Национален план за инвестиции

Игры с государством: как частному инвестору заработать на нацпроектах

Правительство России опубликовало довольно подробный план реализации майского указа президента Владимира Путина — по сути, это перечень мероприятий в рамках 13 крупных национальных проектов на общую сумму 25,7 трлн рублей до 2024 года. То есть речь идет примерно о 5,1 трлн рублей в год, или около 67 000 рублей в год на каждого из 76 млн (по данным Росстата) работающих россиян, а это около двух средних месячных зарплат.

Деньги, согласитесь, немалые. Поэтому возникает логичный вопрос: а могут ли обычные граждане как-то заработать на реализации этих грандиозных планов. Речь о том, чтобы заработать непосредственно, а не получить предполагаемые общие блага в виде улучшения качества окружающей среды, уровня образования, здравоохранения и прочего.

На первый взгляд, это практически нереально. Да, предусмотрены масштабные инфраструктурные проекты, но, увы, в России нет эффективных механизмов участия в них частных инвесторов. И судя по тому, например, как долго идет дискуссия о необходимости выпуска тех же инфраструктурных облигаций для частных инвесторов, такие механизмы в ближайшее время не появятся. Есть ощущение, что российские власти в этом просто не особенно заинтересованы, предпочитая не создавать инфраструктуру рынка, а строить модель «роста сверху»: инвестировать бюджетные средства либо точечно работать с крупнейшими инвесторами, которых в народе называют не совсем корректным термином «олигархи».

Между тем прямой путь вложений не значит единственный. Подобные масштабные программы хороши тем, что имеют свойство по большей части реализовываться, пусть и за счет мощного финансового и административного ресурса государства. А значит, частный инвестор имеет все шансы заработать за счет косвенных эффектов от их реализации. Важно только научиться анализировать планы властей и их последствия.

Разумеется, я не собираюсь сейчас разбирать с этой точки зрения все презентованные национальные проекты — это тема слишком объемного материала, если не докторской диссертации. Но приведу пару простых примеров.

Возьмем, скажем, раздел «Жилье и городская среда». Пункт №1— обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, в том числе за счет повышения доступности ипотеки. Предполагается, что средний уровень ставки по ипотечному кредиту упадет с 10,6% годовых в 2018 году до 7,9% годовых к 2024 году. При этом бюджет соответствующего подраздела нацпроекта нулевой, то есть никаких дотаций или субсидирования процентных ставок не будет, они должны прийти к такому значению рыночным путем. Очевидно, что это может произойти только в случае серьезного падения ставок по всем рыночным финансовым инструментам.

Смогут этого добиться монетарные власти? Гарантий в 100%, конечно, никто не даст, но в принципе это вполне возможно — было бы желание. В 2016-2018 годах Центробанк уже продемонстрировал, что в условиях фактической заморозки зарплат и социальных расходов бюджета он способен весьма эффективно бороться с инфляцией и инициировать продолжительные циклы снижения ставок в экономике. Как говорится, можно повторить.

В таких условиях совершенно очевидна и стратегия инвестора: нужно покупать рублевые облигации длительных сроков обращения. Это может быть как долгосрочная стратегия — с идеей зафиксировать высокую доходность вложений, пока ставки еще не пошли вниз, так и среднесрочная — с идеей продать бумаги, когда ставки упадут и облигации, соответственно, подорожают.

Еще один интересный национальный проект — «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Его пятилетний бюджет составляет 4,78 трлн рублей, из которых 4,44 трлн планируется потратить непосредственно на строительство и улучшение дорог, в первую очередь региональных (крупные федеральные магистрали, судя по всему, проходят по другому нацпроекту).

Но развитие дорожной сети — это практически всегда подорожание недвижимости в соответствующих районах как за счет улучшения транспортной доступности, так и за счет повышения бизнес-активности в целом. Я, если честно, не совсем разделяю маниакальную страсть россиян к инвестициям в жилую недвижимость и земельные участки, но если уж вкладываться, то в объекты в подобных перспективных районах. Их перечень, правда, в презентации правительства не детализирован, так что инвесторам придется отслеживать появление и принятие соответствующих документов на региональном уровне.

Читайте также:  Инструменты для личных инвестиций

Аналогичная ситуация и c нацпроектом по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры, на реализацию которого планируется направить 6,35 трлн рублей. Это не только автомагистрали, но и железнодорожное сообщение, инфраструктура водного транспорта, региональная авиация. Название самой крупной (1,71 трлн рублей) статьи расходов говорит само за себя — «Коммуникации между центрами экономического роста». Мировая практика показывает, что улучшение коммуникаций между крупными агломерациями приводит к резкому ускорению их развития со всеми вытекающими последствиями, включая рост цен на недвижимость.

Не нравится недвижимость и предпочитаете что-то более ликвидное? Нет проблем: бенефициарами экономического роста являются не только собственники жилья. Можно, например, обратить внимание на акции региональных электроэнергетических компаний. Активизация местного бизнеса для них автоматически означает рост выручки и улучшение иных финансовых показателей.

Главное, что следует понимать: можно (и нужно) критически подходить к экономическим инициативам и планам властей, обсуждать их, одобрять их или не одобрять — это всегда на пользу обществу. Но нельзя при этом забывать, что, вне зависимости от того, нравится вам или не нравится какая-либо экономическая программа, она, как правило дает лично вам шанс заработать как частному инвестору. Надо лишь начать внимательно следить за событиями и анализировать последствия принимаемых властями решений.

Источник

Национален план за инвестиции

Одной из важнейших задач Минэкономразвития России является содействие привлечению инвестиций в российскую экономику.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан и реализуется План действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 процентов их доли в валовом внутреннем продукте, а также по созданию условий для их привлечения.

Актуальность задачи обусловлена необходимостью технологической модернизации производств, разработки инновационной и конкурентоспособной на мировом рынке продукции, увеличения несырьевого неэнергетического экспорта. Привлечение инвестиций также направлено на получение новых технологий и результатов НИОКР (участие в совместных НИОКР, получение прав на ключевые результаты интеллектуальной деятельности и создание собственных результатов интеллектуальной деятельности), получение доступа на зарубежные рынки, создание новых высокотехнологичных рабочих мест и повышение квалификации персонала. Результатом реализации задачи привлечения инвестиций является создание и модернизация отечественных производств, встроенных в цепочки добавленной стоимости на мировом рынке и имеющих научно-технический задел для проведения НИОКР.

Особое внимание уделяется созданию прозрачных условий для бизнеса (в части создания условий для честной конкуренции, прав собственности, стабильности финансово-банковской системы, отсутствия административных барьеров, справедливого антимонопольного регулирования), проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации (в том числе в сфере промышленности и инфраструктуры), популяризации информации как о российских перспективных инвестиционных проектах, так и о реализуемых на территории Российской Федерации мерах, направленных на стимулирование реализации инвестиционных проектов по созданию новых высокотехнологических производств конкурентоспособной на мировых рынках продукции.

Источник

Инвестиции требуют озеленения

В преддверии саммита стран G7 в Великобритании крупнейшие мировые инвестиционные компании направили их лидерам письмо о необходимости ускорить сокращение выбросов парниковых газов. Повышенные обязательства также сделают национальную экономику более привлекательной для инвестиций, считают они.

Почти полсотни инвесторов, в совокупности контролирующих активы стоимостью $41 трлн, призвали мировых лидеров установить более амбициозные цели по сокращению выбросов парниковых газов и прекратить поддержку производителей ископаемого топлива. Они направили соответствующее письмо главам государств перед саммитом лидеров G7, который начнется в пятницу в Великобритании. Глобальное потепление заявлено главной темой предстоящего саммита.

В этом документе инвесторы предлагают правительствам взять на себя обязательство по достижению нулевого объема выбросов к середине века, а к 2030 году скорректировать планы по сокращению с тем, чтобы температура на планете не увеличилась более чем на полтора градуса. По их словам, страны, которые быстрее других внедряют экологически чистое топливо, также оказываются более привлекательными для инвесторов.

Читайте также:  Задачи финансовой политики обеспечение условий для привлечения инвестиций

« Полное выполнение Парижского соглашения создаст значительные инвестиционные возможности в чистых технологиях, зеленой инфраструктуре и других активах, продуктах и услугах, необходимых в новой экономике»,— отмечают инвесторы.

Среди других предложений инвесторов — включить меры по сокращению объема выбросов в национальные планы восстановления экономики и внедрить обязательство публиковать финансовую отчетность по правительственным действиям в этой сфере.

Как отмечает генеральный директор Группы институциональных инвесторов по изменению климата Стефани Пфайер, «ведущие мировые инвесторы ожидают, что правительства продемонстрируют свою приверженность борьбе с климатическим кризисом». «Те, кто проигрывает, будут все больше и больше останавливаться позади, поскольку гонка за чистое будущее набирает обороты»,— отметила она.

Источник

Мишустин анонсировал выделение на реализацию единого нацплана ₽39 трлн

За три года на реализацию в России единого национального плана будет выделено 39 трлн руб., заявил в среду на совместном заседании Госсовета и Совета по стратегическому развитию и нацпроектам глава правительства Михаил Мишустин.

«На реализацию единого плана выделяются серьезные ресурсы: в следующие три года — более 39 трлн руб., или около 13 трлн руб. в год. Для сравнения: ежегодная стоимость всех нацпроектов — всего около 2 трлн руб.», — сказал премьер-министр (трансляцию заседания вел телеканал «Россия 24»).

Мишустин особо отметил, что большая часть общей суммы будет выделена на два направления — социальные программы, в том числе сохранения здоровья людей, и развитие экономики.

«То есть, по сути, на поддержку наших граждан через обеспечение их занятости и доходов», — пояснил премьер-министр.

По словам главы правительства, единый план описывает логику достижения каждой из национальных целей и станет «основным навигатором по запланированным мероприятиям». План определяет сферы ответственности для всех федеральных ведомств и органов власти в регионах и «ставит конкретные задачи, где каждый шаг способствует достижению общего результата, прежде всего повышению уровня жизни людей», добавил Мишустин.

В ходе того же заседания президент Владимир Путин призвал правительство ставить на предстоящие годы «амбициозные задачи».

«Но хочу сразу оговориться: не только постановки таких задач, само по себе не так сложно сформулировать эти задачи, но прежде всего все мы, весь народ Российской Федерации ждет масштабных достижений от этой работы, ощутимых результатов, реальных позитивных изменений в жизни наших граждан», — добавил глава государства.

Источник

События года 2019

Финансы

Страхование

Потребительский рынок

Энергетика

Транспорт

Здравоохранение

Технологии

Бизнес

Недвижимость

Образование

Национальные инвестиционные платформы способны привлечь в экономику страны триллионы рублей

Краудфандинг, или «народное финансирование» (от английских слов сrowd — «толпа» и funding — «финансирование»), на практике существует в нашей стране уже не первый год. Так называют привлечение средств для реализации проектов или развития бизнеса с помощью интернет-площадки в роли инвестплатформы. С помощью краудфандинга, например, собирают средства на создание памятников, выпуск кинофильмов или дисков, на помощь пострадавшим от стихийных бедствий и другие благотворительные проекты и т.д.

Но возможности этого инструмента гораздо шире, в мире он используется как один из перспективных способов инвестирования бизнеса разного рода, поэтому его масштабы быстро растут. Развивается он и в нашей стране. Если в 2016 году этот рынок составил 6,2 миллиарда рублей, то в 2017-м он уже достиг 11,2 миллиарда рублей. За 2018 год, по оценкам Центробанка РФ, объем рынка краудфандинга увеличился еще на 34 процента, превысив 15,2 миллиарда рублей. Согласно прогнозу ЦБ РФ, через пять лет объем сделок на рынке краудфандинга вырастет до триллиона рублей в год.

До сих пор эта деятельность законом не регулировалась, что, конечно, было препятствием для более широкого использования краудфандинга в целях инвестирования. Теперь эти возможности появились. Согласно закону, движение безналичных денежных средств в виде инвестиций происходит в рамках специальных инвестиционных платформ в Интернете на основе соответствующих договоров. Привлекать инвестиции могут организации или индивидуальные предприниматели, которым организатор инвестиционной платформы оказывает услуги по привлечению инвестиций. Инвесторами могут быть как юридические, так и физические лица, которым оказывается соответствующее содействие. Инвестирование может осуществляться тремя способами: предоставление займов, приобретение ценных бумаг или утилитарных цифровых прав.

Читайте также:  Запреты для госслужащих инвестиции

Внедрение цифровых технологий во все сферы жизни обуславливает рост популярности платформенных бизнес-решений. Эта тенденция охватила и финансовую отрасль. В последние 5 лет и здесь быстро растет интерес к различным крауд-способам привлечения денег. Это может быть краудинвестинг — привлечение средств микроинвесторов в стартапы и предприятия малого бизнеса. Или краудфандинг — продажа малых долей предприятия широкому кругу людей. Популярны также такие формы, как краудфакторинг — финансирование микроинвесторами договоров с отсрочкой платежа и лендинг — финансирование компании в виде «займа от народа». И все эти действия реализуются через инвестиционные платформы. Эксперты утверждают, что рост их популярности в России гарантирован на несколько ближайших лет.

Инвестиционные платформы быстро развиваются в силу объективных экономических причин. Во-первых, регулярное повторение финансовых кризисов, как в конкретной стране, так и глобальных масштабах, приводит к тому, что люди опасаются хранить свои сбережения в банках. Население теряет доверие к банковской системе в целом. Так, по некоторым данным, на руках у граждан России сейчас скопилось около 15 триллионов рублей, которые можно было бы привлечь в экономику страны. Во-вторых, во всем мире непрерывно снижаются процентные ставки по депозитам, в некоторых случаях даже до минусовых показателей. В итоге доходность депозитов падает, и люди либо более активно тратят свои деньги, либо ищут новые инструменты для их сохранения и преумножения. Многие в результате приходят к инвестиционным платформам и используют их как способ обеспечить достаточную доходность собственных средств, инвестируя их в уставной капитал интересующих их фирм, выдавая ссуды физическим лицам и организациям. Это стимулирует реальный сектор экономики, помогает развитию стартапов, реализации различных проектов. Причем инвестор может принимать участие в отборе перспективных проектов, в которые он намерен вложить свои средства, получает полную информацию о сборе денег и их вложении, а затем — дивиденды с полученной прибыли.

Еще одной причиной развития этого инструмента стали жесткие условия кредитования юридических лиц. Получение займа в коммерческом банке для многих компаний превращается в нереальную задачу. Выходом становится обращение на инвестиционную площадку, где можно получить требующиеся средства у частных инвесторов.

В таком финансовом институте нуждаются и сами банковские учреждения. Он позволяет им наращивать свой кредитный портфель. Причем банки получают две возможности: либо создавать собственную платформу, либо использовать существующие для выдачи ссуд предприятиям, не отвечающим строгим требованиям Центробанка России.

Сегодня в России действует уже около полусотни инвестиционных платформ. Одна из наиболее опытных — Национальная инвестиционная платформа, чей опыт в краудфинансировании составляет более двух лет. Председателем экспертного совета проекта является председатель Совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике, кандидат экономических и кандидат юридических наук Владимир Гамза, а председателем совета директоров — директор Центра компетенций цифровой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова Сергей Безделов. Оба они обладают большим опытом в «цифровом мире». Владимир Гамза является известным специалистом в области финансов. Кроме того, на «Национальной инвестиционной платформе» можно привлекать и возможности ТПП РФ, обеспечивая масштабирование процесса краудфандинга. Центр компетенций цифровой экономики РЭУ им. Г. В. Плеханова, возглавляемый Сергеем Безделовым, проводит программы по повышению уровня цифровой грамотности населения. Так, в ноябре 2019 года, в рамках национального проекта «Цифровая экономика» он реализовал программу дополнительного образования «Управление, основанное на данных (Chief Data Officer)». Опыт этих специалистов и их команды необходим тем, кто задумывается об использовании такого перспективного инструмента финансирования, как инвестплатформа.

Источник

Оцените статью