- Раздел 1. Важнейшие модели макроэкономики
- Тема 3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
- Практическая работа 2
- Оглавление
- Задачи на выведение функций потребления, сбережения и определение их объема
- Задача 1
- Задача 2
- Раздел 3. Роль государства в экономике
- Тема 1. Кредитно-денежная и финансовая системы
- Практическая работа 2
- Оглавление
- Задачи на расчет денежных мультипликаторов
- Задача 1
- Задача 2
- Задачи на создание денег в кредитно-банковской системе
- Задача 3
- Задача 4
- Задача 5
- Задача 6
- Задача 7
- Задача 8
- Задача 9
- Задача 10
- Задачи на определение спроса на деньги
- Задача 11
- Задача 12
- Задачи на равновесие на денежном рынке
- Задача 13
- Geum.ru
- Содержание
Раздел 1. Важнейшие модели макроэкономики
Тема 3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
Практическая работа 2
Целью данного практикума является приобретение навыков определения функций потребления, сбережения, инвестиций.
Задачами практикума являются:
- во-первых, приобретение навыков выведения функций потребления и сбережения, определения их объемов;
- во-вторых, выявление взаимосвязи потребления, сбережений, инвестиций и ВНП.
- в-третьих, определение мультипликаторов дохода (потребления) и инвестиций и их влияния на ВНП.
Оглавление
Задачи на выведение функций потребления, сбережения и определение их объема
Задача 1
Постановка задачи: Дана функция потребления C = 60 + 0,85У (С – потребление домашних хозяйств, У – национальный доход). Выведите функцию сбережения и определите, каков будет объем сбережения, если национальный доход будет равен 500 ден. ед.
Технология решения задачи: Чтобы вывести функцию сбережения, надо от национального дохода вычесть функцию потребления: S = У – С = У – (60 + 0,85У) = 0,15У – 60. Подставив в формулу значение национального дохода, получаем: S = 0,15 * 500 – 60 = 15.
Задачу можно решить другим способом: сначала надо определить объем потребления; для этого подставим значение национального дохода в формулу потребления: С = 60 + 0,85 * 500 = 485 ден. ед. Затем от национального дохода отнять потребление: 500 – 485 = 15 ден. ед. – это сбережения.
Ответ: 15 ден. ед.
Задача 2
Постановка задачи: Расходы семьи на потребление составляют 1200 + 0,8У v , где У v – располагаемый доход. Рассчитайте объемы потребления и сбережения при каждом уровне дохода. При каком доходе сбережения равны 0?
Источник
Раздел 3. Роль государства в экономике
Тема 1. Кредитно-денежная и финансовая системы
Практическая работа 2
Целью данного практикума является закрепление вопросов равновесия на денежном рынке и совместного равновесия, определение влияния денежных переменных на экономику.
Задачами практикума являются:
- во-первых, усвоение процесса создания денег в кредитно-банковской системе;
- во-вторых, выявление взаимосвязи спроса и предложения денег и формирования равновесия на денежном рынке;
- в-третьих, усвоение формул расчета денежных мультипликаторов;
- в-четвертых, определение совместного равновесия на товарном и денежном рынках;
- в-пятых, выявление влияния денежной массы на реальные и номинальные показатели экономического развития.
Оглавление
Задачи на расчет денежных мультипликаторов
Задача 1
Постановка задачи: Центральный банк установил норму обязательного резервирования в размере 12,5 %. Определите банковский мультипликатор.
Технология решения задачи: Банковский мультипликатор определяется по формуле:
1/ Норма обязательного резервирования
Следовательно, мультипликатор равен: .
Задача 2
Постановка задачи: Норма резервирования в стране равна 20 %, норматив избыточных резервов 5 %, коэффициент депонирования равен 50 %. Определите денежный мультипликатор.
Технология решения задачи: Денежный мультипликатор определяется по формуле:
(1 + Коэффициент депонирования): (Норма резервирования + Норма избыточных резервов + Коэффициент депонирования)
Ответ: мультипликатор равен 2.
Задачи на создание денег в кредитно-банковской системе
Задача 3
Постановка задачи: Небольшие срочные вклады составляют 81,5 млн ден. ед., крупные срочные планы – 32,3 млн ден. ед., чековые вклады – 22,4 млн ден. ед., бесчековые сберегательные вклады – 15 млн ден. ед., наличные деньги – 48,8 млн ден. ед. На основе этих данных определите агрегаты M1, M2, МЗ.
Технология решения задачи: Агрегат М1 включает в себя наличные деньги, чековые вклады и бесчековые сберегательные вклады:
М2 включает М1 и небольшие срочные вклады:
. В агрегат М3 входит М2 и крупные срочные вклады:
М1 = 86,2 млн ден. ед., М2 = 167,7 млн ден. ед.,
М3 = 200 млн ден. ед.
Задача 4
Постановка задачи: В банк А пришел новый депозит в размере 20 000 у. е., норма обязательного резервирования в стране 10 %. На сколько увеличатся кредитные возможности банка А?
Технология решения задачи: Поскольку часть депозитов банки обязаны держать в форме резервов, то кредитные возможности увеличиваются на объем новых депозитов за минусом обязательного резерва:
Ответ: увеличатся на 18 000 у. е.
Задача 5
Постановка задачи: В банк Х пришли два новых депозита на 10 000 и 15 000 у. е. Норма обязательного резервирования составляет 20 %. Определите, на сколько увеличатся кредитные возможности банка Х и на сколько максимально может возрасти денежная масса?
Технология решения задачи: Кредитные возможности банка Х увеличиваются на объем новых депозитов за минусом обязательного резерва: Чтобы узнать, как может увеличиться денежная масса в экономике, надо рост кредитных возможностей банка Х умножить на банковский мультипликатор:
.
Ответ: кредитные возможности банка Х увеличатся на 20 000 у. е., денежная масса – на 100 000 у. е.
Задача 6
Постановка задачи: На основе следующих данных определите, как изменится денежная масса в стране:
- Центральный банк скупил за наличные деньги у населения ценные бумаги правительства на сумму 200 у. е.
- Центральный банк продал коммерческим банкам ценных бумаг государства на сумму 500 у. е.
- Центральный банк снизил учетную ставку процента, в результате коммерческие банки взяли дополнительных кредитов на сумму 50 млн ден. ед.
- Правительство купило оборудование на сумму 1000 млн ден. ед., расплатившись чеками на депозиты казначейства.
Норма обязательного резервирования, действующая в стране, – 10 %.
Технология решения задачи: Прирост денежной массы происходит за счет прироста наличных денег и депозитных денег с эффектом мультипликатора: . Поэтому рассмотрим каждую операцию в отдельности.
- Денежная масса увеличивается на сумму покупки ценных бумаг (т. к. покупаются за наличные деньги, то без эффекта мультипликатора):
- Денежная масса уменьшается на сумму продажи, умноженную на мультипликатор:
- Денежная масса увеличилась на сумму дополнительных кредитов, умноженную на мультипликатор:
- Денежная масса увеличилась на сумму покупки, умноженную на мультипликатор:
Теперь можно определить общее изменение денежной массы:
Ответ: увеличится на 5700 у. е.
Задача 7
Постановка задачи: Г-н Вильнер закрыл свой счет в банке Х, забрав оттуда 10 000 $. Норма обязательного резервирования 25 %. Насколько уменьшится предложение денег данным банком и всей банковской системой? Что произойдет, если норма обязательного резервирования уменьшится до 20 %?
Технология решения задачи: Предложение денег банком Х уменьшится на объем забранных депозитов за минусом обязательного резерва: 10 000 – 0,25 * 10 000 = 7500 $. Чтобы узнать, как уменьшится денежная масса в экономике, надо изменение предложения банком Х умножить на банковский мультипликатор:
^М = 7500 * 1/0,25 = 30 000 $.
Если норма резервирования станет 20 %, то предложение денег банком Х уменьшится на 10 000 – 0,2 * 10 000 = 8000 $. Денежная масса в экономике уменьшится на 8000 * 1/0,2 = 40 000 $.
Ответ: при 25 % предложение денег банком Х уменьшится на 7500 $, всей системой – на 30 000 $.
При 20 % предложение уменьшится на 8000 $ банком Х и 40 000 $ всей банковской системой.
Задача 8
Постановка задачи: Денежная база в экономике составляет 2000 у. е. Соотношение наличность: депозиты равно 3: 1. Норма обязательного резервирования 10 %. Определите денежную массу.
Технология решения задачи: Денежная база состоит из наличных денег и депозитов. Так как их соотношение 3: 1, то наличных денег в базе 1500 у. е., депозитов 500 у. е. Денежную массу можно подсчитать следующим образом:
. Подставив значения, получим:
Задача 9
Постановка задачи: Денежная база увеличилась на 1000 у. е., при этом объем наличных денег остался неизменным. Определите, как изменится денежная масса, если денежный мультипликатор равен 3.
Технология решения задачи: Прирост денежной массы определяется приростом денежной базы и мультипликатором:
, следовательно, прирост денежной массы
Ответ: увеличится на 3000 у. е.
Задача 10
Постановка задачи: Денежная база в экономике увеличилась на 1500 у. е. Норма резервирования составляет 12 %, норматив кассовых остатков 3 %, коэффициент предпочтения наличности 45 %. Определите, насколько увеличится денежная масса.
Технология решения задачи: Прирост денежной массы определяется приростом денежной базы и мультипликатором:
.
Мультипликатор определяется по формуле:
(1 + Коэффициент депонирования): (Норма резервирования + Норма избыточных резервов + Коэффициент депонирования)
Следовательно, прирост денежной массы
Ответ: на 3615 у. е.
Задачи на определение спроса на деньги
Задача 11
Постановка задачи: Реальный ВНП в экономике 2000 ден. ед., уровень цен – 2; денежная единица совершает 10 оборотов в год. Определите трансакционный спрос на деньги.
Технология решения задачи: Трансакционный спрос на деньги определяется по формуле:
Подставив значения, получаем:
Ответ: 400 ден. ед.
Задача 12
Постановка задачи: Реальный ВНП в экономике 6000 ден. ед., уровень цен – 3; денежная единица совершает 9 оборотов в год. Зависимость спроса на деньги от процентной ставки представлена в таблице. Нарисуйте графики трансакционного, спекулятивного и общего спроса на деньги.
Процентная ставка, %
Спрос на деньги (ден. ед.)
Технология решения задачи: Сначала определим трансакционный спрос на деньги по формуле:
Подставив значения, получаем:
3 * 6000: 9 = 2000 ден. ед. График трансакционного спроса на деньги будет представлять собой вертикальную прямую:
График спекулятивного спроса на деньги строится по точкам, исходя из зависимости спроса от процентной ставки, данной в таблице, т. е. при 15 % ставке спроса на деньги как финансовый актив предъявляться не будет. Чем ниже ставка, тем больше потребность, поэтому график будет представлять собой нисходящую прямую.
Общий спрос на деньги определяется как сумма транcакционного спроса и спекулятивного спроса, т. е. при ставке 15 % — 2000 + 0 = 2000, при ставке 10 % — 2000 + 1000 = 3000 и т. д. График общего спроса также складывается из графиков трансакционного и спекулятивного спроса:
Задачи на равновесие на денежном рынке
Задача 13
Постановка задачи: Реальный ВНП в экономике 100 000 ден. ед., уровень цен – 2; денежная единица совершает 8 оборотов в год. Зависимость спроса на деньги от процентной ставки представлена в таблице:
Процентная ставка, %
Спрос на деньги (ден. ед.)
Источник
Geum.ru
Содержание
1.4. Инвестиционный мультипликатор и инвестиционный акселератор
1.5. Задачи по главе 1
1.6. Контрольные вопросы по главе 1
2. Инвестиции в форме капитальных вложений
2.1.1. Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
2.1.2. Структура капитальных вложений
Технологическая структура капитальных вложений
Отраслевая структура капитальных вложений
2.2. Объекты и субъекты капитальных вложений
2.3. Права, обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности
2.3.2. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности
2.3.3. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности
2.4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
2.5. Участие государства в инвестиционной деятельности
Подобный материал:
- Во второй главе рассматриваются вопросы, связанные с машинным распознаванием символов, 391.63kb.
- 7 Задачи оптимизации, 76.67kb.
- Тематика курсовых работ (включая вопросы, необходимые для рассмотрения во 2 главе работы)., 65.99kb.
- Бизнес-план сущность и задачи 7 2 Структура бизнес-плана 9 1 Обзорный отдел (резюме), 859.42kb.
- Задачи революции 7 Начало революции 8 Весенне-летний подъём революции, 326.28kb.
- Исследование операций, 248.73kb.
- Вэтой главе кратко обозреваются физические характеристики, которые являются (или считаются), 1356.18kb.
- 1. Создать межведомственный Совет при Главе города Кургана по профилактике правонарушений, 82.66kb.
- Главе Республики Коми» мод «Коми войтыр» Оргкомитет фестиваля руководство, 97.5kb.
- Н. С. Келлин (ипм им. М. В. Келдыша ран) > Г. В. Носовский (мгу им. М. В. Ломоносова), 143.81kb.
1.4. Инвестиционный мультипликатор и инвестиционный акселератор
Для количественного выражения этой связи Кейнсом введено понятие «инвестиционный мультипликатор».
Суть инвестиционного мультипликатора состоит в том, что увеличение инвестиций приведет к росту ВНП в гораздо большем размере, чем первоначальные дополнительные инвестиции:
ИМ = Δ ВНП / Δ Инвестиции = 1 / (1 – MPC) = 1 / MPS,
где Δ ВНП – прирост валового национального продукта;
Δ Инвестиции – прирост инвестиций в экономику;
MPC – предельная склонность к потреблению;
MPS – предельная склонность к сбережению.
Иными словами инвестиционный мультипликатор представляет собой величину, обратно пропорциональную предельной склонности к сбережению (или прямо пропорциональную предельной склонности к потреблению).
Выводы из формулы определения ИМ:
- чем выше дополнительные расходы населения на потребление, тем выше величина мультипликатора, т.к. при расходовании населением своих доходов на потребление растут доходы производителей товаров, следовательно, увеличится приращение ВНП при данном объеме приращения инвестиций;
- чем выше дополнительные сбережения населения, тем меньше величина мультипликатора, следовательно, приращение ВНП уменьшится при данном объеме прироста инвестиций.
Обратным показателем инвестиционного мультипликатора является инвестиционный акселератор, который показывает, во сколько раз может увеличиться объем инвестиций в результате роста объема ВНП.
ИА = Δ Инвестиции / Δ ВНП = 1 – MPC = MPS
Инвестиционные мультипликатор и акселератор по-разному характеризуют влияние макроэкономических факторов роста национального дохода и сбережений на инвестиционную активность предприятий. Если инвестиционный мультипликатор связывает эту активность с формированием будущих сбережений (инвестиционных ресурсов) в зависимости от объемов инвестиций, то инвестиционный акселератор характеризует степень возможной инвестиционной активности предприятий от формируемого прироста национального дохода. Т.о. через эти показатели можно проследить связь между инвестициями и ВНП.
1.5. Задачи по главе 1:
Задача 1. Предельная склонность к потреблению, сложившаяся в обществе, равна 4/6. Определите величину инвестиционного мультипликатора и прирост ВНП, если известно, что прирост инвестиций равен 1000 ден. ед.
Задача 2. Вычислите, на сколько миллиардов рублей должны быть увеличены инвестиции в экономике, чтобы ВНП вырос с 567 млрд. руб. до 700 млрд. руб., при величине инвестиционного мультипликатора, равного 3,5.
Задача 3. Определить размер инвестиций в экономику, если равновесный ВНП составляет 2569 ден. ед., государственные расходы – 1206 ден. ед., чистый экспорт – 120 ден. ед., автономное потребление – 694 ден. ед., а предельная склонность к сбережению равна 0,75.
ВНП = С + I + X + G – М , где С — потребление; I — инвестиции; Х — чистый экспорт; G — государственные закупки товаров и услуг, М — импорт.
Равновесный валовой национальный продукт — величина ВНП, при которой общий объем конечных товаров и услуг равен объему потребленных товаров и услуг.
1.6. Контрольные вопросы по главе 1:
- Что такое инвестиции?
- Каковы основные признаки инвестиций?
- Какую роль играют инвестиции на макроуровне?
- Какую роль играют инвестиции на микроуровне?
- Какую зависимость показывает инвестиционный мультипликатор?
- Каковы цели классификации инвестиций?
- По каким признакам можно классифицировать инвестиции?
2. Инвестиции в форме капитальных вложений
2.1. Капитальные вложения
Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательских работы и ряд других затрат.
2.1.1. Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений
Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, подразделяются на следующие виды:
- оборонительные инвестиции, направленные на снижение риска по приобретению сырья, комплектующих изделий, на удержание уровня цен, на защиту от конкурентов и т.д.;
- наступательные инвестиции, обусловленные поиском новых технологий и разработок, с целью поддержания высокого научно-технического уровня производимой продукции;
- социальные инвестиции, целью которых является улучшение условий труда персонала;
- обязательные инвестиции, необходимость в которых связана с удовлетворением государственных требований в части экологических стандартов, безопасности продукции, иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента;
- представительские инвестиции, направленные на поддержание престижа предприятия.
В зависимости от направленности действий выделяют:
- начальные инвестиции (нетто-инвестиции), осуществляемые при приобретении или основании предприятия;
- экстенсивные инвестиции, направленные на расширение производственного потенциала;
- реинвестиции, под которыми понимают вложение высвободившихся инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средств производства;
- брутто-инвестиции, включающие нетто-инвестиции и реинвестиции.
В экономическом анализе применяется и иная группировка инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений:
- инвестиции, направляемые на замену оборудования, изношенного физически и (или) морально;
- инвестиции на модернизацию оборудования. Их целью является сокращение издержек производства или улучшение качества выпускаемой продукции;
- инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является увеличение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств, при расширении спроса на продукцию или переход на выпуск новых видов продукции;
- инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры продукции, производством новых видов продукции, организацией новых рынков сбыта;
- стратегические инвестиции, направленные на внедрение достижений научно-технического прогресса, повышение степени конкурентоспособности продукции, снижение хозяйственных рисков. Посредством стратегических инвестиций реализуются структурные изменения в экономике, развиваются ключевые импортозамещающие производства или конкурентно — способные экспортно-ориентированные отрасли.
2.1.2. Структура капитальных вложений
Различают воспроизводственную, технологическую, отраслевую структуру капитальных вложений.
Воспроизводственная структура – по этому признаку различают капитальные вложения на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства.
Новое строительство – это комплекс объектов основного, вспомогательного назначения вновь создаваемых предприятий и организаций либо новых производств на новых площадках действующих предприятий, которые после ввода в эксплуатацию будут иметь самостоятельный баланс. К новому строительству относится также строительство предприятия взамен ликвидируемого предприятия, эксплуатация которого в дальнейшем признана нецелесообразной в силу технических, экономических или экологических условий.
Расширение действующих предприятий – это строительство дополнительных цехов, производств на действующем предприятии, а также строительство новых филиалов, производств, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
Реконструкция действующих предприятий включает полное или частичное переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения (как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений), связанное с совершенствованием производства, повышением его технического уровня для увеличения производственных мощностей, улучшения качества продукции, изменения ее номенклатуры, а также улучшения условий труда и условий окружающей среды.
Техническое перевооружение – комплекс мероприятий для повышения технического уровня отдельных производств, цехов на основе внедрения более совершенной техники и технологий, механизации и автоматизации производства, замены устаревшего оборудования, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
Технологическая структура капитальных вложений означает выделение затрат на строительно-монтажные работы, машины и оборудование, прочие затраты (изыскательские работы, проектные работы, содержание дирекции строительного объекта, подготовка кадров). Чем большую долю занимают затраты на активную часть основных фондов, тем эффективнее технологическая структура.
Отраслевая структура капитальных вложений предполагает их разделение по назначению сооружаемых объектов, например:
- строительство объектов промышленного назначения;
- строительство объектов сельскохозяйственного назначения;
- строительство объектов транспорта и связи;
- жилищное строительство;
- строительство объектов социальной сферы;
- геологоразведочные работы.
Следует выделить объекты капитальных вложений и субъекты инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
2.2. Объекты и субъекты капитальных вложений
Объектами капитальных вложений в российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объе-динения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности.
Заказчики — уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подрядчики — физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиками в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствий с федеральным законом.
Пользователи объектов капитальных вложений — физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления) иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователями объектов капитальных вложений могут быть инвесторы.
Субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемыми между ними.
2.3. Права, обязанности и ответственность субъектов инвестиционной деятельности
2.3.1. Права субъектов инвестиционной деятельности
Государство в соответствии с указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:
- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности; гласность в обсуждении инвестиционных проектов;
- право обжалования в судебном порядке любых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органе местного самоуправления и их должностных лиц;
- стабильность прав субъектов инвестиционной деятельности. В случаях принятия законов, устанавливающих для субъектов инвестиционной деятельности иные правила, чем те, которые действовали при заключении договоров между ними, условия этих договоров сохраняют свою силу, за исключением случаев, когда законом установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров;
- самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
- владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
- передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
- объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществление других прав, предусмотренных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиту капитальных вложений.
2.3.2. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности
Субъекты инвестиционной деятельности обязаны:
- осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также с утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами);
- исполнять требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, не противоречащие нормам законодательства Российской Федерации;
- использовать средства, направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемого между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами.
2.3.3. Ответственность субъектов инвестиционной деятельности
- В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации, условий договора и (или) государственного контракта субъекты инвестиционной деятельности несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Споры, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации.
2.4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, заключается в следующем:
- Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
- создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности;
- прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
- Государственное регулирование инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- В условиях возникновения на территории Российской Федерации чрезвычайных ситуаций деятельность субъектов инвестиционной деятельности, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности создаются государством путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- защиты интересов инвесторов;
- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
- принятия антимонопольных мер;
- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
- развития финансового лизинга в Российской Федерации;
- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
2.5. Участие государства в инвестиционной деятельности
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится путем:
- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета. Порядок формирования указанного перечня определяется Правительством Российской Федерации;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации — органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством РФ, средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования и материалов (в том числе при реализации бюджета развития Российской Федерации);
- защиты интересов инвесторов;
- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источник