Международный журнал
гуманитарных и естественных наук
Гребенникова, В. А. Налоговый механизм стимулирования инвестиций / В. А. Гребенникова, Я. В. Сушко. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 144-147.
НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ
В.А. Гребенникова, канд. экон . наук, доцент
Я.В. Сушко, студент
Кубанский государ ственный университет
( Россия, г . Краснодар)
Аннотация . Цель исследования – охарактеризовать специфику стимулирования инв е стиций с помощью налогового механизма. Рассматривается воздействие налогового м е ханизма на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в современной кр и зисной экономической ситуации.
Ключевые слова: инвестиции, налоговый механизм, воздействие налоговых инстр у ментов на инвестиционную активность, инвестиционная деятельность, финансовый р ы нок.
В современных условиях развити я эк о номической системы ученые- экономисты ставят перед собой важную цель – достичь таких уровней привлечения инвестиций, при которых возрастал бы объем прои з водства, конкурентоспособность выпу с каемой продукции, что впоследствии мо г ло бы значительно улучшить благососто я ние страны и населения.
Финансовые накопления экономич е ских агентов (не считая финансовые сб е режения самого государства) позволяют в достаточной мере профинансировать и н вестиции в капитал. Но, к сожалению, данные возможности продолжают ост а ваться потенциальными, для их примен е ния на практике необходимо воспольз о ваться рядом различных налоговых, кр е дитных, фискальных и других механизмов. Так, применение налогового механизма является наиболее актуальным, важным и приоритетным направлением в проблеме стимулирования инвестиционного проце с са.
Актуальность изучения проблемы ст и мулирования инвестиций с помощью н а логового механизма также обуславливае т ся тем, что в условиях турбулентности экономики страны, повышается роль нал о гов в процессе оказания поддержки и ст и мулирования деятельности предприним а телей.
Налоговый механизм – это совоку п ность способов и правил налоговых отн о шений, с помощью которых обеспечив а ются достижения целей налоговой пол и тики [1].
Система налогового механизма напра в лена на удержание и закрепление баланса между регулирующей и фискальной фун к циями налогов, при этом проявляясь в в и де специальных налоговых режимов, и з менения сроков погашения налога, и нак о нец, в форме налоговых льгот, которые являются одной из самых актуальных и эффективных мер по стимулированию и н вестиций.
Следует отметить, что вся совокупность налоговых льгот может быть рассмотрена как элемент целостной системы налогов о го регулирования, включающая в себя ра з личные формы, инструменты и виды, ст и мулирующие увеличение (только при строгом требовании наличия равных усл о вий) прибыли субъектов экономики, пр и рост объемов их собственных финансовых ресурсов.
Налоговый стимул – это способ возде й ствия посредством применения правовых норм на налогоплательщика с целью его побуждения к правомерным действиям как в области налогообложения, так и в других сферах общественной жизни (инвестиц и онной, экономической и т.д.) [5].
Необходимо выделить следующие эл е менты налоговых стимулов, которые с о средоточены на ослаблении денежных обязательств хозяйствующих субъектов перед государством и всей экономической системой:
– освобождение некоторых видов нал о гоплательщиков от уплаты налога в теч е ние обусловленного периода времени;
– полное или частичное освобождение объекта от налогообложения;
– льготы, предоставляемые с помощью уменьшения налоговой базы (вычеты, скидки) и установлен ия пониженной нал о говой ставки.
В целом, особенность использования налоговых стимулов связана с возможн о стью и способностями государственного сектора стимулировать интерес налогопл а тельщиков с большей степенью энтузиа з ма действовать в интересах всего общества и, естественно, непосредственно для него лично.
Необходимо отметить, что льготы, пр е доставляющиеся для стимулирования вложений в экономику, являются прич и ной эффекта системы государственного бюджетирования. В основном, налоговые послабления часто являются причиной н е допулучения доходов бюджетов всех уровней, в последствии уменьшая эффе к тивность фискальной функции налога. О д нако, налоговым льготам, стимулирующим инвестиционную деятельность, подобное «правило» свойственно только в кратк о срочном периоде, впоследствии, после достижения эффективности механизма, результаты инвестирования являются фа к тором положительного роста производ и тельности труда экономического агента, что увеличивает размер налоговых отчи с лений, и в итоге возмещает все затраты бюджета в достаточной мере.
Стимулирование инвестиционной а к тивности во многом определяется эффе к тивностью применения налогового мех а низма в государстве, и зависит во многом от решений, принимаемых Правительс т вом на стадии разработки налоговой пол и тики.
С начала 2016 года Правительством Российской Федерации были введены и приняты к исполнению следующие нал о говые льготы:
1. Предоставление субъекту РФ права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет [4]. Предполагалось, что средства, с э кономленные при использовании данной налоговой льготы, смогут полностью покрыть все расходы, связанные с капиталовложением.
2. Предоставление субъектам Росси й ской Федерации права устанавливать для впервые зарегистрированных индивид у альных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в прои з водственной, социальной и научной сф е рах, «налоговые каникулы» в виде налог о вой ставки в размере 0 % , которые будут действовать в 2015 — 2018 г г. [4]. Данная мера позволит снизить налоговое давление на менее развитые сферы деятельности, тем самым даст толчок к их продвижению, укреплению и как следствие экономич е скому развитию.
3. Субъектам Российской Федерации предоставлено право установления огр а ничения на применение налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде предел ь ного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей [4]. Пр е доставление льгот и поощрений допуск а ется только малым и менее развитым предприятиям, чтобы избежать дефицита в федеральном бюджете и бюджетах суб ъ ектов Российской Федерации
Таким образом, большинство отраслей экономки РФ, для которых в ближайшей перспективе нет предпосылок достижения мирового лидерства, развиваются посре д ством использования введенных налог о вых льгот и упрощенного таможенного режима ввоза необходимого оборудов а ния [6].
В качестве вопроса о налоговых льготах 31 июля 2017 года в РФ Госдумой был рассмотрен законопроект об инв естиционной льготе, касающийся вложений средств в модернизацию, покупку и реконстру к цию производства, который будет прим е нен с 0 1. 0 1.2018 – 31.12.2027 гг. Данные расходы будут сп о собствовать сокращ е нию самого налога на прибыль. При выб о ре рассматриваемой льготы инвестор будет напрямую пон и жать сам налог на прибыль на материал и зованные инвестиции. Из региональной доли налога можно будет вычесть до 90 % этих затрат, оставшиеся 10 % из федерал ь ного налога. Следовательно, регионы, принявшие решение об использовании данной льготы, дают нал о гоплательщикам возможность выбора – воспользоваться естественным механи з мом амортизации или вычитать расходы на инвестиции н а прямую из суммы налога с установленн ы ми ограничениями. Рассматриваемые о г раничения будут связаны со льготами на оборудование третьей и седьмой аморт и зационных групп (маш и ны, оборудование, здания со сроком и с пользования от трех до двадцати лет). Представленное налоговое новаторство способно дать России инв е стиционный подъем, рост производител ь ности труда, модернизацию промышле н ности.
В главных направлениях налоговой п о литики России на 2017 год и на плановый период 2018-2019 г г. предусмотрено обе с печение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение фина н сового положения граждан России. Пре д полагается, что общие контуры, сформ и рованные еще в предыдущем году налог о вой политикой, останутся неизменными, однако с учетом сложившейся экономич е ской ситуации и состояния бюджетной системы РФ налоговые инициативы, нам е ченные к реализации уже в текущем году, будут скорректированы в предсто ящем 2018 и плановом 2019 году. Фактический мораторий, подписанный в 2015 году, на увеличение налоговой нагрузки должен обеспечить стабильность налоговой си с темы и повысить ее привлекательность для инвесторов в текущем и плановом пери о де [4].
В настоящее время одним из самых важных факторов повышения инвестиц и онной активности является рациональная система налогообложения. При помощи налогового механизма государство должно создавать все необходимые условия для привлечения капитал в наиболее значимые и перспективные отрасли экономики, к о торые напрямую связаны с научно-техническим прогрессом, а также продв и жением инновационных разработок. Исх о дя из этого , можно сказать, что государс т ву необходимо с одной стороны, стимул и ровать с помощью льгот и поощрения р е альный сектор экономики для накопления и аккумулирования долгосрочных средств, чтобы в последующем происходило разв и тие производства и одновременно форм и рование долгосрочных ресурсов в фина н совой сфере. С другой стороны – стимул и ровать концентрирование свободного к а питала на финансирование сфер реального сектора экономики.
На наш взгляд, помимо крупных и уже закрепившихся на мировом рынке орган и заций, государству стоит сконцентрир о вать свое внимание именно на малых предприятиях и предоставить им большее количество налоговых льгот и каникул. Ведь именно в малых предприятиях скрыт большой экономический потенциал, кот о рый заключается в том, что данный вид организаций производит множество инн о вационных технологий, к чему их подта л кивает необходимость конкурировать и продвигаться на рынке. Однако потен циал может быть раскрыт только в условиях г о сударственного стимулирования инвест и ционной и инновационной деятельности.
Для выполнения данного условия нео б ходимо дополнить существующие налог о вые п референции следующими :
1. Введение более низких налоговых ставок по наиболее крупным налогам (н а лог на прибыль, налог на имущество и др.).
2. Предоставление налоговых каникул на больший срок для наукоемк их старт а пов , а также расширение перечня орган и заций, которым предоставляется данный вид налоговой льготы.
3. Создание благоприятных условий для продвижения рынка венчурного капитала (поощрение венчурных компаний).
Вышеперечисленные льготы помогут повысить количество малых предприятий в Российской Федерации, а также стим у лировать их интерес в производстве инн о вационных технологий, что впоследствии приведет их к продвижению как на вну т реннем, так и на международном рынках, получению достаточно высокой прибыли для создания свободного капитала, кот о рый ор ганизация сможет инвестировать.
1. Данченко М.А. Нало гообложение: Электронный учеб. – http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page6.html.
2 . Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм . и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)
3 . Журов А.В. Налоговые льготы как стимул развития бизнес-ангельского инвестир о вания: о пыт России, США и стран Европы // Вопросы государственного и муниципальн о го упра вления. – 2010. – №1. – С. 89-97.
4. http://minfin .ru/ru/document/?id_4=62450 -Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации
5. Пакова О.Н. Налоговые стимулы и их регулятивный характер // Вестник СевКавГТУ . С ерия «Экономика». – 2013. – №3. – С. 11-23.
6. Гребенникова В.А., Кузнецов а Ю.И. Анализ инвестиционн о — инновационной акти в ности российских предприятий в условиях экономической нестабильности / Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – №4-1. – С. 93-100.
TAX MECHANISM OF INVESTMENT STIMULATION
V.A. Grebennikova , candidate of economic sciences, associate professor
Ya.V . Sushko , student
Kuban state university
Abstract. The purpose of the study is to characterize the specifics of stimulating investment through a tax mechanism. The influence of the tax mechanism on the investment activity of ec o nomic entities in the current crisis economic situation is considered.
Keywords: investments, tax mechanism, impact of tax instruments on investment activity, i n vestment activity, financial market.
Источник