Налоговые меры поддержки инвестиций

Содержание
  1. Налоговая поддержка региональных инвестиций. Вопросы контроля применения льгот.
  2. Получение мер государственной поддержки Помощь в получении поддержки
  3. Налоговые льготы в регионах России в рамках областных законов о поддержке инвестиционной деятельности
  4. Специальные инвестиционные контракты (СПИК)
  5. Субсидии в рамках государственных и региональных программ поддержки промышленности
  6. Получение статуса резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) | территории ТОСЭР | индустриального парка
  7. Заключение контрактов с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП)
  8. Государственные гарантии по инвестиционным кредитам
  9. Льготные целевые займы
  10. Гарантии субъектам малого и среднего бизнеса (МСП)
  11. Льготное кредитование субъектов малого и среднего бизнеса (МСП)
  12. Вхождение в отраслевые перечни импортозамещения, получение статуса системообразующего предприятия либо предприятия, оказывающего существенное влияние на промышленность России
  13. Поддержка экспорта

Налоговая поддержка региональных инвестиций. Вопросы контроля применения льгот.

С 1 января 2014 года вступили в силу поправки к Налоговому кодексу (НК РФ), в редакции Федерального закона от 30.09.2013 N 267-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ».

Так государство выразило готовность решать вопросы развития Дальневосточного региона России с учетом экономических и социальных проблем как накопившихся за долгие годы, так и сложившихся в результате стихийных бедствий 2013 года.

Данные изменения приняты в форме внесения в кодекс главы 3.3. «Особенности налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов» и новых статей, касающихся, в том числе, создания на базе ФНС федерального реестра участников региональных инвестиционных проектов, особенностей налогового контроля за соблюдением условий предоставления налоговых льгот.

Наиболее существенным для бизнеса является вопрос об установлении для участников инвестиционных проектов ставки 0% по налогу на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет. В региональные бюджеты, как и ранее, вопрос установления ставки по налогу на прибыль решается в форме региональных законов.

Важным обстоятельством для инвесторов может стать то, что, несмотря на применение нулевой или сниженной ставки по налогу на прибыль, они смогут убытки, полученные в начальных периодах реализации инвестпроекта, учесть при уменьшении налоговой базы последующих периодов на всю сумму полученного ими убытка в течение последующих 10 лет.

Участник проекта вправе воспользоваться льготной ставкой, если доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта, составляют не менее 90% всех учитываемых доходов. Таким образом, инвестиционный проект должен быть реальным и нацеленным преимущественно на производственные, а не услуговые или торговые направления предпринимательской деятельности.

Ограничения на признание региональных инвестиционных проектов льготируемыми

Введено несколько существенных ограничений на признание региональных инвестпроектов льготируемыми по налогообложению с целью ориентации инвесторов на реальный сектор экономики: введены условия обеспечения существенных вложений в производственный сектор и ограничение по видам деятельности, связанным, например, с добычей и реализацией углеводородного сырья и подакцизных товаров.

В целом пока использование таких льгот по новому закону ограничено региональным делением и приоритетом инвесторов дальневосточных регионов.

Законодатель в очередной раз идет по тонкой грани между установлением льгот, носящих индивидуальный и общий характер. Статьей 56 НК запрещено устанавливать нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, имеющие индивидуальный характер.

Тем не менее государство допускает иногда льготы для достаточно узкого круга налогоплательщиков. Так происходит, например, с льготированием участников проекта Сколково, строителей олимпийских объектов, теперь с привлечением инвестиций на Дальний Восток. Аналогичные ситуации нередко возникают и на уровне региональных законов, устанавливающих льготы в областные и республиканские бюджеты для инвесторов в тех или иных очень узких секторах промышленности. Но это вынужденная мера и зачастую общая экономическая обоснованность в этом присутствует.

Как это будет работать в Нижегородской области?

В связи с принятием нового закона возникает и целый ряд вопросов. Так, в нашем регионе с 2004 года действует и активно применяется Закон от 31.12.2004 N 180-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области». У нас достаточно высокий уровень проработанности процедур, обеспечивающих привлечение инвесторов в различных отраслях экономики области. Региональные инвестиционные проекты работают уже не первый год, обеспечивая права российских и иностранных инвесторов, в том числе в форме установления налоговых льгот в региональный бюджет в пределах, установленных федеральным законодателем. Такие проекты имеют статус инвестиционных соглашений, утверждаемых законодательной властью области, а их исполнение курируется на уровне правительства области Министерством инвестиционной политики Нижегородской области.

Но в связи со вступлением с этого года в силу Федерального закона N 267-ФЗ участники таких региональных соглашений не имеют права на вновь установленные льготы федерального уровня, пока Нижегородская область не будет включена в статью 25.8 НК РФ.

Получается, что «региональные инвестиционные проекты» в России будут иметь одно название, но несколько содержаний (понятий): льготируемые по смыслу раздела 3.3. НК ФР и льготируемые в силу соглашений, заключенных по законам субъектов РФ. Представляется, что со временем такое деление должно быть исключено и равенство субъектов предпринимательской деятельности должно быть обеспечено на всей территории России, как это предусмотрено основными принципами конституционного и гражданского законодательства. А поддержка особо депрессивных регионов может осуществляться на уровне бюджетного софинансирования развития экономики и в иных формах.

Читайте также:  Золото или палладий что лучше для инвестиций

Как будет осуществляться контроль за применением налоговых льгот

Здесь же возникает и не менее важный вопрос о контроле за применением налоговых льгот для обоих типов региональных инвестиционных проектов.

До 2014 г. вопрос о контроле за выполнением условий инвестиционных соглашений для применения налоговых льгот в НК РФ прямо прописан не был. Типовыми проектами соглашений с инвесторами в Нижегородской области предусмотрены контроль и отчетность инвесторов по экономическим показателям перед Министерством инвестиционной политики.

Но следует отметить, что данная форма контроля носит исключительно договорный характер, является разновидностью государственно-частного партнерства.

Вопросы же правильности налогообложения являются исключительно публичными и контролируются Федеральной налоговой службой России в пределах, установленных налоговым законодательством.

И если ранее контроль за применением льгот осуществлялся налоговыми органами на общих основаниях, то теперь применительно к региональным налоговым проектам, установленным ст. 25.8 Налогового кодекса, установлены отдельные полномочия налоговых органов по показателям деятельности инвесторов при проведении камеральных (п.12 ст.88 НК РФ), выездных (89.2 НК РФ) и трансфертно-ценовых (ст.105.14 НК РФ) налоговых проверок.

Исходя из нынешнего законодательства, применение налоговыми органами таких специальных форм контроля в отношении ранее заключенных регионами инвестиционных соглашений не предусмотрено. Но общие функции налоговых органов и отсутствие прямого запрета на контроль налоговыми органами экономических условий применения льгот не исключают ситуации, когда будут применены новые нормы о контроле к проверке ранее заключенных региональных соглашений. Но это покажет практика применения новых правовых механизмов

Хочется в этой ситуации отметить, что законодателям следовало бы более внимательно относиться к формулировкам и понятиям, используемым в налоговом законодательстве, во избежание двусмысленностей и неясностей, которых и без того слишком много.

В целом же общее движение в сторону поддержки инвестиционной деятельности является безусловно положительным фактором в развитии экономики регионов, и дальнейшее включение других субъектов федерации в перечень инвестиционных регионов позволило бы расширить их привлекательность для вложения средств и снизить отток капиталов за рубеж.

Михаил Першин, к.ю.н., руководитель налоговой практики Timofeev/Cherepnov/Kalashnikov.

Источник

Получение мер государственной поддержки Помощь в получении поддержки

Налоговые льготы в регионах России в рамках областных законов о поддержке инвестиционной деятельности

Инвесторы имеют возможность получения в регионах России в рамках областных законов о поддержке инвестиционной деятельности налоговых льгот, которые включают в себя:

  • установление ставки налога на имущество в размере 0% в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта;
  • установление ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет области, в размере 13,5%;
  • установление ставки земельного налога в размере 0%;
  • освобождение от транспортного налога.

Для получения налоговых льгот инвестор должен вложить в создание, модернизацию либо реконструкцию производственных мощностей в сфере обрабатывающей (в зависимости от региона имеются ограничения по сумме инвестиций) промышленности в течение установленного региональным законом срока. Льготы предоставляются на различный срок и как правило привязаны либо к срокам окупаемости проекта, либо к объемам инвестиционных вложений.

Применение налоговых льгот способно на 10-20% снизить инвестиционные затраты на реализацию проекта, тем самым повышая его рентабельность для инвестора и сокращая сроки окупаемости.

Для получения налоговых льгот компания-инвестор должна заключить инвестиционный договор с региональным Правительством и предоставить пакет документов, включающий в том числе бизнес-план инвестиционного проекта согласно требованиям действующего регионального законодательства.

Специальные инвестиционные контракты (СПИК)

СПИК может быть заключен для проектов общей стоимостью от 750 млн руб. на срок до 10 лет и дает существенные преимущества инвесторам-производителям товаров:

  • налоговые льготы по налогу на имущество (до 0,0%) и прибыль организаций (до 0,0%);
  • привилегированный доступ к рынку государственного заказа (до 30% от выручки) – региональному и федеральному (при объеме инвестиций от 3 млрд руб.);
  • прочие меры государственной поддержки регионального и местного уровней, определенных соответствующими нормативно-правовыми актами;
  • право неухудшения положения инвесторов при изменении текущей налоговой политики и т.д.

Для заключения СПИК компания-инвестор должна предоставить в Министерство промышленности и торговли РФ пакет документов, включающий в том числе финансово-экономическую модель и бизнес-план инвестиционного проекта.

Субсидии в рамках государственных и региональных программ поддержки промышленности

В рамках государственных и региональных программ поддержки промышленности предусмотрено предоставление инвесторам субсидий по многим видам затрат:

  • на капитальные затраты, в том числе объекты строительства, технологическое оборудование, инфраструктурные объекты (в том числе объекты индустриальных парков);
  • на возмещение части процентов по инвестиционным кредитам и кредитам на пополнение оборотного капитала;
  • на возмещение части процентов по лизинговым операциям;
  • по затратам на купонные выплаты по выпущенным облигационным займам;
  • на клинические и постклинические исследования и производство фармацевтических субстанций и лекарственных препаратов;
  • на НИОКР;
  • на сертификацию систем менеджмента, подготовку и повышение квалификации кадров
  • на выполнение мероприятий по повышению энергетической эффективности и т.д.
Читайте также:  Страны привлекающие иностранные инвестиции

Предоставление субсидий осуществляется в размере от 50% до 90% фактически понесенных и документально подтверждённых затрат, что значительно снижает финансовую нагрузку на предприятие.

Для получения субсидий компания-инвестор должна заключить договор с соответствующим органом власти (Министерство промышленности и торговли РФ, региональное Правительство и т.п.) и предоставить пакет документов, включающий в том числе бизнес-план инвестиционного проекта согласно требованиям действующего законодательства.

Получение статуса резидента особой экономической зоны (ОЭЗ) | территории ТОСЭР | индустриального парка

На сегодняшний день на территории СЗФО, ЮФО, ЦФО, ПФО находится более 50 реально сформированных, инженерно-подготовленных и действующих производственных площадок, так называемых, индустриальных/промышленных парков, в т.ч. особых экономических зон (ОЭЗ). Более 50 находятся в состоянии проектирования и строительства.

Следует отличать их основные типы:

  • greenfield (проекты на промышленных землях, впервые застраиваемые)
  • brownfield (территория бывшего крупного завода, как правило полностью или частично используемая для размещения других производств).

Также промышленные территории могу делиться по форме собственность:

  • частные
  • государственные (ОЭЗ)
  • смешанные (проекты в форме Государственно-частное партнерство)

Согласно ФЗ №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», особая экономическая зона (ОЭЗ) – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Требования к резиденту ОЭЗ:

  • Резидент обязан зарегистрировать юридическое лицо в муниципальном образовании, в границах которого расположена особая экономическая зона
  • Предполагаемая деятельность резидента должна соответствовать типу ОЭЗ.
  • Резидент промышленно-производственной особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее чем 120 млн руб. (за исключением нематериальных активов), при этом резидент обязан осуществить капитальные вложения в сумме не менее 40 млн. руб. в течении 3-х лет со дня заключения соглашения об осуществлении деятельности.

Заключение контрактов с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП)

В реализации инвестиционного проекта в формате ГЧП принимают участие две стороны – частный инвестор-партнер и государство в лице региональных органов власти. Инвестор самостоятельно осуществляет строительство объекта, закупку оборудования и выполнения всех необходимых работ для запуска объекта в эксплуатацию. Взамен государство предоставляет возможность эксплуатации инвестором данного объекта в целях достижения окупаемости затраченных средств с установлением норматива прибыльности проекта (обычно не более 5-10%). С использованием механизма ГЧП, в частности, создаются объекты социальной инфраструктуры (медицинские центры, спортивные объекты – бассейны, спортивные залы и т.п., аэропорты, объекты транспортной инфраструктуры – железные дороги, легкорельсовые линии, и т.д.).

Реализация инвестиционного проекта с использованием формата государственно-частного партнерства проходит при административной и финансовой поддержке регионального Правительства. Административная поддержка выражается в облегчении бюрократических процедур прохождения межведомственных согласований, предоставлении земельного участка на долгосрочных и льготных условиях, а также информационной и консультационной поддержке инвесторов. Финансовая поддержка региональных органов власти заключается в софинансировании инвестиционного проекта в различных пропорциях согласно заключенного соглашения о ГЧП. Для заключения соглашения компания-инвестор должна предоставить в соответствующий орган власти пакет документов, включающий в том числе бизнес-план инвестиционного проекта согласно требованиям действующего законодательства.

Для инвестора участие в подобных проектах интересно, в первую очередь, тем, что государство обеспечивает поддержку проекта и предоставляет гарантированный рынок сбыта, соответственно гарантирует окупаемость проекта.

Государственные гарантии по инвестиционным кредитам

Государственная гарантия – письменное обязательство Правительства региона или Правительства Российской Федерации российскому или зарубежному банку отвечать полностью или частично за неисполнение перед ним обязательств компании-инвестора по контракту/финансовому обеспечению в соответствии с заключенным соглашением.

На предоставление государственных гарантий в федеральном бюджете в каждом календарном году предусмотрено финансирование размеров в несколько десятков миллиардов рублей.

Ключевые условия предоставления государственных гарантий:

  • выдаются бесплатно;
  • бесплатно осуществляются все процедуры по оформлению соответствующей документации на их получение;
  • предоставляются в российской либо иностранной валюте;
  • покрывают от 85 до 95% суммы сделки;
  • предоставляются на срок до 20-ти лет.

Для получения государственных гарантий банк-кредитор должен предоставить в уполномоченную организацию пакет документов согласно требованиям действующего законодательства.

Льготные целевые займы

Льготные целевые займы под 5% годовых сроком на 5-7 лет на возвратной основе и на условиях софинансирования предоставляются уполномоченными финансовыми институтами и институтами развития России на конкурсной основе на реализацию проектов, направленных на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств.

Читайте также:  Прошивка rx 470 8gb под майнинг

Займы выдаются при условии соответствия поданной заявки (включающей, в том числе, бизнес-план) установленным требованиям критериям.

Гарантии субъектам малого и среднего бизнеса (МСП)

Гарантии Корпорации малого и среднего бизнеса МСП дают возможность получения краткосрочного и долгосрочного финансирования в случае, когда единственным препятствием для его получения является отсутствие у клиента достаточного залогового обеспечения по кредитной сделке.

Условия получения гарантии максимального адаптированы к специфике субъектов МСП:

  • отсутствуют специальные требования к обеспечению по кредитным сделкам;
  • отсутствует необходимость предоставления обеспечения по гарантиям;
  • стоимость гарантий Корпорации существенно ниже стоимости банковских гарантий — от 0,75% годовых;
  • возможность рассрочки уплаты вознаграждения Корпорации в течение всего срока действия гарантии;
  • возможность получения гарантии как по новым, так и по ранее заключенным кредитным договорам.

Стоимость гарантии Корпорации включает в себя НДС, который может быть принят к зачету при определении НДС.

Кроме того, распространена практика предоставления клиентам ценовых преференций (пониженные процентные ставки) по кредитам с гарантией Корпорации.

Для получения гарантии заемщику необходимо соответствовать следующим требованиям:

  • Соответствие требованиям ст.4 Федерального закона №209-ФЗ;
  • Регистрация бизнеса на территории РФ;
  • Отсутствие просроченной задолженности по налогам и сборам;
  • Отсутствие просроченной задолженности по кредитам с гарантией Корпорации;
  • Не применяются процедуры банкротства.

Гарантии предоставляются для кредитов, целевым использованием которых являются:

  • Реализация инвестиционных проектов;
  • Пополнение оборотных средств;
  • Исполнение государственных и муниципальных контрактов;
  • Реструктуризация /рефинансирование действующего кредита.

Льготное кредитование субъектов малого и среднего бизнеса (МСП)

Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) представляет собой новый инструмент государственной поддержки инвесторов, реализующих проекты в приоритетных отраслях экономики:

  • Сельское хозяйство
  • Обрабатывающее производство
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
  • Строительство
  • Транспорт и связь
  • Туристическая деятельность и деятельность в области туристической индустрии в целях развития внутреннего туризма
  • Отрасли экономики, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологии и техники в РФ

Данный инструмент предусматривает ограничение процентной ставки по банковским кредитам до уровня не более 9,6% годовых для субъектов среднего бизнеса и не более 10,6% годовых – для малого. Размер кредита может составлять от 50 млн руб. до 1 млрд. руб.

Основные требования к заемщику:

  • Конечный заемщик – субъект МСП, соответствующий требованиям ст. 4 Федерального закона №209-ФЗ;
  • Конечный заемщик должен быть зарегистрирован в статусе юридического лица;
  • Конечный заемщик должен быть зарегистрирован на территории Российской Федерации;
  • Юридическое лицо, являющееся контролирующим лицом Инициатора проекта является резидентом Российской Федерации.

Программа реализуется Банком России и Корпорацией МСП.

Финансирование предоставляет при условии соответствия поданной заявки (включающей, в том числе, бизнес-план) установленным требованиям критериям.

Вхождение в отраслевые перечни импортозамещения, получение статуса системообразующего предприятия либо предприятия, оказывающего существенное влияние на промышленность России

Данная мера является своего рода промежуточным этапом для дальнейшего получения поддержки профильных органов власти, например, в виде субсидий либо в виде льготных арендных ставок на пользование земельными участками и имуществом, находящимся в государственной собственности, либо для целевого получения в собственность земельных участков.

Для получения вышеуказанных мер государственной поддержки компания-инвестор должна предоставить в соответствующий орган власти пакет документов. Стоит отметить, что в некоторых случаях перечень документов для предоставления – это закрытая информация для инвесторов.

Поддержка экспорта

В России широко развита поддержка экспорта отечественной продукции во все страны мира. В частности, уполномоченные финансовые институты и институты развития России на конкурсной основе предоставляют льготный экспортный кредит, страхование экспортных кредитов, государственные гарантии на поддержку экспорта, а также нефинансовые меры поддержки в несырьевых отраслях экономики.

Данные меры поддержки имеют широкую целевую аудиторию – иностранные покупатели, иностранные банки-кредиторы покупателей российских товаров, работ, услуг; государства, правительства и органы исполнительной власти иностранных государств на цели приобретения российской продукции, а также российские экспортеры в целях покрытия расходов на производство продукции для последующей поставки иностранным покупателям.

Портал «Инвестиционные проекты России» — уникальный интернет-ресурс, позволяющий получить доступ к более чем 54 180 заявленным к реализации и реализуемым инвестиционным проектам в промышленном и гражданском строительстве. Данный ресурс предназначен для компаний строительной отрасли, и всех заинтересованных лиц. Обновление информации по инвестиционным проектам происходит ежедневно в режиме «онлайн».

  • 191119, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Марата, д. 82
  • 8 (800) 700-48-99 (звонки по России бесплатно)

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и / или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения «Профессиональные Комплексные Решения» (ПКР)

© 2006 — 2021 | Проект Инвестиционной группы «Профессиональные Комплексные Решения» (ПКР)

Источник

Оцените статью