Как запустить научный стартап в России — и заработать
Ученых в России много, а научных стартапов — не очень. Превратить передовые разработки и технологии в успешный бизнес мешают несколько стоп-факторов. Рассказываем о них, а заодно — о самых перспективных (с точки зрения инвестиций и востребованности) наукоемких нишах.
Кто и как в России зарабатывает на науке
Вот несколько российских научных стартапов, которым удалось наладить продажу своих инновационных продуктов.
- «РСЭ-Трейдинг-МИКРОЗИМ» разрабатывает технологии биологической очистки почв и воды от нефтепродуктов и органических отходов. Способ монетизации — продажа препаратов и оказание услуг.
- «Плакарт» создает инновационные решения в области «инженерии поверхности» — покрытия, которые позволяют защитить конструкции от износа и коррозии. Стартап привлек в общей сложности 4 млрд руб., включая инвестиции « Роснано » . Способ монетизации — продажа прав на лицензионное использование технологии.
- «Юним» разработал международную платформу для онкодиагностики со встроенной технологией Whole slide imaging, идентичной микроскопу. Решение позволяет врачам «оцифровывать» пациента и ставить более точные диагнозы. Способ монетизации — оплата за проведение исследований и выдачу анализов, продажа технологии внешним лабораториям и научным учреждениям.
Денег мало, а скепсиса — много
Монетизация научных стартапов зависит от состоятельности их бизнес-модели (в этом отношении они ничем не отличаются от всех остальных). Но у таких проектов есть один существенный плюс — потенциально низкие риски с точки зрения конкуренции и копирования. Инновационный «стержень» продукта дает фору, которую можно использовать для отрыва от остальных игроков рынка.
Несмотря на общую перспективность наукоемких проектов, при их запуске в России нужно учитывать наличие стоп-факторов. Вот основные из них.
Трудности с поиском инвестиций. Крупным инфраструктурным проектам с научной составляющей в этом смысле проще — в них вкладываются окологосударственные фонды и частные корпорации, желающие внедрить новые технологии в свой бизнес. Менее масштабные стартапы находят инвесторов с большим трудом. Например, биотех-проекты не очень популярны у российских фондов и бизнес-ангелов из-за их долгого цикла (5 — 7 лет) и высоких рисков. Тогда как во всем мире это направление считается одним из самых перспективных (в прошлом году биотехнологические стартапы привлекли рекордные $9,5 млрд).
Консервативность и скепсис научного сообщества. В академической среде многие очень ревниво относятся к тому, что на науке зарабатывают другие люди. Поэтому идея монетизации, продвижения и популяризации научных разработок через бизнес, скорее всего, вызовет сопротивление. К счастью, этот тренд постепенно слабеет: чем больше открытий ученых доходит до стадии коммерциализации — тем лучше академическое сообщество воспринимает обратную связь от бизнеса.
Сложный маркетинг. Появление научного продукта на рынке часто вызывает у неискушенных пользователей вопросы вроде «Насколько это научно? Докажите мне!» Поэтому начало продаж лучше сопровождать серией образовательных мероприятий. Чтобы аудитория смогла узнать больше о продукте, нужно подготовить описательные и разъясняющие материалы в простой и доступной форме. Модель маркетинга строится по принципу «сделать сложное простым, простое — понятным, а понятное — увлекательным».
Еда, генетика и биохакинг
Можно выделить несколько ниш, которые будут востребованы на рынке и интересны инвесторам в ближайшие годы.
Обработка больших массивов данных. Во многих отраслях (в частности, в медицине) накапливается всё больше информации, которую человек не в состоянии анализировать. Поэтому одной из самых перспективных ниш становится создание специальных решений для агрегации и обработки гигантских массивов данных. В качестве примера можно привести продукт стартапа Relay Therapeutics, основанный на экспериментальных вычислительных инструментах, — сейчас его внедряют в свою работу клиники всего мира. В первые два года после запуска (2016 — 2017 гг.) компания привлекла более $520 млн инвестиций и в прошлом году вышла на IPO.
Агротех. В сфере производства продуктов питания есть огромная ниша для новых наукоемких технологий. Россия заинтересована в увеличении поставок продукции сельского хозяйства — по данным Росстата, экспорт зерна в 2018 году вырос на 17% и достиг 18 млн тонн. Отечественные агротех-стартапы занимаются мониторингом состояния посевных площадей (в том числе при помощи дронов), цифровизацией модели работы удобрений, разработкой беспилотников и обучаемых сенсорных систем для автоматизации ухода за посевами. Проекты в области поставок продуктов питания стабильно вызывают интерес инвесторов. Так, специализированная логистическая компания Green Rabbit получила $31 млн от Guidepost Growth Equity, а Bessemer Venture Partners вложил $33,5 млн в приложение для общения ресторанов с поставщиками Choco .
Генетические технологии. На этой нише в последнее время сфокусировано внимание и научного сообщества, и инвесторов. Возрастает ценность жизни, а вместе с ней — и вес проектов, направленных на преодоление самых опасных болезней. Так, самая крупная сделка 2019 года в биотехе — продажа британской компании Genomic Health за $2,8 млрд. Это разработчик продукта Oncotype DX — геномного теста, с помощью которого можно определить вероятность рецидива рака молочной железы. Особенно перспективным можно назвать направление генной терапии — лечения заболеваний путем введения в пораженные клетки генетических элементов. Один из самых интересных проектов в этой нише, Moderna (использует технологию воспроизводства поврежденных тканей на основе синтетической мРНК), в прошлом году привлек инвестиции от Merck и вышел на IPO.
B2C-продукты. Широкую популярность во всем мире приобрели ДНК-тесты для определения вероятности тех или иных генетических заболеваний. Один из самых ярких мировых трендов сегодня — биохакинг и методики продления жизни. В обществе существует запрос на научные и технологические продукты, которые способствуют активному долголетию. И самое главное — аудитория готова за них платить. По данным Rock Health, миллениалы (самая многочисленная группа потребителей сегодня) тратят на wellness-практики треть своего дохода.
Источник
Бизнес в стиле research: какие приемы управления предприниматели могут «подсмотреть» у ученых
Проработав много лет в научных проектах в Москве, Оксфорде, Нью-Йорке, Париже, Токио и Эр-Рияде, я все отчетливее вижу, как стирается граница между классическими исследовательскими проектами и современным предпринимательством. Волна радикальных изменений, обусловленная новыми технологиями, бизнес-моделями и меняющимися потребительскими предпочтениями, накрывает сейчас все рынки, резко повышая нервозность их участников и создавая новые тренды в управлении организациями. А для нас, исследователей, это привычная среда обитания: ученые всегда работают в условиях высокой неопределенности, огромных массивов информации, открытых границ и активной человеко-машинной кооперации, фокусируясь в первую очередь на выращивании ценности своих сотрудников — узнаете модные слова? Так что предпринимателям есть что подсмотреть у ученых!
Первое и главное: любое научное исследование — это всегда про людей. Вот уж где битва за таланты и способы их отбора отточены десятилетиями! Подготовка хорошего исследователя — это даже не годы, а вся жизнь: процесс обучения и прокачки новых навыков не заканчивается никогда. При этом автоматизация, роботизация, big data и прочие прелести «индустрии 4.0» тут никого не пугают: ценность хорошего сотрудника настолько велика, а бэкграунд настолько уникален, что искусственный интеллект не воспринимаются как конкурент естественному (что зачастую происходит в других секторах). А вот возможность разгрузить классных специалистов, колоссальное повышение производительности и доступа к информации и идеям, которые обеспечивают новые технологии — это как раз ценится очень высоко.
Кстати, к вопросу об идеях. Это, пожалуй, второе важнейшее отличие исследовательского центра от традиционных корпораций. Здесь подход «я — начальник, ты — дурак» не котируется. Кто бы ни привнес новую идею, научная этика требует как минимум непредвзято ее рассмотреть. И очень часто оказывается, что младший персонал подкидывает классные мысли, которые старшим и маститым и в голову не приходили. Научно-исследовательская команда по определению очень демократична. Не раз наблюдала, как желторотый лаборант горячо спорил с академиком или вчерашний аспирант в хлам разбивал логические построения руководителя всего исследовательского центра. И, к чести старших, это их никогда не бесило, а наоборот, веселило и приводило в состояние азарта.
Научное сообщество в целом отличается высокой степенью толерантности к мнению коллег, ориентировано на дискуссию (хотя и здесь бывает, что интриги и борьба за влияние подрывают этот принцип). И это тот подход, который в современных условиях стоит перенимать любым компаниям. Когда действовать приходится в условиях высокой неопределенности, заслуженные и молодые сотрудники оказываются равны: прежний опыт часто плохо работает, все наши представления приходится отставить в сторону и начинать исследование практически с нуля. Кроме того, любой юный стажер сейчас лучше владеет современными технологиями, чем руководитель его департамента. Ключевыми для успеха становятся готовность участников общего проекта к диалогу на равных и отказ от столь любимых многими иерархических структур.
Такая парадигма требует и других способов коммуникации: скорость сейчас становится одним из важнейших конкурентных преимуществ, так что тратить месяцы на согласование каждого «чиха» никто не может себе позволить. Очень высока роль неформального общения. Вот почему, кстати, в современных кампусах университетов и исследовательских организаций самое важное помещение не зал совещаний, а кафе, где за чаем решаются вопросы, которые в противном случае могли бы висеть неделями и месяцами.
Не только неформальные коммуникации, но и в целом простота организации и процедур — вот что сильно отличает исследовательские центры от современных корпоративных структур, которые вполне естественным образом стремятся все формализовать и быстро обрастают огромным объемом практик, правил, регламентов и процедур. Призванные, по идее, упрощать жизнь, эти рамки достаточно быстро превращаются в огромный тормоз и накладывают колоссальные трансакционные издержки на любое действие.
А вот с моими коллегами из Колумбийского университета у нас общение вообще построено почти исключительно онлайн: физически я в Нью-Йорк попадаю не чаще, чем раз в три месяца, но это совершенно не мешает вести несколько глобальных проектов. И это становится все более распространенной практикой. Таким образом, еще одна составляющая успеха для эффективной исследовательской команды состоит в использовании современных технических платформ. Электронная почта в этом отношении – пожалуй, самое старомодное средство, поскольку не позволяет добиться главного – аккумулировать данные в таком формате, который позволял бы не просто вести дискуссию, но и сохранять обзор ситуации по всем находящимся сейчас в разработке проектам. На помощь приходит Slack, Zoom для видеозвонков, Google Docs и DropBox для совместных корректировок документов и другие виртуальные платформы для совместной работы над документами и базами данных. Эти современные технологии позволяют людям оставаться постоянно в контакте, иметь доступ к данным из любого места, без проблем работать удаленно и кооперироваться с коллегами по всему миру в режиме реального времени.
Но главная, на мой взгляд, особенность исследовательских групп — способность быстро адаптироваться. Новомодные подходы Agile и Lean — это, по сути, типичный для большинства исследовательских организаций способ функционирования с динамической корректировкой постановки задач и итерационным процессом разработки решений. Это позволяет снижать риски путем сведения разработки к серии коротких циклов. Уже много десятилетий в научной среде под каждый проект формируются небольшие, мобильные группы по матричному принципу, состоящих из специалистов различного профиля, работающие короткими «забегами», корректируя цели в зависимости от полученных результатов. Немедленное проведение экспериментов для тестирования пришедших идей, быстрое прототипирование — это все принципиально другая инновационная культура, предполагающая немедленную проверку возникшей гипотезы.
Кстати, еще одна характерная особенность принятых в современной науке практик: не только матричный принцип формирования исследовательских групп, но и чаще всего их многонациональный состав — они становятся по-настоящему глобальными. Подчас над одним проектом работают эксперты из России, Японии, Соединенных Штатов — в общем, наука не ведает границ. Благодаря этому удается объединить для решения сложных задач людей с самым разным жизненным опытом и культурным бэкграундом, посмотреть на проблему с разных позиций и, что закономерно, добиться наибольше глубины и точности экспертизы. В этом отношении наука и бизнес уже максимально приблизились друг к другу: в управленческие команды российских компаний приглашаются «экспаты», и, наоборот, российские топ-менеджеры становятся полноправными участниками штаб-квартир глобальных офисов.
Еще один момент, который большинство компаний могли бы с пользой для дела перенять у современного академического сообщества, заключается в мультиактивности, которая становится возможной при предоставляемом ученым гибким графике. И вопрос здесь не только в построении work&life balance, то есть поиска оптимального соотношения между выполнением трудовых задач и личной жизнью. Дело скорее в другом: в научном мире не считается чем-то зазорным комбинация постоянной занятости и разного рода фриланса, а она как раз достижима только в том случае, если работник обладает свободой в планировании своего времени. Из всех своих трудовых активностей ученый извлекает не только прибыль, но и новый интеллектуальный опыт, который в конечном итоге повышает уровень подготавливаемого им продукта и приносит по цепочке пользу основному работодателю. То есть результативнее и ценнее тот исследователь, который не замыкается в стенах своей организации. Стажировки, международные проекты, вовлеченность в преподавание и все формы обмена опытом горячо поддерживаются, поскольку именно это повышает уровень исследователя, его кругозор и арсенал используемых методик.
В современном научном мире запереться в своей келье и рассуждать о количестве ангелов, помещающихся на острие иглы, уже не популярно. Престиж исследователя не только в том, что он сделал для своей организации, а в том, что он сделал для науки в целом. Корпоративный мир к такой практике еще не пришел: дистанционная работа уже приветствуется многими участниками рынка, но вот к сопутствующей внекорпоративной деятельности своих штатных работников компании относятся в своей массе настороженно и как минимум ее не поощряют. Возможность «разделять» талант между несколькими организациями требует нового подхода прежде всего от самих организаций.
Мир бизнеса, как и мир науки, становится всё более дружелюбен к людям, чье жизненное кредо — развиваться, исследовать и открывать. Но стены исследовательских учреждений пока более комфортны для них, чем офисы корпораций. Преодолеть эту дистанцию — в интересах прежде всего самого бизнеса.
Источник