Налоговые инструменты стимулирования инвестиций

Налоговые инструменты стимулирования инвестиций

Одним из важнейших факторов развития экономики страны является объём привлеченных инвестиций. Экономическая безопасность связана с объёмами реального инвестирования, повышением инвестиционной активности и увеличением эффективности инвестиционных проектов.

Актуальность рассматриваемых вопросов на сегодняшний день не вызывает сомнений, так как экономическая безопасность развивается под влиянием инвестиционных процессов. Обеспечение инвестиционной привлекательности проекта является одним из приоритетных направлений инвестиционной деятельности, так как при ее повышении происходит развитие экономических показателей государства, следовательно, рост экономической безопасности.

Несмотря на особое внимание, которое уделяется вопросам обеспечения экономической безопасности, исследования данной проблемы широкого распространения не получили.

Доктор экономических наук В.Л. Василенок и доктор технических наук В.Н. Быков считают, что обеспечение экономической безопасности предполагает такое состояние экономики, которое поддерживает достаточный уровень социального, политического, оборонного существования и инновационного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам [1].

Соглашаясь с позицией данных авторов, в качестве аргументации своего мнения приведем определение экономической безопасности. Экономическая безопасность – это совокупность факторов, которые обеспечивают независимость, стабильность и устойчивость экономики страны на национальном и международном уровнях.

В целом можно утверждать, что экономическая безопасность зависит от большого количества различных факторов. Однако практика показывает, что существенное значение в обеспечении экономической безопасности приобретает ее инвестиционная составляющая.

Огромный вклад в научное осмысление инвестиций внесен такими зарубежными учеными, как Дж.М. Кейнс, М. Портер, П. Фишер, и др., а в отечественной экономической науке В.В. Ковалев, A.C. Волков, Н.В. Бакирова и др. Однако, проблемы реализации инвестиционной деятельности исследованы недостаточно и нуждаются в изучении [4].

По мнению специалиста в области финансов А.В. Герасименко, инвестиционный проект – это проект, основывающийся на инвестициях, в котором обосновываются экономическая целесообразность проекта, объемы и сроки осуществления вложений. Также для оценки инвестиционных проектов рассматриваются такие основные факторы, как рискованность проекта, денежные потоки и их распределение во времени [3].

Соглашаясь с А.В. Герасименко, предполагаем, что инвестиционный проект – это набор мероприятий, имеющих определенную цель, которые требуют вложения денег и должны в конечном итоге принести доход в кратчайшие сроки.

В современном мире обеспечение роста инвестиций в реальный сектор экономики является одной из актуальных задач государства. Экономика любого государства не может функционировать без инвестиций. Во многих странах опробованы различные методы для создания и регулирования благоприятного инвестиционного климата. Но среди всех инструментов стимулирования инвестиционного процесса самую важную роль занимают налоговые.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) выделяет следующие налоговые инструменты, используемые для стимулирования инвестиций [6]:

– уменьшение налоговых ставок;

– перенос убытков на будущее;

– налоговые льготы (скидки) при осуществлении капитальных вложений;

– инвестиционный налоговый кредит;

– льготный режим налогообложения при выплате дивидендов;

– льготный режим налогообложения доходов от прироста стоимости капитала при долгосрочных инвестициях;

– прямые налоговые вычеты (скидки) по определенным видам затрат компаний из налогооблагаемой прибыли;

– снижение либо отсутствие пошлин;

– налоговые кредиты при увеличении добавленной стоимости;

– налоговые льготы, основанные на численности занятых.

Рассмотрим более подробно некоторые налоговые методы стимулирования инвестиций: налоговые льготы, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, амортизационная политика, пониженные налоговые ставки.

Налоговые льготы – это важнейший инструмент налогового стимулирования инвестиций. Государство стимулирует или ограничивает инвестиционную активность страны через механизм предоставления или отмены льгот. На основе пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере» [7].

Читайте также:  Инвестиции по срокам реализации проекта

На основании статьи 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит (далее ИНК) «представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. ИНК представляется по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет и на срок до десяти лет» [8]. Минусы ИНК: сложная процедура взаимодействия сторон, наличие большого перечня документов, согласование с налоговыми органами договора поручительства на сумму более 20 млн рублей, малый срок предоставления и др.

В зарубежных странах льготы по налогообложению хозяйствующих субъектов связаны также с использованием налоговых каникул. Налоговые каникулы – это временная отмена налоговых платежей в бюджет (например, скидка на истощение недр, то есть из налогообложения исключается прибыль, используемая на НИОКР, капитальные вложения и т. д.) [9].

Налоговое стимулирование инвестиций связано с амортизационной политикой. Использование механизма ускоренной амортизации снижает налог на прибыль (применяется только для оборудования, используемого для научно-технической деятельности) и является одной из форм косвенного бюджетного субсидирования экономики. Результат ускоренной амортизации – трансформация недополученных поступлений в бюджет от налога на прибыль в инвестиции [5].

Наиболее распространенная из инвестиционных льгот в России – понижение ставки налогов по налогу на прибыль и налогу на имущество. По налогу на прибыль региональные органы власти могут снизить ставку в бюджет субъекта РФ до 13,5 %. В некоторых регионах РФ предусмотрено снижение ставки по налогу на имущество в 2 раза [9].

Коэффициент налогового стимулирования инвестиционной деятельности можно рассчитать по формуле (*). То есть, в числителе необходимо указать сумму, которая осталась фактически, а в знаменателе – первоначальную сумму, если бы не уплачивались налоги.

(*)

На основе анализа приведенной формулы делаем вывод, что чем коэффициент:

1) выше – тем более привлекательны налоговые условия;

2) ниже – тем больше налоговая нагрузка [5].

Таким образом, налоговое стимулирование инвестиционной деятельности способствует инновационному развитию налогоплательщика, а также созданию благоприятных условий роста экономической безопасности страны.

Отметим, что для оценки налоговых льгот можно применить коэффициент налогового стимулирования инвестиций, формула расчета представлена выше. Можно добавить, что ИНК не пользуется популярностью, так как в налоговом законодательстве условия его предоставления не доработаны. У большинства предприятий низкая вероятность снижения налоговой ставки по налогу на прибыль. А следствием начисления амортизации нелинейным способом и амортизационной премии должно стать формирование амортизационного фонда, в который целесообразно включать как сэкономленные денежные средства по налогу на прибыль организаций, так и суммы начисленной амортизации. Таким образом, перспективной формой налоговых льгот являются налоговые каникулы, эффективность которых связана со сроком их использования налогоплательщиком.

Подводя общую черту, хочется отметить, что в современной экономической литературе недостаточно публикаций, посвященных обоснованию роли инвестиционной деятельности в системе экономической безопасности.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность инвестиционных проектов – это состояние эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования инвестиционных проектов [5].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инвестиционный проект является важнейшим фактором, определяющим темпы экономического роста, а, следовательно, и повышения экономической безопасности. Развитию инвестиционной деятельности способствуют использование некоторых инструментов налогового стимулирования. За последние годы статистические данные о темпах роста совокупных инвестиций свидетельствуют о повышении активности экономических субъектов в данной области. Следовательно, развитие инвестиционной деятельности становится необходимым условием реализации национальных интересов в системе экономической безопасности государства.

Источник

Научно-исследовательский журнал

Tax methods of stimulation of production investments

Султанова Муслима Каримджоновна
к.э.н., доцент. Московский государственный гуманитарно-экономический университет,

Sultanova Muslima Karimdzhonovna
PhD Econ., associate professor. Moscow state humanitarian and economic university, Russia, Moscow

Читайте также:  Среднерыночная доходность вложений составляет 15

Аннотация: В статье определены специфические особенности практики применения налоговых методов, направленных на поддержку инвестиционной активности российских предприятий. Рассмотрены ряд проблем, препятствующих практическому воплощению этих инструментов действенному механизму стимулирования инвестиционной активности в России. Отмечены наиболее приоритетные направления государственной фискальной политики, способствующие повышению эффективности применения предоставляемых льгот и преференций.

Abstract: In article specific features of practice of application of the tax methods directed to support of investment activity of the Russian entities are determined. A number of the problems interfering the practical embodiment of these tools to the efficient mechanism of stimulation of investment activity in Russia are considered. The most priority directions of the state fiscal policy promoting increase in efficiency of application of the provided privileges and preferences are noted.

Ключевые слова: налоговая льгота, инвестиционный налоговый кредит, стимулирование инвестиций, инновации

Keywords: tax benefit, investment tax credit, stimulation of investments, innovations

Инвестиционная активность – безусловный приоритет долгосрочного развития экономики любой страны, требующий особых подходов в ее реализации в силу свойственных производственным инвестициям особенностей и рисков. С этой позиции, использование налоговых инструментов для регулирующего воздействия на экономику в рамках государственной финансовой политики выступают основным способом обеспечивающим активизацию предпринимательской деятельности.

За рубежом практика создания стимулов в совокупности с институциональными механизмами имеет давнюю историю. В последние годы высокодинамичная среда в условиях вызовов экономической безопасности России, требует построения комбинации инструментов, способных оказать существенный стимулирующий эффект на экономику страны. При этом одним из основных приоритетов финансовой политики остается совершенствование налогового стимулирования инвестиций в основной капитал.

В 2007 г. в Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) были введены радикальные изменения, охватывающие следующие меры косвенного регулирования инвестиционной деятельности:

– освобождение от НДС научно-исследовательские разработки, патентно-лицензионные и некоторые другие операции;

– исключение из налогообложения, безвозмездно полученные налогоплательщиком-реципиентом средства и имущества на финансирование научной и образовательной деятельности (ст. 259 НК РФ);

– право налогоплательщиков признать убытки от ежегодной оценки объектов нематериальных активов на обесценение;

– увеличение расходов текущего периода на сумму затрат, потраченных на НИОКР, с применением коэффициента 1,5 независимо от полученного результата (ст. 259 НК РФ);

– стимулирование малого предпринимательства посредством специальных налоговых режимов и расширение перечня расходов, по которым применяющие упрощенную систему налогоплательщики могут уменьшить полученные доходы (ст. 346 п.16 НК РФ);

— освобождение от налогообложения средства в размере 1,5% от дохода, отчисленные в российский фонд технологического развития и иные отраслевые, межотраслевые фонды (ст. 262 п.6 НК РФ);

– применение специального коэффициента, в 3 раза (но не более) повышающего основную норму амортизации в отношении основных средств, используемых для НИОКР;

– увеличение порогового значения стоимости амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) до 100 тыс. руб. (№150-ФЗ).

Как следует из приведенного перечня, принятые меры в основном направлены на поддержку малых предприятий и научно-исследовательских организаций, но с точки зрения стимулирующего воздействия на крупный и средний бизнес не являются критичными. Более принципиальной для последних, является инвестиционный налоговый кредит. Данный механизм предусматривает предоставление организации отсрочки платежа по налогу на прибыль, или по другим региональным и местным налогам, но при определенных условиях.

Организация вправе уменьшать свои обязательства перед бюджетом по соответствующим налогам (как правило, по налогу на прибыль) в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите (до 10 лет п. 1 ст. 65 НК РФ), который может быть предоставлен организации при наличии одного из следующих оснований (ст.67 НК РФ):

– проведение НИОКР, технического перевооружения, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или на защиту окружающей среды;

Читайте также:  Как зарабатывают обменники криптовалют

– инновационная, внедренческая деятельность, совершенствование технологий, создание новых видов сырья или материалов;

– выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, в том числе государственного оборонного заказа;

– инвестиции на создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности;

– включение организации в реестр резидентов зоны территориального развития.

Размер, предоставляемого ИНК составляет 100% стоимости приобретенного оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей, или суммы кредита, определяемой по соглашению между уполномоченным органом и налогоплательщиком.

Согласно п.7.ст. 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее ½ и превышающей ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ, что существенно ниже, чем ставка коммерческого кредита. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащей уплате за этот налоговый период.

Как показала практика, очень небольшое число российских компаний стремятся получить инвестиционный налоговый кредит. Во многом это связано наличием ряда проблемных вопросов.

Механизм управления инвестициями, также состоит в создании внутри станы территорий льготного налогообложения в виде специальных экономических зон (СЭЗ) и зон территориального развития, которое сделало жизненными оффшорные схемы и в России.

В зависимости от приоритетных направлений развития и стимулирования бизнеса в конкретном регионе они разделены на четыре типа:

  • Промышленно-производственные (срок функционирования 20 лет):
  • Технико-внедренческие (срок функционирования 15 лет):
  • Туристско-рекреационные (срок функционирования 20 лет);
  • Портовые (срок функционирования 20 лет).

Несмотря на то, что на этих территориях предусмотрены упрощенная процедура регистрации, льготные условия налогообложения, оффшорные зоны России не так известны широкому кругу предпринимателей, и не пользуются популярностью, как зарубежные «налоговые гавани» [6].

Важно отметить, что изменения в базовой системе налогообложения зачастую сводят на нет уже введенные налоговые льготы и преференции для предпринимательства. Например, в результате замены ЕСН страховыми взносами, согласно закону №212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» налоговая нагрузка на предприятия, увеличилась почти в 3 раза.

Таким образом, налоговое стимулирование инвестиций на первый взгляд является прогрессивным шагом и становится разнообразнее. Однако по мере применения на практике все более отчетливо выявляется ряд проблем налогового регулирования. Они состоят, во-первых, в том, что в нормативно-правовых актах отсутствует четкое закрепление понятий, касающихся правил предоставления инвестиционных налоговых льгот, что допускает различную интерпретацию порядка и условий взаимодействия налогоплательщиков и уполномоченных органов. Ввиду этого, для полномасштабного пользования предоставляемых государством льготами организации предъявляют высокие требования к квалификации бухгалтеров в части знания не только бухгалтерского учета, но и налогообложения, налогового учета и налогового планирования.

Во-вторых, инновационные льготы распространяются на определенные виды научно-исследовательские работы, перечень которых является закрытым (ст. 262 НК РФ). В то же время, расходы налогоплательщиков на развитие традиционных технологий остаются вне поля зрения льготного налогообложения, что тормозит инвестиционную активность предприятий.

В-третьих, инвестиционный налоговый кредит распространяется преимущественно на региональную часть налога на прибыль, а бюджетное законодательство не предусматривает компенсацию дефицита нижестоящих бюджетов, образовавшегося из-за инвестиционной деятельности субъектов.

В целом, приведенные обстоятельства нередко приводят к осложнению налогового администрирования и повышению рисков злоупотреблений, как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны уполномоченных органов.

С этих позиций считаем необходимым обеспечение взаимосвязи государственной финансово-фискальной политики на средне и долгосрочную перспективу со стратегией налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности промышленных предприятий с учетом региональных и отраслевых аспектов налоговых поступлений.

Целесообразно отразить прогноз налоговых поступлений и последствий предоставления льгот, которые впоследствии учитываются при формировании прогнозов финансовых потоков, являющихся базовым критерием принятия инновационной политики. В документе необходимо отразить возможные причины резких отклонений от среднестатистических показателей и оценку мероприятий по минимизации налоговых рисков.

Источник

Оцените статью