- 2.4. Имя числительное
- Урок по русскому языку «Порядковые числительные»
- Найдите ошибки в употреблении числительных и существительных при них, запишите предложения в исправленном виде. 1) Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников. 2) Эту роль репетировали трое молодых актрис театра. 3) Более полтора тысяч участников митинга поддержали эту резолюцию. 4) Трамвайная остановка находится в полтораста шагов отсюда. 5) Кондрат Булавин вступил в город с тысячью солдат. 6) Он сумел выбраться из окружения с полтораста лошадями. 7) Начиная свое дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублями.
- Задания по теме «Употребление числительных»( 10 класс)
- Тест по теме «Употребление числительных в речи»
2.4. Имя числительное
Упражнение 45. Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму. Обоснуйте выбор формы.
1. Наш город с 8760 жителями расположен на берегу Волги. 2. С (тысяча рублей) в кармане в этот элитный магазин заходить не стоит. 3. Мой родной город расположен по (оба) стороны реки. 4. Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей). 5. Свет с этой звезды идёт около (10 тысяч лет). 6. Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды. 7. (Два, двое) студентов получили именные стипендии в этом году. 8. (Четыре, четверо) суток мы пробирались по глухой тайге. 9. Если к 25367 прибавить 46838, то получится 72205. 10) В банк я вошёл с 45858 (рубль). 11. Ближайший телефон находился в деревне, то есть в (полтора километра) от станции. 12. 24 (клещи) заказал цех на складе. 13. (Три, трое) котят уже открыли глаза. 14. (Пять, пятеро) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета. 15. В 1961 году человек впервые преодолел земное притяжение и вырвался в космическое пространство. 16. Вышел в свет новый анатомический атлас человека с 2647 (иллюстрация). 17. (Оба) дочерям удалось поступить в университет в этом году. 18. В (оба) государствах приняты законы по охране авторских прав. 19. У (оба) стран есть проблемы с выплатой долгов международным финансовым организациям. 20. На сборы в поход у нас ушло (полтора) суток. 21. Строительство завода должно завершиться к 2012 году.
Упражнение 46. Найдите ошибки в употреблении числительных и существительных при них.
1. Кондрат Булавин вступил в город с тысячью солдатами. 2. Он сумел выбраться из окружения с полтораста лошадями. 3. Начиная своё дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублями. 4. О тридцати двух рублей пришлось забыть. 5. Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников. 6. Эту роль репетировали трое молодых актрис театра. 7. Трое подруг весело болтали всю дорогу. 8. Деревня находится в полтора верстах от станции. 9. Более полтора тысяч участников митинга поддержали эту резолюцию. 10. Двадцать трое щипцов заказал цех на складе. 11. Три сутки плутал я по тайге. 12. Трамвайная остановка находится в полтораста шагов отсюда.
► Читать тему 2.4. Имя числительное
Источник
Урок по русскому языку «Порядковые числительные»
специалист в области арт-терапии
Урок в 6 классе по теме: «Порядковые числительные. Изменение и правописание порядковых числительных. Склонение составных порядковых числительных».
Цель— изучить основные грамматические признаки порядковых имен числительных, особенности склонения составных порядковых числительных.
Обучение различению количественных и порядковых числительных; изучение особенностей изменения порядковых числительных; развитие орфографических навыков правописания порядковых числительных.
Развитие внимания, памяти и логического мышления учащихся; культуры речи учащихся (письменной и устной).
Воспитывать интерес к изучению русского языка, повысить общую языковую культуру учащихся
изучение нового материала.
Формы работы на уроке:
карточки с диф заданием;
смайлики и стикеры.
Проверка домашнего задания
Объяснение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Работа с электронным учебником.
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
I .Организационный момент. Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.).
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
II . Актуализация знаний (7 мин.)
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, проверка домашнего задания.
Работа над этапами урока «Знаю, хочу знать, узнал».
Проверка домашнего задания. (домашнее задание было выдано заранее слабым учащимся). Историческая справка о числительных.
Числительное сорок по происхождению является существительным со значением «рубаха» или « мешок». В «сорок», т.е в « мешок» можно было положить 40 шкурок соболей на полную шубу. Как видно, название предмета было перенесено сначала на число этих соболей, именно так возникло числительное сорок, заменившее исконное четыре десятъ.
Любопытно откуда пришло число «пять»? В древности имело место выражение «подать пясть», то есть подать руку, на которой было пять пальцев – пясть. В древности считали только по пальцам, к счастью в наше время такой счет используют только малыши. Древние славяне считали по пять. Например, при продаже какого-либо имущества они говорили, что оно стоит семь либо восемь или же на свое усмотрение раз по пять.
Когда известный путешественник Марко Поло увидел несметные богатства Китая, он так выразил свое удивление: «Миллион!». Если перевести на русский язык все итальянские морфемы, то получится слово-тысячища. Таким образом, мир получил новое числительное, которое обозначает тысячу тысяч.
3. Индивидуальная работа сильных учащихся у доски по карточкам (пока класс слушает сообщения учащихся, сильные работают на оценку у доски).
1.Найдите ошибки в употреблении числительных и существительных при них.
1. Кондрат Булавин вступил в город с тысячью солдатами. 2. Он сумел выбраться из окружения с полтораста лошадями. 3. Начиная своё дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублями. 4. О тридцати двух рублей пришлось забыть. 5. Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников. 6. Эту роль репетировали трое молодых актрис театра. 7. Трое подруг весело болтали всю дорогу.
1. Кондрат Булавин вступил в город с тысячей солдат . 2. Он сумел выбраться из окружения с полутораста лошадьми . 3. Начиная своё дело, молодой банкир располагал только десятью тысячами рублей . 4. О тридцати двух рублях пришлось забыть. 5. Компания выплатила премию тридцати старейшим сотрудникам . 6. Эту роль репетировали три молодые актрисы театра. 7. Три подруги весело болтали всю дорогу.
2. П росклоняйте по падежам числительное 237 деревьев.
И .П. двести тридцать семь деревьев
Р.П. двухсот тридцати семи деревьев
Д.П. двумстам тридцати семи деревьям
В.П. двести тридцать семь деревьев
Т.П. с двумястами тридцатью семью деревьями
П .П. о двухстах тридцати семи деревьях
3. Н айдите и исправьте ошибки в употреблении числительных
1. Она ухватилась за него обоЕими руками.
2. В книге около девяностоА страниц.
3. ТроеИ школьницЫ направлены на олимпиаду.
4. Успеваемость в классе составляет девяносто шесть целых пять десятых процентов.А
5. Мы проехали около пятистаСОТ километров.
Вывод данного этапа: путем работы с презентацией учащиеся вспомнили имя числительное как часть речи, актуализировали уже имеющиеся знания о разрядах числительного, проверили домашнее задание и подготовились к восприятию и усвоению новой темы.
III . Изучение нового материала на этапе «Фаза осмысления» (10 мин)
Цель: изучить новую тему, путем постановки проблемы учащиеся должны определить отличие количественных числительных от порядковых и уметь правильно образовывать порядковые числительные при помощи постановки вопроса.
Возникновение проблемной ситуации. Определите разряд выделенных числительных
Мы поднимаемся на пятый этаж и звоним в пятую квартиру.
— Ребята, с какой проблемой мы столкнулись?
( вопросы к выделенным числительным задаются разные: какой, который и сколько. Это говорит о том, что перед нами разные имена числительные: порядковые и количественные).
—Ребята, так в чем состоит отличие порядковых от количественных числительных? (работа с таблицей)
Чтение правила в учебнике.
Работа с заданиями на слайдах.
Запишите цифры словами. От количественных числительных образуйте порядковые. 6, 60, 66, 600,
7, 78, 800, 987. Класс работает у себя в тетрадях, а затем проверяет по экрану.
IV . Закрепление изученного (15 мин.)
Цель: закрепить полученные знания путем выполнения упражнений и заданий, мотивировать учащихся к деятельности, координировать деятельность учащихся, контролировать
Ребята, что нам стало известно исходя из нашей таблицы, помимо того чем отличаются количественные от порядковых числительных?
(порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам).
Работа с презентацией.
-Измените по родам: 4, 7, 11, 100. Учащиеся работают у доски и затем проверяют по экрану.
-Измените по падежам. У доски работают 4 ученика.
Источник
Найдите ошибки в употреблении числительных и существительных при них, запишите предложения в исправленном виде.
1) Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников.
2) Эту роль репетировали трое молодых актрис театра.
3) Более полтора тысяч участников митинга поддержали эту резолюцию.
4) Трамвайная остановка находится в полтораста шагов отсюда.
5) Кондрат Булавин вступил в город с тысячью солдат.
6) Он сумел выбраться из окружения с полтораста лошадями.
7) Начиная свое дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублями.
Ответ оставил Гуру
1. Компания выплатила премию тридцати старейшиМ сотрудникАМ.
2. Эту роль репетировали трИ молодыЕ актрисЫ театра.
3. Более полУтора тысяч участников митинга поддержали эту резолюцию.
4. Трамвайная остановка находится в полтораста шагАХ отсюда.
5. Кондрат Булавин вступил в город с тысячью солдатами.
6. Он сумел выбраться из окружения с полторастаМИ лошадями.
7 Начиная своё дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублЕЙ.
Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Русский язык.
Источник
Задания по теме «Употребление числительных»( 10 класс)
специалист в области арт-терапии
Задания по теме « Употребление имен числительных».
Упражнение 1. Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму. Обоснуйте выбор формы.
1. Наш город с 8760 жителями расположен на берегу Волги.
2. С (тысяча рублей) в кармане в этот элитный магазин заходить не стоит.
3. Мой родной город расположен по (оба) стороны реки.
4. Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей).
5. Свет с этой звезды идёт около (10 тысяч лет).
6. Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды.
7. (Два, двое) студентов получили именные стипендии в этом году.
8. (Четыре, четверо) суток мы пробирались по глухой тайге.
9. Если к 25367 прибавить 46838, то получится 72205.
10. В банк я вошёл с 45858 (рубль).
11. Ближайший телефон находился в деревне, то есть в (полтора километра) от станции.
12. 24 (клещи) заказал цех на складе.
13. (Три, трое) котят уже открыли глаза.
14. (Пять, пятеро) актрис нашего театра приняли участие в международном конкурсе балета.
15. В 1961 году человек впервые преодолел земное притяжение и вырвался в космическое пространство.
16. Вышел в свет новый анатомический атлас человека с 2647 (иллюстрация).
17. (Оба) дочерям удалось поступить в университет в этом году.
18. В (оба) государствах приняты законы по охране авторских прав.
19. У (оба) стран есть проблемы с выплатой долгов международным финансовым организациям.
20. На сборы в поход у нас ушло (полтора) суток.
21. Строительство завода должно завершиться к 2012 году.
Упражнение 2. Найдите ошибки в употреблении числительных и существительных при них.
1. Кондрат Булавин вступил в город с тысячью солдатами.
2. Он сумел выбраться из окружения с полтораста лошадями.
3. Начиная своё дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублями.
4. О тридцати двух рублей пришлось забыть.
5. Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников.
6. Эту роль репетировали трое молодых актрис театра.
7. Трое подруг весело болтали всю дорогу.
8. Деревня находится в полтора верстах от станции.
9. Более полтора тысяч участников митинга поддержали эту резолюцию.
10. Двадцать трое щипцов заказал цех на складе.
11. Три сутки плутал я по тайге.
12. Трамвайная остановка находится в полтораста шагов отсюда.
Упражнение 3. Запишите предложения, заменяя цифры словами.
1) Поля, засеянные пшеницей, занимали площадь более 1250 га.
2) Вес третьего искусственного спутника Земли был равен 1326 кг.
3) К 2/5 прибавить 3/5, получится 1.
4) Кедры живут до 800—850 лет.
5) Теплоход с 388 экскурсантами отправился в очередной рейс.
6) Через 10 лет после открытия Южной Америки, в 1502 году, Колумб добрался до побережья Центральной Америки.
7) Протяженность столичной подземной дороги достигла 173 километров, а автобусных и троллейбусных линий — 4300 километров.
8) Вместе с 1203 новыми словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4500 слов.
9) Разность между 87 и 54 составляет 33.
10) К 2010 г. население города составит не менее 1,5 миллионов человек.
Упражнение 4. Исправьте ошибки, связанные с неправильным использованием сочетаний слов с количественными и порядковыми числительными.
1) К пятнадцатому апрелю двух тысяч девятому году намечено открытие дома-музея известного в нашем городе художника.
2) Самодеятельных школьных оркестров в нашем регионе более полуторасот.
3) Изумительный по красоте собор с три тысячи шестьсот восемьдесят пятью фресками, построенный в XVIв., является одной из самых ярких достопримечательностей Рима.
4) В двухтысячном десятом году потребление энергии предприятиями области возрастет в 1,3 раза.
5) Вгонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней.
Упражнение 5. Выберите правильную форму числительного и существительного.
Для (пяти— пятерых) женщин; (три— трое) красивых (коня— коней); (шесть— шестеро) работниц завода; (четыре— четверо) (ножницы— ножниц); (два— двое) знакомых (лица— лиц); (четыре— четверо) (студентки— студенток).
Упражнение 6. Найдите, исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных.
1) Трое спортсменок выступили очень удачно.
2) Олимпиада длилась трое дней.
3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену.
4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков.
5) Четверо учениц получили дополнительное задание.
6) С докладом выступили трое профессоров.
7) На учения прибыло семеро генералов.
Тест по теме «Употребление числительных в речи»
1. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного триста пятьдесят?
А) Р. п. трехсот пятидесяти
Б) Т. п. триста пятьюдесятью
В) Д. п. тремстам пятидесяти
Г) П. п. о трехстах пятидесяти
2. В какой падежной форме имеется ошибка в склонении числительного 769?
А) Р. п. семисот шестидесяти девяти
Б) Д. п. семиста шестидесяти девяти
В) Т. п. семьюстами шестьюдесятью девятью
Г) П. п. (о) семистах шестидесяти девяти
3. В каком сочетании слов имеется ошибка?
А) семеро котят Б) нас четверо В) пятеро женщин Г) трое детей
4. В каком варианте словосочетание построено правильно?
А) к полуторам годам
Б) с двумястами рублями
В) около четыреста студентов
Г) перед шестнадцатым апрелем
5. В каком сочетании слов имеется ошибка?
А) увеличить в 1,8 раза Б) двухтысячный год
В) три пятых метров Г) нет трехсот рублей
6. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
А) Прибыл поезд с двумястами шестьюдесятью пятью пассажирами.
Б) Температура дошла до тридцати девяти градусов.
В) Можно обойтись и двумя тысячами рублями.
Г) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружили красный клещик.
7. В каком предложении есть ошибка, связанная с неправильным употреблением числительного?
А) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли.
Б) Утерян кошелек с семьюстами тридцатью рублями.
В) Наше село в полутораста километрах от города.
Г) Эффективность процесса возросла в одну целую три десятых раза.
Источник