Налоговое регулирование инвестиций это

Налоговое регулирование инвестиционной деятельности

На создание благоприятного инвестиционного климата в стране влияет ряд факторов, особенно в области системы налогообложения, иностранных инвестиций, разработки нормативно-правовой базы и создания необходимой инфраструктуры для осуществления инвестиционной деятельности.

Возможности использования налоговых инструментов в инвестиционном процессе заключаются в следующем:

  • изменяя объем взимаемых налогов, государство воздействует на уровень сбережений населения, величину прибыли и амортизационных отчислений предприятий и таким образом влияет на объем источников финансирования инвестиций и важнейшие макроэкономические пропорции: потребление, накопление, инвестирование;
    • применении налоговых льгот, например амортизационной премии;
    • снижении налоговых ставок;
    • уменьшении налоговой нагрузки на распределенную прибыль, предусматривающем разрешение компаниям вычитать из облагаемого дохода часть дивидендов, направляемых на инвестиционные цели.

    Эффективность применения в налоговой политике той или иной формы стимулирования в первую очередь зависит от условий, на которых данная поддержка предоставляется, а также уровня сознательности налогоплательщиков и их готовности направить дополнительно полученные финансовые ресурсы на инновационные или иные определенные государством цели.

    При разработке налоговых инструментов стимулирования инвестиционной активности необходимо рассматривать системный механизм взаимодействия финансового и реального секторов экономики.

    В связи с этим, с одной стороны, в системе налогообложения реального сектора экономики необходимо стимулировать процессы накопления и аккумулирования долгосрочного капитала для последующего развития производства и одновременного формирования долгосрочных ресурсов (в виде депозитов) в финансовом секторе, с другой — стимулировать посредством различных налоговых инструментов направление свободных денежных средств на финансирование отраслей реального сектора экономики.

    Налоговый механизм регулирования инвестиционной деятельности, призванный обеспечивать равновесие между фискальной и регулирующей функциями налогов, проявляется в различных формах:

    • специальные налоговые режимы (в форме соглашений о разделе продукции),
    • изменение срока уплаты налога (в форме предоставления инвестиционного налогового кредита),
    • налоговые льготы, связанные со стимулированием инвестиций в основной капитал и научно-технические разработки (налоговые стимулы инвестиционной активности).

    Совокупность налоговых льгот рассматривается как метод налогового регулирования, включающего различные формы, виды и инструменты, призванные способствовать увеличению (при прочих равных условиях) объема собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов. Эти остающиеся в распоряжении предприятий финансовые ресурсы могут быть распределены между акционерами (учредителями) и (или) использованы как инвестиции в форме капитальных вложений в основной капитал и (или) в форме финансовых вложений в ценные бумаги.

    Наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инвестиционной деятельности имеют прямые налоги и среди них — налог на прибыль.

    В целях привлечения инвестиций в экономику отдельных регионов и высокотехнологичных отраслей, портового и туристско-рекреационного хозяйства введен механизм налогового стимулирования деятельности резидентов (участников) особых экономических зон (ОЭЗ).

    В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

    • промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
    • технико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
    • портовые зоны
    • туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

    Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе №16-ФЗ от 10.01.2006г.

    Существуют общие для всех типов особых экономических зон налоговые льготы:

    1. Для резидентов всех типов зон устанавливается пониженная ставка налога на прибыль подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    3. Преференции по транспортному налогу устанавливаются субъектами Российской Федерации, на территории которых создаются особые зоны. Для инвесторов льгота по транспортному налогу предоставляется с момента регистрации транспортного средства.

    4. На федеральном уровне инвесторы освобождаются от уплаты земельного налога на 5-10 лет в зависимости от зоны с момента возникновения права собственности на земельный участок, расположенный на ее территории.

    В зависимости от типа зон инвесторам предоставляются дополнительные льготы:

    1. Инвесторы промышленно-производственных и туристско-рекреационных зон вправе применять ускоренную амортизацию, устанавливая повышающий коэффициент к основным средствам.

    2. В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (принят ГД ФС РФ 08.10.2010) предусматривается установление пониженных тарифов страховых взносов на переходный период 2011-2019 годов для организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны.

    Для резидентов портовых зон предусмотрены преференции по НДС: проведение работ (оказание услуг) резидентами портовой ОЭЗ в портовой ОЭЗ относится к операциям, не подлежащим налогообложению НДС.

    1. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013).

    2. Федеральный закон от 16.10.2010 N 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и статью 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2010).

    3. Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013, с изм. от 23.06.2014) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

    4. Игнатова, Н. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики/ Н.Игнатова // Финансовая газета.-2008.-№35.

    Источник

    Налоговое регулирование инвестиций это

    С.И. Чужмарова, А.И. Чужмаров

    В работе определена цель и ключевые задачи налогового регулирования инвестиционной деятельности, рассмотрены источники средств инвестиционной деятельности, а также факторы, влияющие на инвестиционную деятельность экономических субъектов. Проведение конкретной налоговой политики связано с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов. При рассмотрении этого вопроса авторы достаточно подробно анализируют точку зрения представителей разных экономических течений. Зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в бюджет показана с помощью кривой Лэффера.

    Значительная роль в работе отводится налоговым льготам, в т.ч. налоговым изъятиям; налоговым скидкам и налоговым кредитам. Налоговая поддержка инвестиционной деятельности связана с амортизационной политикой. В заключительной части работы рассмотрены инструменты налогового регулирования инвестиционной деятельности на региональном и местном уровнях, которые используются с целью создания для инвесторов более привлекательных условий инвестирования и тем самым — более благоприятного инвестиционного климата.

    Новый этап инвестиционного развития связан с активизацией инвестиционной деятельности. Поддержка инвестиционных процессов может осуществляться посредством создания льготного режима инвестиционной деятельности, в формировании которого задействована и налоговая политика.

    Регулирующая функция налогов является одной из основных. Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных целей налоговой политики.

    Одной из важнейших целей налоговой политики является участие государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование хозяйственной деятельности.

    При проведении налоговой политики участие государства в регулировании инвестиционной деятельности осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые льготы и налоговые ставки. Поэтому, используя систему налоговых льгот, воздействующих на процессы инвестирования, и определяя оптимальный размер ставки налогов можно регулировать спрос на инвестиции.

    В настоящее время в нашей стране, остаются нерешенными серьезные проблемы создания экономических условий для наращивания инвестиционной деятельности.

    Одним из главных препятствий на пути к расширению поля инвестиционной деятельности является общая макроэкономическая нестабильность, которая снижает инвестиционную привлекательность страны в целом и ее регионов в частности, неблагоприятно воздействует на инвестиционный климат.

    Учитывая, что инвестирование является процессом долгосрочным, нестабильность крайне неблагоприятно влияет на него. В этих условиях нельзя полностью полагаться на точность проведенных расчетов.

    Одной из основных потребностей инвесторов является потребность в стабильности правил игры, установленных законами и подзаконными актами.

    Налоги являются инструментом воздействия на хозяйственную активность экономических субъектов. Налоги эффективно функционируют только в определенных условиях. Данным условием является финансовая стабильность и существование отлаженной налоговой системы. В Российской Федерации процесс реформирования налоговой системы все еще ведется. Перед Россией стоит задача формирования такой налоговой стратегии, которая способствовала бы созданию долговременных стимулов развития и роста производства.

    Интересен опыт стимулирования инвестиционной деятельности при проведении налоговой политики по странам Балтии. В среднем по региону рост экономики составил 7,6% за I квартал 2003 г. Этот показатель втрое превышает показатели стран, вступающих вместе с ними в Евросоюз — Польша, Чехия, Словакия и Венгрия. Наметившийся существенный рост экономики происходит при ставках налога на прибыль, которые в два раза ниже, чем в большинстве стран ЕС.

    Можно выделить три основные направления стимулирования инвестиционной деятельности:

    — налоговое стимулирование инвестиций;

    — государственная поддержка инвестиций;

    — защита прав инвесторов.

    К числу важнейших условий формирования в России благоприятного инвестиционного климата относится:

    — отказ государства от практики перманентного изменения налогового законодательства;

    — последовательное преобразование налоговой системы в сторону снижения налоговой составляющей воспроизводственного процесса товаропроизводителя.

    Главной причиной, сдерживающей инвестиционную активность, является нехватка финансовых средств. Источниками финансовых средств для проведения инвестиционной деятельности являются следующие: собственные финансовые ресурсы инвестора (прибыль, амортизационные отчисления); заемные финансовые средства (банковские кредиты, облигационные займы и др.); привлеченные финансовые средства инвестора (средства от продажи акций, паевых и иных взносов); бюджетные ассигнования; иностранные инвестиции.

    Рис. 1. Источники финансовых средств инвестиционной деятельности

    За счет собственных средств организаций осуществляется подавляющая часть инвестиций. За последние 2 — 3 года их доля в общем объеме инвестиций в среднем составляет около 50%. Доля инвестиций за счет банковских кредитов в основной капитал составляет 4%. Бюджетное финансирование инвестиций остается на весьма низком уровне.

    Нехватка финансовых ресурсов стала главным тормозом для проявления инвестиционной активности. По существу, единственным реальным источником финансирования инвестиционных проектов для большинства производителей стали их собственные средства. Нехватка собственных средств происходит и в результате значительной налоговой составляющей воспроизводственного процесса.

    Читайте также:  Процессор asic для майнинга

    Можно выделить основные факторы, негативно влияющих на инвестиционную деятельность экономических субъектов:

    — экономическая и политическая нестабильность;

    — недостатки законодательной базы;

    — высокая процентная ставка коммерческих кредитов;

    — высокий уровень налоговой составляющей воспроизводственного процесса.

    Проведение конкретной налоговой политики связано с реализацией фискальной и регулирующей функций налогов.

    С тем, что налоги выполняют фискальную и регулирующую функции, согласны представители разных экономических течений. Различия состоят в расстановке акцентов и отношении к мерам регулирования.

    В классической теории налогам отводилась в основном фискальная роль. Налоги рассматривали как средство пополнения государственной казны. Адам Смит допускал, что налоги могут использоваться для поддержки национального производства только в отдельных случаях, например при осуществлении протекционистской торговой политики. В результате усложнения экономических отношений возникла необходимость усиления регулирующей роли государства. В начале 20 века ученые экономисты полностью осознали необходимость использования регулирующей функции налогообложения как мощного средства экономической политики.

    По мнению Дж. М. Кейнса налоги должны играть важнейшую роль в системе государственного регулирования. Высокие налоги стимулируют экономическую активность, используются как основной ресурс для инвестиций через бюджетную систему. Кейнсианская теория является теорией спроса. Дж. М. Кейнса считал, что изменения в налоговой политике существенно влияют на основные компоненты спроса — личное и инвестиционное потребление.

    В неоклассической теории роль государства, а следовательно, и налогов рассматривается по иному. По мнению представителей данной теории, включая Дж. Б. Кларк, Ф.И. Эджуорт, И. Фишер, В. Парето, К. Виксель, У. Джевонс, К. Менгер, И. Тюнен, Л. Вальрас, А. Маршалл , высокое налоговое бремя сдерживает предпринимательскую активность и тормозит проведение корпорациями инвестиционной политики. Вследствие чего возможно прекращение обновления основных производственных фондов и спад в экономике. Государство должно устранять препятствия, мешающие действию законов свободной рыночной конкуренции. Поэтому налоги должны быть минимальными. Корпорациям должны предоставляться значительные налоговые льготы.

    Целью налогового регулирования инвестиционной деятельности является способствовать экономическому росту при помощи направления налоговых инструментов на государственную поддержку накопления в реальном секторе экономики для повышения конкурентоспособности действующего производства и создания нового. Одной из ключевых задач налоговой политики является создание благоприятного налогового климата для роста уровня и эффективности производства и инвестиций.

    Основными инструментами налоговой регулирующей политики выступают:

    Государство, лишь корректируя установленные ставки, не изменяя весь массив налогового законодательства, может осуществлять налоговое регулирование. При установлении неодинаковых налоговых ставок в разных отраслях происходит перелив капиталов. Так как инвесторы выбирают более выгодные условия для вложения своих средств. Зависимость между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений в бюджет показывает кривая Лэффера (рис. 2).

    Рис. 2. Кривая Лэффера

    Кривая Лэффера показывает зависимость доходов бюджета от прогрессивности налогообложения, т.е. характеризует взаимосвязь налоговой базы и налоговой ставки.

    Повышение ставки налога увеличивает сумму доходов бюджета. С увеличением налоговой ставки темпы роста доходов бюджета замедляются. Поскольку побудительные мотивы участников экономического процесса при этом серьезно не затрагиваются, заинтересованность в легальном заработке, а также общий объем производства сокращаются медленнее, чем возрастает ставка. Следовательно, поскольку уменьшение базы происходит медленнее, чем увеличение ставки, то в целом доходы бюджета возрастают. Однако при достижении определенного предела уплата налога приводит к тому, что чистого дохода практически не остается. Начинается спад деловой активности. Уклонения от налогов приобретают массовый характер. Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики. Несмотря на рост ставки налога, налоговые доходы бюджета сокращаются, так как сокращается база для уплаты налога.

    Определение оптимального режима налогообложения предполагает установление такого режима, который не подавляет экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивает необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

    По мнению Лэффера высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Снижение налогового бремени приводит к бурному экономическому росту.

    Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно колеблется в пределах 40-45%. В нашей стране уровень налогового изъятия составил около 31 % ВВП.

    Низкая величина этого показателя получается под влиянием определенных факторов, одним из которых является неудовлетворительное состояние налоговой дисциплины. По данным МНС России только 16 — 17% налогоплательщиков исправно и в полном объеме платят причитающиеся налоги. По данным независимых экспертов реальный уровень совокупного налогового бремени для законопослушного налогоплательщика составляет в среднем от 45 до 75% официально учитываемого ВВП. 5 Правительство РФ пытается снижать налоговое бремя. Произошедшее снижение ставки налога на прибыль с 35 до 24% с 1 января 2001 г. было направлено на увеличение финансового потенциала предприятий, повышение привлекательности реального сектора экономики для инвесторов.

    Снижение налогового бремени способствует экономическому росту. Однако важно не допустить снижения доходов бюджета. Чем значительнее снижение ставок налогов, тем большие суммы доходов бюджет будет недополучать. Поэтому непросто принять решение о заметном снижении ставок налогов в условиях острой бюджетной ситуации. При снижении ставок налогообложения возможно сокращение масштабов теневой экономики. Однако, для стимулирования данного процесса снижать налоги нужно существенно. Считается, что если снизить налоги на 15—20% ВВП, то пока “теневики” будут обдумывать маневр государства, ожидая какого-либо подвоха с его стороны, государство может вообще прекратить нормально функционировать. Необходимо стремиться уменьшать налоговое бремя, перемещая акцент с вопроса “сколько?” на вопрос “как?”, т.е. совершенствуя технику налогообложения.

    Предоставляя налоговые льготы, государство активизирует воздействие налогового регулятора на различные экономические процессы. Налоговые льготы являются инструментом экономической политики любого государства.

    Налоговые льготы (англ. tax exemptions) – предоставленная налоговым законодательством исключительная возможность полного или частичного освобождения от уплаты налога при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.

    В статье 56 Налогового кодекса РФ дано следующее понятие налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    Налоговые льготы различаются:

    — по механизму действия;

    — в зависимости от субъектов и элементов налогового производства.

    В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота, налоговые льготы разделяют на три группы:

    Налоговые изъятия (англ, tax immunity ) представляют собой вид налоговой льготы , предоставляемой по объекту налогообложения и направленной на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения.

    Налоговые изъятия в отношении налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц выражаются в том, что прибыль или доход, полученный налогоплательщиком от определенного вида деятельности, изымаются из состава налогооблагаемой прибыли (дохода). Например, глава 25 Налогового кодекса РФ “Налог на прибыль организаций” предусматривает значительное число изъятий. Не подлежат налогообложению: имущество, полученное в рамках целевого финансирования; безвозмездно полученное образовательными учреждениями оборудование для использования в образовательных целях; целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и др. Глава 23 Налогового кодекса РФ “Налог на доходы физических лиц” также предусматривает налоговые изъятия. Не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия по безработице, беременности и родам; государственные пенсии; стипендии; суммы в виде грантов для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ; доходы, получаемые в порядке наследования или дарения, и др.

    Данный вид льгот может быть использован также для косвенных налогов. Главой 21 “Налог на добавленную стоимость” предусмотрено освобождение от налогообложения операций по страхованию и перестрахованию, оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме и др.

    Налоговые изъятия могут предоставляться: на постоянной основе; на ограниченный срок, например, на какой-то срок с момента образования предприятия. Так не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет, считая с года регистрации.

    Налоговые изъятия могут предоставляться: всем плательщикам налога; отдельным категориям налогоплательщиков (инвалидам, многодетным семьям, лицам, имеющим заслуги перед Родиной и др.).

    Налоговые скидки (англ. tax allowance) представляет собой вид налоговой льготы, предоставляемой по объекту налогообложения. Налоговые скидка направлена на сокращение налоговой базы. Как правило налоговая скидка связана не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Например, в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ “Налог на прибыль организаций” налогоплательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных расходов на различные цели: на подготовку и освоение производств; на расходы некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии, организации производства и управления; расходы, связанные с содержание здравпунктов, находящихся на территории организаций и др. Глава 23 Налогового кодекса РФ “Налог на доходы физических лиц” также предусматривает налоговые скидки. Налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу на сумму доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, — в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.

    Читайте также:  Чиа пудинг это вкусно

    В зависимости от влияния на результаты налогообложения налоговые скидки подразделяются на:

    — лимитированные, при которых размер скидок прямо или косвенно органичен;

    — нелимитированные, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика.

    Как и налоговые изъятия, налоговые скидки в зависимости от ограничений по субъектам налогообложения могут быть:

    — общими — независимыми от субъективных признаков налогоплательщика;

    — специальными – применяемыми к определенным группам и категориям налогоплательщиков.

    Налоговый кредит (англ. tax credit ) представляет собой вид налоговой льготы, направленной на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

    Окладная сумма (валовой налог) определяется умножением числа единиц налогообложения , входящих в налоговую базу, на ставку налога.

    Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    1. причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

    2. задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

    3. угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога.

    Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам.

    Понятие “кредит” условно, так как не все виды налогового кредита возвратны и предоставляются за плату. Известно, что признаками кредита являются: срочность, возвратность, платность. Данные признаки присущи только инвестиционному налоговому кредиту.

    Формами предоставления налогового кредита являются следующие:

    — снижение ставки налога;

    — сокращение окладной суммы (валового налога);

    — полное освобождение налога на определенный период (налоговые каникулы);

    — отсрочка или рассрочка уплаты налога;

    — возврат ранее уплаченного налога или его части (налоговая амнистия);

    — зачет ранее уплаченного налога, широко используемый в целях избежания двойного налогообложения;

    — замена уплаты налога или части налога натуральным исполнением (целевой налоговый кредит)

    Целевой налоговый кредит является льготой, предоставляемой местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, налогоплательщику в случае выполнения им особо важного заказа по социально-экономическому развитию территории или предоставления особо важных услуг населению данной территории. Для получения этой налоговой льготы плательщик должен заключить налоговое соглашение с местной администрацией, которое затем подлежит утверждению местным органом власти при рассмотрении соответствующего бюджета.

    Инвестиционный налоговый кредит находит широкое применение. Он напрямую сокращает налоговое обязательство налогоплательщика, тогда как изъятия и скидки лишь косвенно сокращают окладную сумму. Кроме того, налоговый кредит больше, чем другие налоговые льготы учитывает имущественное положение налогоплательщика: одинаковый в количественном выражении налоговый кредит сохраняет большую долю дохода плательщику с более низкими доходами.

    Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии определенных Налоговым кодексом РФ оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    1. проведение научно — исследовательских или опытно — конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

    2. По данному основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму кредита, составляющую 30 % стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

    3. осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

    4. выполнение особо важного заказа по социально — экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

    По этим основаниям инвестиционный налоговый кредит предоставляется на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

    Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать:

    — порядок уменьшения налоговых платежей;

    — сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит);

    — срок действия договора;

    — начисляемые на сумму кредита проценты;

    — порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;

    — документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство;

    Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

    Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, принимается финансовым органом субъекта РФ.

    Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

    Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

    Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

    Организации могут заключать более одного договора об инвестиционном налоговом кредите.

    Независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите в каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 % размеров соответствующих платежей. Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 % размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

    Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период.

    Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

    Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите организация нарушит предусмотренные договором условия (например, реализует либо передаст во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудование или иное имущество, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита), то эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора обязана уплатить все неуплаченные ранее суммы налога, а также пени и проценты, начисленные на каждый день действия договора исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

    Практика использования инвестиционного налогового кредита за рубежом иная, нежели в России. В США инвестиционные налоговые скидки для стимулирования инвестиций используются с 1962 г. Инвестиционные налоговые скидки за рубежом именуют инвестиционным налоговым кредитом.

    Инвестиционные налоговые скидки представляют собой финансирование государством капитальных вложений частного бизнеса. Инвестиционные налоговые скидки используются с целью стимулирования предпринимателей к инвестированию расширения или замене устаревшего оборудования. На Западе инвестиционный налоговый кредит рассчитывается, как правило, в процентах от стоимости оборудования и вычитается из суммы налога на прибыль или облагаемого налогом дохода. Существует два вида налоговых скидок:

    — налоговые вычеты из налоговой базы;

    — налоговые вычеты из суммы налога.

    Считается, что такой налоговый кредит позволяет лучше, чем другие льготы, учитывать имущественное положение налогоплательщика. Если налоговая льгота предоставляется в виде вычета из налоговой базы, то большую выгоду получает налогоплательщик, доходы которого облагаются по более высокой ставке. Если предоставляется льгота в виде скидки, вычитаемой из суммы налога, то это сохраняет большую долю доходов плательщику с низкими доходами.

    В зарубежной практике право на получение налоговой скидки представлялось корпорациям в год ввода оборудования в эксплуатацию. Ее ставка устанавливалась в зависимости от срока службы оборудования. Применение данного вида налоговой льготы не было постоянным. В зависимости от изменения конъюнктуры рынка в различных отраслях менялся и размер инвестиционной налоговой скидки. В США максимальная ставка инвестиционного налогового кредита составляла 7% общей стоимости средств, инвестированных в машины и оборудование со сроком службы не менее 8 лет, а минимальная — 2,33% для активов 4 — 6 лет “полезной жизни”. В 1980г. максимальная ставка инвестиционного налогового кредита была установлена в размере 10%. В ходе налоговой реформы 1981 г. установлены всего две ставки инвестиционного налогового кредита:

    — 6% — для класса капитальных активов с нормативным сроком службы 3 — 4 года;

    — 10% — для всех остальных классов.

    Для преодоления бума инвестиций действие данной льготы прекращалось дважды: в 1966 — 1967 и в 1969 — 1971 годах.

    В зарубежных странах пик налогового субсидирования пришелся на конец 70 начало 80 годов 20 века. Вначале 80-х годов стало очевидно, что осуществление инвестиционных проектов компании начали связывать не со стратегическими задачами расширения и модернизации производства, а с возможностью получения дополнительных налоговых льгот. Применение инвестиционного налогового кредита было сокращено. Широкое распространение получил исследовательский налоговый кредит — скидки на НИОКР.

    В зависимости от субъектов и элементов налогового производства выделяют четыре группы налоговых льгот, предоставляемых:

    — по объекту: изъятия, скидки;

    — по ставкам: понижение ставки;

    — по срокам уплаты: отсрочка уплаты, налоговый кредит;

    — по отдельным субъектам: комбинация перечисленных льгот, налоговые каникулы, понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.

    Читайте также:  Бюджетные инвестиции государственные инвестиции публичные инвестиции

    Налоговые каникулы представляют собой установленный законом срок, в течение которого определенная категория налогоплательщиков освобождается от уплаты того или иного налога. Посредством данного налогового механизма государство поощряет создание новых производств, в существовании и развитии которых оно заинтересовано, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, а также для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны.

    В некоторых странах налоговыми каникулами называют период, в течение которого компания освобождается от уплаты корпорационного налога или налога на прибыль либо платит его только с части прибыли. Такое освобождение от налогов является мерой по стимулированию экспорта или развития новой отрасли производства. Налоговые каникулы в зарубежной практике использовались в ходе реформ второй половины 80 — начала 90 годов 20 века. Вновь образованные акционерные общества в течение первого года или двух лет работы полностью или частично освобождались от налога. Затем по мере увеличения срока деятельности обществ доход облагался налогом в соответствии с возрастающей налоговой ставкой.

    В России к налоговым каникулам можно отнести освобождение от уплаты земельного налога граждан, впервые организующих фермерские хозяйства, в течение 5 лет после предоставления им земельного участка и другие освобождения, определяемые специальными налоговыми режимами, являющимися системой мер налогового регулирования.

    Налоговая поддержка инвестиционной деятельности неразрывно связана с амортизационной политикой. Амортизационная политика должна быть направлена на интенсивное обновление производственного потенциала. Под амортизацией в широком смысле понимается процесс воспроизводства капитала. В узком смысле под амортизацией понимается экономический механизм компенсации износа, т.е. восполнения потери стоимости и накапливания средств (источников), необходимых организации для приобретения новых основных фондов взамен окончательно износившихся. Амортизационные отчисления являются важным инвестиционным источником собственных ресурсов организаций. Амортизационный фонд по своей экономической природе и предназначению является инвестиционным ресурсом и источником капитальных вложений организаций.

    Амортизационные отчисления представляют собой капитальную стоимость, отделившуюся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования и т.д.), изначально являющуюся капиталом, уже находящуюся в кругообороте и обороте организации. Амортизационные отчисления выступают как авансированный капитал, обособившаяся часть уставного капитала. Поэтому амортизационные отчисления, как и весь капитал организации, должны сохраняться в обороте и не использоваться в качестве дохода.

    Амортизация во всех экономически развитых странах рассматривается как важнейший источник инвестиционных средств компаний не только для простого, но и для расширенного воспроизводства.

    Система ускоренной амортизации является одним из действенных инструментов государственного регулирования темпов обращения основного капитала, распределения инвестиций по сферам общественного производства и отраслям. Суть системы ускоренной амортизации заключается в использовании повышающих коэффициентов амортизации в зависимости от срока службы оборудования.

    Система ускоренной амортизации впервые стала применяться в США в 1954 г. в отдельных приоритетных отраслях экономики. В США применялся метод уменьшения остатка с нормой 150% от нормы равномерного списания. С начала 60 годов система ускоренной амортизации стала общепринятой в западной экономике.

    В 70 годы в западных странах была введена система амортизационного диапазона. Она предусматривала право самостоятельного определения корпорациями сроков амортизационного списания элементов основного капитала.

    В развитых странах сложившаяся амортизационная система превратилась в эффективное средство мобилизации дополнительных ресурсов для ускорения обновления основных фондов.

    В соответствии со статьей 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

    Не подлежат амортизации:

    — земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);

    — объекты незавершенного капитального строительства,

    — финансовые инструменты срочных сделок (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

    Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

    1. имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;

    2. имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

    3. имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования;

    4. объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;

    5. продуктивный скот, буйволы, волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочего скота);

    6. приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства (стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов).

    Из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:

    — переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;

    — переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

    — находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев.

    Амортизируемое имущество распределяется по десяти амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.

    Статьей 259 Налогового кодекса РФ определены методы расчета сумм амортизации:

    При применении линейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

    При применении линейного метода норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

    где K — норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости объекта амортизируемого имущества;

    n — срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах.

    При применении нелинейного метода сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества определяется как произведение остаточной стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для данного объекта.

    При применении нелинейного метода норма амортизации объекта амортизируемого имущества определяется по формуле:

    где K — норма амортизации в процентах к остаточной стоимости, применяемая к данному объекту амортизируемого имущества;

    При этом с месяца, следующего за месяцем, в котором остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества достигнет 20% от первоначальной (восстановительной) стоимости этого объекта, амортизация по нему исчисляется в следующем порядке:

    1) остаточная стоимость объекта фиксируется как его базовая стоимость для дальнейших расчетов;

    2) сумма начисляемой за один месяц амортизации определяется путем деления базовой стоимости данного объекта на количество месяцев, оставшихся до истечения срока его полезного использования.

    При начислении амортизации основных средств налогоплательщики к основной норме амортизации применяют специальные коэффициенты.

    Специальные коэффициенты, применяемые при исчислении амортизации основных средств

    Виды амортизируемых основных средств

    амортизируемые основные средства, используемые для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности

    к основной норме амортизации налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше 2;

    амортизируемые основные средства, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга)

    к основной норме амортизации налогоплательщик, у которого данное основное средство должно учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды (договора лизинга), вправе применять специальный коэффициент, но не выше 3;

    Данные положения не распространяются на основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется нелинейным методом.

    в отношении собственных основных средств налогоплательщики — сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты)

    вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2;

    по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 тыс. руб. и 400 тыс. руб.

    основная норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5;

    организации, получившие (передавшие) указанные выше легковые автомобили и пассажирские микроавтобусы в лизинг, включают это имущество в состав соответствующей амортизационной группы

    применяют основную норму амортизации (с учетом применяемого налогоплательщиком по такому имуществу коэффициента) со специальным коэффициентом 0,5.

    В условиях рыночных отношений величина амортизационных отчислений оказывает существенное влияние на экономику организации. Слишком высокая доля отчислений повышает величину издержек производства. Следовательно, снижает конкурентоспособность выпускаемой продукции, уменьшает объем получаемой прибыли. Низкая доля амортизационных отчислений приводит к увеличению срока оборачиваемости средств, вложенных в приобретение основных фондов. Это неизбежно ведет к их старению и потере организацией позиций на рынке. Решая свои производственные проблемы, организация должна выбрать такой способ амортизации, который позволит наилучшим образом решить поставленные задачи.

    Формирование инвестиционной политики и как следствие — разработка мер регулирования инвестиционного процесса должна происходит не только на федеральном уровне.

    На региональном и местном уровнях также должно действовать законодательство, обеспечивающее благоприятные условия работы организаций в период реализации инвестиционных проектов.

    На региональном и местном уровнях могут широко используются инструменты налогового регулирования инвестиционной деятельности с целью создания для инвесторов более привлекательных условий инвестирования и тем самым — более благоприятного инвестиционного климата.

    В заключении необходимо отметить следующее. Налоги используются как инструмент регулирования экономических процессов, а значит, и как средство влияния на инвестиционную деятельность. Причем налоги являются рычагом косвенного государственного воздействия на инвестиционную деятельность.

    Решение проблем налогового регулирования инвестиционной деятельности возможно при:

    — обеспечение стабильности законодательства, в том числе налогового;

    — снижение уровня налоговых изъятий, так как высокая налоговая нагрузка является сдерживающей причиной развития инвестиционных процессов.

    При снижении налоговой составляющей воспроизводственного процесса будет стимулироваться деловая и инвестиционная активность.

    Источник

  • Оцените статью