Накоплено иностранных инвестиций это

Накопленные иностранные инвестиции

Доля прочих инвестиций в накопленных иностранных инвестициях на конец сентября 2013 г. равна 66,3%, прямых инвестиций — 32,3% и портфельных — 1,4% [2].

Вряд ли стоит приветствовать преобладание ссудного капитала в накопленных иностранных инвестициях. Дело в том, что в реальном секторе наблюдается распад устаревших сегментов индустриальной экономики, но одновременно не получают должного развития ведущие производства высоких технологических укладов. В свою очередь явно невелика роль накопленных прочих инвестиций иностранных инвесторов в прогрессивной смене технико-технологической основы производства.

В сложных условиях стагфляции национальные интересы России требуют увеличения накопленных прямых иностранных инвестиций.

По объему накопленных иностранных инвестиций выделяются обрабатывающие производства (38,4% общей суммы), оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (18,0%), добыча полезных ископаемых (17,2%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (10,1%), транспорт и связь (8,2%) [подсчитано по: 1, с.176-178]. Всего на перечисленные виды экономической деятельности приходится 91,9% накопленных инвестиций иностранных инвесторов.

Подъем на более высокий уровень исследования накопленных иностранных инвестиций предполагает объединение видов экономической деятельности по разным основаниям. Одним из перспективных вариантов можно считать вычленение топливно-энергетического комплекса, экспортно-ориентированных сырьевых производств, производств инвестиционного назначения и производств, ориентированных на потребительский спрос [3, с.26].

Имеющийся статистический материал позволяет рассчитать удельный вес каждой из перечисленных групп видов экономической деятельности в общем объеме накопленных иностранных инвестиций.

Примем объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике на конец сентября 2013 г. за 100%. В этом случае доля топливно-энергетического комплекса равна 35,3%, экспортно-ориентированных сырьевых производств — 10,7%, производств инвестиционного назначения — 5,5%, производств, ориентированных на потребительский спрос — 4,1% [подсчитано по: 1, с.176-177]. Всего на указанные группы видов экономической деятельности приходится 55,6% суммарного объема накопленных иностранных инвестиций.

Сформировавшаяся схема распределения накопленных иностранных инвестиций по видам экономической деятельности замораживает устаревшую структуру экономики Российской Федерации. Вместе с тем продвижение по пути опережающего развития предполагает наращивание накопленных иностранных инвестиций преимущественно в производствах инвестиционного назначения. При этом для принимающей стороны большое значение имеет резкое увеличение накопленных иностранных инвестиций в производстве машин и оборудования.

Накопленные иностранные инвестиции неравномерно распределяются по основным странам-инвесторам.

По состоянию на конец сентября 2013 г. на десять стран пришлось 83,7% накопленных инвестиций иностранного происхождения. При этом доля Кипра равна 17,8%, Нидерландов — 17,7%, Люксембурга — 12,4%, Китая — 8,5%, Великобритании — 6,4%, Германии — 5,8%, Ирландии — 5,2% Франции — 3,9%, США — 3,2%, Японии — 2,8% [1, с.185].

Можно опираться на следующую классификацию основных стран-инвесторов. Во-первых, малые развитые страны (Ирландия, Кипр, Люксембург, Нидерланды). Во-вторых, крупные развитые государства (Великобритания, Германия, Франция, США, Япония). В-третьих, крупнейшая развивающаяся страна (Китай).

Доля четырех малых развитых стран в общем объеме накопленных иностранных инвестиций достигла 53,1%, пяти крупных развитых государств — 22,1% и Китая — 8,5% [подсчитано по: 1, с.185].

В суммарном объеме накопленных прямых иностранных инвестиций доля четырех малых развитых стран составила 56,5%, пяти крупных развитых государств — 17,1% и Китая — 1,2% [подсчитано по: 1, с.185].

В общей сумме накопленных прочих иностранных инвестиций доля четырех малых развитых стран составила 51,9%, пяти крупных развитых государств — 24,0% и Китая — 12,3% [подсчитано по: 1, с.185].

Из приведенных подсчетов следует, что четверка малых развитых государств занимает особое место в процессе увеличения накопленных иностранных инвестиций. На эти страны приходится более половины общего объема накопленных инвестиций иностранных инвесторов. Указанная группа доминирует на площадках накопленных прямых и прочих иностранных инвестиций. По объему накопленных портфельных иностранных инвестиций четверка малых развитых стран незначительно уступает пятерке крупных развитых государств.

Офшорная юрисдикция в перечисленных малых развитых странах притянула из-за границы мощные потоки капитала в денежной форме. Имеются многочисленные примеры, когда инвестиции, притекающие из этих стран в Российскую Федерацию, имеют российские корни.

Изучение состояния накопленных иностранных инвестиций в Российской Федерации показывает их сравнительно невысокий объем и низкие качественные параметры.

Государственным органам России предстоит проделать большую работу для позитивного изменения сложившейся ситуации. В соответствующей программе действий полагается исходить из признания необходимости увеличения государственного воздействия на инвестиционный процесс.

Нужно ускорить государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, нанести сокрушительные удары по коррупции и теневой экономике, поднять на новый уровень федеральную и региональную поддержку инвестора, трансформировать существенную часть государственных активов в инвестиции.

Большое внимание следует уделить развитию государственно-частного партнерства (ГЧП) в инвестиционном процессе. Применение различных форм ГЧП повысит маневренность государства в сфере регулирования притока инвестиций из-за границы. В первую очередь следует активизировать государственно-частное финансирование инвестиционных проектов, заключение концессионных соглашений и договоров аренды государственного имущества.

Целесообразно концентрировать усилия на стимулировании поступления инновационных инвестиций сильнейших ТНК крупных развитых стран. Тем самым облегчается проведение глубокой модернизации национальных производительных сил Российской Федерации.

Принятие и реализация предлагаемой программы действий в области инвестиционного процесса приведет к существенному увеличению объема и улучшению качества накопленных иностранных инвестиций.

Одновременно следует осторожно подходить к стимулированию наращивания накопленных иностранных инвестиций. В тех случаях, когда этого требуют национальные интересы России, полезно продолжить применение изъятий ограничительного и запретительного характера.

Выход на принципиально новый уровень конструирования государственных мер и механизмов в области регулирования инвестиционной деятельности откроет путь к ядру шестого технологического уклада. По мере реализации утвержденного плана мероприятий повысится значение накопленных иностранных инвестиций в создании новой экономики Российской Федерации.

1.Федеральная служба государственной статистики. Доклад «Социально-экономическое положение России» январь-октябрь 2013 года. М. 525 с.

2.Об иностранных инвестициях в январе-сентябре 2013 года [электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04 03/IssWWW.exe/Stg/d02/245inv22.htm (дата обращения: 8.12.2013).

3.Райская Н., Френкель А., Волкова Н. Лобзова А. Инвестиционная и ценовая стратегия в промышленности // Инвестиции в России. 2013. №12.

Источник

Иностранные инвестиции

Й учебный вопрос: Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций. Понятие экспорта капитала. Экономическая сущность, формы и виды международного движения капитала. Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка.

Понятие иностранных инвестиций

Основная часть (учебные вопросы) .

1-й учебный вопрос: Понятие, сущность и виды иностранных инвестиций. Понятие экспорта капитала. Экономическая сущность, формы и виды международного движения капитала. Инвестиционный процесс и механизм инвестиционного рынка.

Основная часть (учебные вопросы) .

Международное движение долгосрочных капиталов развивается в разнообразных формах с участием экономических субъектов различ­ных стран. Интенсификация потоков капитала между странами и регио­нами мира вызывает рост объемов иностранных инвестиций в экономи­ку практически всех государств.

В самом общем плане понятие «инвестиция» означает долгосроч­ное вложение капитала, денежных средств в какие-либо предприятия, организации, долгосрочные проекты и т.д. с целью извлечения прибы­ли. Очень часто инвестиции отождествляются с капиталовложениями. Однако многие специалисты считают инвестиции более широким поня­тием, чем капиталовложения, поскольку инвестиции охватывают как ре­альные инвестиции (собственно капиталовложения), так и портфельные (или финансовые) инвестиции.

Реальными инвестициями (капиталовложениями) считаются вложе­ния в основной и оборотный капитал, затраты на капитальный ремонт, на приобретение земельных участков и объектов природопользования, а также вложения в нематериальные активы (патенты, лицензии, про­граммную продукцию НИОКР и т.д.). К портфельным (финансовым) инвестициям относятся долгосроч­ные и краткосрочные займы и кредиты, финансовые вложения хозяй­ствующих субъектов в приобретение ценных бумаг и т.д.

Читайте также:  Самые популярные приложения для инвестиций

Иностранные инвестиции — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли.

В Законе РФ «Об иностранных инвестициях» (1999) иностранная инвестиция определяется как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав при условии, что эти объекты не изъя­ты из оборота в РФ».

По российскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ) к объектам гражданского права, которые могут служить объекта­ми капиталовложений, относятся:

— иное имущество (в том числе имущественные права);

— результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исклю­чительные права на них (интеллектуальная собственность);

— работы и услуги;

Даваемые в законодательных актах разных стран определения и пе­речни иностранных (зарубежных) инвестиций обычно являются не ис­черпывающими, а примерными, поскольку понятие инвестиций охваты­вает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвес­тор может вкладывать в экономику принимающей страны.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций вхо­дят:

— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, обо­рудование и другие материальные ценности) и соответствующие иму­щественные права, денежные средства и вклады;

— ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

— права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную собственность;

— права на осуществление хозяйственной деятельности, предостав­ляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 1.

Способы классификации долгосрочных зарубежных

Критерии классификации Типы инвестиций
По отношению к отдельным странам Иностранные — вложения иностранных капита­лов в экономику данной страны. Зарубежные — вложения капиталов местных эко­номических субъектов за рубежом
По источникам происхожде­ния и форме собственности Частные инвестиции — инвестиции частных эко­номических субъектов. Государственные инвестиции — инвестиции го­сударственных органов или предприятий
По степени контроля над предприятиями и другими экономическими субъектами Прямые инвестиции, дающие право контроля. Портфельные инвестиции, не дающие права кон­троля
По характеру использования Предпринимательские, вкладываемые в производ­ство с целью получения прибыла Ссудные, предоставляемые в форме займов и кре­дитов с целью получения процентного дохода
По способу учета Текущие потоки инвестиций — инвестиции, осу­ществляемые в течение года. Накопленные инвестиции — объем инвестиций за весь период их осуществления)

По отношению к отдельным странам следует различать зарубеж­ные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вло­жения национальных экономических субъектов за рубежом, и иност­ранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в эконо­мику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции — общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

Различаются также государственные и частные зарубежные (иност­ранные) инвестиции. Государственные инвестиции — это займы икредиты, которые одно государство или группа государств (например, Организация экономического сотрудничества и развития) предоставля­ют другим государствам. К ним относятся также государственные уча­стия в капитале смешанных предприятий, а также инвестиции государ­ственных предприятий.

Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют ча­стные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдель­ные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно перепле­таются между собой.

В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестицииэто инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции — инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной терри­тории, причем целью инвестора является право непосредственного уча­стия в управлении предприятием».

Основными способами осуществления прямых инвестиций являются:

— создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%-ной) собственности инвестора; это так называемое инвестирование «с нуля»;

— приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

— финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том числе за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;

— приобретение прав пользования землей (включая аренду), при­родными ресурсами и иных имущественных прав;

— предоставление прав на использование определенных техноло­гий, ноу-хау и др.;

— приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельнос­тью предприятия (такие участия иногда называют мажоритарными);

— реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране размещения филиала или совместного предприятия;

В разных странах доля, дающая право контроля, определяется по-разному. В документах МВФ к прямым инвестициям относятся участия в капитале, составляющие не менее 25% уставного капитала, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии — не менее 50%, в странах Европейского союза — 20-25%, в США — 10%.

По российскому закону «Об иностранных инвестициях» (1999) к прямым инвестициям относятся:

— приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь со­здаваемой на территории РФ;

— вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юри­дического лица;

— осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.;

— реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.

Реинвестициикапиталовложения в объекты предприниматель­ской деятельности, финансируемые за счет доходов или прибыли ино­странного инвестора, которые получены на территории принимаю­щей страны.

Определяющая роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только капиталы (в материальной и нематериальной форме), но и новые техно­логии и опыт, передовые методы организации производства, труда и управления.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения инос­транных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном ка­питале компаний, не дающие права контролировать управление и вли­ять на коммерческую деятельность коммерческой организации; а так­же в другие ценные бумаги принимающих государствоблигации, государственные долговые обязательства и т.д.

Участия в уставном капитале, не дающие права контроля, иногда называют миноритарными; их доля должна быть ниже предела, установ­ленного для прямых инвестиций. В России такой предел составляет 10%.

В России в последние годы иностранный инвестор мог вложить сред­ства в следующие рублевые активы, которые входят в состав порт­фельных инвестиций:

— акции российских компаний; акции коммерческих банков; госу­дарственные краткосрочные облигации (ГКО); долгосрочные облигации федеральных займов (ОФЗ); долгосрочные облигации государствен­ного сберегательного займа (ОГСЗ);

— облигации местных органов власти; банковские депозиты в руб­лях.

Прямые инвестиции отличаются от портфельных следующими чер­тами:

а) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный характер;

б) сумма этих вложения обычно выше;

в) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;

г) они дают инвестору право контролировать или участвовать в управлении объектом инвестирования.

Читайте также:  Биткоин будет стоить 300000 долларов

В международной (МВФ, Всемирного банка и т.д.) и национальной статистике существует категория прочих инвестиций, куда включаются:

— торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспор­та и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);

— различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;

— кредиты, полученные от международных организаций — МВФ, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

— банковские вклады — валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках;

— двусторонние инвестиционные кредиты.

Для развивающихся государств и стран с переходной экономикой эта форма инвестиций имеет существенное значение.

К основным способам осуществления иностранных инвести­ций относятся:

— создание собственных филиалов или коммерческих организа­ций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

— долевое участие в капитале совместных предприятий;

— приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

— приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.);

— предоставление займов и кредитов;

— приобретение имущественных прав, в том числе прав пользова­ния землей и иными природными ресурсами;

— осуществление операций по финансовому лизингу;

— предоставление прав на использование новой технологии, ноу-хау и др.

После отмены с начала 1995 г. Закона о предприятии в законода­тельных актах РФ используется понятие коммерческой организации с иностранными инвестициями (КОИИ) объединение инвесторов в форме юридического лица, принадлежащего двум и более лицам, одно из которых является иностранным лицом (нерезидентом).

В соответ­ствии с российским законодательством коммерческие организации с иностранными инвестициями в России могут создаваться в организаци­онно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ:

— товарищества на вере (коммандитного товарищества);

— общества с ограниченной ответственностью;

— общества с дополнительной ответственностью;

— акционерного общества (открытого или закрытого типа).

Если в коммерческой организации участвуют российские и иност­ранные партнеры, то это — совместное предприятие. Если в коммер­ческой организации представлен один или несколько иностранных парт­неров, то она полностью принадлежит иностранным инвесторам и счи­тается предприятием со 100-процентными иностранными инвестициями.

В качестве вклада в совместное предприятие иностранный инвестор может предоставить, кроме денежных средств и иных вложений в ос­новные фонды совместного предприятия, и права интеллектуальной соб­ственности, которые могут выступать в виде патентов, лицензий и дру­гих документальных подтверждений вносимых имущественных прав.

Вклад инвестора, определяемый как права интеллектуальной соб­ственности, может принимать форму:

1) документального подтверждения вносимых прав (патентов, ли­цензий и др.);

2) оценки интеллектуального потенциала инвестора;

3) оценки творческих возможностей инвестора;

4) оценки лицензионного вознаграждения.

Лицензионное вознаграждение, выступающее в роли цены техноло­гии — это часть прибыли лицензиата. Как известно, использование тех­нологического преимущества обеспечивает предпринимателю получе­ние сверхприбыли. При продаже технологии лицензиар как бы продает свое право на получение этой сверхприбыли за некую ее долю. Такая доля прибыли называется роялти. При расчете ставки роялти обяза­тельно учитывается размер применяемых банками процентных ставок, т.е. лицензиар, продавая лицензию, стремится получать на нее такую же прибыль, положив которую в банк под действующие процентные став­ки, он мог бы получить доход, равный роялти.

В качестве оплаты прав на использование технологии может использоваться передача ценных бумаг (акций и облигаций). Данная фор­ма вознаграждения встречается в чистом виде или в комбинации с дру­гими формами примерно в 15% лицензионных соглашений. Чаще все­го при этом лицензиар получает от 5 до 20% акций лицензиата, в отдельных случаях эта доля доходит до 40%.

Закон «Об иностранных инвестициях» 1999 г. определяет, что в ка­честве иностранного инвестора (субъекта инвестиций) в РФ могут вы­ступать:

иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвес­тиции на территории РФ;

иностранная организация (это понятие в Законе «Об иностран­ных инвестициях» 1991 г. отсутствовало), не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в со­ответствии с законодательством государства, в котором она была уч­реждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;

— лицо без гражданства, которое постоянно проживает за преде­лами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в со­ответствии с законодательством государства его проживания;

— международная организация, причем не любая организация, име­ющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;

— иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.

Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения ино­странных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия.

Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлече­ния иностранного капитала можно отнести:

— увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение тем­пов экономического развития и улучшение состояния платежного ба­ланса страны;

— поступление передовой иностранной технологии, организацион­ного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

— использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

— привлечение местных капиталов и укрепление местного финан­сового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

— более полное использование местных природных ресурсов;

— повышение уровня занятости, квалификации, производительнос­ти местной рабочей силы;

— расширение ассортимента выпускаемой продукции;

— развитие импортозамещающего производства и сокращение ва­лютных расходов на оплату импорта;

— расширение экспорта и поступления иностранной валюты;

— увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее рас­ширить государственное финансирование социальных и др. программ;

— повышение уровня жизни и покупательной способности населе­ния;

— использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение об­щего уровня загрязнения окружающей среды;

— развитие инфраструктуры и сферы услуг;

— повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых ино­странных инвесторов;

— усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

— оздоровление социально-культурной обстановки в стране, распространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относят­ся следующие:

— репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платеж­ного баланса принимающей страны;

— увеличение импорта оборудования, материалов и комплектующих, требующее дополнительных валютных расходов;

— подавление местных производителей и ограничение конкурен­ции;

— усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

— игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

— возможная деформация структуры национальной экономики;

— упадок традиционных отраслей национальной экономики;

— усиление социальной напряженности и дифференциации (в част­ности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприя­тиях);

— ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, мо­жет привести к усилению технологической зависимости;

— ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

— негативное воздействие на социально-культурные условия, свя­занное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

Читайте также:  Под портфельными инвестициями понимаются инвестиции

Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицатель­ные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а су­ществуют лишь в потенции. Именно поэтому принимающие страны и их экономические субъекты, намеренные развивать совместное пред­принимательство с иностранными партнерами, должны внимательно оце­нивать все «за» и «против» подобных проектов и проводить разумную политику регулирования иностранных инвестиций, которая позволяла бы в полной мере использовать их положительные эффекты и устранять или минимизировать отрицательные.

Международное движение и экспорт капитала Международная миграция капитала, как явление, начала активно развиваться в период становления мирового хозяйства. Вывоз капитала разбил монополию вывоза товаров в эпоху углубленного развития мирового хозяйства. Дополняя и опосредуя вывоз товаров, он становится определяющим в системе международных экономических отношений. Движение капитала существенно отличается от движения товаров. Внешняя торговля, как правило, сводится к обмену товарами как потребительскими стоимостями.

На современном этапе международное движение капитала, его активная миграция между странами является важнейшей формой и составной частью международных экономических отношений.

Вывоз капитала (перемещение капитала за рубеж) представляет собой процесс изъятия части капитала из национального оборота в данной стране и перемещение его в товарной или денежной форме в производственный процесс и обращение другой страны.

Поначалу вывоз капитала был свойственен для небольшого числа ПРС, осуществлявших экспорт капитала на периферию мирового хозяйства. Развитие мирового хозяйства существенно раздвинуло рамки этого процесса: вывоз капитала становится функцией любой успешно и динамично развивающейся экономики. Капитал вывозят и ведущие ПРС, и среднеразвитые страны, и РС, в особенности, «новые индустриальные страны».

К 90-м годам в мире образовались огромные массы резервного капитала, ищущего прибыльного применения. Страховые компании, пенсионные фонды, трастовые, инвестиционные и другие фонды аккумулируют эти средства. Только в США их активы превысили в 1995 году 8 трлн. долл.

Со второй половины XX века вывоз капитала непрерывно растет. Экспорт капитала опережает по темпам роста как товарный экспорт, так и валовой внутренний продукт ПРС. На фоне резкого возрастания масштабов вывоза капиталов усиливается его международная миграция.

Международная миграция капитала – это встречное движение капиталов между странами, приносящая их собственникам соответствующий доход. Многие страны одновременно являются импортером и экспортером капитала: происходят так называемые перекрестные инвестиции.

Каковы причины вывоза капитала?

Основной причиной вывоза капитала является относительный избыток капитала в данной стране, его перенакопление. В целях получения предпринимательской прибыли или процента он переводится за границу. Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при дефиците капитала для внутреннего инвестирования.

Важнейшими причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются:

1. Несовпадение спроса на капитал и его предложение в различных звеньях мирового хозяйства.

2. Появление возможности освоения местных товарных рынков. При этом капитал экспортируется для того, чтобы проложить дорогу экспорту товаров, стимулировать спрос на собственную продукцию. В этих целях не только осваиваются имеющиеся рынки, но и создаются новые.

3. Наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевого сырья и рабочей силы.

4. Стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат в принимающей стране, льготный инвестиционный режим в свободных экономических зонах.

5. Более низкие экологические стандарты в принимающей стране, нежели в стране-доноре капитала.

6. Стремление окольным путем проникать на рынки третьих стран, установивших высокие тарифные или нетарифные ограничения на продукцию той или иной международной корпорации.

Каковы факторы, способствующие и стимулирующие вывоз капитала?

1. Растущая взаимосвязь и взаимозависимость национальных экономик, являющихся движущей силой, активизирующей вывоз капитала.

2. Международная промышленная кооперация, вложения транснациональных корпораций в дочерние компании.

3. Экономическая политика ПРС, направленная на привлечение значительных объемов капитала для поддержания темпов экономического роста, уровня занятости, развития передовых отраслей промышленности.

4. Экономическое поведение РС, стремящихся с помощью привлечения иностранного капитала дать существенный импульс для своего экономического развития, вырваться из «порочного круга бедности».

5. Международные финансовые организации, направляющие и регулирующие потоки капиталов.

6. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и капиталов между странами способствуют развитию торгового, научно-технического сотрудничества, привлечению инвестиций.

Международное движение капитала, занимая ведущее место в международных экономических отношениях, оказывает огромное влияние на мировую экономику.

1. Способствует росту мировой экономики. Капитал пересекает границы в поисках благоприятных сфер своего приложения и прироста в мировых масштабах. Приток зарубежных инвестиций для большинства стран-реципиентов помогает решить проблему нехватки производительного капитала, увеличивает инвестиционную способность, ускоряет темпы экономического роста.

2. Углубляет международное разделение труда и международное сотрудничество. Вывоз капитала является одним из важнейших условий формирования и развития международного разделения труда. Взаимное проникновение капитала между странами укрепляет экономические связи и сотрудничество между ними, способствует углублению международных специализации и кооперации производства.

3. Увеличивает объемы взаимного товарообмена между странами, в том числе промежуточными продуктами, между филиалами международных корпораций, стимулируя развитие мировой торговли.

Играя стимулирующую роль в развитии мировой экономики, международное движение капитала вызывает различные последствия для стран-экспортеров и импортеров капитала.

К числу последствий для стран-экспортеров капитала можно отнести следующие:

— вывоз капитала за рубеж без адекватного привлечения иностранных инвестиций ведет к замедлению экономического развития вывозящих стран;

— вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занятости в стране-экспортере;

— перемещение капитала за границу неблагоприятно сказывается на платежном балансе страны.

Для стран-импортеров капитала могут быть и положительные последствия:

— регулируемый импорт капитала способствует экономическому росту страны-реципиента капитала;

— привлекаемый капитал создает новые рабочие места;

— иностранный капитал приносит новые технологии, эффективный менеджмент, способствует ускорению в стране научно-технического прогресса;

— приток капитала способствует улучшению платежного баланса страны-реципиента.

В свою очередь имеются и отрицательные последствия привлечения иностранного капитала для страны-импортера:

— приток иностранного капитала, «подминая» местный капитал, либо пользуясь его бездействием, вытесняет его из прибыльных отраслей. В результате при определенных условиях это может привести к однобокости развития страны и угрозе ее экономической безопасности;

— бесконтрольный импорт капитала может сопровождаться загрязнением окружающей среды;

— импорт капитала часто связывается с проталкиванием на рынок страны-реципиента товаров, уже прошедших свой жизненный цикл, а также снятых с производства в результате выявленных недоброкачественных свойств;

— импорт ссудного капитала ведет к увеличению внешней задолженности страны;

— использование международными корпорациями трансфертных цен ведет к потерям страны-реципиента в налоговых поступлениях и таможенных сборах.

Последствия международного движения капитала сказываются на социально-экономических и политических целях конкретной страны. Естественно, они различны для развитых и слаборазвитых стран, а также стран с переходной экономикой. Однако в любом случае нельзя уповать на возможность использования только положительных факторов, отсекая отрицательные последствия.

Литература (основная и дополнительная):

1. А.А. Зубченко. Иностранные инвестиции. Учебное пособие. – М.: Книгодел, 2006.

2. Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран). Учебник. – М.: Экономистъ, 2004.

3. Л.Л. Игонина. Инвестиции. Учебное пособие. – М.: Экономистъ, 2005.

Источник

Оцените статью