НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ
1) производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению;
2) проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности (налоговые преступления);
3) осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность;
4) по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции». Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК и иными федеральными законами. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов налоговой полиции несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Участие органов налоговой полиции в налоговых проверках определено в письмах МНС и ФСНП РФ от 5, 10 октября 1999 г. № АС-6-16/784, АА-3107.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .
Смотреть что такое «НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ» в других словарях:
Налоговая полиция — в РФ система правоохранительных органов, главной задачей которых является выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. По английски: State tax policy Синонимы: Государственная налоговая полиция См. также:… … Финансовый словарь
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — в РФ один из видов правоохранительных органов; предупреждают, выявляют, пресекают и расследуют преступления или административные правонарушения в налоговой сфере. Созданы в соответствии с Законом РФ О федеральных органах налоговой полиции от 24… … Юридический словарь
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — государственная организация, служба, призванная способствовать деятельности налоговой инспекции, выявлять и привлекать к ответственности наиболее крупных и злостных неплательщиков налогов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь
Налоговая полиция — см. Органы налоговой полиции … Энциклопедия права
Налоговая полиция — Эмблема ФСНП России Вымпел ФСНП России Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России) подчинённый непосредственно Президенту правоохранительный орган России, существовавший с 1992 по 2003 год. Содержание … Википедия
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — в РФ один из видов правоохранительных органов, государственная организация, призванная способствовать деятельности налоговой инспекции, выявлять предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Деятельность Н.п. регулируется… … Энциклопедический словарь экономики и права
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — один из видов правоохранительных органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. В марте 1992 г. при ГНС РФ было создано Главное управление налоговых расследований (ГУНР). В соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. № 5238 1 О… … Энциклопедия юриста
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — см.: Федеральная служба налоговой полиции РФ … Энциклопедический словарь конституционного права
налоговая полиция — в РФ один из видов правоохранительных органов; предупреждают, выявляют, пресекают и расследуют преступления или административные правонарушения в налоговой сфере. Созданы в соответствии с Законом РФ О федеральных органах налоговой полиции от 24… … Большой юридический словарь
налоговая полиция — … Орфографический словарь русского языка
Источник
Федеральная служба налоговой полиции, ее структура, задачи, права и обязанности
Федеральная служба налоговой полиции, ее структура, задачи, права и обязанности
Создание федеральных органов налоговой полиции объективно было вызвано политической и социально-экономической обстановкой в Российской Федерации в начале 90-х годов.
Исторически появлению налоговой полиции предшествовало создание Государственной налоговой службы Российской Федерации (ГНС России), которая была образована в соответствии с Законом РСФСР от 01.01.01 года № 000-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР». Закон определил правовые основы, принципы организации и деятельности, систему, структуру и полномочия государственных налоговых инспекций 1 .
В соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года№ 000-1 «О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» федеральные органы налоговой полиции были отнесены к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности.
24 июня 1993 года Президентом Российской Федерации утвержден принятый Верховным Советом Российской Федерации Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» № 000-1, который вступил в действие с 15 июля 1993 года (с момента его опубликования). Закон определил правовые основы, принципы организации и деятельности, а также систему, структуру и полномочия федеральных органов налоговой полиции. В соответствии с ним ГУНР при ГНС России был преобразован в самостоятельную государственную правоохранительную структуру на правах государственного комитета Российскои Федерации —департамент налоговой полиции Российской Федерации (ДНП России).
Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Вопросы Департамента налоговой полиции Российской Федерации» штатная численность налоговой полиции по состоянию па 1 января 1995 года была установлена в количествечеловек.
После вступления в действие 27 декабря 1995 года Федерального закона Российской Федерации » О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Уголовно-процессуальпый кодекс РСФСР» , принятого Государственной Думой 15 ноября 1995 года, ДНП России переименован в Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России).
В дополнение к прежним полномочиям федеральным органам налоговой полиции было предоставлено право осуществления предварительного следствия и проведения судебно-экономических и связанных с исследованием документов криминалистических экспертиз. Некоторые результаты деятельности федеральных органов налоговой полиции Российской Федерации за гг. приведены в таблице 1.
Выявлено и пресечено нарушений налогового законодательства
Доначислено в федеральный
Возбуждено уголовных: дел
600 млрд руб 120 млн долл США и 2 млн марок ФРГ
57 000(из них > 8000 в крупных и ос кр размерах)
3,8 трлн руб 258 млн долл США и155млнмар ФРГ
23 700 (из них 13000в крупных и ос кр размерах)
7,5 трлн руб (с учетом СКВ в рубл эквивал)
данных не сохранилось
26 500 (из нихв крупных и ос кр размерах)
16,4 трлн руб (с учетом СКВ в рубл эквивал )
20 979 (из них 7 054 в крупных и ос кр размерах)
23 5 трлн руб (с учетом СКВ в рубл эквивал)
18 633 (из них 7 552 в крупных и ос кр размерах)
4660 3 млн руб (с учетом СКВ в рубп эквивал )
Структура и функции ФСНП России
В структуру ФСНП России входят руководство Федеральной службы, подразделения центрального аппарата, подразделения непосредственного подчинения.
ФСНП России является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство единой системой федеральных органов налоговой полиции по выполнению возложенных на нее задач и осуществляет следующие функции:
— организует оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, розыск лиц, подозреваемых в налоговых преступлениях, принимает меры к возмещению нанесенного государству ущерба,
— осуществляет работу по защите от противоправных посягательств сотрудников государственных налоговых инспекций и налоговой полиции;
— проводит работу по выявлению, предупреждению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и органах налоговой полиции.
Первый заместитель и заместители Директора ФСНП России назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению Директора ФСНП России
Начальники подразделений ФСН П России назначаются на дол-жность и освобождаются от должности Директором ФСНП России
Организация деятельности ФСНП России регламентируется «Положением о Департаменте налоговой полиции Российской Федерации», утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации «Вопросы Департамента налоговой полиции Российской Федерации» от 01.01.01 года № 000
Подразделения центрального аппарата ФСНП России решают следующие задачи:
Управление делами (УД). Ведет все виды делопроизводства. Организует работу с документами высших органов власти и управления Российской Федерации, с запросами депутатов, министерств и ведомств; заявлениями и жалобами граждан, предприятий организаций и учреждений. Осуществляет контроль и оказывает методическую помощь федеральным органам налоговой полиции в организации и совершенствовании делопроизводства.
Организационно-инспекторское управление (ОИУ). Организует перспективное и текущее планирование деятельности ФСНП России, комплексные и тематические проверки подразделений и органов налоговой полиции.
Оказывает методическую и практическую помощь территориальным органам ФСНП России. Осуществляет анализ и оценку реального состояния оперативно-служебной деятельности федеральных органов налоговой полиции. Возглавляет работу по подготовке резерва выдвижения руководящего состава. Организует и обеспечивает работу Коллегии ФСНП России через рабочий аппарат коллегии, входящий в структуру ОИУ.
Управление кадров СУЮ. Разрабатывает и обеспечивает практическую реализацию единой кадровой политики ФСНП России.
Осуществляет подбор, профессиональную подготовку и расстановку кадров, организационно-методическое управление кадровыми подразделениями федеральных органов налоговой полиции.
Организационно-мобилизационное управление ЮМУ). Разрабатывает предложения по организационной структуре и штатному расписанию федеральных органов налоговой полиции. Организует подготовку мобилизационных документов и обучение личного состава по вопросам гражданской обороны.
Правовое управление (ПУ). Обеспечивает неукоснительное соблюдение сотрудниками федеральных органов налоговой полиции требований законности. Разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов по регламентации деятельности ФСНП России и ее территориальных и местных органов. Участвует в разработке федеральных законов по усилению борьбы с преступностью, повышению эффективности налоговой системы государства. Занимается разработкой внутриведомственных документов, осуществляет их юридическую экспертизу. Участвует в заседаниях арбитражных судов и судов общей юрисдикции, где рассматриваются иски к налоговой полиции. Ведет систематизацию нормативных актов по вопросам деятельности федеральных органов налоговой полиции.
Финансово-экономическое управление (ФЭУ) и Контрольно-ревизионная инспекция (КРИ). Осуществляет финансовые операции, ведет бухгалтерский учет, контролирует расходы ФСНП России в соответствии с бюджетными ассигнованиями. Через КРИ, входящую в его структуру, проводит проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов, учебных заведений и лечебно-оздоровительных учреждений ФСНП России.
Дежурная служба. Осуществляет постоянную связь с федеральными органами налоговой полиции, другими правоохранительными органами, с ГНС России и другими ведомствами. Получает, обрабатывает и докладывает руководству ФСНП России и заинтересованных подразделений центрального аппарата информацию о чрезвычайных происшествиях. Организует учет, хранение и выдачу оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам центрального аппарата ФСНП России.
Подразделения непосредственного подчинения ФСНП России решают следующие задачи:
Оперативное управление (ОУ). Осуществляет деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений в особо крупных размерах, совершаемых организованными преступными группировками, как правило, на территории нескольких регионов. Ведет контрольно-методическую работу. Оказывает практическую помощь и осуществляет функциональное руководство оперативными подразделениями территориальных органов ФСНП России.
Управление «АТ». Разрабатывает и принимает меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение преступлений и нарушений налогового законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции.
Координирует деятельность подразделений «АТ» территориальных органов налоговой полиции, а также налоговых постов на предприятиях, производящих спирт и алкогольную продукцию. Организует взаимодействие с контролирующим и правоохранительными органами в пределах своей компетенции.
Управление взыскания задолженностей. Принимает меры, направленные на обеспечение взыскания задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, на основании решений судов, постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных органов, имеющих право принимать решения в соответствии с федеральными законами в целях полного возмещения нанесенного государству ущерба.
Организует работу по розыску и наложению ареста на имущество, активы и пассивы организаций-должников. Координирует деятельность подразделений взыскания задолженностей федеральных органов налоговой полиции. Организует взаимодействие с контролирующим и правоохранительными органами в пределах своей компетенции.
Управление собственной безопасности (УСБ). Обеспечивает безопасность деятельности федеральных органов налоговой полиции, а также государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников.
Осуществляет комплексные мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и органах налоговой полиции; разрабатывает меры по защите государственной и служебной тайны в этих органах.
Управление налоговых проверок (УНП). Осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц при получении информации о готовящемся или совершенном налоговом преступлении. Проводит контрольные проверки при получении информации о фактах взяточничества или коррупции с участием сотрудников налоговых органов или налоговой полиции. Ведет методическую работу и осуществляет функциональное руководство подразделениями налоговых проверок в территориальных органах ФСНП России.
Следственное управление (СУ). «Выросло» из отдела дознания. Возбуждает уголовные дела. Проводит дознание и предварительное следствие. Направляет расследованные уголовные дела в суд. Осуществляет контрольно-методические функции и оказывает практическую помощь следственным подразделениям федеральных органов налоговой полиции в расследовании уголовных дел. Готовит проекты ведомственных нормативных документов по вопросам совершенствования дознания и следствия по делам о налоговых преступлениях.
Управление физической зашиты (УФЗ). Обеспечивает физическую защиту сотрудников налоговых органов и налоговой полиции, а также их родственников от преступных посягательств на их жизнь и здоровье при выполнении служебных обязанностей. Как правило используется в тех случаях, когда возможно силовое противодействие. Разрабатывает специальные приемы и тактику действий. Готовит предложения по совершенствованию деятельности подразделений физической защиты федеральных органов налоговой полиции, их вооружению и оснащению спецсредствами, экипировкой.
Организует обучение инструкторов оперативно-боевой подготовки. Через комендантскую службу, входящую в ее состав, обеспечивает охрану зданий налоговой полиции и налоговых инспекций. Оперативно-техническое и поисковое управление (ОТПУ). Проводит оперативно-поисковые и иные специальные мероприятия с применением технических средств фиксации преступных действий лиц, совершающих налоговые преступления. Разрабатывает рекомендации для оперативно-технических и поисковых подразделений территориальных органов ФСНП России. Организует профессиональную подготовку своих специалистов в центре и на местах.
Информационно-аналитическое управление (ИАУ). Занимается накоплением, обработкой и анализом оперативно-служебной информации, информационно-аналитическим сопровождением оперативных разработок, макроэкономическим анализом. Подготовкой аналитических материалов, прогнозов и практических рекомендаций по проблемам налогообложения, собираемости налогов, криминологии налоговой преступности и т. п. Оснащением федеральных органов налоговой полиции современной техникой. Созданием единой информационной системы ФСНП России — «ИСИНПОЛ».
Управление международного сотрудничества (УМС). Организует сотрудничество ФСНП России с аналогичными структурами зарубежных стран, предполагающее: обмен информацией о нарушениях налогового законодательства, национальных налоговых системах; взаимодействие при проведении совместных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений; координацию деятельности по вопросам создания рабочих групп, обмена экспертами, обучения кадров.
Управление специальной связи (УСО). Обеспечивает федеральные органы налоговой полиции всеми видами связи, в том числе правительственной и шифровальной.
Административно-хозяйственное управление (АХУ). Организует учет, хранение и обеспечение федеральных органов налоговой полиции материально-техническими средствами; вооружением, средствами защиты и активной обороны; вещевым имуществом; жилищное обеспечение; капитальное строительство и ремонт административно-служебных зданий и помещений и т. п.
Медицинское управление (МУ). Осуществляет руководство сетью ведомственных медицинских и оздоровительных учреждений (2 санатория, дом отдыха и пансионат).
Центр общественных связей (ЦОС). Обеспечивает связь руководства ФСНП России со средствами массовой информации. Организует пресс-конференции для российских и иностранных корреспондентов. Готовит и распространяет пресс-релизы о деятельности федеральных органов налоговой полиции. Анализирует материалы отечественной и зарубежной прессы. Издает газету «Налоговая полиция», освещающую: аналитические и проблемные материалы, нормативные документы по налоговому законодательству и комментарии к ним, обзоры зарубежного опыта, репортажи по вынесенным судебным приговорам, материалам проверок и т. п.
Служба судебно-экономических экспертиз (ССЭЭ). Разрабатывает методики и проводит судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы, которые в судах признаются вещественными доказательствами по уголовным делам о налоговых преступлениях.
Автомобильная служба (АС). Организует закупку, ремонт и эксплуатацию автотехники по установленным в ФСНП России нормам.
Отдел взыскания недоимок (ОВН). Разрабатывает порядок и организует реализацию арестованного в счет налоговых недоимок имущества и средств предприятий, учреждений и организаций (независимо от форм собственности) с целью возмещения нанесенного государству вреда.
Отдел регистрации и архивных фондов (ОРАФ). Обеспечивает учет, хранение и использование документов в архиве центрального аппарата ФСНП России. Ведет статистическую отчетность по основным направлениям деятельности федеральных органов налоговой полиции Разрабатывает проекты нормативных документов по вопросам учета, хранения и использования документальных материалов. Оказывает методическую помощь подразделениям регистрации и архивных фондов территориальных органов ФСНП России.
Научно-исследовательский отдел (НИР). Планирует и организует научно-исследовательскую и редакционно-издательскую работу в федеральных органах налоговой полиции.
Совещательные (штатные и нештатные) органы управления:
— Коллегия ФСНП России;
— Совет по кадровой политике при Директоре ФСНП России;
— Штатно-тарифная комиссия (ШТК);
— Центральная аттестационная комиссия (ЦАК);
— Учебно-методический совет и др.
Коллегия ФСНП России. Является постоянно действующим совещательным органом, строящим свою деятельность на принципах законности, демократизма, сочетания коллегиальности и единоначалия.
Персональный состав Коллегии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Директора ФСНП России.
В компетенцию коллегии входит рассмотрение наиболее важных вопросов организации, планирования и реализации оперативно-служебной, кадровой, финансово-хозяйственной деятельности; заслушивание отчетов руководителей органов; рассмотрение проектов наиболее важных приказов, положений, инструкций. Рассмотрение представлений сотрудников к государственным наградам и высшим офицерским званиям.
Совет по кадровой политике при Директоре ФСНП России. Является консультативным органом при Директоре Федеральной службы налоговой полиции России, призванным обеспечить объективность оценки кадровой ситуации и выработку мер, направленных на повышение эффективности работы с кадрами в федеральных органах налоговой полиции. Деятельность Совета регламентируется Положением, утвержденным приказом ФСНП России от 01.01.01 года № 000.
Штатно-тарифная комиссия (ШТК). Является нештатным постоянно действующим коллегиальным органом ФСНП России, рассматривающим наиболее важные организационно-штатные вопросы в системе федеральных органов налоговой полиции:
— определение перспективных направлений работы по совершенствованию структуры федеральных органов налоговой полиции;
— выработка рекомендаций по обеспечению рационального использования штатных сил и средств, экономии финансовых и материальных ресурсов;
— подготовка решений по выносимым на рассмотрение ШТК проектам типовых структур и штатов, структурно-штатных нормативов и другим документам по вопросам организационно-штатной деятельности в федеральных органах налоговой полиции.
Работа ШТК организуется в соответствии с Положением, объявленным приказом ФСНП России от 01.01.01 года № 000.
Учебно-методический совет (УМС) Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации является нештатным постоянно действующим коллегиальным органом при Директоре ФСНП России, осуществляющим организационно-методическое управление системой профессионального образования и воспитания кадров федеральных органов налоговой полиции. Руководствуется Положением об УМС, утвержденным приказом ФСНП России от 01.01.01 года №85.
Основные функции УМС:
— выработка рекомендаций по важнейшим вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
— определение целей, принципов, содержания, форм и методов обучения и воспитания личного состава федеральных органов налоговой полиции;
— координация научно-исследовательской работы учебных заведений и органов налоговой полиции и определение ее приоритетных направлений;
— распространение передового отечественного и зарубежного опыта организации профессионального образования и воспитания кадров.
Таким образом, структура центрального аппарата ФСНП России и функции его подразделений, коллегиальных (штатных и нештатных) органов позволяют обеспечить оптимальное управление единой системой федеральных органов налоговой полиции по выполнению возложенных на них задач.
Задачи, принципы деятельности, права и обязанности федеральных органов налоговой полиции России
Нормативно-правовую основу деятельности федеральных органов налоговой полиции составляют соответствующие положения Конституции Российской Федерации, законодательные акты (федеральные законы, законы, постановления), указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, а также ведомственные нормативные акты (приказы, указания, положения, инструкции и т. п.), регламентирующие деятельность федеральных органов налоговой полиции России.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 01.01.01 года № 000-1 федеральные органы налоговой полиции Российской Федерации решают следующие задачи:
— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
— обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Деятельность федеральных органов налоговой полиции осуществляется на основе следующих принципов:
— уважения прав и свобод человека и гражданина;
— подконтрольности и подотчетности высшим органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;
— сочетания гласных и негласных форм деятельности.
В ФСНП России, ее территориальных и местных органах не допускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.
Полномочия федеральных органов налоговой полиции реализуются в трех видах деятельности: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.
Для выполнения возложенных задач им предоставлено право:
1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пресечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов налоговой полиции, а также обеспечения собственной безопасности;
2) пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля ;
3) осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после проверок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем;
4) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его заместитель;
5) беспрепятственно входить в любые производственные, складские, торговые и иные помещения независимо от форм собственности и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их; (О всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан орган налоговой полиции уведомляет прокурора в течение 24 часов с момента проникновения);
6) в соответствии с компетенцией федеральных органов налоговой полиции выносить в качестве предупредительной меры письменные предупреждения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения
нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерского учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;
7) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения; (Это право нельзя толковать расширительно — как право проверять документы у гражданина, подозреваемого в совершении любого преступления или административного проступка. Только у граждан и должностных лиц, подозреваемых в совершении налогового преступления или правонарушения);
8) вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции;
9) получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации; (Подученная федеральными органами налоговой полиции информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит);
10) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, международных организаций), для предотвращения налоговых преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении;
11) составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам налоговой полиции, осуществлять административное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; (Протокол об административном правонарушении составляется на должное или физическое лицо только в случае нарушения ими пп.5-11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» от 01.01.01 года № 000-1).
Нарушение руководителями и должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физическими лицами пп.5-10 влечет за собой административную ответственность в виде штрафа в размере до 100-кратного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда.
Административное задержание выражается в кратковременном (до 3-Х часов) ограничении свободы с доставлением в официальное помещение органов налоговой полиции или внутренних дел);
12) налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет;
13) осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению федеральных органов налоговой полиции (ст. 198, 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом Российской Федерации от 01.01.01 года №63-ФЗ), проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы; (Получив информацию о готовящемся или совершенном преступлении, орган налоговой полиции в течение 3, а в исключительных случаях — 10 суток производит ее проверку на наличие или отсутствие признаков налогового преступления и принимает одно из следующих решений:
— о возбуждении уголовного дела;
— об отказе в возбуждении уголовного дела;
— о передаче материалов по подследственности или подсудности.
С момента возбуждения у головного дела до составления обвинительного заключения законом предусмотрен 2-месячный срок);
14) осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно; (Внедрение оперативных сотрудников санкционирует директор ФСНП России или его 1-й заместитель);
15) осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах полномочий федеральных органов налоговой полиции;
16) вносить в соответствии с законом в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступлений и нарушений;
17) хранить, носить и применять табельное огнестрельное оружие, специальные средства 1 (кроме водометов, бронемашин и служебных собак), применять физическую силу в порядке, предусмотренном Законом РСФСР «О милиции» от 01.01.01 года № 000-1 (с изменениями от 18 февраля и 1 июля 1993 года);
18) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения налоговых преступлений и нарушений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда;
19) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства;
20) выплачивать лицу, представившему информацию о налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей, поступивших в соответствующий бюджет.
Контроль за деятельностью федеральных органов налоговой полиции осуществляют Федеральное собрание и Правительство Российской Федерации. Надзор за законностью деятельности налоговой полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
В ноябре 1994 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации в порядке надзора проведена комплексная проверка ДНП России. Выявленные комиссией недостатки нашли отражение в Представлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 01.01.01 года №7/. Меры по устранению выявленных
нарушений были обсуждены на заседании Коллегии ДНП России от 01.01.01 года. Главная претензия Генпрокуратуры к деятельности федеральных органов налоговой полиции заключалась в увлечении ими проверочной деятельностью с налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами) в ущерб оперативно-розыскной деятельности.
Действия сотрудников налоговой полиции могут быть обжалованы в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.
Вред, причиненный противоправными действиями сотрудников налоговой полиции гражданам и предприятиям, подлежит возмещению
Права, предоставленные федеральным органам налоговой полиции, в полной мере обеспечивают эффективное выполнение ими задач и обязанностей в борьбе с налоговыми преступлениями и правонарушениями.
Деятельность федеральных органов налоговой полиции находится под постоянным контролем органов федеральной законодательной, исполнительной и судебной властей.
Федеральные органы налоговой полиции в соответствии с поставленными перед ними задачами обязаны:
1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмещению нанесенного государству ущерба;
2) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;
3) принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществлять в установленном законом порядке их проверку;
4) обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;
5) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных процессуальных действий;
6) оказывать содействие налоговым органам, органам прокуратуры, предварительного следствия, государственной безопасности, внутренних дел и другим государственным органам в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;
7) проводить работу по выявлению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции;
8) осуществлять сбор и анализ информации об исполнении налогового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридических и физических лиц, а также информировать высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации о характерных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (прибыли) от налогообложения.
Таким образом, оперативно-служебная деятельность федеральных органов налоговой полиции имеет четкую и строгую законодательную регламентацию. Обязанности федеральных органов налоговой полиции вытекают из задач, поставленных перед ними государством. Закрепленные в законе принципы деятельности федеральных органов налоговой полиции обеспечивают строгое соблюдение законности в процессе оперативно-служебной деятельности ее сотрудников.
1, Н Российская налоговая политика: история, теория
и практика. Монография. — СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России;
2. Михайлов -процессуальная деятельность федеральных органов налоговой полиции: Учебное пособие. Изд. 2-е. — М.: ДНП России, 1995;
З. Налоговая полиция: Учебно-практическое пособие / Отв. редактор проф. . — М.: ДНП России, 1994;
4. Налоговая полиция / Сост. . — М.: Изд-во «Восход», 1996;
5. Нормативно-методические документы о составе, содержании и порядке разработки должностных инструкций федеральных государственных служащих. — НИИ труда Минтруда России. — М.,1996;
6. Организация предпринимательской деятельности и основы выявления налоговых преступлений и правонарушений: Учебно-методическое пособие / , , и др.; Под ред. д-ра экон. наук, проф . — М.: Изд-во МАИ,1995;
7. Налоги. Учеб. пособие / Под ред. . Изд-е 3-е. М.. 19Окунева и налогообложение в России. Учеб. пособие. М., 1996.
9. и др. Налоговая система в России. Учеб. пособие М 1996. ‘ »
10. , Дольдэ . Теория и практика. Учеб пособие С-Пб, 1995.
11. Действующие налоги. Комментарии. (, Д Г Черник и др.). М., 1997.
12. Седов в зеркале реформ. Вопросы методологии и практики М.,1996.
13. Тимофеева система России: настоящее и будущее Налоговый кодекс. М., 1996.
14. Ходорович с граждан. М., 1996.
15. Галанина о налогах. М., 1996.
16 . Налоги России. Комментарии, ответы на вопросы. (Приложение к журналу «Консультант»). М., 1996.
17. Юткина налогообложения. Сыктывкар, 1995.
1 Указом Президента Российской федерации от 01.01.01 года № 000 «О Министерстве Российской федерации по налогам и сборам» Государственная налоговая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
1 В понятие «специальные средства» входят: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники (или подручные средства связывания), светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, специальные окрашивающие средства.
Источник