Налоги как стимулирования инвестиций

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Гребенникова, В. А. Налоговый механизм стимулирования инвестиций / В. А. Гребенникова, Я. В. Сушко. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 11. – С. 144-147.

НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В.А. Гребенникова, канд. экон . наук, доцент

Я.В. Сушко, студент

Кубанский государ ственный университет

( Россия, г . Краснодар)

Аннотация . Цель исследования – охарактеризовать специфику стимулирования инв е стиций с помощью налогового механизма. Рассматривается воздействие налогового м е ханизма на инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в современной кр и зисной экономической ситуации.

Ключевые слова: инвестиции, налоговый механизм, воздействие налоговых инстр у ментов на инвестиционную активность, инвестиционная деятельность, финансовый р ы нок.

В современных условиях развити я эк о номической системы ученые- экономисты ставят перед собой важную цель – достичь таких уровней привлечения инвестиций, при которых возрастал бы объем прои з водства, конкурентоспособность выпу с каемой продукции, что впоследствии мо г ло бы значительно улучшить благососто я ние страны и населения.

Финансовые накопления экономич е ских агентов (не считая финансовые сб е режения самого государства) позволяют в достаточной мере профинансировать и н вестиции в капитал. Но, к сожалению, данные возможности продолжают ост а ваться потенциальными, для их примен е ния на практике необходимо воспольз о ваться рядом различных налоговых, кр е дитных, фискальных и других механизмов. Так, применение налогового механизма является наиболее актуальным, важным и приоритетным направлением в проблеме стимулирования инвестиционного проце с са.

Актуальность изучения проблемы ст и мулирования инвестиций с помощью н а логового механизма также обуславливае т ся тем, что в условиях турбулентности экономики страны, повышается роль нал о гов в процессе оказания поддержки и ст и мулирования деятельности предприним а телей.

Налоговый механизм – это совоку п ность способов и правил налоговых отн о шений, с помощью которых обеспечив а ются достижения целей налоговой пол и тики [1].

Система налогового механизма напра в лена на удержание и закрепление баланса между регулирующей и фискальной фун к циями налогов, при этом проявляясь в в и де специальных налоговых режимов, и з менения сроков погашения налога, и нак о нец, в форме налоговых льгот, которые являются одной из самых актуальных и эффективных мер по стимулированию и н вестиций.

Следует отметить, что вся совокупность налоговых льгот может быть рассмотрена как элемент целостной системы налогов о го регулирования, включающая в себя ра з личные формы, инструменты и виды, ст и мулирующие увеличение (только при строгом требовании наличия равных усл о вий) прибыли субъектов экономики, пр и рост объемов их собственных финансовых ресурсов.

Налоговый стимул – это способ возде й ствия посредством применения правовых норм на налогоплательщика с целью его побуждения к правомерным действиям как в области налогообложения, так и в других сферах общественной жизни (инвестиц и онной, экономической и т.д.) [5].

Необходимо выделить следующие эл е менты налоговых стимулов, которые с о средоточены на ослаблении денежных обязательств хозяйствующих субъектов перед государством и всей экономической системой:

– освобождение некоторых видов нал о гоплательщиков от уплаты налога в теч е ние обусловленного периода времени;

– полное или частичное освобождение объекта от налогообложения;

– льготы, предоставляемые с помощью уменьшения налоговой базы (вычеты, скидки) и установлен ия пониженной нал о говой ставки.

В целом, особенность использования налоговых стимулов связана с возможн о стью и способностями государственного сектора стимулировать интерес налогопл а тельщиков с большей степенью энтузиа з ма действовать в интересах всего общества и, естественно, непосредственно для него лично.

Необходимо отметить, что льготы, пр е доставляющиеся для стимулирования вложений в экономику, являются прич и ной эффекта системы государственного бюджетирования. В основном, налоговые послабления часто являются причиной н е допулучения доходов бюджетов всех уровней, в последствии уменьшая эффе к тивность фискальной функции налога. О д нако, налоговым льготам, стимулирующим инвестиционную деятельность, подобное «правило» свойственно только в кратк о срочном периоде, впоследствии, после достижения эффективности механизма, результаты инвестирования являются фа к тором положительного роста производ и тельности труда экономического агента, что увеличивает размер налоговых отчи с лений, и в итоге возмещает все затраты бюджета в достаточной мере.

Стимулирование инвестиционной а к тивности во многом определяется эффе к тивностью применения налогового мех а низма в государстве, и зависит во многом от решений, принимаемых Правительс т вом на стадии разработки налоговой пол и тики.

С начала 2016 года Правительством Российской Федерации были введены и приняты к исполнению следующие нал о говые льготы:

1. Предоставление субъекту РФ права по снижению до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ, для вновь создаваемых предприятий промышленности, осуществляющих капитальные вложения. Также предусмотрено применение для таких налогоплательщиков ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0% в части, поступающей в федеральный бюджет [4]. Предполагалось, что средства, с э кономленные при использовании данной налоговой льготы, смогут полностью покрыть все расходы, связанные с капиталовложением.

2. Предоставление субъектам Росси й ской Федерации права устанавливать для впервые зарегистрированных индивид у альных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в прои з водственной, социальной и научной сф е рах, «налоговые каникулы» в виде налог о вой ставки в размере 0 % , которые будут действовать в 2015 — 2018 г г. [4]. Данная мера позволит снизить налоговое давление на менее развитые сферы деятельности, тем самым даст толчок к их продвижению, укреплению и как следствие экономич е скому развитию.

3. Субъектам Российской Федерации предоставлено право установления огр а ничения на применение налоговой ставки в размере 0%, в том числе в виде предел ь ного размера доходов индивидуальных предпринимателей, количества наемных работников и иных показателей [4]. Пр е доставление льгот и поощрений допуск а ется только малым и менее развитым предприятиям, чтобы избежать дефицита в федеральном бюджете и бюджетах суб ъ ектов Российской Федерации

Таким образом, большинство отраслей экономки РФ, для которых в ближайшей перспективе нет предпосылок достижения мирового лидерства, развиваются посре д ством использования введенных налог о вых льгот и упрощенного таможенного режима ввоза необходимого оборудов а ния [6].

В качестве вопроса о налоговых льготах 31 июля 2017 года в РФ Госдумой был рассмотрен законопроект об инв естиционной льготе, касающийся вложений средств в модернизацию, покупку и реконстру к цию производства, который будет прим е нен с 0 1. 0 1.2018 – 31.12.2027 гг. Данные расходы будут сп о собствовать сокращ е нию самого налога на прибыль. При выб о ре рассматриваемой льготы инвестор будет напрямую пон и жать сам налог на прибыль на материал и зованные инвестиции. Из региональной доли налога можно будет вычесть до 90 % этих затрат, оставшиеся 10 % из федерал ь ного налога. Следовательно, регионы, принявшие решение об использовании данной льготы, дают нал о гоплательщикам возможность выбора – воспользоваться естественным механи з мом амортизации или вычитать расходы на инвестиции н а прямую из суммы налога с установленн ы ми ограничениями. Рассматриваемые о г раничения будут связаны со льготами на оборудование третьей и седьмой аморт и зационных групп (маш и ны, оборудование, здания со сроком и с пользования от трех до двадцати лет). Представленное налоговое новаторство способно дать России инв е стиционный подъем, рост производител ь ности труда, модернизацию промышле н ности.

В главных направлениях налоговой п о литики России на 2017 год и на плановый период 2018-2019 г г. предусмотрено обе с печение стабильного развития российской экономики, а также неухудшение фина н сового положения граждан России. Пре д полагается, что общие контуры, сформ и рованные еще в предыдущем году налог о вой политикой, останутся неизменными, однако с учетом сложившейся экономич е ской ситуации и состояния бюджетной системы РФ налоговые инициативы, нам е ченные к реализации уже в текущем году, будут скорректированы в предсто ящем 2018 и плановом 2019 году. Фактический мораторий, подписанный в 2015 году, на увеличение налоговой нагрузки должен обеспечить стабильность налоговой си с темы и повысить ее привлекательность для инвесторов в текущем и плановом пери о де [4].

В настоящее время одним из самых важных факторов повышения инвестиц и онной активности является рациональная система налогообложения. При помощи налогового механизма государство должно создавать все необходимые условия для привлечения капитал в наиболее значимые и перспективные отрасли экономики, к о торые напрямую связаны с научно-техническим прогрессом, а также продв и жением инновационных разработок. Исх о дя из этого , можно сказать, что государс т ву необходимо с одной стороны, стимул и ровать с помощью льгот и поощрения р е альный сектор экономики для накопления и аккумулирования долгосрочных средств, чтобы в последующем происходило разв и тие производства и одновременно форм и рование долгосрочных ресурсов в фина н совой сфере. С другой стороны – стимул и ровать концентрирование свободного к а питала на финансирование сфер реального сектора экономики.

Читайте также:  Окупаемость чистый приток денежных средств

На наш взгляд, помимо крупных и уже закрепившихся на мировом рынке орган и заций, государству стоит сконцентрир о вать свое внимание именно на малых предприятиях и предоставить им большее количество налоговых льгот и каникул. Ведь именно в малых предприятиях скрыт большой экономический потенциал, кот о рый заключается в том, что данный вид организаций производит множество инн о вационных технологий, к чему их подта л кивает необходимость конкурировать и продвигаться на рынке. Однако потен циал может быть раскрыт только в условиях г о сударственного стимулирования инвест и ционной и инновационной деятельности.

Для выполнения данного условия нео б ходимо дополнить существующие налог о вые п референции следующими :

1. Введение более низких налоговых ставок по наиболее крупным налогам (н а лог на прибыль, налог на имущество и др.).

2. Предоставление налоговых каникул на больший срок для наукоемк их старт а пов , а также расширение перечня орган и заций, которым предоставляется данный вид налоговой льготы.

3. Создание благоприятных условий для продвижения рынка венчурного капитала (поощрение венчурных компаний).

Вышеперечисленные льготы помогут повысить количество малых предприятий в Российской Федерации, а также стим у лировать их интерес в производстве инн о вационных технологий, что впоследствии приведет их к продвижению как на вну т реннем, так и на международном рынках, получению достаточно высокой прибыли для создания свободного капитала, кот о рый ор ганизация сможет инвестировать.

1. Данченко М.А. Нало гообложение: Электронный учеб. – http://tic.tsu.ru/www/uploads/nalog/page6.html.

2 . Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017) (с изм . и доп., вступ. в силу с 01.10.2017)

3 . Журов А.В. Налоговые льготы как стимул развития бизнес-ангельского инвестир о вания: о пыт России, США и стран Европы // Вопросы государственного и муниципальн о го упра вления. – 2010. – №1. – С. 89-97.

4. http://minfin .ru/ru/document/?id_4=62450 -Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации

5. Пакова О.Н. Налоговые стимулы и их регулятивный характер // Вестник СевКавГТУ . С ерия «Экономика». – 2013. – №3. – С. 11-23.

6. Гребенникова В.А., Кузнецов а Ю.И. Анализ инвестиционн о — инновационной акти в ности российских предприятий в условиях экономической нестабильности / Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – №4-1. – С. 93-100.

TAX MECHANISM OF INVESTMENT STIMULATION

V.A. Grebennikova , candidate of economic sciences, associate professor

Ya.V . Sushko , student

Kuban state university

Abstract. The purpose of the study is to characterize the specifics of stimulating investment through a tax mechanism. The influence of the tax mechanism on the investment activity of ec o nomic entities in the current crisis economic situation is considered.

Keywords: investments, tax mechanism, impact of tax instruments on investment activity, i n vestment activity, financial market.

Источник

Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций как инструмент стимулирования инвестиционной активности*

Надежда Николаевна Семенова,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита,
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева,
Саранск, Российская Федерация,
Финансы и кредит,
№28 (2016) 37-48

* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 15-02-00174а «Развитие теории и методологии формирования инвестиций инновационного типа с позиции парадигмы неоиндустриальной модернизации».

Предмет и тема . В настоящее время важнейшим направлением финансовой политики России является разработка мер стимулирования инвестиционной активности посредством использования налоговых методов. При этом важнейшим методом налогового стимулирования инвестиционной активности являются льготы и преференции по налогу на прибыль организаций. Грамотное их применение может обеспечить как сохранность полученных финансовых накоплений, так и финансирование расширения деятельности компании, новых инвестиций за счет налоговой оптимизации.

Цели . Оценка льгот по налогу на прибыль организаций в контексте стимулирования инвестиционной активности.

Методология . Применены такие общенаучные методы и приемы, как научная абстракция, индукция и дедукция, синтез, сравнительный и сопоставительный анализ, регрессионный анализ.

Результаты . Рассмотрены главные налоговые инструменты стимулирования инвестиционной деятельности, основанные на использовании налога на прибыль организации, применяемые в России и за рубежом. Проведен анализ действующей российской практики предоставления инвестиционных налоговых льгот по налогу на прибыль организации. Также выявлены особенности предоставления налоговых преференций по налогу на прибыль в различных субъектах РФ. Рассчитана регрессионная модель зависимости объема инвестиций в основной капитал от размера налоговых льгот по налогу на прибыль организаций.

Выводы и значимость . В настоящее время инвестиционные льготы по налогу на прибыль являются мощным рычагом осуществления неоиндустриальной модернизации и инновационного развития российской экономики. В связи с этим выработан ряд предложений по совершенствованию механизма налогового стимулирования инвестиционной деятельности в России, основанных на использовании налога на прибыль организаций, предусматривающих проведение амортизационной реформы, а также принятие мер по активизации применения инвестиционного налогового кредита.

В настоящее время одной из приоритетных задач развития российской экономики является обеспечение устойчивого экономического роста, что требует высоких темпов обновления основного капитала и перехода к инновационному пути развития. Решение указанной стратегической задачи сопряжено со значительными инвестиционными вложениями. При этом, как справедливо отметили А.И. Стадник, А.Н. Александрова и Е.М. Поддубный 1 , повышение инвестиционной активности как ключевого фактора экономического роста должно обеспечиваться оптимальным соотношением, с одной стороны, регулирующих воздействии государства на инвестиционные процессы, с другой — рыночными механизмами, инвестиционной деятельностью компаний.

1 Стадник А.И., Александрова A.M., Поддубный Е.М. Макро- и микроэкономические факторы современного этапа развития инвестиционной деятельности российских предприятий // Экономический анализ: теория и практика. 2009. №16. С. 16-21.

Следует сказать, что теория инвестиционного поведения компаний развивалась в работах многих известных ученых-экономистов. Так, Дж.М. Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег» обосновал модель инвестиционного поведения и сформулировал «закон предельной эффективности инвестиций» [1]. Он установил взаимосвязь между инвестиционным поведением компании и внутренней макроэкономической политикой государства, предложил методы воздействия государства на инвестиционную активность фирм. Среди основных факторов, влияющих на размер инвестиций, Дж.М. Кейнс выделял уровень процентных ставок, бюджетную и налоговую политики, ожидаемую рентабельность капитальных вложений.

Значительный вклад в развитие теории инвестиционного поведения внес известный американский ученый Д. Иоргенсон [2,3]. При анализе инвестиционного процесса в США он в работе «Налоговая политика и инвестиционное поведение фирм» выявил зависимость между налоговой политикой и инвестиционными расходами компаний. Согласно его подходу ключевым фактором, влияющим на уровень капитальных вложений фирмы, является налогообложение в стране.

Стоит отметить, что в последние годы инвестиционная активность в России характеризуется сокращением темпов роста инвестиций в основной капитал, что во многом обусловлено мировым экономических кризисом 2008-2009 гг. (рис. 1). Так, в 2009 г. темп роста инвестиций в основной капитал составил 84,3% от уровня 2008 г. В последующие годы (2010-2011 гг.) хотя и наблюдалось увеличение темпов роста инвестиций в основной капитал, однако докризисного уровня они так и не достигли. С 2012 г. в российской экономике происходит спад инвестиционной активности. В 2015г. общий объем инвестиций в основной капитал сравнению с 2011 г. сократился почти в 1,5 раза. Кроме того, значительно снизилась и норма валового накопления инвестиций в основной капитал (отношений инвестиций в основной капитал к ВВП): с 20,6% в 2010 г. до 19,5% в 2014 г.

Причем значительная часть таких инвестиций (более 60%) вложена в здания, сооружения и жилище. На долю же машин, оборудования и транспортных средств приходится лишь 36% от общего объема инвестиций в основной капитал.

В сложившихся условиях важнейшим направлением экономической политики государства является принятие срочных мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности в стране. При этом ведущая роль должна быть отведена налоговым механизмам, обеспечивающим индустриальное развитие российской экономики посредством стимулирования инвестиций в инновационные продукты и технологии. Главным методом являются налоговые льготы и преференции. Их грамотное применение может обеспечить как сохранность полученных финансовых накоплений, так и финансирование расширения деятельности компании, новых инвестиций за счет налоговой оптимизации. В соответствии с п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ налоговые льготы трактуются как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере. В зарубежной практике при оценке налоговых льгот используется термин «налоговые расходы бюджета», под которыми понимаются освобождения относительно стандартной структуры налогов, приводящие к снижению величины собираемых государством доходов [4].

Можно выделить как преимущества, так и недостатки государственного налогового регулирования инвестиционной активности посредством налоговых льгот (рис. 2).

В настоящее время российские организации могут воспользоваться стандартным набором налоговых льгот, предусмотренных для всех субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от организационно-правовой формы. Причем стимулирующие функции закладываются в различные налоги, но для активизации инвестиций наиболее часто используется налог на прибыль организаций.

Читайте также:  Бинанс инструкция по безопасной эксплуатации

Методы стимулирования инвестиций, основанные на использовании налога на прибыль, применяются во многих странах мира. К числу подобных методов относятся: использование режима ускоренной амортизации, инвестиционная премия, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, скидки в размере расходов на НИОКР и капиталовложения в новое оборудование и строительство 2 6.

2 Алаев Б.Х., Исаев М.Г. Налоговое стимулирование инвестиционной деятельности компаний в развитых странах // Финансы и кредит. 2015. № 4. С. 36-37.

Что касается российской практики, федеральным налоговым законодательством предусмотрены такие налоговые инструменты стимулирования инвестиционной деятельности, как механизм ускоренной амортизации, амортизационная премия, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы (табл. 1).

Таблица 1. Характеристика основных инвестиционных налоговых льгот по налогу на прибыль организации, применяемых в России

Наименование налоговой льготы Характеристика налоговой льготы
Ускоренная амортизация Применение повышающего коэффициента (не более 3) в отношении амортизируемого оборудования, используемого для научно-технической деятельности
Амортизационная премия Единовременное списание существенной части затрат на капитальные вложения: не более 10% или 30% (по основным средствам, относящимся к третьей-седьмой амортизационным группам) со сроком полезного использования от 3 до 20 лет
Инвестиционный налоговый кредит Отсрочка платежа по налогу на прибыль в течение определенного срока с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов. Предоставляется на сумму не более 30% от стоимости приобретаемого оборудования, но не более 50% суммы налога при условии, что средства в размере «отсроченного» налога инвестируются в проведение НИОКР, техническое перевооружение производства, внедренческую и инновационную деятельность или на социально-экономическое развитие субъекта РФ и предоставление особо важных услуг населению. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного-года до пяти лет

Источник: составлено автором на основе Налогового кодекса РФ

Стоит подчеркнуть, что в настоящее время эффективность налоговых льгот федерального уровня достаточно низкая. В частности, ввод в действие основных фондов растет более быстрыми темпами, нежели рост прибыли и амортизационной премии. Это дает основание полагать, что применение амортизационной премии является одним из способов оптимизации налогообложения, и непосредственного влияния на принятие организацией решения об инвестировании высвобождаемых средств в обновление фондов не оказывает [8]. Большинство российских компаний используют амортизационную премию для увеличения прибыли, а не для обновления основных фондов, то есть не по целевому назначению. В результате наблюдается серьезное отставание уровня финансирования инвестиций за счет амортизации по сравнению с развитыми зарубежными странами, где амортизационная политика является главным фактором стимулирования экономического роста.

Доля амортизации в структуре инвестиций в основной капитал в России составляет 22-23%, в то время как в США этот показатель составляет 60%, а в Германии и Франции — 73% 3 . Практика показывает, что чем выше доля амортизационных отчислений в общем объеме инвестиций, тем более эффективно происходит развитие экономики.

3 Шогенов Б.А., Лбазова Ф.М. Современныйвзгляд на формирование эффективной амортизационной политики в бухгалтерском и налоговом учете // Международный бухгалтерский учет. 2013. №19. С. 2-10.

Что касается использования механизма ускоренной амортизации, то он снижает налог на прибыль организаций, но применим только для оборудования, используемого в научно-технической деятельности, то есть имеет ограниченный характер. Между тем в развитых странах данный налоговый инструмент является одним из важнейших факторов обновления основного капитала и модернизации экономики. В зарубежной практике используется более тридцати методов реализации механизма ускоренной амортизации [9]. Активное использование ускоренной амортизации в течение последних 60 лет явилось одной из важнейших причин, позволивших США занять передовые позиции в мире в техническом, технологическом и информационном отношениях.

Использование этого средства для обновления основных фондов и финансирования расширенного воспроизводства следует рассматривать как одну из форм косвенного бюджетного субсидирования развития экономики. Результатом ускоренной амортизации является своеобразная трансформация недополученных поступлений в бюджет от налога на прибыль в инвестиции. При этом приращение инвестиций обычно многократно превышает объем недополученных доходов государства. По расчетам ученых Института экономики РАН, эффективность использования амортизационных отчислений для финансирования инвестиций в 2 раза выше, чем использование прибыли и в 4 раза больше по сравнению с банковским кредитом [10].

Инвестиционный налоговый кредит, являясь достаточно эффективным инструментом стимулирования инвестиционной деятельности в развитых странах, на территории России пока не нашел широкого практического применения. Его развитие сдерживают различные факторы административного и экономического характера: сложная процедура взаимодействия сторон, наличие большого перечня документов, согласование с налоговыми органами договора поручительства на сумму более 20 млн руб., малый срок предоставления и хаотичный порядок его установления и др. [11]. В тоже время в развитых странах инвестиционные налоговые кредиты являются распространенной категорией налоговых льгот, предоставляемых корпорациям. В целом, к примеру, во Франции насчитывается более 10 различных налоговых кредитов, в Германии — 15, в США — 20 [12]. Особое место занимают налоговые скидки на проведение НИОКР, что в современных отечественных условиях не имеет ни малейшего применения в практике финансовой деятельности организаций.

Льготы по налогообложению корпораций в зарубежных странах связаны также с использованием налоговых каникул, которые состоят во временной отмене налоговых платежей в бюджет. Кроме того, практикуется предоставление скидок платежей на истощение недр, из налогообложения исключается прибыль, используемая на НИОКР, капитальные вложения и т.д. Реализация указанных мероприятий уже привела к тому, что в США примерно 1/2 валового дохода корпораций, а в Великобритании почти 2/3 его исключается из процесса налогообложения [13].

Стоит сказать, что в развитых экономиках широко распространена такая форма целевого налогового освобождения, как налоговая инвестиционная премия, которая в России не практикуется. Налоговая инвестиционная премия является одной из мер регулирования государством экспорта национального капитала в форме прямых инвестиций за рубеж. Она предусматривает уменьшение налоговых ставок по корпорационному налогу для национальных фирм и предоставляется в момент начала прямого инвестирования. Снижение ставок корпорационного налога оставляет в распоряжении корпораций дополнительные финансовые средства, которые служат своеобразной подушкой безопасности использование сохранности капитала при его инвестировании в других странах. С нашей точки зрения, российские регионы могли бы воспользоваться правом установления индивидуальных льгот именно в форме налоговой инвестиционной премии организациям приоритетных отраслей для завоевания ими внешнего рынка.

В настоящее время в России наиболее распространенной инвестиционной льготой является понижение ставки налога на прибыль, зачисляемой в региональный бюджет. Особенности предоставления инвестиционных налоговых льгот в некоторых регионах РФ представлены табл. 2.

Проведенный анализ налогового законодательства регионов РФ, свидетельствует о том, что предоставление инвестиционных налоговых льгот по налогу на прибыль организаций в большинстве случаев связано с заключением инвестиционного соглашения с администрацией региона, предусматривающего максимальное снижение налоговой ставки на 4,5% (с 18% до 13,5%). В то же время в развитых странах максимальное снижение ставки по налогу на прибыль для инвесторов колеблется в диапазоне 8-16% (рис. 3) [14].

Стоит также отметить, что в 2013 г. в рамках осуществления мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности в стране, в налоговое законодательство был введен новый термин «региональный инвестиционный проект». Региональные органы власти могут принимать законы, предусматривающие предоставление инвестиционных налоговых льгот предприятиям приоритетных для данного региона отраслей экономики. Цель этих льгот состоит в создании благоприятных условий для компаний, реализующих инвестиционные проекты регионального значения, внедряющих новые технологии, выпускающих конкурентоспособную продукцию, осуществляющих модернизацию и техническое перевооружение производства.

Участникам региональных инвестиционных проектов предоставляются следующие налоговые льготы по налогу на прибыль, подлежащему зачислению:

— в федеральный бюджет — налоговая ставка — 0% в течение десяти лет;

— в бюджеты субъектов РФ — налоговая ставка не более 10% в течение пяти лет, начиная с налогового периода, в котором впервые был получен доход от реализации проекта, и не менее 10% в течение следующих пяти лет.

Указанные преференции действуют до 01.01.2029, независимо от даты включения организации в реестр участников регионального инвестиционного проекта.

По данным Федеральной налоговой службы, за последние 10 лет размер инвестиционных льгот по налогу на прибыль увеличился в 8,6 раза и составил в 2015 г. 861,2 млрд руб. (табл. 3). Причем ведущее место среди налоговых инструментов стимулирования инвестиционной деятельности компаний занимает амортизационная премия (ее доля в общем объеме налоговых льгот по налогу на прибыль составляет 92,9%), а количество налогоплательщиков, использующих данную льготу, составляет чуть более 10 тыс. Следует отметить, что за исследуемый период почти в два раза увеличилась сумма льгот, предоставленных в виде пониженной ставки налога на прибыль организаций.

В рамках нашего исследования была рассчитана регрессионная модель зависимости объема инвестиций в основной капитал (Y) от размера налоговых льгот по налогу на прибыль организаций (X) по эмпирическим данным за 2006-2015 гг.:

Y = 3838,6179 + 8,5071 Х.

F-критерий Фишера и t-критерий Стьюдента при уровне значимости в 95% свидетельствуют о статистической значимости полученного уравнения и включенных в него факторных признаков. Значение множественного коэффициента корреляции, равное 0,94, свидетельствует о весьма высокой связи между результативным показателем и налоговыми льготами. Согласно полученному уравнению рост налоговых льгот на 1 млрд руб. генерирует 8,5 млрд руб. инвестиций в основной капитал.

Расчетная функция и полиноминальная зависимость представлена на рис. 4

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что налоговые льготы по налогу на прибыль организаций являются одним из важнейших инструментов стимулирования инвестиционной активности в стране. Вместе с тем, как отмечают многие российское ученые, в настоящее время существует ряд проблем и ограничений, связанных с их применением. В частности, нецелевое использование амортизационной премии, малый срок применения инвестиционного налогового кредита и ограничение сфер его применения, жесткая регламентация прав законодательных органов субъектов РФ по установлению дополнительных налоговых льгот и др. 17.

В связи с этим можно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию налогового механизма стимулирования инвестиционной деятельности в России, основанных на использовании налога на прибыль организаций. Во-первых, проведение амортизационной реформы, предусматривающей реализацию следующих мер:

введение обязательного контроля за целевым использованием амортизационных отчислений и установление соответствующих финансовых санкций за нецелевое использование средств;

сокращение сроков обновления основных фондов с доведением нормативов по ним до уровня промышленно развитых стран, а для малого бизнеса — применение амортизационных вычетов, дифференцированных в зависимости от величины вводимых фондов;

введение повышающего коэффициента ускоренной амортизации не выше 2 для тех налогоплательщиков, которые на протяжении предшествующих трех лет обеспечивали обновление основных фондов с коэффициентом не менее 10%. Также целесообразно увеличить срок льготы до 5 лет с последующим подтверждением соблюдения коэффициента обновления и отчетом о целевом использовании средств амортизации;

обязание организации при износе основных фондов свыше 30% отчислять в амортизационный фонд от 60 до 80% прибыли;

применение правила восстановления амортизационной премии при реализации основного средства до истечения пяти лет с момента ввода указанного средства не только ко взаимозависимому лицу, а к любым лицам. Исключение может быть сделано только для реализации лизинговым компаниям, а также в отношении оборудования, работающего с высоким коэффициентом сменности.

Во-вторых, можно рекомендовать более активное использование инвестиционного налогового кредита. Для этого целесообразно:

увеличить период предоставления инвестиционного налогового кредита, поскольку установленный действующим налоговым законодательством предельный срок инвестиционного налогового кредита слишком мал для осуществления модернизации и за такой период не все инвестиционные проекты могут окупиться в полном объеме;

регламентировать допустимую долю инвестиционного налогового кредита в объеме инвестиций и порядок его предоставления;

пересмотреть основания для обращения за инвестиционным налоговым кредитом путем расширения сферы его применения;

ввести контроль за целевым использованием налогоплательщиками средств, высвобождаемых в результате применения инвестиционного налогового кредита;

законодательно закрепить ответственность государственных органов власти за несвоевременное выполнение своих обязательств по договору о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

В-третьих, необходимо расширение прав региональных органов власти по установлению инвестиционных налоговых льгот по налогу на прибыль организаций. В частности, представляется целесообразным предусмотреть в законодательстве право региональных органов власти не только снижать ставку налога на прибыль, зачисляемую в региональный бюджет, но и освобождать от уплаты данного налога хозяйствующие субъекты, реализующие крупные инвестиционные проекты в регионе.

В заключение отметим, что инвестиционные налоговые льготы по налогу на прибыль организаций являются мощным рычагом осуществления неоиндустриальной модернизации и инновационного развития российской экономики, поскольку они побуждают хозяйствующие субъекты инвестировать прибыль в обновление и развитие производственной базы.

Таблица 2. Особенности предоставления инвестиционных налоговых льгот по налогу на прибыль организаций в некоторых регионах РФ

Регион Налоговая льгота Срок предоставления Условия предоставления
Ростовская область Снижение ставки до 13,5% Не более 5 лет Заключение инвестиционного соглашения
Нижегородская область 1. Снижение ставки на 4,5% (по приоритетным инвестиционным проектам с объемом инвестиций более 40 млрд руб.). 2. Снижение ставки в зависимости от удельного веса выручки, полученной от реализации инвестиционного проекта (по проектам с объемом инвестиций менее 40 млрд. руб.) Не более 5 лет Заключение инвестиционного соглашения
Самарская область Снижение ставки до 13,5% (по инвестиционным проектам стоимостью от ста миллионов рублей и выше по приоритетным видам экономической деятельности) На период окупаемости, но не более 5 лет Заключение инвестиционного соглашения
Ленинградская область 1. Снижение ставки до 13,5% (объем капитальных вложений компании в течение предыдущих 3 лет составил более 800 млн. руб.). 2. Снижение ставки до 15,5% (объем вложений свыше 300 млн руб.). 3. Снижение ставки до 16,5% (штат в 400 человек и средняя зарплата в 7 МРОТ) 1) 5 лет; 2) 3 года Заключение инвестиционного соглашения
Республика Татарстан Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости, но не более 7 лет Заключение инвестиционного соглашения
Саратовская область Снижение ставки налога до 13,5% (организациям, вкладывающим средства в обновление основных фондов) Не регламентирован Заявительный порядок
Волгоградская область Снижение ставки до 13,5% Не более 5 лет Заключение инвестиционного соглашения
Республика Мордовия Снижение ставки до 13,5% На период окупаемости, но не более 5 лет Результаты реализации инвестиционного проекта должны соответствовать бизнес-плану

Источник: составлено автором на основе законодательства субъектов РФ

Таблица 3. Динамика льгот по налогу на прибыль организаций (2006-2015 гг.), млрд руб

Год Льготы в виде пониженной ставки налога Льготы, предоставленные резидентам особых экономических зон Амортизационная премия Всего
2006 34,6 0,1 66 100,7
2007 27,9 0,01 137,1 165
2008 41,5 0,1 170,2 211,8
2009 38,5 1,3 400,5 440,3
2010 50,7 2,1 601,1 653,9
2011 63,8 3 616,6 683,4
2012 63Д 3,7 757,8 824,6
2013 53,1 3,2 1 081,7 1138
2014 77,8 3,5 1 089,3 1 170,6
2015 60,8 0,4 799,9 861,2

Источник: данные Федеральной налоговой службы РФ. URL: https://www.nalog.ru Source: Federal Tax Service of the Russian Federation. Available at: https://www.nalog.ru

Рисунок 1. Темпы роста инвестиций в основной капитал в 2005-2015 гг., %

Источник: данные Федеральной налоговой службы РФ. URL: https://www.gsk.ru Source: Federal State Statistics of the Russian Federation. Available at: https://www.gsk.ru

Рисунок 2. Преимущества и недостатки использования налоговых льгот для стимулирования инвестиционной активности

Преимущества Недостатки
• Способ уменьшения роли государства в экономике.
• Налоговые льготы не могут иметь индивидуальный характер (ст. 56 НК РФ).
• Снижение бюджетных расходов.
• Оптимизация встречных финансовых потоков
• Суммы, выпадающие из сферы бюджетного контроля, контролируются менее жестко, чем прямые расходы Однако под удар попадает основная функция налоговой системы по сбору доходов, распределению бюджетных средств, оказанию общественных услуг.
• Часто бюджетный эффект от предоставления той или иной налоговой льготы оценивается только на стадии ее введения, впоследствии величина соответствующих потерь доходов бюджета не отслеживается, а эффективность достижения цели, для которой льгота предоставлялась, не анализируется или анализируется не тщательно.
• Использование налоговых льгот наиболее эффективно при условии стабильности и долговременности применения установленных налоговым законодательством механизмов

Источник: составлено автором Source: Authoring

Рисунок 3. Ставка налога на прибыль корпораций и льготы по налогу в России и развитых странах, %

Источник: составлено автором

Рисунок 4. Динамика инвестиций в основной капитал (2004-2016 гг.), млрд руб.

Источник: составлено автором.

1. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процентов и денег. URL: http://socioline.ru/files/5/316/keyns.pdf.

2. Jorgenson D. Tax Policy and the Cost of Capital. Cambridge, MA, MIT Press, 1997.

3. Jorgenson D.W., Кип-Young Yun. Investment, Vol. 3: Lifting the Burden: Tax Reform, the Cost of Capital, and U.S. Economic Growth, MIT Press, 2002, 504 p.

4. Малинина Т. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика. М.: Ин-т Гайдара, 2010. 212 с.

5. Ратнер С.В., Дыра Д.В. Налоговое регулирование инновационного развития экономики: отечественная и зарубежная практика. URL: http://www.gosbook.ru/document/55869/55903/preview.

6. Султанов Г.С., Алиев Б.Х., Глотова В.Г. Стимулирование инвестиционной деятельности компаний налоговыми методами: мировая практика // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С.378-383.

7. Смородина Е.А. Налоговое стимулирование инвестиций в основной капитал в России // Финансовый журнал. 2013. № 4. С. 157-166.

8. Пинская М.Р., Мельникова Н.П. Амортизационная политика как инструмент регулирования расширенного воспроизводства: налоговый аспект // Налоги и финансовое право. 2015. № 8. С.155-162.

9. Свердан М.М. Налоговые механизмы управления развитием корпоративного бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. 2009. № 9-3. С. 71-76.

10. Сенчагов В.К. Модернизация финансовой системы России: монография. М., СПб.: Нестор-История, 2011.304 с.

11. Сергеева А.Ю. Проблемы применения инвестиционного налогового кредита // Вестник Финансового университета. 2012. № 1. С. 109–114.

12. Абакарова Р.Ш. Применения инвестиционного налогового кредита в России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 134–136.

13. Прядкина Н.Н. Зарубежный опыт управления социально-экономическим развитием территорий // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 8. С. 150–155.

14. Анохин К. Мировая упрощенка. URL: http://taxpravo.ru/international/analitika/statya-167398-mirovaya_uproschenka.

15. Пасков В.Г. О некоторых неотложных мерах налогового стимулирования инвестиционной активности в российской экономике // Белорусский экономический журнал. 2013. № 4. С. 61–72.

16. Самохвалова О.С., Абдурахманова Ш.А. Инвестиционный налоговый кредит как налоговая мера защиты предприятия // Налоги и финансовое право. 2012. № 4. С. 371–377.

17. Троянская М.А. Совершенствование предоставления инвестиционного налогового кредита с целью стимулирования инвестиционной деятельности // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2013. № 6. С. 170–173.

Источник

Читайте также:  Что такое доходность статьи
Оцените статью