- Перечень поручений по итогам совещания по вопросу привлечения частных инвестиций в национальные проекты
- Пр-2424, п.1 а
- Пр-2424, п.1 б
- Пр-2424, п.1 в
- Пр-2424, п.2
- Перечень поручений по итогам совещания по вопросу привлечения частных инвестиций в национальные проекты
- Пр-2424, п.1 а
- Пр-2424, п.1 б
- Пр-2424, п.1 в
- Пр-2424, п.2
- Национальные проекты частные инвестиции
- Игры с государством: как частному инвестору заработать на нацпроектах
- Как бизнес привлекают к инфраструктурным нацпроектам
- План до 2024 года
- Механизмы привлечения
- Перспективные проекты
Перечень поручений по итогам совещания по вопросу привлечения частных инвестиций в национальные проекты
Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросу привлечения частных инвестиций в национальные проекты.
Пр-2424, п.1 а
1. Правительству Российской Федерации:
а) выработать критерии привлечения частных инвестиций в национальные проекты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – национальные проекты).
Доклад – до 31 декабря 2018 г.;
Ответственный | Силуанов Антон Германович |
Тематика | Нацпроекты, Инвестиции |
Срок исполнения | 31 декабря 2018 года |
Пр-2424, п.1 б
б) с учетом подпункта «а» пункта 1 настоящего перечня поручений определить порядок формирования портфеля проектов для привлечения частных инвестиций в национальные проекты федеральными органами исполнительной власти.
Доклад – до 1 февраля 2019 г.;
Ответственный | Силуанов Антон Германович |
Тематика | Нацпроекты, Инвестиции |
Срок исполнения | 1 февраля 2019 года |
Пр-2424, п.1 в
в) обеспечить регулярное рассмотрение и утверждение проектов по привлечению частных инвестиций в национальные проекты на заседаниях Президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Доклад – до 1 апреля 2019 г., далее – один раз в полгода.
Ответственный: Силуанов А.Г.
Ответственный | Силуанов Антон Германович |
Тематика | Нацпроекты, Инвестиции |
Срок исполнения | 1 апреля 2019 года |
Пр-2424, п.2
2. Минздраву России, Минкультуры России, Минкомсвязи России, Минобрнауки России, Минприроды России, Минпромторгу России, Минпросвещения России, Минсельхозу России, Минстрою России, Минтрансу России, Минэнерго России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России обеспечить формирование портфеля проектов для частных инвестиций в национальные проекты в соответствие с подпунктами «а» и «б» пункта 1 настоящего перечня поручений.
Доклад – до 1 марта 2019 г., далее – один раз в квартал.
Ответственные: Скворцова В.И., Мединский В.Р., Носков К.Ю., Котюков М.М., Кобылкин Д.Н., Мантуров Д.В., Васильева О.Ю., Патрушев Д.Н., Якушев В.В., Дитрих Е.И., Новак А.В., Силуанов А.Г., Орешкин М.С.
Источник
Перечень поручений по итогам совещания по вопросу привлечения частных инвестиций в национальные проекты
Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросу привлечения частных инвестиций в национальные проекты.
Пр-2424, п.1 а
1. Правительству Российской Федерации:
а) выработать критерии привлечения частных инвестиций в национальные проекты, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – национальные проекты).
Доклад – до 31 декабря 2018 г.;
Ответственный | Силуанов Антон Германович |
Тематика | Нацпроекты, Инвестиции |
Срок исполнения | 31 декабря 2018 года |
Пр-2424, п.1 б
б) с учетом подпункта «а» пункта 1 настоящего перечня поручений определить порядок формирования портфеля проектов для привлечения частных инвестиций в национальные проекты федеральными органами исполнительной власти.
Доклад – до 1 февраля 2019 г.;
Ответственный | Силуанов Антон Германович |
Тематика | Нацпроекты, Инвестиции |
Срок исполнения | 1 февраля 2019 года |
Пр-2424, п.1 в
в) обеспечить регулярное рассмотрение и утверждение проектов по привлечению частных инвестиций в национальные проекты на заседаниях Президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.
Доклад – до 1 апреля 2019 г., далее – один раз в полгода.
Ответственный: Силуанов А.Г.
Ответственный | Силуанов Антон Германович |
Тематика | Нацпроекты, Инвестиции |
Срок исполнения | 1 апреля 2019 года |
Пр-2424, п.2
2. Минздраву России, Минкультуры России, Минкомсвязи России, Минобрнауки России, Минприроды России, Минпромторгу России, Минпросвещения России, Минсельхозу России, Минстрою России, Минтрансу России, Минэнерго России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России обеспечить формирование портфеля проектов для частных инвестиций в национальные проекты в соответствие с подпунктами «а» и «б» пункта 1 настоящего перечня поручений.
Доклад – до 1 марта 2019 г., далее – один раз в квартал.
Ответственные: Скворцова В.И., Мединский В.Р., Носков К.Ю., Котюков М.М., Кобылкин Д.Н., Мантуров Д.В., Васильева О.Ю., Патрушев Д.Н., Якушев В.В., Дитрих Е.И., Новак А.В., Силуанов А.Г., Орешкин М.С.
Источник
Национальные проекты частные инвестиции
Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.
Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.
Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.
Источник
Игры с государством: как частному инвестору заработать на нацпроектах
Правительство России опубликовало довольно подробный план реализации майского указа президента Владимира Путина — по сути, это перечень мероприятий в рамках 13 крупных национальных проектов на общую сумму 25,7 трлн рублей до 2024 года. То есть речь идет примерно о 5,1 трлн рублей в год, или около 67 000 рублей в год на каждого из 76 млн (по данным Росстата) работающих россиян, а это около двух средних месячных зарплат.
Деньги, согласитесь, немалые. Поэтому возникает логичный вопрос: а могут ли обычные граждане как-то заработать на реализации этих грандиозных планов. Речь о том, чтобы заработать непосредственно, а не получить предполагаемые общие блага в виде улучшения качества окружающей среды, уровня образования, здравоохранения и прочего.
На первый взгляд, это практически нереально. Да, предусмотрены масштабные инфраструктурные проекты, но, увы, в России нет эффективных механизмов участия в них частных инвесторов. И судя по тому, например, как долго идет дискуссия о необходимости выпуска тех же инфраструктурных облигаций для частных инвесторов, такие механизмы в ближайшее время не появятся. Есть ощущение, что российские власти в этом просто не особенно заинтересованы, предпочитая не создавать инфраструктуру рынка, а строить модель «роста сверху»: инвестировать бюджетные средства либо точечно работать с крупнейшими инвесторами, которых в народе называют не совсем корректным термином «олигархи».
Между тем прямой путь вложений не значит единственный. Подобные масштабные программы хороши тем, что имеют свойство по большей части реализовываться, пусть и за счет мощного финансового и административного ресурса государства. А значит, частный инвестор имеет все шансы заработать за счет косвенных эффектов от их реализации. Важно только научиться анализировать планы властей и их последствия.
Разумеется, я не собираюсь сейчас разбирать с этой точки зрения все презентованные национальные проекты — это тема слишком объемного материала, если не докторской диссертации. Но приведу пару простых примеров.
Возьмем, скажем, раздел «Жилье и городская среда». Пункт №1— обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе за счет повышения доступности ипотеки. Предполагается, что средний уровень ставки по ипотечному кредиту упадет с 10,6% годовых в 2018 году до 7,9% годовых к 2024 году. При этом бюджет соответствующего подраздела нацпроекта нулевой, то есть никаких дотаций или субсидирования процентных ставок не будет, они должны прийти к такому значению рыночным путем. Очевидно, что это может произойти только в случае серьезного падения ставок по всем рыночным финансовым инструментам.
Смогут этого добиться монетарные власти? Гарантий в 100%, конечно, никто не даст, но в принципе это вполне возможно — было бы желание. В 2016-2018 годах Центробанк уже продемонстрировал, что в условиях фактической заморозки зарплат и социальных расходов бюджета он способен весьма эффективно бороться с инфляцией и инициировать продолжительные циклы снижения ставок в экономике. Как говорится, можно повторить.
В таких условиях совершенно очевидна и стратегия инвестора: нужно покупать рублевые облигации длительных сроков обращения. Это может быть как долгосрочная стратегия — с идеей зафиксировать высокую доходность вложений, пока ставки еще не пошли вниз, так и среднесрочная — с идеей продать бумаги, когда ставки упадут и облигации, соответственно, подорожают.
Еще один интересный национальный проект — «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Его пятилетний бюджет составляет 4,78 трлн рублей, из которых 4,44 трлн планируется потратить непосредственно на строительство и улучшение дорог, в первую очередь региональных (крупные федеральные магистрали, судя по всему, проходят по другому нацпроекту).
Но развитие дорожной сети — это практически всегда подорожание недвижимости в соответствующих районах как за счет улучшения транспортной доступности, так и за счет повышения бизнес-активности в целом. Я, если честно, не совсем разделяю маниакальную страсть россиян к инвестициям в жилую недвижимость и земельные участки, но если уж вкладываться, то в объекты в подобных перспективных районах. Их перечень, правда, в презентации правительства не детализирован, так что инвесторам придется отслеживать появление и принятие соответствующих документов на региональном уровне.
Аналогичная ситуация и c нацпроектом по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, на реализацию которого планируется направить 6,35 трлн рублей. Это не только автомагистрали, но и железнодорожное сообщение, инфраструктура водного транспорта, региональная авиация. Название самой крупной (1,71 трлн рублей) статьи расходов говорит само за себя — «Коммуникации между центрами экономического роста». Мировая практика показывает, что улучшение коммуникаций между крупными агломерациями приводит к резкому ускорению их развития со всеми вытекающими последствиями, включая рост цен на недвижимость.
Не нравится недвижимость и предпочитаете что-то более ликвидное? Нет проблем: бенефициарами экономического роста являются не только собственники жилья. Можно, например, обратить внимание на акции региональных электроэнергетических компаний. Активизация местного бизнеса для них автоматически означает рост выручки и улучшение иных финансовых показателей.
Главное, что следует понимать: можно (и нужно) критически подходить к экономическим инициативам и планам властей, обсуждать их, одобрять их или не одобрять — это всегда на пользу обществу. Но нельзя при этом забывать, что, вне зависимости от того, нравится вам или не нравится какая-либо экономическая программа, она, как правило дает лично вам шанс заработать как частному инвестору. Надо лишь начать внимательно следить за событиями и анализировать последствия принимаемых властями решений.
Источник
Как бизнес привлекают к инфраструктурным нацпроектам
План до 2024 года
Расходы России на инфраструктуру в период до 2030 года могут превысить 90 трлн руб., подсчитали в McKinsey Global Institute. Для сравнения: доходы федерального бюджета в прошлом году составили около 20 трлн руб.
Полностью профинансировать инфраструктурное развитие только за счет государства практически невозможно. Поэтому власти активно привлекают бизнес к решению этой задачи, в том числе в рамках национальных проектов.
В конце 2018 года правительство утвердило Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Документ стал 13-м по счету и одним из самых объемных нацпроектов из всех сформированных на базе майского указа президента. Только в транспортной части его стоимость составляет 6,35 трлн руб.
Больше половины этих средств (3,26 трлн руб.) планируется получить из внебюджетных источников. Остальное профинансирует федеральная казна и регионы.
В план включен целый ряд крупных федеральных проектов, в том числе «Коммуникации между центрами экономического роста» (1,7 трлн руб.) и «Европа — Западный Китай» (655 млрд руб.). Общие задачи — развить транспортные коридоры, улучшить экономические связи между территориями, существенно повысить грузооборот.
Механизмы привлечения
Для привлечения частных инвестиций в такие проекты в России существует несколько форматов государственно-частного партнерства, включая долгосрочные инвестиционные соглашения и концессии.
В рамках механизма ГЧП частный партнер (инвестор) за свой счет создает или реконструирует объект и передает права собственности на него государству, а взамен получает компенсацию расходов и установленную в соглашении прибыль.
Первые частные средства на основе механизмов ГЧП на федеральном уровне были привлечены в 2009 году по двум проектам — участку платной автодороги М-11 «Нева» и платному обходу подмосковного Одинцово. Объем инвестиций в объекты достиг 59 млрд руб. и 25 млрд руб. соответственно. В том же году была создана госкомпания «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор»), которая выступает заказчиком при проектировании, строительстве и реконструкции дорог и выполняет полномочия концедента.
Если речь идет о бесплатной дороге, затраты и прибыль инвестора компенсируются только из бюджета. Если же проезд по объекту платный, инвестиции возвращаются из средств, собранных за проезд по автомобильной дороге. При этом на стадии эксплуатации, в случае с платной трассой, средства на ее содержание и ремонт также поступают за счет сбора платы, что существенно снижает нагрузку на бюджет в долгосрочной перспективе.
За счет долгосрочности и дополнительных гарантий механизм КЖЦ позволил увеличить долю инвесторов в расходах на создание объектов. Так, в рамках соглашения на сооружения платного обхода Вышнего Волочка на трассе М-11«Нева», подписанного в конце 2014 года, инвестор обязался привлечь около 5 млрд руб., то есть примерно 10% стоимости проекта. К 2016 году доля частных вложений, закрепленная в соглашениях, выросла до 25% и более.
При этом инвесторы привлекаются фактически на готовые площадки. Если в начале 2000-х годов бизнес был вынужден сам формировать проекты и потом ждать помощи от бюджета, то теперь ситуация принципиально изменилась. Государство за свой счет проводит подготовку территорий, обеспечивает прохождение экспертизы и только затем приглашает в проект инвесторов.
Перспективные проекты
В 2020 году стартовали такие проекты как автодорога М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань, Дальний западный обход Краснодара (ДЗОК), обход г. Аксай в составе трассы М-4 «Дон». Идет реконструкция участков трасс М-4 «Дон» и М-1 «Беларусь» (общая стоимость проекта порядка 900 млрд руб.), до трети из которых могут составить частные инвестиции. Все перечисленные проекты входят в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.
Наиболее крупные проекты, прежде всего новая дорога М-12, разделены на восемь этапов, у каждого из которых определены разные подрядчики. Одна компания просто не потянула бы такой большой километраж.
Существует десять проектов для совместной реализации бизнеса и государства. Работать над ними планируется параллельно.
После завершения работ все участки дорог планируется эксплуатировать на платной основе, что позволит извлечь гарантированную прибыль.
- Трасса М-12 Москва — Нижний Новгород — Казань
Новая автодорога (общая стоимость проекта более 700 млрд руб.) должна обеспечить связи между экономическими центрами и агломерациями. После ввода в эксплуатацию М-12 время в пути от Москвы до Казани сократится почти вдвое — с 12 до 6,5 часов.
Трасса станет одним из основных элементов опорной сети скоростных дорог в направлении Урала и частью самого протяженного в мире международного транспортного коридора «Европа-Западный Китай». В состав этого коридора также войдут трассы М-11, участки ЦКАД и другие магистрали.
Помимо экономических, М-12 решает и социальные задачи. «На существующей трассе М-7 «Волга» аварийность раза в три больше, чем на всей федеральной сети. Треть трассы идет по населенным пунктам, она содержит полторы тысячи примыканий к другим дорогам. Местный трафик надо физически отделять от транзита», — поясняет глава Общественного совета при Минтрансе Михаил Блинкин.
Скоростную трассу планируют завершить в 2024 году, при этом все участки магистрали будут строиться параллельно.
- Дальний западный обход Краснодара
Строительство автодороги в обход Краснодара призвано вывести транзитный трафик за городскую черту. Кроме того, проект позволит увеличить пропускную способность дальних подходов к региональной столице и сократить время в пути к Черному морю.
В феврале прошлого года Главгосэкспертиза дала положительное заключение по проекту. А летом 2019 года на площадке начались земельно-кадастровые работы. В начале сентября 2019 года по результатам конкурсных процедур ГК «Автодор» заключила соглашение на строительно-монтажные работы и эксплуатацию.
Инвестиционную стадию планируется завершить в течение трех лет, после этого объект начнут эксплуатировать на платной основе.
- Обход города Аксай в составе трассы М-4 «Дон»
Новый 35-километровый участок трассы М-4 «Дон» в Ростовской области — это пятый этап масштабного дорожного проекта «Обход города Аксай». Он предусматривает возведение скоростной магистрали на отрезке с 1036-го по 1072-й км трассы.
Проект поможет разгрузить действующий участок М-4, который давно исчерпал свою пропускную способность. Сейчас при пиковых нагрузках по трассе проезжают до 117 тыс. автомобилей в сутки (норматив — не более 40 тыс.).
В марте Главгосэкспертиза рассмотрела проектно-сметную документацию на новый участок и приняла положительное решение. Подготовка территории уже завершена. Соглашение по результатам конкурсных процедур также заключено в сентябре 2020 года.
- Реконструкция участка М-4 «Дон» с 715-го по 933-й км
Реконструкция предполагает повышение технической категории дороги, что позволит автомобильному потоку двигаться по ней быстрее и комфортнее. После завершения работ характеристики дороги улучшатся, и этот отрезок трассы станет платным.
- Реконструкция участка М-1 «Беларусь»
Федеральную трассу М-1 от МКАД до границы с Белоруссией начали обновлять в конце 2000-х годов. Рядом с Москвой построен обход Одинцово. Выход на МКАД с М-1 «Беларусь» протяженностью 18,5 км эксплуатируется на платной основе. Оператором выступает компания «Новое качество дорог» (принадлежит УК «Лидер»).
Теперь Госкомпания «Автодор» реконструирует отрезок с 33-го по 86-й км, от Голицыно до Дорохово. По итогам работ улучшится транспортное сообщение внутри московской агломерации — между столичным регионом и административными центрами.
Кроме того, участок обеспечит транспортный доступ к объектам Минобороны: аэродрому «Кубинка» и парку «Патриот».
Проект реализуется в два этапа. На первом из них (2019—2022 годы) участок с 45-го по 66-й км передадут на реконструкцию в рамках договора подряда. На втором этапе планируется реконструировать отрезок с 66-го по 86-й км и провести комплексное обустройство участка с 33-го по 45-й км.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.
Источник