Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 13.10.2014 2014-10-13
Статья просмотрена: 4130 раз
Библиографическое описание:
Фирсова, Е. Г. Особенности инвестиционной деятельности муниципальных образований Российской Федерации / Е. Г. Фирсова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 17 (76). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/76/12982/ (дата обращения: 11.06.2021).
Муниципальная власть всегда заинтересована в привлечении инвестиций на свою территорию. Инвестиции обеспечивают занятость населения, пополнение местного бюджета, возможность реструктуризации экономики. Деятельность органов местного самоуправления по привлечению и наиболее эффективному использованию инвестиций на территории муниципального образования составляет суть муниципальной инвестиционной политики.
В ведении местного самоуправления муниципальных образований (далее по тексту статьи-МО) Российской Федерации находятся вопросы местного значения, в рамках решения которых МО РФ осуществляют деятельность по привлечению инвестиций. Ниже приведен список некоторых вопросов местного значения, входящих в компетенцию МО РФ:
1) составление и рассмотрение проекта бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
4) организация электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов;
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения;
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
9) организация мероприятий по охране окружающей среды;
10) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам;
11) утверждение схем территориального планирования;
12) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов;
13) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству;
Проводя анализ вышеуказанных вопросов местного значения можно условно разделить их на 3 группы.
Первая группа — вопросы, находящиеся под контролем и полным определением административных органов МО. К ним относятся, например, местные финансы и вопросы распоряжения муниципальной собственностью. Для МО эта группа вопросов является определенным административным ресурсом, с помощью которого формируются условия для развития МО, инвестиционный климат, решаются вопросы, относящиеся к другим группам. При взаимодействии с потенциальным инвестором эти вопросы формируют предложение МО, помогают в борьбе за привлечение инвестиций.
Вторая группа — задачи МО по обеспечению условий развития бизнеса, сферы услуг населению, сферы услуг населению, культуры и спорта. При решение этих вопросов МО интенсивно взаимодействует с частным капиталом.
Третья группа включает в себя вопросы социального значения, такие как содержание учреждений здравоохранения, образования, обеспечение населения электроэнергий, газом, теплом и водой. Это наиболее затратная группа вопросов, финансирование которых обеспечено только за счет местного бюджета, либо с привлечением средств населения. И тот и другой вид финансирования достаточны лишь для поддержания систем, но не для их развития. Для развития, ремонта и модернизации требуются внешние, привлеченные инвестиционные ресурсы [2,c.244].
Для привлечения инвестиций необходимы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.
К объективным предпосылкам относятся те реальные экономико-географические и иные факторы положения территории, которые могут представлять интерес для инвесторов. Это инвестиционные ресурсы, совокупность которых составляет инвестиционный потенциал территории. К субъективным факторам относится собственно деятельность муниципальной власти по раскрытию этого потенциала или муниципальный маркетинг. Инвестиционный потенциал территории могут составлять:
выгодное географическое положение;
наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов: сырьевых, топливно-энергетических, водных, лесных и др.;
состояние окружающей природной среды;
уровень развития производственной и социальной инфраструктуры;
“цена” рабочей силы;
наличие квалифицированных кадров, научно-техническая, проектная, образовательная база;
уровень и качество жизни населения, емкость потребительского рынка;
деловой климат: уровень деловой активности, уровень местного налогообложения, политика местной власти по отношению к бизнесу и другие факторы.
Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал территории, по прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития, который может быть продемонстрирован инвесторам.
Подход к поиску и привлечению инвесторов на территорию в настоящее время существенно отличается от советского периода, когда такие решения принимались на уровне государственного планирования. Сейчас же этот процесс носит стихийный характер и его результат во многом зависит от случайных факторов. Здесь происходит то же, что и на товарном рынке: выигрывает тот, кто предложит лучший товар за меньшую цену.
Придание процессу привлечения инвесторов на территорию системного характера требует использования современных маркетинговых технологий. В основу маркетинга в мировой практике положены четыре принципа: продукт, цена, позиционирование, продвижение. Если этот подход применить к муниципальному маркетингу, то можно отметить следующее.
Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инвестиционный потенциал.
В зависимости от конкретного инвестиционного проекта его цена определяется по совокупности различных факторов. Основные ее составляющие включают в себя эксплуатационные расходы, транспортные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и время оформления необходимых документов, доступность и своевременность получения достоверной информации и др. Как производитель любого товара ищет пути снижения его себестоимости, так и муниципальная власть должна искать пути снижения расходов инвесторов, которые могут прийти на территорию.
Для потенциальных инвесторов важным становится ответ на вопрос — для производства каких товаров и услуг более всего годится та или иная территория. Естественно, необходима информация о потребительском рынке и об уровне производства, которая будет формировать интерес к территории. Если ответ на этот вопрос уже известен, задача облегчается, поскольку сужается круг потенциальных инвесторов, с которыми можно вести целенаправленную работу.
Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавершенного строительства. Но для этого необходимо провести полную инвентаризацию таких объектов, оценку степени строительной готовности, возможностей перепрофилирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования.
Другое возможное направление — высвобождающиеся в результате сокращения производства здания цехов и промышленных предприятий, имеющие транспортные подходы и инженерную инфраструктуру. И здесь муниципальной власти необходимы четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.
Третьим направлением привлечения инвесторов могут быть возможности использования ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде муниципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуществить рекламу.
Нельзя сосредоточивать все усилия на разработке только одного варианта привлечения инвестиций, в запасе всегда должны быть как дополняющие, так и альтернативные варианты [3].
Важно отметить, что наиболее привлекательными для выбора региона для инвесторов являются факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Повысить инвестиционную привлекательность могло бы изменение законодательства в части предоставления налоговых льгот инвесторам, но это, в любом случае, разовое мероприятие, которое лишь снизит «планку», но не решит проблему [4].
Инвестиционная стратегия должна быть ясной, с обозначением приоритетов инвестиций в муниципальном образовании. Инвестор должен знать, «что и как мы улучшаем». Необходим наглядный план, дающий представление о перспективах застройки территории, развитии инженерной и социальной инфраструктуры в муниципальном образовании. План объединяет в одном документе перечень ключевых объектов всех видов, строительство которых запланировано в различных программах и планов органов власти муниципалитета. Такой план позволит инвесторам управлять рисками своих решений, а также принимать решения об участии в различных инфраструктурных проектах, выгодных в свою очередь муниципальному образованию [5].
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
2. Муниципальная собственность и инвестиции / Р. Р. Манукян, В. В. Жуковский и др. Монография. — М.: ФГНУ РПЦГМУ, 2003.
3. Волкодав Ю. П., Олейников Е. А., Инвестиционная политика современной России. Под ред. акад. Е. А. Олейникова. М.: Рос. экон. акад. 2007. 410 с.
4. Лукасевич И. Я. «Финансовый менеджмент: Учебник/ И. Я. Лукасевич». — М.: Экмо, 2008. — 768 с.
5. Саак А. Э., Колчина О. А. «Инвестиционная политика муниципального образования», Спб.:Питер, 2010 г..336 с.
Источник
Инвестиционная привлекательность муниципального образования — залог его успешного развития
Проблемы привлечения инвестиций
Одна из задач, стоящих в настоящий момент перед муниципальными образованиями, — создание условий для повышения качества жизни населения. При этом в условиях нынешней финансовой несостоятельности муниципальных образований ее невозможно решить без привлечения инвестиций в реальные секторы экономики.
В то же время согласно множеству данных сегодня муниципалитеты не готовы организовать деятельность по привлечению инвестиций на свою территорию.
СПРАВКА:
В период с декабря 2012 по февраль 2013 г. Всероссийский совет местного самоуправления совместно с Фондом поддержки законодательных инициатив «Консультант» провел опрос среди муниципальных образований (далее — опрос). В опросе участвовало более 700 муниципальных образований всех типов из всех федеральных округов Российской Федерации. Круг вопросов, на которые отвечали муниципалы, охватил практически весь спектр проблем, касающихся инвестиционной деятельности и текущего положения дел в экономике и социальной сфере муниципальных образований. Полученные данные свидетельствуют, что у муниципальных служащих, участвовавших в опросе, отсутствует единое понимание того, что является мерой поддержки привлечения инвестиций, как оценить и куда (в какие секторы) эти инвестиции привлекать, в чем заключаются конкурентные преимущества муниципалитета, в котором они живут и работают.
Огромное значение для повышения инвестиционной привлекательности муниципального образования имеет создание условий, благоприятных для роста инвестиционной активности. При этом наблюдается тенденция к наличию или отсутствию всего спектра этих условий. Так, наличие в муниципальных образованиях программ поддержки предпринимателей почти всегда корреспондирует с наличием банковских структур и Интернета. Кроме того, подобные данные, как правило, различаются в зависимости от типа муниципального образования. Особенно остро проблемы инвестиционной привлекательности проявляются в городских и сельских поселениях.
СПРАВКА:
Результаты опроса показали, что:
- доля трудоспособного населения муниципалитетов в независимости от федерального округа и типа муниципального образования в среднем составляет 55%. При этом количество безработных граждан существенно больше в городских и сельских поселениях (наилучшая картина — в городских округах);
- средний месячный уровень оплаты труда в городских округах в 2 раза выше уровня в сельских поселениях (при этом в 40% сельских поселений эта разница достигает трехкратного размера);
- банковские структуры присутствуют лишь в 73 сельских поселений;
- всего в 2/3 сельских поселений есть Интернет, при этом, как отмечается регионами, чаще всего достаточно низкого качества (т. е. низкоскоростной и т. п.).
Инвестиционная привлекательность
Инвестиционный климат в муниципальном образовании определяется взаимодействием двух его составных частей — инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Сопоставление фактической и возможной инвестиционной активности муниципального образования показывает степень реализации этой привлекательности, т. е. реальное использование хозяйствующими субъектами и органами местного самоуправления инвестиционного потенциала соответствующего муниципального образования.
Под инвестиционной привлекательностью муниципальных образований понимается совокупность различных объективных возможностей и ограничений, обусловливающих интенсивность привлечения инвестиций, а также инвестиционную активность муниципальных образований. При этом инвестиционная активность муниципалитетов зависит прежде всего от кадрового потенциала органов местного самоуправления, уровня их профессионализма и подготовки в рассматриваемой сфере. В случае если у органов местного самоуправления нет понимания, для чего использовать территорию в приоритетном порядке, достичь планомерного и результативного социально-экономического развития муниципального образования невозможно. Кроме того, успех будут иметь лишь те муниципалитеты, администрация которых не только содействует инициаторам проектов, но и активно ищет новые рыночные ниши, предлагая свои возможности.
Совершенствование законодательства
Один из главных факторов, влияющих на инвестиционный климат, — существующая система законодательства, которая определяет нормативно-правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений инвесторов с органами государственной власти и местного самоуправления с одной стороны и иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования — с другой.
Важнейшим нормативно-правовым актом, регулирующим инвестиционную деятельность в Российской Федерации, является Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», который определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Кроме того, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» среди полномочий органов местного самоуправления выделяет необходимость принятия и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, учитывающих прежде всего инвестиционную составляющую. В то же время далеко не во всех муниципальных образованиях эта составляющая учитывается, что подтверждается данными опроса.
Во многих муниципальных образованиях Российской Федерации (в основном в городских округах и муниципальных районах) вопросы формирования инвестиционной привлекательности территории действительно решаются через реализацию муниципальных программ или стратегий инвестиционного развития муниципального образования,
ПРИМЕР:
Постановлением администрации Егорьевского района Алтайского края от 27.09.2012 № 680 утверждена муниципальная целевая программа «Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования Егорьевский район Алтайского края на 2012-2016 годы».
С целью наращивания инвестиционного потенциала Краснодара в 2011 г. принята Стратегия инвестиционного развития муниципального образования «Город Краснодар до 2013 года.
Проанализировав данные о наличии мер поддержки инвестиций на муниципальном уровне, следует отметить, что далеко не все муниципалитеты разработали и приняли программы поддержки инвестиций на территории муниципального образования. Так, по данным, полученным в ходе опроса, из 733 муниципальных образований, за исключением внутригородских территорий городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), программы по поддержке предпринимателей реализуются лишь в половине, при этом более 70% муниципалитетов, в которых не оказывается инвестиционная поддержка, приходится на сельские поселения.
На фоне этих данных вполне естественно выглядят и невысокий уровень качества инвестиционных программ, направленных на поддержку предпринимателей, и цифры, описывающие удовлетворенность потребности муниципальных образований в инвестиционных программах (лишь в 75 опрошенных муниципальных образованиях потребность удовлетворена наличием программ поддержки).
Кроме того, необходимо не только удовлетворять потребность в программах поддержки предпринимателей, но и повышать уровень их информированности о существовании таких программ в муниципальном образовании.
Тип программы по поддержке предпринимательства, ее структуру и наполнение разделов следует выбирать, проанализировав непосредственно все типы программ, реализующихся в муниципальных образованиях, и проведя оценку их эффективности. В раздел о реализации программы обязательно включать положения о контроле за реализацией программы и предусматривать мониторинг ее реализации.
ПРИМЕР:
Помимо целей и задач в программе «Повышение инвестиционной привлекательности муниципального образования Егорьевский район Алтайского края на 2012-2016 годы» изложены проблема и необходимость ее решения программными методами, а также ожидаемые результаты от реализации программы. Реализация программы позволит достичь следующих результатов:
- улучшение позиций территории в краевых рейтингах;
- увеличение числа реализованных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики;
- рост инновационной активности предприятий;
- увеличение притока инвестиций в экономику;
- создание дополнительных рабочих мест и рост занятости населения;
- увеличение темпов экономического роста и повышение благосостояния населения.
Маркетинг территории
Помимо нормативно-правовой базы одним из важных направлений инвестиционной привлекательности муниципального образования является маркетинг территории, или улучшение ее «инвестиционного имиджа» в глазах потенциальных инвесторов. В основополагающих муниципальных актах данному направлению должно уделяться особое внимание.
ПРИМЕР:
В Стратегии инвестиционного развития муниципального образования «Город Краснодар» до 2030 г.* предусмотрено следующее.
«5.1.2. Программа маркетинга и презентационная деятельность. Основные «комплектующие» имиджа города Краснодара
Концепция имиджа. Создание вербального образа. Каждая фраза, донесенная до целевой аудитории, каждый элемент дизайна должны сообщать адресатам определенный смысл. Для того чтобы все элементы имиджевой политики действовали эффективно и по назначению, необходима тщательная проработка вербального образа Краснодара.
Стиль города Краснодара. Создание графического образа. Стиль — это определенным образом сформировавшаяся эстетика, охватывающая все стороны жизни. Разработка «фирменного» стиля Краснодара дает возможность целевой аудитории выстраивать ассоциативные ряды. Соприкасаясь с элементами «фирменного» стиля Краснодара, замечая их в повседневной жизни, адресаты имиджевой политики переводят свои представления о Краснодаре из области пассивной в область активной памяти, что непосредственно влияет на формирование миграционных предпочтений и принятие решения об инвестировании.
Представление об определенном образе жизни. Создание образов потребления. Одна из задач имиджевой политики — развить у ее адресатов представления о том образе жизни, который они могут достичь в Краснодаре.Творчески мотивированные люди поедутв Краснодар, если они почувствуют, что в этом городе уже формируется творческая среда. Для этого необходимы совокупность реальных мер по ее созданию и комплекс PR-решений. Различных образов потребления должно быть сформировано столько, сколько целевых групп будет намечено. Временных мигрантов, которые займут рабочие места в индустриальном секторе, привлекает один стандарт потребления, а мигрантов, претендующих на занятость в четвертичном и пятеричном секторах, — другие. Этот блок имиджевой политики будет наиболее полно реализовываться в среде Интернет. Информация о Краснодаре будет распространяться через систему социальных сетей, блогов и пр., вовлекая на «краснодарскую орбиту»максимально широкую аудиторию. Достоинством Интернета для продвижения брендов является возможность четко выделять целевые группы и количественно оценивать результаты работы.
Основные элементы имиджевой политики
1. Событийность. Основа продвижения «бренда» города — события, связанные с ним, формирующие ассоциативный ряд с этим городом. Краснодар как потенциально креативный город должен «специализироваться» на событиях не менее чем всероссийского масштаба. Мелкомасштабные мероприятия могут негативно сказаться на имидже. Городу следует позиционировать себя как площадку для эксклюзивных событий. В качестве событий могут выступать фестивали, конференции, концерты, крупные политические встречи, международные спортивные мероприятия и пр. Выбор конкретных событий стоит осуществлять сточки зрения позиционирования Краснодара в России и мире. Авторы Стратегии видят Краснодар:
- «полномочным представителем» Юга России на международной арене;
- городом эксклюзивных презентационных мероприятий, городом, который является «законодателем мод» в сфере event-маркетинга;
- всероссийской базой для поддержания тематических инициатив ЮНЕСКО;
- активным акцептором инвестиций, привлекающим для реализации градостроительной политики и нужд муниципального управления самых надежных и продвинутых партнеров;
- «тыловой базой»Олимпиады»Сочи-2014».
С учетом специализации Краснодара, его географического положения и других конкурентных преимуществ можно предложить городу проведение таких мероприятий, как Международный симпозиум по проблемам транспортировки топливных ресурсов, Всемирный фестиваль достижений аграрной науки, Международная конференция по технологиям малоэтажного домостроения и т. д. Подобные мероприятия дадут также инновационный эффект соответствующим отраслям города и края. Мощным импульсом для развития индустрии event-маркетинга может стать проведение ряда международных семинаров по этой тематике. Имиджевая политика должна содержать принципы конкурсного отбора мероприятий, которые предполагаются к проведению в Краснодаре».
Таким образом, привлечение инвестиций в экономику муниципального образования является одной из наиболее важных задач, решение которой позволит достичь динамичного социально-экономического развития территории. Инвестиционная политика муниципального образования напрямую зависит от политики региона. Поэтому необходима теснейшая взаимосвязь между региональной и муниципальной инвестиционной политикой. Политика региональных, муниципальных органов власти и деятельность бизнес-структур существенно влияют на уровень инвестиционной активности и темпы экономического роста территорий. Инвестиционная и в целом хозяйственная деятельность во многом зависит от ряда объективных факторов и условий, в т. ч. от инвестиционного потенциала муниципальных образований, региона. Так, важнейшим условием повышения инвестиционного потенциала муниципального образования выступает наличие инфраструктурно обустроенных площадок под строительство или размещение объектов инвестирования, которые требуют взаимоувязанной работы региональных органов власти и органов местного самоуправления.
Принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований, формированию максимально комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструментом повышения благосостояния населения, будет способствовать финансовой устойчивости, стабильности, эффективному развитию экономики муниципального образования и региона в целом. Среди указанных необходимо в обязательном порядке предусмотреть меры, направленные на повышение уровня квалификации муниципальных служащих в сфере привлечения инвесторов на территории. Создание единого стандарта организации работ по привлечению инвестиций позволит выработать определенный алгоритм в работе с инвесторами и улучшить инвестиционный климат.
В целях изменения текущего положения оправдан и поиск новых подходов к воздействию на экономику муниципальных образований, в частности наименее развитых российских сельских поселений, которые, с одной стороны, малочисленны и непривлекательны для большинства сфер бизнеса (в силу, как правило, малочисленности и «бесперспективности» относительно других муниципальных образований), а с другой — являются основными держателями земельных ресурсов, необходимых для организации новых и расширения действующих производств. Это тоже необходимо иметь в виду и с учетом данных факторов разрабатывать программы и стратегии инвестиционного развития для этого типа муниципальных образований.
По материалам журнала «Практика муниципального управления»
Г.М. Шамарова, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Московского финансово-промышленного университета «Синергия», д-р экон. наук, член-корреспондент РАЕ
Источник