Мультипликатор инвестиций: сущность и модель
Теория мультипликатора возникла в условиях преодоления последствий «Великой депрессии» 1929-1933 гг., когда стали широко применяться в качестве стимула для экономики государственные расходы на содействие занятости (организацию общественных работ). Было обращено внимание на получении эффекта от такого государственного спроса.
Исходным пунктов в теории мультипликатора Дж.М. Кейнса является главная роль инвестиций в росте занятости, а отсюда – объема национального дохода и величины потребления. Первоначальное увеличение занятости, вызванное инвестициями, приводит к дополнительному росту занятости и дохода в связи с необходимостью удовлетворения спроса на дополнительную рабочую силу.
Кейнс определяет национальный доход в двухсекторной экономике как сумму потребления и инвестиций (5.1), при этом потребление является линейной функцией национального дохода (5.2). Тогда
.
Множитель k показывает, насколько возрастает национальный доход при заданном росте инвестиций, и называется мультипликатор инвестиций (мультипликатор Кейнса):
(5.6)
Данный показатель является одним из ключевых понятий теории Кейнса и дословно означает «множитель», а автономные инвестиции рассматриваются исходным фактором мультипликативного процесса.
Формулу (5.6) можно вывести и другим способом. Приращение дохода распадается на две части: приращение потребительских расходов и инвестиций ∆Y = ∆C + ∆I. Отсюда ∆I = ∆Y – ∆C. Тогда, согласно определению мультипликатора:
(5.7)
Таким образом, сущность эффекта мультипликатора в рыночной экономике: увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода в большей степени, чем первоначальный рост инвестиций. Он объясняется тем, что инвестиции в экономику вызывают «цепную реакцию» в виде роста дохода и занятости. Однако эффект мультипликатора проявляет себя только в условиях неполной занятости, при этом мультипликатор действует как в режиме расширения, так и сжатия национального дохода в зависимости от увеличения или уменьшения инвестиций.
Математически Кейнс доказывает, что первоначальное увеличение инвестиций не может увеличить доход до бесконечности, потому что такое приращение происходит в убывающей геометрической прогрессии (см. график потребления). Следовательно, если известна предельная склонность к потреблению, то конечная сумма прогрессии будет равна величине мультипликатора:
(5.8)
В связи с тем, что часть прироста дохода всегда сберегается, мультипликативный процесс постепенно сужается и прекращается, когда прирост сбережения становится равным приросту дохода ∆S = ∆Y.
Как следует из формулы (5.6), чем выше склонность к потреблению, тем больше величина мультипликатора. Таким образом, теоретически концепция мультипликатора позволяет глубже уяснить проблемы равновесия, связанные с соответствием между инвестициями и сбережениями.
В более широком толковании – для четырехсекторной экономики – этот мультипликатор является мультипликатором автономных расходов. Совокупные расходы общества представляют собой сумму, которые домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир (в рамках национальной экономики) планируют потратить на товары и услуги. Функция этих расходов имеет вид основного макроэкономического тождества E = C + I + G + Xn и графически изображается аналогично функции потребления С = а + МРС*(Y – T), которая смещена вверх на величину I + G + Xn (см. рис. 5.1).
Для упрощения анализа допустим, что величина чистого экспорта не зависит от динамики дохода Y, потому чистый экспорт полностью включается в величину автономных расходов.
Мультипликатор автономных расходов – отношение изменений равновесного выпуска (ВНП) к изменению любого компонента автономных расходов:
(5.9)
Как и в случае мультипликатора инвестиций, однократное изменение любого компонента автономных расходов приводит к большему изменению ВНП ( ). Если, например, автономное потребление увеличивается на величину ∆С, это увеличивает совокупные расходы и доход Y на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает очередной рост потребления (вследствие увеличения дохода), но уже на величину МРС*∆С. Далее совокупные расходы и доход Y вновь увеличиваются на ту же величину (МРС*∆С) и так далее по схеме кругооборота «доходы – расходы». Возникает макроэкономическая цепочка: ∆С↑ => AD↑ => Y↑ => C↑ и т.д.
Из этой схемы следует, что совокупный доход Y многократно реагирует на первичный импульс ∆С, что и отображается в величине мультипликатора. Это означает, что даже относительно небольшие изменения в величинах C, I, G, Xn могут вызвать значительные изменения в уровне занятости и выпуска в экономике. Эта проблема усложняется в условиях зависимых от дохода инвестиций, так как в каждом последующем цикле производства из увеличившегося совокупного дохода финансируются не только более высокие потребительские расходы, но и возросшие инвестиционные расходы, и возникает эффект супермультипликатора.
Теория мультипликатора получила развития в работах П. Самуэльсона, Дж. Кларка, Р. Харрода, Г. Хаберлера, Э. Хансена и др. Явления мультипликации стали рассматриваться во времени: возникла динамическая теория мультипликатора. Она исследует воздействие первоначальных расходов на процесс воспроизводства не только в момент расходования, но и в последующее время, в течение которого будет сказываться их влияние на экономику.
Далее экономисты пришли к выводу, что мультипликативный эффект могут вызвать и другие расходы, в связи с чем были выделены следующие виды мультипликаторов:
1) мультипликатор потребления, показывающий, как прирост расходов на потребительские товары вызывает прирост доходов;
2) кредитный мультипликатор, устанавливающий зависимость между приростом объемов кредита и увеличением банковских вкладов, между приростом объемов кредита и увеличением количества наличных денег в обращении;
3) банковский мультипликатор, устанавливающий зависимость между ростом банковских вкладов и ростом денежной массы;
4) налоговый мультипликатор, показывающий зависимость между приростом величины налогов и приростом доходов.
Все они имеют отношение к внутренним причинно-следственным связям в экономике и вызываются эндогенными факторами.
Источник
Понятие мультипликатора. Виды мультипликаторов. Мультипликатор инвестиций, гос. расходов, налоговый мультипликатор.
Под мультипликатором понимается коэффициент, отражающий связь между увеличением (уменьшением) инвестиций и изменением величины дохода. Мультипликатор — это число, на которое должно быть умножено изменение в инвестициях, чтобы получить представление об ожидаемом изменении дохода.
· мультипликатор денежного предложения
· мультипликатор инвестиционных расходов
· мультипликатор правительственных расходов
· мультипликатор потребительских расходов
· мультипликатор чистых налогов
· мультипликатор автономных налогов
· мультипликатор сбалансированного бюджета
· мультипликатор внешней торговли
Мультипликатор инвестиций – это числовой коэффициент, показывающий увеличение ВНП на 1 + n при росте инвестиций на 1.
Мультипликационный эффект является своеобразным экономическим эхом, которое, подобно его акустическому аналогу, многократно повторяет исходный импульс. Доход состоит из потребления и сбережений. Поэтому эффект мультипликатора можно выразить с помощью предельной склонности к потреблению (МРС) и сбережению (MPS):
| (49.1) |
где K– мультипликатор инвестиций.
Чем доля потребления в доходе больше, тем сильнее будет проявляться в экономике эффект мультипликатора, так как рост потребления (расход) одних людей приводит к увеличению доходов других, продавших свои товары и услуги.
Мультипликатор государственных расходов (Government multiplier) (mg) – это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.
Величина мультипликатора государственных расходов зависит от предельной налоговой ставки. С учетом влияния налоговой ставки на мультипликационный эффект зависимость между изменением государственных расходов и объемом выпуска примет вид:
В открытой экономике на величину мультипликатора государственных расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект.
Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.
Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.
Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:
В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.
Понятие экономических циклов, причины циклического развития экономики.
Экономический цикл – это промежуток времени между одинаковыми экономическими конъюнктурами, т.е. время от одного состояния экономики до другого, которые условно одинаковы.
Подходы к объяснению циклического развития:
1) Экзогенный,- влияние внешних факторов: политические потрясения, базисные нововведения, динамика численности, населения, открытие крупных месторождений полезных ископаемых, крупные стихийные бедствия;
2) Эндогеный – влияние внутренних: несоответствие между совокупным спросом и совокупным предложением, между совокупными расходами и совокупным объемом производства. Поэтому циклический характер развития экономики может быть объяснен: либо изменением совокупного спроса при неизменной величине совокупного предложения (рост совокупных расходов ведет к подъему, их сокращение обусловливает рецессию); либо изменением совокупного предложения при неизменной величине совокупного спроса (сокращение совокупного предложения означает спад в экономике, его рост — подъем);
3) Синтез экзо- и эндогенного подходов.
Цикл и его фазы.
Экономический цикл – это промежуток времени между одинаковыми экономическими конъюнктурами, т.е. время от одного состояния экономики до другого, которые условно одинаковы.
1) I фаза – ПИК, при котором экономика достигает максимальной активности. Это период сверхзанятости (экономика находится выше уровня потенциального объема производства, выше тренда) и инфляции. (Вспомним, что когда в экономике фактический ВВП выше потенциального, то это соответствует инфляционному разрыву). Экономика в этом состоянии носит название «перегретой»;
2) 2 фаза – СПАД. Экономика постепенно возвращается к уровню тренда (потенциального ВВП), уровень деловой активности сокращается, фактический ВВП доходит до своего потенциального уровня, а затем начинает падать ниже тренда, что приводит экономику к следующей фазе – кризису;
3) 3 фаза – КРИЗИС. Экономика находится в состоянии рецессивного разрыва, поскольку фактический ВВП меньше потенциального. Это период недоиспользования экономических ресурсов, т.е. высокой безработицы;
4) 4 фаза – ОЖИВЛЕНИЕ ИЛИ ПОДЪЕМ. Экономика постепенно начинает выходить из кризиса, фактический ВВП приближается к своему потенциальному уровню, а затем превосходит его, пока не достигнет своего максимума, что вновь приведет к фазе бума.
Источник
Мультипликатор инвестиционных расходов
Равновесный объем производства изменяется в соответствии с изменением инвестиций. Инвестиции в любую отрасль влекут за собой рост занятости, увеличение доходов и потребления не только в данной отрасли, но и в сопряженных с нею отраслях.
Мультипликатор инвестиций — это отношение изменения равновесного выпуска HD, вызванного изменением инвестиционных расходов, к величине изменений последних. Мультипликатор представляет собой коэффициент, показывающий, во сколько раз общий прирост национального продукта превышает исходный прирост инвестиций.
Действие мультипликатора заканчивается тогда, когда суммарная величина вызванных ростом инвестиций сбережений полностью компенсирует величину первоначальных инвестиций. Только так и компенсируется вызванное ростом инвестиций неравновесие.
Между величиной мультипликатора и предельной склонностью к сбережению существует обратно пропорциональная связь:
Чем меньше доля любого изменения в доходе, который идет на сбережения, тем больше очередное расходование в каждом цикле и, соответственно, тем выше мультипликатор. Но поскольку MFC + MPS = 1, MPS = 1 -МРС, то:
Значение мультипликатора состоит в том, что он усиливает колебания предпринимательской деятельности, вызванные изменениями в расходах. Чем больше МРС (меньше MPS), тем больше мультипликатор.
Следует отметить, что в случае с мультипликатором речь идет об автономных инвестициях — инвестициях, связанных с техническим прогрессом, ростом населения и предельной склонностью к потреблению. Наряду с автономными существуют индуцированные инвестиции — капиталовложения, направленные на расширение производства на основе существующей технической базы в целях удовлетворения возросшего в результате роста доходов, совокупного спроса. Эффект мультипликатора действует только в экономике неполной занятости, где есть безработица и простаивающие производственные мощности.
Источник