- Правила поиска ментора для начинающего бизнесмена
- Предназначение и особенности привлечения ментора
- Как правильно выбрать наставника
- Какие преимущества дает ментор
- Каждому ли предпринимателю нужен ментор
- Как найти наставника
- Что требуется ментору
- Формат работы
- Бизнес-наставник для предпринимателей Москвы и Петербурга
- Денис Сергеев Предприниматель, инвестор, трекер, коуч
- Помогаю увеличить прибыльность бизнеса в 2-5 раз через личный коучинг и трекинг бизнеса
- Когда обращаться к наставнику в бизнесе:
- Польза наставника для бизнесменов:
- Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать
- Кто такой ментор и зачем он нужен
- Кто и зачем становится ментором, сколько они получают
- Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель
- Обязанности ментора и менти
- Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
- Как стать ментором: необходимые навыки
- Как найти ментора
Правила поиска ментора для начинающего бизнесмена
Начинающие предприниматели не обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы заниматься самостоятельным ведением бизнеса. Поэтому во время работы им часто приходится сталкиваться с разными трудностями и проблемами. Чтобы избежать многочисленных ошибок, рекомендуется пользоваться помощью ментора, представленного наставником бизнесмена.
Предназначение и особенности привлечения ментора
Менторы являются опытными бизнесменами, которые разбираются в основных нюансах ведения деятельности. Они выполняют сразу несколько функций, к которым относится:
- объясняют, как именно нужно заниматься бизнесом, чтобы получать хороший доход от этого вида деятельности;
- мотивируют предпринимателя на совершение каких-либо рискованных действий, позволяющих увеличить прибыль или привлечь клиентов;
- консультируют относительно реализации разных проектов;
- помогают в процессе проведения рекламной кампании, запуска нового продукта или выполнения других проектов.
Менторы являются не только наставниками, но и тренерами, консультантами и психологами, поэтому их услуги являются действительно востребованными среди начинающих предпринимателей. Чтобы бизнесмен хорошо справлялся со своей работой, он должен обладать навыками разных специалистов. Чтобы научиться правильному ведению бизнеса, у бизнесмена должен иметься пример.
Кто такой ментор:
Но не всегда у бизнесменов имеется возможность найти наставника, так как важно выбирать только профессионалов, которые могут предложить реальную помощь. Они должны хорошо разбираться в правилах ведения бизнеса, в имеющихся системах налогообложения и сфере деятельности, выбранной для предпринимательства.
Не все опытные предприниматели могут становиться менторами, так как важно, чтобы у людей совпадали жизненные принципы, цели и желания. Можно пользоваться помощью нескольких наставников, если предприниматель работает в разных направлениях деятельности.
Как правильно выбрать наставника
Не следует выбирать слишком известных предпринимателей, которые постоянно появляются на экранах телевизоров. Они уже отошли от основных дел, поэтому не обладают достаточными знаниями о функционировании современной экономики. Их внимание привлекает только популярность, поэтому они не смогут уделить новичку слишком много времени, чтобы помочь ему в становлении или развитии бизнеса.
Важно выбирать предпринимателей, которые уже давно работают на рынке, но при этом заинтересованы в помощи новичкам. Желательно во время выбора ментора учитывать следующие рекомендации:
- опытный предприниматель должен работать на рынке не меньше 10 лет;
- наставник должен быть современным бизнесменом, постоянно внедряющим в работу своего бизнеса инновационные технологии, так как предприниматели с устаревшими идеями не принесут какую-либо пользу новичку;
- желательно, чтобы бизнесмен пережил несколько серьезных экономических кризисов, так как он сможет помочь справиться новичку с серьезными проблемами в ведении бизнеса.
Не рекомендуется пользоваться помощью людей, которые позиционируют себя в качестве инфобизнесменов или тренеров. Желательно выбирать только действующих предпринимателей, имеющих успешный бизнес.
Какие преимущества дает ментор
Если новичок в бизнесе начинает общаться с успешным предпринимателем, то он может получить несколько значимых преимуществ. К ним относится:
- появляется возможность задать множество важных вопросов относительно правил ведения бизнеса;
- бизнесмен рассказывает своему подопечному, с какими сложностями и проблемами придется сталкиваться во время работы;
- принимаются совместные решения относительно дальнейшего развития компании;
- легко и своевременно решаются конфликты, возникающие между предпринимателем и его контрагентами;
- ментор мотивирует новичка в бизнесе на продуктивную работу.
Каждому ли предпринимателю нужен ментор
Не все новички в бизнесе нуждаются в наставнике. Например, часто предпринимателями становятся бывшие управленцы, которые обладают хорошим опытом в выбранной сфере деятельности, поэтому они не нуждаются в помощи.
Некоторые люди просто не могут найти хорошего наставника, причем обычно такая проблема возникает в небольших городах. Поэтому приходится справляться своими силами.
Как искать бизнес-наставника? Фото: pexels.com
Как найти наставника
Существует много способов, позволяющих найти наставника. Обычно используются следующие варианты:
- посещение разных мероприятий, предназначенных для представителей бизнеса;
- использование всевозможных сайтов или социальных сетей;
- оплата услуг сервисов, специально созданных для привлечения менторов.
Перед началом сотрудничества следует убедиться, что выбранный наставник действительно является опытным и профессиональным.
Что требуется ментору
Сами наставники могут получать моральное удовлетворение от своей деятельности. Некоторые предлагают свои услуги за определенную плату.
Как искать ментора:
Формат работы
Процедура сотрудничества с ментором делится на несколько этапов:
- первоначально назначается первая встреча, которая может осуществляться в реальности или по интернету;
- далее ментор уделяет своему подопечному несколько часов в неделю или несколько дней в месяц;
- на каждой встрече обсуждаются самые важные вопросы, возникающие у новичка, а также изучаются способы решения проблем;
- некоторые менторы предлагают возможность обращаться к ним в любое время, но обычно это приводит к неэффективному использованию времени наставника.
Некоторые решения, предлагаемые менторами, часто воспринимаются предпринимателями негативно, так как являются неожиданными и специфическими. Но после общения и изучения ситуации с нескольких сторон можно убедиться, что более опытные бизнесмены действительно умеют пользоваться необычными способами, позволяющими справиться с кризисом или иными проблемами.
Источник
Бизнес-наставник для предпринимателей
Москвы и Петербурга
Денис Сергеев
Предприниматель, инвестор, трекер, коуч
Помогаю увеличить прибыльность бизнеса в 2-5 раз через личный коучинг и трекинг бизнеса
Когда обращаться к наставнику в бизнесе:
- Бизнес не оцифрован, а доступные цифры не позволяют принимать ясных управленческих решений.
- Потолок прибыли кажется не пробиваемым.
- Операционка заменила друзей, семью и родственников.
- Бизнес-процессы работают только на бумаге. Приходится лично разруливать форс-мажоры и регулярно тушить «пожары» в бизнесе.
- Новые каналы продвижении сложно тестировать, т.к. не выстраивается прозрачная работа с подрядчиками.
- Голова болит только у предпринимателя. В самой компании всех все устраивает.
- Нет реальной поддержки со стороны. Требуется свежий взгляд на ситуацию.
- Нет полезных связей для качественного роста и быстрого развития бизнеса.
- Новое направление или стартап не может выйти на плановые цифры.
- Кассовые разрывы в финансах стали постоянными.
- Не понятно, как преодолеть сопротивление системы
Ко мне часто обращаются для выстраивания бизнес-процессов, составления стратегии развития, освоения управленческих навыков, инвестирования и менеджмента. Помогаю запустить все механизмы бизнеса, чтобы компания работала на предпринимателя, а не наоборот.
Польза наставника для бизнесменов:
«Ментор – это единственно реально работающий социальный лифт. Он носитель сакрального знания, которое делает возможным качественный рост предпринимателя». (А. Кравцов «Найди ментора»).
Личное наставничество руководителей, ТОП-менеджеров и предпринимателей позволяет:
— Получить экспертный совет.
В отличие от коучинга, где взгляд на проблемы идет со стороны, менторство позволяет увидеть ситуацию изнутри, вникнуть в проблему и выдать конкретные варианты решения через анализ схожих ситуаций из личного опыта.
— Получить стратегическое видение бизнеса.
Нередко выход из сложной ситуации лежит на виду, но руководитель настолько погружен в рабочие процессы, что просто его не замечает. Свежий взгляд опытного наставника на бизнес помогает выявить узкие места, понять, как увеличить прибыль и выйти из операционки.
— Развить и закрепить бизнес навыки, умения.
Они нужны для углубленного понимания управленческих, финансовых процессов в компании. Наставник – это предприниматель, который имеет большой опыт в бизнесе, он помогает быстрее овладеть полезными навыками и знаниями для выхода на новый уровень прибыли, для масштабирования или открытия новых направлений.
Найти кратчайший путь к цели с минимальными временными, материальными и моральными потерями помогает бизнес-наставник.
Источник
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать
Кто такой ментор и зачем он нужен
Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.
По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.
Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.
Кто и зачем становится ментором, сколько они получают
Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.
Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель
Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
- Коуч. Помогает подопечному достигнуть конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале. Как и ментор, коуч советует, организует процесс и делится опытом. Например, сотрудник компании обращается за помощью к коучу, чтобы стать руководителем отдела. Коуч будет работать с текущей моделью поведения, привычками, знаниями и навыками, чтобы подопечный возглавил отдел.
- Тренер. Развивает конкретные навыки с понятным результатом. Тренер работает по заранее подготовленной программе тренинга, которая отвечает на запрос аудитории. Например, маркетологи компании не могут придумать новые способы продвижения. Тренер неформального образования научит генерировать идеи с помощью креативных методик и покажет, что делать с ними дальше.
- Фасилитатор. Задача фасилитатора — привести участников к решению проблемы, отталкиваясь от их личностей и стиля работы. Фасилитатор ведет аудиторию по процессу, подбирает подходящие инструменты во время сессии. Он не знает, каким будет результат или решение. Например, топ-менеджмент крупной компании не может решить проблему текучки кадров. Фасилитатор погружает аудиторию в проблему и направляет ее до выработки решения.
Обязанности ментора и менти
Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.
Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.
Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:
Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.
- предлагает свою экспертизу и время;
- фокусируется на вопросах и стремлениях подопечного;
- поддерживает менти словами и действиями;
- терпеливо и внимательно слушает;
- дает и принимает конструктивную обратную связь и комплименты;
- советует без конкретного алгоритма действий;
- предлагает поддержку со стороны;
- хранит договоренности и секреты;
- уважает время подопечного;
- открыт, честен, надежен и заботлив.
Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.
- формулирует цели обучения;
- выделяет время и силы на свое развитие;
- открыто и честно делится ошибками и неудачами, чтобы научиться их не допускать;
- готовится к каждой встрече;
- задает вопросы;
- запрашивает обратную связь и дает ее ментору, если он просит;
- объективно смотрит на свои сильные и слабые стороны, возможности;
- уважает и благодарит ментора;
- готов к новому опыту, навыкам, привычкам;
- не разглашает договоренности;
- уважает время наставника.
Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:
«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В тоже время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».
Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.
Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.
1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.
На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.
2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.
3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.
4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».
Как стать ментором: необходимые навыки
Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.
Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.
1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.
Чтобы научиться активно слушать:
- давайте развернутые ответы и комментарии;
- не перебивайте наставника;
- используйте невербальные средства общения: жесты, мимику, интонации;
- интересуйтесь тем, что говорит собеседник;
- обобщайте ключевые моменты и подводите итоги диалогов.
Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.
2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.
Чтобы стать надежным:
- не разглашайте информацию, которую договорились сохранить между собой;
- выделяйте достаточно времени на встречи;
- выполняйте свои обещания;
- уважайте наставников, подопечных и их границы;
- признавайте и исправляйте свои ошибки;
- вежливо и вовремя говорите собеседнику, если несогласны с ним. Будьте честны;
3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.
Чтобы научиться поощрению:
- хвалите партнера наставничества за достижения и действия;
- указывайте на положительные черты характера, например, настойчивость или целостность;
- хвалите перед другими людьми;
- благодарите;
- пишите обнадеживающие письма или голосовые сообщения;
- говорите, как собеседник вам помог.
Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.
4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.
Чтобы использовать этот навык:
- узнайте, что для вас важно;
- определите свои сильные и слабые стороны;
- выделите сферы профессии и личной жизни, в которых вы хороши;
- поставьте цели в карьере и личной жизни на 1—5 лет;
- точно опишите ваши способности в текущей ситуации.
Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».
Как найти ментора
Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.
Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.
- Окружение. Присмотритесь к людям, с которыми работаете, учитесь или общаетесь. Не бойтесь спрашивать друзей и знакомых, они могут подсказать подходящего человека. Сформулируйте несколько одинаковых вопросов, чтобы задавать их кандидатам. Сделайте список потенциальных наставников с контактами, ключевыми компетенциями и ответами на эти вопросы.
- Мероприятия и конференции. Люди с экспертизой собираются на профильных мероприятиях, чтобы поделиться опытом и завести полезные знакомства. Попробуйте найти ментора среди спикеров или участников. На таких мероприятиях люди готовы общаться о работе, целях и достижениях.
- Медиа и соцсети. Выберите несколько изданий и медиаресурсов, на которых люди делятся профессиональным опытом. Например, на rbc.trends вы найдете экспертов в футурологии, образовании, экологии, бизнесе. На vc.ru пишут о маркетинге, стартапах и предпринимательстве, а на habr.com — о технологиях. Следите за личными блогами людей, которые могли бы стать вашими наставниками. Даже если вы не будете работать лично, сможете задать вопрос, вдохновляться и следовать рекомендациям лидера мнений.
- Курсы, лекции, школы. Посещайте образовательные лекции, учитесь в школах и на интенсивах по вашей теме. Среди спикеров или слушателей может быть ваш ментор. Во время длительного обучения студенты часто предлагают друг другу поддержку, чтобы улучшить учебные показатели. Такой вариант поможет разобраться в основах наставничества и попробовать его в жизни.
- Тематические сообщества. Узнайте, где общаются ваши коллеги или люди нужной профессии. Например, графические дизайнеры, иллюстраторы и художники делятся работами на behance. Вступите в профессиональные группы и чаты, заведите профиль на сайте, участвуйте в дискуссиях и обсуждениях. Есть специальные площадки для поиска подопечного или ментора, например, My mentor.
Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.
Чтобы менторинг прошел успешно
- Ищите наставника, с которым чувствуете себя сильным и мотивированным.
- Открыто делитесь своими целями и страхами.
- Не ждите, что ментор решит ваши текущие проблемы или сделает работу за вас.
- Не ждите конкретного совета.
- Делитесь своими ошибками и неудачами.
- Прислушивайтесь, «пропускайте через себя» и применяйте советы ментора на практике.
- Поощряйте своего наставника или подопечного.
- Не рассчитывайте на связи, партнерство и поддержку организаций, коллег вашего ментора или менти.
Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Источник