Налоговая полиция осуществляет свою деятельность

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ

1) производить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по делам о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к их ведению;

2) проводить в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных к их подследственности (налоговые преступления);

3) осуществлять в соответствии с федеральным законом оперативно-розыскную деятельность;

4) по запросу налоговых органов участвовать в налоговых проверках;

5) осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом РФ «О федеральных органах налоговой полиции». Органы налоговой полиции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения. Органы налоговой полиции несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей. Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК и иными федеральными законами. За неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники органов налоговой полиции несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Участие органов налоговой полиции в налоговых проверках определено в письмах МНС и ФСНП РФ от 5, 10 октября 1999 г. № АС-6-16/784, АА-3107.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое «НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ» в других словарях:

Налоговая полиция — в РФ система правоохранительных органов, главной задачей которых является выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. По английски: State tax policy Синонимы: Государственная налоговая полиция См. также:… … Финансовый словарь

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — в РФ один из видов правоохранительных органов; предупреждают, выявляют, пресекают и расследуют преступления или административные правонарушения в налоговой сфере. Созданы в соответствии с Законом РФ О федеральных органах налоговой полиции от 24… … Юридический словарь

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — государственная организация, служба, призванная способствовать деятельности налоговой инспекции, выявлять и привлекать к ответственности наиболее крупных и злостных неплательщиков налогов. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь

Налоговая полиция — см. Органы налоговой полиции … Энциклопедия права

Налоговая полиция — Эмблема ФСНП России Вымпел ФСНП России Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП России) подчинённый непосредственно Президенту правоохранительный орган России, существовавший с 1992 по 2003 год. Содержание … Википедия

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — в РФ один из видов правоохранительных органов, государственная организация, призванная способствовать деятельности налоговой инспекции, выявлять предупреждать и пресекать налоговые преступления и правонарушения. Деятельность Н.п. регулируется… … Энциклопедический словарь экономики и права

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — один из видов правоохранительных органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. В марте 1992 г. при ГНС РФ было создано Главное управление налоговых расследований (ГУНР). В соответствии с Законом РФ от 24 июня 1993 г. № 5238 1 О… … Энциклопедия юриста

НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ — см.: Федеральная служба налоговой полиции РФ … Энциклопедический словарь конституционного права

налоговая полиция — в РФ один из видов правоохранительных органов; предупреждают, выявляют, пресекают и расследуют преступления или административные правонарушения в налоговой сфере. Созданы в соответствии с Законом РФ О федеральных органах налоговой полиции от 24… … Большой юридический словарь

налоговая полиция — … Орфографический словарь русского языка

Источник

Федеральная служба налоговой полиции, ее структура, задачи, права и обязанности

Федеральная служба налоговой полиции, ее структура, задачи, права и обязанности

Создание федеральных органов налоговой полиции объективно было вызвано политической и социально-экономической обстанов­кой в Российской Федерации в начале 90-х годов.

Исторически появлению налоговой полиции предшествовало создание Государственной налоговой службы Российской Федера­ции (ГНС России), которая была образована в соответствии с Зако­ном РСФСР от 01.01.01 года № 000-1 «О Государственной на­логовой службе РСФСР». Закон определил правовые основы, прин­ципы организации и деятельности, систему, структуру и полномо­чия государственных налоговых инспекций 1 .

В соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года№ 000-1 «О внесении дополнений и изменений в Закон Рос­сийской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Рос­сийской Федерации» федеральные органы налоговой полиции были отнесены к числу субъектов оперативно-розыскной деятельности.

24 июня 1993 года Президентом Российской Федерации утвер­жден принятый Верховным Советом Российской Федерации Закон Российской Федерации «О федеральных органах налоговой поли­ции» № 000-1, который вступил в действие с 15 июля 1993 года (с момента его опубликования). Закон определил правовые основы, принципы организации и деятельности, а также систему, структуру и полномочия федеральных органов налоговой полиции. В соответ­ствии с ним ГУНР при ГНС России был преобразован в самостоя­тельную государственную правоохранительную структуру на пра­вах государственного комитета Российскои Федерации —департа­мент налоговой полиции Российской Федерации (ДНП России).

Постановлением Совета Министров — Правительства Россий­ской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Вопросы Департа­мента налоговой полиции Российской Федерации» штатная числен­ность налоговой полиции по состоянию па 1 января 1995 года была установлена в количествечеловек.

После вступления в действие 27 декабря 1995 года Федерально­го закона Российской Федерации » О внесении изменений и допол­нений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах на­логовой полиции» и Уголовно-процессуальпый кодекс РСФСР» , принятого Государственной Думой 15 ноября 1995 года, ДНП России переименован в Федеральную службу налоговой поли­ции Российской Федерации (ФСНП России).

В дополнение к прежним полномочиям федеральным органам налоговой полиции было предоставлено право осуществления пред­варительного следствия и проведения судебно-экономических и свя­занных с исследованием документов криминалистических экспертиз. Некоторые результаты деятельности федеральных органов на­логовой полиции Российской Федерации за гг. приведе­ны в таблице 1.

Выявлено и пресечено нарушений налогового законодательства

Доначислено в федеральный

Возбуждено уголовных: дел

600 млрд руб 120 млн долл США и 2 млн марок ФРГ

57 000(из них > 8000 в крупных и ос кр размерах)

3,8 трлн руб 258 млн долл США и155млнмар ФРГ

23 700 (из них 13000в крупных и ос кр размерах)

7,5 трлн руб (с учетом СКВ в рубл эквивал)

данных не сохранилось

26 500 (из нихв крупных и ос кр размерах)

16,4 трлн руб (с учетом СКВ в рубл эквивал )

20 979 (из них 7 054 в крупных и ос кр размерах)

23 5 трлн руб (с учетом СКВ в рубл эквивал)

18 633 (из них 7 552 в крупных и ос кр размерах)

4660 3 млн руб (с учетом СКВ в рубп эквивал )

Структура и функции ФСНП России

В структуру ФСНП России входят руководство Федеральной службы, подразделения центрального ап­парата, подразделения непосредственного подчинения.

ФСНП России является центральным органом федеральной ис­полнительной власти, осуществляющим руководство единой систе­мой федеральных органов налоговой полиции по выполнению воз­ложенных на нее задач и осуществляет следующие функции:

— организует оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, розыск лиц, подозреваемых в налоговых преступлениях, принимает меры к возмеще­нию нанесенного государству ущерба,

— осуществляет работу по защите от противоправных пося­гательств сотрудников государственных налоговых инспек­ций и налоговой полиции;

— проводит работу по выявлению, предупреждению и пресе­чению фактов коррупции в налоговых органах и органах налоговой полиции.

Первый заместитель и заместители Директора ФСНП России назначаются на должность и освобождаются от должности Прави­тельством Российской Федерации по представлению Директора ФСНП России

Начальники подразделений ФСН П России назначаются на дол-жность и освобождаются от должности Директором ФСНП России

Организация деятельности ФСНП России регламентируется «По­ложением о Департаменте налоговой полиции Российской Федера­ции», утвержденным Постановлением Совета Министров — Прави­тельства Российской Федерации «Вопросы Департамента налоговой полиции Российской Федерации» от 01.01.01 года № 000

Подразделения центрального аппарата ФСНП России решают следующие задачи:

Читайте также:  Вконтакте своя деятельность что написать

Управление делами (УД). Ведет все виды делопроизводства. Организует работу с документами высших органов власти и управ­ления Российской Федерации, с запросами депутатов, министерств и ведомств; заявлениями и жалобами граждан, предприятий орга­низаций и учреждений. Осуществляет контроль и оказывает мето­дическую помощь федеральным органам налоговой полиции в орга­низации и совершенствовании делопроизводства.

Организационно-инспекторское управление (ОИУ). Организу­ет перспективное и текущее планирование деятельности ФСНП Рос­сии, комплексные и тематические проверки подразделений и орга­нов налоговой полиции.

Оказывает методическую и практическую помощь территори­альным органам ФСНП России. Осуществляет анализ и оценку ре­ального состояния оперативно-служебной деятельности федеральных органов налоговой полиции. Возглавляет работу по подготов­ке резерва выдвижения руководящего состава. Организует и обес­печивает работу Коллегии ФСНП России через рабочий аппарат коллегии, входящий в структуру ОИУ.

Управление кадров СУЮ. Разрабатывает и обеспечивает прак­тическую реализацию единой кадровой политики ФСНП России.

Осуществляет подбор, профессиональную подготовку и расстанов­ку кадров, организационно-методическое управление кадровыми подразделениями федеральных органов налоговой полиции.

Организационно-мобилизационное управление ЮМУ). Разра­батывает предложения по организационной структуре и штатному расписанию федеральных органов налоговой полиции. Организует подготовку мобилизационных документов и обучение личного со­става по вопросам гражданской обороны.

Правовое управление (ПУ). Обеспечивает неукоснительное со­блюдение сотрудниками федеральных органов налоговой полиции требований законности. Разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных актов по регламентации деятельности ФСНП России и ее территориальных и местных органов. Участвует в разра­ботке федеральных законов по усилению борьбы с преступностью, повышению эффективности налоговой системы государства. Занима­ется разработкой внутриведомственных документов, осуществляет их юридическую экспертизу. Участвует в заседаниях арбитражных су­дов и судов общей юрисдикции, где рассматриваются иски к налого­вой полиции. Ведет систематизацию нормативных актов по вопро­сам деятельности федеральных органов налоговой полиции.

Финансово-экономическое управление (ФЭУ) и Контрольно-ревизионная инспекция (КРИ). Осуществляет финансовые операции, ведет бухгалтерский учет, контролирует расходы ФСНП России в соответствии с бюджетными ассигнованиями. Через КРИ, входящую в его структуру, проводит проверки и ревизии финансово-хозяй­ственной деятельности территориальных органов, учебных заведе­ний и лечебно-оздоровительных учреждений ФСНП России.

Дежурная служба. Осуществляет постоянную связь с федераль­ными органами налоговой полиции, другими правоохранительны­ми органами, с ГНС России и другими ведомствами. Получает, об­рабатывает и докладывает руководству ФСНП России и заинтере­сованных подразделений центрального аппарата информацию о чрезвычайных происшествиях. Организует учет, хранение и выдачу оружия, боеприпасов и специальных средств сотрудникам централь­ного аппарата ФСНП России.

Подразделения непосредственного подчинения ФСНП России ре­шают следующие задачи:

Оперативное управление (ОУ). Осуществляет деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступле­ний и правонарушений в особо крупных размерах, совершаемых организованными преступными группировками, как правило, на территории нескольких регионов. Ведет контрольно-методическую работу. Оказывает практическую помощь и осуществляет функцио­нальное руководство оперативными подразделениями территори­альных органов ФСНП России.

Управление «АТ». Разрабатывает и принимает меры, направ­ленные на выявление, предупреждение и пресечение преступлений и нарушений налогового законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и та­бачной продукции.

Координирует деятельность подразделений «АТ» территориаль­ных органов налоговой полиции, а также налоговых постов на предприятиях, производящих спирт и алкогольную продукцию. Организует взаимодействие с контролирующим и правоохранитель­ными органами в пределах своей компетенции.

Управление взыскания задолженностей. Принимает меры, на­правленные на обеспечение взыскания задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, на основании решений су­дов, постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных органов, имеющих право принимать решения в соответствии с федеральными законами в целях полного возмещения нанесенно­го государству ущерба.

Организует работу по розыску и наложению ареста на имущество, активы и пассивы организаций-должников. Координирует деятельность подразделений взыскания задолженностей федеральных органов нало­говой полиции. Организует взаимодействие с контролирующим и пра­воохранительными органами в пределах своей компетенции.

Управление собственной безопасности (УСБ). Обеспечивает безо­пасность деятельности федеральных органов налоговой полиции, а так­же государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников.

Осуществляет комплексные мероприятия по выявлению, предуп­реждению и пресечению фактов коррупции в налоговых органах и органах налоговой полиции; разрабатывает меры по защите госу­дарственной и служебной тайны в этих органах.

Управление налоговых проверок (УНП). Осуществляет провер­ку финансово-хозяйственной деятельности юридических и физичес­ких лиц при получении информации о готовящемся или совершен­ном налоговом преступлении. Проводит контрольные проверки при получении информации о фактах взяточничества или коррупции с участием сотрудников налоговых органов или налоговой полиции. Ведет методическую работу и осуществляет функциональное руко­водство подразделениями налоговых проверок в территориальных органах ФСНП России.

Следственное управление (СУ). «Выросло» из отдела дознания. Возбуждает уголовные дела. Проводит дознание и предварительное следствие. Направляет расследованные уголовные дела в суд. Осуще­ствляет контрольно-методические функции и оказывает практичес­кую помощь следственным подразделениям федеральных органов на­логовой полиции в расследовании уголовных дел. Готовит проекты ведомственных нормативных документов по вопросам совершенство­вания дознания и следствия по делам о налоговых преступлениях.

Управление физической зашиты (УФЗ). Обеспечивает физичес­кую защиту сотрудников налоговых органов и налоговой полиции, а также их родственников от преступных посягательств на их жизнь и здоровье при выполнении служебных обязанностей. Как правило используется в тех случаях, когда возможно силовое противодей­ствие. Разрабатывает специальные приемы и тактику действий. Го­товит предложения по совершенствованию деятельности подразде­лений физической защиты федеральных органов налоговой поли­ции, их вооружению и оснащению спецсредствами, экипировкой.

Организует обучение инструкторов оперативно-боевой подго­товки. Через комендантскую службу, входящую в ее состав, обеспе­чивает охрану зданий налоговой полиции и налоговых инспекций. Оперативно-техническое и поисковое управление (ОТПУ). Прово­дит оперативно-поисковые и иные специальные мероприятия с при­менением технических средств фиксации преступных действий лиц, совершающих налоговые преступления. Разрабатывает рекоменда­ции для оперативно-технических и поисковых подразделений тер­риториальных органов ФСНП России. Организует профессиональ­ную подготовку своих специалистов в центре и на местах.

Информационно-аналитическое управление (ИАУ). Занимается накоплением, обработкой и анализом оперативно-служебной инфор­мации, информационно-аналитическим сопровождением оператив­ных разработок, макроэкономическим анализом. Подготовкой ана­литических материалов, прогнозов и практических рекомендаций по проблемам налогообложения, собираемости налогов, криминологии налоговой преступности и т. п. Оснащением федеральных органов налоговой полиции современной техникой. Созданием единой инфор­мационной системы ФСНП России — «ИСИНПОЛ».

Управление международного сотрудничества (УМС). Органи­зует сотрудничество ФСНП России с аналогичными структурами зарубежных стран, предполагающее: обмен информацией о нару­шениях налогового законодательства, национальных налоговых си­стемах; взаимодействие при проведении совместных мероприятий, направленных на выявление, предупреждение и пресечение налого­вых преступлений; координацию деятельности по вопросам создания рабочих групп, обмена экспертами, обучения кадров.

Управление специальной связи (УСО). Обеспечивает федераль­ные органы налоговой полиции всеми видами связи, в том числе правительственной и шифровальной.

Административно-хозяйственное управление (АХУ). Организу­ет учет, хранение и обеспечение федеральных органов налоговой по­лиции материально-техническими средствами; вооружением, сред­ствами защиты и активной обороны; вещевым имуществом; жилищ­ное обеспечение; капитальное строительство и ремонт администра­тивно-служебных зданий и помещений и т. п.

Медицинское управление (МУ). Осуществляет руководство се­тью ведомственных медицинских и оздоровительных учреждений (2 санатория, дом отдыха и пансионат).

Центр общественных связей (ЦОС). Обеспечивает связь руко­водства ФСНП России со средствами массовой информации. Орга­низует пресс-конференции для российских и иностранных коррес­пондентов. Готовит и распространяет пресс-релизы о деятельности федеральных органов налоговой полиции. Анализирует материалы отечественной и зарубежной прессы. Издает газету «Налоговая по­лиция», освещающую: аналитические и проблемные материалы, нор­мативные документы по налоговому законодательству и коммента­рии к ним, обзоры зарубежного опыта, репортажи по вынесенным судебным приговорам, материалам проверок и т. п.

Служба судебно-экономических экспертиз (ССЭЭ). Разрабаты­вает методики и проводит судебно-экономические и связанные с ис­следованием документов криминалистические экспертизы, которые в судах признаются вещественными доказательствами по уголовным делам о налоговых преступлениях.

Автомобильная служба (АС). Организует закупку, ремонт и экс­плуатацию автотехники по установленным в ФСНП России нормам.

Отдел взыскания недоимок (ОВН). Разрабатывает порядок и организует реализацию арестованного в счет налоговых недоимок имущества и средств предприятий, учреждений и организаций (не­зависимо от форм собственности) с целью возмещения нанесенного государству вреда.

Отдел регистрации и архивных фондов (ОРАФ). Обеспечивает учет, хранение и использование документов в архиве центрального аппарата ФСНП России. Ведет статистическую отчетность по основ­ным направлениям деятельности федеральных органов налоговой полиции Разрабатывает проекты нормативных документов по воп­росам учета, хранения и использования документальных материалов. Оказывает методическую помощь подразделениям регистрации и архивных фондов территориальных органов ФСНП России.

Читайте также:  Личный состав караула дежурной смены при осуществлении своей деятельности обязан

Научно-исследовательский отдел (НИР). Планирует и органи­зует научно-исследовательскую и редакционно-издательскую рабо­ту в федеральных органах налоговой полиции.

Совещательные (штатные и нештатные) органы управления:

— Коллегия ФСНП России;

— Совет по кадровой политике при Директоре ФСНП России;

— Штатно-тарифная комиссия (ШТК);

— Центральная аттестационная комиссия (ЦАК);

— Учебно-методический совет и др.

Коллегия ФСНП России. Является постоянно действующим со­вещательным органом, строящим свою деятельность на принци­пах законности, демократизма, сочетания коллегиальности и еди­ноначалия.

Персональный состав Коллегии утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Директора ФСНП России.

В компетенцию коллегии входит рассмотрение наиболее важ­ных вопросов организации, планирования и реализации оператив­но-служебной, кадровой, финансово-хозяйственной деятельности; заслушивание отчетов руководителей органов; рассмотрение про­ектов наиболее важных приказов, положений, инструкций. Рассмот­рение представлений сотрудников к государственным наградам и высшим офицерским званиям.

Совет по кадровой политике при Директоре ФСНП России. Яв­ляется консультативным органом при Директоре Федеральной служ­бы налоговой полиции России, призванным обеспечить объектив­ность оценки кадровой ситуации и выработку мер, направленных на повышение эффективности работы с кадрами в федеральных орга­нах налоговой полиции. Деятельность Совета регламентируется Положением, утвержденным приказом ФСНП России от 01.01.01 года № 000.

Штатно-тарифная комиссия (ШТК). Является нештатным по­стоянно действующим коллегиальным органом ФСНП России, рас­сматривающим наиболее важные организационно-штатные вопро­сы в системе федеральных органов налоговой полиции:

— определение перспективных направлений работы по совер­шенствованию структуры федеральных органов налоговой полиции;

— выработка рекомендаций по обеспечению рационального использования штатных сил и средств, экономии финансо­вых и материальных ресурсов;

— подготовка решений по выносимым на рассмотрение ШТК проектам типовых структур и штатов, структурно-штатных нормативов и другим документам по вопросам организа­ционно-штатной деятельности в федеральных органах на­логовой полиции.

Работа ШТК организуется в соответствии с Положением, объяв­ленным приказом ФСНП России от 01.01.01 года № 000.

Учебно-методический совет (УМС) Федеральной службы на­логовой полиции Российской Федерации является нештатным по­стоянно действующим коллегиальным органом при Директоре ФСНП России, осуществляющим организационно-методическое уп­равление системой профессионального образования и воспитания кадров федеральных органов налоговой полиции. Руководствуется Положением об УМС, утвержденным приказом ФСНП России от 01.01.01 года №85.

Основные функции УМС:

— выработка рекомендаций по важнейшим вопросам подго­товки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— определение целей, принципов, содержания, форм и мето­дов обучения и воспитания личного состава федеральных органов налоговой полиции;

— координация научно-исследовательской работы учебных заведений и органов налоговой полиции и определение ее приоритетных направлений;

— распространение передового отечественного и зарубежно­го опыта организации профессионального образования и воспитания кадров.

Таким образом, структура центрального аппарата ФСНП Рос­сии и функции его подразделений, коллегиальных (штатных и не­штатных) органов позволяют обеспечить оптимальное управление единой системой федеральных органов налоговой полиции по вы­полнению возложенных на них задач.

Задачи, принципы деятельности, права и обязанности федеральных органов налоговой полиции России

Нормативно-правовую основу деятельности федеральных ор­ганов налоговой полиции составляют соответствующие положения Конституции Российской Федерации, законодательные акты (феде­ральные законы, законы, постановления), указы и распоряжения Президента Российской Федерации; постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные право­вые акты федеральных органов государственной власти, а также ве­домственные нормативные акты (приказы, указания, положения, ин­струкции и т. п.), регламентирующие деятельность федеральных ор­ганов налоговой полиции России.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О федераль­ных органах налоговой полиции» от 01.01.01 года № 000-1 фе­деральные органы налоговой полиции Российской Федерации ре­шают следующие задачи:

— выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступ­лений и правонарушений;

— обеспечение безопасности деятельности государственных на­логовых инспекций, защита их сотрудников от противоправ­ных посягательств при исполнении служебных обязанностей;

— предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налого­вых органах.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции осу­ществляется на основе следующих принципов:

— уважения прав и свобод человека и гражданина;

— подконтрольности и подотчетности высшим органам зако­нодательной и исполнительной власти Российской Федерации;

— сочетания гласных и негласных форм деятельности.

В ФСНП России, ее территориальных и местных органах не до­пускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.

Полномочия федеральных органов налоговой полиции реали­зуются в трех видах деятельности: административной, оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной.

Для выполнения возложенных задач им предоставлено право:

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия с целью выявления, предупреждения и пре­сечения фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклоне­ния от уплаты налогов, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к ведению федеральных органов нало­говой полиции, а также обеспечения собственной безопасности;

2) пользоваться при исполнении служебных обязанностей пра­вами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля ;

3) осуществлять при наличии достаточных данных проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные проверки после про­верок, проведенных налоговыми органами) в полном объеме с со­ставлением актов по результатам этих проверок. Принятие реше­ний по актам проверок и применение соответствующих санкций осу­ществляются начальником органа налоговой полиции или его за­местителем;

4) приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в слу­чаях непредставления документов, связанных с исчислением и упла­той налогов. Решение о приостановлении операций по указанным счетам принимает начальник органа налоговой полиции или его за­меститель;

5) беспрепятственно входить в любые производственные, склад­ские, торговые и иные помещения независимо от форм собственно­сти и места их нахождения, используемые налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), и обследовать их; (О всех случаях проникновения в жилые помещения, используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности, против воли проживающих в них граждан орган налоговой полиции уведомляет прокурора в тече­ние 24 часов с момента проникновения);

6) в соответствии с компетенцией федеральных органов нало­говой полиции выносить в качестве предупредительной меры пись­менные предупреждения руководителям, главным бухгалтерам и другим должностным лицам банков и других организаций незави­симо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения

нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты на­логов и других обязательных платежей, предоставления отчетной и иной документации в установленные сроки, ведения бухгалтерско­го учета в соответствии с законодательством, а при необходимости — восстановления бухгалтерского учета за счет собственных средств налогоплательщика, контролировать выполнение этих требований;

7) проверять у граждан и должностных лиц документы, удосто­веряющие личность, если имеются достаточные основания подозре­вать их в совершении преступления или административного право­нарушения; (Это право нельзя толковать расширительно — как пра­во проверять документы у гражданина, подозреваемого в совершении любого преступления или административного проступка. Только у граждан и должностных лиц, подозреваемых в совершении налогово­го преступления или правонарушения);

8) вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федераль­ных органов налоговой полиции;

9) получать безвозмездно от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм соб­ственности, физических лиц информацию, необходимую для испол­нения возложенных на федеральные органы налоговой полиции обя­занностей, за исключением случаев, когда законом установлен спе­циальный порядок получения такой информации; (Подученная фе­деральными органами налоговой полиции информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит);

10) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, сред­ства связи и транспортные средства, принадлежащие предприяти­ям, учреждениям и организациям или общественным объединениям (кроме средств связи и транспортных средств дипломатических пред­ставительств, консульских и иных учреждений иностранных госу­дарств, международных организаций), для предотвращения нало­говых преступлений, преследования и задержания лиц, совершив­ших налоговые преступления или подозреваемых в их совершении;

11) составлять протоколы об административных правонаруше­ниях в пределах полномочий, предоставленных законодательством федеральным органам налоговой полиции, осуществлять админис­тративное задержание и применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; (Про­токол об административном правонарушении составляется на дол­жное или физическое лицо только в случае нарушения ими пп.5-11 За­кона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой поли­ции» от 01.01.01 года № 000-1).

Читайте также:  Бизнес идеи с доходом 100000

Нарушение руководителями и должностными лицами предприя­тий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физическими лицами пп.5-10 влечет за собой административную от­ветственность в виде штрафа в размере до 100-кратного установ­ленного законом минимального размера месячной оплаты труда.

Административное задержание выражается в кратковременном (до 3-Х часов) ограничении свободы с доставлением в официальное по­мещение органов налоговой полиции или внутренних дел);

12) налагать административный арест на имущество юридичес­ких и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными ли­цами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязатель­ных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соот­ветствующий бюджет;

13) осуществлять дознание и предварительное следствие по де­лам о преступлениях, отнесенных законодательством к ведению фе­деральных органов налоговой полиции (ст. 198, 199 Уголовного Ко­декса Российской Федерации, введенного в действие с 1 января 1997 года Федеральным законом Российской Федерации от 01.01.01 года №63-ФЗ), проводить судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы; (Получив информацию о готовящемся или совершенном преступлении, орган налоговой поли­ции в течение 3, а в исключительных случаях — 10 суток производит ее проверку на наличие или отсутствие признаков налогового преступ­ления и принимает одно из следующих решений:

— о возбуждении уголовного дела;

— об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о передаче материалов по подследственности или подсудно­сти.

С момента возбуждения у головного дела до составления обвини­тельного заключения законом предусмотрен 2-месячный срок);

14) осуществлять при наличии достаточных оснований внедре­ние своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, уч­реждений и организаций независимо от форм собственности в слу­чаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (при­были) невозможно; (Внедрение оперативных сотрудников санкцио­нирует директор ФСНП России или его 1-й заместитель);

15) осуществлять учет лиц, предметов и фактов в пределах пол­номочий федеральных органов налоговой полиции;

16) вносить в соответствии с законом в государственные орга­ны, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налого­вых преступлений и нарушений;

17) хранить, носить и применять табельное огнестрельное ору­жие, специальные средства 1 (кроме водометов, бронемашин и слу­жебных собак), применять физическую силу в порядке, предусмот­ренном Законом РСФСР «О милиции» от 01.01.01 года № 000-1 (с изменениями от 18 февраля и 1 июля 1993 года);

18) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств совершения налого­вых преступлений и нарушений, лиц, их совершивших, а также для розыска лиц, скрывающихся от дознания, следствия и суда;

19) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству для вы­явления фактов, форм и методов совершения преступлений и нару­шений в области налогового законодательства;

20) выплачивать лицу, представившему информацию о налого­вом преступлении или нарушении, вознаграждение в размере до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных плате­жей, поступивших в соответствующий бюджет.

Контроль за деятельностью федеральных органов налоговой полиции осуществляют Федеральное собрание и Правительство Рос­сийской Федерации. Надзор за законностью деятельности налого­вой полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Фе­дерации и подчиненные ему прокуроры.

В ноябре 1994 года Генеральной прокуратурой Российской Фе­дерации в порядке надзора проведена комплексная проверка ДНП России. Выявленные комиссией недостатки нашли отражение в Пред­ставлении Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 01.01.01 года №7/. Меры по устранению выявленных

нарушений были обсуждены на заседании Коллегии ДНП России от 01.01.01 года. Главная претензия Генпрокуратуры к дея­тельности федеральных органов налоговой полиции заключалась в увлечении ими проверочной деятельностью с налогоплательщика­ми (юридическими и физическими лицами) в ущерб оперативно-ро­зыскной деятельности.

Действия сотрудников налоговой полиции могут быть обжалова­ны в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.

Вред, причиненный противоправными действиями сотрудни­ков налоговой полиции гражданам и предприятиям, подлежит воз­мещению

Права, предоставлен­ные федеральным органам налоговой полиции, в полной мере обес­печивают эффективное выполнение ими задач и обязанностей в борь­бе с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Деятельность федеральных органов налоговой полиции нахо­дится под постоянным контролем органов федеральной законода­тельной, исполнительной и судебной властей.

Федеральные органы налоговой полиции в соответствии с по­ставленными перед ними задачами обязаны:

1) проводить в соответствии с законодательством оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие в целях выявления и пресечения налоговых преступлений, осуществ­лять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подо­зреваемых в их совершении, а также принимать меры по возмеще­нию нанесенного государству ущерба;

2) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам о налоговых преступлениях и нарушениях;

3) принимать, регистрировать заявления, сообщения и иную информацию о налоговых преступлениях и нарушениях и осуществ­лять в установленном законом порядке их проверку;

4) обеспечивать безопасность деятельности государственных налоговых инспекций, защиту их сотрудников при исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;

5) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления судей, письменные поручения прокуроров, следова­телей о производстве розыскных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им содействие в производстве отдельных про­цессуальных действий;

6) оказывать содействие налоговым органам, органам проку­ратуры, предварительного следствия, государственной безопаснос­ти, внутренних дел и другим государственным органам в выявле­нии, предупреждении и пресечении преступлений и нарушений в области налогового законодательства;

7) проводить работу по выявлению и пресечению фактов кор­рупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой по­лиции;

8) осуществлять сбор и анализ информации об исполнении на­логового законодательства, прогнозирование тенденций развития негативных процессов, связанных с налогообложением юридичес­ких и физических лиц, а также информировать высшие органы го­сударственной власти и управления Российской Федерации о харак­терных процессах в обществе, связанных с сокрытием доходов (при­были) от налогообложения.

Таким образом, оперативно-служебная деятельность федераль­ных органов налоговой полиции имеет четкую и строгую законода­тельную регламентацию. Обязанности федеральных органов нало­говой полиции вытекают из задач, поставленных перед ними госу­дарством. Закрепленные в законе принципы деятельности федераль­ных органов налоговой полиции обеспечивают строгое соблюдение законности в процессе оперативно-служебной деятельности ее со­трудников.

1, Н Российская налоговая политика: история, теория

и практика. Монография. — СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России;

2. Михайлов -процессуальная деятельность феде­ральных органов налоговой полиции: Учебное пособие. Изд. 2-е. — М.: ДНП России, 1995;

З. Налоговая полиция: Учебно-практическое пособие / Отв. редак­тор проф. . — М.: ДНП России, 1994;

4. Налоговая полиция / Сост. . — М.: Изд-во «Вос­ход», 1996;

5. Нормативно-методические документы о составе, содержании и порядке разработки должностных инструкций федеральных госу­дарственных служащих. — НИИ труда Минтруда России. — М.,1996;

6. Организация предпринимательской деятельности и основы вы­явления налоговых преступлений и правонарушений: Учебно-мето­дическое пособие / , , и др.; Под ред. д-ра экон. наук, проф . — М.: Изд-во МАИ,1995;

7. Налоги. Учеб. пособие / Под ред. . Изд-е 3-е. М.. 19Окунева и налогообложение в России. Учеб. пособие. М., 1996.

9. и др. Налоговая система в России. Учеб. пособие М 1996. ‘ »

10. , Дольдэ . Теория и практика. Учеб пособие С-Пб, 1995.

11. Действующие налоги. Комментарии. (, Д Г Черник и др.). М., 1997.

12. Седов в зеркале реформ. Вопросы методологии и практики М.,1996.

13. Тимофеева система России: настоящее и будущее Налоговый кодекс. М., 1996.

14. Ходорович с граждан. М., 1996.

15. Галанина о налогах. М., 1996.

16 . Налоги России. Комментарии, ответы на вопросы. (Приложение к журналу «Консультант»). М., 1996.

17. Юткина налогообложения. Сыктывкар, 1995.

1 Указом Президента Российской федерации от 01.01.01 года № 000 «О Министерстве Российской федерации по налогам и сборам» Государственная на­логовая служба Российской Федерации преобразована в Министерство Российс­кой Федерации по налогам и сборам.

1 В понятие «специальные средства» входят: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники (или подручные средства связывания), светозвуковые средства отвлека­ющего действия, средства разрушения преград, средства принудительной останов­ки транспорта, специальные окрашивающие средства.

Источник

Оцените статью