Национальное рейтинговое агентство инвестиции

Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России

«Инвестиционная привлекательность субъектов РФ» — это ежегодное аналитическое исследование Национального Рейтингового Агентства (НРА). Информация, полученная по итогам такой оценки, позволяет сделать выводы об инвестиционной активности регионов, а также подсчитать уровни инвестиционной привлекательности регионов на фоне созданных условий для развития инвестиционной деятельности.

Национальное рейтинговое агентство (НРА) — одно из старейших российских рейтинговых агентств, обладающее более чем 17-летним опытом компетенций на рынке рейтинговых и аналитических услуг. C 12 сентября 2019 года НРА входит в Реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России. В конце 2019 — начале 2020 года НРА качественно обновило методики по оценке надежности и качества услуг профессиональных участников рынка ценных бумаг, кредитные методологии.

Сейчас рейтинги НРА используются участниками рынка инвестиций как один из важных критериев оценки эффективности ведения бизнеса, рисков, а также являются инструментом повышения прозрачности российского финансового рынка в соответствии со Стратегией развития финансового рынка Банка России на 2019-2021 гг.

«Национальное Рейтинговое Агентство — это профессиональная команда аналитиков. Наша цель — развитие отрасли рейтинговых услуг в России. Надеемся, что накопленный нами опыт позволит создавать объективные рейтинги и предоставлять комфортные условия работы всем нашим клиентам и партнерам» — президент НРА Виктор Четвериков.

При оценке инвестиционной привлекательности региона Агентство учитывает обеспеченность природными ресурсами и выигрышность географического положения субъектов, их трудовые ресурсы, развитость инфраструктуры, потенциал внутреннего спроса, стабильность социально-политической среды, а также финансовое положение.

Методология оценки

Инвестиционная привлекательность региона определяется с учетом совокупности факторов, влияющих на целесообразность, эффективность и уровень инвестиционных рисков на территории каждого из регионов. Эти факторы являются активным фоном для всех инвестиционных проектов, влияют на риск и доходность данных проектов. Каждый из принимаемых в расчет факторов может быть оценен с помощью специального набора показателей. Агентство рассматривает семь ключевых факторов региональной инвестиционной привлекательности.

Факторы региональной инвестиционной привлекательности

1. Географическое положение и природные ресурсы: удобство географического положения региона, наличие в регионе основных видов природных ресурсов (в том числе топливно-энергетических), уровень загрязнения окружающей среды, возможности очистки стоков и переработки отходов производства, энергоемкость региональной экономики.

2. Трудовые ресурсы региона: основные характеристики трудовых ресурсов региона, в том числе численность экономически активного населения, уровень занятости и безработицы, объем предложения квалифицированной рабочей силы, а также производительность труда.

3. Региональная инфраструктура: уровень развития и доступности как «жесткой», так и «мягкой» инфраструктуры. В понятие «жесткой» инфраструктуры включается транспортная, энергетическая, телекоммуникационная, жилищная инфраструктура. «Мягкая» инфраструктура включает в себя несколько составляющих, из которых с точки зрения инвестиционной привлекательности наибольшее значение имеет финансовая инфраструктура.

4. Внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса): уровень развития внутреннего рынка региона (в том числе масштабы секторов розничной торговли и платных услуг), располагаемые доходы и покупательная способность населения региона.

5. Производственный потенциал региональной экономики: совокупные результаты и особенности экономической деятельности предприятий, работающих в регионе (объем и динамика производства, размер активов, их качество и эффективность их использования), отраслевая структура региональной экономики, уровень развития инновационных отраслей.

6. Институциональная среда и социально-политическая стабильность: экспертная оценка эффективности регионального законодательства, регулирующего взаимодействие органов власти и инвесторов, экспертная оценка благоприятности регионального налогового законодательства (наличие налоговых льгот и возможности их получения), уровень социальной и криминальной напряженности в регионе.

7. Устойчивость регионального бюджета и предприятий региона: состояние государственных финансов в регионе (сумма налоговых поступлений, сбалансированность бюджета, региональный государственный долг), а также аналитическая оценка положения предприятий региона (прибыльность/убыточность фирм, состояние кредиторской и дебиторской задолженности организаций, наличие инвестиционных ресурсов).

Показатели

Для оценки перечисленных семи факторов инвестиционной привлекательности использовался набор из 56 показателей. Их можно разделить на три основные группы:

1. Статистические показатели традиционно используются для оценки большинства факторов инвестиционной привлекательности регионов. Источником данных для таких показателей являются официальные публикации статистических органов, а также федеральных органов власти. В методологии НРА используются данные, предоставленные Росстатом, Банком России, Министерством финансов, Министерством экономического развития, Министерством связи и массовых коммуникаций, Министерством природных ресурсов и экологии, Генеральной прокуратурой.

Читайте также:  Как узнать окупаемость товара

2. Опросы предпринимательского сообщества позволяют оценить показатели инвестиционной привлекательности, не измеряемые количественно. В методологии НРА используются результаты опросов, проводимых Росстатом в рамках обследования инвестиционной активности организаций, а также другими организациями, в числе которых Агентство стратегических инициатив и ведущие деловые ассоциации.

3. Экспертные оценки применяются при изучении факторов инвестиционной привлекательности региона, статистика по которым не ведется или не публикуется в открытом доступе. В методологии НРА экспертные мнения используются для оценки ресурсного потенциала региона, качества институциональной среды и уровня социально-политической стабильности. Экспертные оценки выставляются аналитиками НРА и независимыми экспертами с помощью стандартизированной балльной шкалы.

При разработке методологии оценки инвестиционной привлекательности регионов был проведен опрос экспертов — представителей инвестиционного и научного сообщества (специалистов в области прямых и портфельных инвестиций, имеющих опыт работы с инвестиционными проектами в российских регионах). Целью опроса было определение относительной значимости отдельных факторов в итоговой оценке инвестиционной привлекательности. По результатам опроса факторам инвестиционной привлекательности регионов были присвоены веса, которые для обеспечения сопоставимости результатов в дальнейшем не изменялись.

Процедура оценки

Оценка уровня инвестиционной привлекательности регионов включает в себя несколько этапов:

1. Сбор данных по каждому из 56 показателей для всех 85 регионов России, рассматриваемых в рамках исследования. Исходные статистические, опросные и экспертные показатели преобразовываются в расчетные индикаторы на основе соотнесения значения показателя каждого региона с минимальным, максимальным и средним значениями среди всех рассматриваемых субъектов.

2. С использованием экспертных весов рассчитаны агрегированные оценки всех факторов инвестиционной привлекательности, а также интегральный индекс инвестиционной привлекательности для каждого региона.

3. На основе кластерного анализа и выделения пороговых значений индекса производится распределение регионов по трем укрупненным категориям и девяти группам инвестиционной привлекательности.

Шкала уровней инвестиционной привлекательности регионов

Уровень инвестиционной привлекательности региона присваивается по специальной шкале, разделенной на три большие категории, внутри каждой из которых выделяются три подуровня:

Категория «Высокий уровень инвестиционной привлекательности»
Группа IC1: высокая инвестиционная привлекательность — первый уровень
Группа IC2: высокая инвестиционная привлекательность — второй уровень
Группа IC3: высокая инвестиционная привлекательность — третий уровень

Категория «Средний уровень инвестиционной привлекательности»
Группа IC4: средняя инвестиционная привлекательность — первый уровень
Группа IC5: средняя инвестиционная привлекательность — второй уровень
Группа IC6: средняя инвестиционная привлекательность — третий уровень

Категория «Умеренный уровень инвестиционной привлекательности»
Группа IC7: умеренная инвестиционная привлекательность — первый уровень
Группа IC8: умеренная инвестиционная привлекательность — второй уровень
Группа IC9: умеренная инвестиционная привлекательность — третий уровень

Источник

Национальное Рейтинговое Агентство

Национальное Рейтинговое Агентство (НРА) — одно из старейших российских рейтинговых агентств. Осуществляет свою деятельность с 2002 года, когда начинало свой путь как экспериментальный рейтинговый проект в рамках саморегулируемой организации. С 2004 года агентство развивается самостоятельно под брендом «Национальное Рейтинговое Агентство».

В сентябре 2010 года НРА в числе первых рейтинговых агентств прошло аккредитацию при Министерстве финансов. C 12 сентября 2019 года входит в Реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России. Присваивает кредитные рейтинги страховым компаниям и организациям нефинансового сектора, а также некредитные рейтинги (надежности и качества услуг) негосударственным пенсионным фондам (НПФ), управляющим компаниям, инвестиционным компаниям, регистраторам и депозитариям.

Шкала рейтингов НРА

«AAA» — наивысшая степень кредитоспособности / финансовой устойчивости. Соответствует кредитоспособности финансовых обязательств Правительства Российской Федерации. Способность своевременно и полностью выполнять свои финансовые обязательства при минимальной чувствительности к изменениям экономической конъюнктуры, операционной, финансовой и регуляторной среды.

«AA+», «AA», «AA-» — высокая степень кредитоспособности / финансовой устойчивости. Способность своевременно и полностью выполнять финансовые обязательства при очень низкой чувствительности к изменениям экономической конъюнктуры, операционной, финансовой и регуляторной среды.

«A+», «A», «A-» — умеренно высокая степень кредитоспособности / финансовой устойчивости. Способность своевременно и полностью выполнять финансовые обязательства, при низкой чувствительности к изменениям экономической конъюнктуры операционной, финансовой и регуляторной среды.

Читайте также:  Сектор услуг для инвестиции

«BBB+», «BBB», «BBB-» — средняя степень кредитоспособности / финансовой устойчивости. Способность своевременно и полностью выполнять финансовые обязательства оценивается как достаточная, однако существенные неблагоприятные изменения экономической конъюнктуры, операционной и/или регуляторной среды, могут привести к ее ухудшению.

«BB+», «BB», «BB-» — умеренно низкая степень кредитоспособности / финансовой устойчивости. Способность своевременно и полностью выполнять финансовые обязательства оценивается как приемлемая, однако незначительные неблагоприятные изменения экономической конъюнктуры, операционной и/или регуляторной среды с высокой вероятностью приведут к ее ухудшению.

«B+», «B», «B-» — низкая степень кредитоспособности / финансовой устойчивости. Финансовые обязательства в высокой степени подвержены риску неисполнения; способность исполнять обязательства зависит от того, насколько благоприятной будет рыночная и экономическая конъюнктура, в случае ее неблагоприятных изменений вероятность невыполнения финансовых обязательств оценивается как высокая.

«CCC» — недостаточная степень кредитоспособности / финансовой устойчивости. Высокая чувствительность к воздействию неблагоприятных изменений экономической конъюнктуры, операционной и/или регуляторной среды, которые практически неизбежно приведут к ухудшению способности исполнять свои финансовые обязательства.

«CC» — очень низкая степень кредитоспособности / финансовой устойчивости. Уровень риска оценивается как крайне высокий. В случае отсутствия существенных благоприятных для рейтингуемого лица изменений условий ведения деятельности, вероятность неисполнения финансовых обязательств оценивается как очень высокая.

«С» — критически низкая степень кредитоспособности / финансовой устойчивости. Уровень риска оценивается как максимальный. Вероятность неисполнения финансовых обязательств оценивается как крайне высокая.

Источник

РЕЗЮМЕ

Очередной ежегодный рейтинг инвестпривлекательности регионов, подготовленный агентством RAEX, показывает, что в мировой пандемический кризис субъекты РФ вступили с нарастающими инвестиционными рисками. Основная, если не единственная надежда для многих территорий перед лицом наступающего социально-экономического шторма – поддержка со стороны федерального бюджета.

Бюджетный вариант

Перелом в траектории развития инвестиционных рисков на уровне регионов наметился еще по итогам прошлого рейтинга – после двух лет снижения основные составляющие интегрального инвестриска сначала замерли, а теперь, как следует уже из самого последнего рейтинга, стали нарастать. И это несмотря на то, что ряд статпоказателей по итогам 2019 года были относительно неплохими: доля регионов, где инвестиции в основной капитал падали, уменьшилась (41% против 45% годом ранее), а объем самих капвложений продемонстрировал рост – с 4,3% по итогам 2018-го до 5,4% в 2019 г.

Назревающие негативные тенденции вырвались на поверхность немногим позже – за первую половину нынешнего года инвестиции рухнули на 4% (падение показателя отмечено почти в половине субъектов федерации). Спад оказался бы еще заметнее, если б не спешная реализация федеральными властями пакета антикризисных мер – по оценке Минэкономразвития, рост капитальных расходов консолидированного бюджета в январе–августе составил 34,8%.

Самым ярким примером влияния казенных денег на социально-экономическое положение региона в нынешнем рейтинге продемонстрировал город федерального подчинения Севастополь, улучшивший свое место в списке по интегральному риску сразу на 7 позиций (с 55 места в прошлом рейтинге до 48 в нынешнем). Такой рывок легко объясним: компактная территория с небольшим населением уже который год выступает получателем огромных по местным меркам сумм из Центра: только за прошлый год по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» было выделено свыше 141 млрд рублей. Реализация программы продолжается, и, нетрудно предположить, именно она станет основным демпфером, который поможет причерноморской муниципии сравнительно безболезненно пережить 10%-ный (индекс промышленного производства в Севастополе за январь-сентября 2020 г. составил 72% к такому периоду прошлого года, за январь-июнь 2020 – 79%, то есть спад больше 20%) спад промпроизводства, зафиксированный Росстатом по итогам первой половины нынешнего года. Другой пример заметного снижения уровня инвестриска в рейтинге связан, что также логично, с углеводородами: улучшение на 7 позиций у Ямало-Ненецкого АО (с 36 позиции на 29) объясняется достигнутой в прошлом году стабилизаций на мировом рынке нефти и газа, поступления от добычи которых служат основным источником развития местной экономики.

Мало не покажется

Впрочем, приведенные примеры лишь подсвечивают общую безрадостную картину. По ряду ключевых показателей, принимаемых для оценки положения дел в регионах, ситуация развивается пессимистично – причем фронтально. По данным Росстата, доля территорий, где наблюдается падение доходов населения, с 27% в 2019 году подскочила до 95% по итогам второго квартала года нынешнего (см. график 2), а в целом за 2020 год МЭР ожидает снижения реальных располагаемых доходов на 3,0%.

Читайте также:  Капитальный ремонт это инвестиции или нет

Это неизбежно привело к провалу в обороте розничной торговли за январь-сентябрь 2020 г. почти на 5% (см. график 3) – указанная тенденция характерна для 85% регионов.

На фоне карантинных ограничений произошел рост безработицы. За апрель-июнь 2020 года ее уровень увеличился до 6,0% (против 4,6% за аналогичный период прошлого года). Особенно выпукло проблема занятости проявляется в сфере малого и среднего бизнеса – оказанная федеральным и региональными властями поддержка в данном секторе помогает, конечно, несколько снизить остроту проблемы, но не способна полностью нивелировать последствия локдауна для наиболее уязвимого сегмента предпринимательской деятельности. Можно с уверенностью спрогнозировать, что удар по МСБ скажется на показателях в рейтинге тех регионов, где малый бизнес наиболее развит и в нем занято заметная доля населения. А это в первую очередь мегаполисы – в Петербург (2 место по интегральному риску в нынешнем списке) число предприятий МСБ на 1000 человек населения составляло по итогам 2019 г. 42,5, в Москве (6 место по интегральному риску) – 41,7. Конечно, преувеличивать влияние «малой экономики» на города-миллионники не стоит, но падение занятости в секторе, следовательно, снижение доходов у этой части населения неизбежно скажется и на общей ситуации в столицах. Что уж говорить про регионы вроде Самарской области, также входящей в топ-10 по числу предприятий МСБ на 1000 чел., — здесь влияние кризиса через низовую экономику будет только усиливаться, способствуя, можно предположить, дальнейшему ухудшению уровня инвестиционного риска (в нынешнем рейтинге область опустилась на 4 позиции в списке, заняв 17 место).

Жизнь взаймы

Ухудшение состояния дел с экономикой на уровне регионов фиксируют и другие показатели, главный из которых – снижение ВВП, которое, по данным Росстата, во втором квартале 2020 г. составило 8,0% (год к году). Причем это падение затронуло практически все регионы, значимые с точки зрения вклада в российскую экономику. Ведь из 85 субъектов РФ более половины (52%) валового внутреннего продукта формируют всего 10, а именно: Москва (6 место по интегральному риску в нынешнем рейтинге) и Санкт-Петербург (2 место), Московская (1 место) и Свердловская области (16 место), Ханты-Мансийский (19) и Ямало-Ненецкий (29) автономные округа, Краснодарский (9) и Красноярский (36) края, республики Татарстан (7) и Башкортостан (23). Перечисленные регионы закономерно занимают верхние строчки в нашем рейтинге по потенциалу (см. таблицу 3), т.е. доле на общероссийском рынке. Но даже они вынуждены для смягчения последствий кризиса и карантинных ограничений прибегать к заимствованиям и рассчитывать на поддержку из центра. К примеру, даже в сравнительно спокойном (на нынешнем фоне) 2019 году такие экономические гиганты, как Подмосковье, Свердловская область и Башкирия входили в топ-10 регионов по дефициту консолидированного регионального бюджета с показателями соответственно 9,1%, 6,4% и 4,3% превышения расходов над собственными доходами.

Указанная тенденция только нарастает. По данным Минфина, за 10 месяцев текущего года объем государственного долга субъектов РФ вырос более чем на 100 млрд. рублей, при этом половина регионов показала прирост объема задолженности перед федеральным бюджетом. В целом за январь-октябрь текущего года объем межбюджетных трансфертов вырос на 57,3% к аналогичному прошлогоднему периоду.

Понятно, что такие изменения в неизбежно ведут к усилению контроля за региональными бюджетами, которое выразилось в принятие президентом решения о личной ответственности министра финансов за исполнение региональных бюджетов. Пока это временная мера, но в условиях нарастающего кризиса она может стать и постоянной. А т.к. в нынешних условиях «лишние», в том числе инвестиционные ресурсы есть только у федерального центра, то его роль в формировании инвестпривлекательности регионов в очередной раз возрастет.

График. Инвестиционный рейтинг российских регионов 2020 год

Источник: RAEX (РАЭКС-Аналитика)

Условные обозначения

Источник

Оцените статью