- Особенности уплаты НДС иностранными компаниями в России
- Особенности уплаты НДС иностранными компаниями в России
- Плательщики НДС
- Порядок и сроки уплаты НДС
- Ндс у компании с иностранными инвестициями
- Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 июня 2020 г. N 03-07-08/55205 О применении НДС при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в российском налоговой органе, российской организации услуг, местом реализации которых в целях применения НДС признается территория РФ
- Обзор документа
- ООО, филиал, представительство с иностранными инвестициями: Правовые аспекты и налогообложение
Особенности уплаты НДС иностранными компаниями в России
Автор: Галина Кардашян Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Особенности уплаты НДС иностранными компаниями в России
Автор: Галина Кардашян
Главный бухгалтер-методолог 1С-WiseAdvice
Иностранные компании, ведущие бизнес на территории нашей страны, обязаны действовать в рамках российского правового поля. А это значит, что им необходимо перечислять в наш бюджет определенные платежи, а также надлежащим образом составлять и хранить бухгалтерские документы.
О том, чем рискуют иностранные фирмы, не оформляя отпуска, болезни и командировки по российским правилам, мы рассказывали здесь. В материале ниже мы подробно разбираем особенности уплаты зарубежными компаниями налога на добавленную стоимость.
Плательщики НДС
Напомним, плательщиками НДС признаются индивидуальные предприниматели и организации, осуществляющие коммерческую деятельность на территории РФ. В случае с иностранными фирмами есть несколько важных моментов:
- Если зарубежная компания имеет на территории в России филиалы или представительства, зарегистрированные в установленном порядке, налог перечисляется ими самостоятельно.
- При отсутствии филиала или представительства иностранной компании НДС перечисляется налоговым агентом.
Налоговые агенты — организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в российских налоговых органах и приобретающее на территории РФ товары/услуги у иностранного предприятия.
Порядок и сроки уплаты НДС
НДС иностранных организаций на территории РФ уплачивается по месту реализации продукции. Иными словами, если товар отгружается (оказываются услуги, реализуются программные продукты) в России, таковым местом будет считаться РФ.
Уплата НДС иностранными юридическими лицами при отсутствии на территории нашей страны представительства или филиала невозможна, поэтому за них это делают налоговые агенты.
Процедура уплаты НДС налоговым агентом:
- Агент принимает товар. Полный расчет производится после перечисления НДС.
- Агентом рассчитывается НДС. Если оплата производится с учетом НДС, используется формула: сумма х 20/120. При применении ставки 10% формула выглядит иначе: сумма х 10/110.
- Налог перечисляется по реквизитам ФНС по месту нахождения агента с одновременным перечислением «иностранцу» денежных средств.
- От лица иностранной компании агент оформляет счет-фактуру в двух экземплярах, один из которых регистрируется в книге продаж.
Если на территории РФ иностранная компания имеет филиал или представительство, все расчеты и перечисление НДС она производит самостоятельно.
При приобретении (продаже в качестве посредника) электронных услуг иностранной организации НДС, так называемый налог на Google, уплачивается в особом порядке.
Согласно ст. 174 НК РФ, налоговые агенты обязаны перечислять НДС одновременно с оплатой товаров или услуг иностранным предприятиям. В остальных случаях устанавливается иной срок — не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Декларации необходимо подать в аналогичные сроки.
Если организация рассчитывается с агентом в иностранной валюте, сумма НДС подлежит конвертации в рубли по курсу на момент оплаты в ФНС.
Источник
Ндс у компании с иностранными инвестициями
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 июня 2020 г. N 03-07-08/55205 О применении НДС при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в российском налоговой органе, российской организации услуг, местом реализации которых в целях применения НДС признается территория РФ
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее — «Общество»), юридическое лицо, созданное в соответствии с положениями законодательства Республики Германия, и осуществляющее деятельность на территории РФ через филиалы и представительства в различных регионах, выражает свое почтение и просит разъяснить положения действующего законодательства в отношении порядка уплаты НДС в следующей ситуации:
Общество имеет намерение заключить договор с заказчиком, российской организацией, договор по условиям которого Общество принимает на себя выполнение проектных и строительно-монтажных работ. Проектные работы будут выполнены силами головного офиса в Германии, Филиал в г. Калининграде (далее — Филиал) и его сотрудники не будут задействованы в выполнении этих работ, выручка от оказания этих услуг не будет включаться в доход Филиала. При этом строительно-монтажные работы будут выполнены силами Филиала.
Согласно ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Исходя из положений подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации в отношении проектных работ определяется как место деятельности покупателя услуг. Следовательно, стоимость проектных работ, выполняемых головным офисом Общества в Германии, подлежит обложению НДС на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговую базу определяет налоговый агент, организация, состоящая на учете в налоговых органах, приобретающая на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц.
Действуют ли указанные положения НК РФ и в том случае, когда иностранная организация имеет на территории Российской Федерации зарегистрированный Филиал, ведущий свою деятельность как постоянное представительство иностранной организации, принимая во внимание, что указанный Филиал не будет задействован при выполнении проектных работ, облагаемых НДС?
Правильно ли мы понимаем, что НДС в отношении проектных работ, оказанных головным офисом Общества, должен уплачивать Филиал Общества, даже несмотря на то, что в выполнении этих работ он не задействован, а в силу того, что он исполняет обязанности Общества как налогоплательщика на территории Российской Федерации?
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в российском налоговой органе, российской организации услуг, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает следующее.
На основании положений пункта 1 и пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, если иное не предусмотрено главой 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.11.2016 N 2518-О, разрешение вопроса об уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией либо налоговым агентом — ее контрагентом зависит от постановки на налоговый учет в Российской Федерации иностранной организации (ее представительства).
Таким образом, из вышеуказанного судебного акта следует, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, в том числе в связи с открытием филиала, то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении реализуемых иностранной организацией работ (услуг), местом реализации которых на основании статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, должна исполняться самой иностранной организацией.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |
Обзор документа
Если иностранная организация состоит на налоговом учете в России, в том числе в связи с открытием филиала, то она сама уплачивает НДС в отношении реализуемых работ (услуг) на территории России.
Источник
ООО, филиал, представительство с иностранными инвестициями: Правовые аспекты и налогообложение
С. Гаврилова, ведущий юрист
Опубликовано в «Финансовой газете. Региональный выпуск», 2011, N 35
В российском законодательстве отсутствует ограничение для деятельности иностранных организаций на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Это означает, что на территории России иностранное юридическое лицо пользуется правами и несет обязанности наравне с российскими юридическими лицами.
Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранная организация должна быть зарегистрирована. Форма регистрации зависит от выбора ее участников, который непосредственно обусловлен целью деятельности. Так, иностранная организация вправе выступить учредителем юридического лица любой организационно-правовой формы, а также аккредитовать свой филиал или представительство.
ООО с иностранными инвестициями
Учрежденное иностранными участниками общество с ограниченной ответственностью будет являться российской организацией — юридическим лицом, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иметь статус коммерческой организации с иностранными инвестициями (п. 6 ст. 4 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»). Данное юридическое лицо будет подчиняться российским законам.
Создание коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ и другими федеральными законами, такими как Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон N 160-ФЗ.
Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов могут быть предусмотрены в интересах социально-экономического развития Российской Федерации. Виды льгот и порядок их предоставления определяются законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ).
Иностранным инвесторам на территории Российской Федерации предоставляются гарантии правовой защиты. Полная и безусловная защита прав и интересов обеспечивается Федеральным законом N 160-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации. Например, иностранные инвесторы имеют такие гарантии, как использование различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации, переход прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу, гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации, право иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг и пр.
Филиал и представительство иностранной организации
Для осуществления деятельности на территории Российской Федерации иностранная организация может быть зарегистрирована в качестве филиала или представительства. Содержание понятий «филиал» и «представительство» раскрывается отдельно в гражданском законодательстве для целей государственной регистрации и отдельно в налоговом законодательстве и международных актах для целей исчисления и уплаты налогов.
Так, филиал выполняет часть или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (ч. 2 ст. 55 ГК РФ, п. 3 ст. 4 Федерального закона N 160-ФЗ).
Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации Государственной регистрационной палатой при Министерстве юстиции Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона N 160-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 21.12.1999 N 1419). Филиал иностранного юридического лица имеет право вести предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации со дня его аккредитации.
Возможность создания представительства иностранной организации на территории Российской Федерации Федеральным законом N 160-ФЗ не установлена. Однако иностранная организация вправе открыть представительство на основании положений ст. 2 ГК РФ. Представительство в отличие от филиала обладает более узкими функциями. Оно наделено лишь правом представления интересов юридического лица и осуществления их защиты (ч. 1 ст. 55 ГК РФ).
Для целей налогообложения налоговое законодательство не использует понятия «филиал» или «представительство». В п. 2 ст. 11 НК РФ закреплено понятие «обособленное подразделение организации» — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Следовательно, факт государственной регистрации обособленного подразделения для целей налогообложения значения не имеет. Это объясняется тем, что доходы, полученные в результате незаконного предпринимательства, также должны облагаться налогами.
Кроме того, отдельно для целей исчисления и уплаты налога на прибыль в гл. 25 НК РФ установлено понятие представительства иностранной организации, содержание которого включает в себя также филиал.
Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей применения гл. 25 НК РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:
— пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
— проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
— продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (п. 2 ст. 309 НК РФ).
Причиной образования постоянного представительства иностранной организации может быть также осуществление поставок с территории Российской Федерации принадлежащих иностранной организации товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.
В международных актах для целей исчисления и уплаты таких налогов, как налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы, сформулировано понятие представительства. Перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, действующих на 1 января 2009 г., приведен в Письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@.
Поскольку международные акты имеют приоритет над нормами российского законодательства, то, если в международном договоре предусмотрено понятие представительства, отличное от установленного в НК РФ, должны применяться положения международного договора (ст. 7 НК РФ).
Например, согласно Международному соглашению от 15.12.1997 между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении доходов на капитал строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев (ч. 3 ст. 5 этого Соглашения). Между тем ст. 308 НК РФ для целей образования такого вида постоянного представительства, как строительная площадка, не содержит ограничения по срокам продолжительности работ. Поэтому турецкая организация в отношении строительной площадки будет образовывать постоянное представительство по правилам ч. 3 ст. 5 Международного соглашения. Следовательно, в течение срока, установленного Международным соглашением, когда существование строительной площадки еще не приводит к образованию постоянного представительства, турецкая организация не исчисляет и не уплачивает налог на прибыль.
Налогообложение филиалов и представительств, а также юридических лиц с иностранными участниками
Налогообложение юридических лиц, учредителями которых являются иностранные организации, производится в соответствии с требованиями НК РФ в порядке, аналогичном налогообложению доходов юридических лиц, учредителями которых являются российские организации и граждане. Юридические лица в зависимости от видов деятельности, объема производства и величины выручки могут применять общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход.
Единственным отличием в налогообложении для учредителя-иностранца будет ситуация, связанная с выплатой дивидендов. Так, согласно п. п. 3, 4 ст. 224 и пп. 2, 3 п. 3 ст. 284 НК РФ собственники — российские организации или физические лица — налоговые резиденты заплатят налог по ставке 9%, а иностранные граждане или иностранные организации — 15%, если иное не предусмотрено международными договорами.
Иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме того, Федеральный закон N 160-ФЗ предусматривает так называемую стабилизационную оговорку для иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционные проекты. Эта оговорка заключается в том, что при увеличении совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора новые федеральные законы не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта. Однако на практике данная норма «не работает». По мнению специалистов налоговой службы, в НК РФ не говорится о том, что льготы для организаций — участников инвестиционных проектов сохраняются. В НК РФ нет прямой ссылки на Федеральный закон N 160-ФЗ, поэтому при изменении норм налогового законодательства будут преобладать нормы НК РФ и, следовательно, использовать ранее установленные налоговые преимущества организация с иностранными инвестициями не сможет.
Существуют некоторые особенности налогообложения филиалов и представительств иностранных государств. Они исчисляют и уплачивают налоги в соответствии с требованиями НК РФ и положениями международных договоров (ст. 7 НК РФ). Согласно данной норме, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации. Следовательно, если в международном договоре (соглашении) предусмотрен порядок налогообложения отдельных видов дохода, отличный от установленного в НК РФ (в том числе льготный), должны применяться положения международного договора (соглашения).
Например, в гл. 21 НК РФ для филиалов и представительств иностранных компаний предусмотрены льготы по НДС в части аренды помещений при условии закрепления аналогичных льгот в международном договоре. Так, в соответствии с п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данное правило применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации (ст. 149 НК РФ).
Совместным Приказом МИД России N 6498 и Минфина России N 40н от 08.05.2007 утвержден Перечень иностранных государств, в отношении аккредитованных в Российской Федерации граждан и (или) организаций которых применяется освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации.
Однако важно иметь в виду, что все без исключения иностранные организации, в том числе их филиалы и представительства, иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, не вправе применять упрощенную систему налогообложения (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Российские организации, в том числе с иностранными участниками, вправе применять упрощенную систему налогообложения при условии, что их деятельность соответствует требованиям гл. 26.2 НК РФ.
Источник