- Почему не довожу дело до конца. Как научиться доводить начатое дело до конца – советы психолога
- Причины остановки, их решение
- Необязательность как последствие психотравмы
- Что делать
- 3.Определите вид односоставного предложения:1.Никогда не нужно обижать близких людей невниманием.2.Бесспорно, победим
- Ответ или решение 1
- Контрольная работа для 9 класса
- Неспособность доводить начатое до конца («Сизиф»)
Почему не довожу дело до конца. Как научиться доводить начатое дело до конца – советы психолога
Вы с азартом хватаетесь за новое дело, но бросаете его на половине пути? Или вы не можете выполнить даже важное, интересное или обязательное дело? В любом случае прочтите нашу статью, которая расскажет, что это: простая лень, особенность характера или глубокая психологическая проблема.
Причины остановки, их решение
Стоящее дело легко и быстро не дается. Трудности – главная причина всех незавершенных дел. Кто-то бросает все при первом же препятствии, а кто-то постепенно теряет мотивацию и силы для борьбы. «Но не может же это касаться всех дел?» – спросите вы. Может, если дело в вашем мышлении.
Некоторые люди совершенно не готовы к трудностям, а кроме того, сами их ищут. Существует понятие внутреннего саботажа – препятствование человека самому себе в достижении цели. Причина установки – критика родителей, наказания, повторение фразы «у тебя ничего не получится». Если это ваша проблема, то нужно менять жизненный сценарий. Читайте об этом в статье «Жизненный сценарий: что это в психологии, его строение и типы. Теория жизненного сценария по Э. Берну. Как изменить жизненный сценарий».
Но это не единственная из возможных причин. К другим факторам относится:
- Особенности темперамента: экстраверты и холерики по своей природе склонны к поверхностным увлечениям, работе на количество, а не на качество. Их реакция возбуждения быстра, но так же молниеносно они угасают.
- Осознание несоответствия дела вашей натуре. Вы пробуете себе, ищите – это отлично. Возможно, вам придется перепробовать десятки хобби и увлечений, прежде чем вы найдете свое. Но нельзя любое брошенное дело списывать на поиски себя.
- Вы берете на себя слишком много обязанностей, не понимаете, где заканчиваются ваши обязанности и начинается ответственность других людей. Хватаясь сразу за несколько дел, вы рискуете провалиться в каждом, бросить их все. Пересмотрите свою активность. Может быть, лучше сначала разобраться в одном деле, а после него начать новое?
- Нет четкой цели и видимого результата. Нельзя довести дело до конца, если у вас нет ясной цели. Хочу похудеть – это не цель. Хочу похудеть на 10 кг за 2 месяца – вот цель.
- Слабые навыки самоорганизации, самоконтроля. Одной, пусть и четкой цели, недостаточно. Нужен столь же определенный план с задачами, подзадачами и методами их решения. Как я буду худеть: силовые тренировки три раза в неделю, кардио каждый день и правильное питание. Что входит в правильное питание, каким будет меню? Расписываете меню на каждый день. И так далее. Чем больше конкретики, тем проще вам двигаться, а значит, и шанс завершить начатое дело повышается.
- Завышенные требования, чрезмерная самокритика, нереалистичные цели. Хочу похудеть на 10 кг за неделю – нереалистичная цель, заведомо настраивающая на невыполнение. Может быть, это и реально при экстремальном похудении, но вам нужны здоровые методы и стойкий результат.
- Нет личной заинтересованности в результате дела. Даже если вам нужно сделать что-то неприятное, постарайтесь найти в этом личный смысл, выгоду. Страсть, энтузиазм и творческие порывы быстро пропадут, если вы не ответите на вопрос «зачем я это делаю». Проблема редко кроется в нехватке силы воли, чаще – в недостатке мотивации.
Но и это не все возможные варианты. Давайте рассмотрим проблему не доведенных до конца дел с позиции психоанализа.
Необязательность как последствие психотравмы
С точки зрения психоанализа хроническая необязательность и неисполнительность – признак непроработанной психотравмы. Так подсознание защищает вас от повторных негативных переживаний. Это конфликт сознательной и бессознательной части личности.
Например, вы постоянно срываете срок сдачи проекта на работе или, подготовив отличный доклад, отказываетесь от выступления. Что заставляет вас так поступать: страх неудачи и критики, низкая самооценка, неуверенность в себе, внутренняя установка на самонаказание и неудачу. У человека с внутренним конфликтом, непроработанной травмой нарушены связи причин и следствия.
Пока дело не закончено, вы чувствуете контроль над ситуацией. Даже если при этом вы ничего не предпринимаете для завершения начатого, и оно висит над вами черной тучей. Все равно пока это ваше. Если же вы закончите дело, то из сырого продукта и процесса оно превратится в готовое изделие, результат ваших усилий, отражение умений, способностей. Рядом с этим стоит общественная оценка. Вы больше не контролируете ситуацию, не отвечаете за реакции людей.
Что делать
Вы не отвечаете за реакции людей, но вы отвечаете за свои реакции. Ситуация все еще подвластна вашему контролю. Беритесь за те вопросы, в которых вы компетентны. Если в чем-то неуверены, то подтяните мастерство. Вы должны хорошо разбираться в том, что представляете публике, иметь свою точку зрения, уметь аргументировать ее. Для этого нужно хорошо разбираться в том, что вы сделали, понимать все от «а» до «я».
Но до результата еще нужно добраться. Кроме советов из первого пункта статьи учтите следующее:
- Выбирая новое занятие, не спешите сразу браться за идею. Выносите ее день, два. Если интерес сохранится, то появится больше шансов довести это дело до конца, дольше хранить интерес к нему.
- Выбирайте то дело, которое приносит радость, хотя бы вначале выглядит приятным. Если нужно сделать что-то обязательное, но неприятное, то придумайте систему санкций и вознаграждений. За неделю выполнения плана – подарок (заранее решите, какой), за невыполнение – наказание (тоже определите заранее). Но будьте добры, честно выполните установленные правила. Это послужит мотивацией.
- Составляйте план с датами и временем решения задач. Это позволит соблюдать темп работы, видеть промежуточные цели, постепенно идти к полному выполнению дела.
- Устраивайте перерывы на день-два, вознаграждая себя за успехи. В это же время проанализируйте то, что вы уже сделали.
- Почувствуйте результат. Что он принесет: профессиональный рост, финансовые выгоды, моральное удовлетворение. Если вы ждете социальное одобрение, то задумайтесь: не в этом ли проблема. Такая цель-результат больше похожа на жизнь для других. Лучше, если результат будет полезен для вас и не будет связан с потребностью получить чье-то одобрение, любовь. Вы сами себе это дадите.
Люди годами убегают от реальности и страха неудачи с помощью необязательности. В некоторых случаях помогает только психотерапия. Истинной причиной может быть и страх смерти, и страх расставания, и воспоминание из детства о расставании с мамой (даже при походе в детский сад), и воспоминания об авторитарном воспитании, издевательствах, роли изгоя или всего одной неудаче, травмировавшей психику ребенка.
Источник
3.Определите вид односоставного предложения:1.Никогда не нужно обижать близких людей невниманием.2.Бесспорно, победим
Ответ или решение 1
3. Вид односоставного предложения:
- Никогда не нужно обижать близких людей невниманием — безличное.
- Не доверяя никому, стараюсь свое дело довести до конца — определенно-личное.
- Бесспорно, победим соперника, но с большим трудом — определенно-личное.
- По мнению экспертов, в крепости бывший штаб казаков — назывное.
- Надо всегда верить в силу добра! — безличное.
- Мне всегда приятно слышать хорошие слова — безличное.
4. Предложения с вводными словами:
- Бесспорно, победим соперника.
- По мнению экспертов, бывший штаб казаков в крепости.
5. Предложение с обособленным обстоятельством:
- Не доверяя никому, постараюсь дело довести до конца — деепричастный оборот.
6. Способ образования слов:
- Бесспорно — приставочный;
- доверяя — суффиксальный;
- предельно — суффиксальный;
- умываться — суффиксальный;
- по-флотски — приставочно-суффиксальный;
- кресло-качалка — сложение слов.
7. Пример с ошибкой 2) черное кофе — правильно черный кофе, так как слово КОФЕ мужского рода.
Источник
Контрольная работа для 9 класса
1.Вставьте пропущенные офограммы:
По побледневш… кож…, к младш… дочер…, отвлеч…ся напроч… от дел, жил около дач…, ветер свеж…, (в)течени… всего матча, дисц…плинирова…ый игрок, моче…ый в горько(соленом) маринаде, (не)грубое к…сание, щекоч…щий ветер, молнии блещ…т, пересе…ли рожь, (в)продолжени… зимы, (не)избира…мая никем, (не)навидя рабство, (не)появившийся на сцене актер, ж…сткий приказ, (западно)европейская ц…вилизация, ра…хаживать слев… от меня.
2.Вставьте пропущенные орфограммы и выполни задания:
Величестве…ая сосна, погибая в схватке с (не)смолкающей бурей, всегда напоминает мужестве…ого солдата, павшего в атаке от рук врага.
Выпишите из предложения по 1 примеру словосочетания с видом подчинительной связи согласование, управление, примыкание .
3.Определите вид односоставного предложения:
1.Никогда не нужно обижать близких людей невниманием.
2.Бесспорно, победим соперника, но с большим трудом.
3.Не доверяя никому, стараюсь свое дело довести до конца.
4.Надо всегда верить в силу добра!
5.По мнению экспертов, в крепости бывший штаб казаков.
6.Мне всегда приятно слышать хорошие слова.
4.Укажите предложения с вводными словами.
5.Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.
6.Укажите способ образования слов:
Бесспорно, доверяя, предельно, умываться, по-флотски, кресло-качалка.
7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) у башкир 2) черное кофе 3) пять статей 4) шестисот лет
8.Расставьте все пропущенные знаки препинания и поясните их постановку:
Долго плакала девушка воображая все что ожидало ее но бурное объяснение облегчило ее душу и она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том что ей надлежало делать.
9.Определите вид придаточного:
1.Очень печально, что все хорошее так быстро заканчивается.
2.К счастью, мы вышли на поляну, которая была вся сплошь усеяна цветами и ягодами.
3.Убедишься в надежности человека тогда, когда он выполнит обещанное.
4.Если сравнить по высоте статую Свободы в США и статую Родина-мать на Мамаевом кургане, то выяснится большой проигрыш первой.
5.Чтобы узнать свое дерево-символ по гороскопу друидов, нужно знать, что их насчитывается 20. Например, тот, кто родился 12-24 января – ВЯЗ, 25 – 3 февраля – КИПАРИС.
6.Пока ты будешь счастлив, у тебя будет много друзей. (Овидий)
7.Искренне горюет тот, кто горюет без свидетелей. (Марциал)
8.Для того, чтобы усовершенствовать ум, нужно больше размышлять, чем заучивать.
10.В каком варианте правильно расставлены все запятые:
Чувствительной героине (1) образ (2) которой (3) принимала дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.
1, 2, 3 2) 2, 4 3) 1, 4 4) 1, 3
11.Укажите части речи:
Совершив, иной, который, напротив, кто, пятая, ничего, готов, шипуч, негодовал, неряшлив, поющий, наши.
12.Определи средства выразительности:
1) точный бросок, умные глаза;
2) счастье всей жизни, пожар в сердце;
3) жизнь и смерть, ложь и правда;
4) Ей совсем сегодня не спалось. Даже ни часа. Только обрывки сна. ..
Источник
Неспособность доводить начатое до конца («Сизиф»)
У Зигмунда Фрейда есть очень красивая и очень точная метафора о том, что бессознательное и сознание можно представить в виде коня и всадника. Конь (бессознательное) делает всё, что ему нужно, совершенно не обращая внимания на всадника, а всадник (сознание) занят тем, что старательно объясняет себе и другим, как он руководит конём.
На основе созданного Фрейдом психоанализа Эриком Берном было создано такое направление психологии, как транзакционный анализ. Главное положение транзакционного анализа состоит в том, что все люди живут в своих жизненных сценариях. То есть у людей обычно есть набор бессознательных установок, которые ими управляют и ведут их к определённой судьбе. Люди же не осознают эти свои установки, хотя и жёстко им следуют.
И хотя транзакционный анализ продолжает развиваться как направление, все основные установки, как и все возможные сценарии жизни людей давным-давно уже выявлены, классифицированы, «взвешены и измерены», как, собственно, и причины их появления.
Сценарий «Почти» («Сизиф»)
Один из самых распространённых негативных жизненных сценариев называется в транзакционном анализе сценарием «Почти». Другое название этого жизненного сценария — «Сизиф». Был такой персонаж в мифах древней Греции, которого Боги за его проступки приговорили никогда не быть способным завершить начатую работу. Сизиф должен был закатить камень на гору, но вот беда — камень всё время по какой-то причине срывался и укатывался в низ, а Сизифу каждый раз приходилось начинать всё заново. И так без конца.
Есть пять вариантов жизненного сценария «Почти» («Сизиф»):
1. Человек бросает почти всё, за что бы ни взялся, практически сразу.
2. Человек бросает начатое на полпути.
3. Человек бросает начатое в тот момент, когда он уже близок к завершению.
4. Человек доводит начатое до конца, но, вместо того, чтобы и дальше развивать результат, он бросает дело и начинает что-то совсем другое.
Например, выучившись на программиста, решает, что эта профессия ему не подходит и начинает учиться, скажем, на психолога, а выучившись на психолога, решает, что и это не то и его призвание в живописи и так далее. Сценарий «вечного студента» — это тоже сценарий «Сизифа».
5. Человек доводит начатое до конца, некоторое время пользуется результатом, но в итоге всё равно бросает дело и начинает что-то абсолютно другое.
Тут как и в четвёртом варианте, человек бросается изучать совсем другую профессию, но не сразу после того, как выучился чему-то, а несколько лет поработав по специальности и затем «разочаровавшись» в ней.
То есть вариации сценария возможны, но суть одна — «Сизиф» (или не способность закончить начатое (варианты 1 — 3), или неспособность стать мастером своего дела (варианты 4 — 5), что по сути то же самое — дело бросается до того, как оно было доведено до логической вершины).
Как вырастить «Сизифа» (как возникает этот сценарий)
Транзакционным анализом, в частности, было установлено, что при властных родителях, возможна ситуации, когда родители регулярно не дают ребёнку завершать начатые им действия.
Например, когда пятилетний ребёнок раскрашивает что-то в книжке-раскраске, мать может не дать ему дораскрашивать, потому, что она решила, что ему пора немедленно идти есть. Книжка-раскраска откладывается мамой в сторону. Тем самым ребёнку не дают завершить начатое. И после еды ребёнок уже к ней не возвращается. То есть результат остаётся не достигнутым.
Другой пример: родители каждый раз в силу каких-то «объективных» причин не могут рассчитать время, необходимое пятилетнему ребёнку, чтобы тот мог сам одеться и обуться перед выходом на улицу утром, когда ребёнок должен идти в детский сад. И вот ребёнок начинает сам одеваться, но ему не дают завершить начатое со словами типа «хватить копаться» или «всё, нет времени — давай я тебя сама одену» и так далее. Результат тот же: ребёнку не дают закончить начатое.
Ну или, например, решив, что ребёнок недостаточно внимания уделяет музыкальной школы, принять решение, что ребёнок больше не будет ходить в музыкальную школу. То есть действие остаётся незавершённым. Результата — окончания музыкальной школы с дипломом (свидетельством) так и не возникает.
Именно так формируется бессознательный жизненный сценарий «Сизиф». Причём, хотя обычно нужно неоднократное повторение подобных действий родителей или других воспитателей, чтобы сформировать у ребёнка такую матрицу поведения (фактически — устойчивый условный рефлекс), но иногда хватает и буквально одного, но эмоционально-насыщенного для ребёнка эпизода.
Почему так происходит
Главная бессознательная задача ребёнка, которой подчинено всё его существование в возрасте с рождения до 11 — 13 лет, это стараться нравиться родителям, стараться заслужить любовь родителей. Ребёнок этого не осознаёт, но это именно так. Кто-то из антропологов очень точно пошутил, что если бы это не было так — если бы дети не обладали такой врождённой способностью подстраиваться под своих родителей, то в каменном веке детей, вероятно, просто бы съедали в голодный год.
Ребёнок начинает подстраиваться под родителей примерно уже с 5-месячного возраста после рождения. Однако полноценное мышление у него возникает гораздо позже. В норме, человек полностью должен бы думать своей головой примерно в 18 лет. На практике, иногда этого вообще так и не происходит даже и после 60, но, что до 18 лет сознание обычно ещё плохо развито, в особенности у маленьких детей, не оспаривает вообще никто.
В силу заложенных в нас генетической программы ребёнок приспосабливается быть таким, как его бессознательное считает, что имено таким он понравится таким родителям.
Если родители не дают ребёнку завершать начатое, то в бессознательном ребёнка чётко складывается установка, что для того, чтобы нравиться родителям, он не должен завершать начатое и в дальнейшем он всю свою последующую жизнь будет отыгрывать именно этот сценарий незавершения начатого в одной из указанных выше пяти вариаций.
У ребёнка нет ещё настолько ни разума, ни знаний, ни опыта, чтобы правильно оценить действия родителей. Вместо разума оценку происходящего делает бессознательное ребёнка, цель которого — приспособиться под желания родителей (родители требуют, чтобы я бросал дела незавершёнными, поскольку они не хотят, чтобы я довёл дело до конца, значит я буду бросать дела незавершёнными ничего не доводя до конца). Ребёнок не понимает причин, почему ему не дали завершить начатое. Но он чётко усваивает по реакции родителей, что если доводить дело до конца, то маме (или папе) это не нравится.
Ведь мама же пришла в раздражение, что «он так долго копается» и потребовала, чтобы он перестал одевать себя сам, а вместо этого сама его одела. Сопротивление, попытка довести всё-таки начатое до конца, вызвало у мамы вообще приступ гнева. Значит, делает вывод бессознательное ребёнка, если я не довожу начатое до конца, маме это будет нравиться. А я обязан под неё подстраиваться, чтобы она меня любила, поскольку её любовь для меня обозначает возможность выжить.
Вот примерно так и формируются устойчивые неосознаваемые алгоритмы отношения и алгоритмы поведения. Ещё раз: если родители не дают ребёнку «завершать гештальты» (завершать начатое), то есть или не поддерживают то, чтобы ребёнок доводил дело до конца, или же сами пресекают под каким-то предлогом (конечно, серьёзным и важным предлогом) деятельность ребёнка, не давая ей прийти к результату, то у ребёнка возникает строго определённый жизненный сценарий, в котором он почти никогда не может довести начатое до результата.
Мотивация, самодисциплина, лень, прокрастинация?
Применительно к сценариям жизни людей надо бы понимать вот что:
При сценарии «Сизиф» дело вовсе не в отсутствии самодисциплины и мотивации или нехватке силы воли. И то и другое у человека всегда есть, но бессознательное либо их просто отключает, либо же создаёт такое мощное внутреннее сопротивление, что для преодоления его человеку требуется просто колоссальное количество энергии, что вызывает ощущение опустошённости и естественное желание всё бросить исходя из вполне «здравой» мысли о том, зачем всё это нужно ценой таких внутренних энергетических затрат (См. Выше — «конь и всадник»).
Повторюсь, и самодисциплина и мотивация и сила воли у человека есть. Но в какой-то момент, который зависит от типа сценария «Сизиф» (их пять — см. выше), словно чёрт из табакерки, словно джокер брошенный судьбой, выскакивает ощущение бессилия и невозможности завершить начатое, недовольство собой, апатии, ощущение потери интереса, появляется непреодолимое желание всё бросить и начать заниматься чем-то другим. Так проявляет себя сценарий «Сизифа».
Лень, прокрастинация, депрессия, недисциплинированность, утрата интереса к делу, отсутствия настроения продолжать, «исчезновение» мотивации — это не более чем следствия. Причина же — сам сценарий «Сизифа», который в том, что бессознательное взрослого человека бегает по кругу, приучено с детства к методике жизни по «эксперименту Зейгарник» — бессознательно старается именно не завершать гештальты (не достигать результата) в своём бессознательном невротическом стремлении заслужить родительскую любовь. Человек словно застрял в этом самом «эксперименте Зейгарник» (когда он не должен завершать начатое).
Человек этого не осознаёт, но происходит оно именно так: всё это незавершение начатого, делается им бессознательно ради того, чтобы нравиться маме и папе, поскольку в силу психологической травмы (или психологических травм) в детстве, связанных с незавершённостью начатых дел, бессознательное сделало вывод о том, что именно так можно заслужить в том числе родительскую любовь.
Текст и контекст — явный и подлинный смыслы
Вывод, которое сделало бессознательное ребёнка, возможно, абсолютно неправильный, поскольку этот вывод ведёт к сценарию «Сизифа», который относится к сценариям «непобедителей» (версия 4 и 5) или сценарию «побеждённых» (версия 1 — 3), а вроде как родители хотели лучшего для ребёнка, хотели вырастить из него «победителя».
Но вот парадокс, почти всегда родители, сформировавшие из своего ребёнка «Сизифа» сами сидят в каком-то сценарии «непобедителей» или «побеждённых», и если проанализировать их обращение с ребёнком, то почти всегда можно увидеть, что контекст их слов и поведения противоречит тексту: На словах они добиваются того, чтобы их ребёнок стал успешным в этой жизни, но подлинный и неосознаваемый смысл их действий почти всегда — ревнивое стремление, чтобы ребёнок не превзошёл их самих. А психика ребёнка всегда ловит именно контекст — именно подлинный смысл действий родителей, который они сами совершенно не осознают.
И бессознательное ребёнка очень чётко это фиксирует и принимает решение: «Я не буду успешным (успешной), потому что если я стану успешным, то мама с папой не будут меня любить». В транзакционном анализе это называется «сценарный запрет» («сценарное проклятье») «не будь успешным». В итоге человек уже давно взрослый, а всё бессознательно раз за разом отыгрывает свои детские попытки приспособиться к родителям, которых и рядом-то нет, и к его деятельности они уже отношения не имеют.
Перфекционизм в «Сизифе»
Сценарному запрету всегда соответствует способ его реализации.«Я не должен быть успешным. Как я этого добьюсь? Вот как: я буду бросать начатое, не завершив его — не добившись тех результатов, которых мог бы добиться.» Это называется «Сизиф». И это, подчёркиваю, не осознаётся. Кстати, «Сизиф» это только один из целого ряда способов, которыми может реализоваться сценарный запрет «не будь успешным», есть и другие сценарии «побеждённых» и «непобедителей».
Однако с тем же «Сизифом» не всё так просто. Писать про сценарий «Сизифа» можно очень много и долго, но я ограничусь только ещё несколькими самыми важными для него моментами.
Элементом сценария «Сизифа» у человека почти всегда будет такая вещь, как перфекционизм. Ведь ничто так не способствует сценарию «Почти» («Сизиф»), как перфекционизм — убеждённость в том, что работа должна быть сделана идеально, а иначе не следует и браться (читай — «не получается идеально, надо бросить и не тратить на это время»).
Подвох в том, что нет предела совершенству, а значит, ничто не возможно сделать идеально — всегда будет к чему придраться. Идеален ли этот мир, в котором мы живём, если считать, что мир создан Богом? Очевидно, что нет. Предъявляя себе требования всё делать идеально, мы, словами Библии, впадаем в грех гордыни — ставим себя выше Бога. Ну а если говорить на языке психологии — мы так реализуем свой сценарий «Сизиф»: получаем основания бросить начатое, потому что у нас «не получается идеально (не получается лучше всех), а зачем тогда продолжать».
Перфекционизм может касаться качества работы, а может касаться её сроков. Суть в том, что при помощи перфекционизма, человек, сидящий в сценарии «Сизифа», получает «причины», чтобы не достичь результатов, на которые он способен.
Ещё один важный момент, формирующий сценарий «Сизифа», это бессознательный страх успеха. Ведь «конец — всему делу венец», то есть одним из необходимых критериев успеха является именно завершение работы. Понятное дело, что качество работы имеет значение. Но если работа не была завершена, значит успех гарантированно не был достигнут. Что и требовалось жизненному сценарию «Сизиф».
Вот вопрос: что лучше если Вы заблудились зимой в лесу и вынуждены там заночевать — построить «неидеальную» палатку из еловых веток, чтобы не замёрзнуть насмерть, или же вообще ничего не построить в итоге, пытаясь возвести себе что-то «красивое и стильное»? Вопрос, понятное дело, риторический.
Построенная даже с недоделками пятиэтажка-«хрущёвка», хоть она и не тянет на роскошный дворец, всё же в тысячу раз лучше, чем тот же дворец, брошенный навсегда в недостроенном состоянии. В «хрущёвке» будут жить люди. В медленно разваливающемся так никогда и незавершённом недострое дворца жить не будет никто.
Мне неоднократно доводилось видеть остатки таких недостроенных «дворцов» на дачных участках, когда человек замахнулся на постройки шикарной виллы и в итоге её «не осилил». И по сравнению с такими недостроями, даже скромные, даже аляповатые и с некоторыми недоделками, но завершённые дачные домики, выглядят намного лучше, а главное — ими можно пользоваться. С точки зрения транзакционного анализа, кстати, подобные недостроенные и брошенные в таком состоянии «дворцы» и есть яркий признак наличия сценария «Сизифа» у их хозяев.
Как избавиться от сценария «Сизиф»
Что же делать, если у человека сценарий «Сизифа», а он хочет от него избавиться?
Во-первых, назвать вещи своими именами — признать наличие у себя этого жизненного сценария. Признать, что в основе всего лежит бессознательная установка (сценарный запрет, сценарное проклятье) «я не должен быть успешным» («и тогда папа с мамой будут меня любить»).
Во-вторых, дать себе разрешение быть успешным. Например, так:
— «я разрешаю себе быть успешным человеком»,
— «я даю себе разрешение быть успешным человеком»,
— «я больше не боюсь, что мои родители не будут меня любить, если я стану успешным человеком».
В-третьих, дать себе разрешение делать свою работу не идеально. Например, так:
— «я разрешаю себе делать свои дела не идеально, поскольку иначе у меня вообще ни на что не хватит времени в этой жизни»,
— «я разрешаю себе делать любые дела с тем уровнем качества, который является приемлемым, чтобы результат мог считаться успешным»,
— «только единичные дела, в самых исключительных случаях, я буду стараться сделать идеально, и исключительно для того, чтобы получить личное удовольствие от того, что я делаю работу очень красиво, отдавая себе при этом отчёт, что нет предела совершенству, и абсолютный идеал абсолютно недостижим».
Сделайте своим принципом, что «немного, это лучше чем ничего», а «неплохо сделанная работа, это всегда во много раз лучше, чем идеально делавшаяся, но так и незаконченная» и что лучше закончить неидеально, чем вообще никак.
В-четвёртых, дать себе разрешение завершать свои дела. Например, так:
— «я разрешаю себе доводить все начатые мной дела до конца»,
— «я имею право доводить свои дела до конца»,
— «я имею полное право завершать начатые мной гештальты».
Вспомните прекрасную немецкую поговорку о том, что «незавершённое дело можно считать не начатым».
В-пятых, дать себе разрешение делать только одно дело в единицу времени. Это как песочные часы: Если в единицу времени через середину песочных часов будет проходить более одной песчинки, то часы сломаются. Принцип: «Одна песчинка в единицу времени — только одно дело в единицу времени». То есть, например:
— «если я занимаюсь мытьём полов, я разрешаю себе заниматься только мытьём полов и разрешаю себе вообще не думать ни о каких других делах больше, какими бы важными они мне не казались, пока не закончу с этим делом»,
— «я разрешаю себе делать только одно дело в единицу времени, пока не завершу его или не завершу определённый этап этого дела, после которого я могу взятьпаузу, и я разрешаю себе вообщене думать в этот момент о всех остальных делах, какими бы важными они мне не казались».
В-шестых, дать себе разрешение делать творческие паузы, когда возникает творческий кризис. Это прежде всего касается творческих задач, которые требуют вдохновения, обдумывания и креативности. То есть, если какое-то дело не идёт, то не насиловать себя, заставляя себя его доделывать, а разрешить себе взять паузу, чтобы бессознательное спокойно поискало само другие варианты. Для этого можно, например, поставить в органайзере телефона напоминалку, которая напомнит, что пора вернуться к начатому делу (например через пару дней, или через неделю, а может через месяц), а пока заняться другими делами, вообще не вспоминая и не думая об отложенном деле.
Это очень важно — оставить своё бессознательное на какое-то время в покое, при творческих задачах. Тем самым Вы дадите своему бессознательному расслабиться на какое-то время в отношении этой задачи, чем сделаете возможным новый всплеск личных творчества и креативности.
В-седьмых, введите ритуалы. К примеру, Вы можете сказать себе что-то вроде: «Я сейчас одену этот браслет и ни при каких обстоятельствах не буду снимать его, пока не завершу вот это дело». Ну или, «я не буду есть тортики и пирожные, которые так люблю, пока не доведу до завершения такое-то дело» Звучит немного смешно, но это работает. Можете придумать что-то своё. Это что-то вроде всяких чудных обетов, которые давали сами себе средневековые рыцари, решаясь выполнить какое-то трудное дело. Очень недооцененная в наши дни, но очень мощная с психологической точеки зрения штука.
В-восьмых, если Вы — «Сизиф», то чтобы перестать ии быть, всегда отмечайте успешное завершение дела маленьким праздником. Не важно, вымыли ли Вы полы в квартире или же завершили работу по удалённому веб-дизайну. Вы можете побаловать себя чем-то, вкусненьким, например, или чем-то ещё, что доставит Вам удовольствие.
В-девятых, сделайте своим принципом относиться к любой работе, для выполнения которой требуется время, по принципу «как съесть слона». Как съесть слона? Ведь он такой огромный! Ответ: по частям. Надо дробить любую работу на мелкие подразделы и думать не о то, как завершить всю работу, а каждый раз думать только о том, как завершить соответствующий подраздел (а завершив — отпраздновать его завершение, и приступить к следующему). Разбивайте дела на мелкие кусочки, тогда, глядишь, и получится всё осуществить.
Одного буддийского монаха, который прошёл пешком 1000 километров спросили, как ему это удалось. Он ответил: «Очень просто. Я каждый раз делал только один шаг.»
Источник