Международный журнал
гуманитарных и естественных наук
Гребенникова, В. А. Налоговый механизм стимулирования инвестиций / В. А. Гребенникова, Я. В. Сушко. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 144-147.
НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
В.А. Гребенникова, канд. экон . наук, доцент
Я.В. Сушко, студент
Кубанский государ ственный университет
( Россия, г . Краснодар)
Аннотация . Цель исследования – охарактеризовать специфику стимулирования инв е стиций с помощью налогового механизма. Рассматривается воздействие налогового м е ханизма на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в современной кр и зисной экономической ситуации.
Ключевые слова: инвестиции, налоговый механизм, воздействие налоговых инстр у ментов на инвестиционную активность, инвестиционная деятельность, финансовый р ы нок.
В современных условиях развити я эк о номической системы ученые- экономисты ставят перед собой важную цель – достичь таких уровней привлечения инвестиций, при которых возрастал бы объем прои з водства, конкурентоспособность выпу с каемой продукции, что впоследствии мо г ло бы значительно улучшить благососто я ние страны и населения.
Финансовые накопления экономич е ских агентов (не считая финансовые сб е режения самого государства) позволяют в достаточной мере профинансировать и н вестиции в капитал. Но, к сожалению, данные возможности продолжают ост а ваться потенциальными, для их примен е ния на практике необходимо воспольз о ваться рядом различных налоговых, кр е дитных, фискальных и других механизмов. Так, применение налогового механизма является наиболее актуальным, важным и приоритетным направлением в проблеме стимулирования инвестиционного проце с са.
Актуальность изучения проблемы ст и мулирования инвестиций с помощью н а логового механизма также обуславливае т ся тем, что в условиях турбулентности экономики страны, повышается роль нал о гов в процессе оказания поддержки и ст и мулирования деятельности предприним а телей.
Налоговый механизм – это совоку п ность способов и правил налоговых отн о шений, с помощью которых обеспечив а ются достижения целей налоговой пол и тики [1].
Система налогового механизма напра в лена на удержание и закрепление баланса между регулирующей и фискальной фун к циями налогов, при этом проявляясь в в и де специальных налоговых режимов, и з менения сроков погашения налога, и нак о нец, в форме налоговых льгот, которые являются одной из самых актуальных и эффективных мер по стимулированию и н вестиций.
Следует отметить, что вся совокупность налоговых льгот может быть рассмотрена как элемент целостной системы налогов о го регулирования, включающая в себя ра з личные формы, инструменты и виды, ст и мулирующие увеличение (только при строгом требовании наличия равных усл о вий) прибыли субъектов экономики, пр и рост объемов их собственных финансовых ресурсов.
Налоговый стимул – это способ возде й ствия посредством применения правовых норм на налогоплательщика с целью его побуждения к правомерным действиям как в области налогообложения, так и в других сферах общественной жизни (инвестиц и онной, экономической и т.д.) [5].
Необходимо выделить следующие эл е менты налоговых стимулов, которые с о средоточены на ослаблении денежных обязательств хозяйствующих субъектов перед государством и всей экономической системой:
– освобождение некоторых видов нал о гоплательщиков от уплаты налога в теч е ние обусловленного периода времени;
– полное или частичное освобождение объекта от налогообложения;
– льготы, предоставляемые с помощью уменьшения налоговой базы (вычеты, скидки) и установлен ия пониженной нал о говой ставки.
В целом, особенность использования налоговых стимулов связана с возможн о стью и способностями государственного сектора стимулировать интерес налогопл а тельщиков с большей степенью энтузиа з ма действовать в интересах всего общества и, естественно, непосредственно для него лично.
Необходимо отметить, что льготы, пр е доставляющиеся для стимулирования вложений в экономику, являются прич и ной эффекта системы государственного бюджетирования. В основном, налоговые послабления часто являются причиной н е допулучения доходов бюджетов всех уровней, в последствии уменьшая эффе к тивность фискальной функции налога. О д нако, налоговым льготам, стимулирующим инвестиционную деятельность, подобное «правило» свойственно только в кратк о срочном периоде, впоследствии, после достижения эффективности механизма, результаты инвестирования являются фа к тором положительного роста производ и тельности труда экономического агента, что увеличивает размер налоговых отчи с лений, и в итоге возмещает все затраты бюджета в достаточной мере.
Стимулирование инвестиционной а к тивности во многом определяется эффе к тивностью применения налогового мех а низма в государстве, и зависит во многом от решений, принимаемых Правительс т вом на стадии разработки налоговой пол и тики.
С начала 2016 года Правительством Российской Федерации были введены и приняты к исполнению следующие нал о говые льготы:
1. Предоставление субъекту РФ права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет [4]. Предполагалось, что средства, с э кономленные при использовании данной налоговой льготы, смогут полностью покрыть все расходы, связанные с капиталовложением.
2. Предоставление субъектам Росси й ской Федерации права устанавливать для впервые зарегистрированных индивид у альных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в прои з водственной, социальной и научной сф е рах, «налоговые каникулы» в виде налог о вой ставки в размере 0 % , которые будут действовать в 2015 — 2018 г г. [4]. Данная мера позволит снизить налоговое давление на менее развитые сферы деятельности, тем самым даст толчок к их продвижению, укреплению и как следствие экономич е скому развитию.
3. Субъектам Российской Федерации предоставлено право установления огр а ничения на применение налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде предел ь ного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей [4]. Пр е доставление льгот и поощрений допуск а ется только малым и менее развитым предприятиям, чтобы избежать дефицита в федеральном бюджете и бюджетах суб ъ ектов Российской Федерации
Таким образом, большинство отраслей экономки РФ, для которых в ближайшей перспективе нет предпосылок достижения мирового лидерства, развиваются посре д ством использования введенных налог о вых льгот и упрощенного таможенного режима ввоза необходимого оборудов а ния [6].
В качестве вопроса о налоговых льготах 31 июля 2017 года в РФ Госдумой был рассмотрен законопроект об инв естиционной льготе, касающийся вложений средств в модернизацию, покупку и реконстру к цию производства, который будет прим е нен с 0 1. 0 1.2018 – 31.12.2027 гг. Данные расходы будут сп о собствовать сокращ е нию самого налога на прибыль. При выб о ре рассматриваемой льготы инвестор будет напрямую пон и жать сам налог на прибыль на материал и зованные инвестиции. Из региональной доли налога можно будет вычесть до 90 % этих затрат, оставшиеся 10 % из федерал ь ного налога. Следовательно, регионы, принявшие решение об использовании данной льготы, дают нал о гоплательщикам возможность выбора – воспользоваться естественным механи з мом амортизации или вычитать расходы на инвестиции н а прямую из суммы налога с установленн ы ми ограничениями. Рассматриваемые о г раничения будут связаны со льготами на оборудование третьей и седьмой аморт и зационных групп (маш и ны, оборудование, здания со сроком и с пользования от трех до двадцати лет). Представленное налоговое новаторство способно дать России инв е стиционный подъем, рост производител ь ности труда, модернизацию промышле н ности.
В главных направлениях налоговой п о литики России на 2017 год и на плановый период 2018-2019 г г. предусмотрено обе с печение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение фина н сового положения граждан России. Пре д полагается, что общие контуры, сформ и рованные еще в предыдущем году налог о вой политикой, останутся неизменными, однако с учетом сложившейся экономич е ской ситуации и состояния бюджетной системы РФ налоговые инициативы, нам е ченные к реализации уже в текущем году, будут скорректированы в предсто ящем 2018 и плановом 2019 году. Фактический мораторий, подписанный в 2015 году, на увеличение налоговой нагрузки должен обеспечить стабильность налоговой си с темы и повысить ее привлекательность для инвесторов в текущем и плановом пери о де [4].
В настоящее время одним из самых важных факторов повышения инвестиц и онной активности является рациональная система налогообложения. При помощи налогового механизма государство должно создавать все необходимые условия для привлечения капитал в наиболее значимые и перспективные отрасли экономики, к о торые напрямую связаны с научно-техническим прогрессом, а также продв и жением инновационных разработок. Исх о дя из этого , можно сказать, что государс т ву необходимо с одной стороны, стимул и ровать с помощью льгот и поощрения р е альный сектор экономики для накопления и аккумулирования долгосрочных средств, чтобы в последующем происходило разв и тие производства и одновременно форм и рование долгосрочных ресурсов в фина н совой сфере. С другой стороны – стимул и ровать концентрирование свободного к а питала на финансирование сфер реального сектора экономики.
На наш взгляд, помимо крупных и уже закрепившихся на мировом рынке орган и заций, государству стоит сконцентрир о вать свое внимание именно на малых предприятиях и предоставить им большее количество налоговых льгот и каникул. Ведь именно в малых предприятиях скрыт большой экономический потенциал, кот о рый заключается в том, что данный вид организаций производит множество инн о вационных технологий, к чему их подта л кивает необходимость конкурировать и продвигаться на рынке. Однако потен циал может быть раскрыт только в условиях г о сударственного стимулирования инвест и ционной и инновационной деятельности.
Для выполнения данного условия нео б ходимо дополнить существующие налог о вые п референции следующими :
1. Введение более низких налоговых ставок по наиболее крупным налогам (н а лог на прибыль, налог на имущество и др.).
2. Предоставление налоговых каникул на больший срок для наукоемк их старт а пов , а также расширение перечня орган и заций, которым предоставляется данный вид налоговой льготы.
3. Создание благоприятных условий для продвижения рынка венчурного капитала (поощрение венчурных компаний).
Вышеперечисленные льготы помогут повысить количество малых предприятий в Российской Федерации, а также стим у лировать их интерес в производстве инн о вационных технологий, что впоследствии приведет их к продвижению как на вну т реннем, так и на международном рынках, получению достаточно высокой прибыли для создания свободного капитала, кот о рый ор ганизация сможет инвестировать.
1. Данченко М.А. Нало гообложение: Электронный учеб. – http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page6.html.
2 . Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм . и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)
3 . Журов А.В. Налоговые льготы как стимул развития бизнес-ангельского инвестир о вания: о пыт России, США и стран Европы // Вопросы государственного и муниципальн о го упра вления. – 2010. – №1. – С. 89-97.
4. http://minfin .ru/ru/document/?id_4=62450 -Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
5. Пакова О.Н. Налоговые стимулы и их регулятивный характер // Вестник СевКавГТУ . С ерия «Экономика». – 2013. – №3. – С. 11-23.
6. Гребенникова В.А., Кузнецов а Ю.И. Анализ инвестиционн о — инновационной акти в ности российских предприятий в условиях экономической нестабильности / Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – №4-1. – С. 93-100.
TAX MECHANISM OF INVESTMENT STIMULATION
V.A. Grebennikova , candidate of economic sciences, associate professor
Ya.V . Sushko , student
Kuban state university
Abstract. The purpose of the study is to characterize the specifics of stimulating investment through a tax mechanism. The influence of the tax mechanism on the investment activity of ec o nomic entities in the current crisis economic situation is considered.
Keywords: investments, tax mechanism, impact of tax instruments on investment activity, i n vestment activity, financial market.
Источник
Механизм налогового стимулирования инвестиций.
Стимулирование инвестиций при помощи налоговой политики — одно из эффективных направлений регулирования совокупного спроса с целью обеспечения сбалансированного экономического роста. Особую значимость проблема стимулирования инвестиций при помощи инструментов налоговой политики приобрела при переходе от административно-командной к рыночной экономике. В России, как и в других странах с переходной экономикой, налоговые системы формировались на основе элементов, заимствованных из практики налогообложения стран с рыночной экономикой. Системы налогообложения, созданные при переходе к рынку, имели ряд недостатков и оказывали в некоторых случаях дестимулирующее влияние на инвестиционную активность. [1.]
Главным образом, мнения современных российских экономистов расходятся по поводу роли государства и, в частности, налоговой политики в процессе вывода экономики страны из кризиса. Одни экономисты считают, что усиление государственного вмешательства в экономику, рост налоговых поступлений и государственных расходов способны стимулировать инвестиционный процесс в сфере материального производства. Помимо индуцирования совокупного спроса, увеличение налоговых поступлений может привести к уменьшению заимствований государства, снижению процентных ставок и расходов по обслуживанию государственного долга. Осознание фискальной природы налогов, по их мнению, позволит переоценить некоторые принципиальные подходы к налоговой политике (сократить льготы и установить жесткий контроль за их использованием, обеспечить привилегии фиску, повысить ответственность налогоплательщиков и налоговых органов и т.д.), а также придаст конкретное направление процессу совершенствования налоговой системы. Учитывая, что представители указанного направления отдают приоритет фискальной функции налогов, такое направления может быть названо фискальным. Другие экономисты считают, что акцент должен быть смещен на регулирующую и стимулирующую функции налоговой системы. Основной макроэкономический эффект они предполагают достичь посредством снижения налогового бремени за счет расширения налогооблагаемых баз по ряду налогов, изменения структуры налоговой системы и перераспределения налоговой нагрузки. Такой подход к реформированию налоговой системы учитывает опыт либеральных реформ в развитых странах в 80-е годы, и соответствующее ему направление может считаться либеральным. Ряд исследователей полагают, что применявшиеся до сих пор методы стабилизации, опиравшиеся на фундаментальную теорию, не принесли ожидаемых результатов в силу нестандартности ситуации в России. [6.]
Инвестиционный спад в России за период экономических реформ стал наиболее глубоким и продолжительным. Основной причиной данного явления является отсутствие комплексности проводимых реформ в налоговой политике, медленное решение таких проблем, как низкая собираемость налогов, рост задолженности по налогам, острая ситуация в обслуживании внутреннего и внешнего долга и ряд других факторов, которые оказывают непосредственное влияние на инвестирование социальной сферы экономики. [14.]
Будущие стабильность и рост российской экономики зависят от улучшения инвестиционного климата посредством проведения налоговой политики и налоговых реформ. Налоговая политика должна быть ориентирована на создание экономических условий для реализации налогового потенциала в инвестировании социальной сферы экономики (рис.1). [16.]
Налоговое стимулирование заключается в целенаправленном воздействии государства на развитие страны с учетом использования налоговых инструментов для непрерывности инвестиционных процессов.
В процессе формирования и реализации налоговой политики выделяют два фундаментальных института: налоговый потенциал и налоговое бремя.
Исходя из качественного анализа, предлагается под налоговым потенциалом понимать совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в правовом поле, через реализацию налоговой политики.
В процессе формирования и реализации налоговой политики, налоговый потенциал и налоговое бремя постоянно соотносятся между собой. Их соотношение дает оценку налоговой политики и определяет эффективность её влияния на процессы инвестирования социальной сферы в реальный сектор экономики (рис.2). [19.]
Таким образом, одним из основных компонентов инвестирования на региональном уровне является налоговый потенциал, который, с одной стороны, характеризуется совокупностью платежей, увеличивающих налоговую нагрузку на хозяйствующие субъекты, и тем самым снижает объем инвестиционных ресурсов, с другой – уменьшает величины бюджетных средств, направленных в социальную сферу экономики.
Варьирование элементами налогового компонента позволяет влиять на потенциал и оптимизировать налоги, формирующие инвестиции социальной сферы. Инвестиционная деятельность регионов ограничена возможностями бюджетов их образований, а поэтому оценка налогового потенциала может быть определена двумя путями: по фактическому поступлению налоговых платежей или по показателю налоговой нагрузки. [18.]
|
|
Рисунок 1 – Структура влияния налоговой политики на компоненты налоговой системы и формирование инвестиций
| |||||
| | ||||
|
Налог на прибыль | Налог на игорный бизнес |
Транспортный налог |
Рисунок 2 — Структура налогового инвестирования региона
Налоговый потенциал представляет собой совокупность максимально возможных налоговых поступлений в бюджет, рассчитанных на основе налогооблагаемых баз, которые могут быть получены по действующим (прогнозным) налоговым ставкам, по предложенной методике порядка их исчисления. Поэтому, формирование инвестиций необходимо рассматривать с учетом имеющихся возможностей страны, инструментов налоговой политики, позволяющих формировать налоговый потенциал в экономике. [3.]
Налоговое стимулирование инвестиций в социальную сферу экономики может осуществляться посредством реализации налоговой политики, реформ налоговой системы, формированием налогового потенциала и развитием информационной базы для его прогнозирования.
Важно иметь в виду, что увеличение уровня инвестиций, их качество и эффективность размещения обеспечивает создание благоприятной среды для роста инвестирования налогового потенциала региона.
· Одно из исходных положений решения задачи модернизации российской экономики — поддержание устойчиво высоких темпов экономического роста, стимулирование инноваций, переход от сырьевой модели к экономике, ориентированной на высокие технологии. Важная роль в решении этой задачи принадлежит налоговой политике. Фискальная нагрузка на экономику России сопоставима с нагрузкой в развитых индустриальных странах с социально ориентированной рыночной экономикой и низкими темпами экономического роста (см. Таблицу 1). Россия, будучи страной с развивающейся экономикой, ориентирована на высокий экономический рост и модернизацию, а значит, должна поддерживать фискальную нагрузку, оставляющую в распоряжении бизнеса достаточно финансовых ресурсов для инвестирования в инновационные продукты и инновационные технологии. [5.]
· Таблица 1. Фискальная нагрузка на экономику: международные сопоставления, 2008–2009 гг.[10.]
· Россия в 2000-х гг. относилась к кластеру развивающихся экономик с расширенной ролью государства, как собственника и управляющего бизнесом, с особой ролью публичного сектора, с необходимостью расширенного потребления государством произведенной стоимости. Задачей налоговой политики является создание необходимых условий для перехода к кластеру развивающихся стран со сниженной налоговой нагрузкой, используемой как стимул для ускоренного экономического роста. [12.]
· Это означает, что фискальная нагрузка, рассчитанная по методологии МВФ, должна быть не выше 40% ВВП (аналог — Китай, страны Восточной Европы — члены Европейского Союза). В настоящее время фискальная нагрузка — около 50% ВВП. [3.]
Стратегической задачей налоговой политики должно стать сокращение не номинальной, а эффективной налоговой нагрузки, т.е. снижение реального налогового бремени на экономику:
· переход к макроналоговому регулированию, достижение уровней нагрузки, свойственных развивающимся странам с высокими показателями экономического роста,
· недопущение переноса фискальной нагрузки на физических лиц;
· усиление дискреционных элементов в налоговой политике для решения задач модернизации российской экономики и привлечения прямых иностранных инвестиций.
· В 2000-е гг. была предпринята попытка ослабления дискреционных элементов в налоговой системе в пользу автоматической налоговой политики (при одновременном утяжелении налогового пресса). Вместе с тем, в условиях кризиса и посткризисного развития, а также при решении государством конкретных масштабных экономических задач, роль дискреционной налоговой политики должна быть официально признана как имеющая возрастающее значение. [14.]
Основными направлениями усиления дискреционных элементов в налоговой политике должны стать:
· налоговая поддержка развития высокотехнологичных отраслей, создания инновационных идей и продуктов;
· создание налоговых стимулов для повышения эффективности российских производителей и улучшения инвестиционного климата в РФ;
· налоговое стимулирование диверсификации собственности и инвестирования в ценные бумаги;
· развитие механизмов имущественного налогообложения;
· стимулирование развития и модернизации региональной экономики через ребалансирование налоговых поступлений между регионами и федеральным центром.
С учетом «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» ключевыми направлениями в области стимулирования инноваций являются:
1. Развитие спроса на инновации
2. Поддержка предложения инноваций
Движение по данным направлениям предполагает реализацию следующих механизмов:
· уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а не снижение номинальной ставки; усовершенствование механизма учета для целей налогообложения расходов организаций на освоение природных ресурсов;
· налоговое стимулирование организаций к повышению эффективности разработки месторождений;
· совершенствование процедур уплаты и возврата НДС,
· способствующее повышению инвестиционной привлекательности российской экономики (введение электронных счетов-фактур, регистрация плательщиков-НДС с целью сокращения сроков возмещения НДС «традиционным экспортерам» и др.);
· мультипликация существующей практики предоставления налоговых льгот субъектами РФ в отношении предприятий перспективных инновационных отраслей (предоставление инвестиционного налогового кредита, отсрочки или рассрочки уплаты, либо снижение ставки по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ (до 13,5%), по налогу на имущество организаций, транспортному налогу и т.п.);
· расширение в федеральном законодательстве налоговых льгот за счет наиболее часто применяемых регионами (например, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и транспортного налога резидентов особых экономических зон). [3.]
Источник