инвестиции повышают количество и масштаб рисков. Правительство может решить, что оно имеет право отобрать инвестиции и национализировать иностранные активы для большего блага каждого. Иногда активы могут быть конфискованы для погашения задолженности перед кредиторами по другим неудачным инвестиционным проектам . Когда страна безответственно относится к своим издержкам , данный тип риска всегда присутствует .
5: Риск потери контроля над предприятием.
Многие компании ищут иностранных инвесторов, потому что их руководство не знает как выкарабкаться из сложившейся ситуации. Они хотят, чтобы иностранные инвесторы купили контрольный пакет акций (то есть захватили контроль над предприятием) и спасли бедственное положение. Цель инвестиций – сделать жизнь проще и повысить рентабельность, а не сложнее . А когда иностранные инвесторы спасают локальную компанию , как правило это происходит по заниженным ценам (то есть контрольный пакет передается иностранцам почти за бесплатно) . Поэтому FDI не всегда является лучшим решением .
6: FDI может привести к конкуренции компании с собой за долю рынка.
Целью иностранных инвестиций является выход на новый рынок, но благодаря интернету даже малый бизнес сегодня может иметь международное присутствие. Прямые инвестиции могут способствовать лучшему узнаванию бренда, но это также может означать, что компания начинает конкурировать с собой . Особенно когда инвестиции направлены на приобретение уже существующего предприятия, нежели построение новых производственных мощностей .
Выводы
Плюсы и минусы прямых иностранных инвестиций (FDI) показывают, что FDI может оказаться невероятно выгодным шагом , с одной стороны , или большой катастрофой – с другой . Окончательный результат зависит от исследований, которые проводятся прежде принятия инвестиционного решения и включают анализ валютной политики локального правительства , геополитической ситуации, анализ отрасли и перспектив развития спроса и предложения . Должная осмотрительность позволит грамотно оценить все риски и возможности FDI.
Источник